Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные (альтернативные) теории международной торговли





 

К альтернативным теориям международной торговли относятся:

1 группа – теории, которые развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства, и показывая, что несмотря на увеличение количества переменных, основные постулаты теории остаются справедливыми:

- теория специфических факторов производства (теорема Самуэльсона-Джонса);

- теория влияния изменения цен на товары на цены факторов производства (теорема Столпера-Самуэльсона);

- теория влияния роста факторов производства на рост производства (теорема Рыбчинского);

2 группа – теории, которые, не подвергая сомнению справедливость классических теорий в целом, изучают отдельные стороны международной торговли, которые не покрыты ими либо в силу умышленно сделанных авторами допущений и абстракций, либо в силу недостатков самих теорий:

- теория пересекающегося спроса (Линдер);

3 группа – новейшие теории, которые утверждают, что классические теории не объясняют современную международную торговлю и нуждаются в замене новыми теориями:

- теория эффекта масштаба (Пол Кругман, К. Ланкастер);

- теория внутриотраслевой торговли (Баласса);

- теория жизненного цикла товара (Вернон);

- теория технологического разрыва (Познера);

- теория конкурентных преимуществ.

Теория специфических факторов производства – в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства, причем факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются, а факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются.

Допущения: страна производит два товара: товар 1 и товар 2. При этом используется три фактора производства: труд, капитал, землю. Труд – мобильный фактор производства, капитал и земля – специфические. Для производства товара 1 используется труд и капитал, для производства товара 2 – труд и земля.

Специфический фактор – фактор производства, характерный только для данной отрасли и не способный перемещаться между отраслями.

Мобильный фактор – фактор производства, свободно перемещающийся между отраслями.

 

Таблица 3.2 – Специфические и мобильные факторы производства

Фактор производства Товар 1 Товар 2
Труд (мобильный) L1 L2
Капитал (специфический для товара 1) К  
Земля (специфический для товара 2)   T

 

Теорема Самуэльсона-Джонса – в результате торговли увеличиваются доходы владельцев фактора, специфического для экспортных отраслей, и сокращаются доходы владельцев фактора, специфического для отраслей, конкурирующего с импортом.

 

Теория влияния изменения цен на товары на цены факторов производства (теорема Столпера-Самуэльсона) – международная торговля ведет к росту цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, относительно более интенсивно используемого для товара, цена которого падает.

Теория влияния роста факторов производства на рост производства (теорема Рыбчинского) – увеличивающееся предложение одного из факторов производства приводит к непропорционально большему процентному увеличению производства и доходов отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Последствия теоремы Рыбчинского для международной торговли следующие. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Хекшера-Олина страна экспортирует товары, произведенные с помощью того фактора, которым она относительно лучше обеспечена. По т. Рыбчинского расширение производства на экспорт с помощью относительно избыточного фактора приведет к падению производства в других отраслях, для которых данный фактор не является относительно избыточным. В этих отраслях вырастет потребность в импортных товарах. Напротив, расширение относительно недостаточного фактора приведет к росту производства в импортозамещающих отраслях и сократит потребность импорта. Теорема Рыбчинского является более общим случаем «голландской болезни» и указывает на то, что активное расширение производства и экспорта в одних отраслях неизбежно приводит к застою или даже падению производства и необходимости импорта в других отраслях. В отдельных случаях такое падение может быть разоряющим, то есть превышать выгоды от расширения производства и роста экспорта, и даже вести к деиндустриализации.

Теория технологического разрыва (теорема Познера, 1961) – фирма, которая вводит новый товар, может пользоваться своей монополией на экспорт, пока на рынке не появляются фирмы-имитаторы с подобным товаром.

Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.

В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.

Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

 

Теория жизненного цикла товара (Вернон) объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке: появление, рост спроса, насыщение и спад.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1.Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2.Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3.Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4.Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Теория конкурентных преимуществ – страна достигает международного успеха в той или иной отрасли благодаря взаимодействию конкурентных преимуществ в четырех национальных детерминантах (свойствах страны): факторных условиях, условиях спроса, родственных и обслуживающих отраслях, стратегии фирмы, ее структуры и конкуренции.

Теория пересекающегося спроса ( Стаффан Линдер, 1961) – поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт.

 

Теория эффекта масштаба (Пол Кругман, К. Ланкастер) – альтернативное объяснение международной торговле основано на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

Экономика масштаба – развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу, за счет внешних и внутренних структурных сдвигов.

Внешний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом.

Внутренний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства.

 

 

Date: 2016-05-15; view: 1321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию