Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 295





Бетствия руки») обладают яркой маркированностью: 'не желает здороваться; ищет ссоры; обостряет конфликт' и т.п.

Поведенческие тексты многослойны по своей семантике; в них есть иерархия смыслов, за которой стоит иерархия культурных кодов (программ), организующих поведение1.

Рассмотрим следующую ситуацию. Молодой человек пригласил сим­патичную ему девушку поужинать в кафе. Девушка согласилась, и вот они вошли в кафе, к ним подходит метрдотель, приветствует, пригла­шает за свободный столик и т. д. В представленной ситуации имеет место как последовательность (цепочка) семиотически значимых дей­ствий / решений, так и их определенная иерархия.

Последовательность действий примерно такая: 1) молодой человек решил пригласить девушку куда-то на вечер: не «так погулять», не на концерт, не к себе домой, не в ресторан, а именно в кафе; может быть, в определенное кафе; разумеется, важно, насколько предсказуемо это приглашение во всей картине их взаимоотношений: одно дело, если они ходят в кафе или ресторан через день, и совсем другая семиотика, если это первое приглашение за полгода знакомства; 2) парень пригласил (позвонил или сказал при встрече) и получил согласие; при этом, ко­нечно, для их взаимоотношений очень важно, как девушка соглашалась (охотно или не очень и т. д.); как договорились встретиться (и здесь тоже есть своя семиотика: одно дело — у входа в кафе, другое — парень захо­дит или заезжает за девушкой к ней домой; третье — они встречаются и вместе идут в кафе, может быть, выбирают определенное кафе и т.д.); 3) они входят в кафе, здороваются (или не здороваются) с гардеробщи­ком, парень помогает девушке снять плащ, снимает свою куртку, отдает плащ и куртку гардеробщику, благодарит (или не благодарит) его, по­лучая номерок; 4) входят в зал, здороваются (или не здороваются) с официантом (или метрдотелем), проходят и садятся за выбранный или указанный метрдотелем столик и т.д.

1 Однако в поведении отсутствует иерархия единиц плана выражения, поэтому в целом оно не является многоуровневой семиотикой. Впрочем, Ю.М.Лотман такую иерархию находил: «Иерархия значимых элементов поведе­ния складывается из последовательности: жест — поступок — поведенческий текст» (Лотман 1992, 307). Представляется, однако, что это слишком абстракт­ная трактовка принципа уровневой организации семиотик: приходится отвле­каться от того, что «поступок» не «состоит» из «жестов» (если слово жест пони-Мать в его строгом паралингвистическом смысле); что «элементарные» единицы в поведении имеют разную «фактуру» и фактически многие из них далеко не элементарны. Например, как решить, что является «элементарными» единица-ми, а что — «неэлементарными (т.е. производными)» в такой высоко семиоти-Ческой ситуации, как праздничное застолье с приглашением гостей: состав ли блюд и спиртного, сервировка ли стола, одежда хозяев и гостей, способы расса­живания за столом, речевое и неречевое поведение каждого участника и т.д. Без Упрощения знаковой ситуации выстроить все это в триаду «жест — поступок — Поведенческий текст» трудно.

296 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ

Что касается семиотической (смысловой) иерархии действий, то она выглядит так (в направлении от менее значимых смыслов к более важ­ным): 1) действия, предписанные нормами этикета (приветствуют гар­деробщика; парень пропускает девушку вперед и т.д.), «сообщают», что молодые люди воспитаны (или, по меньшей мере, цивилизованы), что они из «приличной семьи», умеют держать себя на людях и т.п.; 2) вы­бор для времяпрепровождения кафе семиотичен в разных отношениях: а) он говорит об определенном материальном достатке, но, возможно, выбор именно данного (а не более дорогого кафе или ресторана) прочи­тывается как свидетельство более скромного достатка; б) если парень всегда выбирает кафе или ресторан (и никогда театр или концерт, но при этом иногда футбольный матч), то, по-видимому, это связано с его равнодушием к искусству; в) выбор кафе (а не концерта или дискотеки) может говорить о большей близости молодого человека и девушки (на­пример, о том, что ему приятнее говорить с ней, чем слушать концерт или находиться в более рассеянной атмосфере дискотеки); 3) приглаше­ние в кафе говорит о том, что парень хорошо относится к девушке, ему с ней хорошо; он хочет сделать ей приятное и надеется, что и ей будет с ним хорошо в кафе и впоследствии; 4) в конечном счете приглашение в кафе означает, что парень ухаживает за девушкой, т.е. добивается ее склонности и сам готов к любовно-брачным отношениям.

В описанной ситуации поведение молодого человека определя­ется несколькими поведенческими моделями: а) мужчины, кото­рый ухаживает за женщиной; б) молодого человека; в) человека определенного социального статуса и материального достатка; г) клиента (посетителя) кафе. Каждая модель (поведенческий код) содержит те или иные предписания и запреты (разной степени жесткости) и выступает как система норм поведения. Социали­зация взрослеющего человека заключается главным образом в том, что он усваивает поведенческие нормы как общества в целом, так и «своего круга». В социальной психологии эти нормы иногда на­зывают социальными ролями, что позволяет сфокусировать вни­мание на поведении отдельных индивидов, а поведенческую па­нораму всего общества представить как соединение и переплете­ние «поведений» множества людей.

Роли различаются по тому, с какой силой они детерминируют поведение человека; в этом плане различают три ранга ролей: статусные, позиционные и ситуационные (допуская при этом мно­жество переходных и сложных случаев). Статусные роли определя­ются принадлежностью человека к своему этноязыковому кол­лективу (народу), его гражданством, в какой-то мере принадлеж­ностью к конфессии родителей и их социальному страту. Позици­онные роли складываются в зависимости от пола, возраста, со­циального положения, образования, профессии (роль отца, зятя, наставника, подруги детства, хозяина, подчиненного и т.д.), а


Date: 2015-07-25; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию