Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как поступать, когда надо срочно принять решение и нет возможности спросить у духовника?





 

— Некоторые из Отцов дают такой ответ. Если необходимо срочно принять решение, а спросить не у кого, то, во-первых, надо пода­вить в себе желание сделать так или иначе, а потом три раза усердно помолиться и быстро посмотреть в свое сердце: куда укажет первое движение сердца, то и выбрать. Но, может быть, мы сейчас не сможем подняться над соб­ственным желанием и за голос сердца примем голос нашей страсти. В таком случае надо про­верить, насколько решение соответствует запо­ведям Евангелия, и вспомнить, какой ответ да­вал духовный руководитель, когда в нашей жизни складывались похожие ситуации.

В главе «О терпении» святитель Игнатий пишет, что самоукорение полезно для всех ино­ков: «и для новоначальных, и для преуспевших, и для пребывающих в общежитии, и для безмолвников». В наше время, когда, по Св. Отцам, в людях чрезвычайно развились гордость и лукав­ство, когда преуспевать в покаянии и памяти смертной подобно древним невозможно и опасно по причине возможности впадения в высокоумие, не является ли самоукорение нашим единствен­ным и скромным уделом? Можно ли машиналь­ным «прокручиванием» в уме мыслей о своей не­годности, сначала без сочувствия сердца, стя­жать со временем внимание и умиление, на­учиться плакать о своих грехах и охраниться от впадения в прелесть?

 

— Когда мне хочется осудить человека, я го­ворю себе: «Я хуже всех». Мое сердце не прини­мает этой мысли. Я не дошел до степени алек­сандрийского кожевника, который говорил:

«Все спасутся, один я погибну». Но когда я гово­рю себе, что я хуже всех, эта мысль как бы от­бивает у меня охоту осудить другого, останавли­вает меня, хотя я полностью ей не верю. И если мы при желании осудить кого-то, при возникаю­щем ропоте и так далее будем говорить себе: «Я хуже всех»,— такая мысль, хотя ее и не примет наше гордое сердце, все равно некоторым обра­зом отрезвляюще подействует на наш ум. А, мо­жет быть, потом откроется и наше сердце.

 

Только при помощи благодати Божией че­ловек может увидеть, что он хуже других, уви­деть свои грехи. Святые Отцы считали способ­ность видеть свои грехи первым действием бла­годати Божией, самым необходимым и самым полезным. Так что если мы будем приобщаться благодати Божией, то увидим свои собственные грехи. При этом такую глубину ада откроем в своем сердце, о которой мы раньше и не догады­вались. Сама мысль, что мы хуже всех,— это мысль правильная. Первородный грех таит в се­бе все грехи, и потенциально все грехи всего че­ловечества находятся в нас. Только одни всплы­вают в нашем сознании, а другие находятся в подсознании, одни проявили себя, а другие — нет. И чем глубже человек входит в свое серд­це, тем он яснее понимает и видит, насколько низко пал человек. Преподобный Пимен Вели­кий искренно говорил: «Где будет сатана, там буду и я».

Сейчас в мире умножаются душевные впе­чатления. Как научиться не воспринимать их духом? Как они влияют на молитвенное делание? Означает ли обилие душевных впечатлений невоз­можность преуспевать в молитве?

 

— Святой Симеон Новый Богослов говорит: «Пять наших чувств — это пять окон смерти». Эту же мысль высказывает преподобная Синклитикия. Поэтому нужно осуществлять кон­троль над внешними впечатлениями. Многознание и духовная мудрость — разные вещи. Ино­гда многознание, расширяя поле нашего зна­ния, делает нашу мысль менее глубокой. Поэто­му монахи и уходили в пустыни, чтобы изба­виться от агрессии внешних впечатлений. Впе­чатление рождает образ. Образ рождает страсть. Обилие внешних впечатлений похоже на обилие пищи, которое превращается не в му­скулы, а в жир. Один богослов говорит: «Есть вид интеллектуального ожирения».

Date: 2015-09-18; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию