Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Как простор этих ханьских вод широк!





Как простор этих ханьских вод широк!

Переплыть их никто никогда не мог.

Вдоль великого Цзяна на утлом плоту

Не уплыть далеко на восток.

Шицзин

И вот любуюсь отраженьем

Странным в колеблющейся влаге. Я давно

уже склоняюсь к ней челом венчанным.

Р. М. Рильке

Наш путь — степной, наш путь —

в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь!

А. Блок

 

Восток. Запад. Россия. Сколько жизней прошло через эти реалии человеческого существования. Сколько исторических бурь, кровавых и бессмысленных, пронеслось. Сколько родилось возвышенных чувств. Сколько брошено взглядов, создано исторических и философских теорий. Но «тайное все еще мало доступно словам» (Рильке). Что-то таит в себе и вечное величие Востока, и непостижимое чудо древнего Запада, и все еще неразгаданная загадка русской судьбы. Решаюсь прикоснуться к этим реалиям, к этим метафорам и возвести
в слово чувства и мысли (и свои собственные, и наши общие, человеческие), сознавая, что в этом вечном, все продолжающем распадаться мире нужна точка опоры — в мысли, как и в душе, ибо сказано: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10, 36),

Тридцать лет уже занимаясь русской историей, выбираю историографический путь, благодарно склоняясь к отечественной традиции познания и понимания прошлого, настоящего и будущего. Первый опыт задуманного исследования хочу сделать работой, выясняющей истоки и цели, специфику способа мышления, содержание и результаты творчества русского историка Сергея Михайловича Соловьева, выразившиеся в концентрированном виде в его историческом мировоззрении. Первым шагом на этом, видимо, долгом пути и является представляемая читателю книга, в которой предпринята попытка рассмотреть проблему «Восток—Запад — Россия» в историческом мышлении Соловьева, взятом в определенном контексте усской мысли 30—70-х гг. XIX в. (П. Я. Чаадаев, К. Д. Кавелин, Н.Я. Данилевский)..

Россия сегодня, как и в середине прошлого века, находится в ситуации, которая властно требует осознанного цивилизационного самоопределения и выбора пути дальнейшего исторического развития. В ту эпоху главным ответом отечественной мысли на вызов времени явилась «русская идея». Специфическое место в рамках этого духовного и мировоззренческого комплекса принадлежит цивилизационно-историческим идеям и построениям С. М. Соловьева, далеко еще по достоинству не оцененным в современной литературе. Причина этого, на мой взгляд, двояка. В идеологическом отношении Соловьев находился ближе всего к западническому, либеральному течению русской мысли. Вместе с тем в ее изучении доминировала такая исследовательская парадигма, в соответствии с которой исключительное внимание уделялось либо консервативной, религиозно-идеалистической философии (особенно в западной историографии), либо же материализму и атеизму революционеров-демократов (преимущественно в советской историографии). В результате в сознании исследователей закрепился разорванный и одновременно односторонний взгляд на русскую мысль XIX в., в соответствии с которым существо и основная направленность «философских стараний русского ума» (Б. В. Яковенко) выражается в полярных модусах онсервативного и революционного сознания. Суть этого подхода к русской мысли хорошо передана метафорой «иконы и топора» (Дж. Биллингтон).

При традиционном подходе идеология и философия либерализма как бы «выпадает» из русской мысли. Н. А. Бердяев утверждал: «В России никогда не было либеральной идеологии, которая бы вдохновляла и имела влияние. Деятели 60-х гг., которые производили реформы, могут быть названы либералами, но это не было связано с определенной идеологией, с целым миросозерцанием»; единственное исключение — Б. Н. Чичерин, по которому, однако, «можно изучать лишь «дух, противоположный русской идее» [184, 171]. В недавней обобщающей работе Ф. Коплстона «Философия в России. От Герцена до Ленина и Бердяева» либералам Кавелину и Чичерину уделено всего несколько строк. В дискуссиях на «круглых столах» 1988 г. по проблемам изучения и преподавания истории русской философии и культуры мыслители либерального направления не были упомянуты в ситуациях, где этого, казалось, просто нельзя избежать, например в выступлении Э. Ю. Соловьева [192, 137— 140]. Прав поэтому Л. В. Поляков, утверждающий, что «русская либеральная традиция в целом и ее философская составляющая в особенности до сих пор составляют: на карте современного общественного самосознания белое пятно. девственной чистоты» [191, 31].

Но, возразит читатель, Соловьев ведь, прежде всего, историк, ученый, исследователь, создатель монументальной «Истории России (с древнейших времен», автор ряда монографий и множества статей, о котором, в свою очередь, существует огромная исследовательская литература: так «Персональный указатель литературы (1838—1981)», изданный в 1984 г., насчитывает двести страниц [205]. С этим трудноне согласиться, но стоит заметить, что философско-исторические
взгляды и исследовательская методология Соловьева-ученого (как и идеологов либерализма в эпоху 1861 г. в России Кавелина и Чичерина, которых обычно считают основными представителями так, называемой «государственной школы» в русской историографии) досих пор и зучены слабо. На это специально обращалось внимание
в статье А. Е. Шикло «История русской исторической мысли (последней трети XVIII—второй трети XIX века в современной [историографии (Некоторые дискуссионные проблемы)» [224], а также в рецензии Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина и В. М. Русакова [124] на нашу книгу «История и диалектика (Диалектика и исторические знания в России XIX века)» [125].

Данным обстоятельством, видимо, и объясняется тот факт, что в современной историографии, как отечественной, так и зарубежной, является господствующим идущее еще от М. Н. Покровского, но до сих пор не получившее специального научного обоснования представление о решающем влиянии философии истории Гегеля на историческое мировоззрение и методологию Соловьева, Кавелина и Чичерина и даже о существовании особой «гегелевской школы» в русской историографии. Поразительнее всего при этом то, что данное представление в одинаковой мере разделяется и сторонниками идеи о единой научной (государственной) школе Кавелина — Соловьева — Чичерина (М. Н. Покровский, П. Соловьев, В. Е. Иллерицкий, А. Н. Цамутали, Н. И. Цимбаев, В. И. Дурновцев, А. Н. Медушевский, С. Бенсон, К.-Д. Гротхузен, А. Мазур), и ее противниками, стремящимися к обособлению Соловьева от государственной школы (Н. Л. Рубинштейн, А. М. Сахаров, С. С. Дмитриев).

Лишь в 1988 г.' в статье А. Н. Медушевского был подвергнут специальному рассмотрению вопрос о влиянии «философии Гегеля на формирование концепции государственной школы» [177, 103]. Однако и в этой работе, как справедливо отмечает А. В. Лубский, «доказав в целом гегельянский характер взглядов Б. Н. Чичерина», автор
«экстраполирует свои выводы на всю государственную школу» [166, 167]. В «Истории и диалектике» данная проблема рассматривалась на монографическом уровне. Основной результат этого рассмотрения в отношений Соловьева — тезис о сциентистском происхождении и характере философии истории этого мыслителя-ученого и вывод о том, что его «Наблюдения над исторической жизнью народов» представляют собою своеобразную антитезу «Философии истории» Гегеля. В моей докторской диссертации «Философия истории русского либерализма второй половины XIX века (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин)» эти идеи получили дальнейшее развитие и дополнительное подтверждение на материале рукописного наследия Соловьева.

Продолжая в данной работе полемику со сторонниками «гегельянской гипотезы» в отношении исторического мировоззрения Соловьева с учетом нововведенных материалов, не считаю ее самоцелью. Главное в работе — анализ реальной исследовательской методологии Соловьева, его способа мышления об истории, который, как мне представляется, обнаруживает такой пласт, что позволительно поставить вопрос об оценке его вклада в становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях—в линии, ведущей к «Постижению
истории» А. Тойнби. Этим объясняется тот широкий контекст, в который поставлено рассмотрение идей и методологии Соловьева в его освещении проблемы «Восток—Запад — Россия». А именно:

1) исходное историко-методологическое осмысление цивилизационных возможностей формационной теории, традиционно использовавшейся в советской философской и исторической науке, и специфики цивилизационного подхода к русской истории в классической отечественной традиции XIX—XX вв.;

2) специальное рассмотрение под углом зрения данной проблематики важнейших философско-исторических идей П. Я. Чаадаева, К. Д. Кавелина и Н. Я. Данилевского.


Date: 2015-09-05; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию