Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XIV. Ритуально-религиозные семиотические системы 297





также в зависимости от межличностных отношений, сложивших­ся в конкретной группе (в том числе и временной, например, в группе экскурсантов — «советчик», «обиженный», «нытик», «по­мощник» и т.д.). Ситуационные роли носят кратковременный ха­рактер: это шаблоны (стереотипы) поведения покупателя, пасса­жира, больного (в поликлинике), клиента в мастерской автосер­виса, человека, едущего в своей машине на работу, человека в гостях и т.д.).

Поведенческие нормы (коды) общества складываются истори­чески и существуют в виде неписаных и писаных законов. «Непи­саные законы» — это обычаи и традиции, в своем большинстве условные, главное обоснование которых состоит в том, что так издавна повелось (т. е. в опоре на традицию) или так все делают, так принято делать (в опоре на преобладающие модели поведе­ния). «Неписаные» нормы поведения аксиологичны (оценочны) и поэтому плавно переходят в этику с ее оценками решений и поступков людей по шкале «хорошо—плохо». Поведенческо-эти-ческие нормы усваиваются в основном путем естественного на­учения: в ходе домашнего воспитания, в значительной мере — на основе подражания поведению привлекательных (для данного индивида) людей. В более редких случаях имеет место искусствен­ное обучение «хорошим манерам»: в классе, с учителем, учебни­ком этикета и записанными «правилами хорошего тона». «Писа­ные» законы поведения составляют область права и в современ­ном мире регламентируются законодательством.

109.3

ЗПлан выражения в поведенческих знаках. Име- ются три основных источника знаковых средств поведения: 1) биологическая коммуникация; 2) ритуалы и пита­ющие их фидеистические представления (этот источник — вто­рой по хронологии, но первый по важности); 3) модели светско­го поведения, обусловленные идеологическими и художествен­но-эстетическими тенденциями (главным образом в новой и но­вейшей истории).

1. В силу единства эволюции, у процессов биокоммуникации и коммуникации людей есть общие черты и сходные знаки, восхо­дящие к общим истокам (о чем не раз говорилось на страницах этой книги, см. п. 22 — 24; 27; 35). У людей большая часть таких знаков принадлежит именно поведенческим кодам (а не другим структурно и информационно более сложным семиотикам). При­ведем некоторые примеры. У стадных обезьян вожак, его самка и Детеныш во время стоянки или отдыха занимают лучшие места (более сухие, на возвышении, в укрытии и т.д.); высокоранговым самцам их более слабые сородичи уступают дорогу; танцы буду­щей брачной пары у птиц (а также у ряда более примитивных


298 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ

животных, например, у тритонов) выступают как прелюдия к брачному контакту, при этом у журавлей (чьи затейливые и про­должительные танцы особенно знамениты) инициатива танца и выбора особи противоположного пола принадлежит самцу и т.д. Легко указать корреляты (по отношению к названным знакам) в поведенческой семиотике людей: вожди и цари долгое время вос­седали на тронах, при этом в разных культурах в течение многих веков существовали запреты сидеть при монархе; большие (высо­кие, просторные, крепкие, позже — богатые и поэтому специ­ально украшенные) дома выполняли и выполняют не только ути­литарные функции, но и репрезентативные; высока семиотич-ность танцев в быту: вечера танцев, балы, танцплощадки, диско­теки и т. п. всегда были и остаются местом, где интенсивней всего вспыхивают симпатии и влюбленности.

2. Ритуал и мифолого-религиозные представления оказали са­мое непосредственное и определяющее воздействие на сложение норм поведения. В течение многих веков ритуалы и церковь были основным регулятором ежедневной жизни людей, определяя не только их миропонимание, но и основные принципы социальной организации семьи и общества — например, формы брака (поли­гамия, моногамия или полиандрия), а также возможность или невозможность развода; регулирование деторождения; отношение к самоубийству, а теперь и к эвтаназии; отношение к однополому сексу и т. п. Некоторые установления, мотивированные древней­шими верованиями, были унаследованы иудаизмом и христиан­ством и стали органическими и стойкими чертами образа жизни, уже независимыми от секуляризации или даже атеизма государ­ства. В этой связи можно указать на глубочайшую укорененность в быту многих миллионов людей не только идей главных христи­анских праздников (Рождества и Пасхи), но и самих способов, стилей поведения, проживания этих дней. (При этом «спосо­бы и стили» празднования у разных народов в ряде значимых черт различны именно потому, что ритуалы общехристианских празд­ников сплавлялись с местными культурно-бытовыми традиция­ми.) Ср. также повсеместный и вполне живой у христианских на­родов обычай отмечать 9-й и 40-й день после кончины близкого человека.

Для объяснения или усиления запретов и предписаний гигие­ны, морали или этикета народное сознание обращалось к религи­озным представлениям, образам и сюжетам священной историй. Например, приниматься за еду с невымытыми руками считалось грехом (Топорков 1999). Запреты брать соль из солонки пальцами или макать кусок хлеба в солонку основывались на легенде о том, что именно так обращался с солью во время тайной вечери Иуда-На Украине существовало поверье, что Иуда предал Христа из-за


Date: 2015-07-25; view: 590; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию