Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Как простор этих ханьских вод широк!Как простор этих ханьских вод широк! Переплыть их никто никогда не мог. Вдоль великого Цзяна на утлом плоту Не уплыть далеко на восток. Шицзин И вот любуюсь отраженьем Странным в колеблющейся влаге. Я давно уже склоняюсь к ней челом венчанным. Р. М. Рильке Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! А. Блок
Восток. Запад. Россия. Сколько жизней прошло через эти реалии человеческого существования. Сколько исторических бурь, кровавых и бессмысленных, пронеслось. Сколько родилось возвышенных чувств. Сколько брошено взглядов, создано исторических и философских теорий. Но «тайное все еще мало доступно словам» (Рильке). Что-то таит в себе и вечное величие Востока, и непостижимое чудо древнего Запада, и все еще неразгаданная загадка русской судьбы. Решаюсь прикоснуться к этим реалиям, к этим метафорам и возвести Тридцать лет уже занимаясь русской историей, выбираю историографический путь, благодарно склоняясь к отечественной традиции познания и понимания прошлого, настоящего и будущего. Первый опыт задуманного исследования хочу сделать работой, выясняющей истоки и цели, специфику способа мышления, содержание и результаты творчества русского историка Сергея Михайловича Соловьева, выразившиеся в концентрированном виде в его историческом мировоззрении. Первым шагом на этом, видимо, долгом пути и является представляемая читателю книга, в которой предпринята попытка рассмотреть проблему «Восток—Запад — Россия» в историческом мышлении Соловьева, взятом в определенном контексте усской мысли 30—70-х гг. XIX в. (П. Я. Чаадаев, К. Д. Кавелин, Н.Я. Данилевский).. Россия сегодня, как и в середине прошлого века, находится в ситуации, которая властно требует осознанного цивилизационного самоопределения и выбора пути дальнейшего исторического развития. В ту эпоху главным ответом отечественной мысли на вызов времени явилась «русская идея». Специфическое место в рамках этого духовного и мировоззренческого комплекса принадлежит цивилизационно-историческим идеям и построениям С. М. Соловьева, далеко еще по достоинству не оцененным в современной литературе. Причина этого, на мой взгляд, двояка. В идеологическом отношении Соловьев находился ближе всего к западническому, либеральному течению русской мысли. Вместе с тем в ее изучении доминировала такая исследовательская парадигма, в соответствии с которой исключительное внимание уделялось либо консервативной, религиозно-идеалистической философии (особенно в западной историографии), либо же материализму и атеизму революционеров-демократов (преимущественно в советской историографии). В результате в сознании исследователей закрепился разорванный и одновременно односторонний взгляд на русскую мысль XIX в., в соответствии с которым существо и основная направленность «философских стараний русского ума» (Б. В. Яковенко) выражается в полярных модусах онсервативного и революционного сознания. Суть этого подхода к русской мысли хорошо передана метафорой «иконы и топора» (Дж. Биллингтон). При традиционном подходе идеология и философия либерализма как бы «выпадает» из русской мысли. Н. А. Бердяев утверждал: «В России никогда не было либеральной идеологии, которая бы вдохновляла и имела влияние. Деятели 60-х гг., которые производили реформы, могут быть названы либералами, но это не было связано с определенной идеологией, с целым миросозерцанием»; единственное исключение — Б. Н. Чичерин, по которому, однако, «можно изучать лишь «дух, противоположный русской идее» [184, 171]. В недавней обобщающей работе Ф. Коплстона «Философия в России. От Герцена до Ленина и Бердяева» либералам Кавелину и Чичерину уделено всего несколько строк. В дискуссиях на «круглых столах» 1988 г. по проблемам изучения и преподавания истории русской философии и культуры мыслители либерального направления не были упомянуты в ситуациях, где этого, казалось, просто нельзя избежать, например в выступлении Э. Ю. Соловьева [192, 137— 140]. Прав поэтому Л. В. Поляков, утверждающий, что «русская либеральная традиция в целом и ее философская составляющая в особенности до сих пор составляют: на карте современного общественного самосознания белое пятно. девственной чистоты» [191, 31]. Но, возразит читатель, Соловьев ведь, прежде всего, историк, ученый, исследователь, создатель монументальной «Истории России (с древнейших времен», автор ряда монографий и множества статей, о котором, в свою очередь, существует огромная исследовательская литература: так «Персональный указатель литературы (1838—1981)», изданный в 1984 г., насчитывает двести страниц [205]. С этим трудноне согласиться, но стоит заметить, что философско-исторические Данным обстоятельством, видимо, и объясняется тот факт, что в современной историографии, как отечественной, так и зарубежной, является господствующим идущее еще от М. Н. Покровского, но до сих пор не получившее специального научного обоснования представление о решающем влиянии философии истории Гегеля на историческое мировоззрение и методологию Соловьева, Кавелина и Чичерина и даже о существовании особой «гегелевской школы» в русской историографии. Поразительнее всего при этом то, что данное представление в одинаковой мере разделяется и сторонниками идеи о единой научной (государственной) школе Кавелина — Соловьева — Чичерина (М. Н. Покровский, П. Соловьев, В. Е. Иллерицкий, А. Н. Цамутали, Н. И. Цимбаев, В. И. Дурновцев, А. Н. Медушевский, С. Бенсон, К.-Д. Гротхузен, А. Мазур), и ее противниками, стремящимися к обособлению Соловьева от государственной школы (Н. Л. Рубинштейн, А. М. Сахаров, С. С. Дмитриев). Лишь в 1988 г.' в статье А. Н. Медушевского был подвергнут специальному рассмотрению вопрос о влиянии «философии Гегеля на формирование концепции государственной школы» [177, 103]. Однако и в этой работе, как справедливо отмечает А. В. Лубский, «доказав в целом гегельянский характер взглядов Б. Н. Чичерина», автор Продолжая в данной работе полемику со сторонниками «гегельянской гипотезы» в отношении исторического мировоззрения Соловьева с учетом нововведенных материалов, не считаю ее самоцелью. Главное в работе — анализ реальной исследовательской методологии Соловьева, его способа мышления об истории, который, как мне представляется, обнаруживает такой пласт, что позволительно поставить вопрос об оценке его вклада в становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях—в линии, ведущей к «Постижению 1) исходное историко-методологическое осмысление цивилизационных возможностей формационной теории, традиционно использовавшейся в советской философской и исторической науке, и специфики цивилизационного подхода к русской истории в классической отечественной традиции XIX—XX вв.; 2) специальное рассмотрение под углом зрения данной проблематики важнейших философско-исторических идей П. Я. Чаадаева, К. Д. Кавелина и Н. Я. Данилевского.
|