Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XV. Художественные семиотики движений человека 301





110 История искусств как развитие и взаимодей-■ vi ствие художественных языков. В лекциях XV — XVIII будут рассмотрены семиотики искусств, систематизирован­ные в зависимости от природы знаков-«первоисточников», т.е. знаков, изначально составлявших определенную семиотику. Так, выразительные движения тела человека составляют семио­тическую основу искусств танца, театра, пантомимики, цирка; знаки-изображения были исходными не только для изобразитель­ного искусства и фотографии, но и для кинематографа и т.д.

Разумеется, в наше время все искусства — это системы много­канальных семиотик. Например, в искусстве балета язык танца соединяется с языками музыки и изобразительного искусства (в костюмах, декорациях), а также с мимикой танцовщика и семиотикой его нетанцевальных движений1, а затем и с «объясне­ниями» балета в либретто и с его газетно-журнальными обсужде­ниями. В изобразительном искусстве знак-изображение соединя­ется, с одной стороны, с названием произведения, именем авто­ра и семиотикой «потребления» произведения (ср. перерастающие в перфомансы вернисажи, авторские презентации, рекламные кам­пании «промоушена» и т.п.), а с другой, произведение так или иначе «вписывается», иногда конфликтно, в свой контекст (ар­хитектурный, музейный, контекст интерьера). При этом иногда первичная семиотика определенного искусства в восприятии лю­дей может затеняться более «заметными» художественными язы­ками. Например, для многих кинозрителей кино — это прежде всего искусство актеров и режиссера в воспроизведении жизнен­ных историй, драматических или смешных. Между тем в своих истоках кино — это искусство изображений, сменяющих друг друга на экране.

Обращение ксемиотическим истокам искусств позволяет увидеть в их истории кардинальные линии и этапы, обусловлен­ные событиями в их «внутренней» истории и логике развития их языков как содержательного каркаса и смысловых Рамок искусств. Развитие языков искусств происходит в резуль­тате постоянных усилий художника передать открывшееся ему но-вое знание о человеке и мире, в результате художнических поис­ков новой выразительности и действенности своих произведений. Художественные языки (т. е. семиотики отдельных искусств) пред­ставляют собой отдельные модели мира, концентрированное зна­ние о мире, сформированное художественно-выразительными воз­можностями того или иного искусства. Для художника (поэта, ком-

1 Роль искусства драматического перевоплощения танцовщика в танце и ба-Лете была в полной мере оценена только в XX в.; характерны в этой связи худо-Жественные поиски Айседоры Дункан (1877—1927).


302 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ _________________

позитора) его художественный язык (т.е. та семиотика, в которой он работает) — это и корпус знаний о человеке, и метод или инструмент создания новых знаний средствами избранной семи­отики.

Художественные языки той или иной эпохи напрямую зависят от информационных технологий своего времени, т. е. от наличия письма и книгопечатания, радио, телевидения, компьютера, Интернета; от способов трансляции и тиражирования произведе­ний; от развития средств аудио- и видеозаписи знаковых последо­вательностей разной природы (звуков, изображений, движений, событий, в том числе в режиме реального времени). Ср. такие с е-миотические вехи в истории кино (появившегося в 1895 г.): соединение техники кино с игрой актера (1897); открытие монта­жа как способа «рассказа» в кино (1910—1916); приход звука (уст­ной речи и музыки) в кино (1925—1930); приход цвета (1935); приход телевидения (с начала 1950-х гг.) с его противоречивой эстетикой, соединяющей несоединимое: репортаж, «домашность» (камерность) восприятия и ритмизированное мелькание видео­клипа. Немое кино, звуковое кино, музыкальный видеосюжет — это не только три разных техники изображения: это три разных взгляда на мир и три типа информации о мире.

111 Язык танца, самого древнего из искусств. Искусства выразительных движений человека (танец, театр, пантомима, цирк) — это исполнительские и зрелищные семиотики. Их объединяет и отличает от других искусств не толь­ко то, что их фактура, плоть — это тело человека, но и то, что в танце или театре произведение искусства возникает на гла­зах зрителей. Это искусства, где феномен творчества, его куль­минация явлены публике; где произведение существует только при­людно, именно в то время, когда оно порождается, и с оконча­нием представления перестает существовать.

В современном мире из всех искусств танец обладает самым значительным непрофессиональным (несценическим) корреля­том в быту. Танцы (в дискотеках, клубах, на танцплощадках, ба­лах, в гостях, на вечерах и т.д.), хотя это и развлекательное и праздничное занятие, принадлежат повседневной жизни непро­фессионалов. Широкая распространенность бытового танца связана с тем, что танец — это древнейшее из искусств.

О том, что танец древнее других искусств, свидетельствуют, с одной стороны, разнообразие явлений, напоминающих танцы, в жизни разных видов животных и птиц, а с другой, — данные этнографии о пляске как главном средстве сплочения не только мужчин племени в боевой и охотничий отряд, но и всех сороди­чей в племя, народ (об этом подробно говорилось в п. 55).


Date: 2015-07-25; view: 967; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию