Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Если человек вопрошает, то обычно он, все-таки слушает внимательно, что ему говорят, так как здесь включен его собственный вопрос
В том-то и дело, что он слушает, но по данной теме не вопрошает. Получается, что начинаешь его обличать. Это достаточно сложный вопрос: когда человека надо обличить, а когда не надо. Святые Отцы говорят: «Прекращай беседу, когда с тобой спорят». Можно ли найти в современных монастырях серьезное духовное руководство, основанное на святоотеческих писаниях и собственном духовном опыте? Удалось ли Вам в свое время найти такого руководителя?
— К моему счастью, в молодости я еще застал таких руководителей. Мне кажется, что мы впадаем в крайность. Когда мы говорим о необходимости духовного руководства, то где-то в нашем подсознании встает образ древних Отцов, о которых мы читали в патериках и в житиях святых. И мы делаем вывод, что если таких Отцов нет, значит слушаться некого. Но есть руководители, хоть и не такие, как древние Отцы, однако достаточные длянашего спасения,— вот что для нас главное.
Безусловно, духовный отец обязательно должен иметь собственный духовный опыт. Но этот духовный опыт приобретается годами монашеской жизни. Если человек, несмотря на свои слабости и ошибки, в глубине своего сердца искренно стремится исполнить монашеские обеты, тогда некий опыт он обязательно приобретет. Если в современных монастырях не может осуществляться в достаточной мере делание откровения помыслов, какие делания вместо него могут столь же действенно очищать душу? Что предпринять, если нет возможности исповедать помыслы, а справиться с ними не получается? — Возьмите тетрадку, записывайте эти помыслы, потом суммируйте их и говорите об этом на исповеди. И держите свою тетрадку подальше от чужих глаз. Если нас борют грехи, а мы просто запишем их с намерением потом исповедовать, может быть, не подробно, но в самом главном, то уже от этого мы получим облегчение. Поскольку в современных женских монастырях возбраняется общаться с прежним духовным руководителем, что бы Вы посоветовали девушке, желающей проводить монашескую жизнь и имеющей духовного руководителя, общение с которым не хотелось бы прерывать?
— Раньше духовного руководителя выбирал сам человек, выбирал того, перед которым открывалась его душа. Насильно иметь духовного руководителя невозможно. Поэтому перед человеком выбор: либо монастырь, либо духовный руководитель. Но мне кажется, не во всех монастырях запрещается общаться с духовным руководителем. Вообще это вопрос довольно-таки болезненный. Это все равно, что мы скажем: можно ли принять гражданство более богатого государства, если для этого нужно отказаться от своего отца и на новом месте выбрать другого. Обычно трудно заменить первого отца другим. Мне кажется, что в женском монастыре игуменья все-таки должна дать право насельницам монастыря при их желании и духовной необходимости общаться с прежним духовным отцом, но при условии, что он не будет вмешиваться в дела монастыря, а будет заниматься только разрешением вопросов внутренней жизни. Внешний же уклад жизни монастыря подлежит компетенции игуменьи.
|