Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие смысловых парадигм1.0. Весенняя – в начале – мая – весенний - первый – молодые – Геба: архисема «начало». Дифференциальные конкретизирующие признаки формируют три микропарадигмы (МП): 1.1. в начале, первый - ИП «начало» (абстрактное понятие без конкретизаторов) 1.2. весенняя, май, весенний – ИП «начало годового природного цикла» 1.3. молодые, Геба – ИП «молодость, начало жизни живых существ, человека». Таким образом обобщаются понятия: начало – весна – молодость представлены как нечто общее в жизни природы и человека. Кроме того, каждая МП в синтагматическом контексте пересекается с парадигмой «гроза»: весенняя гроза, весенний первый гром, раскаты молодые, устанавливая связь между концептами «начало» и «гроза». Включение в парадигму имени Геба возводит это обобщение на уровень мифологический, архетипический, отражающий самые общие представления об устройстве мира. Парадигма «время» на лексико-семантическом уровне практически полностью включена в парадигму «начало»; на уровне смысла текста см. раздел «Поэтический образ мира», п.5 б). 2.0. гроза – гром – грохочет – раскаты грозовые – дождик – перлы дождевые – громам – Зевс (бог-громовержец) - громокипящий: обобщенный смысл «гроза» и связанные с грозой представления. Распадается на 3 микропарадигмы: 2.0. гроза - грозу (в целом, без дифф. признаков); из всех возможных ассоциаций акцентированы а) сильное, мощное, стихийное проявление природных сил (звук, движение) б) молнии, посылаемые Богом-громовержцем на землю как проявление его эмоций; в) соответствующие ассоциации, связанные с эмоциональной жизнью человека (напряженное ожидание, эмоциональный всплеск, слезы, разрядка). Привычные представления о состоянии природы перед грозой (скопление темных туч, тягостное, напряженное затишье), о самой грозе как о грозном, страшном, опасном проявлении стихийных сил природы в тексте совершенно не поддерживаются. 2.1. гром – грохочет – гремят – раскаты: звуки грозы. Входит одновременно в парадигму «звук» (см.). Сочетание с «резвяся и играя, молодые» придает этой микропарадигме более положительную эмоциональную окраску, чем привычные ассоциации со словом «гроза» 2.2. дождик – перлы дождевые: входит одновременно в парадигму «движение» (см.). Обладает еще более яркой положительной эмоциональной окраской. Тучи и молнии отсутствуют; вопреки природе грозы, гром неизвестно откуда Грохочет в небе голубом! 3.0. гром – грохочет – гремят – гам – гам – шум – вторит: архисема – «звук»; три группы слов. 3.0. гром – грохочет – гремят - раскаты: звуки неба громкие, отчетливые, дискретные (раздельные) и многократные, величественные 3.1. бежит поток - гам – гам – шум: звуки земли неотчетливые, недискретные, сливающиеся в длительный нечленораздельный шум многих голосов; разговорная стилистическая окраска слова «гам» создает противопоставление звуков земли звукам неба по признаку «величественные/ не величественные» 3.2. вторит: происходящее на земле есть только отклик на небесные события; подчеркнута вторичность ряда 3.1. по отношению к ряду 3.0. 4.0. резвяся – играя – дождик - брызнул – летит – повисли – бежит – поток – проворный – орла – громокипящий – пролила: архисема – «движение». Распадается по семантическим признакам на группы: 12 слов 4.0. резвяся – играя – брызнул - проворный – громокипящий: быстрое, активное движение без указания на цель, ненаправленное, беспорядочное, как проявление жизненной активности, избытка сил, энергии; 5 слов, при этом медленное движение совсем не упоминается, неактивное – только пыль летит, пролила, потенциальное – предполагаемый полет птиц как их неотъемлемое свойство. 4.1. дождик – брызнул – поток - громокипящий - пролила: движение жидкости, воды; 5 слов, кроме жидкости: гром – 2 слова, пыль летит – 1 слово и - потенциально – предполагаемый полет птиц как их неотъемлемое свойство. 4.2. дождик – летит – брызнул – повисли – орла - пролила: способ движения - полет, движение в воздушной среде; 6 слов, из них - 4.2.1. дождик – повисли – дождевые - пролила: движение сверху вниз; 4 слова, 4.2.2. Дождик брызнул, … Повисли перлы дождевые … нити: ИП – вертикальное движение дождя с неба к земле; очевидно развитие: - Дождик брызнул ---- начало движения от неба к земле; - Повисли перлы дождевые ---- стабилизация движения в том же направлении показана как завершение некоего процесса (совершенный вид); Солнце нити золотит ---- те же капли (струи) дождя предстают как нечто связывающее, сшивающее. Происходит семная реактуализация (поочередное выдвижение на первый план разных компонентов значения) не семантической структуры слова, а семантической структуры понятия «дождь», которое является содержанием всех трех членов микропарадигмы. 4.2.3. летит (пыль), птичий гам (по ассоциации - полет птиц) – снизу вверх, как ответ на грозу в небе; 4.3. бежит поток: движение по земле, по поверхности 2 слова 4.4. бежит – брызнул – проворный – громокипящий: быстрое движение; 5 слов 4.5 резвяся – играя – дождик - проворный: движение, связанное с положительными эмоциями; 4 слова. Итог: внимание сосредоточено на - движении активном и радостном как проявлении избытка жизненных сил - движении в небе и с неба на землю; только 2 слова говорят о движении непосредственно на земле; все остальные – последовательно – в небе, сверху вниз, над землей; - движении воды; 5.0. Люблю - резвяся – играя - (в небе) голубом, (раскаты) – молодые - дождик – перлы - солнце - золоти - поток проворный - птичий гам – весело – смеясь: архисема (условно) «эмоции». Распадается на микропарадигмы по способам выражения эмотивного значения, по субъектам эмоциональных проявлений и по степени определенности эмоций: А) Люблю – весело – смеясь: значения эмоции (проявления эмоций) находятся в ядерной зоне лексического значения. Каждое слово связано с отдельным субъектом эмоций: 5.0 люблю – лирический герой, Люблю – в сильной позиции, ситуация-референт последующего описания является объектом по отношению к этому глаголу. 5.2 весело – «и гам лесной с шум нагорный – все…», т.е. звуки земли, 5.3 смеясь – Геба. Б) Остальные 10 членов парадигмы содержат эмотивный компонент в коннотативном значении и выражают эмоционально-положительное отношение лирического героя к грозе. Из них 8 слов относятся к описанию небесных явлений, сопровождающих грозу:, 5.1 резвяся.и:грая, (в небе) голубом, (раскаты) молодые, дождик, перлы, солнце, золотит, и только 2 словосочетания - к 5.2. 5.4. Люблю – весенний (весна – сезон «любви» в природе) молодые (молодость – «возраст любви» в жизни человека) - Ты (и Я) - солнце нити золотит (опосредованная мифологией потенциальная ассоциация с любовью Зевса к Данае - ветреная (одно из значений - «переменчивый в любовных привязанностях») - – { - Зевс (и Даная): архисема «любовь». Эта микропарадигма, в сущности, является вершиной всей смысловой структуры, как свод арки, объединяя одним понятием любви людей, природу (Небо и Землю) и Богов. 6.0 в небе – дождик – пыль летит – повисли - солнце – с горы – в лесу – птичий – лесной – нагорный – Геба, Зевс – орла – с неба – на землю (см. «образ мира», пространство). А) Центр (ядерная часть) АСПТ: в небе …с горы …в лесу …с неба … на землю. Явное расслоение по дифференцирующим и интегрирующим признакам. 1) в небе – в лесу: ИП – вместилище, пространство, в котором нечто помещается (лекс.-грамм.); ДП – выше/ниже (на земле). 2) с горы – с неба: ИП 1 – пространство как исходное, источник чего-то, ИП 2 – грамматически не только гора, но и небо предстают как поверхности без указания на объемность; ДП - ниже (на земле)/выше. 3) с горы – в лесу: ИП 1 – земной ландшафт, ИП 2 - возвышается над землей; ДП 1 – направление – место пребывания; ДП2 –не растет – растет вверх (так же, как пыль летит вверх от ударов дождевых капель: земля отвечает небу) 4) с неба - на землю: ИП - направление; ДП – источник – цель движения (конверсия: комплементарные, взаимодополняющие отношения). Итак, центр АСПТ четко структурирован, складывается в систему: В небе ----------------- в лесу | | | | на землю С неба ----------------- с горы | Периферия: 1) резвяся, раскаты: ИП – широко, просторно 2) Зевс, Геба, орел: ИП – высоко (на Олимпе, в небе) 3) Дождик брызнул, … Повисли перлы дождевые …нити: ИП – вертикаль между небом и землей; см. 4.2.2. (парадигма «движение»). . Подведем итоги. В картине грозы акцентированы только радостные мотивы весны, молодости, веселья; центральное событие дождь, движение которого с небес на землю не только изображается в деталях и украшается сопоставлением с жемчугом и золотом (поскольку метафора есть скрытое сравнение), но и возводится с помощью метафор и содержания последней строфы в ранг события мифологического, архетипического уровня. Изображение золотого дождя, позволяет ассоциировать это событие с популярным сюжетом греческой мифологии: влюбленный Зевс проник в неприступную башню к прекрасной царевне Данае в виде золотого дождя, и от их любви родился герой Персей. Однако не с Олимпа, а с неба на землю пролила Геба громокипящий кубок, что заставляет вспомнить другой, еще более фундаментальный миф о рождении всех богов и людей от любви Урана и Геи, т. е. Неба и Земли. На таком ассоциативном фоне дождь, вода, проливающаяся на землю, выступает в своем традиционном символическом значении животворящей и одухотворяющей силы. Золотые нити, протянувшиеся с небес к Деве Марии, на некоторых православных иконах изображают непорочное зачатие Иисуса Христа.
|