Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как поступать, когда надо срочно принять решение и нет возможности спросить у духовника?
— Некоторые из Отцов дают такой ответ. Если необходимо срочно принять решение, а спросить не у кого, то, во-первых, надо подавить в себе желание сделать так или иначе, а потом три раза усердно помолиться и быстро посмотреть в свое сердце: куда укажет первое движение сердца, то и выбрать. Но, может быть, мы сейчас не сможем подняться над собственным желанием и за голос сердца примем голос нашей страсти. В таком случае надо проверить, насколько решение соответствует заповедям Евангелия, и вспомнить, какой ответ давал духовный руководитель, когда в нашей жизни складывались похожие ситуации. В главе «О терпении» святитель Игнатий пишет, что самоукорение полезно для всех иноков: «и для новоначальных, и для преуспевших, и для пребывающих в общежитии, и для безмолвников». В наше время, когда, по Св. Отцам, в людях чрезвычайно развились гордость и лукавство, когда преуспевать в покаянии и памяти смертной подобно древним невозможно и опасно по причине возможности впадения в высокоумие, не является ли самоукорение нашим единственным и скромным уделом? Можно ли машинальным «прокручиванием» в уме мыслей о своей негодности, сначала без сочувствия сердца, стяжать со временем внимание и умиление, научиться плакать о своих грехах и охраниться от впадения в прелесть?
— Когда мне хочется осудить человека, я говорю себе: «Я хуже всех». Мое сердце не принимает этой мысли. Я не дошел до степени александрийского кожевника, который говорил: «Все спасутся, один я погибну». Но когда я говорю себе, что я хуже всех, эта мысль как бы отбивает у меня охоту осудить другого, останавливает меня, хотя я полностью ей не верю. И если мы при желании осудить кого-то, при возникающем ропоте и так далее будем говорить себе: «Я хуже всех»,— такая мысль, хотя ее и не примет наше гордое сердце, все равно некоторым образом отрезвляюще подействует на наш ум. А, может быть, потом откроется и наше сердце.
Только при помощи благодати Божией человек может увидеть, что он хуже других, увидеть свои грехи. Святые Отцы считали способность видеть свои грехи первым действием благодати Божией, самым необходимым и самым полезным. Так что если мы будем приобщаться благодати Божией, то увидим свои собственные грехи. При этом такую глубину ада откроем в своем сердце, о которой мы раньше и не догадывались. Сама мысль, что мы хуже всех,— это мысль правильная. Первородный грех таит в себе все грехи, и потенциально все грехи всего человечества находятся в нас. Только одни всплывают в нашем сознании, а другие находятся в подсознании, одни проявили себя, а другие — нет. И чем глубже человек входит в свое сердце, тем он яснее понимает и видит, насколько низко пал человек. Преподобный Пимен Великий искренно говорил: «Где будет сатана, там буду и я». Сейчас в мире умножаются душевные впечатления. Как научиться не воспринимать их духом? Как они влияют на молитвенное делание? Означает ли обилие душевных впечатлений невозможность преуспевать в молитве?
— Святой Симеон Новый Богослов говорит: «Пять наших чувств — это пять окон смерти». Эту же мысль высказывает преподобная Синклитикия. Поэтому нужно осуществлять контроль над внешними впечатлениями. Многознание и духовная мудрость — разные вещи. Иногда многознание, расширяя поле нашего знания, делает нашу мысль менее глубокой. Поэтому монахи и уходили в пустыни, чтобы избавиться от агрессии внешних впечатлений. Впечатление рождает образ. Образ рождает страсть. Обилие внешних впечатлений похоже на обилие пищи, которое превращается не в мускулы, а в жир. Один богослов говорит: «Есть вид интеллектуального ожирения».
|