Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие смысловых парадигм





1.0. Весенняя – в начале – мая – весенний - первый – молодые – Геба: архисема «начало».

Дифференциальные конкретизирующие признаки формируют три микропарадигмы (МП):

1.1. в начале, первый - ИП «начало» (абстрактное понятие без конкретизаторов)

1.2. весенняя, май, весенний – ИП «начало годового природного цикла»

1.3. молодые, Геба – ИП «молодость, начало жизни живых существ, человека».

Таким образом обобщаются понятия: начало – весна – молодость представлены как нечто общее в жизни природы и человека. Кроме того, каждая МП в синтагматическом контексте пересекается с парадигмой «гроза»: весенняя гроза, весенний первый гром, раскаты молодые, устанавливая связь между концептами «начало» и «гроза». Включение в парадигму имени Геба возводит это обобщение на уровень мифологический, архетипический, отражающий самые общие представления об устройстве мира.

Парадигма «время» на лексико-семантическом уровне практически полностью включена в парадигму «начало»; на уровне смысла текста см. раздел «Поэтический образ мира», п.5 б).

2.0. гроза – гром – грохочет – раскаты грозовые – дождик – перлы дождевые – громам – Зевс (бог-громовержец) - громокипящий: обобщенный смысл «гроза» и связанные с грозой представления. Распадается на 3 микропарадигмы:

2.0. гроза - грозу (в целом, без дифф. признаков); из всех возможных ассоциаций акцентированы

а) сильное, мощное, стихийное проявление природных сил (звук, движение)

б) молнии, посылаемые Богом-громовержцем на землю как проявление его эмоций;

в) соответствующие ассоциации, связанные с эмоциональной жизнью человека (напряженное ожидание, эмоциональный всплеск, слезы, разрядка).

Привычные представления о состоянии природы перед грозой (скопление темных туч, тягостное, напряженное затишье), о самой грозе как о грозном, страшном, опасном проявлении стихийных сил природы в тексте совершенно не поддерживаются.

2.1. гром – грохочет – гремят – раскаты: звуки грозы. Входит одновременно в парадигму «звук» (см.). Сочетание с «резвяся и играя, молодые» придает этой микропарадигме более положительную эмоциональную окраску, чем привычные ассоциации со словом «гроза»

2.2. дождик – перлы дождевые: входит одновременно в парадигму «движение» (см.). Обладает еще более яркой положительной эмоциональной окраской. Тучи и молнии отсутствуют; вопреки природе грозы, гром неизвестно откуда Грохочет в небе голубом!

3.0. гром – грохочет – гремят – гам – гам – шум – вторит: архисема – «звук»; три группы слов.

3.0. гром – грохочет – гремят - раскаты: звуки неба громкие, отчетливые, дискретные (раздельные) и многократные, величественные

3.1. бежит поток - гам – гам – шум: звуки земли неотчетливые, недискретные, сливающиеся в длительный нечленораздельный шум многих голосов; разговорная стилистическая окраска слова «гам» создает противопоставление звуков земли звукам неба по признаку «величественные/ не величественные»

3.2. вторит: происходящее на земле есть только отклик на небесные события; подчеркнута вторичность ряда 3.1. по отношению к ряду 3.0.

4.0. резвяся – играя – дождик - брызнул – летит – повисли – бежит – поток – проворный – орла – громокипящий – пролила: архисема – «движение». Распадается по семантическим признакам на группы: 12 слов

4.0. резвяся – играя – брызнул - проворный – громокипящий: быстрое, активное движение без указания на цель, ненаправленное, беспорядочное, как проявление жизненной активности, избытка сил, энергии; 5 слов, при этом медленное движение совсем не упоминается, неактивное – только пыль летит, пролила, потенциальное – предполагаемый полет птиц как их неотъемлемое свойство.

4.1. дождик – брызнул – поток - громокипящий - пролила: движение жидкости, воды; 5 слов, кроме жидкости: гром – 2 слова, пыль летит – 1 слово и - потенциально – предполагаемый полет птиц как их неотъемлемое свойство.

4.2. дождик – летит – брызнул – повисли – орла - пролила: способ движения - полет, движение в воздушной среде; 6 слов, из них -

4.2.1. дождик – повисли – дождевые - пролила: движение сверху вниз; 4 слова,

4.2.2. Дождик брызнул, … Повисли перлы дождевые … нити: ИП – вертикальное движение дождя с неба к земле; очевидно развитие:

- Дождик брызнул ---- начало движения от неба к земле;

- Повисли перлы дождевые ---- стабилизация движения в том же направлении показана как завершение некоего процесса (совершенный вид);

Солнце нити золотит ---- те же капли (струи) дождя предстают как нечто связывающее, сшивающее. Происходит семная реактуализация (поочередное выдвижение на первый план разных компонентов значения) не семантической структуры слова, а семантической структуры понятия «дождь», которое является содержанием всех трех членов микропарадигмы.

4.2.3. летит (пыль), птичий гам (по ассоциации - полет птиц) – снизу вверх, как ответ на грозу в небе;

4.3. бежит поток: движение по земле, по поверхности 2 слова

4.4. бежит – брызнул – проворный – громокипящий: быстрое движение; 5 слов

4.5 резвяся – играя – дождик - проворный: движение, связанное с положительными эмоциями; 4 слова.

Итог: внимание сосредоточено на

- движении активном и радостном как проявлении избытка жизненных сил

- движении в небе и с неба на землю; только 2 слова говорят о движении непосредственно на земле; все остальные – последовательно – в небе, сверху вниз, над землей;

- движении воды;

5.0. Люблю - резвяся – играя - (в небе) голубом, (раскаты) – молодые - дождик – перлы - солнце - золоти - поток проворный - птичий гам – весело – смеясь: архисема (условно) «эмоции». Распадается на микропарадигмы по способам выражения эмотивного значения, по субъектам эмоциональных проявлений и по степени определенности эмоций:

А) Люблю – весело – смеясь: значения эмоции (проявления эмоций) находятся в ядерной зоне лексического значения. Каждое слово связано с отдельным субъектом эмоций:

5.0 люблю – лирический герой, Люблю – в сильной позиции, ситуация-референт последующего описания является объектом по отношению к этому глаголу.

5.2 весело – «и гам лесной с шум нагорный – все…», т.е. звуки земли,

5.3 смеясьГеба.

Б) Остальные 10 членов парадигмы содержат эмотивный компонент в коннотативном значении и выражают эмоционально-положительное отношение лирического героя к грозе. Из них 8 слов относятся к описанию небесных явлений, сопровождающих грозу:,

5.1 резвяся.и:грая, (в небе) голубом, (раскаты) молодые, дождик, перлы, солнце, золотит,

и только 2 словосочетания - к 5.2.

5.4. Люблю – весенний (весна – сезон «любви» в природе) молодые (молодость – «возраст любви» в жизни человека) - Ты (и Я) - солнце нити золотит (опосредованная мифологией потенциальная ассоциация с любовью Зевса к Данае - ветреная (одно из значений - «переменчивый в любовных привязанностях») - – { - Зевс (и Даная): архисема «любовь». Эта микропарадигма, в сущности, является вершиной всей смысловой структуры, как свод арки, объединяя одним понятием любви людей, природу (Небо и Землю) и Богов.

6.0 в небе – дождик – пыль летит – повисли - солнце – с горы – в лесуптичий – леснойнагорный – Геба, Зевс – орла – с неба – на землю (см. «образ мира», пространство).

А) Центр (ядерная часть) АСПТ: в небе …с горы …в лесу …с неба … на землю. Явное расслоение по дифференцирующим и интегрирующим признакам.

1) в небе – в лесу: ИП – вместилище, пространство, в котором нечто помещается (лекс.-грамм.); ДП – выше/ниже (на земле).

2) с горы – с неба: ИП 1 – пространство как исходное, источник чего-то, ИП 2 – грамматически не только гора, но и небо предстают как поверхности без указания на объемность; ДП - ниже (на земле)/выше.

3) с горы – в лесу: ИП 1 – земной ландшафт, ИП 2 - возвышается над землей; ДП 1 – направление – место пребывания; ДП2 –не растет – растет вверх (так же, как пыль летит вверх от ударов дождевых капель: земля отвечает небу)

4) с неба - на землю: ИП - направление; ДП – источник – цель движения (конверсия: комплементарные, взаимодополняющие отношения).

Итак, центр АСПТ четко структурирован, складывается в систему:

В небе ----------------- в лесу |

| | | на землю

С неба ----------------- с горы |

Периферия: 1) резвяся, раскаты: ИП – широко, просторно

2) Зевс, Геба, орел: ИП – высоко (на Олимпе, в небе)

3) Дождик брызнул, … Повисли перлы дождевые …нити: ИП – вертикаль между небом и землей; см. 4.2.2. (парадигма «движение»).

.

Подведем итоги. В картине грозы акцентированы только радостные мотивы весны, молодости, веселья; центральное событие дождь, движение которого с небес на землю не только изображается в деталях и украшается сопоставлением с жемчугом и золотом (поскольку метафора есть скрытое сравнение), но и возводится с помощью метафор и содержания последней строфы в ранг события мифологического, архетипического уровня. Изображение золотого дождя, позволяет ассоциировать это событие с популярным сюжетом греческой мифологии: влюбленный Зевс проник в неприступную башню к прекрасной царевне Данае в виде золотого дождя, и от их любви родился герой Персей. Однако не с Олимпа, а с неба на землю пролила Геба громокипящий кубок, что заставляет вспомнить другой, еще более фундаментальный миф о рождении всех богов и людей от любви Урана и Геи, т. е. Неба и Земли. На таком ассоциативном фоне дождь, вода, проливающаяся на землю, выступает в своем традиционном символическом значении животворящей и одухотворяющей силы. Золотые нити, протянувшиеся с небес к Деве Марии, на некоторых православных иконах изображают непорочное зачатие Иисуса Христа.

Date: 2015-07-17; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию