Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историки о времени и о себе. Дневник Николая михайловича дружинина





Автор:

1919 год

12.V.

"Твердое настроение. Утренние занятия немецкой грамматикой. Работа в Архиве, сонливость при чтении кабинетских бумаг, холод и ощущение неуютности (папиросы!). В столовой. Архивское Собрание (решение организовать научные доклады по архивоведению). С Серг. Александр. Голубцовым - в Университете, на "торжественном открытии" факультета обществ[енных] наук (речи представителя социалист[ической] группы Покровского, Винавера, Милютина, Рейснера), "контррев[олюционное]" настроение собравшихся, отчаяние в тоне Рейснера, студенческая чайная и клуб. Вечерний кофе и ужин. Чтение Хрущова и Достоевского. Холодно-могильное настроение (влияние погоды).

13.V.

Утренние занятия немецкой грамматикой. Работа в Архиве. Впечатление хищнического трактата с Германией (безумие союзников! пессимистические перспективы европейского будущего). Университет[ская] чайная. Немецкий урок с М. Г. Лорх. Собрание у С. А. Голубцова - учреждение кружка по общим вопросам (мои разногласия с Лавровским). Общий холодный тон дня.

14.V.

Утром, до кофе, чтение Гизо (в подлиннике - с чувством удовольствия). В архиве - чтение докл[адной] записки, проверка описей, составление професс[орских] списков (по Гюйсену - ничего!). Двойной обед в Палате - опять ощущение тяжести на желудке и плохая голова. В читальне - конспектирование Иванова и книги по социологии. Для кружка намечаются темы: "Доктрина экономического материализма", "Социализм и право", "Нация и интернациональное". После читальни - у матери (заявление о I категории и покупка хлеба), дома - чтение Хрущова (недостаточно внимательно), ужин ив 11 ч. - в постели. Холодно, пасмурно, снег - и в природе, и в душе.

15.V.

Холодно!.. Утром - занятия немецкой грамматикой. В Архиве - чтение газеты (Манифест Коммунистич[еского] Интернационала о мире с Германией) и изучение входящих бумаг Петровского кабинета. В читальне - статьи Казанского о летописи. Вечером - на собрании литер[атурно]- художеств[енного] кружка на Высш[их] женск[их] курсах (доклад Людм. Вас. Голубцовой на тему "Диалог Луначарского об искусстве"). Интересное заключение Сакулина. Мои споры об искусстве с Кафенгаузом и Л. В. (вопрос об эксперим[ентальной] эстетике).

Продолжение. См. Вопросы истории, 1995, NN 9 - 12; 1996, NN 1 - 3.

стр. 112

16.V.

Утром - чтение Гизо. Назойливое вторжение Валерии Артуровны. В Архиве - разбор входящих бумаг Петра (работа о Гюйсене). После обеда - урок с Лорх. Дома - конспект Оболенского. Весь день - болезненное ощущение: страшная тяжесть на желудке и раздражение горла, сказываются двойные обеды и курение папирос!

17.V.

В Архиве - чтение Устрялова. Мелкое столкновение со Сторожевым (по поводу размещения Гос[ударственного] арх[ива]). По пути в Ист[орико] - револ[юционный] архив получил в Унив[ерситете] трехмесячную стипендию, 1650 р.; на запрос об отсрочке бывшим офицером, оставленным при Унив[ерситете], не узнал в канцелярии ничего определенного и утешительного. Заседание правления секции (вопросы о продовольствии, о регистрации в Союзе, о прививке оспы, общем собрании). По возвращении в Архив был на первом организованном нами "архивном собрании". С. К. Богоявленский знакомил нас с отделом "древлехранилища", наиболее ценным и интересным в Архиве (духовные Калиты и друг[их] князей, письма моск[овских] государей, художественные титулярники, подлинники древнейших юридических памятников, госуд[арственные] регалии и пр.), чувство живого интереса и мысль о работе, посвященной личности и деятельности кн. Оболенского (в дополнение к задуманной работе об истории Архива М. И. Д.). Заказал серию книг изд[ания] Моск[овского] О[бщест]ва и[стории] и древн[остей] р[оссийских]. После архива - обед в "Дворцовой" столовой (группа "товарищей-коммунистов") и баня в Наркомпросе, на Остоженке. Вечером окончил чтение работы Хрущова, в постели немного читал Достоевского.

18.V.

После утреннего кофе с Елиз. Петр. - на Сухаревке (покупки к дню моих именин). Заезжала М. И. Андрианова. Был на кладбище, заказал крест и сговорился относительно уборки могил. До и после обеда - чтение газет (в "Правде" - интересные отрывки из дневников и писем белогвардейских офицеров, подтверждающие мое мнение о пестроте и безнадежной слабости этого войска). Был у А. Н. Исаковой, расценивал ее книги, купил за 150 р. сочинения Гаршина, Надсона, Тютчева, Фета, Уайльда, Козлова, Полежаева. Занимался очень мало: прочел только 10 страниц из Рожкова.

19.V.

Утром - немецкая грамматика. В Архиве все время размещал оставшиеся разряды Госуд[арственного] архива на новоустроенные стеллажи. В читальне и дома читал и конспектировал статьи по летописи.

20.V.

Встал, как всегда, в 7 часов и утром читал Гизо. Архивные часы провел вне Архива - в Ист[орико]- рев[олюционном] архиве, в Унив[ерфитете] (справки о буфете), в Отд[еле] обществ[енного] питания (справки об открытии столовой), в Профсоюзе (регистрация коллектива). Обед в столовой Мюра и Мерилиза (голодная очередь). Урок с М. Г. Лорх. У г. Карстен - по поводу стоимости пианино. Конспектирование Хрущова (мало!). Боль в ноге и страшная тяжесть на желудке.

21.V.

Утром - немецкая грамматика. В 11 ч. - экстренное заседание Правления по вопросу о мобилизации (распоряжение Союза и требование от нашего Архива 5 человек). Мои предложения и инструкция. Общее собрание и избрание комиссии. Наш отказ войти в комиссию. Хлопоты о столовой, обед в 4-м доме Советов, беседа с заведующим о доставке продуктов (недостаток и недоброкачественность). В Рум[янцевской] читальне - статьи о Летописи. Беседа с красноармейцем о культ[урно]-просв[етительной] работе. Дома - лечение желудка. Знакомый Е. П. и его рассказы об ужасах провинциального большевизма. Ощущение своей "обреченности".

22.V.

Николин день - день моих именин. Мое прежнее, холодно-равнодушное и даже скептическое отношение к празднованию "дня Ангела" - мои приготовления к сегодняшнему дню и светлое ощущение праздника (как на Пасхе!). Иллюзия "мирного времени": на столе пшеничные пироги, ватрушки, торты, сыр, масло, конфеты, прекрасный и сытный обед (заботы и труды милой Елиз. Петровны).

стр. 113

В Архиве - звонок по телефону из Подольска - поздравление Гали. Составление протокола вчерашнего общего собрания и чтение описи древлехранилища. В 12 1 / 2 ч. - экстренное заседание Правления в связи с мобилизацией. Поучительная картина организованного "саботажа", настроение членов, политика страуса и моя формально-юридическая точка зрения. Решение комиссии о включении меня в список мобилизуемых (выбор между мной и Сергеем Александровичем). Мое спокойное отношение к этому факту. Именинный обед и чай. Гости Елизаветы Петровны. Приход Сергея Александровича (с пробной лекции Лавровского) и его подарок - книжка Виппера "Возникновение христианства" ("Моему дорогому другу в Николин день"), поздравление Маринушки и Александры Николаевны Исаковой. Впечатление от книги Виппера - гипотетичность и шаткость критики новозаветных источников.

Злоба дня - белогвардейцы и союзники под Петроградом.

23.V.

В Архиве - составление протоколов и чтение описи древлехранилища. Домашний обед. Сильные боли в ноге и пропуск урока немецкого языка. Революционная поэзия Блока и Петра Орешина. Чтение.

24.V.

Весь день - на собраниях. Утром - в Проф[ессиональном] Союзе (зарегистрировал вновь поступивших служащих). Затем - заседание Правления секции (вопросы о 10% мобилизации, о продовольствии, о выборах нового правления и т, д.). Мое согласие на участие в Правлении (взамен участия в Ревиз[ионной] комиссии) под сильным давлением Максакова. Ненадолго в Архиве - за списками. (Весенний клуб), В столовой "Кооперации". На совещании представителей, от комитетов Сод[ействия] Мобил[изации] (в "Доме Союзов") - "заскорузлые прения" (пессимистический тон, шкурные интересы, злоба против освобожденных). В студенческом кафе (картина интеллигентской богемы, золотой молодежи). В кафе Клурабис. Доклад на общем собрании служащих.

Мой призыв неминуем.

25.V.

Чудный весенний день: солнечно, ярко, тепло, в воздухе - аромат распускающейся зелени, веселый перезвон церковных колоколов - впечатление Пасхи. С Елиз. Петр, - на кладбище: наши могилы убраны, обложены дерном, поставлены изящные белые кресты (хорошее чувство нравственного удовлетворения). Жизнь и смерть на кладбище.

Доклад А. А. Кизеветтера о Верх[овном] тайн[ом] сов[ете]: яркая характеристика социальных групп русского дворянства, гр. Толстого, оригинальное истолкование факта учреждений В. Т. С. (влияние теории классовой борьбы). Прения: реакционные мотивы в возражениях М. М. Богословского и М. К. Любавского (затхлость их миросозерцания, боязнь марксистских терминов). Печальные мысли о будущей реакции. Беседа с Фокиным о будущем дворянства. Посещение Кубацкого, его интересные рассказы о юге.

Встреча в Ист[орическом] о[бщест]ве с Татой Голуб. - ее внешнее изящество и правизна; воспоминание о кружке.

26.V.

"Мобилизационная компания". Совещание в Ист[орико]-рев[олюционном] архиве, конференция представителей от Ком[итета] сод[ействия] моб[илизации] при проф[ессиональном] Союзе (попытка "саботажа" и тактика коммунистов). Встреча с Осколковым. Конспектирование книги по летописи. Мое решение предотвратить посылку на фронт и обеспечить себе лучшее назначение через Д. (моя "записка").

27.V.

Заседание правления секции по вопросу о союзе мобилизации. Упадок духа - вялость в архивных занятиях. Хлопоты относительно столовой и чая (посещение Советских домов и Отд[ела] пит[ания] Гор[одского] района). Студенческое кафе. Урок нем[ецкого] яз[(ыка] с М. Г. Лорх. Первое собрание нашего исторического кружка - доклад Лавровского "История как наука". Наша критика его расплывчатых и незаконченных понятий (я, Сказкин, Серг. Александрович). Мой "аппетит".

28.V.

В Штабе Округа - у Дексбахо. Неутешительные сведения - неизбежность мобилизации. В канцелярии Совета Университета - отсутствие ответа на ходатай-

стр. 114

ство о нашей отсрочке. В Архиве - зелень сада. Путаница и безалаберщина в Союзе. В Рум[янцевской] чит[альне]. Интерес к методологическим вопросам. Встреча с Верой Яковлевной (о призыве Н. Я-ча).

29.V.

Неудача с поездкой в Подольск (наплыв пассажиров). Встреча с Кубацким. Весь день за книгами несмотря на чудесный весенний солнечный день (нежелание "возиться" и итти за город). Кончил Рожкова - и в его социологических заключительных обобщениях нашел много "своего". Окончил "Возникновение христианства" Виппера: оригинально, тонко, смело, но... мало обоснованно и далеко не полно. В применении к такой глубокой и сложной проблеме обычный прием свободной реконструкции текста не годится. Чувствуется также предвзятая точка зрения.

30.V.

В Архиве - полная невозможность сосредоточиться на научной работе из-за надоедливых мелочей "общественной" работы. Записался в библиотеку им. Герцена (бывш. Петровскую). Неудача с немецким уроком. Покупка новых книг и увлечение ими (тонкость и изящество изложения Риккертовской "Философии истории", примитивность Бернгейма, объективность и простота (Никольского).

Моя неумеренность в еде и - тяжесть желудка.

31.V.

В Штабе Округа - у Денсбаха, у Гана. Впечатление моей автобиографической записки, откровенность заведующего школьным отделом и предположение устроить меня "покрепче". Заседание Правления секции (путаница и расплывчатость) и общее собрание служащих (многоглаголание и неясность в постановке вопросов). Занятия в Румянц[евекой] читальне (примитивность Кареевского "Введения в социологию"). Чудесный вечер - аромат зелени после грозы. Встреча с Гехтманом и Рыкамковым (о постановке дела на командных курсах). Бартенев. Мысли о двух мирах и "приятие" большевизма. 1.VI. Весь день - за газетой и книгами. Приход матери - мое отношение к ней. Неудачное посещение Фокина.

2.VI.

В школьном отделе штаба у Сарычева; его нежелание "принизить" меня назначением в обыкновенную красноармейскую школу. В Реввоенсовете, в школьной секции у Шарова - "большая анкета", требование политической исповеди и мои смягченно-отрицательные ответы. Возможность получить место лектора и школьного инструктора с выездами из Москвы. В столовой "Коопераций". Чтение Риккерта (отвлеченная схематизация до степени схоластики!).

3.VI.

Утомительное хождение по Москве. В Штабе Округа за разрешительной бумажкой Д. (впечатление стройно-налаженного аппарата). В школьной секции Реввоенсовета, отсрочка на неделю и перспектива быть разъездным инструктором. В кул[ьтурно]-просв[етительном] отделе Военного комиссариата г. Москвы - идейность и духовная чистота (повеяло впечатлениями 1906 г.), отсутствие духовного насилия. Иная анкета и лекционная программа "Пролеткульта". Имена Л. А. Воскресенской и А. М. Васютинского. Назначение пробной лекции в гараже формирования (выбор мною темы). Покупка книг. В Главархиве - уход И. Б. Новицкого и предложение мне быть председателем подс[екции] ком[итета] мобилизации. Новые основы мобилизации членов проф[ессиональных] союзов (по-видимому, результат неудачи). В Ист[орико]- рев[олюционном] архиве. В отделе питания Гор[одского] района (чаю нет!) "Изящный" обед в столовой сотрудников Гор[одского] района (б. кафе). В под[отделе] отд[ела] обществ[енного] питания (разрешение на термосы). Урок нем[ецкого] яз[ыка] (овладение текстом). Концерт, посвященный эпохе романтиков (Ермолова, Нежданова, Крейн, Брондуков, Бальмонт и др.). Мое утомление. Политическая беседа с С. А. 1 (его поправение и мое полевение).

4.VI.

В Румянпевской читальне - чтение книг и брошюр по истории рабочего движения (отпуск из Архива на 4 суток). По магазинам - в поисках книг. В библиотеке-читальне профсоюзов. Беседа с С. А. о международном и внутреннем положении. Мое отношение к событиям.

стр. 115

5.VI.

Утром - у Б-ва (его предложение поступить в Военно-педагог[ическую] академию, мой отказ и мотивы). Антисемитизм и реакционность его и его отца. В Румянц[евской] читальне (старые впечатления 1906 г. при чтении литературы). К портному - за костюмом. У Е. Е. Мелзбир - за своими книгами и тетрадями. В вегетар[ианской] столовой. За книги и брошюры Л. Н. Толстого. Встреча с В. И. Лебедевым (его полевение). Приезд Ст. Ант.

6.VI.

Покупка книг в магазинах. Находки в меньшевистском магазине "Вперед". Занятия в Рум[янцевской] читальне (простота, изящество, ясность плехановских воспоминаний). В столовой кооперации. Отмена доклада меньшевиков о Версальск[ом] мире. Встреча с В. И. Чтение книги Стеклова. Харьковские с[оциал]- д[емократические] газеты.

За работой я не замечаю прод[овольственного] кризиса, забываю о нем.

7.VI.

Дома - за составлением плана и конспекта пробной лекции. Пробная лекция в 7 батальоне тылового ополчения против Саратовского вокзала. Фигура комиссара (по внешности - низший тип "советского работника"). Аудитория - "колчаковцы" (серые мужички, часть - внимательные и сосредоточенные слушатели; один - с живым запросами, общее впечатление - усталости и покорности). Неблагоприятные внешние условия: теснота, жара, духота. Растянутость моей лекции. Возвращение домой - с артельщиком, крестьянином Ряз[анской] губ[ернии], его рассказы и мнение о "власти на местах".

Мое духовное оживление.

8.VI.

Троицын день, яркий, солнечный. Праздничная чистота, колокольный звон, цветы и березки. Чтение газет "Известий", "Правды" и "Экономич[еской] жизни". Распоряжение о централизации культ[урно]- просветит[ельской] работы при Московском воен[ном] комисс[ариате] (мои виды на будущее). Скудость известий о фронте. Мои мысли о "двух мирах". Чтение Лавровской книжки "Кому принадл[ежит] будущее"? На кладбище - украшение наших могил цветами. В гостях у Серг. Петровича - его обильное угощение.

9.VI.

Весь день дома за книгами. Книжечка Лаврова, (воспоминания о касимовских собраниях в лесу, за Окой), сов[етская] конституция (ее противоречия), программа коммунистов, книжка Риккерта, роман Р. (подражание Толстому).

10.VI.

В военных комиссариатах. Зачислен в сотрудники гор[одского] комиссариата, но это не оформливает моего положения (лекция понравилась, назначены 2 новых, сговорились о программах, гонорар - 100 р. за лекцию). Из Реввоенсовета и Штаба округа направляют в Губвоенком. Забегал в Архив - собрание кружка не состоялось (экзамен Сказкина). К-р. беседы. Урок с Лорх. Мое утомление. Остроумные и интересные статьи меньшевистского журнальчика "Мысль". Письмо Гали и Люли Филатьевых.

11.VI.

Лекция в резервном полку в Лефортове (100 - 150 слушателей, форсирование голоса, утомление). В городском воен[ном] комиссариате (кажется, устраиваюсь). В Рум[янцевской) чит[альне] - утомление и сонливость. Дома - текущая литература. В архиве не был.

12.VI.

Лекция в Слабосильной команде (серяки-колчаковцы, пришибленные и утомленные); читал удачно. У Гавы, беседа о современном положении. В Воен[ном] комисс[ариате] (сносились относительно меня со штабом, ответ - удовлетворительный, завтра зачислят). В библиотеке профсоюзов. Собрание кружка у С. Д. Сказкина, доклад В. М. Лавровского о "социальной экономике" и предмете истории как социологии (расплывчатость и неслаженность его определений), мои возражения по поводу "натуралистических" пережитков в политической экономии, понятия "экономического явления" и "социальной формы"). "То, чего не было" Р.

13.VI.

В Архиве - попытки собрать Комит[ет] по сод[ействию] мобилизации и напра-

стр. 116

вить его в Профсоюз (для выручки наших сотрудников). Отъезд Максакова. Мобилизация - во всех архивах. Отчаяние В. М. Лавровского. В Военном комиссариате - новое осложнение: лекторов нет в штате, мне предложили ответственную и сложную должность инструктора-организатора по лекторскому делу (встреча с Л. А. Воскресенской, ее рекомендация; беседа с заведующей Е. К. Преображенской, мои задачи и планы, "из двух зол меньшее!"). Пропуск урока немецкого языка (утомление)! Домашнее чтение.

14.VI.

В Архиве - неожиданный сюрприз: вновь подал старый список 5 мобилизуемых, со включением и меня ("услуга" С. К. Богословского, которая может свести на нет все мои хлопоты). Удачный исход наших хлопот относительно 4 сов[етской] столовой. В библ[иотеке] б. Дерягиной. В Воен[ном] комисс[ариате] - опять задержка из-за необходимости предварительно подать заявление. Беседа с Е. К. Преображенской об инструкторских курсах. Волокита со взносами в профсоюзе. Решение не ехать в Новогиреево - из-за отсутствия документов и необходимости использовать своб[одный] день. Чтение Берлина о Марксе, воспоминание прошлого. Приказ о строевых офицерах. В Веч[ерних] Изв[естиях] - новое осложнение!

15.VI.

Свободный день - день чтения и размышлений. Утренние газеты - новая мобилизация трудовых городских элементов, критическое положение Харькова и Петрограда. Уборка библиотечки. Чтение Энгельса о Берлине. Мое "самоопределение" и стремление подвести итоги и связать духовное прошлое и настоящее.

16.VI.

В Военкоме - подача официального заявления о приеме на службу в отдел личного состава. В Архиве - подача официального заявления об уходе со службы, прощание с сослуживцами, сдача дел Исполкома и краткий отчет М. М. Богословскому. Волокита и невозможность достать нужные книги в библ[иотеке] им. Герцена (б. Петровской). Студенческое кафе. Домашние занятия.

17.VI.

Начало офиц[ерских] занятий в Военкоме - в качестве инструктора-организатора. Мои планы, предложения и очерк предстоящих задач - в бес[еде] с т. Преображенской и Камышиным. Предложение выступить от имени секции на открытии Кул[ьтурно]-просв[етительного] центра Ходынки (после Ленина) - мой отказ. Лекция в дорожно-мостовой роте - в с. Богородском (клуб, его деятели, беседа об аудитории и лекторах), редеющая аудитория во время лекции; обратное путешествие на шестовой двуколке.

Не притрагивался ни к одной книге - снова пропустил немецкий урок. Предстоит масса работы! Мои безумные траты на еду.

18.VI.

Утром С. Д. Сказкин (его призыв, мое заявление в канц[елярию] Совета об исключении меня из числа имеющих 50% отсрочку). В Военкоме (арест Усита, б[ывшего] офицера, по-видимому, в связи с раскрытием белогвард[ейского] заговора в Петрограде). По книжным магазинам. В Центпролекте - обед в столовой, угощение чаем, заседание, личность председателя Н. Н. Шапошникова, огосударствление автономного союза лект[орских] организаций, повышенный спрос на лекторов (возможность использовать свои силы в этом направлении). Посещение Кубацкого (его правизна).

19.VI.

В Военкоме - споры с лектором-коммунистом, узость и недоверие. Несостоявшаяся лекция в 10 с[оветском] эв[акуационном] госпитале (образование ячейки из венериков, отчаяние врача). В Пролеткульте - роскошное помещение морозовского особняка на Воздвиженке, "строительство социалистической культуры" ("Горн"). Лекция Розенталя на Курсах Всевобуча, ее успех. Образцовая постановка дела, диктатура Трунина, его приемы и личность.

20.VI.

Утомление, занятия в Военкоме. Посещение клуба в Фанагорийских казармах, "лекция" Розенфельда (слабая интеллигентская митинговая, речь). Поездка на Ходынку - на открытие красноармейского клуба. В автомобиле с начальником штаба, его вопросы о "Владимире Ильиче". Митинг, выступл[ения] коммунистов, впечатления от воинского строя приведенных рот, поток вопросов-жалоб и брожение среди

стр. 117

слушателей (враждебная крестьянская стихия). Концерт. Любовная рука - на организации культурно- просветительного дела (школа, библиотека-читальня, клуб, продажа книг, театр). Куплеты и стихи Д. Бедного в исполнении Борисова. Гонорары актеров. Личность Н. Н. Лебедева. Обратное возвращение с оркестром - на мчащемся автомобиле.

21.VI.

Посещение клуба в Александровских казармах. Лекция Строева о конституции, его личность. Члены кул[ьтурно]-просв[етительной] комиссии. В Центролекте. Собрание-говорильня в Военкоме. Симпатичное впечатление от наших работников Военкома. Чувства утомления и тоски. Домашнее чтение.

22.VI.

Снова - дома. Чтение с[оциал]-д[емократических] брошюр и пр. С Кубацким - у Г. К. Шлезингера, его рассказы о Леве. Мое нездоровье.

23.VI.

В Военкоме - напряженная лихорадочная утомляющая работа. На Высших курсах Всевобуча - лекция Шамеса, исключительный состав - бывшие офицеры. Неожиданная встреча с Кокой Антошиным и Данилиным. Душевное раздвоение и горький отвратительный осадок. В Архиве - беседа с Савиным и другими о своих впечатлениях.

24.VI.

В Военкоме - работа над проведением планомерного распределения лекторск[их] сил. Собрание лекторов. Лекция Милошевича в сов[етском] госпитале (чистейший "интеллигент", вдумчивость и теоретичность, по- видимому, искренность). Взрыв недовольства среди больных и раненых (жалобы ина голод физ[ический] и духовный). Мое выступление. "Коммунистическая ячейка". Красота Москвы вечером.

25.VI.

В Военкоме - выработка еженедельного расписания с Мир. Алекс. В Центролекте. На лекции Гриценко, его слабость. Спор с Гриценко на экономические темы. Утомление. Встреча с Н. Н. Русовым, привлечение его в лектор[ы].

26.VI.

Напряженная работа в Военкоме - среди шумной и нервирующей обстановки. Запись в Военный кооператив и обед в кооперативной столовой. Мой крокодиловый аппетит и огромные расходы на еду (в Вегет[арианской] столовой, на Сухаревке). Неудачное собрание нашего кружка (отсутствие Сказкина и доклада). Хлопоты Елиз. Петровны, мое "угощение".

27.VI.

У Н. Е. Успенского, его научные исследования и ориентация на современный режим; его занятия, планы, предстоящая просветительная поездка по Алекс[андровской] ж[елезной] д[ороге], рассказы о рабочем факультете Комм[унистического] института (прекрасные впечатления от студентов-рабочих). В Военкоме (моя раздражительность от никчемности моих помощников). Поездка на Ходынку в Никол[аевские] казармы (солидная постановка дела в Школьной секции), неприбытие лектора, моя лекция, пассивность и слабая восприимчивость аудитории, мое напряжение). Посещение пробной лекции Давидайтиса (коммуниста) - его безграничное невежество и апломб, его широкие полномочия, удостоверения и прежние должности; пассивность и покорность аудитории. Спор с Е. П. о Колчаке и ж[елезно]-д[орожной] забастовке. Проверка моего "дезертирства" от районного комиссариата.

28.VI.

Взятие Харькова. В Военкоме - доклады, переговоры с представителями частей, лекторами, докладные записки о выступлении Давидайтиса и штатных лекторов. Дома - занятия немецким яз[ыком] и чтение Бельтова.

29.VI.

Поездка в Царицыно к М. И. Андриановой (свежая зелень, цветы, гостеприимство М. И., ее угощение, беседы о текущем моменте) и в Подольск к Филатьевым (холодок в наших отношениях, буржуазная реакционность - А. В., прогулка с девочками, дух обывательского эгоизма).

30.VI.

Чтение "Нового мира" Богданова (верные и глубокие мысли!) в ж(елезно]-д[орожном] вагоне. В Военкоме - обычная текущая работа. На Агитаторских

стр. 118

курсах ЦИК (встреча с Фолобаумом, его превращение в "коммуниста"). Общее собрание сотрудников Военкома - палочные выборы в М[осковский] Совет, агитационная речь приезжего оратора. На пробной лекции Русова - ее отвлеченная теоретичность и анархистские выводы. Мое утомление.

1.VII.

Продвижение Деникина на север, взятие Екатеринослава, угроза Воронежу и Курску. Мои мысли об этом. У Успенского. В Военкоме. На пробной лекции Лясковского (на курсах Всевобуча), ее содержательность и простота, чувствуется дух Виппера.

2.VII.

Падение Царицына и возвращение Перми. Обывательская фантазия. Желтые лица коммунистов. Слухи о потере Курска. В Отделе народн[ого] просвещения ("добросовестность" служащих, обилие программ). В Университете - неожиданное получение стипендии за 3 месяца и перспектива "разницы". В О[бщест]ве Нар[одного] просвещения] книжные богатства; получение комиссионных и покупка книг. В Лекц[ионном] бюро. В Военкоме. Вечер дома.

Талантливая статья Клары Цеткин "в защиту большевиков". Занятия эконом[ическим] материализмом. Две символические группы: очередь к "Боголюбской" и шеренга коммунисток с винтовками.

3.VII.

Весь день - в Военкоме. Призыв железнодорожников. Оркестр, красные знамена, плакаты, эстрады с зеленью, чай с хлебом. (Ораторы не приехали). Неудачи с лекциями. Мое утомление, апатия и тоска. Мой "аппетит". Поездка на партийные курсы (как живут тт.). У Лорх. Домашние занятия.

4.VII.

В Военкоме. Митинг и выступление Л. А. (тяжелое впечатление); мое уклонение от выступления. Получение продуктов. У Биценко - симпатичное впечатление. В Архиве - встреча со старыми товарищами. Саботаж мобилизованных. В Румянц[евской] читальне- чтение Штаммлера и др[угих] книг по истор[ическому] материализму.

5.VII.

В Военкоме. Митинг, выступление члена ЦИК, отношение слушателей. Посещение Школы парт[ийной] работы. Занятие диалект[ическим] материализмом. Тоска!

6.VII.

Чудесный летний солнечный день. Ощущение отдыха и развивающейся жизни природы. Чтение Бельтова и брош[юры] Каутского. В Общежитии военных делегатов. У Изензе. Красота Москвы.

7.VII.

Нервная сутолока, дерганье в Военкоме. Претенциозность лекторов, технические недочеты. Неудача с Успенским, спор с Розенталем. На лекции А[рондорсна] в Мещанск[ом] комиссариате (его наивность, элементарность, вульгарность). Домашние занятия. Тоска, апатия.

8.VII.

Лекция Невского о рабочем движении в "Советском университете" (роскошь помещения, портреты, демократический состав аудитории, ее живое отношение к лекции, осведомленность лектора). Получение расписания и билета вольнослушателя. Несостоявшееся собрание лекторов в Военкоме, их отношение к работе: манкировки, пропуски, требование переводных средств и проч. Поглощенность секций текущей работой, их неспособность систематизировать и объединить ее. В Рум[янцевской] читальне - чтение Штаммлера. На лекции Энгеса в Кар. бат., хорошее впечатление от клуба, н[ародно]-просв[етительской] работы и самой лекции. Вызов на заседание комитета Комм[унистической] партии.

9.VII.

В Военкоме - налаживание лекций. Тревожно-озабоченное настроение. Слухи о голодных демонстрациях в Преображенском и на Пресне. Забастовка фабрики "Богатырь". На лекции Гойхбарга в Ш. С. Р. - его рассуждения о праве; сведение права к насилию и мысль о полном отмирании права. Неприятное впечатление от личности. Моя погоня за пирожками - голодный азарт, траты. Сонное состояние в Румянцевке. В Комм[унистическом] ком[итете] Гор[одского] района - разбор дела

стр. 119

Давидайтиса в его же присутствии, невежество тт. и желание "потушить" дело. Домашнее чтение Бельтова.

10.VII.

В Военкоме - рассказ Л. А. о Преображенской демонстрации и богородской забастовке (голод!), о митинге и успокоении. Трезвые суждения Е. К. о чрезвыч[айной] спекуляции, комитетчиках и пр. В унив[ерситетской] канцелярии, покупка больш[евистской] литер[атуры]. Встреча с Максаковым. В школе Сов[етской] работы на лекциях Залежского и Батурина. Сухой и жесткий тип современного коммуниста. В Румянцевке - за Штаммлером - схоластика. Чтение Бельтова - широта кругозора, разносторонность, ясность мысли!

В Отд[еле] нар[одного] просв[ещения] (по поводу эксп[озиционного] отдела девушка-заведующая эксп[озиционным] отделом).

11.VII.

В Военкоме - нервная сутолока. Встреча с Серг. Алекс, окончание его экзаменов, мое стремление к истор[ическим] занятиям и к скорейшему окончанию магистратского стажа. Румянцевка. Дома - чтение.

12.VII.

"Терзания" в Военкоме (строгие бумажки, следствие Окр[ужного] воен[ного] комиссариата по поводу общежития воен[ных] делегатов, выговор по поводу лекций об "Устр[ойстве] вселенной"). У Мензбир. Дома - занятия.

13.VII.

Занятия истор[ическим] материализмом. Две лекции. Личности Мышковского и Никитина. Ужин в Двинском госпитале.

14.VII.

Годовщина взятия Бастилии. Успехи Красной Армии на Урале, намечающийся перелом на юге; Лихорадочная работа в Военкоме. Читальня проф[ессиональных] Союзов и Румянц[евского] музея, архив и его болотная атмосфера. Московский голод. Мое безденежье. Умственное оживление - в связи с докладом.

15.VII.

В универ[ситете] Шанявского (в Инст[итуте] нар[одного] образ[ования] - никого!), во Внешк[ольном] отделе Наркомпр[оса], в Сов[етской] школе. В Военкоме. Вечер и ночь - за докладом о "Доктр[ине] истор[ического] материализма". Умств[енный] подъем.

16.VII.

Тяжелое состояние после бессонной ночи. Работа в Военкоме. В Рум[янцевке] - беглый просмотр книг по истор[ическому] материализму. Снова вечер и ночь - за докладом.

17.VII.

Самочувствие лучше, слабость. Освобождение от работы в Военкоме "по болезни" (у доктора). За докладом - его окончание. Наш "soire" С. А., Лавровский, Сказкин, диспут, нотки отчужденности, мой нервный подъем, возбуждение ряда вопросов. Мое самоопределение. Угощение гостей Е. П-ной.

18.VII.

В Военкоме. Получение 12 ф. конфет. Домашние занятия. Впечатления вчерашнего дня.

19.VII.

В Военкоме - хлопотня, переговоры по телефону. У Е. Е. Мензбир. У матери. Чтение книги Маркса и исто[орического] материализма.

20.VII.

Поездка в Ивановское к Н. И. Леонову. Природа. Встреча с Т. М. Беседы о совр[еменном] режиме, грядущих перспективах, общественной психопатии. "Товарообмен". Мое курение.

21.VII.

Военком - отвратительное чувство вялости и апатии. В поисках лекторов-методистов. В Архиве и Румянцевке. У Степановых - Володя с фронта, сборы Н. Я.

22.VII.

В Военкоме. В Моск[овском] комит[ете] Коммун[истической] партии с Е. К. Преображенской (беседа с Мясниковым). Усталость. Посещение матери. Чтение.

стр. 120

23.VII.

В Военкоме - бумажка из Бутырск[ого] уч[етного] отдела о моем "бывшем офицерстве"; отлынивание Яковлева; лектора, представители частей, удостоверения, расписания, телефонные разговоры и пр. В кафе, в Охотном ряду - опять погоня за пшеничными пирожками... В университете - выдают "разницу", но Казначейство закрыто... В секции Подвижн[ых] музеев Отдела нар[одного] образова[ния]. В Центр[альной] школе Советской работы (беседы с Гайдеровой и Славинским). В Библ[иотеке] им. Герцена. Пробная лекция Зайкова в 10 Госпитале - недисциплинированная аудитория, плохая организация, фонарь и диапозитивы, взвинченность лектора, утомление от лекции. Столкновение с Е. П. относительно белья.

24.VII.

В Военкоме - обычная сутолока. Встреча с Ф. И. Леоновым. В огнероте на Ходынке (Скачки), пробная лекция Каца (б. ч. ЭК Сд. -п.), беседа об Украине. Читальня Пр[офессионального] Союза. В сквере Храма Христа Спасит[еля] (цветы, дети, белые платья). Собрание кружка у В. М. Лавровского; вдумчивость С. Д., слабость С. А. и В. М. Позднее ночное возвращение домой.

26.VII.

В Военкоме. Неудавшаяся пробная лекция в 18 Госпитале. Баня. Неожиданный обыск и арест по ордеру М[осковской] Ч[резвычайной] К[омиссии] - выемка писем и документов. Мое спокойствие. На автомобиле - на Лубянку. Камера N 115 (нары, пестрота заключенных, шум, арестованные в "засадах"). Бессонная ночь (клоповник!). К. К. Адулис. Подача заявления о допросе.

27.VII.

Состав нашей камеры: двое арестованных в "засадах" (военный врач и начальник почт[ово]-телегр[афной] конторы), двое коммерсантов (восточные люди, спекулянты), двое дезертиров ("аховые ребята" явно уголовного типа с признаками вырождения), двое революц[ионных] коммунистов ([заместитель] пом[ощника] заведующего] Гос[ударственного] театр[а], председ[атель] Моск[овского] ком[итета] П. Р. К. и его приятель), пом[ощник] завед[ующего] комиссариатом, служащий в Главкоже. Рассказы арестованных об условиях ареста. Внутр[енняя] жизнь в ком[нате]: вставание по команде, утренний чай (отсутствие посуды, остатки бутылок), обед из 2 блюд (миски и ложки по очереди), дневной чай, ужин из горячего, веч[ерний] чай, команда ложиться в 10 ч. Отношение надзирателей, разрешения выйти в уборную, покупки продуктов. Наше возбуждение, ожидание, коммуна (дележка). Праздничный отдых - прекращение допросов и освобождений. Мои записки. Забота о чистоте. Я - староста. Тяготящее бездействие - без книг. Перемена в составе заключенных. Б[ывший] генер[ал] Рыков - воспитатель Орловского корпуса. "Приспособление". Еда (выд[ача] хлеба и сносн[ого] пит[ания]).

28.VII.

Оживление в комиссии: непрерывные вызовы из камер, массовые хождения по коридору, допросы и освобождения. Наше взаимное сближение. Освобождение доктора. Новые заключенные. Массовые, обыски, засады и аресты в Москве (почему?..) Антисанитарное состояние уборной и дизентерийные больные.

29.VII.

Перемена в моем положении: отбор препровождаемых в Бутырскую тюрьму. 26 человек за обедом. Наши сборы и переход в Бутырки (встречи с Е. П., "partie de plaiser" по улицам). Процедура нашего приема и помещение в карантинную камеру. Впечатление порядка и относительной чистоты. Пестрота нашей публики. Миллионер-меховщик Сорокоумовский, французский гражданин Деврье, христианский социалист де Харт, бывший лесопромышл[енник] Климович, "контролер" Покровский (его ум!), студент Келер (его хулиганство), бывшие офицеры из комиссариата, рабочие, крестьяне. Разделение по категориям ("заложники", болтуны, забастовщики, саботажники, преступники по должности - взяточники-спекулянты, "контрреволюционеры"). Преобладающий демократич[еский] состав заключенных. Койки, бачки и чайник, параша, полумрак, камен[ная] решетка. Выборы старосты (де Харт); назначение дежурных, составление списка, выписки газеты. Хороший ужин (пшенная жижа). Чтение Библии. Разговоры. Письмо Е-е П-е по почте. Молитвы.

30.VII.

Внутренний распорядок в тюрьме. "За хлебом!" и утренняя поверка в 6 1 / 2 ч., "оправляться", кипяток. Прогулка (студент-"спекулянт" Владимиров) по "кольцу".

стр. 121

Утренние газеты. Посещение женщины-врача и фельдшера. Обед в 12 часов (два блюда!) - разделение по 3 бачкам. Дневной кипяток. Ужин в 6 ч. вечера (горячее). Вечерний кипяток. "Оправляться!" (3 раза в день). Вечерняя поверка (равнение по фронту). Рассказы о нравах и заключенных в Бутырках. Мягкое обращение. Передачи с воли. Пошлость и душевная дряблость многих заключенных (молитва!). Приспособленность. Баня. Прив[ивка от] оспы. Получение передачи и записки Е. П. Чтение Библии и запись конспекта воспоминаний о годах войны. Спекуляция с хлебом. Дикая сцена между картежниками. Баня. "Анекдоты".

31.VII.

День моего дежурства - чистка, мытье, подметание. Беседа с Владимировым - петровцем. Продолжение записи конспекта. Получение вещей, книг и еды от Е. П. Ее письмо на "ты" 2. Чтение ленинской брошюры об "Империализме". Вечерние полит[ические] беседы. Мое выступление и спор с Сорокоумовским о задачах социализма. Стрижка под машинку.

Оригинальность, своеобраз[ный] ум, дилетантизм, парадоксальность и, по-видимому, мания де Харта. "Изящное" высокомерие, общительность, интеллигентность и закоренелая буржуазность Сорокоумовского. Плоское культурное мещанство Деврье. Угрюмый эгоизм и скрытая к[онтр]-революционность моряка Климовича. Грубая обывательская болтовня Покровского. Искренние, простые, убежденные речи нервного, разочарованного рабочего Демидова. Простота и молчаливая углубленность Тивалчука. Беспринципность "спекулянта по натуре" Цветкова. Угрюмость Сухарникова (семья без хлеба!). Греки. Хулиганская молодежь.

1.VIII.

Умственные занятия (чтение ленинских книг). Моя обособленность. Прогулка. Передача (вкусные вещи!) - питание сверх нормы. Горячие споры вечером.

2.VIII.

Чувство некоторой слабости - недоспал от вечернего шума. Хороший солнечный день - светлые блики на стене тюремной церкви. Дневник за предыдущие дни, письмо Елиз. Петр. Книга Ленина о государстве. Передача. Вызов Сорокоумовского. на допрос. Книга Анатоля Франса: Соседство с де Харт, разделение с ним продуктов. Удовольствие от прогулки (тепло, солнечно!). Вечерняя прогулка, постепенное сближение арестованных.

Моя бодрость и душевное спокойствие. Концерт анархистов - solo на гребенке.

3.VIII.

Дневник. Письмо Е. П-е. Чтение газеты. Окончание книги Ленина. "Боги жаждут" А. Франса. Прогулка. Передача - обилие продуктов. Отсутствие новых книг. Начало книги Вундта "Введение в философию". Утомление. Зубная боль. Скучное настроение в камере. Угрюмость соседа.

4.VIII.

Зубная боль, флюс. Дневник. Конспект книги Ленина и ее критика. Чтение Вундта и Ан. Франса, Прогулка. Вызов Дервье. Мое чрезмерное питание. Глупость Покровского и обывательщина среди остальных заключенных (анекдоты и пошлые остроты, личные столкновения из-за политических разногласий).

5.VIII.

Дневник, записка Е. П-е. Конспект и критика ленинского "Государства". Передача - нет книг! У зубного врача - компресс и полосканье. Прогулка - встреча с бывшим colleg?ой по Алекс. учил[ищу]. Тивалчук - доносчик. Внимательное и плодотворное чтение Вундта. Покупка советской литературы в тюремном книжном киоске. Отправление 2 венериков в больницу из нашей камеры.

6.VIII.

Бутырская тюрьма. Дежурство с де Харт. Чтение Вундта. Передача и записка Е. П. Вызов на допрос ("с вещами по городу"). Прогулка с двумя конвоирами с Долгоруковской на Лубянку. Тяжесть ноши, надежда на исход допроса, руководительство конвоирами, грубость коменданта, мыканье по комиссии, комната N 94. Допрос. Следователь Магон, его национальность, сухость, ограниченность. Вопросы о моем прошлом, о моих политических убеждениях об отношении к Брестскому миру и об англо-французском вмешательстве прошлого года; о "кадетских книгах" (Очерки Милюкова) и темах Яковлевского семинария (Характеристика Петра и его сотрудников), о Шлезингере. Незнакомые фамилии, "Лужский Совдеп"

стр. 122

и незнакомый рабочий какого-то Торковского завода. Мои ответы. Вопросы об отношении к империалистической войне, к политике Керенского, к октябрьскому перевороту. Мои правдивые показания. Спор о национализме и интернационализме, о коммунистах. Мое письменное показание. Распоряжение следователя о препровождении меня в Бутырки (до решения коллегии), распоряжение следователя о заключении меня в одиночку в тюремном подотделе. Общая камера в подвале, Нары, встреча с Сорокоумовским. Одиночка, нары, могильные надписи на стене. Сосед Грабовский и его волнение. Моя возбужденность после допроса, волчий аппетит и позыв к папиросе. Чтение книжки Лунина "Церковь и государство". Полубессонная ночь.

7.VIII.

Впечатление от общей камеры ("на дне"): настроение временного этапа, внешнего грубого гнета, кошмарной обреченности и тупой привычки. Рассказы заключенных о незначительных поводах к аресту. "Заложники - паразиты", Сорок-й и Водин. Попавшие за разговоры на улицах, за любовное соперничество с комиссарами, за подозреваемое прикосновение к к[онтр]р[еволюционным] выступлениям, за неправильные документы, за найденные товары, за лишние фунты хлеба. Наряды на работы. Собирание партии в Бутырки (мое заявление и ответ о возможности моего освобождения). Хорошая сытная пища. Чтение кн. Мещерякова и Токвиля "Старый порядок". Рассказы о расстрелах, о заключенном латыше. Комиссар И. Коммуна в одиночке.

8.VIII.

Мое пребывание в общей камере. Чтение Токвиля. Тоска и слабость. Обед. Освобождение. Встреча с де Харт, теплые беседы. Ордер, комендант, получение документов в Справочном Отделе. Встреча с Е. П., с В. Я. Рассказы о хлопотах об отношении Военного комиссариата. Приведение в порядок книг и бумаг. Чувство усталости.

9.VIII.

Возвращение в Военком. Приветствия товарищей. Беседы с Уситом и Преображенской (обвинение, предъявленное мне Ч. К. в участии белогвардейском заговоре в г. Луге, в активном содействии союзникам; предположение отвезти меня в Лугу, сдать в Ч. К., возможность "списания на расход"). Рассказы Преображенской об обыске у Талонова и гибели б. казака в Царицыне. Злорадство Розенталя. Хлопоты о дне Сов[етской] пропаганды. Посещение Реввоенсовета и Центролекта. Сарычев. Унылое настроение в Москве (влияние венгерской контрреволюции?). Мое празднование освобождения. Неудачи в Архиве (заперто!). Записки Адешеву. У Степановых. Чтение Маркса (К кр.).

10.VIII.

Воскресенье. Праздничный сон. Чтение газет. Переписка конспекта к Марксу. После обеда - на кладбище с Е. П. (в цветнике в Выползовом пер.). Чтение брошюры Батурина.

11.VIII.

В Военкоме - обычная сутолока. У Степановых - взял свои дневники и письма из Жениной шкатулки. У матери (торгует папиросами у Сухаревой). Просмотр дневников и писем. Посещение Серг. А.

12.VIII.

В Военкоме - сильное утомление. Дома - Е. А. Полежаева. Чтение Батурина и Зиновьева о Ленине.

13.VIII.

В Военкоме - составление расписания, покупка книг. В Отделе нар[одного] образования. В К. К. П. (о согласовании работы). В Архиве (рассказы о Ч., просмотр конспектов о летописи). Дома - занятия Марксом и Токвилем. Утомление.

14.VIII.

Напрасные хлопоты в М. Ч. К. о невыданных документах. В Военкоме - безалаберщина с лекциями. Пробная лекция Гиршфельда в I госпитале (показывание картинок). В Архиве. Беседа с Ю. В. Готье. Возобновление занятий по летописи, приступ к анализу текста. Чтение брошюры Пимсковой об Интернационале (1 - 13). Дома - чтение Токвиля (55 - 77). У Ал. Ник. Исаковой.

Победа духа над плотью: ни одного пирожка и ни одной папиросы! Борьба с собой после воспитания.

стр. 123

15.VIII.

В Военкоме - "разрывался на части" (день получения лекторского гонорара - наплыв лекторов; кандидаты, представители частей и пр.). Неудача с первой пробн[ой] лекцией (из-за трамвая). Пешком от Варварки до Зоолог[ического] сада. Пробная лекция Петренко в 151 госпитале (седая народница - казачка). Лелино рождение - праздничный стол, пшеничные пироги, ягоды, оладьи. Брошюра Пименовой об Интернационале. Переписка конспекта "Капитала". "Прогр[есс] гос[ударственного] строя" (ист[ория] фр[анцузской] революции]).

16.VIII.

В Военкоме - более спокойное и ровное настроение, беседы с кандидатами и лекторами. Пробная лекция студента Шайкевича (поверхностно и скучно!). Раннее возвращение домой. Окончание Батуринского "Очерка ист[ории] с[оциал]-д[емократической] партии" и брош[юра] Зиновьева, о Ленине. Статьи из сб[орника] "Против течения". Сб[орник] "Текущ[ий] момент" (мысли об идейной силе, идейном "величии" б[ольшевик]ов). Своеобразная форма изложения и последовательно-выдержанный метод в кн[иге] Эльцбахера "Анархизм".

17.VIII.

Поездка в Царицыно к М. И. Андриановой (встреча с Л. Э.) и в Подольск - к Филатьевым. Свежо и серо. Чтение политической брошюры Ленина против Каутского (тон!). Споры с Н. Н. Ф. Мое бодрое настроение. Рассказы о впечатлениях.

18.VIII.

Возвращение в Москву (в вагоне - брошюра Ленина). Хлопоты о документах в МЧК (пропали!). Голод. В Военкоме. Пропуск собраний в КК и МККП. Получение продуктов в кооперативе. Опять пирожки. Пробная лекция Сидорова на Авиац[ионных] курсах, впечатление о лекторе (новый тип молодого, "демократического", приспособляющегося ученого) и от аудитории (полуинтеллигентная, с запросами о новом искусстве). Немного - из Токвиля.

19.VIII.

Праздник Спаса Преображения. Праздничный кофе. Газета. Переписка конспекта Капитала. Отъезд Е. П. на дачу. Обед в вегетарианской столовой. Напрасная поездка на несостоявшуюся лекцию в Боев, богадельню (осмотр читальни и сцены). Сокольники - кофе и природа. Чувство подъема и бодрости. На опушке у Яросл[авской] ж[елезной] д[ороги]. Чтение Туг[ан]-Барановского (Теоретич[еские] осн[овы] марксизма). Возвращение домой. "Хозяйничание". Чтение Токвиля.

20.VIII.

В Военкоме. Домашние хлопоты (без Е. П.). Эльцбахер. Туг[ан]-Барановский.

21.VIII.

В Военкоме - налаживающаяся работа. Приезд Е. П. и М. П. Рассказы о юге. Токвиль. Иванов-Разумн[ик]. Пробная лекция Кедрина, его личность.

22.VIII.

В Военкоме - обычная сутолока (составление инструкции лекторам). Сидение в чужой квартире (брошюра Ленина о Каутском). Хозяйничание на кухне. Брошюра Каутского о Марксе.

23.VIII.

В Военкоме - халатность частей. Получение продуктов. Домашние занятия: Эльцбахер (38 - 67) и Иванов- Разумник (50 - 60). Утром - брошюра Каутского о Марксе. "Печенье".

24.VIII.

Праздник! Газета, (победы Красной Армии: Тамбов, Поворино, Камышин и т. д.; набег Мамонтова). Чтение "К критике" Маркса (50 - 75), Либкнехта "Воспоминания о Марксе", Приход Г. К. Шлезингера, его рассказ о деревне и безнадежный пессимизм. Неудачное посещение Голубцовых (не застал дома!). У Степановых (Володя, Н. Я. о Деникине). Чтение Ив[анова]-Разумника.

25.VIII.

В Военкоме - чувство мертвой апатии, нежелания работать. Пробная лекция Гольдмана-Горева в Фанагорийских казармах: аудитория в разломанной церкви, "бюро" к. -п. комиссии на месте алтаря, беспорядок и грязь. Горсточка темных слушателей. Бодрость и уверенность Горева. Моя сонливость. Возвращение домой. Чтение Маркса ("К критике", 75 - 95), Токвиля (151 - 171), Олара (I - XI), статьи Плеханова о Теор. цели Франка. Дар поэта - "Огни зоревые".

стр. 124

26.VIII.

В Военкоме - энергия и бодрость. Как видно, переговоры с лекторами, с представителями частей. Межлекционное собрание о дне Сов[етской] проп[аганды]. Моя лекция о "Первых шагах раб[очего] движения" в Броневой школе (помещение I Корпуса в Лефортове, аудитория в Тронном зале: портреты коммунистов на стенах со старинными барельефами, портрет Маркса, на тронном пьедестале. Сцена, роскошная мебель. "Старое" и "новое". Скептич[еские] улыбки слушателей - курсантов. Обратно - на лошади. Хозяйничание на кухне: приготовление каши, распилка дров, разогревание печки. Чтение Эльцбахера (68 - 81).

27.VIII.

Военком. В 5 кар. батальоне - небрежность к. -п. комиссии Дома - "хлебный психоз" (хищение!). Чтение Олара (1 - 25). Хлопоты на кухне.

28.VIII.

Успеньев день. Безденежье. Леля в 5 1/2 ч. утра уехала в Царицыно. Я - один. Поглощение сухарей. Обед у Сергея Петровича. Конспект лекции о Марксе. Лекция на Военно-хозяйств[енных] курсах (прекрасная аудитория, удачная лекция с подъемом, хрипота). У Серг. Данил. Сказкина (неудавшееся собрание - В. М. и С. А. не пришли! Интересная беседа, разносторонность натуры Сказкина). Ночное возвращение домой.

29.VIII.

В Военкоме - бодро! В Кинокомитете. В Отделе снабжения Артилл[ерии] (гиблое место) - неудачн[ая] лекция. Обратное возвращение на колымаге.

30.VIII.

В Военкоме. Обмен книг. В Ком. Ком. П. на собрании лекторов (Смидович). Иванов-Разумник.

31.VIII.

Прекрасный летний день. За книгой Бочкарева "Истор[ия] освоб[одительного] движ[ения] (1 - 140). Лекция в Общеж[итии] воен[ных] делегат[ов] (неорганизованно], Канторов, горло!). Возвращение Е. П. из Царицына. Олар, 28 - 40.

1.IX.

В Военкоме - обычная сутолока. Лекция в Ржевском полку: горсточка утомленных, измученных людей, темных мужичков. Неорганизованность в части, арестованные красноармейцы с собрания. Дома - чтение Сватикова ("Общ[ественное] движение", 1 - 46) и Радищевского "Путешествия".

2.IX.

В Военкоме - организация Дня Сов[етской] пропаганды. Собрание лекторов. Беседа с Дегтеревским: Клуб Автобазы Совнаркома и пробная лекция Канторова (извращ[ение] истрорич[еских] фактов, моя беседа с ним). Усталость. Утром - Радищев.

3.IX.

В Военкоме. Пробная лекция Жилкина по философии в Школе штабной службы (курсанты и комиссар Гундельман). На Курсах допризывной подготовки, беседа с заведующим о задачах и организации дела. Курсанты. Усталость. Встреча с С. К. Богоявленским и весть об аресте М. М. Богословского.

4.IX.

В Военкоме - подготовка Дня советской пропаганды. Лекция о возникновении раб[очего] движения на военно-хоз[яйственных] курсах. Безрезультатное посещение Сказкина (никого!). Радищев.

5.IX.

В Военкоме - обычная маета. Лекция о Марксе в Броневой школе. Теплый прием и возвращение на автомобиле. Радищев. 6.IX.

В Военкоме - хлопоты о Дне сов[етской] проп[аганды]. Лекция о Марксе на курсах Газотехники (комфортабельные комнаты клуба). Радищев. Шишков.

7. IX.

Ясное воскресенье. День советской пропаганды - ощущение праздника. Моя подготовка к выступлениям - составление конспектов. Лекция о "Коммунизме и просвещении" в 18 госпитале (скептические улыбки женщин, сосредоточенно-горячие взоры молодежи). Народное гулянье в Екатерининском парке. Празднично-сытный обед. Неудача с выступлением в Автобазе (ни одного слушателя). Чтение Радищевского "Путешествия" (70 - 124) и книги Иванова-Разумника. Объяснение с Е. П. о моем настроении и недопустимости самопожертвования.

стр. 125

8.IX.

Утром - популярная книжка Мартынова ("Очерки русск[ой] истории", 1 - 10). В Военкоме - беседы с посетителями, призыв служащих, моя "незаменимость" по мнению Е. К. Преображенской. В Алекс[андровском] саду - окончание книжки Бочкарева (140 - 191). Пробная лекция Вольфа на Высших курсах Всевобуча (живо, серьезно, интересно!) Возвращение лунной ночью. Чтение Радищева.

9.IX.

В Военкоме. Комиссар Пан, лекция на Организ[ационно] - инстр[укторских] курсах. У матери. Сухаревка. Олар (42 - 58).

10.IX.

В Военкоме - спокойнее. Вечер - дома. Окончание Радищева.

11.IX.

В Военкоме овладеваю техникой дела и все более подчиняю его своему руководству. После часа - поездка по учреждениям. Военно-Окружной комиссариат (Сарычев), Отдел народного образования, Комитет партии, Кинокомитет. Покупка книг и писчеб[умажных] принадлежностей. Лекция о Марксе на авиационных курсах комсостава (полуинтеллигенты!). Составление конспекта первой лекции по истории революционного] движения.

12.IX.

В Военкоме - халатность и отлынивание Яковлева, утомление моих сотрудников. После Военкома - лекция в Броневой школе по истории револ[юционного] движения ("Прохождение самодержавно-революционного движения в России"). Мои волнения, ощущение неподготовленности и усталость. В общем - удачно! Сильное напряжение, головная боль и боль в горле. Страшное утомление. Возвращение с проф.Шором. Дома - брошюра Луначарского о Марксе и немного из Сватикова.

13.IX.

Военком. Рассказы венгерки-коммунистки о южном фронте. Неудавшаяся лекция в Газо-технике (переезд курсов в Институт Чертовой). Ощущение головной боли и страшное утомление. Сватиков, 46 - 67.

14.IX.

Праздничный отдых. Весь день - за чтением газеты, Сватиков (67 - 156), Иванов-Разумник (I, 106 - 170). В. Я. и ее рассказы о нужде семьи.

15.IX.

Военком. Собрание межклубного совета. На 4 командных курсах. Молодой комиссар. Моя лекция о Марксе - вопросы - серые курсанты - пение Интернационала. Страшное утомление. Утром - Иванов-Разумник.

16.IX.

Утром - чтение Сватикова. Военком - спокойнее. Интересное собрание лекторов - обсуждение вопроса о борьбе с антисемитизмом (доклады Горева и Рабинович-Хейфец, разночтения). На Военно-хозяйств[енных] курсах - беседа с Винокуровым. Чтение Пажитнова о петрашевцах, Семевского "Кирилло-Меф[одиевское] братство" (1 - 23), Иванова-Разумника Костомарова ("Стенька Разин). Бодро!

17.IX.

Утром - чтение Ив[анова]-Разумника (II, 1 - 20). Военком. После обеда - М. Ч. К., библиотека, Архив, Мензбир. Вечером - составление конспекта о декабристах.

18.IX.

Утром - чтение Иванова-Разумника (II, 20 - 40). Военком. Лекция о декабристах на Авиац[ионных] курсах. Дома - просмотр "Декабристов" К. Левина и "Идеалов декабристов" Довнар-Запольского.

19.IX.

Утром - просмотр биографий декабристов (в книге Головачева). Военком. Звериная борьба из-за трамвая. Лекция о декабристах в Броневой школе (удачно!). Беседа с курсантами. Вечером - Мельгунов, "Последний самодержец".

20.IX.

Военком. М. Ч. К. и получение книжки. Покупка писчебум[ажных] принадлежностей. В Библиотеку профсоюзов. У Мензбира - за билетами. Вечерние занятия - "петрашевцами".

стр. 126

21IX.

Поездка в Ивановское и Новогиреево. Чудесный день! Брошюра Ленина о коммун[истических] субботниках. Неудачное посещение Леоновых. У их соседки, учительницы Анны Павловны (беседы о современности с Т. М.). У Терлецкой (картина разорения, богатая музейная обстановка, покупка Соловьева, оккультизм). Приезд Анны Петровны и ее гостинцы.

22.IX.

Обычная сутолока в Военкоме. Меня ревизуют. Лекция о Марксе на Военно-технич[еских] курсах в "Праге" (усталость, горло, говорил сухо и малоинтересно, после лекции - диспут с одним из курсантов). Чтение.

23.IX.

Раскрытие нового заговора и взятие Курска. Расстрел Алферовых. В Спасск[их] казармах (лекция Маргулисса), аудитория, местные коммунисты. На Военно-хоз[яйственных] курсах. Собрание нашего научного кружка. Доклад С. Д. о теории ценности т.з. математической школы. Обмен мнениями о методе. Беседа с С. А.

24.IX.

Военком. Неудавшаяся пробная лекция в 20 госпитале. Чтение.

25.IX.

Военком. Лекция на. В[ысших] хоз[яйственных] курсах. Горло! Подготовка конспекта о Петрашевцах.

26.IX.

Утренние собрания о взрыве в МК. Гибель т. Ани. Беседа с А. А. - ее спасение. Впечатление от события. Лекция - декламация Корсак-Киевского в 8 госпитале. Заседание в Кинокомитете. Лекция о петрашевцах в Броневой школе. Чтение.

27.IX.

Военком. Урок с Верочкой. Слишком плотный ужин. Чтение Олара.

28.IX.

Воскресенье. Ясный, солнечный, теплый день. Чтение. - Поездка в Подольск к Филатьевым. Обывательщина, сухость, эгоизм.

29.IX.

В военкоме. Неприятное столкновение с Розенталем (моя нервозность). Мой доклад на заседании Меж[клубного] совета. Занятия Мейером - собственные заметки.

30.IX.

Военком. Покупка книг в Библ[иотечной] секции. На именинах у Веры Яковлевны Степановой. Занятие Мейером и Туном.

1.Х.

В Военкоме. Столкновение в Эйгесом, беседа с Большаковым. Обмен книг в Дерягинской библиотеке. За бельем. Лекция на Военно-технич[еских] курсах (клуб, пение Интернационала). Усталость.

2.Х.

Военком. Дома - болезнь Е. П. Лекция на Военно-хоз[яйственных] курсах о декабристах. Дом чтения. Рассказы о расстрелах. 3.Х.

В Военкоме. Посещ[ение] С. А-ча. Горло! Собрание комиссаров госпиталей. В бане. Утомление.

4.Х.

Военком. Посещение "Гувуза", Кинокомитета, библиотек профсоюзов и Герцена. В вегетар[ианской] столовой. В Селиверстовской лечебнице - горло! Чтение.

5.Х.

Годовщина папиной и Лилиной смерти. После кофе - на кладбище. Заметки к Мейеру. Обильный поминальный обед. Гости. Урок с Верочкой. В аптеку. Чтение.

6.Х.

Потеря голоса. Отвращение в Военкоме. Суетня. Заседание межкл[убного] совета. Капризы Л. А. Воскресенской. У С. А. Голубцова.

7.Х.

Военком. В университете (потеря стипендии, расписание Факультета] общ[ественных] наук, лекции В. М. Лавровского). В Румянц[евской] читальне (встреча с проп[оведником] из Мариуполя). В 6 к. батальоне на пробной лекции Антушева. Поглощение пирожков.

стр. 127

8.Х.

Военком. Известие о потере Воронежа, тревога коммунистов. В[ысшие] курсы. Чтение.

9.Х.

Военком. С. А. о болезни В. В. Домашние занятия.

10.Х.

Военком. Товарообмен с Стребелевым. Неудавшаяся пробная лекция в. 151 госпитале - путаница и разруха на месте. Съел целую "лекцию" (пирожков на 200 р.!). Интереснейшие воспоминания Аптекмана о "Земле и воле".

11.Х.

Слякотный дождливый осенний день. Предчувствие грядущих зимних страданий. В Военкоме - впечатления партийной недели (подъем настроения и прилив новых сочленов по отчетам), неудачные выступления партийных ораторов, пониженное настроение коммунистов, душевная беседа с Л. В. Ш. (его прекрасная личность) о современности, о звериных инстинктах, угашении духа, мрачных перспективах будущего. Ободряющие известия с Запада о восстановлении культурной жизни.

12.Х.

Воскресенье. Чтение "Петрашевцев" и подведение итогов своим умственным летним занятиям (запись прочитанного). Тяга к занятиям русской историей.

13.Х.

Военком. Межклубный совет. Чтение Ленина (сонливость, тяжесть на желудке). Пробная лекция Бережкова на Высших курсах Всевобуча, его личность. Чтение Аптекмана.

14.Х.

Военком, более ровный темп работы. Урок с Верочкой. Беседа со Степановыми. "Два лица". Чтение.

15.Х.

Военком. Взятие Орла, тревога коммунистов. Собрание лекторов-коммунистов об обслуживании моск[овской] дивизии (приподнятое настроение). Моя двойственность и горькие мысли о самом себе и последней фазе своего развития. Чтение Аптекмана. Неожиданная отправка на фронт Зои Ивановны.

16.Х.

Военком. Неожиданное известие о возвращении Киева. Обычный водоворот. Вместо меньшевистского митинга - за пшеницей в Сокольническую больницу. Ушиб Лели и мои домашние хлопоты.

17.Х.

Военком - подробности взятия Киева, слухи о возвращении Цариц[ына] и Орла. Напряженная и "продуктивная" работа - обслуживание частей дивизии. Второй обед дома. Чтение.

18.Х.

Военком. В библиотеке Дерягиной. Чтение "Под. России" Степняка - нет прежнего пиетета и восторженного преклонения; трезво-холодное, даже скептическое отношение. Иное впечатление - от Шингарёвского тюремного дневника. Тревога в связи с угрозой Петрограду (сведения о падении Красной Горки).

19.Х.

Поездка к Леоновым в Ивановское. Обмен мнениями по поводу современного момента. Окончание дневника Шингарева (искренность, "раздавленность" и обреченность - признак личного горя и общественно-политической катастрофы). Кошмарное возвращение обратно с мешком картошки на подножке ж[елезно]-д[орожного] вагона. Еда, еда... Записки Кропоткина - интересны по-прежнему.

20.Х.

Неудавшаяся поездка в слободу Павловскую (в штабе 2 бригады). За ордером в сапожную мастерскую кооператива. За сапогами - домой. Мой аппетит и лепешки З. И. Заседание межкл[убного] совета - апатия собравшихся представителей. Наивность и общие места в докладе Л. А. Воскресенской. На именинах у Серг. Петров, (чай, сласти, коньяк и пр.). Гости, рояль, необычные впечатления.

21.Х.

В Военкоме - холодно, холодно! Победы Красной Армии. Обычная сутолока. Преобр. о коммуне в мызе Раева. Лебедев, его отчет о Ходынке и план предстоящей

стр. 128

работы. Урок с Верочкой, бодрость В. Я., известия о Н. Я. Мои занятия - заметки к Мейеру, чтение скучного Дебагория-Мокриевича.

22.Х.

Серый осенний день. Поездка в Нахабино и Павловскую. Разнесенные дачи в Зыкове, давка в поезде, серые грустные поля, думы о личном прошлом и будущем, сознание позднего достижения цели, тяга к научным занятиям магистерской программы, мечты о нормальной жизни и прежней "сытости". В штабе 5 полка, путешествие на фурманке, Павловские казармы николаевской эпохи, секретарь коллектива Капустин, клуб и театр. В Штабе 4 полка. Состояние частей (обмундирование, обувь!). Обратное возвращение на станцию (клечанка). Без обеда. Опять давка. Сонливость. Дома.

23.Х.

В Военкоме - чувство апатии, нервного утомления, почти отвращения. Растущая духовная отчужденность. Лекция о петрашевцах на Военно-хоз[яйственных] курсах - вяло, слабо!.. Отсутствие Елиз. Петр. - ощущение пустоты и неуютности. Хлопоты около кухни. Чтение. Животное удовлетворение пищей.

Date: 2016-05-25; view: 1005; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию