Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брахман, или высшая Реальность





1. Брахман – это предельное обобщение, к которому мы можем прийти. У Него нет атрибутов, но Он есть Бытие, Знание и Блаженство – Абсолют. Бытие, как мы видели, есть предельное обобщение, к которому может прийти человеческий разум. Знание не есть то знание, которым мы обладаем, но его сущность, которая в процессе эволюции проявляется в человеческих существах и в животных в виде знания. Я имею в виду сущность знания, его предельную суть, лежащую по ту сторону сознания, если можно так выразиться. Вот что подразумевается под Знанием, которое мы постигаем во Вселенной как сущностное единство всех вещей.

2. Нет ничего вне Брахмана – Бога веданты, абсолютно ничего. Все воистину есть Он; Он во Вселенной; Он Сам и есть Вселенная. «Ты – мужчина, Ты – женщина, Ты – юноша, шагающий в расцвете сил, Ты – старик, бредущий неверной походкой»[8].

3. Брахман суть Сат-Чит-Ананда – Абсолютное Бытие-Знание-Блаженство. Смысл этих слов – Сат-Чит-Ананда – следующий: Cam означает Бытие, Чит – Сознание или Знание, и Ананда – Блаженство, то же, что Любовь. Нет противоречий между бхактой и джнянином в их представлении Сат как аспекта Брахмана. Но джнянины уделяют больше внимания Его аспекту Чит, или Знанию тогда как бхакты сосредоточены главным образом на аспекте Ананды, или Любви. Но одновременно с непосредственным познанием природы Чит происходит и постижение природы Ананды. Ибо то, что есть Чит, воистину является и Анандой.

4. Порой мы указываем на вещь, описывая ее окружение. Когда мы произносим «Сат-Чит-Ананда» («Бытие-Знание-Блаженство»), то лишь указываем на берега неописуемого Запредельного. Мы не можем сказать о Нем: «Он есть то-то и то-то», ибо это тоже относительно. Любой образ, любое понятие тщетны. «Нети, нети» («не то, не то») – вот все, что можно сказать, ибо даже думать – значит ограничивать, а, следовательно, утрачивать.

5. Брахман един, но в то же время на плане относительной реальности Он проявляется для нас как множественность. Первооснова этой относительной реальности — имя и форма. Например, что останется, если отнять у кувшина его имя и форму? Только земля, составляющая его природу. Подобным образом, сквозь призму иллюзии, вы думаете о кувшине, одежде, монастыре и т. д. и видите их. Феноменальный мир обусловлен этим неведением, природа которого нереальна, и оно затемняет знание. Все разнообразие – жена, дети, тело, ум – существует для нас лишь в мире, созданном неведением при помощи имени и формы. Как только устраняется неведение, мы обретаем непосредственное познание Брахмана, который существует вечно.

6. Ты тоже неделимый Брахман. И сможешь познать это сейчас же, мгновенно, если искренне и до конца поверишь в это. Все дело лишь в стремлении к непосредственному восприятию... Снова и снова попадая в замысловатый лабиринт иллюзии, получая тяжкие удары бедствий и скорбей, человек наконец обращает свой взор к истинной природе своей, внутреннему Я. Именно благодаря стремлению сердца к блаженству человек, получая тяжелые потрясения одно за другим, обращает свой взор внутрь – к своему высшему Я. Для всех без исключения непременно наступит тот час, когда он это сделает: для одного – в этой жизни, для другого – через тысячи воплощений.

7. Вся Вселенная была в Брахмане, и как бы проецируясь из Него, двигалась непрерывно, чтобы вернуться к источнику своей проекции, – подобно тому, как электрический ток, исходя из генератора, возвращается к нему же, замыкая цепь. То же происходит и с душой. Излученная из Брахмана, она проходит всевозможные растительные и животные формы, чтобы, наконец, воплотиться в человеке – существе наиболее близком к Брахману. Величайшая битва жизни состоит в возвращении к Брахману, из которого мы изошли.

8. Недоступный для чувств, неосязаемый, не имеющий формы и вкуса, Неизменный, Бесконечный и непостижимый разумом, Нерушимый – зная лишь Его одного, мы свободны от когтей смерти.

БУДДА

1. Шакья Муни[9] пришел не для того, чтобы разрушить; наоборот, он стал осуществлением, логическим завершением, естественным развитием религии индусов.

2. Хотел бы я видеть людей столь же высокой морали, как Гаутама Будда, который не верил ни в личного Бога, ни в личную душу, никогда не интересовался ими, но был совершенным агностиком и в то же время был готов отдать свою жизнь за любого, трудился всю жизнь на благо всех и думал лишь о всеобщем благе. Хорошо сказано в жизнеописании Будды, что он был рожден на благо людям и как благословение им. Он отправился медитировать в лес не ради собственного освобождения; он чувствовал, что мир пылает и что он должен найти путь к спасению. «Почему так много страдания в мире?» – вот тот вопрос, который занимал его всю жизнь.

3. Будда был великим ведантистом (поскольку на самом деле буддизм является лишь ответвлением веданты), а Шанкару часто называют «скрытым буддистом»... Будда никогда не преклонялся ни перед чем – ни перед Ведами, ни перед кастами, ни перед священнослужителями, ни перед традициями. Он бесстрашно следовал в своих рассуждениях настолько далеко, насколько позволял ему разум. Мир никогда еще не знал такого отважного поиска истины и такой любви ко всему живому.

4. Чем обладала наша страна до прихода Будды? Всего несколькими религиозными принципами, запечатленными на связках пальмовых листьев. И даже они были известны лишь немногим. Именно Владыка Будда перенес эти принципы в область практики и показал, как применять их в повседневной человеческой жизни. В определенном смысле, он был живым воплощением истинной веданты.

5. Помочь страждущему миру – великая задача, к решению которой устремился Будда, отбросив на время почти все прочие аспекты религии. И все же ему пришлось провести годы, исследуя самого себя, чтобы осознать великую истину полной никчемности человеческой привязанности своему эгоистическому «я». Самое пылкое воображение не способно представить более бескорыстного и неутомимого труженика, который, кроме всего прочего, прошел тяжкую битву для постижения сути вещей. Неизменно, во все времена остается справедливым: чем более велика исполненная работа, тем большая мощь непосредственного познания стоит за ней.

6. Слушайте послание Будды – пронзающее душу послание. Оно в нашем сердце. Будда говорит: «Вырви с корнем эгоизм, как и все, что делает тебя эгоистичным. Не имей ни жены, ни детей, ни семьи. Будь не от мира сего; стань совершенно бескорыстным». Мирянин решает, что не будет эгоистичным, но когда он смотрит на лицо жены, то становится эгоистичным. Мать решает проявлять полное бескорыстие, но достаточно ей увидеть своего ребенка, чтобы в тот же миг эгоистичные чувства овладели ею. То же происходит со всеми в этом мире. Как только возникают эгоистичные желания, как только преследуется какая-то личная цель, немедленно человек как таковой, истинный человек, исчезает – он становится подобным животному, он раб, он забывает своих собратьев. Он уже не говорит: «Прежде ты, а я после». Он говорит: «Прежде всего я, а другие пусть сами о себе позаботятся».

7. Будда – единственный пророк, который сказал: «Мне нет дела до всех ваших теорий о Боге. К чему обсуждать все эти замысловатые учения о душе? Творите добро и будьте добродетельны. Это приведет вас к свободе и истине».

8. Будда был первым, кто осмелился сказать: «Не верьте лишь потому, что так учат древние священные писания; не верьте лишь потому, что такова вера ваших предков и вам с детства внушали ее; но размышляйте обо всем, и если, все проанализировав, вы убедитесь, что это принесет благо всем и каждому, верьте этому, живите согласно этому и помогайте другим жить так лее».

9. Были и другие великие личности, которые утверждали, что являются воплощениями Бога и что верующий в них попадет на небеса. Но что сказал Будда в свой предсмертный час? «Никто не может помочь вам; помогите себе сами; трудитесь чтобы достичь спасения».

10. Он говорил о себе: «Будда – наименование беспредельного знания, безбрежного, как само небо. Я, Гаутама, достиг этого состояния, и вы тоже достигнете, если будете за это бороться».

11. Лишенный всяких эгоистических побуждений, Будда не стремился на небеса, не желал денег; он отказался от трона и всего, что у него было, и с сердцем, огромным, как океан, отправился проповедовать о благе людей и животных, прося милостыню на улицах Индии. Он был единственным, кто был готов отдать свою жизнь за животное, чтобы остановить жертвоприношение. Однажды он сказал царю: «Если принесение в жертву ягненка поможет тебе попасть на небеса, то принесение в жертву человека поможет куда больше – принеси же в жертву меня». Царь был потрясен.

12. Вера в Бога облегчает путь многим. Но жизнь Будды показала, что даже тот, кто не верит в Бога, не знает метафизики, не принадлежит ни к какой секте, не ходит ни в храм, ни в церковь и является убежденным материалистом – даже он может достичь наивысшего. У нас нет права судить его. Желал бы я обладать хоть малейшей частицей сердца Будды. Верил Будда в Бога или нет – для меня значения не имеет. Он достиг того же состояния совершенства, которым другие овладевают через бхакти, любовь к Богу, или через йогу или через джняну.

13. Лишь тот истинно религиозен, кто отважится повторить слова, сказанные некогда могущественным Владыкой Буддой под деревом бодхи. <...> Когда перед ним встало искушение отказаться от поиска истины, вернуться в мир и вести прежнюю жизнь, полную заблуждений, называть вещи ложными именами, обманывать себя самого и других, он, исполин, победил этот соблазн и произнес: «Лучше смерть, чем невежественное растительное существование; лучше умереть на поле боя, чем жить побежденным».

14. Именно Владыка Будда, никогда не интересовавшийся дуалистическими Богами, которого называли атеистом и материалистом, и который, тем не менее, готов был отдать жизнь за несчастного козленка, – именно этот Человек олицетворял высочайшие нравственные понятия, которыми только может обладать нация. И где бы ни был составлен свод этических правил – он лишь луч света, исходящий от этого Человека.

15. Будда был одним из санньясинов веданты. Он стоит у истоков нового учения, впрочем, таковые создаются и по сей день. Идеи, называемые ныне буддизмом, не принадлежат ему. Они гораздо древнее. Этот великий человек придал им силу. Уникальной особенностью буддизма был его социальный элемент.

16. Будда был смелее и искреннее любого другого учителя. Он говорил: «Не верьте книгам, Веды – полный вздор. Если книги согласны со мной, тем лучше для книг. Я – величайшая книга; жертвоприношения и молитвы бесполезны». Будда был первым человеком, давшим миру завершенную этическую систему. Он был добр ради самого добра, он любил ради любви.

17. Достижение Будды заключалось в том, что он распахнул для людей врата религии, которая была сокрыта в упанишадах и доступна одной лишь касте избранных. Какое величие придает ему теория нирваны? Величие Будды – в непревзойденном сострадании. Высшие состояния самадхи и подобные вещи, сообщающие притягательность его учению, почти все описаны в Ведах; но в них отсутствуют его разум и сердце, равных которым мир не знал на протяжении всей своей истории.

Date: 2015-07-22; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию