Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и формы международной торговли





Под мировым рынком понимают сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и использовании различных факторов производства; совокупность национальных рынков стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства. /2 с.29/

Мировой рынок состоит из (рис. 6.1.):

· внутренний рынок – это форма хозяйственного обращения, при которой все предназначенное для продажи сбывается внутри страны);

· национальный рынок – это рынок, часть которого ориентирована на иностранных покупателей);

· международный рынок – это часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками).

Внутренний рынок
Национальный рынок
Мировой рынок
Международный рынок
Рис. 3.1 – Структура мирового рынка

Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы.

Этапы развития мирового рынка (рис. 3.2):

1. І этап становления рынка – совпадает с ранней стадией товарного хозяйства, основанного на разделении труда, когда существовала простейшая форма рынка – внутренний рынок (Др.Греция, Китай, Египет, Вавилон, Эфиопия, Северная Африка).

2. ІІ етап специализации рынков - почти сразу после возникновения рынки стали специализироваться (возникли рынок труда, капитала, розничные, торговые) и часть рынка уже ориентировалась на иностранного покупателя, т.е. возникли национальные рынки.

3. ІІІ этап (XVI – сер. XVIII в.) - мануфактура создавала условия для более масштабного производства товаров, рынки стали расширяться до региональных, государственных, межгосударственных и мировых масштабов. Возникли международные рынки (Европа, Ближний и Дальний Восток, торговля носит двусторонний характер, великие географические открытия позволили вывозить товар во вновь открытые земли).

4. IV этап появления собственно мирового рынка (I пол. XIX - XX вв.) – возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукции которой нужен был всемирный сбыт, поэтому произошло перерастание отдельных центров межстрановой торговли в единый мировой рынок, который сформировался к рубежу XIX - XX вв.

Т. о. становление мирового хозяйства происходило в результате эволюции внутреннего рынка (сбыт из рук в руки, затем возникновение посредников, формирование городских рынков, специализация рынков, формирование региональных рынков и национальных рынков, ориентированных на внешнего покупателя).

 

Внутренний рынок
Национальный рынок
Международ-ный рынок
Мировой рынок рынок

 


Рис.3.2 – Эволюция форм рынка

 

Основные характерные черты мирового рынка:

· является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

· проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием внутреннего и внешнего спроса и предложения;

· оптимизирует использование факторов производства, направляя производителя в отрасли и регионы, где они могут быть применены наиболее эффективно;

· устраняет из международного обмена товары и производителей, не обеспечивающих международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Международная торговля – это:

1) основная форма международной экономической деятельности, представляющая собой обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами;

2) сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Для национальных хозяйств участие в международной торговле представляется в виде внешней торговли.

Внешняя торговля – торговая деятельность одной страны с другими, которая складывается из оплаченного вывоза (экспорта) и оплаченного ввоза (импорта). Внешняя торговля всех стран формирует международную торговлю.

Международная торговля как сложная социально-экономическая категория рассматривается с позиций /33, с.9-10/ (табл. 3.3):

1) операционной (процесс непосредственного обмена товарами и услугами между хозяйствующими субъектами отдельных стран, государствами и международными организациями);

2) государственной политики (особый тип общественных отношений, который возникает в системе мирового хозяйства по поводу обмена между государствами товарами и услугами, которые имеют национальную внешнеторговую политику).

 

Таблица 3.3 – Подходы понимания сущности международной торговли

Критерий сравнения Подходы
Операционный Государственно-политический
Субъекты Все объекты международных экономических отношений: физ. и юр. лица, государства, международные организации Государства и международные организации
Цели Удовлетворение потребностей в товарах и ресурсах – при импорте, реализация коммерческого интереса – при экспорте Достижение экономических и политических интересов государств; гармонизация мировой торговли на недискриминационной основе
Инструменты Контракты и соглашения Внешнеэкономическая и внешнеторговая политики государств и их интеграционных группировок; нормы международного торгового права; соглашения, договоренности
Предмет международной торговли Организация исполнения экспортно-импортных операций Организация торгового обмена, исходя из национальных интересов и глобальных тенденций
Объект Операция по экспорту или импорту Торговый обмен

 

Таким образом, на операционном уровне международная торговля – процесс непосредственного обмена товарами и услугами между хозяйствующими субъектами отдельных стран, государствами и международными организациями; на государственном уровне международная торговля – особый тип общественных отношений, который возникает в системе мирового хозяйства по поводу обмена товарами и услугами между государствами, которые имеют национальные внешнеторговые политики.

Форма международной торговли представляет собой способ существования и выражения содержания международного обмена. К числу форм международной торговли можно отнести:

- импорт/реимпорт;

- экспорт/реэкспорт;

- международные биржи;

- международные аукционы;

- международные торги;

- международный лизинг.

Под международной биржей понимают организационно оформленный регулярно функционирующий рынок, на котором продаются и покупаются оптовые стандартные партии товаров определенного (базисного) сорта.

Товары, являющиеся объектом биржевой торговли, называются биржевыми. Их принято условно объединять в следующие группы:

1) энергетическое сырье – нефть, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан;

2) цветные и драгоценные металлы – медь, алюминий, олово, никель, свинец, золото, серебро, платина и др.;

3) зерновые – пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис;

4) маслосемена и продукты их переработки – льняное и хлопковое семя, соя, соевое масло, соевый шрот;

5) живые животные и мясо – крупный рогатый скот, живые свиньи, бекон;

6) пищевкусовые товары – сахар-сырец, сахар рафинированный, картофель, какао-бобы, растительные масла, пряности, яйца, концентрат апельсинового сока, арахис;

7) текстильное сырье – хлопок, натуральный и искусственный шелк, мытая шерсть, джут и др.

8) промышленное сырье – каучук, пиломатериалы, фанера.

Международные товарные биржи условно подразделяются на универсальные и специализированные.

В рамках универсальных товарных бирж осуществляется торговля широкой товарной номенклатурой. Так, на Чикагской товарной бирже торгуют крупным рогатым скотом, живыми свиньями, золотом, пиломатериалами, ценными бумагами, иностранной валютой. На Токийской товарной бирже сделки совершаются по золоту, серебру, платине, каучуку, хлопковой пряже, шерстяной пряже.

Специализированные товарные биржи ориентированы на торговлю определенной группой товаров. К их числу можно отнести: Лондонскую биржу металлов (группа цветных металлов: медь, алюминий, никель, олово, свинец, цинк), Нью-Йоркскую биржу кофе, сахара и какао, Нью-Йоркскую биржу хлопка (хлопок, концентрат апельсинового сока), Нью-Йоркскую биржу «Комэкс» (группа драгоценных и цветных металлов: золото, серебро, медь, алюминий) и др.

Международные аукционы – способ рыночной организации международной торговли, при котором как покупатели, так и продавцы соревнуются между собой, обеспечивая установление наиболее справедливых конкурентных цен. Аукционными товарами традиционно выступают пушнина, шерсть, табак, чай, некоторые пряности, предметы антиквариата, скаковые лошади. Общим условием является отсутствие ответственности продавца за качество выставляемого для осмотра товара. Известные международные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале Амстердаме, Калькутте, Коломбо, Санкт-Петербурге (по экспортной пушнине), Москве (конный аукцион).

Различают повышательный и понижательный аукционы. Аукцион покупателей, при котором выставленный на продажу товар приобретает покупатель, давший наибольшую цену, является повышательным. Понижательный аукцион – это аукцион продавцов, при котором выставленный на продажу товар уходит от продавца, согласившегося на наименьшую цену. Понижательный аукцион принято использовать в благотворительных целях, стартовая цена товара понижается до тех пор, пока кто-либо не согласится на минимальную цену объявленного лота.

Отличительные особенности аукционной торговли состоят в том, что:

- торговля на аукционе ведется только реальным наличным товаром;

- у покупателей и их представителей есть возможность предварительно ознакомиться с выставленными на аукцион лотами;

- в отличие от биржевых товаров товары, выставляемые на аукционе, характеризуются индивидуальностью и даже уникальностью.

Международные торги представляют собой способ закупки импортных товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам международных торгов.

Целью организации международных торгов является повышение эффективности производства, качества продукции и надежности сооружаемых объектов на основе конкуренции между организациями и предприятиями – резидентами разных стран в области инжиниринга.

Международный инжиниринг, как сфера деятельности, связанная с оказанием инженерно-консультационных услуг нерезидентам, включает:

1) предпроектные услуги – проведение изыскательских работ местности, разработку технико-экономического обоснования проекта нового производства, его экологическую экспертизу, маркетинг и др.;

2) проектные услуги – подготовку всей необходимой для строительства и организации производства документации, разработку технических заданий на создание новых видов оборудования, наблюдение за строительно-монтажными работами, определение связей с поставщиками сырья и комплектующих изделий и др.;

3) послепроектные услуги – выбор конкретных видов оборудования и организацию торгов на его поставку, установку, монтаж и наладку оборудования, подготовку персонала, пуск нового производства, проведение технического контроля за его функционированием.

В зависимости от способа проведения принято выделять неформальные, закрытые и открытые (публичные) международные торги.

Неформальные торги (подрядные контракты) проводятся в том случае, если конкурентные торги в силу определенных причин (например, если между заказчиком и подрядчиком существуют давние и тесные связи или подходящая организация всего одна и участие данного подрядчика позволяет значительно сэкономить благодаря согласованности проектных, изыскательских, строительно-монтажных и иных работ) нецелесообразны или невозможны.

К участию в закрытых международных торгах привлекается ограниченное число фирм и консорциумов (это наиболее известные, авторитетные и надежные поставщики и подрядчики), каждому участнику приглашения высылаются в индивидуальном порядке, а информация о проведенных торгах в отрытой печати не публикуется. Организаторы закрытых торгов сами определяют круг возможных участников, руководствуясь при этом собственными критериями отбора. Проведение закрытых торгов требует от их организаторов предварительного изучения возможностей рынка и результатов деятельности на этом рынке компаний.

К участию в открытых (публичных) торгах привлекается большое число участников, изъявивших на то желание, что обостряет конкуренцию. Объявления о проведении таких торгов публикуются в периодической печати – в газетах, специализированных журналах, бюллетенях, а также рассылаются в другие государства через торговые представительства или консульства для распространения среди деловых кругов.

Возможна ситуация, когда организаторам затруднительно или просто невозможно определить круг участников, тогда торги и проходят в два этапа. На первом этапе (открытые торги) в торгах участвуют все желающие, предоставившие организаторам материалы, сведения, подтверждающие их высокую компетентность и опыт выполнения подобных заказов, уровень выпускаемой продукции, отзывы заказчиков и т. д. Из их числа на втором этапе (закрытые торги) организаторы подобных торгов, часто называемых тендерными, выбирают наиболее привлекательных участников.

Для участия в торгах необходимо предоставить комплект тендерной документации, которая обычно включает подробную характеристику закупаемого оборудования или сооружаемого объекта (его мощность, производительность и т. д.), основные коммерческие условия (сроки поставки, условия платежа, порядок установления цен и др.), форму тендерного предложения, условия арбитража, штрафы, гарантии, требования по техническому обслуживанию оборудования; возможность представления альтернативных предложений и другие условия, необходимые для участия в торгах.

Все участвующие в торгах фирмы подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет, который сравнивает поданные предложения (на что может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев), подводит итоги и определяет победителя.

При проведении гласных торгов процедура вскрытия пакетов осуществляется в присутствии всех участников торгов и представителей средств массовой информации. При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на закрытом заседании.

Международный лизинг представляет собой комплексные экономико-правовые отношения между резидентами разных стран по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду. К этому же виду лизинга относятся и сделки, проводимые лизингодателем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон ведет свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой.

Объектами международного лизинга могут выступать автотранспортные средства (автобусы, легковые и грузовые автомобили); нефтяное, газовое и геологоразведочное оборудование; сельхозтехника и оборудование; машиностроительное оборудование; медицинское оборудование; химическое оборудование; металлургическое оборудование; деревообрабатывающее оборудование; оборудование для пищевой промышленности и др.

Если зарубежной стороной выступает лизингодатель, то лизинг является импортным, если зарубежной стороной выступает лизингополучатель, то лизинг является экспортным, если же все участники находятся в разных странах, то лизинг является транзитным.

Существует большое число классификаций лизинга по различным основаниям. Так, в соответствии с признаками окупаемости принято выделять финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия соглашения между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.

Оперативный лизинг можно рассматривать как арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового договора.

 

В международной торговле используются два основных метода торговли:

1. Прямая

2. Непрямая (косвенная):

2.1. через посредников (торгово-посреднические компании, лизинговые компании),

2.2. через организованные товарные рынки (товарные биржи, международные торги, международные аукционы, международные выставки и ярмарки).

Выбор метода международной торговли определяется:

- масштабом производства,

- особенностями продукции,

- особенностями региональных рынков потребления,

- участием государства в международном разделении труда,

- традициями торговли.

Date: 2016-05-15; view: 740; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию