Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образец разбора. Ф.И. Тютчев Весенняягроза гл





Ф.И. Тютчев Весенн яя гроза гл. сон. ш.зв. ш.гл. итог уд. гл.

1. Лю б лю гроз у в начале мая 9 7 3 1 16/4=4 (у)ууаа

2. Ко гд а вес енний пе р вый гром, 8 7 5 3 15/8=1,9 аеео

3. Как бы рез вяс я и и грая, 9 3 5 2 12/7= 1,7 аа

4. Гр охочет в не б е г олу б ом. 8 4 4 3 12/7= 1,7 оео

5. Гр емят р аскаты моло д ые. 9 6 2 4 15/6=2,5 ааы

6. Во т д ождик бр ызнул, пыль летит, 8 5 8 3 13/11=1,1 оыыи

7. По в и с ли пе р лы д ож д евые, 9 4 5 3 13/8=1,6 иеы

8. И солнце нити з олотит. 8 3 1 5 11/6=1,8 оии

9. С горы б ежит поток п р ово р ный, 9 5 5 5 14/10=1,4 ииоо

10. В лесу не молкнет птичий г ам. 8 6 2 6 14/8 =1,7 уоиа

11. И г ам лесной, и шум на гор ный, - 9 9 2 2 18/4=4,5 аоуо

12. Все вторит весело гро мам. 8 5 2 6 13/8=1,6 оеа

13.Ты скажешь: Вет р еная Геба, 9 3 4 5 11/9=1,2 аее

14. Кор мя З евес ова о р ла, 8 4 3 2 12/5=2,4 аеа

15. Гро мо к ипящий ку б ок с не б а, 9 4 3 5 13/9=1,4 ауе

16. Смеясь, на землю п р олила. 8 8 1 3 16/4=4 аеа

 

№ строки гласные сонорные шумные звонкие шумные глухие звучные низко- звучные соотно- шение
               
          15 31   1,9
          12 43   1,7
          12 55   1,7
          15 70   2,5
              1,2
              1,6
              1,8
              1,4
              1,75
              4,5
              1,625
              1,2
              2,4
              1,4
               
              1,9

 

1.1. Сопоставив количество звуков с высоким уровнем звучности (гласных и сонорных) с количеством шумных согласных (звуков с низким уровнем звучности) в каждой строке, мы видим, что звучных звуков почти вдвое больше. В среднем на каждую строчку звучных больше в 1,9 раза. Но на самом деле звучность распределяется неравномерно. Резко выделяются 3 строки с повышенной (1 строка – 16/4=4, 11-я – 18/4=4,5, 16-я – 16/4=4) и 2 - с пониженной звучностью (6-ая – 13/11= 1,1 и 13-ая 11/9=1,2). В остальных строках условный показатель звучности близок к средней величине.

Повышенная звучность первой и последней строк закономерна: они остаются в памяти читателя и создают общее впечатление о стихотворении. В 11 строке резкое повышение звучности иллюстрирует ее содержание: И г ам лесной, и шум на гор ный… В 6 строке понижение звучности связано с аллитерацией, иллюстрирующей глухие удары капель по пыли: Во т д ож д ик брызнул, п ыль ле т и т; в 13 строке нет никакого «изображения», только голос: Ты скажешь: Ветреная Геба…

1.2. Ударные гласные в ряде строк образуют ассонансы, выполняющие звукосимволическую функцию. Например, в 1 строке явный контраст печального, пугающего, глубокого, темного у с просторным, радостным, торжественным а «поддерживают» и безударные: (у)у у (а)аа(а). В [3] у исчезает и остается только два ударения: а а. Во всем стихотворении у появляется под ударением еще только в трех словах: в лесу [10], шум [11] и кубок [15]. В 6 – 9 строках ассонанс на узкие и,ы,е сопровождает изображение потоков воды.

В большинстве строк всего три ударных звука, и часто два одинаковых резко контрастируют с третьим по ряду и/или подъему: о е о [4], а а ы [5], и е ы [7], о и и [8], а е е [13], а е а [14 и 16]. В строках с четырьмя ударениями тоже как минимум два одинаковых гласных: а е е о [2], о ы ы и [6], и и о о [9], аоуо [14]. И только в строке В лесу не молкнет птичий гам [10] все ударные гласные разные: у о и а, что, по-видимому, должно иллюстрировать птичью разноголосицу.

1.3. Аллитерации.

1) От заглавия идут два сквозных вариативных многоконсонантных повтора, выполняющие функцию лейтмотива, т.е. композиционную. В то же время они создают звуковые образы ВЕСНЫ и ГРОЗЫ. Образ грозы – звукоподражательный. Это ряд повторов ГРЗ, которым сопутствуют, чередуясь, взрывные звуки Б и Д, подражающие в сочетании с Р ударам грома. Второй ряд повторов скорее звукосимволический, ВЕСН, создающий светлый, радостный образ весны. Он тоже вариативный, но не по составу, а по расположению: то все звуки вместе, то рассыпаны по разным словам: весен ний [2], рез вяс я [3], в не б е [4], по вис ли [7], с ол н це н ити [8], в ле с у не молк не т [10], л есн ой [11], вес ело [12]. с кажешь: ве тр ен ая [13], Зе вес ова [14], с не ба [15], с мея сь на землю[16].

2) В каждой строке есть еще короткие ряды аллитераций, скрепляющих строку и иногда иллюстрирующих ее смысл. Например, в 1 строке простой повтор Л, в 5 – комплексный артикуляционный повтор АТ-АТ -(О)Д, в 6-7 - Л-Л-Л-Л-Л и слова начинаются с губных В-Б-П-П-П-В. Есть и аллитерации, объединяющие между собой строки. Например, перекрестно расположенные многоконсонантные аллитерации в 6-7 строках:

ТДЖД-БЛПЛЛ.

ПЛПЛ-ДЖД

А слова 12 строки имеют соответствия в трех последующих строках:

12...Все вторит весело громам.

13 Ты скажешь; ветреная Геба,

14 Кормя Зевесова орла,

15 Громокипящий...

Таким образом, стихотворение все пронизано звуковыми повторами, выполняющими композиционную, иллюстрирующую и звукообразную функции, создающими впечатление полноты жизни - звуков, отзвуков и отголосков.

II. Поэтический «образ мира»

2.1. Объясните с помощью словаря все непонятные слова и точно установите, что изображено.

2.2. Охарактеризуйте лексику стихотворения по стилистической окраске. Какую стилистическую тональность она придает тексту: торжественно-возвышенную, лирическую, юмористическую, разговорно-бытовую, иную (сформулируйте сами).

2.3. С помощью словаря символов определите символический смысл слов.

2.4. Опираясь на свой читательский опыт, установите типовые для русской поэзии зрительные, слуховые и др. чувственные ассоциации, которые могут (должны) возникнуть при чтении данного текста.

2.5. Проанализируйте константные параметры «образа мира», создаваемого автором в данном тексте:

2.5.1. какой образ пространства создают слова, грамматические и синтаксические единицы со значением пространства (в горизонтальном измерении, в вертикальном измерении, ограниченное или неограниченное, однородное или неоднородное, целостное, континуальное, разделенное на дискретные части, подобные или противопоставленные), как он (образ пространства) изменяется на протяжении текста?

2.5.2. какой образ времени создают лексические, грамматические и синтаксические единицы, содержащие в своем значении временной компонент?

2.5.3. какой колорит создают слова со значением цвета и света, какие эмоции он может вызвать?

2.5.4. какое движение происходит в этом мире?

2.5.5. какие еще конкретно-чувственные проявления присутствуют в данном «образе мира»: звук, тепло или холод, тактильные ощущения и т.д.?

2.5.6. найдите в тексте слова с эмотивным значением и определите, какие эмоции преобладают в тексте: положительные или отрицательные?

Сделайте выводы о полноте чувственно воспринимаемых проявлений «образа мира». Как выглядит мир сквозь призму авторского восприятия: радостный он или мрачный, статичный или динамичный, благоприятный или неблагоприятный для человека, опасный или безопасный, гармоничный или дисгармоничный? Красив ли он? Наполнен ли он жизнью?

Образец разбора. (Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза. Текст см. выше.)

2.1. Резвяся- устаревшая, ныне просторечная форма деепричастия глагола резвиться – играть и веселиться, находясь в движении.

Раскаты – прерывистый длительный гул, грохот; от глагола раскатиться в значении «катясь, разъехаться, рассыпаться в разные стороны (о многих предметах, частях)».

Повисли перлы дождевые: перлы – жемчужины (устар.), родственное слово в С.Р.Я. перламутр – переливающаяся блестящая внутренняя поверхность раковин моллюсков. Оба слова заимствованы из западно-европейских языков, первоисточник общего корня – латинский язык.

И солнце нити золотит – двойная метафора, см. раздел III, синтагматические связи.

Проворный – быстрый, торопливый (преимущественно о живых существах, чаще о людях).

Гам – беспорядочный гул голосов, крики.

Вторить – повторять, отражать какие-н. звуки.

Ветреная Геба: Геба – в древнегреческой мифологии богиня вечной юности, живущая на горе Олимп, дочь Зевса. Ветреный – 1) с ветром (ветреный день); 2) (о человеке) легкомысленный, несерьезный, часто меняющий свои увлечения, «ветер в голове», непостоянный в любви. См. раздел III, синтагматические связи.

Зевесов орел: Зевс – верховный бог древнегреческой мифологии, громовержец, т.е. способный метать молнии; его всегда сопровождал орел.

Громокипящий кубок: сосуд особой формы для питья, в который налита какая-то волшебная огненная жидкость

2.2. Лексика стихотворения в основном стилистически нейтральная, что создает впечатление смысловой и стилистической ясности, чистоты, прозрачности. Присутствует разговорная лексика, не отличающаяся яркостью стилистической окраски, вполне соответствующая литературным нормам (дождик, грохочет, проворный, гам, ветреная), кроме одного просторечного слова резвяся. Книжно-поэтическая лексика (перлы, нагорный, Геба, Зевесов, громокипящий, кубок) придает картине некоторый оттенок торжественности, создает ассоциацию с действом мифологического масштаба. В целом стихотворение звучит одновременно торжественно и лирично.

2.3. Символичными можно считать мифологических античных богов и саму картину дождя, объединяющего небо и землю золотыми нитями. Дождь, вода – животворящее, творческое начало, символ плодородия; поток, река – жизнь, ее движение

2.4. –

2.5.1. Изображение пространства начинается с неба, неограниченного, потом вместе с дождем взгляд спускается к земле: Пыль летит. Затем между небом и землей повисают нити дождя. Пространство под небом тоже неограниченное, но заполненное, конкретизированное: с горы, поток, в лесу. Затем возникает еще одно пространство, отдельное, мифологическое, но сопряженное с реальным: поэт вспоминает олимпийских богов, значит, гору Олимп, но в стихотворении «громокипящее» вещество проливается из кубка с неба… на землю.

Только в последней строке названа сама земля, так что на протяжении стихотворения мысль читателя постепенно движется с неба и только в конце фиксируется не на земле, а на направлении на землю.

Поток (с горы бежит), (птичий гам) лесной, (шум) нагорный, даже пыль (летит) с земли, над землей, – все так или иначе приподнято над землей.

2.5.2. Можно насчитать 5 временных планов: 1) люблю – настоящее, обозначающее «всегда, вообще, постоянно»; 2) время изображаемого события – грозы – как периодического – весной, в начале мая; 3) время изображаемого речевого акта (момент речи для всего стихотворения), представляемое здесь грамматически будущим со значением предположения – Ты скажешь…; 4) время изображаемого процесса грозы, выраженного рядом глаголов и включенного в (1) придаточным временным: когда …грохочет… гремят… вот дождик брызнул, пыль летит, повисли…золотит…бежит …не молкнет … вторит; 5) время «мифологическое», давнопрошедшее, соотнесенное с (3) и (4): кормя… пролила.

2.5.3. небо голубое, перлы (цвет жемчуга, почти белый, м.б. с разными оттенками, перламутровый), солнце нити золотит, поток проворный (ассоциация с цветом бурлящей воды), лес (ассоциация с зеленым) – все цвета светлые, что противоречит факту грозы. Значит, поэту важнее показать радость весны, вызвать положительные эмоции.

2.5.4. Изображаемый мир наполнен движением: резвяся, играя, брызнул, летит, бежит поток проворный, ветреная (ассоциация с ветром), пролила. Сначала идет ненаправленное движение в небе, потом сверху вниз, с неба, а земля только отвечает (вторит) движением пыли (вверх), потока (вниз), птичьим гамом (ассоциация с беспорядочными движениями птиц, но все же полет над землей, вверху). В мифологическом мире еще раз повторяется, как своеобразное резюме, движение Гебы наверху, потом с неба на землю. Везде актуализирован компонент «быстрота, интенсивность».

2.5.5. Звук: гром … грохочет, гремят раскаты…, бежит поток проворный (ассоциация с журчаньем ручья), не молкнет птичий гам, гам лесной, шум нагорный, все вторит… громам, скажешь, смеясь. Возникает синестетический образ грозы: слова вызывают соответствующие ассоциации в сознании читателя, а звукоподражание создает для этих ассоциаций чувственно воспринимаемую (артикуляционно-моторную и акустическую) поддержку. Звуки грозы громкие, бурные, но не несут ни малейшего оттенка угрозы, кроме ассоциации по внутренней форме слова.

2.5.6. Эмотивная лексика представлена:

- названиями эмоций – люблю, весело

- словами со значением проявления эмоций - смеясь

- слова с положительными коннотативными значениями (эмоциональной окраской) – резвяся, играя, весенний, молодые, дождик, перлы, солнце, проворный, все проявления цвета, Геба – богиня вечной юности, кубок. В стихотворении отражены только положительные эмоции.

Мир, изображенный в стихотворении, наполнен чувственно воспринимаемыми проявлениями жизни: движением, цветом, светом, звуком; лирический герой видит его светлым и красивым, вызывающим только положительные эмоции – любовь, радость, веселье, ощущения молодости, здоровья, силы.

 

II. Смысловая организация: анализ текстовых связей.

Date: 2015-07-17; view: 528; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию