Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что могут родители!





Если обучение и воспитание детей

Патологией слуха в специальных дошкольных учреждениях и 1ериментальных группах организуют специалисты с высшим рфектологическим образованием (сурдопедагоги), то в семье, как Давило, педагогический процесс осуществляется людьми, не имею-1ми к педагогике никакого отношения. «Разве можно доверять людям несведущим, такое ответственное дело, как обучение Шухих речи?!»—такой гневный вопрос часто задают нам и родн-Цлям дефектологи и сами же отвечают на него отрицательно: 1ет, нельзя! Родители этого не могутЬ «Могут!—отвечаем мы.—

их надо учить».

Щ- Давайте разберемся. Разобраться нужно, потому что речь идет ^проблеме социальной. Приведем данные анкетирования роди-пей.

Прежде всего обратимся к профессиональному составу и обра-ательному уровню родителей, самостоятельно занимающихся с гьми по нашей методике. Эти родители имеют различное соци-|вьное положение — среди них есть служащие (69,6%), рабочие Щ2%), работники сферы обслуживания (7,8%), колхозники |},6%). Разнороден образовательный уровень родителей: высшее 1|разование имеют 58%, из них только 13%—педагоги, 23% — ' <енеры. Очень пеструю картину представляет собой профессио-|яьный состав родителей: инженеры, экономисты, научные со-^дники, журналисты, преподаватели вузов и техникумов, учнте- ф переводчики, юристы, агрономы, начальники различного ран-(отделов, управлений, министерств), работники лаборатории и Цтостанции, председатель райсовета, библиотекари, экспедиторы, йабрранты, кладовщики, бухгалтеры, милиционеры, военнослужа-ре, электромонтеры, техники, слесари, шоферы, медсестры, вос-гательницы детских садов, зоотехники, закройщицы, повара* §ндитеры, продавцы, доярки, телеграфистки, маляры, уборщицы, Эчтальоны. Мы специально приводим такой большой перечень |о,фессий, чтобы читатели получили более полное представление "|трм контингенте, с которым мы работаем, который учим. Эта |«,.более необходимо, что данный материал публикуется впервые. шо подчеркнуть, что число родителей без высшего образова-, занятых в области малоквалифицировэнного труда (17,9%), евыщает число родителей, имеющих высшее-педагогическое об-зование и работающих по специальности (13%). рСуществует мнение (и оно часто внушается родителям), чта и можно учить глухих и слабослышащих детей в семье, то §гать это могут только неработающие родители. Наш двадцати-" шй опыт работы с родителями говорит об обратном: из об-числа родителей и родственников, занимающихся с детьми, >ртают 94%. Эти данные стабильны на протяжении более де-|и лет. |работа с родителями имеет большое общественное значение.

9*


При столкновении с горем почти у всех родителей нарушаются нормальные взаимоотношения с окружающими, иногда прерыва­ются все связи с друзьями и знакомыми; меняется стиль жизни семьи, часто в семье создается атмосфера нервозности, нередко кончающаяся разводом. Не спасают положение длительные поиски эффективных методов лечения глухоты. Единственным средством возвращения родителей к нормальной жизни является включение их в обучение своих детей. Как только родители начинают пони­мать, что они могут помочь ребенку (получая рт нас конкретный, доступный каждому материал для занятий), все их душевные и физические силы направляются на дело (а не на слезы), они становятся творцами, и их психическое (да и физическое) состо­яние резко меняется. Они возвращаются к жизни, вновь начинают испытывать радость. Они получают помощь от других родителей, уже прошедших этот путь, а затем сами помогают начинающим. Они живут богатой духовной жизнью. Происходит и социальная реабилитация родителей — улучшается психологический климат семьи, восстанавливается нормальное выполнение профессиональ­ных обязанностей.

Не отстранение родителей от участия в обучении и воспитании собственных детей (что происходит на практике при существую­щей в стране системе обучения), а, напротив, активное включение каждой семьи в процесс становления нормального человека — та­кова главная цель работы с семьей, определяемая методикой фор­мирования и развития речевого слуха и речевого общения. Впер­вые в стране нам удалось выявить, обучить и включить в систему воспитания и обучения детей с нарушениями слуха такой мощный, не использованный ранее резерв — тысячи родителей, среди кото­рых оказалось множество талантливых людей, не подозревавших прежде о своих педагогических способностях. Их любовь к детям деятельна и общественно полезна.

«Где же живут ваши подопечные семьи? Видимо, недалеко от Москвы?»—предвидим мы вопрос читателей, так как неоднократ­но этот вопрос нам задавали. Наши дети, воспитывающиеся в семьях, живут в разных союзных и автономных республиках, в разных краях и областях по всей территории страны.

Каковы результаты деятельности родителей-непрофессионалов? Из имеющихся у нас документов следует, что большинство глу­хих (83%) и половина слабослышащих детей учатся в общеоб­разовательной школе на «4» и «5», причем и среди глухих, н среди слабослышащих имеются отличники. Успешно учатся большинство глухих и в школах для слабослышащих (65,5% учатся на «4» и «5»). В чем кроется причина таких высоких результатов? Причин несколько: это и раннее слухопротезирование, и постоянное ноше­ние слухового аппарата, и раннее начало обучения, и наличие го­ворящей среды не только в семье, но и в массовых детских садах. Среди учащихся массовых школ 64% глухих и 78% слабослыша­щих детей посещали детские сады общего типа, следовательно, имели возможность ежедневного общения со слышащими сверст-1Н


рами. Речевому развитию «семейных» детей способствовало и

1чие в семьях слышащих братьев и сестер. |Все ли дети могут достигать такого высокого уровня социаль-£ адаптации и таких высоких образовательных результатов? условно, не все — в случаях сложных дополнительных дефектов |вития у ребенка, неблагополучия (стрессовых ситуаций) в |ье, несоблюдения родителями принципиальных требований ме-Ййки. От образовательного уровня родителей результаты обуче-

и уровень интеграции не зависят. |Особого внимания заслуживают дети, имеющие дополнитель-нарушения в развитии. Насть детей имеют единичный допол-тьный дефект развития, а часть — комплексные дополнитель-jfe дефекты. Наиболее распространенными среди наших воспи-Ёников являются следующие: родовые травмы, гипоксия, нару-яия мозгового кровообращения, гемолитическая болезнь, Йроинфекционные заболевания, недоношенность, гипертензионный ндром, гидроцефалия, задержка общего развития, детский це-зральный паралич, гиперкинетические расстройства, дизартрия Щ>. Существенно то, что у многих детей с дополнительными на-зениями, несмотря на значительную выраженность последних, йёчается высокий интеллектуальный уровень и достаточный уро-Къ. реабилитации. Об этом свидетельствует деятельность данной

гории детей в свободное от учебы время. асБолее половины детей, имеющих нарушения психического раз- р, любят читать, занимаются на досуге интеллектуальной ельностью: конструируют, занимаются моделированием, посе­ют шахматные и исторические кружки.

^Более 40% детей, имеющих в анамнезе двигательные наруше-"|, любят спорт и подвижные игры, занимаются фигурным ка-'яем и плаванием, имеют спортивные разряды. |Рдна наша глухая воспитанница (Оксана П., 1978 г. р.) с диаг-J6m менингоэнцефалит, мозжечковая недостаточность, по словам Жителей, увлекается музыкой. Для человека, оказавшегося в ее рвжении, когда сфера деятельности резко ограничена, очень шой оказалась воспитанная родителями способность восприни- щ звуковую информацию, т. к. это позволило ей найти любимое р^тие, источник духовного наслаждения.

Какие мы!

Какими людьми вырастают наши

ятанннки? Какие качества личности им присущи? Этот вопрос гея центральным, поскольку, с нашей точки зрения, именно Определяет результативность любой методики, любого педаго-:кого подхода.

1ализ анкетных данных, отчетов учителей и многочисленных Цвов о глухих и слабослышащих детях, воспитывающихся по " эй методике, убеждает в том, что по своему поведению, от-ш к людям дети не отличаются от своих слышащих сверст-


 

ников. Общительность, доброжелательность, трудолюбие, добро­совестность, работоспособность и активность — вот те качества, которые наиболее часто встречаются в характеристиках детей, дан­ных им по месту учебы. Как правило, учителя отмечают большую любознательность детей, их высокую познавательную активность, желание до конца понять то, о чем говорится на уроке. Часто на переменах наши дети обращаются к учителям с вопросами, чем вызывают у всех учителей уважение и желание разъяснить непонятное или уточнить некоторые детали по теме урока. Учителя сетуют на то, что такое сознательное и заинтересован­ное отношение к учению не характерно для многих слышащих детей.

Слышащие исключительно доброжелательно пишут о своих глу­хих товарищах: «Хороший товарищ, мы прекрасно понимаем друг друга» (одноклассники Коли К., глухого ученика 4 кл. массовой школы, село Томузловское Ставропольского края); «Саша — мой друг в классе. На переменах мы с ним играем, рисуем. Я очень хочу рисовать, как Саша. Саша часто болеет, и мне скучно без него. Он спокойный, никогда не кричит. Я его понимаю, и он меня понимает. В классе Саше все помогают»; «Мне очень жалко Са­шу, что он плохо слышит... Я в обиду своего друга никогда не дам, когда он отвечает уроки, я переживаю за него» (два одноклассни­ка глухого ученика 2 кл. массовой школы Саши С, г. Перевальск Ворошиловградской обл.); «Маша жизнерадостная. Но у неё ест» характер... Мне интересно с Машей. Я даже люблю Машу»; «Она мне помогает в уроках. Я прихожу к ней, и мы пишем диктанты. Она мне очень нравится»; «...Она всегда выручит из беды. Если что-нибудь забудешь, то Маша даст... Мне Маша нравится»; «...Она весёлая и всегда придёт на помощь. Я сижу с ней за од­ной партой. Маша учится на одни пятерки. Она добрая соседка. Я тоже приду к ней на помощь, если надо»; «Она не раз выруча­ла меня из беды»; «Когда кто-нибудь дерётся, то она разнимает»; «Когда я с ней хожу, то о чём-нибудь говорим. Маша хорошая девочка, никого не обижает. Радостная всегда» (одноклассники глухой ученицы 3 кл. массовой школы г. Горького Маши Ц.); «Я еще с садика знаю Наташу и легко общаюсь с ней. Наташа очень хорошая, внимательная и отзывчивая девочка. Она никогда не бросит друга в беде. Наташа хорошая ученица. Я давно хочу, чтобы Наташа хорошо слышала. Так же как и я, все, кто знает Наташу, очень хотят, чтобы она хорошо слышала» (подруга глухой ученицы 7 кл. московской школы Наташи Ш., г. Миасс); «Лену... я знаю с осени 1982 г....С ней можно поговорить на любые темы: об учебе, о жизни, о любви, о взаимоотношениях людей. Она много читает, любознательна. Учится хорошо и даже могла бы учиться на «отлично»...» (сокурсница глухой студентки 'Кишинев­ского технологического техникума Елены Я.); «Жизнерадостная девушка, хороший друг» (сокурсники слабослышащей студентки биологического факультета Ростовского государственного универ­ситета Оли А.).


[■«Мы можем общаться со слышащими людьми»,— эта мысль, аженная Олей А., проходит через все анкеты. Она принадле-йт не только самим ребятам с дефектами, слуха, их родителям Рдрузьям, но и учителям, руководителям кружков и секций, в рорых занимаются наши воспитанники. «Обычный мальчик, как fe»,— отзыв руководителя шахматного кружка о слабослышащем йдрее В., г. Рига. По словам воспитательницы детского сада ицего типа из г. Горького, Марина Л.— слабослышащая воспи-|нница ее группы — не только хорошо входит в контакт с детьми, I и читает им книги (!). А вот как отзываются о глухой Мнле-I О. из Целинограда (ученице 2 кл. массовой школы) |узья семьи: «Милена девочка общительная. Общается со взрос-|ши и детьми. Очень впечатлительна....Любит помогать взрос-йм, например, в приготовлении пищи, может и сама испечь йрог. Старательная. Если что-то делает, то делает на совесть. *юбит ухаживать за маленькими детьми: может и покормить, и 4еть, и поиграть с малышами. Добрая и внимательная. Напри-fep: увидев плачущего малыша, обязательно подойдёт, успокоит рЬ и спросит: «А где твоя мама?»— и отведёт к маме. Интересует- Щ родословной семьи...» (семья Каневских). О глухом ученике ^Класса массовой школы г. Воткинска, Саше А. пишет знакомая Шери Саши: «Саша много читает, как художественную, так и щчно-популярную литературу. Особенно нравятся ему книги из |рий «Энциклопедические словари», «Юный физик», «Юный тех-'ик» и др. Причём он читает техническую литературу вниматель- делает тщательный разбор каждой схемы или чертежа... Мой Йарший сын — шестиклассник, но, несмотря на разницу в возрасте, щи хорошо находят между собой общий язык, общаются речью... fi примеру матери Саши я занимаюсь со своим сыном, и хоте-|сь, чтобы он был похож на Сашу». «Оксану я знаю на протя­жении 19 лет. Учила ее в школе математике. Часто общалась с Цвочкой в домашней обстановке, на прогулках в лесу во время |дыха. В моей семье двое детей: сын 20 лет и дочь 17 лет. У нас |*г проблем в общении с Оксаной. Девочка... понимает отлично чь, непринужденна в разговоре, играх, инициативна в организа-досуга, обладает чувством юмора, грамотна, пишет интерес- содержательные письма. Считаю, что обучение в массовой оле сыграло большую роль в жизни девочки. Она не страдает '"глухоты в общении с людьми» (отзыв Т. В. Кашпиревой, инс-ктора Балахнинского Гороно об.Оксане К-, ученице 11 класса, fe. Правдинск Горьковской обл.).

1ННаши дети чувствуют себя полноправными членами детских 'йлективов. Так, одним из лучших политинформаторов 3 класса 1Йсовой школы был слабослышащий Павлик С. (г. Львов); ком-|гом класса во II отделении школы для слабослышащих была |псая девочка — Оля В. (г. Череповец).

|Школьные учителя отмечают хорошую подготовленность наших ей к обучению (независимо от типа школы) и особые успехи по ' предметов. В период обучения в массовой школе слабослы-


шащий Сережа С. (позже — студент технологического института, г. Хмельницкий) был лучшим математиком класса. Слабослыша­щая студентка химико-механического техникума Инна Г. (г. Кост­рома) была награждена похвальной грамотой «За отличные успе­хи по химии и биологии», ее фотография висела на Доске почета. Марина Л., слабослышащая с резко выраженной тугоухостью (с. Залещики.Черновицкой обл.), была удостоена диплома III сте­пени на республиканской математической олимпиаде. Закончив общеобразовательную школу с золотой медалью, Марина поступи­ла на механико-математический факультет Киевского государст­венного университета. Она является признанным среди студентов консультантом по математике я, что особенно показательно, по английскому языку.

Успехи в овладении вторым языком отмечаются и у других де­тей. Глухая Наташа Р. (Москва) учится в общеобразовательной школе с преподаванием ряда предметов на английском языке, а глухой Игорь Р. (г. Георгиевск Ставропольского края) в 1988 г. закончил подобную школу. Слабослышащий Толя Л. (глухота на одно ухо и резко выраженная тугоухость на другое) изучал в мас­совой школе русский, украинский и английский языки (г. Львов). Глухой Миндаугас Л. (г. Алитус Лит. ССР) успешно закончил общеобразовательную школу, где, кроме литовского и русского языков, изучал еще и иностранный. Слабослышащая в настоящее время (глухонемая в начале обучения) Света Р. (г. Москва) во время учебы в массовой школе была лучшей ученицей в классе по английскому языку и лучше всех сдала выпускной экзамен по этому предмету. Света закончила школу с золотой медалью и по­ступила в МВТУ им. Н. Э. Баумана. Также с золотой медалью закончила массовую школу глухая Ангела Д. (с. Косины Закар­патской обл.).

Воля, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, ответст­венность— эти качества отмечаются в характеристиках многих детей. Они включаются во все сферы жизни своих сверстников, занимаются не только в спортивных секциях, но и в художествен­ных и даже музыкальных школах.

Музыкальные успехи наших воспитанников нужно отметить особо. Сейчас все больше наших питомцев занимаются музыкой — некоторые в домашних условиях, а некоторые в музыкальных школах. Самое главное в этом явлении — глухие дети получают от музыки удовольствие, они занимаются не «из-под палки», а по настрою своей души. Слабослышащий (резко выраженная туго­ухость) Андрюша Е., глухие Маша Ц., Олег Г. и др. (г. Горький), глухие москвичи Аня И., Митя С; глухая Инга Ф. (г. Ростов-на-Дону), слабослышащая Оксана Н. (г. Саранск) — вот далеко не полный список наших воспитанников, которые учились и учатся музыке—учатся слушать музыку, играть на пианино, петь. «С удовольствием слушаю по радио классику, эстраду. Очень люблю играть на пианино произведения Чайковского, Кальмана и, конечно, эстраду. А как начала играть на пианино? Дело было

«4


as. Моя учительница Людмила Ивановна знала меня еще ма-енькую, в садике. Когда я пошла в 1 класс, она уговаривала ок> маму, а та отвечала: «Ну что Вы, Людмила Ивановна, она сможет». Но Людмила Ивановна добилась своего. Благодаря я узнала музыку, эту красоту звуков» (слабослышащая Окса-

а Н.). Инга Ф. с такой любовью относится к музыке, с таким на-яаждением играет на пианино, что одно время хотела даже делать музыку своей профессией. Количество глухих и слабослы-

ащих дошкольников, которые начинают учиться музыке, стре-

|ительно растет.

I Во многих характеристиках наши питомцы ставятся в пример роим слышащим одноклассникам и сокурсникам. Выпускник рссовой школы Константин С. (г. Братск), ныне студент Брат-щого индустриального института, характеризуется как «уравнове­шенный, тактичный, скромный, старательный, ответственный, при­зер для одноклассников при выполнении трудовых дел класса». Директор Кишиневского технологического техникума (для слы-кащих), характеризуя глухую студентку Елену Я-, пишет: «Одна Ш. лучших представительниц современной молодежи: трудолюби­ва, добросовестна, активно занимается общественной работой».

Date: 2015-07-24; view: 248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию