Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справочно-информационный блок. Внимательное изучение материала раздела [33





Внимательное изучение материала раздела [33. — С. 58] показыва­ет, что будущему учителю технологии предстоит непростая задача изложения школьникам значительного по объему, изобилующего техническими определениями материала. Мы сочли полезным пред­ложить подборку общих справочных материалов, которые могуч быть использованы при подготовке занятий с учащимися. Обраща­ем внимание, что отбор необходимого для урока материала произ­водится исключительно по усмотрению учителя.

Машинами называются технические устройства, предназначен­ные для выполнения производственных (логических, двигательных, физиологических) функций человека.

В зависимости от выполняемых функций машины можно клас­сифицировать следующим образом:

К логическим машинам относятся — электронно-вычислитель­ные машины, компьютеры...

К физиологическим — автономные роботы, искусственные орга­ны человека и другие.

К двигательным — паровые машины, двигатели внутреннего сгорания (ДВС), электродвигатели, турбины и т.п.

К трансформирующим (технологическим) — всевозможные де­рево- и металлообрабатывающие станки, бумагоделательные ма­шины, ткацкие станки, печатные машины и др.

К транспортирующим — автомобили, тракторы, эскалаторы, насосы, операторы-манипуляторы и т.п.

Современная машина — это машина развитая. Развитая маши­на представляет собой взаимодействующую совокупность источ­ника движения (энергии), передаточного механизма и исполни­тельного органа. Двигателей у машины может быть несколько. Ис­полнительных органов — тоже. В этих случаях передаточный меха­низм должен обеспечивать согласованность всех их взаимодействий.

Механизмами называются технические устройства, служащие для преобразования движений или усилий. В различных технологических устройствах часто обе эти задачи решаются одновременно (парал-


лельно), поэтому в каждом конкретном случае необходимо учи­тывать основное назначение механизма.

Действительно, в технических устройствах механизмы как бы «передают» движение (усилие) от двигателя к исполнительному органу. В связи с этим механизмы иногда называют передачами. Однако понятие «передача» в техническом смысле более узкое, чем «механизм».

Теория механизмов и машин разделяет все механизмы преоб­разования движения на две группы.

1. Механизмы преобразования движения. Сюда относятся техни­ческие устройства, преобразующие один вид движения в другой.
Например, вращательное в поступательное, прерывистое в непре­рывное и т.п.

2. Передачи — технические устройства, преобразующие опреде­ленным образом только параметры движения без изменения его
вида. Например, передавая вращение, изменяют его направление,
ускоряют или замедляют его. В отличие от механизмов, передачи
не имеют каких-либо устройств для изменения параметров движе­ния в каком-либо диапазоне. Изменение параметров движения в
данной передаче всегда однозначно. Теория механизмов и машин
к механизмам преобразования движения относит винтовые, рееч­ные, кривошип но-шатунные, кривошипно-кулисные, кривошип-
но-коромысловые, эксцентриковые, мальтийские, зубчатые ме­ханизмы с неполнозубыми колесами, храповые, кулачковые и зуб­чатые механизмы с некруглыми, обычно эллиптическими колеса­
ми. К передачам — фрикционные, ременные, зубчатые, винтовые
зубчатые и червячные, цепные, гидравлические и др.

В технических устройствах часто применяют сложные механиз­мы, состоящие из однотипных или разнотипных передач. Меха­низмы, включающие в себя однотипные передачи, например зуб­чатые, называют иногда сложными передачами в отличие от про­стых передач, решающих задачу передвижения или усилия за счет однократного их изменения.

Механизмы, все части которых движутся как бы в одной плос­кости, называются плоскими, в отличие от пространственных ме­ханизмов.

Часть технического устройства, совершающую движение отно­сительно других его частей, в теории машин и механизмов назы­вают кинематическим звеном. Звено может состоять из одной или нескольких, неподвижно соединенных между собой деталей. Ста­нина (корпус) технического устройства вместе со всеми непод­вижно соединенными с ней деталями также представляет собой кинематическое звено — стойку.

Два подвижных, соединенных между собой звена, обеспечива­ющих взаимное перемещение, образуют кинематическую пару. Если относительное движение звеньев происходит в одной плоскости,

 

 

пару называют плоской, если в пространстве — пространственной. Кинематические пары называются низшими, если соприкоснове­ние звеньев происходит по поверхности, и высшими, если сопри­косновение звеньев осуществляется по линии или в точке.

Работоспособность плоского механизма легко проверить, пользу­ясь формулой П. Л. Чебышева:

где: п — число подвижных звеньев, Р2 число низших кинемати­ческих пар, — число высших кинематических пар, W — число степеней подвижности механизма. Оно указывает число ведущих звеньев в механизме. Если W = О, то механизм превращается в жесткую форму. Если IV = 1, то механизм работоспособен. Элементарные части, на которые может быть расчленено тех­ническое устройство, называются деталями. Деталь — это часть тех­нического устройства, изготовленная, как правило, из одного куска материала и имеющая в данном устройстве самостоятельное зна­чение и наименование. В технике различают два основных вида де­талей:

1) типовые — повторяющиеся в различных устройствах;

2) специальные — встречающиеся только в данном устройстве.
При определении вида детали надо исходить из основного ее

назначения. К типовым деталям часто относят и типовые узлы, например муфты, подшипники и т.д. В этом случае имеют в виду, что данные узлы состоят из типовых деталей. Узлом называют две или более детали, соединенные так, что они образуют часть тех­нического устройства, имеющую самостоятельное назначение в данном устройстве.

Типовые детали подразделяют на две группы: типовые конструк­ционные и типовые крепежные. К первой группе относят валы, оси, шкивы, зубчатые колеса, ходовые винты и гайки, рычаги, стойки и другие детали, которые образуют конструкцию технического уст­ройства. К типовым крепежным деталям относят болты, гайки, шпильки, шпонки, штифты и т.д. Назначение крепежных деталей — соединять (скреплять) конструкционные детали в единое целое.

Вал обычно представляет собой стержень цилиндрической (мо­жет быть и иной) формы. На валах закрепляются детали, с помо­щью которых передается крутящий момент (движение) от одного вала к другому. Валы могут быть гладкими, ступенчатыми, пусто­телыми, коленчатыми и др.

Ось по форме напоминает вал, но, в отличие от него, не пере­дает крутящего момента. Она только поддерживает вращающиеся вместе с ней или относительно ее детали. Оси могут быть непод­вижными, например ось велосипедного колеса, или подвижными. Подвижные оси вращаются вместе с закрепленными на них дета­лями (например, ось железнодорожного вагона).


Опорные части валов и осей называют шипами, или цапфами. Цапфу, расположенную на торце вала или оси, называют пятой.

Подшипники — это опоры для валов и осей, обеспечивающие нормальное их вращение. В простейшем случае это отверстие в стенке корпуса, в которое вставляется шип вала или оси. По принципу работы подшипники делятся на подшипники скольжения и под­шипники качения. В подшипниках качения шарики или ролики за­ключены, как правило, в специальную обойму — сепаратор. Тор­цовые подшипники часто называют подпятниками.

Муфты — типовые узлы, служащие для соединения концов ва­лов, труб, тяг и т.п. В технике используется большое количество видов муфт: кулачковые, фрикционные, глухие и т.д.

Шкив — обычно гладкое колесо с ободом, приспособленным для охватывания его ремнем. Обод может быть гладким — для глад­кого ремня или иметь специальные профильные канавки — для профильных, например клиновых, ремней. В последние годы рас­пространены зубчатые ремни с соответствующим профилем шки­вов. Шкивы могут быть одноступенчатыми или многоступенчаты­ми, одноручьевыми (одноканавочными) или многоручьевыми.

Зубчатые колеса делятся на прямозубые, косозубые и шеврон­ные. Форма зуба может быть различной по профилю. Чаще всего используются зубчатые колеса с эвольвентными зубами. Зубчатые колеса в зависимости от расположения их осей делятся на цилин­дрические, конические и червячные. Косозубые колеса применя­ются при значительных усилиях и скоростях вращения. Шеврон­ные — при тяжелых условиях работы.

Конструкционные винты и гайки служат в основном для преоб­разования движения.

Шпонки служат для закрепления шкивов или зубчатых колес на валах (осях). Для этого на валу и, соответственно, на закрепляемой детали делают специальные канавки — шпоночные пазы, куда и вставляется шпонка. Различают призматические, сегментные и клиновые шпонки.

Шайба — деталь, помещаемая под гайку для улучшения каче­ства резьбового крепежного соединения.

Шпилька — крепежная деталь цилиндрической формы, имею­щая на обоих концах резьбу.

Шплинт - деталь, изготавливаемая из проволоки, обычно по­лукруглого сечения, и предназначенная для фиксации гайки или головки болта в определенном положении.

При сборке любого технического устройства из деталей эти де­тали необходимо соответствующим образом расположить и соеди­нить. Соединение деталей — конструктивное скрепление их в целях образования из деталей определенного технического устройства или отдельного узла. Все многообразие встречающихся в технике соединений можно объединить в две группы: подвижные и непол-

 

вижные соединения. Подвижные соединения обеспечиваются в ос­новном за счет подвижных посадок (посадок с зазором). Непо­движные соединения подразделяются на неразъемные и разъемные. К неразъемным можно отнести заклепочные, сварные, клеевые, паяные и т.п. соединения. К разъемным — шпоночные, шлице-вые, резьбовые, клиновые, соединения за счет посадок с гаранти­рованным натягом и т.п.

Для расчета, ремонта, изучения устройства и работы техниче­ских устройств необходимо уметь составлять и читать их кинемати­ческие схемы.

Знакомство учащихся с кинематическими схемами техниче­ских устройств осуществляют параллельно с изучением этих уст­ройств.

Кинематические схемы позволяют видеть за условными изоб­ражениями «живые» детали и их принципиальное взаимодействие. Это способствует формированию абстрактного мышления учащихся и развитию пространственного воображения. При помощи кине­матических схем легче проводить сравнительный (политехниче­ский) анализ технических устройств.

Кинематическая схема — это графическое, с помощью услов­ных обозначений, изображение технического устройства, исполь­зуемое для изучения принципов работы устройства. Схема не отра­жает действительного конструктивного устройства машин (аппа­рата, прибора, механизма...).

На кинематических схемах детали обозначаются в виде услов­ных изображений, предусмотренных соответствующими ГОСТами. Как правило, указываются только подвижные соединения. Дета­ли, неподвижно соединенные между собой, изображаются как одно целое (звено). Звенья могут быть твердыми (жесткие или гиб­кие). Жесткие звенья могут передавать любые нагрузки, гибкие — только растягивающие, жидкие и газообразные — только сжима­ющие. Звенья образуют кинематические пары. Систему взаимосвя­занных звеньев и кинематических пар, изображенных на схеме, называют кинематической цепью. Если каждое звено входит в две и более кинематические пары, то цепь называют замкнутой. Если же хотя бы одно звено входит лишь в одну пару, цепь называют ра­зомкнутой.

Классификация и обозначение схем — по ГОСТ 2.701—76 ЕСКД. Кинематические схемы выполняют в соответствии с требования­ми ГОСТ 2.703 — 68 и ГОСТ 2.701—76, который определяет об­щие правила выполнения схем всех видов.

На кинематической схеме технического устройства изображают все элементы и их соединения (звенья, пары, цепи), отражают кинематические связи между ними, как механические, так и не­механические, а также связь с источником движения. Кинемати­ческую схему составляют с таким расчетом, чтобы с ее помощью


можно было осуществить регулирование, управление и контроль заданных движений исполнительных органов технического устрой-ства. Схему изделия вычерчивают, как правило, в виде развертки. Можно вписывать ее в контур изображения технического устрой­ства, а также вычерчивать в аксонометрических проекциях. На кинематической схеме допускается:

а) перемешать элементы вверх или вниз относительно истинного
положения, выносить их за контур изделия, не меняя положения;

б) поворачивать элементы до положения, наиболее удобного
для изображения.

В этих случаях сопряженные звенья, пары, вычерченные раз­дельно, соединяют штриховыми линиями. Размеры взаимодейству­ющих элементов на схеме должны быть пропорциональны разме­рам этих элементов в изделии.

На схеме, помимо графического изображения деталей, указы­вают номера валов (римскими цифрами — I, И, III и т.д.) и всех других повторяющихся элементов (арабскими цифрами — 1, 2, 3 и т.д.), а также функциональное назначение и название (можно сокращенно) каждой самостоятельной группы элементов. Напри­мер: Б1 (блок зубчатых колес), М2 (муфта) и т.д.

Чтение кинематических схем не сводится к простой расшиф-ровке отдельных условных изображений, а предлагает выяснение отношений, которые заложены при соединении этих условных изображений в единую кинематическую цепь. При чтении кинема­тических схем в учебных целях часто ограничиваются определени­ем последовательности передачи движения, выяснением характе­ра взаимосвязей и взаимодействия отдельных элементов техниче­ского устройства.

Для выяснения количественных отношений между элементами технического устройства необходимо знание основных параметров этих элементов (шаг резьбы, модуль зубчатого зацепления и др.).

Шагом Р винтового или зубчатого зацепления называют расстоя-ние между одноименными точками двух соседних витков резьбы (ниток) или зубьев зубчатого колеса (рейки). От шага следует от­личать ход резьбы Рп

Рп=Рп,

где п — число заходов резьбы.

Модулем называют число миллиметров диаметра делительной окружности зубчатого колеса, приходящееся на один зуб этого колеса:

где т — модуль зубчатого зацепления, Ц, — диаметр делительной окружности, Z— число зубьев зубчатого колеса.

 



Работать в паре могут только колеса (или колесо с рейкой) одного модуля. Шаг зубчатого зацепления кратен числу (3,14...), поэтому

Передаточное число. В передачах вращательного движения

где — число оборотов ведущего колеса (вала), п2 число обо­ротов ведомого колеса (вала), — число зубьев ведущего колеса. Z2 — число зубьев ведомого колеса, — контактный диаметр ведущего колеса, D2 — контактный диаметр ведомого колеса, и — передаточное число передачи.

В сложных передачах и механизмах общее передаточное число равно произведению всех передаточных чисел:

Б практике иногда пользуются величиной обратной передаточ­ному числу. Эта величина называется передаточным отношением.

При определении передаточного числа (отношения) для пере­дач трением и им подобных необходимо учитывать коэффициент полезного действия (КПД) передачи:

Задание

1. Продумать методику изложения нового материала и технику
иллюстрации устного сообщения учебными пособиями.

2. Разработать ход проведения занятия.

Порядок выполнения работы

1. Изучить содержание материала раздела, распределить его по
занятиям.

2. Сформулировать цели урока.

3. Повторить материал справочно-информационного блока дан­ного занятия. Отобрать технические сведения, которые будут сооб­щаться детям на данном уроке. Оценить их доступность для вос­приятия.

4. Подобрать учебно-наглядные материалы и определить место
их использования в объяснении материала.

5. Разработать схему теоретической части урока.


 

6. Составить схему и отобрать содержание вводного инструкта­жа занятия.

7. Определить форму проведения самостоятельной работы уча­щихся (письменное инструктирование, лабораторно-практическая
работа, работа со справочной литературой и др.).

8. Подобрать научно-популярную литературу, которая может
быть рекомендована учащимся.

9. Составить план-конспект данного задания.

Литература: [9, 31, 33, 35].

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Цели работы:

• освоение методики изучения со школьниками элементов ма­териаловедения;

• развитие умений по формированию у учащихся производствен­
ных понятий.

Общие методические рекомендации

Анализ программы «Технология» показывает, что в материал включена большая группа общетехнических дисциплин, которые призваны создавать базу для усвоения специальных вопросов. По существу, они являются связующим звеном между школьными предметами физико-математического цикла и преподаванием тех­нологии. В школе, где учитель технологии часто является един­ственным специалистом с инженерным образованием, функции интеграции учебных дисциплин с целью направленной подготов­ки школьников к самостоятельной трудовой деятельности, вероятнее всего, будут сфокусированы на занятиях по технологии. В программе нет ни одного раздела, где можно обойтись без тесной связи с технологией конструкционных материалов (ТКМ). Следо­вательно, необходимы глубокие осмысленные представления о материалах, их свойствах, способах получения и областях рацио­нального и экономного использования.

Последнее особенно важно, ибо до сего времени отечествен­ные изделия отличает повышенная (по сравнению с изделиями развитых стран) материалоемкость, а это, кроме прочего, эконо­мический фактор.

Таким образом, учитель технологии не может обойтись без объяс­нения целого ряда понятий, связанных с материаловедением.

В V классе должны быть заложены следующие знания и пред­ставления:

■ для изготовления изделий используются разные материалы, которые обладают различными свойствами, — эти свойства необ­ходимо учитывать при их обработке; знать и уметь различать ос­новные породы и пороки древесины;

• обязательный элемент чертежа, марка и наименование кон­струкционного материала обозначаются в штампе — следователь­
но, школьники должны знать обозначение конструкционных ма­териалов в документации;

• по программе происходит ознакомление с разметочными, удар­ными и режущими инструментами, что предполагает знакомство
с материалами, из которых эти инструменты изготавливают, и с
первоначальными понятиями о термических процессах, осуществ­ляемых с металлами;

• знакомство с тонколистовым металлом и проволокой не мо­жет быть полным без знания наиболее значительных изобретений
XIX и XX вв., связанных с получением металлов и их сплавов
(имеется в виду мартеновский, бессемеровский, томасовский ме­тоды выплавки, электролиз, электрошлаковый переплав и др.).

В VI классе вопросы по материаловедению еще более конкре­тизируются. Учащиеся должны в соответствии с требованиями про­граммы:

•знать все виды пиломатериалов; иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе производства чугуна и стали;

• иметь общие представления об обработке металлов давлением
(прокатка, ковка, штамповка, обкатка и т.д.); поскольку предпо­лагается широкое изготовление изделий из сортового проката, это
требует знания сортаментов;

• иметь общее представление о способах изготовления загото­вок путем заполнения объемных форм (литье, прессование, по­рошковая металлургия);

• обработка конструкционных материалов на различных станках
естественно предполагает знание и использование механических и
технологических свойств этих материалов.

Учащиеся VII класса должны получить системные знания по ТКМ. От них требуется:

• знать виды сталей, влияние содержания углерода на свойства
стали; сущность и основы термической обработки сталей; уметь
определять необходимые данные по справочнику;

• иметь общее представление о полимерных, композиционных
и керамических материалах, области их применения: уметь разли­чать образцы полимерных, композиционных (композиты), кера­мических материалов;

• уметь выбрать типовые технологические процессы обработки
древесины, металлов и других материалов;

• уметь производить расчеты по себестоимости выбранных ма­териалов;


• знать возможности технического и художественного конструи­рования применительно к свойствам применяемых конструкцион­ных материалов.

Таким образом, вырисовывается картина последовательного (с учетом возрастных возможностей) системного ознакомления учащихся со способами получения и свойствами конструкцион­ных материалов, что в итоге позволяет осуществлять их осмыслен­ный выбор для использования в конкретных условиях.

Технология получения, свойства и применение конструкцион­ных материалов при трудовой подготовке школьников имеют два аспекта методико-педагогического характера. Несомненно, это материал непростой для усвоения учащимися, изобилующий мно­гими, сложными для понимания техническими определениями и терминами. Внутреннее строение материалов и их превращения, зависимость свойств от содержания углерода и других элементов — сложный материал, для уяснения которого учащимися обязатель­но нужны средства наглядности не только визуального, но и аудио­визуального характера. Многие процессы, происходящие в мате­риалах при их обработке, можно увидеть лишь при мультиплика­ции в кинофрагментах, что не всегда доступно учителю, особенно в школах, удаленных от пунктов проката учебных фильмов. Этот фактор методико-педагогического характера, когда требования на­учности в изложении и посильности (доступности) могут войти в определенное противоречие, конечно, должен учитываться учи­телем при изложении материала. Но нельзя не подчеркнуть и вто­рой аспект, играющий важнейшую роль при изучении ТКМ в кур­се технологии. По существу, вся история цивилизации связана с развитием и производством конструкционных материалов от пер­вого бронзового орудия до сверхчистых материалов, необходимых в микропроцессорной технике. Это позволяет эрудированному пе­дагогу, знакомому с методикой активизации учащихся, формиро­вать устойчивый интерес к изучаемым вопросам, используя изве­стные факты истории техники.

Кроме того, огромный интерес могут вызвать открытые срав­нительно недавно свойства памяти металлов и некоторых видов пластмасс, явление сверхпроводимости, возможность получения металлов с фантастическими прочностными параметрами путем выращивания кристаллов из расплавов и многое другое.

Таким образом, учитель технологии имеет возможность побуж­дать мотивацию школьников к учебе, когда интерес к изучаемому программному материалу успешно преодолевает его естественную сложность. Кроме того, возможности учителя расширяются за счет связей конструкционных материалов с конструкцией сооружения (изделия). Например, рассказ о сотовой конструкции винтов вер­толетов, которые выдерживают огромные нагрузки, является ло­гическим мостиком для разговора о механических свойствах мате-

 


риала и их прямой взаимосвязи с конструктивными особенностя­ми изделия. Такая методика ведет к осмысленному восприятию, вырабатывает у учащихся способность к переносу знаний.

Особенностью преподавания конструкционных материалов яв­ляется то обстоятельство, что после изучения у учащихся должна быть сформирована система знаний. Не секрет, что редкий маль­чишка не знаком с черными и цветными металлами. Но у школь­ников нет стройного представления о классификации, поэтому так важно эти обрывочные знания ввести в строгие, принятые в технике формы.

Важным методико-педагогическим фактором является форми­рование представлений о взаимосвязи свойств и назначения, в соответствии с применяемостью в технике. Например, дается стан­дартная таблица классификации:

Здесь важно сразу объяснить, что есть четкая применяемость в технике: стальной кран в водопроводной сети недолговечен, а брон­зовая станина станка хуже чугунной, и хотя золотой унитаз был бы вечен, но экономически это невыгодно.

При ознакомлении учащихся с классификацией сталей по на­значению важно, чтобы они уяснили: конструкция может изго­тавливаться из самой дорогой, дефицитной стали, но это должно быть оправдано. Прежде всего с точки зрения целесообразности и экономичности. Можно привести пример, который будет понятен школьникам. На знаменитых чешских стеклозаводах массу переме­шивают платиновым винтом, который стоит больше миллиона крон, а платиновый тигель, где это происходит — вдвое дороже. Однако самые высококачественные стекла для микроскопов и би­ноклей, других приборов можно получить только так. А рассказ о сталях с особыми свойствами может значительно расширить пред­ставления школьников о легировании.

Такие включения в канву рассказа учителя обогащают занятия, делают их увлекательными для школьников. Становится понятным, почему клапан автомобиля, работающий в адских условиях, не может быть выполнен из первой попавшейся под руку стали.

Важным методическим приемом, имеющим большое педагоги­ческое применение, является комплексный рассказ о конструкци­онных материалах, соединенный с историей техники. Например,


после знакомства с классификацией сталей по качеству, логично перейти к способам получения, обеспечивающим этот параметр.

Борьба с вредными элементами, неизбежно попадающими при плавлении в металлы из пород и воздуха, — серой, фосфором, кислородом, азотом и др. — показывает и эволюцию поиска спо­собов от мартеновского (предложен в 864 г. французским метал­лургом Пьером Мартеном) до конвертерного — в сосудах груше­видной формы (бессемеровский и томасовский процессы названы по именам английских металлургов). Затем можно переходить к электроспособам.

Электросталь выплавляют в электропечах. Это наиболее совер­шенный способ, и предложен он в 1802 г. русским физиком и элек­тротехником В. В. Петровым. Теперь будет логичным переход к но­вейшим специальным способам электрометаллургии — электро­шлаковому и вакуумно-дуговому переплаву, электронно-лучевой и плазменной плавке.

Мы были пионерами в космической технологии металлов. Та­кие исторические факты призваны пробудить чувство националь­ного достоинства за принадлежность к одной из величайших стран мира с развитой наукой и техникой.

Важной дидактической особенностью изложения является ши­рочайшая градация применения конструкционных материалов в технике и показ невозможности существования человеческого об­щества без конструкционных материалов.

Методика изложения специальных вопросов ТКМ на занятиях по технологии

Отдельных уроков по конструкционным материалам в V, да и в других классах, может не быть, так как методически оправдано, чтобы рассказ о том или ином материале органически вплетался вканву урока, увязался с технологией изготовления изделия. Имен­но тогда объясняются механические свойства материала и их связь с технологичностью изделия, а затем зависимость в выборе инст­румента и его геометрии. В V классе объяснению свойств металлов и их сплавов должен предшествовать рассказ о распространенности веществ в природе (см. схему 8).

Далее нужен наиболее понятный рассказ о физических свой­ствах металлов (с опорой на известные из бытового опыта зна­ния) с обязательной демонстрацией образцов, так как такие свой­ства, как магнитные, блеск и др. должны наблюдаться визуально. По сравнительной таблице (табл. 12) даже еще не изучавший раздел «Электричество» пятиклассник может выбрать наиболее теп­лостойкий и электропроводный металл.

Если позволяет уровень класса, то учитель может объяснить особенности способов производства. Если он не сочтет это необхо­димым, то методически оправдано, что после знакомства с опера- 319

Таблица 12

Date: 2016-05-24; view: 397; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию