Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование в международной торговле





В области международной торговли выделяют две сферы политики:

- внешнеторговую политику государства;

- международную торговую политику.

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Цели внешнеторговой политики:

1.изменение степени и способа включения страны в международное разделение труда;

2.изменение объемов экспорта и импорта;

3.изменение структуры внешней торговли;

4.обеспечение государства необходимыми ресурсами;

5.изменение соотношения экспортных и импортных цен.

 

Существует два вида внешнеторговой политики:

- политика свободной торговли (фритредерства) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

- политика протекционизма направлена на защиту национальной экономики от иностранных конкурентов путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (Макс Корден – теоретик протекционизма).

Инструменты внешнеторговой политики – меры государственной торговой политики, направленные на расширение участия страны в международном разделении труда и на стимулирование экономического роста.

Инструменты внешнеторговой политики делятся на тарифные и нетарифные.

 

Таблица 3.4 – Методы и инструменты внешнеторговой политики

 

Методы Инструмент торговой политики Регулирует преимущественно
Тарифные Таможенные пошлины Тарифная квота - импорт
Нетарифные Количест-венные Квотирование Лицензирование «добровольные ограничения» экспорт -
Скрытые Государственные закупки Требование о содержании местных компонентов Технические барьеры Внутренние налоги и сборы - импорт
финансовые Субсидии Кредитование демпинг экспорт -

 

Таможенный тариф – это:

- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

- конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Главная цель таможенных тарифов – это защита национального рынка.

 

Экономические последствия (эффекты) использования таможенных тарифов (по Ч. Киндлбергеру), которые нужно учитывать при выработке и реализации внешнеэкономической политики страны:

1) производственный эффект: при прочих равных условиях внутреннее производство товара, который находится под защитой таможенных тарифов, растет, поскольку аналогичные импортные товары более дорогие и не могут удовлетворить существующий спрос. Этот момент имеет большое значение для формирования экономической политики небольших стран, масштабы внутреннего рынка которых могут обеспечить эффективную деятельность (с точки зрения масштабов производства) ограниченного количества предприятий.

 

2) потребительский эффект: потребление товара, который облагается пошлиной, снижается. В реальной жизни тяжело назвать рациональные рассуждения, которые вынудили бы государство снижать потребление того или иного товара посредством таможенных тарифов, хотя иногда действия отдельных стран вроде бы и преследуют такую цель. Например, в странах-производителях налог на горячительные алкогольные напитки может быть большим, чем на вина. Однако в этом случае быстрее идет речь о стимулировании производства вина.

3) бюджетный эффект: таможенные тарифы являются источником бюджетных поступлений, значение которых чрезвычайно велико особенно для развивающихся стран. В промышленно развитых странах бюджетные поступления от импорта не играют значительной роли. Возможности использования таможенных тарифов с целью пополнения бюджета имеют определенные ограничения: чем выше тариф, тем меньше объем импорта и соответственно бюджетные поступления.

4) эффект перераспределения прибылей: национальные производители в условиях отсутствия или ограниченного характера конкуренции со стороны иностранных фирм могут повышать цены на свой товар и получать более высокие прибыли в форме ренты. Кроме того, таможенная защита препятствует свободному движению факторов производства, что предопределяет рост стоимости дефицитных факторов и уценку избыточных.

5) конкурентный эффект: тарифная защита от иностранной конкуренции может привести к потере национальными производителями стимулов к повышению эффективности производства и снижению цен. Общество в целом не заинтересовано в таком вмешательстве в конкуренцию, но сами производители могут пытаться повлиять на правительство, чтобы получить «таможенный зонтик».

 

6) влияние на платежный баланс: таможенные тарифы приводят к сокращению потребления импортных товаров и уменьшению расходов за границей, т.е. большая часть прибылей реализуется дома, что способствует улучшению платежного баланса.

7) влияние на условия торговли: применение таможенных тарифов вынуждает иностранные фирмы снижать цену товаров, которые ввозятся в данную страну, что ведет к изменению соотношения между экспортными и импортными ценами.

Как и в случае разоряющего роста, чрезмерное использование импортных пошлин и экспортных субсидий может обернуться своей противоположностью. На этот парадокс, который скорее является теоретической возможностью, нежели экономической реальностью, впервые указал экономист из Чикагского университета Ллойд Метцлер.

Парадокс Метцлера – импортный тариф может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа. Применение экспортной субсидии может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на экспортный товар из-за чрезмерного падения его относительной цены на мировом рынке.

Оптимальная ставка тарифа (optimal tariff rate) – уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты.

Эскалация таможенного тарифа – это увеличение ставок таможенных пошлин в зависимости от степени переработки товара.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

Уровень таможенного обложения товаров из кожи, выстроенных по принципу производственной цепочки (шкура – кожа – продукты из кожи), возрастает по мере роста степени обработки шкуры. В США шкала тарифной эскалации составляет 0,8–3,7–9,2%, в Японии – 0–8,5–12,4, в Европейском союзе – 0–2,4–5,5%. По данным ГАТТ, тарифная эскалация особенно сильна в развитых странах.

Принципу тарифной эскалации следуют подавляющее большинство государств. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки. Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

Политика эффективной тарифной защиты – политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Эффективная ставка тарифа (эффективный уровень таможенной защиты) – реальныйуровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.

- эффективный уровень таможенной защиты

- номинальная ставка тарифа на конечную продукцию

- номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты

- доля стоимости импортированных компонентов в стоимости конечного продукта

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров – раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах – членах ГАТТ с 1947 г. сократился более чем в 4 раза – до 6-7% на промышленные изделия.

 

Таможенная пошлина – налог на импорт или экспорт, который взимается в момент пересечения таможенной границы государства; обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют 3 основные функции:

1) фискальную, которая относится к импортным и экспортным пошлинам, т.к. они являются одной из статей доходной части государственного бюджета,

2) протекционистскую (защитную), которая относится к импортным пошлинам, т.к. с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции,

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

 

Классификация таможенных пошлин:

1) по способу взимания:

- адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (20% от таможенной стоимости товара).

Таможенная стоимость товара нормальная цена товара, складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (10 долл. за 1т), накладываются на стандартизированные товары.

- комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (20% от ТСт, но не более 10 долл. за 1т)

 

2) по объекту обложения:

- импортные - вид косвенного налога, накладываемого на ввозимые из-за рубежа товары и используемого для регулирования объемов и структуры импорта.

- экспортные - накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних цен и мировых цен, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- транзитные - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

 

3) по характеру:

- сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

- антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

- компенсационные – применяются при импорте товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Введению особых пошлин предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

4) по происхождению:

- автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.

- конвенционные (договорные) – устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГААТ).

- преференциальные – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

 

5) по типам ставок:

- постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Встречаются часто.

- переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Применяются редко.

6) по способу вычисления:

- номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

- эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Тарифная квота разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

 

Аргументы против тарифов:

- тарифы замедляют экономический рост;

- одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам;

- тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей;

- тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса, если экспортная продукция этой страны содержит импортные компоненты. Экспортный товар теряет конкурентоспособность из-за увеличения издержек, а значит, и цены;

- тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая местных производителей, тариф сохраняет занятость в импортозамещающем секторе, оттягивая на себя рабочие места от экспортных отраслей.

Аргументы в защиту тарифов:

- тариф – защита молодых отраслей;

- тариф – средство стимулирования отечественного производства;

- тариф – важный источник бюджетных доходов;

- тариф – защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций.

Нетарифные ограничения – регулирование внешней торговли с помощью количественных (квотирование, лицензирование, «добровольные ограничения»), скрытых (государственные закупки, требования о содержании местных компонентов, технические барьеры, налоги и сборы) или финансовых (субсидии, кредитование, демпинг) инструментов.

Количественные инструменты или количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

 

Количественные ограничения включают:

· квотирование (контингентирование)

· лицензирование

· «добровольное» ограничение экспорта

 

Квота – это количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенной суммой или количеством на определенный промежуток времени.

Экспортная квота вводится либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями (ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке.

Импортная квота вводится национальным правительством для защиты местного производителя, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

Квоты по охвату бывают: глобальные, индивидуальные.

Контингент – это количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным суммой или количеством на определенный промежуток времени. Контингент является практически синонимом квоте, с тем лишь отличием, что применяется в основном к сезонной торговле.

на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Виды лицензий: разовая, генеральная, глобальная и автоматическая лицензии.

 

«Добровольное» ограничение экспорта – это количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

 

Наиболее распространенными финансовыми инструментами внешнеторговой политики являются:

· субсидии,

· кредитование

· демпинг.

 

Субсидия – это денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Классификация субсидий:

· прямая – это непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

· косвенная – это скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

· внутренняя – это наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

· экспортная – это финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

 

Экспортное кредитование – это метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

 

Демпинг это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг является распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке и используется как метод захвата внешних рынков. Обычно речь идет о продаже экспортером своего товара на зарубежном рынке по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может быть в следующих формах:

- Спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка, и компания решает: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его на внешний рынок по более низкой, чем внутренняя, демпинговой цене.

- Преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров, по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

- Постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров, по цене, ниже справедливой.

- Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

- Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко, обычно в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины.

А нтидемпинговые пошлины – временный сбор разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Этому должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке. Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

 

И нструменты скрытого протекционизма:

- технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.

- внутренние налоги и сборы – это скрытые методы торговой политики, вводимые центральными или местными органами государственной власти и направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

 

- политика в рамках государственных закупок – это скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

- требование о содержании местных компонентов – это скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

 

Государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним.

Двустороннее регулирование международной торговли предполагает согласование торговой политики между странами, которые являются торговыми партнерами. Осуществляется на основе двухсторонних соглашений.

Многостороннее регулирование международной торговли предполагает регулирование торговой политики специальными соглашениями в рамках специальных международных организаций.

Международные нормативные акты применяются в случаях, если страна является их участником или официально признала их для применения.

Особая роль для развития международной торговли имеет деятельность многочисленных региональных, отраслевых, глобально-универсальных международных организаций, которые координируют торгово-экономические отношения и разрабатывают механизмы, стимулирующие торговую активность экономических агентов.

К таким организациям относятся:

- Всемирная торговая организация (ВТО), которая была основана в 1994 г. и стала правопреемницей ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). ВТО в настоящее время выступает в качестве международного форума, на котором осуществляются переговоры, разрешаются торговые противоречия, разрабатываются меры по дальнейшей либерализации международной торговли. Соглашения, подписанные в рамках членства отдельных стран в ВТО, создают юридическую основу для оптимизации торговых отношений между субъектами из различных стран на основе реализации принципов недискриминации, прогнозируемости, честной конкуренции.

- Всемирная таможенная организация (ранее Совет таможенного сотрудничества (СТС)) – межправительственная организация, являющаяся координационным и методическим центром в области таможенного контроля, занимается многосторонним регулированием таможенно-тарифной практики.

- Международная торговая палата (МТП) – неправительственная международная организация, основанная в 1919 г. и объединяющая национальные торговые палаты, деловые круги и компании более чем из 100 стран. Цель организации – способствовать улучшению экономических отношений между странами и установлению деловых контактов и взаимопонимания.

- Европейская экономическая комиссия ООН, котораяуделяет значительное внимание вопросам унификации условий сделок в международной торговле. Под ее руководством было разработано более 30 вариантов типовых контрактов и общих условий купли-продажи; разработано свыше 30 рекомендаций по упрощению процедур торговли.

- Комиссия по статистике ООН является функциональной комиссией ЭКОСОС ООН (Экономического и Социального Совета) и оказывает помощь органам ООН по общим вопросам, относящимся к сбору, анализу и распространению статистической информации. Комиссией был разработан Стандартный международный торговый классификатор ООН (СМТК ООН), позволяющий обеспечить наибольшую сопоставимость с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров.

Торговые блоки

Особое значение для регулирования международных отношений имеют торговые соглашения, подписанные в рамках интеграционных объединений (торговых блоков) /26, с.237/

 

Таблица 3.5 –Торговые блоки

Типы блоков Со свободной торговлей между членами блока Общие внешние тарифы для факторов производства Позволяющие свободные перемещения Гармонизация всех экономических положений
Зона свободной торговли +      
Таможенный союз + +    
Общий рынок + + +  
Экономический союз + + + +

 

Зона свободной торговли (ЗСТ) – тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. Примеры:

· Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу в 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.

· Европейская ассоциация свободной торговли – создана в 1960 г., в настоящее время включает Исландию, Лихтенштейн, Норвегию, Швейцарию.

· Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г., утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз.

· Центрально-европейская ассоциация свободной торговли – соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г. (для стран-основателей утратило силу в 2004 г., со дня их вступления в Европейский союз).

· Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей подписано этими двумя странами в 1983 г.

· Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой – соглашение было подписано этими странами в 1992 г.

· Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1975 г.

· Зона свободной торговли СНГ – соглашение между странами СНГ, подписанное в октябре 2011 г.

После ратификации Европарламентом и Верховной Радой Украины соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вступит в силу 1 ноября. Ее положения временно будут применяться до момента ратификации парламентами всех 28 стран-членов ЕС. Впрочем, это касается лишь политической части соглашения. Углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли между Украиной и Евросоюзом отложили на год. Таким образом, она начнет действовать с 31 декабря 2015 г.

Тамо́женный сою́з – соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Фактически, речь идёт о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.

Примеры таможенных союзов:

- Германский таможенный союз (19 век, утратил силу в связи с объединением Германии в одно государство – Германскую империю в 1871 г.),

- Европейское экономическое сообщество (1957-1993 гг. после создания Европейского союза ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество, став основным сообществом одной из трёх опор Евросоюза, а институты сообщества стали институтами Союза.),

- МЕРКОСУР (1991),

- Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (2010, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, происходит трансформация Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз с 2015 г.).

 

Общий рынок – форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Западной Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 г. (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС).

Примеры общего рынка:

· Андское сообщество(англ. The Andean Community или исп. Comunidad Andina, CAN);

· Европейская экономическая зона (англ. European Economic Area, EEA), объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн;

· Общий рынок Карибского сообщества (англ. Caribbean Community single market, CARICOM);

· Центральноамериканский общий рынок – торгово-экономический союз стран Центральной Америки;

· Южноамериканский общий рынок – экономический союз стран Южной Америки;

· Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана, России.

 

Экономи́ческий сою́з – один из видов экономической интеграции государств, имеющий следующие признаки:

· отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран (см. Таможенный союз),

· наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала (см. Общий рынок),

· наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

Примеры:

· Единый рынок Европейского союза

· Экономический и валютный союз Европейского союза и Монако (de facto)

· Евразийский экономический союз

· Союзное Государство России и Белоруссии

· Единый рынок Карибского сообщества

· Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

· Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии

· Союз южноамериканских наций

· Организация экономического сотрудничества

· Меркосур

· Лига арабских государств

Торговые блокады

Способ, хорошо известный по художественной литературе, – политика основных держав Европы в сфере морской торговли в XVII–XVIII вв. Когда на маршруты морских торговых караванов страны-соперника выходили снабженные королевскими патентами каперы – фактически пиратские корабли, получавшие от своей «короны» право и обязанность захватывать чужие торговые суда и их грузы.

Другой известный способ – торговые блокады. Например, торговые блокады, которые устраивали военные отряды кочевников-степняков на основных торговых артериях Древней Руси с Византией и Востоком – на Днепре, Дону, Оке, Волге. Временами эти блокады сводили практически к нулю южную и восточную русскую внешнюю торговлю.

Еще один хорошо известный пример – Континентальная блокада Англии, которую организовал Наполеон Бонапарт в начале XIX в., после покорения Францией почти всей Европы, запретив завоеванным и союзным странам какие-либо поставки британских товаров на континент.

Вооруженная сила в борьбе за рынки использовалась сравнительно редко. И в «спокойные» (невоенные) периоды атаки на внешние рынки и защита своего рынка проводились законными методами, остающимися в рамках конкуренции.

До середины ХХ в. (до учреждения в 1948 г. под эгидой новообразованной ООН Генерального Соглашения по тарифам и торговле ГАТТ) законными считались те методы, которые были в ходе переговоров утверждены на уровне торговых соглашений между государствами или союзами государств. Главными из таких законных методов были торговые тарифы (особые налоги на экспорт и импорт) и квоты (согласованные объемы экспорта и импорта по основным товарам и услугам).

Например, в стране есть много угля, и она его добывает. Но пока что — в недостаточном для обеспечения своей промышленности количестве, а потому должна сколько-то угля импортировать. Но при этом она не может не заботиться о поддержке и развитии собственной угледобычи. И потому устанавливает такой импортный тариф на ввозимый уголь, чтобы он не был дешевле отечественного и не вытеснял его с внутреннего рынка. А если продавец угля с таким тарифом не согласен и с ним договориться не удается, государство устанавливает такую квоту на импорт угля, чтобы на внутреннем рынке не оказалось зарубежного угля больше, чем необходимо.

Но бывает и так, что у страны есть цель развить какую-то новую отрасль промышленности (например, производство высокоточных станков), чтобы не быть в зависимости от импорта в этой (понятно, что очень важной) сфере. Тогда она не только защищает тарифами и квотами свой внутренний рынок от зарубежных конкурентов, которые готовы продавать такие же станки, но заодно и поддерживает внутренних производителей станков различными льготами. Например, снижением налогов, выгодными для них госзакупками, дешевыми поставками высококачественной стали и так далее. А когда они освоили массовое производство качественных конкурентоспособных станков и обеспечили ими внутренний рынок, государство принимает все меры (низкие экспортные тарифы, дешевые госкредиты и пр.) для того, чтобы отечественные станкостроители моги вести экспансию на рынки других стран.

То есть, задача тарифно-квотного регулирования импорта состоит в том, чтобы и обеспечить внутреннее производство недостающими товарами и услугами, и одновременно не позволить импорту «задушить конкуренцией» внутренних производителей.

То же самое касается тарифно-квотного регулирования экспорта. Если в стране много железной руды и есть возможности наращивания ее добычи сверх потребностей страны, ее стараются экспортировать. Но если оказывается, что за рубежом такую руду можно продать дороже, чем дома, национальные производители руды стремятся отправить на экспорт не только тот избыток, в котором не нуждаются отечественные металлургические заводы, а гораздо больше. Возникает угроза дефицита руды на внутреннем рынке. И тогда государство устанавливает либо повышенный тариф на экспорт руды, который делает этот экспорт маловыгодным для производителей, либо ограничивающую квоту на экспорт.

А вот если в стране добывается этой руды очень много и дешево, и производители могут добывать еще больше, то государство и квоту на экспорт руды повышает, и экспортный тариф снижает. И таким образом помогает своим производителям завоевать как можно большую долю на мировых железорудных рынках.

Пока страны, которые торгуют между собой и обо всем вышеперечисленном договариваются (пусть даже договариваются сложно и конфликтно), и при этом соблюдают договоренности, – это международная рыночная конкуренция, где каждый из участников мировой торговли старается снизить себестоимость, повысить качество своей продукции, расширить ассортимент, предложить принципиально новые товары и услуги, т. д. И таким образом стремится завоевать максимальную долю на внешних рынках и не отдать конкурентам рынок внутренний. И удерживать на хорошем (безопасном) уровне свой внешнеторговый баланс.

А вот когда некоторые страны открыто или тайно нарушают достигнутые международные торговые соглашения в свою пользу, стараясь отвоевывать внешний и внутренний рынок незаконными способами, – тогда начинаются торговые войны.

 

 


Date: 2016-05-15; view: 571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию