Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 291





Ж. Охранительно-реставрационная работа, направленная на сохранение близости религиозно значимого текста по отношению к первоисточнику. Принципиальный консерватизм, характерный для конфессионально-филологической практики в религиях Пи­сания, сказался в длительных запретах переводов Писания и ли­тургии на народные (неклассические) языки (позже — в ограни­чениях и затруднениях переводов; в реставрационной направлен­ности редактирования значимых текстов при их переиздании, ком­ментировании или адаптации к новой аудитории и т.п.). Харак­терны в этом отношении периодические в православии до XVIII в. (в Болгарии, Сербии, в Литовской и особенно Московской Руси) «книжные справы» — исправление богослужебных книг по авто­ритетным греческим и церковно-славянским образцам.

3. Ритуализация воспроизведения текста; создание особых спо­собов или форм существования текста. Естественно, что высокая ритуализация обращения со словом и книгой характерна в пер­вую очередь для богослужений, а также для молитв за пределами храма. Звучащее в храме слово вплетено в ритуальное обращение верующих к Богу и взаимодействует со всеми остальными компо­нентами богослужения — звучащими (голос, музыкальные инст­рументы), видимыми (интерьер и его изобразительное решение; особое, отличное от «домашнего», освещение; ритуальные позы, жесты, телодвижения; особая одежда или детали одежды), осяза­емыми (например, ритуальное прикосновение к свитку «Торы», иногда целование свитка).

«Тора» в синагоге читается до сих пор по тексту, написанному обяза­тельно вручную и обязательно на пергаменном свитке. Каждый раз в конце службы, когда свиток торжественно проносят по синагоге, иудеи встают и особым образом целуют свиток. Свитки «Торы», молитвенни­ки, «Талмуд» нельзя выбрасывать. Когда ими уже нельзя пользоваться по ветхости, эти книги хоронят в земле. Последняя из 613 заповедей «Торы» велит каждому еврею хоть раз в жизни переписать свиток «Торы». Име­ются строгие правила о том, как это делать. Текст должен быть написан на пергаменте из кожи ритуально чистого животного (обычно коровы), пером птицы, черными чернилами, прямыми линиями, с соблюдением строго определенного размера букв. Писцы должны погружаться в риту­альный бассейн перед каждым написанием имени Бога. Обычно опыт­ный писец выполнял такую работу за год1.

И. Выработка форм передачи учения подрастающим поколе­ниям и пропаганды веры — в букварях, катехизисах, руковод­ствах по священной истории, в адаптированных для детей пере-

1 Телушкин, раби Йосеф. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском наро­де, его истории и религии. — Иерусалим; Москва, 1992. — С. 135, 542 — 543.


292 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ

сказах Писания, в толкованиях «трудных мест» и проч., с исполь­зованием возможностей всех искусств.

К. Ограничение доступа к тексту для разных групп членов соци­ума; внесение черт эзотеризма в текст и/или в его статус. В иудей­ской традиции до XVII в. сочинения по каббале разрешалось чи­тать только женатым мужчинам старше сорока лет, хорошо зна­комым с «Торой» и «Талмудом», поскольку мистические занятия считались опасными для людей незрелых и недостаточно твердых в вере.

Л. Создание механизмов контроля за тем, как осуществлялась религиозная коммуникация. В разных конфессиях были выработа­ны правила, регулирующие создание и циркуляцию конфессио­нальных текстов в социуме. Например, в христианстве издавна составлялись списки рекомендуемых церковью книг (в церковно­славянской традиции одна ранняя рекомендательная библиогра­фия читается в Изборнике Святослава 1073 г.), а также списки запрещенных книг (Отреченные книги в церковно-славянской книжности, ватиканский Index librorum prohibitorum 'индекс зап­рещенных книг'); церковная цензура регулировала книгоиздание, вводила ограничения в доступе к определенным книгам в зависи­мости от пола, возраста и т. п.

Понятно, что названные механизмы семиотической защиты важного содержания значимы не только для религиозной комму­никации, однако наиболее ранние из засвидетельствованных фак­тов такой защиты относятся именно к сфере религии.

 

Date: 2015-07-25; view: 538; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию