Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок выполнения работы. 1.Изучить тему программы технологии, определить объем и со­держание знаний, которые должны быть получены учащимися





1. Изучить тему программы технологии, определить объем и со­держание знаний, которые должны быть получены учащимися.

2. Выбрать учебную и научно-популярную литературу, которая
может быть использована при подготовке.

3. Наметить содержание освещаемых вопросов и последователь­ность их изложения.

4. Подобрать учебно-наглядные материалы и определить место
их использования при объяснении материала.

5. Подобрать приборы и материалы, с применением которых
будет проводиться лабораторно-практическая работа.

6. Разработать последовательность (схему) проведения работы
и ее форму (фронтальная, групповая). Рекомендуем воспользоваться
образцом в Приложении 4.

7. Выбрать образец таблицы для рабочей тетради или видоизме­нить его по своему усмотрению.

 

8. Составить план-конспект проведения занятия. Литература: [15, 26, 33, 45, 50].

ЛЛБОРЛТОРНО'ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № П

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАФИЧЕСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ V-VII КЛАССОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ

Цели работы:

• ознакомиться с содержанием элементов графической грамот­ности, изучаемых по программе «Технология» V— VII классов;

• изучить методику обучения, развивающую мышление учащих­ся, с опорой на графическую деятельность;

• усвоить возможности интеграции черчения с технологией на
занятиях в школьных мастерских.

Справочно-информационный блок

Ранее уже подчеркивалось, что реалии технологической под­готовки школьников требуют с первых же занятий по трудовому обучению ознакомления их с элементами графической грамот­ности.

Известные методисты черчения, авторы школьных учебников А.Д. Ботвинников и И. С. Вышнепольский считают, что на началь­ном этапе основной задачей графической подготовки школьников является обучение их чтению чертежей [2]. При этом в содержание понятия «чтение чертежей» они вкладывают следующий смысл: развитие у учащихся умения давать точную словесную характерис­тику изображенного на чертеже предмета. Для развития таких уме­ний учитель технологии должен вводить дополнительную нагляд­ную опору — реальный предмет, сравнение с которым его же изоб­ражений не только облегчает формирование представлений о про­странственных свойствах изображенного предмета, но и способ­ствует лучшему восприятию всей остальной информации, зало­женной в чертеже.

На данном этапе обучения могут оказаться полезными такие упражнения:

• предмет (в натуре) по чертежу;

• наглядное изображение по чертежу;
•сравнить чертеж с наглядным изображением;

• моделировать по чертежу;

• найти чертеж предмета по изображению его заготовки с раз­
меткой частей, подлежащих удалению.

На этом этапе обучения желательно использовать параллельно с эскизом детали ее технический рисунок. Дети, которые не сразу

 

воспринимают проекционное изображение, легко уясняют элемент
ты наглядного изображения.

Здесь очень важно согласовать рассказ о линиях чертежа с обя­зательным соблюдением при выполнении эскизов на классной доске
соотношений по толщине и начертанию. Выработанная привычка
обводить контуры сплошной толстой основной, а размерные ли­
нии — сплошной тонкой исключит ошибки при изображении ви­димых контуров изделия.

При формировании у учащихся начальной графической гра­мотности задачей учителя является выработка у них определенной последовательности мыслительных действий при чтении чертежа, т. е. выработка системы чтения чертежа. При таком подходе очень важно точно ставить вопросы перед классом. Они должны служить средством либо проверки правильности последовательности рас­смотрения чертежа, проверки при этом знаний учащихся, либо средством направления их внимания на особенности оформле­ния рассматриваемого чертежа или формы изображенного на нем

предмета.

Если позволяют возможности, чтение чертежей лучше осуще-ствлять с применением диафильмов, так как изображения на экране получаются большего размера и хорошо видны со всех мест класса. Весьма эффективно использование в мастерских кодоскопа с последовательным накладыванием кодограмм (способ «наращи­вания частей») или их снятием (способ «удаления частей»). Так легко показать школьникам удаление припусков при обработке или последовательность действий при сборке изделий.

Представляется, что получаемые студентами ТЭФ (ИПФ) зна­ния в ходе изучения ими курсов черчения и методики его препо­давания позволят успешно справиться с задачей формирования начальных элементов графической грамотности у школьников на занятиях по технологии. Успех во многом будет зависеть от знания методики и глубокого, хорошо продуманного подхода, учитываю­щего возрастные особенности и уровень развития обучаемых.

Задание

1. Продумать методику изложения графических сведений по теме
«Понятие о линиях чертежа и особенностях их начертания».

2. Разработать ход проведения практической работы с учащи­мися по составлению эскиза детали (выбирается произвольно).

Порядок выполнения работы

1. Изучить тему программы по технологии (задается преподава­телем), определить объем и содержание графических понятий,
которые должны быть получены учащимися.

2. Выбрать учебную литературу, конкретно используемую при
работе.

 

3. Определить детали, давая точную словесную характеристику
которым школьники смогут полностью прочитать чертеж.

4. Подобрать учебно-наглядные материалы, использование ко­торых способствует формированию пространственного воображе­ния у школьников.

5. Составить перечень чертежных инструментов, принадлеж­ностей и материалов, необходимых для практической работы уча­щихся.

6. Определить последовательность действий учащихся по состав­лению эскиза детали (конструктивные элементы выбрать самосто­ятельно).

Литература: [2, 4, 20, 33].

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

Цели работы:

• изучение методики и получение навыков проведения занятий
по ручной обработке древесины;

• научиться формированию у школьников знаний и умений на
основе их преемственности.

Общие методические рекомендации

Ручные операции по обработке древесины в программе техно­логии «переходят» из V в VI и VII классы, усложняясь по мере взросления школьников. С переходом от элементарных действий к выполнению интересных сложных соединений, встречающихся практически во всех изделиях из древесины, увеличивается и воз­можность увлечения учащихся, мотивация их деятельности.

Таким образом, 16 часов по разделу «Технология обработки древесины» в V классе становятся основой фундамента знаний и умений для последующих занятий в VI и VII классах, неизбежно включающих ручные операции по обработке древесины. Вот поче­му для учителя технологии очень важным является соблюдение нескольких методических условий при выборе объектов труда (по классам).

1. Они должны быть посильны для каждого возраста, но каждое
последующее изделие должно требовать от учащихся больших зна­ний и умений. Тогда не происходит снижения интереса учащихся
к выполняемой работе и снижения результатов их труда.

2. Характер труда учащихся должен постепенно меняться от чи­сто учебного к производительному. Лучше если сами объекты тру­
да (изделия, выполняемые школьниками) будут общественно зна-


чимыми, т.е. производиться для нужд школы или по заказу какой-либо организации, вплоть до поступления на реализацию.

3. Ручные операции по деревообработке должны разумно соче­таться с демонстрацией их выполнения механизированным спосо­бом с использованием различных приспособлений к имеющемуся
в школьных мастерских оборудованию. Если школьник, получив­ший навыки выполнения шипового соединения с помощью пилы,
долота и стамески, увидит, как легко и быстро набором фрез про-
изводится такое же изделие, у него составится начальное пред­ставление о промышленном производстве.

4. Предпочтительно, если в одном классе работа, начинаясь с
простого однодетального изделия, дающего представление о про­цессе формообразования, продолжается на простом многодеталь-ном, дающем представление о соединениях деталей, и завершает-ся комплексным изделием, представляющим соединение деталей
из различных материалов. В этом случае создается система произ­водственных знаний, общетрудовых и начальных профессиональ­ных умений и навыков, На первом этапе формируются первона­чальные технико-технологические знания и практические умения.
В процессе изготовления много детальных изделий они закрепля­ются, у детей формируются основные производственные понятия.
Третьим этапом может стать проект, предусмотренный програм­мой каждого класса.

5. Каждое изделие желательно представить ученикам в несколь­ких вариантах конструкции — так, как это показано в специаль­ном пособии [18]. Такая вариативность позволяет учителю техно­логии максимально учесть индивидуальность каждого ученика, сде­лав работу для него посильной. Этот гуманистический подход не
позволит отторгнуть от занятий технологией ни одного ребенка,
только потому, что он разуверился в своих силах.

Будущему учителю технологии необходимо утвердиться в мыс­ли, что труд школьников в учебных мастерских — это прежде все­го средство обучения, подготовки ребят к предстоящей трудовой деятельности. Поэтому ясно, что ручные операции деревообработ­ки больше служат для развития качеств личности, которые будут полезны в трудовой деятельности вообще. Но сформированные тех­нологические понятия и производственные умения формируют личность будущего члена общества, и в этом важная значимость занятий по технологии.

Справочно-информационный блок

В программе по технологии для V—VII классов много тем. где используются ручные операции по обработке древесины. Каждый урок чем-то отличается, но в методическом и информационном плане они будут иметь много общего. Поэтому будущему учителю следует знать эти сходные аспекты построения занятий с исполь-

 

 

зованием алгоритма, апробированного практикой преподавания технологии.

1. На занятиях по ручной обработке древесины происходит обя­зательное ознакомление с материалами, их свойствами и приме­нением этих свойств в различных областях. Резонансная ель, при­меняемая для музыкальных инструментов, и лиственница, на сва­ях из которой построены дворцы Венеции, относятся к хвойным породам. Однако даже из такого простого примера видны отличия в их использовании. Из класса в класс представления о материалах и свойствах, сортаментах должны расширяться; вводятся новые оп­ределения — технологичность, обрабатываемость, экономичность.

2. При прохождении учебных тем по ручной обработке обяза­тельно изучаются устройство, правила применения и наладка раз­нообразных инструментов и приспособлений. Если, знакомя школь­ников с обычными инструментами, учитель будет располагать воз­можностью показать современные механизированные конструкции,
можно быть уверенным в том, что у школьников появится стрем­ление делать ту же самую работу быстрее и лучше. Такое сравнение
побуждает к поиску путей улучшения существующих конструкций,
стремление их усовершенствовать. Это — фундамент творческого
подхода, основа формирования творческого начала у учащихся.

3. Показ (демонстрация) приемов при ручных операциях по об­
работке древесины должен обязательно быть конкретным, т.е. не
строгание вообще, а обработка пласти у изделия, которое будет
выполняться на данном уроке, не пиление вообще, а реальное
разделение заготовки с учетом расположения волокон и вида раз­
реза, и т. п. Акцентирование внимания на ритме и темпе, рабочей
позе, распределении усилий по мере движения инструмента —
обязательные методические требования. При обучении ручным опе­рациям нет «мелочей»валены все элементы.

4. Учащихся надо предупреждать о возможных ошибках и ука­зывать на причины, их вызывающие, до начала упражнений или
самостоятельной работы. В большинстве случаев обрабатываются
повторяющиеся типовые изделия (детали), поэтому и ошибки бу­дут характерными.

5. Инструменты обязательно должны быть острыми, пилы -
разведенными, лезвия ножей рубанков выпущенными на требуе­мую величину. Это позволяет хорошо выполнять работу, так как
тупой инструмент неизбежно вызывает негативное к ней отноше­ние. Однако при этом крайне важно строгое соблюдение правил
безопасности труда. Методическое правило при ручных операциях
деревообработки: на каждом занятии — предупреждение о возмож­ных травмах, если неверно хранить и использовать инструменты
при работе.

В методической литературе [15. 38, 50] много конкретных ука­заний по специфике изучения каждой ручной операции деревооб-


работки. Молодой учитель при подготовке урока должен опираться на уже имеющийся педагогический опыт.

Задание

1. Выбрать тему занятия по изучению ручных операций при
обработке древесины (класс и тема могут задаваться преподава­телем).

2. Определить объект труда для изготовления его школьниками.

3. Продумать структуру и ход урока.

Date: 2016-05-24; view: 451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию