Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная роль евро





 

Создание Экономического и валютного союза имеет и весьма важное международное значение. Оно означает, что на новую валюту сразу перешел огромный сегмент мировой экономики. В 11 странах, первоначально вошедших в состав ЭВС, живет 5% населения Земли (в США – 4,6%, в Японии – 2,1%). Однако на их долю приходится 23,4% мирового валового внутреннего продукта (США – 26,9%, Японии – 14,1%). И хотя зона евро несколько уступает США и Японии по уровню производительности, она является, тем не менее, одним из наиболее развитых и богатых районов мира: если принять среднемировой уровень ВВП на душу населения за 100, в зоне евро он составляет 321, в Японии – 348, в США – 478 (European Commission. Economic Portrait of the European Union 2001. – Luxembourg, 2001. – P. 52). Важно, что экономика Европейского Союза является более открытой, чем экономика США и Японии. Поэтому доля ЕС в мировой торговле превышает долю и США, и Японии, – соответственно, 20,9%, 19,6 и 10,5% (External Aspects of Economic and Monetary Union. Commission Staff Working Paper. – Brussels, 1997. – P. 5).

Специалисты сходятся в том, что внутри зоны евро введение новой валюты увенчалось полным успехом. Особенно впечатляющей была интеграция денежных рынков. О ней свидетельствует в первую очередь динамика межбанковских депозитов: ставки процента по ним в различных странах зоны евро практически сравнялись. Объем трансграничных денежных операций уже сейчас составляет более половины их общего объема. Значительно возросли и объемы валютных торгов в евро. Все это является индикатором возникновения единого развитого денежного рынка, который служит необходимой предпосылкой бесперебойного перераспределения ликвидности и эффективной денежно-кредитной политики.

Существенные изменения произошли на национальных рынках облигаций. Наблюдается явное изменение поведения заемщиков (особенно правительств национальных государств), которые вынуждены приспосабливаться к требованиям конкуренции в масштабе всей зоны евро. Быстро приспособились к новым условиям и инвесторы. В результате произошло значительное сближение процентных ставок на этом сегменте рынка. Однако эти благоприятные экономические показатели не могут заслонить пока еще сохраняющейся институциональной и юридической фрагментации, а также разобщенности расчетных систем.

Несколько меньшие сдвиги произошли на рынках акций. Несмотря на значительный рост капитализации западноевропейских фирм после введения евро, главным источником финансирования частного бизнеса остаются банки. Вместе с тем создание Экономического и валютного союза подстегнуло глубокие изменения в банковском секторе. Заметно ускорился процесс концентрации: в течение одного лишь 1999 г. число финансовых институтов в зоне евро сократилось на 5%. Меняются мотивация и формы работы остающихся банков. Они более активно, чем раньше, финансируют рисковый капитал. Например, в Германии 56% этой категории капитала предоставляется именно банками (Remsperger Hermann. Euro Markets in a Global Context. Speech at the Gulf Euro Summit. – Dubai. – 2000. – Oct. 8).

Вместе с тем с момента своего рождения евро является не только единственным законным платежным средством в одном из важнейших регионов мира, но и второй по значению международной валютой.

Международная роль любой валюты определяется шестью основными параметрами:

1) долей в валютном обмене;

2) долей во внешнеторговых расчетах;

3) долей в частных инвестиционных портфелях;

4) долей в государственных долговых обязательствах;

5) долей в официальных резервах;

6) массой иностранных валют, обменные курсы которых привязаны к данной валюте.

На протяжении всего послевоенного периода западноевропейские валюты постоянно укрепляли свое положение на международных денежных и кредитных рынках. В середине 90-х годов, накануне создания Экономического и валютного союза и введения евро, доля германской марки в валютных операциях составляла 37%, а доллара США – 83% (поскольку в любой операции на валютном рынке участвуют две валюты, сумма долей в операциях, в которых участвует данная валюта, равна 200%). Доля марки во внешнеторговых расчетах составляла 15,5%, доллара США – 47,6%. В частных инвестиционных портфелях на долю западноевропейских валют приходилось 36,9%, а доллара США – 39,8%. В государственных долговых обязательствах доля западноевропейских валют превышала долю доллара США: соответственно, 37,1 и 34,2%. В официальных резервах, напротив, неоспоримым было превосходство доллара США: 61,5 против 20,1%, приходившихся на долю западноевропейских валют. Что касается привязки валютных курсов, то на долю валют, ориентированных на доллар США, приходилось 34,2% мирового ВНП, западноевропейских валют – 37,1%.

Пока еще слишком рано делать выводы о том, какое влияние оказало введение евро на положение стран Европейского Союза на мировых денежных рынках и рынках капитала. Согласно оценкам Банка международных расчетов в Базеле, в настоящее время примерно одна четверть всех трансграничных межбанковских операций осуществляется в евро, 40% – в долларах США и 10% – в японских иенах. На долю евро приходится 30% всех международных долговых обязательств (доллара США – 48%, иены – 10%). Что касается выпуска новых долговых обязательств, то здесь доли евро и доллара в последнее время были примерно равны (Remsperger Hermann. Op.cit.).

Успешное утверждение евро внутри Экономического и валютного союза и на мировых рынках резко контрастирует с неблагоприятной динамикой обменного курса новой валюты. В первые часы котировки евро на мировых рынках его курс по отношению к доллару составил 1,1837 долл. Затем началось безостановочное снижение курса. К концу 1999 г. доллар и евро оказались близкими к паритету. В 2000 г. курс упал до 0,868 долл. за евро. В 2001 г. курс оставался примерно на этом уровне, но был неустойчивым и колебался в довольно широком диапазоне. В конце октября курс опустился до нового минимума – 0,82 долл. за евро. Таким образом, за два с небольшим года евро потерял по отношению к доллару США 28% своей стоимости. Одновременно произошло его относительное обесценение и в отношении других международных валют – канадского доллара (26%), сингапурского доллара (21%), японской иены (19%), фунта стерлингов (12%), швейцарского франка (5%), австралийского доллара (2%) (Буторина О.В. Экономический и валютный союз в мире. Теория и практика. – М., 2001. – С. 115-116). Евро и доллар вернулись к паритету лишь в ноябре 2002 г.

Существует множество объяснений этого феномена. Называют, в частности, небывало продолжительный и сильный экономический подъем в США, совпавший по времени со стартом новой валюты. Большинство специалистов обращает внимание и на большую развитость финансовой системы в США, обеспечивающей гораздо большую глубину и ликвидность рынков. Огромную роль играет и пока еще недостаточное доверие международных инвесторов к новой валюте. Имеет место инерционность международных рынков товаров и услуг, где цены по-прежнему устанавливаются в долларах.

В любом случае ясно, что евро имеет все шансы укрепить свои международные позиции. Его главными преимуществами являются экономический потенциал зоны евро и политика стабильности, проводимая Европейским центральным банком. Однако условиями усиления международной роли новой валюты являются дальнейшая интеграция финансовых рынков в зоне евро, усиление координации экономической политики национальных государств, повышение конкурентоспособности западноевропейской экономики на основе внедрения передовых технологий, создания «общества знания», повышения темпов экономического роста и усиления мобильности рабочей силы.

Внешний мир, мир аутсайдеров, делится для стран ЭВС на три неравноценные группы.

Первая группа – это Великобритания, Дания и Швеция, три государства – члена ЕС, воспользовавшиеся изъятиями из Договора и сохранившие свои национальные валюты. Все они, как уже отмечалось, полностью отвечают критериям конвергенции, но в силу различных причин решили воздержаться от участия в ЭВС.

Дания не участвует в ЭВС исключительно по внутриполитическим причинам, в силу отрицательных результатов референдума 1992 г. Экономических мотивов для сохранения положения аутсайдера нет, и датские власти проводят линию на теснейшую координацию своей денежно-кредитной политики с Экономическим и валютным союзом.

Швеция сохранила свою национальную валюту в силу некоторых особенностей своей экономики, которые, по мнению шведских экспертов и правительства, при определенных условиях могли бы прийти в противоречие с логикой Экономического и валютного союза. Пока эти особенности никак не проявились. Тем не менее Швеция придерживается тактики выжидания.

Неучастие Великобритании объясняется существенными политическими и экономическими причинами. Во-первых, судя по опросам общественного мнения и позициям политических партий, большинство англичан не готово к тому, чтобы пожертвовать фунтом стерлингов ради евро. Во-вторых, в отличие от континентальной Европы, британская экономика имеет важные внешнеэкономические связи с партнерами вне Европы, которые осуществляются на основе британского фунта или доллара США. И наконец, в-третьих, Лондон является ведущим мировым финансовым центром, который может не только выиграть, но и существенно проиграть от присоединения к зоне евро. Расчет многих британских финансовых учреждений строится на том, чтобы, используя свои конкурентные преимущества, отвлечь на себя значительную часть финансовых операций зоны евро, не связывая себя обязательствами единой денежно-кредитной и валютной политики в рамках ЭВС.

Три государства – члена ЕС, не входящие в состав ЭВС, по нескольким причинам не являются чистыми аутсайдерами.

Во-первых, они связаны в своих действиях статьей 124 Договора, которая провозглашает валютную политику государств-членов, в том числе и не входящих в состав ЭВС, «вопросом общего интереса».

Во-вторых, все государства-члены являются полноправными участниками Единого внутреннего рынка, связаны между собой глубочайшей экономической взаимозависимостью и, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы «раскачивать лодку».

В-третьих, государства-члены, не входящие в ЭВС, являются, тем не менее, полноправными участниками интеграционных институтов, в рамках которых действует Экономический и валютный союз. Они на равных участвуют в работе Европейского совета и Совета ЭКОФИН, наделенных компетенцией в области единой денежно-кредитной и валютной политики. Важным предохранительным клапаном является Общий совет Европейского центрального банка, в который входят как 12 инсайдеров, так и 3 аутсайдера.

И наконец, в-четвертых, Экономический и валютный союз – это не блок, созданный его участниками внутри Европейского Союза. Это структура, созданная самим Европейским Союзом для всех своих членов. Поэтому все без исключения государства – члены ЕС имеют равный статус в отношении Экономического и валютного союза и могут вступить в него, как только созреют необходимые экономические предпосылки, даже если это потребует значительного времени. Поэтому Великобритания, Дания и Швеция являются временными аутсайдерами, своего рода прединсайдерами, что предопределяет в стратегическом плане их лояльность в отношении Союза.

Вторая группа – это страны, входящие в Европейское экономическое пространство (Норвегия, Исландия и Лихтенштейн), Швейцария, Монако, Андорра и страны-кандидаты. В силу юридической, политической и экономической взаимозависимости этих стран и Европейского Союза участники ЭВС могут не опасаться каких-либо подрывных действий с их стороны. Проблема состоит в том, чтобы найти такую форму сотрудничества в валютной области, которая соответствовала бы уровню экономического взаимодействия сторон.

Странам-кандидатам придется сначала вступить в ЕС, а затем добиться соответствия критериям конвергенции и доказать свою способность выполнять обязательства, связанные с участием в Экономическом и валютном союзе. Для этого ими должна быть достигнута более высокая ступень экономического и социального развития. С учетом огромной роли валютной стабильности нынешние участники Экономического и валютного союза с большой осторожностью относятся к перспективе присоединения стран-кандидатов к ЭВС и валютному сотрудничеству с ними в переходный период.

Главным инструментом сотрудничества является заимствованный из практики Европейской валютной системы Механизм обменных курсов-2 (МОК-2). Он основан на следующих принципах:

· добровольность участия;

· установление центральных курсов участвующих валют в отношении евро, который будет осью системы;

· относительно широкие пределы колебаний валютных курсов (15%, как и в рамках МОК-1, существующего в настоящее время);

· определение центральных курсов и пределов колебаний по взаимному соглашению между министрами государств – участников ЭВС, Европейским центральным банком, министрами и управляющими центральными банками стран, не входящих в зону евро;

· гибкое использование инструмента процентных ставок для стабилизации валютных курсов;

· проведение автоматических и неограниченных интервенций при достижении установленных пределов колебаний. С учетом опыта Европейской валютной системы внутри МОК-2 установлены максимально широкие пределы колебаний. Теоретически центральные курсы отдельных валют могут разойтись на 30%, а рыночные и еще больше. Европейский центральный банк или центральные банки других участников могут приостановить интервенции, если они окажутся противоречащими цели поддержания стабильности цен;

· сохранение действующего в рамках Европейской валютной системы кредитного инструмента очень короткой продолжительности;

· своевременный пересмотр центральных курсов. Все участники МОК-2, включая и Европейский центральный банк, имеют право инициировать конфиденциальную процедуру, направленную на пересмотр центральных курсов;

· возможность установления более тесной увязки между евро и валютами, участвующими в МОК-2, в случае достаточного продвижения по пути конвергенции;

· координация экономической и валютной политики.

Третья группа – это все остальные страны мира, не имеющие перед участниками ЭВС никаких юридических или политических обязательств. В отношениях с этими странами действует стихия рынка и общие правила, установленные Международным валютным фондом. В частности, несмотря на явную недооцененность евро на денежных рынках (по оценкам специалистов – на 15-20%), валютные власти Европейского Союза, Соединенных Штатов и Японии категорически отвергли идею широких совместных интервенций в поддержку евро (если не считать ограниченного и неудачного опыта совместных действий в сентябре 2000 г.).

Официальная позиция Европейского Союза по вопросам усиления международной роли евро является подчеркнуто сдержанной. Создание евро представляется прежде всего как закономерный этап европейской интеграции и одновременно адекватный ответ Европейского Союза на вызов глобализации мировой экономики. Преследуя в первую очередь внутренние цели, создание евро не ущемляет ничьих интересов и в конечном итоге служит задачам укрепления стабильности международных валютных отношений.

«Скромность» международных амбиций евро объясняется несколькими причинами. Во-первых, до того, как будут решены сложнейшие внутренние проблемы Экономического и валютного союза, международная стратегия евро по необходимости должна носить консервативный характер. Во-вторых, не умаляя значения новой валюты и международных интересов Экономического и валютного союза, руководители ЕС стремятся избежать любых действий, которые могли бы дестабилизировать международную валютную систему. В-третьих, судьбы евро на международных валютных рынках будут определяться в первую очередь действием объективных экономических факторов, а не «внешней политикой» Экономического и валютного союза. В-четвертых, сама эта политика основана на громоздком и сложном механизме принятия решений, который вряд ли будет в состоянии состязаться на равных с весьма гибкой централизованной валютной политикой Соединенных Штатов. И наконец, в-пятых, массированная внешняя экспансия евро, в отличие от американского доллара, явно не вписывается в цели и задачи Европейской системы центральных банков.

Резюме

 

Для того чтобы полностью реализовать преимущества Единого внутреннего рынка, необходимо было снять и те препятствия на пути движения продуктов и факторов производства, которые порождаются разобщенностью национальных валют. Радикальным средством решения этой задачи стало создание Экономического и валютного союза.

Маастрихтским договором были установлены так называемые критерии конвергенции, которые позднее были уточнены Пактом стабильности, занятости и роста. Соответствие этим критериям было обязательным условием вступления в ЭВС. Лишь при условии сближения уровней инфляции, долгосрочных процентных ставок, пределов колебаний обменных курсов национальных валют, решительного оздоровления государственных финансов, сокращения бюджетных дефицитов и уменьшения государственного долга можно было обеспечить стабильность единой денежно-кредитной системы.

Учредителями ЭВС в 1998 г. стали 11 государств-членов. 1 января 2000 г. к ним присоединилась Греция, с некоторым запозданием добившаяся соответствия критериям конвергенции. Государства-участники образуют зону евро. Великобритания, Дания и Швеция остаются вне Экономического и валютного союза по причинам внутриполитического характера.

Вошедшие в состав ЭВС государства – члены ЕС передали Сообществу свои полномочия в области денежно-кредитной и валютной политики. Главным инструментом проведения общей политики в этой области является полностью независимый и от правительств государств-членов, и от других институтов Сообщества Европейский центральный банк. Он является исключительным эмитентом принятой участниками ЭВС единой валюты евро. В своей практической деятельности он опирается на Европейскую систему центральных банков, в которую входят центральные банки государств – участников ЭВС.

На основе постоянного анализа экономического положения в зоне евро, Европейском Союзе и мире в целом, опираясь на Европейскую систему центральных банков, он решает следующие конкретные задачи:

· разрабатывает и проводит в жизнь денежно-кредитную политику ЭВС;

· осуществляет валютные операции в отношении третьих стран;

· хранит официальные международные ликвидные резервы государств-участников и управляет ими (первоначально в распоряжение ЕЦБ было передано до 50 млрд. евро);

· способствует бесперебойному функционированию платежных и расчетных систем.

Главной целью политики ЕЦБ является обеспечение стабильности цен и борьба с инфляцией. Для достижения этой цели применяется гибкий и разносторонний механизм регулирования размеров денежной массы и рыночных процентных ставок.

Вопросы валютной политики ЕС решаются Советом на уровне министров экономики и финансов.

В отличие от денежно-кредитной и валютной политики, которая полностью передана в ведение Сообщества, экономическая политика осталась самостоятельной прерогативой национальных государств. Однако, поскольку обеспечение стабильности ЭВС требует тесной координации и в этой сфере деятельности, в ЕС создан соответствующий механизм гармонизации. Совет устанавливает основные ориентиры экономической политики Сообщества и государств-членов на длительную перспективу. Государства-члены обязаны следовать этим ориентирам в своей деятельности. На Комиссию и Совет возложена функция контроля.

Создание Экономического и валютного союза имеет и весьма важное международное значение. На новую валюту сразу перешел огромный сегмент мировой экономики, на долю которого приходится 16% мирового валового внутреннего продукта. Кроме того, евро, наряду с долларом США, широко используется в мировой торговле, валютных операциях, на рынках капитала, в официальных золотовалютных резервах. К единой валюте ЭВС привязаны обменные курсы национальных валют значительного числа третьих стран. Несмотря на то, что в первые годы существования ЭВС динамика обменного курса евро по отношению к доллару США оказалась неблагоприятной, международные позиции единой валюты постепенно укрепляются, особенно на рынках капитала.

Глава 7.ПОЛИТИКА (ПЕРВАЯ ОПОРА)

 

Несколько десятилетий Европейское сообщество настойчиво и целеустремленно создавало Единый внутренний рынок и Экономический и валютный союз. Таким образом, они являются следствием политики ЕС.

Однако после завершения строительства ЕВР и ЭВС соотношение причин и следствий меняется. На современном этапе ЕВР и ЭВС – это «несущая конструкция», на которой смонтированы все направления общей политики в рамках первой опоры. Если раньше отдельные направления политики ЕС были самодостаточными, относительно независимыми друг от друга, то теперь они ранжируются в зависимости от их роли в функционировании единого внутреннего рынка и Экономического и валютного союза. В соответствии с этим критерием направления политики ЕС делятся на две группы:

· Направления, обеспечивающие функционирование ЕВР и ЭВС. Для ЕВР – это общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика, политика в области конкуренции, транспортная политика и социальная политика; для ЭВС – общая экономическая, валютная и денежно-кредитная политика, которая была уже рассмотрена в главе 6.

· Направления, дополняющие действие ЕВР и ЭВС. Это политика в отношении предприятий, научно-техническая политика, политика в области энергетики, политика в области образования и культуры, экологическая и другие виды политики ЕС.

В главе 7 рассматриваются цели, принципы, инструменты, проблемы и перспективы каждого из направлений политики ЕС. Некоторые из этих направлений с момента создания ЕС получили большой размах и стали оказывать ощутимое влияние на мировую экономику и жизнь простых граждан стран ЕС (общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика). Другие в полной мере развились лишь после создания Единого внутреннего рынка и Экономического и валютного союза (политика в области конкуренции, политика сплочения, экономическая и кредитно-денежная политика). Вместе с тем есть немало направлений, предусмотренных основополагающими договорами, которые до сих пор не получили должного развития и играют незначительную роль в соответствующих областях жизни государств – членов ЕС.

Date: 2015-09-03; view: 1123; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию