Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика в области конкуренции





 

Деятельность Сообщества в области конкуренции представляет собой необходимый структурный фактор Единого внутреннего рынка. Смысл этой политики состоит в том, чтобы незамедлительно устранять нарушения нормальной конкуренции, проистекающие из двух источников – элементов монополии, стихийно возникающих на рынке, и неоправданного государственного вмешательства.

К первой категории относятся прежде всего картели и картельные соглашения. Статья 81 запрещает «как несовместимые с общим рынком: любые соглашения между предприятиями, решения, принятые объединениями предприятий, и картельную практику, которые могут воздействовать на торговлю между государствами-членами и которые имеют своей целью или результатом предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции внутри общего рынка». В статье перечислены пять такого рода нарушений: 1) прямое или косвенное фиксирование цен купли или продажи или других условий торговли; 2) ограничение или установление контроля над производством, рынками, техническим развитием или капиталовложениями; 3) распределение рынков или источников снабжения; 4) применение неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнерами, что поставило бы их в невыгодные условия конкуренции; 5) обусловливание контрактов дополнительными обязательствами, которые не связаны с предметом этих контрактов. Этот перечень дан в качестве примера и не является исчерпывающим.

Нарушения, подпадающие под статью 81, наказуемы и в том случае, если они явились результатом непредумышленных действий экономических операторов. При этом виновные могут находиться не в разных государствах, а в одном.

Единственным ограничением является воздействие картеля на торговлю между государствами – членами ЕС. Это означает, что статья 81 не применяется, если сфера действия картеля ограничивается рамками одного государства. В этом случае она является предметом действия национального законодательства. Статья 81 не применяется и в тех случаях, если действие картеля распространяется лишь на третьи страны.

В антикартельных расследованиях перед Комиссией стоит сложная задача отделить зерна от плевел: искореняя нарушения и искажения конкуренции, она не должна препятствовать тем формам межфирменной кооперации, которые дают ощутимый общественный выигрыш, не препятствуя конкуренции. Поэтому статья 81(3) дает возможность исключить из сферы действия статьи 81 те соглашения и действия, которые «способствуют улучшению производства или распределения товаров или содействуют техническому и экономическому прогрессу, предоставляя потребителям справедливую долю получаемых благодаря этому выгод». Кроме того, самой Европейской комиссией установлены количественные пределы применения статьи 81: из сферы ее действия исключаются сделки, затрагивающие менее 5% рынка и не превышающие 300 млн. евро. Это сделано для того, чтобы способствовать развитию сотрудничества между малыми и средними предприятиями.

Комиссия располагает мощными средствами расследования, проверки и контроля, которые были предоставлены в ее распоряжение регламентом Совета еще в 1962 г. В случае принятия ею решения о запрете картеля соглашение о его создании считается ничтожным. Констатация этого факта производится Комиссией или национальными властями (но лишь в том случае, если Комиссией начата процедура расследования). На виновников может быть наложен штраф – до 10% суммы ежегодных продаж. Решение Комиссии может быть обжаловано в Суде первой инстанции.

Естественно, что противоречивость правовой базы политики конкуренции создает основу для яростных юридических баталий вокруг ее применения, в особенности вокруг предоставления исключений из действия статьи 81. В настоящее время предприятия, заключающие между собой соглашение, которое потенциально может повлечь за собой применение статьи 81, обязаны заблаговременно уведомить Комиссию о своих намерениях. Уведомление является необходимым условием получения разрешения и изъятия из статьи 81. В 2000 г. Комиссия внесла предложение упростить существующий порядок и отменить практику предварительных уведомлений. Пока это предложение находится в стадии рассмотрения.

Вторым серьезным нарушением правил конкуренции является злоупотребление одним или несколькими предприятиями своим доминирующим положением на общем рынке или на его существенной части.

При рассмотрении дел такого рода главной методологической трудностью является определение доминирующего положения на рынке, то есть положения, позволяющего оказывать значительное влияние на функционирование рынка, не принимая во внимание конкурентов, покупателей или поставщиков. В практике Суда ЕС и Суда первой инстанции утвердился критерий, согласно которому контроль над 70-80% рынка автоматически означает господствующее положение на нем. Если эта доля меньше, используются другие критерии: соотношение доли данного предприятия и его конкурентов, степень технологического превосходства над конкурентами, популярность торговой марки или наличие чрезвычайно эффективной сбытовой сети.

Правилами конкуренции ЕС запрещается не само доминирующее положение, а злоупотребление им, даже если это злоупотребление является непредумышленным. Это может выражаться в: 1) навязывании, прямо или косвенно, несправедливых цен купли или продажи или других несправедливых условий торговли; 2) ограничении производства, рынков или технического развития в ущерб потребителям; 3) применении неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнерами, ставящих их таким образом в невыгодные условия конкуренции; 4) том, что заключение контрактов обусловливается принятием партнерами дополнительных обязательств, которые не связаны с предметом этих контрактов.

Решения Комиссии по фактам злоупотребления доминирующим положением, как правило, предусматривают прекращение соответствующей практики. Вместе с тем решение Комиссии может служить основанием для подачи гражданских исков в национальные суды.

Третьим видом нарушения конкуренции являются возможные последствия концентрации производства, слияний и поглощений. С учетом этой опасности в Европейском сообществе установлен порядок проверки соответствия правилам конкуренции крупных соглашений, ведущих к росту внутриотраслевой и межотраслевой концентрации.

Контролю подлежат сделки, подпадающие одновременно под три условия: 1) если общемировая сумма продаж фирм-участниц превышает 5 млрд. евро; 2) если сумма продаж по меньшей мере двух предприятий, действующих на территории Сообщества, превышает 250 млн. евро; 3) если ни одно из участвующих в сделке предприятий не реализует более двух третей своей продукции на территории одного государства-члена.

Легко заметить, что эти условия носят формальный характер и при желании могут быть обойдены. Поэтому в 1997 г. правила были ужесточены. Порог мировых продаж был снижен до 2,5 млрд. евро. Порог суммы продаж участников в каждом из по крайней мере трех отдельных государств-членов установлен на уровне 100 млн. евро. На том же уровне был определен порог суммы продаж на территории Сообщества каждого из по крайней мере двух участников сделки.

При наличии этих признаков предприятия обязаны в недельный срок уведомить Комиссию о заключенной ими сделке. Комиссия выносит свое заключение в течение трех недель. До этого реализация сделки без особого разрешения Комиссии не допускается.

Что касается второго источника возможных нарушений конкуренции – деятельности национальных государств, то право сообществ признает право государственной собственности и право государственных организаций и предприятий заниматься хозяйственной деятельностью. Оно проводит различие между организациями, деятельность которых направлена на осуществление функций публичной власти (например, контрольные органы, обеспечивающие безопасность полетов или охрану окружающей среды, органы социального обеспечения и др.), и государственными предприятиями, участвующими в производственной деятельности и извлекающими прибыль. Статья 86 Договора недвусмысленно обязывает такие предприятия подчиняться общим правилам конкуренции, установленным в ЕС.

Логически из этого вытекает противозаконность государственных монополий на национальных территориях. Тем не менее в Договоре сделана важная оговорка в отношении предприятий, на которые возложено предоставление услуг общего экономического характера. Они подчиняются правилам конкуренции в той мере, в какой это не подрывает, юридически или фактически, выполнение ими специальных задач, на них возложенных. Пользуясь этой оговоркой, государства – члены ЕС в течение многих десятилетий сохраняли государственные монополии, прежде всего в области энергетики, транспорта и связи. Лишь в последние годы с огромным трудом были сделаны первые реальные шаги на пути либерализации рынков, традиционно контролируемых так называемыми естественными монополиями.

Особую остроту имеет вопрос государственной поддержки частных предприятий, непосредственно влияющей на условия конкуренции. Уже в Римском договоре практика государственной помощи была поставлена под контроль Европейской комиссии.

Согласно разъяснениям Суда ЕС, под государственной помощью имеются в виду действия, отвечающие одновременно трем критериям: 1) дающие очевидное финансовое преимущество получателю; 2) представляющие собой вычет из государственных финансов либо в форме прямой выплаты из государственного бюджета, либо в форме освобождения от законного платежа в государственный бюджет; 3) носящие выборочный характер и противостоящие общему режиму, установленному для предприятий.

Действия такого рода признаются несовместимыми с общим рынком, если они: 1) нарушают конкуренцию и 2) затрагивают торговлю между государствами-членами. В судебной практике этим условиям придается расширительное толкование. Предприятие, получившее государственную помощь, может вообще не экспортировать свою продукцию. Однако, если производимые им товары конкурируют на национальной территории с товарами из других государств-членов, этого может быть достаточно для признания полученной им помощи противозаконной.

Вместе с тем Договор не запрещает оказание государственной помощи предприятиям в принципе. Статьей 87 установлены исключения, которыми широко пользуются государства-члены. Безусловно совместимыми с общим рынком являются помощь социального характера, помощь в связи со стихийными бедствиями, а также помощь восточным землям ФРГ. При определенных условиях могут быть признаны совместимыми с общим рынком: 1) помощь, имеющая целью содействовать районам, страдающим от чрезвычайно низкого уровня развития или чрезмерной безработицы; 2) помощь в осуществлении проектов, имеющих общеевропейское значение или призванных выправить серьезное нарушение в экономике государства-члена; 3) помощь, имеющая целью облегчить развитие некоторых видов экономической деятельности или некоторых экономических районов, если она не оказывает противоположного воздействия на условия торговли в такой степени, что это противоречит общим интересам; 4) помощь в развитии культуры; 5) другие категории помощи, которые могут быть определены решением Совета, принятым квалифицированным большинством по предложению Комиссии.

Регламент Совета по этому вопросу был принят 7 мая 1998 г. Им разрешены: помощь в самых минимальных размерах, помощь малым и средним предприятиям, помощь на цели научных исследований, помощь для охраны окружающей среды, помощь с целью увеличения занятости, помощь для развития образования, помощь отдельным регионам внутри государств-членов в соответствии с картой, одобренной Комиссией.

Государства-члены должны заблаговременно уведомить Комиссию о своем намерении оказать государственную помощь. Они должны представить все необходимые материалы и воздержаться от каких-либо действий до тех пор, пока Комиссия не вынесет решение по этому вопросу. Если у Комиссии возникают сомнения в отношении совместимости проекта с правилами общего рынка, она начинает официальную процедуру, в ходе которой заинтересованные стороны имеют возможность отстаивать свою позицию. Решение Комиссии может быть обжаловано в Суде ЕС.

 

Date: 2015-09-03; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию