Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание и образование





1. Воспитание – это проявление совершенства, изначально заложенного в человеке.

2. Что есть образование? Изучение книг? Нет. Приобретение различных знаний? Нет, даже не это.

Тренировка, благодаря которой мы начинаем контролировать поток своей воли и. ее проявления, делая их плодотворными, – вот что называется образованием.

Теперь подумайте, разве можно назвать образованием процесс, в результате которого воля, насильственно подавляемая из поколения в поколение, ныне почти уничтожена? Разве могут под влиянием образования даже старые понятия исчезать одно за другим, не говоря уже о новых? Разве является образованием то, что постепенно превращает человека в машину?

3. У нас еще нет представления об истинном образовании. Я предпочитаю не давать определений, и тем не менее оно может быть охарактеризовано как развитие способностей, а не накопление слов, или же как обучение людей правильному и плодотворному проявлению своей воли.

4. Ребенок учит себя сам. Но вы можете помочь ему идти его собственным путем. То, что вы можете сделать для него, имеет негативный, а не позитивный характер. Вы можете устранить некоторые препятствия, но знание приходит из его собственной природы. Немного взрыхлите почву, чтобы легче было пробиваться ростку. Сделайте для него ограду, следите, чтобы его не погубило что-нибудь, – на этом ваша работа заканчивается. Больше вы ничего не можете сделать. Все остальное придет из глубин его собственной природы. Это касается и воспитания ребенка. Ребенок воспитывает себя сам.

Вы пришли послушать меня; возвращаясь домой, сравните то, что вы здесь узнали, с вашими собственными размышлениями, – и вы обнаружите, что я лишь выразил их. Я никогда ничему не смогу вас научить; вам самим придется учить себя, но, может быть, я смогу помочь выразить то, о чем вы думаете.

5. Видите ли, никто не может научить другого. Учитель все портит, думая, что он учит. Веданта утверждает, что все знание – в человеке, даже в ребенке – нужно только пробудить его, в этом и состоит задача учителя. Единственное, что мы должны сделать для детей, – помочь им овладеть своим собственным интеллектом, с тем, чтобы правильно использовать руки, ноги, уши, глаза и т. д., и, в конце концов, все станет легко.

6. Вы не читали историй из упанишад? Я расскажу вам одну. Сатьякама отправился к своему гуру, чтобы вести жизнь брахмачарина. Гуру поручил ему присматривать за коровами и отправил в лес пасти их. Шли месяцы, и когда Сатьякама обнаружил, что число коров увеличилось вдвое, то решил вернуться к своему гуру. На обратном пути огонь, бык и другие животные давали ему наставления о Высшем Брахмане. Когда ученик вернулся, гуру, лишь взглянув в его лицо, сразу понял, что тот обрел знание о Высшем Брахмане. Мораль этой истории состоит в том, что истинное образование человек получает, живя в постоянном общении с природой.[18]

7. На мой взгляд, сущность образования заключается в сосредоточении ума, а не в накоплении

фактов. Если бы мне пришлось заново начинать свое образование и у меня была свобода выбора, я

бы вовсе не изучал фактов. Я бы развивал силу сосредоточения и отрешенности и затем, обладая совершенным инструментом, мог бы собирать факты по своему выбору.

В ребенке необходимо одновременно развивать способности сосредоточения и отрешенности.

8. Вот вы считаете человека образованным, если он способен сдать экзамены и хорошо читать лекции. Но стоит ли называть образованием то, что не помогает основной массе людей подготовиться к борьбе за жизнь, что не наделяет человека силой характера, филантропическим настроем и львиным мужеством? Истинным образованием является то, что позволяет человеку твердо стоять на собственных ногах. Образование же, которое вы теперь получаете в школах и колледжах, делает из вас лишь племя подавленных людей. Вы работаете просто как машины, и ведете существование медуз.

9. Образование не есть определенное количество информации, которую вложили вам в голову, и она хаотично разрастается там, оставаясь не усвоенной до конца жизни. Идеи должны ассимилироваться, формируя человека, его характер и саму жизнь. Если вы усвоили пять идей и претворили их в своей жизни и характере, вы более образованны, нежели человек, выучивший наизусть целую библиотеку. Если бы образование было тождественно информации, библиотеки превратились бы в величайших в мире мудрецов, а энциклопедии – в риши.

10. Негативные мысли ослабляют людей. Вы не замечали, как часто в тех семьях, где родители, заставляя своих детей читать и писать, постоянно твердят им, что те никогда и ничему не научатся, обзывают их глупыми и т. п., дети в конце концов именно такими и становятся? Если вы говорите детям добрые слова и поощряете их, они непременно со временем изменятся в лучшую сторону. Все, что относится к детям, остается в силе и в сфере высших познаний. Если вы сумеете передать им положительные идеи, они вырастут настоящими людьми и научатся стоять на собственных ногах.

11. В языке и литературе, в поэзии и в иных искусствах – во всем нужно указывать не на ошибки, которые люди допускают в мышлении и поступках, а на способ, посредством которого они постепенно смогут лучше мыслить и действовать. Указание на ошибки лишь ранит человека. Мы наблюдали, как Шри Рамакришна поощрял даже тех, кого мы считали совершенно никчемными людьми, и тем самым изменял все течение их жизни! Сам по себе его метод обучения – уникальное явление.

12. Знание изначально заложено в человеке. Нет такого знания, которое приходит извне: все оно внутри. То, что мы называем «человек познает», строго психологически должно называться «обнаруживает знание», «раскрывает знание»; ибо то, что человек «учит», он на самом деле обнаруживает, снимая покров со своей собственной души, которая и есть источник бесконечного знания. Мы говорим, что Ньютон открыл гравитацию. Неужели она сидела где-то в уголке, ожидая его? Она была в его собственном уме; пришло время, и он обнаружил ее.

13. Все знание, которое когда-либо получал мир, приходит из ума; бесконечная библиотека Вселенной находится в вашем собственном разуме. Внешний мир – это только намек, повод, который побуждает вас исследовать разум, неизменно являющийся единственным объектом изучения. Падение яблока навело Ньютона на мысль, и он стал исследовать свой ум; он перебрал все мысленные связи, ранее существовавшие там, и обнаружил среди них новое звено, которое мы теперь называем законом гравитации. Этот закон был не в яблоке и не в недрах земли.

14. Все знание, физическое или духовное, находится в уме человечка. Зачастую оно не открыто и остается как бы под покровом; когда этот покров медленно приподнимается, люди говорят: «Мы познаем». И успех в овладении знанием напрямую связан с процессом снятия покрова. Человек, у которого этот покров приподнят, – более знающий; человек, у которого он лежит толстым слоем, – невежда; а человек, у которого этот покров снят вовсе, – всеведущ, и обладает абсолютным знанием.

15 Знание присутствует в уме, подобно пламени в кусочке кремня; намек – трение, извлекающее знание наружу.

16. На самом деле нет такого человека, которого обучил кто-то другой; каждый из нас должен учить себя сам. Внешний учитель дает только повод, который побуждает внутреннего учителя работать над познанием сути вещей.

 

17. Образование – это не набивание головы фактами. Совершенствование инструмента и полное господство над своим умом <— вот идеал образования >. Если я хочу сосредоточить свой ум на каком-либо предмете, он устремляется к нему; и в тот момент, когда я отзываю его, он <вновь> свободен.

ЭТИКА

1 Величайшим обществом является то, в котором высшие истины воплощаются в жизнь. Таково мое мнение. И если общество не соответствует высшим истинам, преобразите его – и чем скорее, тем лучше. Решитесь на это, мужчины и женщины; осмельтесь поверить в Истину, осмельтесь воплотить Истину на практике!

2 Кто знает, чей идеал ближе к истине? Зримые сила и могущество, почитаемые Западом, или стойкость духа, проявляемая в страдании Востоком?

Запад говорит: «Мы уменьшаем зло, побеждая его». Индия говорит: «Мы разрушаем зло, претерпевая страдания до тех пор, пока зло не обратится для нас в ничто и не превратится в наслаждение». Что же, и то и другое – великие идеалы. Кто знает, который из них уцелеет в конечном счете? Кто знает, какой подход принесет истинную пользу человечеству? Кто знает, что обезоружит и победит в человеке животное начало? Будет это страдание или действие?

Однако не будем разрушать идеалы друг друга. Мы занимаемся одним делом – уничтожением зла. Вы предпочитаете свой метод, позвольте же и нам пользоваться своим. Давайте не будем разрушать идеалы. Я не говорю Западу: «Используйте наш метод». Конечно, нет. Цель одна, но пути достижения никогда не могут быть одинаковыми. Поэтому я надеюсь, что, узнав об идеалах Индии, вы ответите ей в том же духе: «Мы знаем вашу цель, идеал – это хорошо и для вас, и для нас. Следуйте своему идеалу. Используйте свой метод, и Бог вам в помощь!» Миссия моей жизни – убедить Запад и Восток не ссориться из-за различия идеалов и показать, что цели у нас одинаковы, какими бы разными они ни казались на первый взгляд. Пока мы держим свой путь по горам и долинам жизни, пожелаем друг другу Божьей помощи.

3. Делом этики всегда было и будет не уничтожение различий и установление единообразия во внешнем мире — что само по себе невозможно, ибо привело бы к смерти и уничтожению, – но признание единства, несмотря на все различия, признание Бога внутри, несмотря на все, что страшит нас, признание бесконечной силы, присущей каждому, несмотря на кажущуюся слабость, и признание вечной, беспредельной, изначальной чистоты души, несмотря на все внешнее.

4. Обращая свой взор к этике, мы наблюдаем значительное отступление. Она, пожалуй, единственная наука, которая открыто покидает поле боя. Ибо этика – это единство, а ее основа – любовь. Она не обращает внимания на многообразие. Цель этики – единство, одинаковость. Высочайшие нормы этики, открытые человечеством к настоящему времени, не знают различий, им некогда останавливаться на них, у них одна цель — установить единство. Индийский ум – я имею в виду ведантический тип ума, – будучи более аналитическим, обнаружил единство путем анализа и пожелал на основе одной идеи единства построить все.

5. Таким образом, карма-йога — это этическая и религиозная система, целью которой является достижение свободы через самоотречение и добрые дела. Карма-йогу не требуется верить в какую-либо доктрину. Он может не верить далее в Бога, может не задаваться вопросом, что есть его душа, и не утруждать себя метафизическими рассуждениями. У него своя особая задача – осуществить самоотречение, и он должен решить эту задачу самостоятельно. Каждое мгновение его жизни должно стать осуществлением, поскольку лишь посредством труда, без помощи доктрины или теории, он должен достичь той лее цели, к которой джнянин приходит путем размышления и вдохновения, а бхакта – путем любви.

6. В современном мире это многовековое стремление приняло форму равенства – свободы, равенства и братства. Это тот же фанатизм. Подлинного равенства никогда не было, и быть не может на этой земле. Как можем мы все быть здесь равными? Эта недостижимая форма равенства означала бы всеобщую смерть.

7. И все же идея осуществления рая на земле обладает огромной движущей силой. Подобно тому, как неравенство необходимо для творения, так и борьба, направленная на то, чтобы положить ему конец, тоже необходима. Если бы не было стремления стать свободным и вернуться к Богу, не было бы и творения. Различие между этими двумя силами и определяет природу человеческих мотивов. И всегда будут существовать различные мотивы деятельности: одни – ведущие к зависимости, другие – к свободе.

8. То, что одни физически сильнее других и потому могут подчинить или победить более слабых, – факт самоочевидный; но то, что благодаря своей силе только они должны обрести счастье человеческой жизни, противоречит закону. И борьба идет против этого. То, что одни, в силу своих природных способностей, сумеют накопить больше благ, чем другие, естественно; но то, что по этой причине они должны угнетать других и не считаться с теми, кто не в состоянии приобрести столько благ, противоречит закону, и против этого тоже идет борьба. Обладание преимуществами перед другими – привилегия, и на протяжении веков целью этики было ее уничтожение. Это и есть работа, направленная на достижение равенства и единства, но не нарушающая многообразия.

9. Перемены всегда носят субъективный характер. На протяжении всего процесса эволюции мы наблюдаем, что завоевание природы происходит через изменения в самом субъекте. Примените тот же принцип к религии и морали, и вы увидите, что победа над злом достигается только посредством изменения в субъективном. Вся сила системы адвайты опирается на субъективное начало в человеке. Бессмысленно говорить о зле и страдании, поскольку они не существуют снаружи. Если я невосприимчив ко всякому гневу, значит, я никогда не испытываю гнева. Если я недоступен ненависти, значит, я никогда не испытываю ее.

10. Добро и зло – это вопрос лишь степени проявления: больше или меньше. Возьмем, к примеру, нашу собственную жизнь. Как много из того, что в детстве мы считали добром, на самом деле оказалось злом; и наоборот, многое, казавшееся злом, в действительности было добром. Как меняются наши представления! Как они расширяются и возвышаются! То, что когда-то казалось нам прекрасным, мы не считаем таким уж хорошим сейчас. Следовательно, добро и зло – всего лишь предрассудки, и реально не существуют. Разница – лишь в мере. Все это – проявление Атмана. Он проявляется во всем, только очень грубое его проявление мы называем злом, а утонченное – добром.

11. Этика всегда говорит: «Не я, но ты». Ее девиз: «Не я, но ты». Законы этики говорят, что пустые идеи индивидуализма, за которые цепляется человек, пытаясь через органы чувств обрести бесконечную Силу или вечное Блаженство, должны быть отброшены. В конец следует ставить себя, а других – вперед. Чувства требуют: «Сначала я». Этика же утверждает: «Я должен оставаться последним». Таким образом, все своды этических правил основаны на этом самоотречении; сокрушение – а не утверждение – индивидуального на материальном плане. Беспредельное не может найти своего выражения на материальном плане, это невозможно и немыслимо.

12. Самым значительным изъяном всех без исключения этических систем является отсутствие в них учения о том, каким образом человек может удержаться от совершения зла. Все этические системы провозглашают: «Не укради!» Очень хорошо, но почему же человек крадет? Потому что кража, разбой и другие злодеяния, как правило, стали непроизвольными. Все те мужчины и женщины, которые постоянно крадут, грабят, лгут, творят зло и несправедливость, поступают так вопреки самим себе! Это действительно огромная психологическая проблема. Мы должны смотреть на человека в самом милосердном свете. Держаться добродетели нелегко. Что вы являете собою, как не простые машины, пока не обретете свободу? Должны ли вы гордиться оттого что добродетельны? Конечно, нет. Вы добродетельны, ибо не можете быть иными. Другой же – плохой, ибо ничего не может с этим поделать. Будь вы на их месте, кто знает, какими бы вы были? Женщина на панели или воришка в тюрьме – это Христос, приносимый в жертву ради того, чтобы вы были добродетельны. Таков закон равновесия. Все воры и убийцы, все вероломные, слабые, падшие грешники, черти – все они – мой Христос! Я должен поклоняться Богу Христу и демону Христу! Это мое вероучение, и я ничего не могу с этим поделать. Я склоняюсь к стопам добродетельных и к стопам грешников и падших! Все они – мои учителя, мои духовные отцы, все они – мои Спасители. Я могу проклинать кого-то и в то же время извлекать пользу из его недостатков; я могу благословлять другого, так же извлекая пользу из его добродетелей. И это так же истинно, как то, что я стою сейчас здесь. Я должен брезгливо морщиться при виде уличной женщины лишь потому, что того желает общество?! Она – мой Спаситель, чье падение – залог целомудрия других женщин! Подумайте об этом. Обдумайте это, мужчины и женщины, наедине с собою. Это правда – голая, неприкрытая правда! Чем больше я узнаю мир, чем больше встречаю мужчин и женщин, тем сильнее убеждаюсь в этом. Кого мне порицать? Кого мне превозносить? Надо видеть обе стороны медали.

ВЕРА

1. Все мысли о том, что мы можем сделать и чего не можем, не более чем предрассудки. Мы можем все. Веданта учит людей верить, прежде всего, в себя самих. Подобно тому, как некоторые религии мира считают атеистом того, кто не верит в личного Бога вне самого человека, так и веданта относит к атеистам тех, кто не верит в себя. Неверие в величие своей души веданта называет атеизмом.

2. Идеал веры в самих себя – величайшая помощь нам. Если бы нас более целенаправленно учили верить в себя и воплощать этот идеал в жизнь, я уверен, что значительная часть зол и несчастий, ныне преследующих нас, давно бы исчезла. Если на протяжении всей истории человечества какая-либо движущая сила в жизни любого выдающегося человека, будь то мужчина или женщина, и обладала величайшим потенциалом, так это была сила веры в себя. Люди, рожденные с сознанием того, что им предназначено быть великими, в конце концов таковыми и становились.

3. Пусть человек опустился на самое дно; все равно наступит час, когда из глубины отчаяния он воспрянет и научится верить в себя. Но было бы лучше для нас знать это с самого начала. Зачем же проходить через все эти горькие испытания только ради того, чтобы обрести веру в себя?

4. Очевидно, что вся разница между людьми определяется наличием или отсутствием веры в себя. Вера в себя может все. Я познал и до сих пор познаю это на опыте собственной жизни, и чем старше я становлюсь, тем крепче моя вера. Тот атеист, кто не верит в себя. Древние религии утверждали, что атеист – это тот, кто не верит в Бога. Новая религия называет атеистом того, кто не верит в себя. Однако это не эгоистичная вера, поскольку веданта, опять-таки, это учение Единства, что подразумевает веру во все и всех, ибо ты – все.

5. Это великая вера, которая изменит мир к лучшему. Я в этом убежден. Тот величайший человек, кто может сказать: «Я знаю о себе все» – и это будет правдой. Знаете ли вы, сколько энергии, сколько способностей, сколько сил еще таится за вашим внешним покровом? Какой ученый узнал все, что есть в человеке? Миллионы лет прошло с тех пор, как человек пришел сюда, и все же лишь бесконечно малая часть его сил нашла свое внешнее проявление. Поэтому никто не должен говорить, что он слаб. Откуда вам знать, какие возможности скрыты в вашей душе за кажущейся беспомощностью? Вы слишком мало знаете о том, что внутри вас! Ибо в вас океан нескончаемой силы и блаженства.

6. Вера, вера, вера в себя, вера, вера в Бога – вот тайна величия. Если вы будете верить во все триста тридцать миллионов своих мифологических богов, да в придачу во всех тех богов, которых время от времени заносят в вашу среду иностранцы, и все же при этом не будете верить в себя – нет вам спасения. Поверьте в себя, утвердитесь в этой вере и будьте сильными – вот что нам необходимо.

7. Мы утратили веру в себя. А потому необходимо проповедовать адвайту как один из аспектов веданты, чтобы пробуждать сердца людей, чтобы показывать им величие их душ. И по этой причине я проповедую адвайту, но не как сектант, а на основах всеобщих и широко доступных.

8. В действительности и дуалист, и последователь ограниченного или абсолютного монизма твердо верят, что все заключено в самой душе и должно лишь пробиться наружу и выявить себя. И поэтому шраддха, вера в себя, есть то, что нужно мне и всем нам; и перед вами стоит великая задача – обрести эту веру. Гоните прочь ужасную болезнь, которая незаметно входит в кровь нашей нации, – низменную привычку смеяться над всем, утрату серьезности. Откажитесь от нее. Будьте сильными и обретите шраддху – и все остальное придет.

9. Ничего не бойтесь. Вы совершите удивительную работу. Как только вы ощутили страх – вы погибли. Именно страх – главная причина страданий мира. Именно страх – величайший из всех предрассудков. Именно страх – виновник всех наших бед, в то время как бесстрашие мгновенно возносит нас на небеса. Пробуждайтесь, поднимайтесь и не останавливайтесь, пока не достигнете цели.

10. Если человек денно и нощно думает, что он несчастен, низок и ни на что не годится, – таким он и становится. Если вы постоянно утверждаете: «Я есмь, я есмь», так и будет. И если вы говорите: «Меня нет», денно и нощно думаете о том, что вы ничто, то и станете ничем. Это великая истина, о которой всегда следует помнить. Мы – дети Всемогущего, мы – искры вечного, божественного Огня. Как можете вы быть ничем? Мы – все, мы готовы свершить все, мы можем свершить все, и человек должен свершить все.

11. Эта вера в себя жила в сердцах наших предков, она была главной движущей силой, толкавшей их все выше и выше в ходе развития цивилизации. И если случались периоды упадка, если обнаруживались изъяны – запомните мои слова, и вы сами убедитесь в этом, – деградация начиналась в тот самый день, когда наш народ терял веру в себя.

12. Утратить веру в себя – значит, утратить веру в Бога. Верите ли вы в беспредельное, благое Провидение, что трудится в вас и через вас? Если вы верите, что вездесущее Начало – Ота-Прота, употребляя санскритское слово, – присутствует в каждом атоме, пронизывает ваше тело, ум, душу, как можете вы впадать в уныние?

ПИЩА

1. Вначале следует проявлять заботу о том, какую пищу мы употребляем; но когда мы достаточно окрепнем, когда наша практика получит успешное развитие, отпадет необходимость быть столь осторожными в этом вопросе. Пока саженец мал, его нужно защитить оградой, чтобы уберечь от повреждений; но когда он становится деревом, ограду убирают, ведь дерево обладает уже достаточной силой, чтобы противостоять любым опасностям.

2. Соблюдение некоторых правил в том, что касается употребления пищи, необходимо. Нам следует употреблять пишу, которая способствует чистоте ума.

3. Есть некоторые виды пищи, которые приводят к определенному изменению ума, – мы наблюдаем это каждый день. Другие виды пищи вызывают изменения в теле, а при длительном употреблении значительно влияют и на ум. Это очень важно знать, ибо немалая доля наших страданий связана с пищей, которую мы едим.

Легко заметить, что после тяжелой и трудноперевариваемой пищи очень трудно контролировать ум, – он непрестанно мечется. Есть также некоторые виды пищи, которые действуют возбуждающе; если вы будете принимать такую пищу, окажется что, вы не в силах контролировать свой ум.

4. Неужели мы проведем всю жизнь в одних лишь рассуждениях о чистоте или нечистоте пищи, или все-таки нам следует стараться обуздать свои чувства? Безусловно, главное – обрести контроль над чувствами, а различение хорошей и плохой, чистой и нечистой пищи только помогает нам в какой-то мере достичь этой цели.

5. Согласно нашим священным писаниям, существуют три вещи, которые делают пищу нечистой: 1) джати-доша, или естественные недостатки некоторых видов пищи, таких как лук, чеснок и т.д.; 2) нимитта-доша, или недостатки, возникающие из-за присутствия внешних нечистых элементов, таких как мертвые насекомые, пыль и т. п., попадающих на сладости, которые мы покупаем в магазине; 3) ашрайа-доша, или недостатки, возникающие из-за того, что пища поступает из дурного источника, например, когда ее касаются или готовят безнравственные люди.

Особое внимание следует уделять тому, чтобы избегать пищи с недостатками первого и второго рода. Однако в нашей стране как раз на эти два вида недостатков люди не обращают никакого внимания, но изо всех сил борются с третьим, который только йог может правильно распознать.

6. Начинающему следует уделять особое внимание всем тем правилам питания, которые признаются его учителями. Но нелепый, бессмысленный фанатизм, окончательно загнавший религию на кухню (как это видно на примере многих наших сект и общин), без всякой надежды, что благородные истины религии когда-либо обнаружат себя в свете подлинной духовности, – это лишь особый род чистейшего материализма.

7. Вы рассуждаете о кшатриях, употреблявших в пишу мясо. Употребляли они мясо или нет, но именно кшатрии – родоначальники всего благородного и прекрасного в индуизме. Кто написал упанишады? Кем был Рама? Кем был Кришна? Кем был Будда? Кем были тиртханкары джайнов? Разве Бог – слабонервный глупец, подобный вам, и река его милосердия будет остановлена из-за кусочка мяса? Будь он таков – грош ему цена!

8. Отнимать жизнь – это, безусловно, грех. Но до тех пор, пока растительная пища благодаря

9. развитию химии не станет удобоваримой для человеческого организма, не будет альтернативы мясоедению. Пока человеку приходится вести раджасический (активный) образ жизни в условиях, подобных современным, нет другого выхода, кроме употребления в пищу мяса. Это правда, что император Ашока своей угрозой казни для преступивших его запрет спас жизни миллионов животных, но разве тысячелетнее рабство не более ужасно, чем гибель? Что является большим грехом – лишение жизни нескольких козлов или неспособность защитить честь своей жены и дочери, спасти крохи, предназначенные для детей, от рук вора? Лучше оставьте вегетарианство высшим слоям общества, тем, кто не зарабатывает на жизнь физическим трудом. Но насильственное принуждение к нему тех, кто вынужден добывать свой хлеб, работая день и ночь, – одна из причин утраты нашей национальной свободы.

10. Более девяноста процентов тех, в ком, по вашему мнению, преобладает качество саттвы, на

11. самом деле глубоко погрязли в тамасе. Будет хорошо, если каждый шестнадцатый из них окажется действительно полным саттвы! Что нам сейчас нужно, так это мощное пробуждение раджасической энергии, поскольку вся страна окутана пеленой тамаса. Люди нашей страны должны быть накормлены и одеты, их нужно пробудить — дать импульс к более активной деятельности. Иначе они станут инертными, неподвижными, как деревья и камни. Поэтому я говорю: ешь побольше рыбы и мяса, мой мальчик!

12. Конечно, есть мясо – варварский обычай; и растительная пища, несомненно, чище – кто станет отрицать это? Строгая вегетарианская диета, безусловно, хороша для того, кто единственной своей задачей считает исключительно духовную жизнь. Но тот, кто вынужден вести корабль своей жизни в изнурительном труде, в постоянном поединке со смертью, в борьбе за существование в этом мире, должен по необходимости употреблять мясо. До тех пор, пока в человеческом обществе процветает торжество сильного над слабым, животная пища необходима, или же должен быть найден подходящий ее заменитель; в противном случае слабые будут неизбежно попраны пятою сильных. Недостаточно приводить единичные случаи положительного влияния растительной пищи на конкретного человека или группу людей – сравните разные народы и лишь тогда делайте выводы.

СВОБОДА И МУКТИ (СПАСЕНИЕ)

1. Ум не так-то легко обуздать. Ум, который приходит в волнение[19] от каждой мелочи, при малейшем поводе или опасности, – в каком же состоянии он пребывает! Как можно говорить о величии или духовности, когда ум подвержен такой изменчивости? Нужно преобразить неустойчивое состояние ума. Мы должны спросить себя, насколько мы подвержены влиянию внешнего мира и можем стоять на собственных ногах, несмотря на воздействия извне. Только когда мы научимся хранить равновесие, несмотря на любые внешние силы, только тогда достигнем свободы, и никак не ранее. Это и есть спасение души.

2. Все, что мы видим вокруг, борется за свободу: от атома до человека, от бесчувственной, безжизненной частицы материи до высочайшей сущности на земле – человеческой души. Вся Вселенная фактически является результатом этой борьбы за свободу.

3. Основой всего, что мы видим во Вселенной, является все та же борьба за свободу, и под влиянием этого стремления молится святой и крадет вор. Когда направление деятельности не верно, мы называем это злом, а когда ее проявление правильное и высокое, мы называем это добром. Но импульс один и тот же – борьба за свободу.

4. Свобода является единственной целью природы, как бесчувственной, так и наделенной способностью к чувственному восприятию, и, сознательно или бессознательно, все борется за достижение этой цели. Свобода, к которой стремится святой, значительно отличается от той свободы, которой ищет вор: свобода, любимая святым, ведет его к наслаждению бесконечным, невыразимым блаженством, в то время как свобода, которой отдал свое сердце вор, только заковывает его душу в еще более прочные цепи.

5. Мы говорим: свобода – вот к чему нам нужно стремиться, и эта свобода – Бог. Она есть неизменное счастье, которое присутствует во всем; но когда человек ищет его в чем-то тленном, ему выпадает лишь искорка этого счастья. Вор, совершая кражу, испытывает то же счастье, что и человек, находящий его в Боге; но вору достается только искра счастья и море страдания. Истинное счастье – Бог. Любовь – это Бог. Свобода – это Бог; а все, что сковывает, не есть Бог.

6. Человек уже обладает свободой, но ему предстоит открыть ее. Человек свободен, но каждое мгновение забывает об этом. Это открытие свободы, сознательное или бессознательное, и есть жизнь каждого. Разница между мудрым и невежественным человеком состоит в том, что один осуществляет поиск сознательно, а другой – бессознательно.

7. Понятие свободы – это единственно истинное понятие о спасении: свобода от всего от чувств, будь то удовольствие или страдание, от добра, равно как и от зла.

И даже более того. Мы должны быть свободны от смерти; а чтобы быть свободным от смерти, нужно быть свободным от жизни. Жизнь – это только сон смерти. Где есть жизнь, там будет и смерть; поэтому отрешитесь от жизни, если хотите избавиться от смерти.

8. Мы всегда свободны, если в это поверим – нужна лишь достаточная вера в свою свободу.

Вы – дух, свободный и вечный, всегда свободный, всегда благословенный. Только поверьте в это достаточно сильно, и вы станете свободны в тот же миг.

Все, что лежит в пределах времени, пространства и причинности, является связанным. Дух – вне времени, вне пространства и вне причинности. То, что связано, – природа, но не дух.

Поэтому провозгласите свою свободу и будьте такими, как вы есть, – вечно свободными, вечно благословенными.

9. Чтобы достичь свободы, мы должны выйти за рамки ограничений Вселенной – здесь ее не

найти. Совершенное равновесие или то, что христиане называют покоем за пределами понимания, невозможно обрести во Вселенной – ни на небесах, ни в любом другом месте, которого мы

можем достичь умом или мыслью, воспринять чувствами или представить посредством воображения. Ни одно место не может дать свободы, потому что все они находятся в пределах нашей Вселенной, а она ограничена временем, пространством и причинностью.

10. Если мы откажемся от нашей привязанности к этой маленькой Вселенной чувств или разума, мы освободимся в тот же миг. Единственный способ избавиться от рабства – выйти за пределы ограничений закона, за пределы причинности.

11. Блаженство, неизменный покой, возникающий из совершенной свободы, – это высочайшая идея религии, и она лежит в основе всех понятий о Боге, изложенных ведантой, – абсолютно свободное Бытие, ничем не связанное, неизменное, без природы, без чего-либо, что могло бы произвести изменение в нем. Эта свобода в вас и во мне, и это единственная истинная свобода.

12. Почитание Бога, почитание святых, сосредоточение и медитация, бескорыстный труд – вот способы вырваться из сетей майи, но прежде у нас должно возникнуть сильное стремление к свободе. Вспышка света, которая озарит окружающую тьму, – в нас; это – знание, являющееся нашей истинной природой (не существует никакого «права по рождению», мы никогда не рождались). Все, что нам нужно сделать, – разогнать скрывающие его тучи.

13. Проявление борьбы за свободу можно найти в каждой религии. Это фундамент всякой морали, самоотречения, которое означает избавление от мысли, что человек – это то же, что его малое тело. Когда мы видим, как человек совершает доброе дело, помогает другим, – это означает, что он не может быть заключенным внутри ограниченного круга «я и мое». И нет предела такому выходу за рамки эгоистичности. Все великие этические системы проповедуют в качестве цели абсолютное бескорыстие. Допустим, человек достиг абсолютного бескорыстия, что же с ним происходит? Он больше не маленький господин такой-то, он расширил себя до бесконечности. Та малая личность, которой он когда-то был, теперь утрачена для него навсегда; он стал беспредельным, а достижение такого беспредельного расширения и является действительной целью всех религий и этико-философских учений.

14. Цель всех наших усилий – стать более свободными, поскольку только в абсолютной свободе заключается совершенство. Стремление достичь освобождения лежит в основе всех форм поклонения, осознаем мы это или нет.

15. Свобода – движущая сила Вселенной, свобода – ее цель. Законы природы – это методы, посредством которых мы боремся за достижение свободы, ведомые Матерью. И эта всеобщая борьба за свободу находит свое наивысшее выражение в человеке, в его сознательном желании быть свободным.

Свободы можно достичь троичным путем: трудом, поклонением и знанием.

а) Труд – постоянное, непрерывное стремление помогать другим и любить других.

б) Поклонение заключается в молитве, почитании и медитации.

в) Знание приходит в процессе медитации.

16. Философски размышляя, мы понимаем, что несвободны. Но при этом всегда остается иной фактор – сознание своей свободы. Необходимо объяснить, почему так происходит. Мы обнаруживаем, что в нас присутствуют оба импульса. Разум говорит нам, что все наши действия являются причинно обусловленными, и в тоже время каждым порывом мы утверждаем свою свободу. Ответ, который предлагает веданта, состоит в том, что свобода – внутри нас, что дух поистине свободен, но деятельность духа происходит через посредство тела и ума, которые не являются свободными.

17. Вся природа обусловлена законом, законом ее деятельности, который не может быть нарушен. Если бы мы смогли нарушить закон природы, сама природа исчезла бы в тот же миг. Ее бы больше не было. Тот, кто достигает свободы, преступает закон природы, и для него природа исчезает и больше не имеет над ним власти. Каждый преступит этот закон, но только однажды – и навсегда, и на этом закончатся проблемы его отношений с природой.

18. Суть индусской системы заключается в том, чтобы в постоянной борьбе достичь совершенства, божественности, достичь Бога и узреть Бога; и достижение Бога, видение Бога, обретение совершенства, каким обладает сам Отец Небесный, и составляет религию индусов.

Что же происходит с человеком, когда он достигает совершенства? Его жизнь – бесконечное блаженство. Он наслаждается бескрайним и полным блаженством, обретя то единственное, чем человеку должно наслаждаться, а именно – Бога; он наслаждается блаженством в Боге.

19. Мы должны помнить, что наша религия разъясняет четко и ясно, что каждый, кто стремится к спасению, должен пройти через стадию риши – должен стать мантра-драшта, должен увидеть Бога. Это и есть спасение; таков закон, утвержденный нашими священными писаниями.

20. Цель заключается в том, чтобы изолировать душу от всех объектов, ментальных и физических; и когда это происходит, душа понимает, что всегда была в одиночестве и что ей никто не был нужен, чтобы быть счастливой. До тех пор, пока мы нуждаемся в ком-то для достижения счастья, мы – рабы. Когда Пуруша понимает, что он свободен и ему ничего не требуется, чтобы дополнить себя, что в природе нет никакой необходимости, – тогда наступает свобода (кайвалъя).

21. Веданта учит, что нирвана достижима здесь и сейчас, что для этого не нужно ждать смерти.

Нирвана есть осознание высшего Я; и того, кто однажды испытал это хотя бы на мгновение, мираж индивидуальности уже никогда не введет в заблуждение. Имея глаза, мы вынуждены видеть очевидное, но мы всегда будем знать, чем оно является на самом деле, – мы познали его истинную

природу. Это экран, скрывающий наше неизменное Я. Экран поднимается, и мы находим за ним

высшее Я. Все перемены происходят на экране. У святого этот экран тонок, и истинная реальность просвечивает сквозь него. У грешника экран толст, и мы можем забыть о том, что Атман там, за экраном, так же как и за экраном святого. Когда экран убран насовсем, мы понимаем, что его никогда и не существовало, что мы всегда были Атманом и ничем более, и даже забываем об экране.

22. Когда человек обретет свободу, это не значит, что он остановится и превратится в застывшую глыбу. Нет, он станет активнее любого другого существа, потому что все действуют только по

принуждению, и лишь он – свободно.

23. Невежество – смерть, знание – жизнь.

24. Освобождение означает полную свободу – свободу от оков как добра, так и зла. Золотая цепь такая же цепь, как и железная.

25. Вы должны хранить великую силу в своем уме и словах. «Я ничтожен, я ничтожен» – повторяя это в уме, человек себя принижает и умаляет. Поэтому в шастрах говорится:

«Тот, кто считает себя свободным, свободным и становится; тот, кто считает себя связанным, связанным и остается».

Известная поговорка «О чем человек думает, тем он и становится» – верна. Только тот, кто постоянно осознает идею свободы, становится свободным; но тот, кто думает, что он связан, в рабстве влачит свое существование жизнь за жизнью.

26. Спасение означает познание истины. Мы ничем не становимся, мы – то, что мы есть. Спасение <приходит> через веру, а не через работу. Оно вопрос знания! Вы должны знать, что вы есть, – и дело сделано.

ГИТА

1. Величию малого – вот чему учит Гита; да будет благословенна эта древняя книга!

2. Трудись непрестанно, но не будь привязанным к своему труду – вот центральная идея Гиты.

3. Бхагавадгита – лучший комментарий к философии веданты. Любопытно, что ее действие разворачивается на поле сражения, где Кришна преподает данную философию Арджуне; и главная идея, пронизывающая каждую стрянитту Гиты, – это идея напряженной деятельности, но при этом неизменного покоя. В этом состоит тайна труда, и достижение этого идеала является целью веданты.

4. Когда мы читаем Гиту при свете свечи, немало насекомых погибает в ее пламени. И мы понимаем, что с трудом связано некоторое зло. Тех, кто трудится, не руководствуясь сознанием своего низшего «я», не затрагивает зло, ибо они трудятся на благо мира. Труд без мотива, труд без привязанности приносит высшее блаженство и свободу. Этот секрет карма-йоги раскрывает в Гите Господь Шри Кришна.

5. Читая Бхагавадгиту, многие из вас, на Западе, наверное, были удивлены тем, что во второй главе Шри Кришна называет Арджуну лицемером и трусом за то, что тот отказался сражаться или оказывать какое-либо сопротивление врагам, которые были его друзьями и родственниками, утверждая при этом, что высочайшим идеалом любви является непротивление злу. Это великий урок для нас всех; и мы должны понять, что во всех вещах две крайности подобны – предельно положительное и предельно отрицательное всегда похожи... Арджуна струсил при виде могущественного войска, выступившего против него; из-за своей «любви» он забыл долг перед страной и царем. Вот почему Шри Кришна назвал его лицемером: «Ты говоришь, как мудрец, но твои поступки выдают в тебе труса, поэтому встань и сражайся!»[20]

6. Снова и снова читаем мы в Бхагавадгите, что все мы должны непрестанно трудиться. Всякая работа по природе своей состоит из добра и зла. Нет такой работы, которая не принесла бы какой-то пользы; не может быть и такой работы, которая не принесла бы какого-то вреда. Всякая работа неизбежно должна быть соединением добра и зла, и все же нам заповедано трудиться непрестанно. И добро и зло принесут свои результаты, сформируют карму. Хорошее действие произведет для нас хорошее следствие, дурное действие – плохое. Но и хорошее, и плохое – оковы для души. Работа по природе своей сковывает; и выход, который предлагает Гита, заключается в том, чтобы не привязываться к работе, которую мы выполняем, и тогда она не будет создавать оков для нашей души.

7. Единственная причина страдания в том, что мы привязаны, мы пойманы в сеть. Поэтому Гита говорит: трудись непрестанно, трудись, но не привязывайся, не попадай в ловушку.[21] Сохраняй в себе способность отстраниться от всего, как бы это ни было любимо, как бы ни стремилась к этому твоя душа, какие бы муки тебе ни рулило расставание с этим, — все равно сохраняй в себе способность оставить это, когда захочешь.

8. Любовь сердца предназначена только для Единого. Для кого? Для Того, Кто не подвержен переменам... Как говорит Шри Кришна в Гите: Господь – единственный, кто не подвержен переменам. Его любовь никогда не исчезает. Где бы мы ни были, что бы мы ни делали, Он всегда и везде – все то лее милосердное, любящее сердце. Он никогда не меняется... Мы должны любить Его, и все, что живет, – живет только в Нем и благодаря Ему. Вот что главное.

9. Гита учит карма-йоге – тому, что мы должны работать посредством йоги (концентрации). При таком сосредоточении на действии (карма-йога) нет места сознанию низшего эго. Чувство, что я делаю то-то и то-то, никогда не возникает, если человек трудится посредством йоги. Западные люди не понимают этого. Они говорят: если нет сознания своего эго, если эго отсутствует, как тогда человек может работать? Но если работать с концентрацией, теряя ощущение себя, выполненная работа будет бесконечно лучше, и каждый мог испытать это в своей собственной жизни... Гита учит, что всякая работа должна выполняться именно так. Тот, кто находит единение с Богом посредством йоги, выполняет всю свою работу, будучи погруженным в концентрацию, и не ищет никакой личной выгоды. Выполненная таким образом работа приносит миру только добро, никакое зло не может проистекать из нее. Те, кто трудятся так, никогда ничего не делают для самих себя.

10. Да, что я действительно люблю в Гите, так это две строфы, в которых – сама глубина, сама сущность учения Кришны: «Тот, кто видит Высшего Господа пребывающим одинаково во всех существах, Непреходящего – в вещах преходящих, тот обладает истинным видением. Ибо тот, кто видит Господа единым, присутствующим везде, тот не уничтожает высшее Я своим маленьким «я» и так приходит к высшей цели»[22].

11. Бхагавадгита лучший авторитет по веданте.

12. В чем же оригинальность Гиты, чем она отличается от всех предшествующих ей писаний? Вот в чем: хотя до ее появления йога, джняна, бхакти и т. д. имели своих убежденных последователей, все они ссорились между собой, ибо каждый из них настаивал на превосходстве своего избранного пути; никто и никогда не стремился примирить эти разные пути. Именно автор Гиты впервые попытался привести их в гармонию. Он взял самое лучшее из того, что все существовавшие тогда учения могли предложить, и соединил в Гите.

13. Объединение различных путей дхармы и труд без желаний и привязанности – вот две характерные черты Гиты.

14. Прочитавший одну только эту шлоку:

«Не поддавайся слабости, о сын Притхи!

Она не подобает тебе.

Отбрось эту жалкую трусость и воспрянь,

О пламя, пожирающее врагов твоих!» [23]

– получит все заслуги как и от прочтения Гиты целиком, потому что в одной этой шлоке заключено главное послание Гиты.

15. Многие придерживаются мнения, что Гита написана не одновременно с Махабхаратой, но добавлена в нее позднее. Это неверно. Особые учения Гиты мы обнаруживаем в каждой части Махабхараты, и если исключить Гиту как составную часть из Махабхараты, так же следует обойтись и с множеством других разделов Махабхараты, которые излагают это же учение.

16. Учение Кришны, данное в Гите, – это величайшее из всего, что когда-либо знал мир. Написавший эту великолепную поэму был одной из тех редких душ, чья жизнь приносит в мир волну возрождения. Род человеческий никогда не увидит вновь ума, подобного тому, который создал Гиту.

17. Эта великая поэма признана лучшей жемчужиной всей индийской литературы. Гита является чем-то вроде комментария к Ведам. Она говорит нам, что мы должны вести битву за духовность в жизни, что мы должны не уклоняться от нее, но, скорее, взять от нее все, что она может нам дать. Поскольку Гита олицетворяет борьбу за высшее, глубоко поэтичным является то, что сцена разворачивается на поле боя. Кришна под маской возничего Арджуны – предводителя одной из противоборствующих армий – убеждает его не поддаваться печали, не страшиться смерти, ведь он знает, что бессмертен, что не может быть ничего изменчивого в основе истинной природы человека. Глава за главой Кришна учит Арджуну высшим истинам философии и религии. Именно эти наставления делают поэму столь прекрасной и включают в себя практически всю философию веданты.

БОГ

1. Индус не желает жить по теории и полагаться на слова. Если за пределами обычного чувственного существования есть жизнь, он желает встретиться с ней лицом к лицу. Если в нем есть душа, которая не является материей, если существует всемилостивая Вселенская Душа, он направляется прямо к ней. Он должен увидеть Ее – только так можно разрушить все сомнения. Поэтому лучшее доказательство существования души, существования Бога, которое приводит индусский мудрец, – это утверждение: «Я видел душу; я видел Бога».

2. Помните слова Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»[24]. Эти слова истинны, это не иносказание, не выдумка, их нужно понимать буквально. Они – поток крови из сердца одного из величайших сынов Бога, когда-либо приходивших в этот мир. Эти слова явились как плод непосредственного познания; они произнесены человеком, который чувствовал и осознал Бога, который говорил с Богом, жил в Боге, и это ощущение было в нем во сто крат сильнее, чем наше с вами восприятие этого дома.

3. Если подобие является законом Вселенной, то каждая ее часть должна быть построена по тому же принципу, что и целое. Поэтому мы естественным образом полагаем, что за той плотной материальной формой, которую мы называем нашей Вселенной, должна стоять Вселенная, состоящая из более тонкой материи, называемой мыслью, а за всем этим должна стоять Душа, делающая возможной всякую мысль, управляющая всем и царствующая на престоле Вселенной. Душа, стоящая за каждым разумом и каждым телом, называется «пратьяг-атман», индивидуальный Атман; а тот Дух, который стоит за Вселенной и является ее водителем, правителем и владыкой, есть Бог.

4. Что бы ни говорила философия, что бы ни говорила метафизика, до тех пор, пока в мире существует смерть, до тех пор, пока существует слабость человеческого сердца, до тех пор, пока из этого сердца по слабости человеческой исходит крик, – до тех пор будет существовать вера в Бога.

5. Ребенок восстает против закона, едва родившись. Его первое слово – крик, протест против оков, которые он ощущает на себе. Это стремление к свободе порождает идею абсолютно свободного Существа. Идея Бога является основополагающим элементом человеческого мировосприятия. В веданте Сат-Чит-Ананда (Бытие-Знание-Блаженство) является высочайшим понятием Бога, доступным разуму. В нем выражается сущность знания и также сущность блаженства.

6. От Кого происходят все существа, в Ком они живут и к Кому все они возвращаются – это и есть Бог.

7. Вся Природа есть поклонение Богу. Везде, где есть жизнь, есть и поиск свободы, а свобода и есть Бог.

8. Мы проходим по миру подобно человеку, преследуемому полицией, и только мельком замечаем красоты мира. Весь этот страх, преследующий нас, происходит от того, что мы верим в истинность материи. Но все существование материи исходит от стоящего за ней разума. То, что мы видим, – это Бог, проявляющийся в Природе.

9. Бог по-прежнему неизменно присутствует в Его величественном и непреходящем Я. Вы и я стараемся быть едиными с ним, но пускаем свои корни в Природе, в повседневных мелочах, в деньгах, славе, человеческой любви – во всех этих изменчивых формах Природы, которые создают оковы.

10. Когда сияет Природа, от чего происходит ее сияние? От Бога, но не от солнца, луны или звезд. Что бы ни излучало свет, будь то свет солнца или нашего собственного сознания, – это Он. Он сияет, и все сияет вслед за ним.

11. После стольких лет аскетизма я понял, что это действительно правда: Бог присутствует в каждой дживе; и не существует иного Бога, кроме этого. «Кто служит дживе, воистину служит Богу».

12. Все существа, великие и малые, равно являются проявлениями Бога; различие состоит лишь в самом проявлении.

13. Общая сумма всей этой Вселенной – Бог. Тогда, значит, Бог – это материя? Нет, конечно, потому что материя – это тот Бог, которого мы воспринимаем пятью чувствами; Бог, воспринимаемый интеллектом, – это разум; а когда видит дух, Бог воспринимается как дух. Он не является материей, но все, что реально в материи, это Он.

14. В наших писаниях есть два понятия о Боге: одно – о Боге персонифицированном, другое – о безличном Боге. Понятие о персонифицированном Боге заключается в следующем: Он – вездесущий создатель, хранитель и разрушитель всего, вечный Отец и Мать вселенной, но Он вечно отделен от нас и от всех душ, и освобождение состоит в том, чтобы приблизиться к Нему и жить в Нем. Есть понятие и о безличном Боге, в котором все эти атрибуты исключаются как ненужные и нелогичные и остается только безличное вездесущее Существо, которое нельзя назвать знающим, так как знание присуще лишь человеческому уму. Его нельзя назвать мыслящим существом, потому что этот процесс присущ только слабым. Его нельзя назвать рассуждающим, ибо рассуждение – признак слабости. Его нельзя назвать созидающим, ибо созидает лишь тот, кто связан чем-то. А чем связано Оно? Никто не трудится иначе, как для удовлетворения каких-то желаний, но чего желать Ему? Никто не трудится иначе, как для удовлетворения каких-то нужд, но в чем нуждается Оно? В Ведах употребляется не слово «Он», а слово «Оно», поскольку «Он» привнесло бы несправедливое различие, как если бы Бог был мужчина.

15. Персонифицированный Бог настолько же существо для Себя Самого, насколько и мы для самих себя, и не более того. Бога тоже можно воспринимать в определенной форме, равно как и нас можно видеть в некоей форме. Как люди мы должны иметь Бога, как боги мы в нем не нуждаемся. Поэтому Шри Рамакришна постоянно осознавал вечное присутствие Божественной Матери – и более реально, чем что-либо другое; но в самадхи исчезало все, кроме высшего Я. Персонифицированный Бог становится все ближе и ближе, пока не растворится окончательно, и тогда нет уже больше личного Бога, и нет больше «я» – все сливается в высшем Я.

16. Человек, который понимает и верит в Безличное – например, Джон Стюарт Милль, – может сказать, что существование персонифицированного Бога невозможно и его нельзя доказать. Я соглашусь с ним в том, что персонифицированного Бога невозможно продемонстрировать. Но Он есть наивысшее прочтение Безличного, доступное человеческому интеллекту; и чем же является вся эта Вселенная, как не разнообразными прочтениями Абсолюта? Она – как книга перед нами; и каждый прилагает свой собственный интеллект для ее прочтения, и каждый должен прочесть ее сам.

17. Все – Брахман, Единое без второго; но Брахман как сущность или Абсолют является слишком глубокой абстракцией, чтобы ее можно было любить и почитать, поэтому бхакти-йог выбирает относительный аспект Брахмана – Ишвару, Высшего Владыку.

18. Персонифицированный Бог – тот же Абсолют, воспринимаемый сквозь туман Майи. Когда мы обращаемся к нему пятью чувствами, мы можем видеть Его только как персонифицированного Бога. Все дело в том, что высшее Я невозможно сделать предметным. Как может Познающий познать Себя Самого? Но Он может отбросить, так сказать, тень, если только это возможно назвать овеществлением. Так, высшая форма этой тени, этой попытки сделать Себя предметным, и есть персонифицированный Бог.

19. Высшее Я есть вечный субъект, и мы все время боремся за то, чтобы сделать его предметным. Именно из этой борьбы появилась феноменальная Вселенная и то, что мы называем материей и т. п. Но это все лишь слабые попытки, и высшим воплощением Я, доступным нам, является персонифицированный Бог. Происходящая объективизация – попытка раскрыть нашу собственную природу.

20. Человек – это бесконечный круг, линии окружности которого не существует, но центр находится в определенной точке; Бог – это бесконечный круг, линии окружности которого не существует, но центр находится везде.

21. Сегодня мир отказывается от Бога по той причине, что Бог якобы мало делает для него. Мир говорит: «Что в нем хорошего?» Но неужели мы станем приравнивать Бога к муниципальным властям?

22. Все эти внешние проявления и церемонии: молитвы и паломничества, книги, колокола, свечи и священники – все это лишь подготовка; она снимает всю грязь с души. И когда душа очищена, она сама начинает стремиться к источнику чистоты, к Богу.

23. Мы всегда слышали, что всякая религия настаивает на вере. Нас учили верить слепо. Да, эта идея слепой веры, безусловно, вызывает возражения, но, проанализировав ее, мы увидим, что за ней скрывается очень большая правда... Не нужно загромождать ум бесполезными спорами, потому что споры не помогут нам познать Бога. Это вопрос факта, и факта бесспорного.

24. Меня много раз спрашивали: «Почему вы используете это слово – "Бог"?» Потому что оно лучше всего отвечает нашим целям. Невозможно найти лучшего слова, ибо все надежды, устремления и счастье человечества всегда были сосредоточены в этом слове. Невозможно теперь заменить его. Слова, подобные этому, впервые были придуманы великими святыми, которые осознавали их суть и понимали их значение. Но по мере того как эти слова получают распространение в обществе, их употребляют невежественные люди, в результате чего они теряют свой изначальный дух и величие. Слово «Бог» используется с незапамятных времен, и представление о Космическом Разуме и все, что велико и свято, ассоциируется именно с этим словом.

25. Конкуренция, жестокость, ужас и тяжкие вздохи, разрывающие сердце день и ночь, – вот положение вещей в нашем мире. Если это – творение Бога, то такой Бог более чем жесток, хуже любого дьявола, которого человек когда-либо воображал себе. Нет, говорит веданта, в том, что существует подобная пристрастность и подобная борьба, виноват не Бог. Кто создает это? Мы сами. Вот облако, одинаково проливающее дождь на все поля. Но дождь дает преимущество только хорошо обработанному полю; другое же поле, которое не вспахали, о котором не позаботились, не сможет получить этого преимущества. И облако в этом не виновато. Милость Бога вечна и неизменна; лишь мы привносим различия. Но как объяснить то различие, что одни рождаются в счастье, а другие – в несчастье? Ведь они ничего не сделали, чтобы создать такую разницу в положении! В этой жизни – нет, но в своем прошлом воплощении – да; и эта разница объясняется действиями, совершенными в предыдущей жизни.

26. Высший идеал каждого человека называется Богом. Для каждого человеческого существа – невежественного или мудрого, святого или грешника, мужчины или женщины, образованного или неуча, утонченного или грубого – Бог является высшим идеалом. Синтез всех величайших идеалов красоты, величия и силы составляет совершенную концепцию любящего и любимого Бога. Эти идеалы, в той или иной форме, естественным образом присутствуют в уме каждого и составляют неотъемлемую часть нашего сознания. Все активные проявления человеческой природы являются стремлением реализовать эти идеалы в практической жизни.

27. У нас есть три великих дара: первый – человеческое тело (человеческий разум является наиболее близким отражением Бога, мы – «Его образ и подобие»); второй – желание быть свободным; третий – помощь благородной души, уже миновавшей океан заблуждений, в качестве учителя. Если ты обладаешь этими тремя дарами – благодари Господа, ибо ты обязательно обретешь свободу.

28. Только Господь истинен, все остальное – ложно, и его нужно отвергнуть ради Господа. «Суета сует, – все суета!»[25] Служи Господу и только Ему одному.

29. Будь твердым, встань, и ищи Бога Любви. В этом высочайшая сила. Какая сила может быть выше чистоты? Любовь и чистота правят миром. Слабым не достичь любви Бога, поэтому не будь слабым ни физически, ни умственно, ни морально, ни духовно.

30. Вся Вселенная – символ, а Бог – сущность, скрытая за этим символом.

31. Сегодняшние горы вчера были океаном и станут океаном завтра. Все находится в состоянии непрерывного движения, вся Вселенная – поток изменений. Но есть Единое неизменное, и это Бог.

32. Бог – это неограниченное человеческое существо. Невозможно, чтобы было иначе, поскольку если мы являемся человеческими существами, то у нас должен быть Бог одной с нами сущности.

33. Мы должны ощутить Бога, чтобы убедиться в том, что Бог существует. Мы должны прочувствовать факты религии, чтобы знать: это факты. Сколько бы мы ни рассуждали, ничто, кроме нашего собственного восприятия, не сможет сделать эти вещи для нас реальными, не сможет сделать мою веру твердой, как скала.

34. У истины такое лицо, что всякий, кто видит это лицо, становится в ней убежденным. Не нужно факела, чтобы показать солнце, – солнце само по себе лучезарно. Если истине нужны основания, что послужит доказательством этих оснований?

35. Что является доказательством существования Бога? Непосредственное восприятие, пратъ-якша. Доказательством существования этой стены является то, что я ее вижу. Так в прошлом Бога воспринимали тысячи и так Его будут ощущать все, кто захочет Его ощутить. Но подобное восприятие отнюдь не является чувственным – это сверхчувственное, сверхсознательное восприятие.

36. Космический Разум есть то, что люди называют Господом, или Богом, или Христом, или Буддой, или Брахманом; то, что материалисты воспринимают как силу, а агностики – как бесконечное невыразимое; и все мы являемся частью этого.

Date: 2015-07-22; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию