Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Упражнения Барра





Упражнение 1 исправляет дыхание, приучает ощущать свободный про­ток дыхания. Оно помогает «освобождаться» («rilasciare») от лишнего мышеч­ного напряжения. Как синоним этого понятия Барра применяет слово «brisidare» («приседать»), то есть ощущение, как если бы ученик хотел присесть и мышечно освободиться. Оно противоположно тому, которое бывает при под­нятии грудной клетки, плеч, подтягивании передней брюшной стенки. При движении вверх Барра рекомендует легкое выдвижение вперед подложечной области, которое он называет диафрагматическим толчком — «colpetto diafragmatico». Это упражнение дает также навык губного резонирования — близкий звук на губах — «il suono labiale».

 

 

JTJ J J r iJ J и II

m-m (сзакрытым ртом)

^JJ J Г IJ J

a-

та-те- mi-то-

 

Упражнение 2 помогает выравниванию гласных. Делает их одинаково Г>лизкими по звучанию, то есть в одной позиции.

 

ти

ma- те— mi- то- ти

та- те- mi- то- ти

re-mi

do

 

Упражнение 3 активизирует подвижность губ и способствует легкости звуковедения. Цвет гласных должен быть одним и тем же, а звучание — близ­ким, на губах (так называемое губное резонирование). Не надо слишком широ­ко открывать рот и подчеркивать произношение согласных.

 

 

-fa-sol-la - si do - si-la-sol-fa-mi-re

 

do

Упражнение 4 полезно для выравнивания близлежащих нот, особенно переходных. Каждая последующая нота должна ощущаться одинаково близкой, как и предыдущая, то есть в одной позиции. В целом упражнение полезно для выработки близкого звука. Тенор в этом упражнении должен прикрывать уже ми-бемоль, баритон — до-диез, а бас — ля — си-бемоль.

 

Упражнение 5 служит для того, чтобы ощутить и заставить звучать верх­ние резонаторы, то есть полости головного резонанса. Не следует слишком ши­роко раскрывать рот, иначе голос перестанет звучать близко, пойдет назад.

 

I| РР

по - по - по - по - по - по то - то - то - то - то - то те - те - те - те - те - те

 

Упражнение б вырабатывает иное звучание всех нот каждой фигуры. Все ноты должны быть по тембру одинаковы с первой нижней нотой фигуры. Под­нимаясь по диапазону вверх и спускаясь вниз, нельзя терять этого тембрового единства. Упражнение полезно для выравнивания переходных нот.

 

gno о

то о

 

Упражнение 7 служит для выравнивания тембра на переходном участке диапазона, то есть помогает сглаживанию регистров. Как и предыдущее, оно должно быть спето в едином тембре. При начале упражнения Барра рекоменду­ет сделать свободным горло и оттянуть нижнюю губу в виде воронки.

Упражнение ^помогает сделать однородными по звучанию близлежащие ноты. Звук при этом должен быть скользящим, льющимся («scioloso»). Не сле­дует форсировать произношение согласных, которое во всех случаях должно быть результатом резонирования. Нельзя себе представлять дикцию без резо­нирования. Упражнение служит для того, чтобы впоследствии облегчить пение больших интервалов.

 

 

ро - ро - 1о - го - ma - па - ti - sa - lu - to

 

Упражнение 9 на октавный скачок. В дифтонге ie слова «devieni» надо подчеркнуть гласный звук I. При ходе на октаву, когда надо усилить верхнюю ноту, Барра рекомендует ощущение вдоха и небольшой зевок, который идет об­ратно, в себя.

 

I"р I....... '....... ,'U'l,I

de-vie - е - e-ni de-vie - е - e-ni de- vie e-e-ni

jL Г Г Л f»j. IЛ J и II

de-vie-e-e-e-e-e-e - ni

 

 

Упражнение 10 на квинтовый скачок помогает добиться одинаковости звучания обеих нот интервала. Приучает делать переходные ноты прикрытыми, головными, резонирующими. Баритон в этом упражнении должен прикрывать ре — ми-бемоль, а тенор — ми — фа.

 

J j 1

mi - me - me

gno - о - mo

mo - mo - mo

 

Упражнение 11 служит для развития устойчивости дыхания и резониро­вания на протяжении всего диапазона. Приучает свободно и ненапряженно брать верхние ноты, в частности — ровно и ненапряженно все ноты в каждом арпеджио. Нота, предшествующая верхней, должна быть хорошо прикрыта.

 

  ■и—— г *   jTr
о п1 П" gr '—• о ia-m ie u -u a-ma-mo me- е me - me JJJ. #=#=^ e u me - me e

 

Упражнение 12 помогает выработать хороший гласный « мягкий, неж­ный и звучный. В словах «seitu» этот звук следует за i в интервале малой сексты вверх. Звук /, предшествующий и, следует снять немного более широко. / надо легко переводить в головной регистр. Первая квинта всегда берется в централь­ном регистре, а верхние звуки попадают в головной. Таким образом, это упраж­нение приучает связывать центральную часть диапазона с верхней, головной.

 

Упражнение /5то же, что и упражнение № 10, но сочетайuegne дает боль­ше резонирования в верхнем резонаторе и больше смягчает звук.

 

gne - e - e

Упражнение 16 в быстром движении помогает добиться тембрового един­ства переходных нот. В медленном — ровного, единого звучания всех звуков гам­мы. Способствует хорошему резонированию верхних нот. Крайние ноты со зву­ком е, который Барра считает самым резонативным, способствуют правильной настройке звука.

 

 

■--------- f

" J- *

re - mi-fa-sol-la-si-do - re - do-si - la-sol-fa-mi-

J J J Г i J } ii

se-e-i-tu - - u

 

Упражнения 13и /Услужат для выработки звучания в головном регистре. Они помогают смягчить звук и добиться ощущения резонанса на губах.

I

Mm

re

 

Упражнение /7служит для того, чтобы приобрести ощущение пения «на вдохе», а также ощущение резонирования на губах.

 

 

ne - ne - ne - ne - ne - ne - ne - ne - ne

mi - mi - mi - mi - mr - mi - mi - mi - mi mo -mo -mo -mo -mo -mo -mo -mo - mo me -me -me -me -me -me -me -me - me

 

 

Упражнение Wсодержит элемент виртуозности, подготовки к группетто. Верхние нот",Следует хорошо прикрыть и взять с ощущением вдоха. Звук при этом должен быть головным и собранным, узким (но не сжатым!). Тембр на протяжении всей фигуры упражнения должен быть единым.

mio

ma - ma - ma - ma
mo - ■

ma - ma - ma - ma

 

 

Упражнение 19 служит для того, чтобы приучиться держать продолжи­тельное одинаковое дыхание без толчков. Начинать следует с узким ртом, за-«ил^звук с ощущением вдоха и освобождения (приседания). Позиция ртапрГэ™ об и.

 

 

le note prolungate

 

ВОКАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИНЬОРЫ РЕНАТЫ КАРОЗИО'

 

Мои педагогические впечатления о преподавании вокала в Центре усовершенствования оперных певцов складывались, прежде всего, из ежедневного посещения уроков Ренаты Карозио. Это — класс пения, который был открыт для меня с первых дней пребывания в Ми­лане, так как театр Ла Скала был той организацией, которая меня при­нимала в Италии.

Должен заметить, что проникнуть в класс итальянского педагога по вокалу — задача совсем не простая.

Для итальянского педагога, который бережет свои педагогические находки, «охраняет» свой метод даже от итальянских коллег, — приход иностранца в класс — это чрезвычайное происшествие, которое допуска­ется только в особых случаях. Требуется содействие влиятельных людей, рекомендательные письма, просьбы и т. д. Однако, даже допустив ваше присутствие, вам могут почти ничего не показать и не рассказать, кроме того, что вы сами уловите из самой формы занятий. Необходимо время, чтобы войти в доверие, вызвать желание поделиться теми или иными со­ображениями, показать те или иные приемы. Таким образом, чтобы опи­сать метод, выяснить педагогические взгляды, нужно приложить много усилий и времени, и, конечно, достаточно свободно говорить по-италь­янски или по-французски. Важно уметь расположить к себе педагога, на­йти с ним контакт, показать понимание процесса обучения, вызвать ин­терес к своим высказываниям, своим установкам и т. д. Здесь многое за­висит от личных качеств исследователя.

При моей первой встрече с руководителем Центра усовершен­ствования синьорой Чеккини я сразу сказал, что хочу познакомиться с деятельностью вокальных классов Миланской консерватории. Я тут же был представлен вокальному педагогу синьоре Р. Карозио и получил возможность посещать ее уроки в Центре. Однако директор Миланской консерватории принял меня только через месяц в результате многочис-

' Настоящие материалы расшифрованы и литературно отредактированы нами. — А. Я.

 

29 - 7550

ленных звонков, записок, переговоров, которые с ним вела синьора Чеккини. Только поговорив со мной в течение получаса и выяснив мои пожелания, он позволил мне посещать классы консерватории. Однако это случилось лишь 14 мая, а с 1 июня у них, как и у нас, наступала пора экзаменов, и регулярные занятия в классах прекратились. Мое знаком­ство с классами Миланской консерватории было, к сожалению, непро­должительным.

Кроме этих двух организаций, мне удалось дважды присутство­вать на уроках профессора И. Адами-Коррадетти в Венецианской кон­серватории, с которой я встречался раньше во время ее месячного пре­бывания в Москве в 1968 году. Синьора Адами-Коррадетти приняла меня очень сердечно, как старого знакомого, показала и рассказала все, что было возможно за эти два дня.

Синьора Рената Карозио в молодости сделала не очень долгую, но блестящую певческую карьеру. Она пела в крупнейших театрах Ита­лии первые партии легкого сопрано и выступала с ведущими певцами, такими, как Тито Скипа, Де Люка, Тальябуэ и др. Выйдя замуж и родив ребенка, она прекратила выступления и занялась педагогической рабо­той. В Ла Скала ведет класс пения, занимаясь после смерти маэстро Барра в 1968 году со всеми нашими стажерами.

Рената Карозио — миниатюрная женщина, лет 60-ти, живая, энергичная, очень простая в общении. На уроке стоит спокойная, дело­вая ненапряженная атмосфера. Карозио всегда улыбается, приветлива, мягка и любезна. Занимается она ежедневно с 10 утра до 13 часов. Когда еще не закончил один ученик — уже входит следующий. Короткие, веж­ливые приветствия, и начинается урок.

Карозио занимается не «мудрствуя лукаво», просто и доступно. В начале урока всегда спрашивает о здоровье, об ощущениях во время пе­ния. Не устали ли? Дать еще одно упражнение или достаточно. Взять ли еще на полтона выше или нет? Что из произведений вы хотите мне пока­зать? Она всегда предельно тактична в замечаниях. Ее никак нельзя отнес­ти к числу тех волевых педагогов, которые навязывают свои приемы, ощу­щения, заставляют беспрекословно идти за собой. Мы думаем, что в этом один из существенных факторов, во многом определяющий положитель­ные результаты ее работы. Занимаясь всегда с готовыми к профессиональ­ной деятельности молодыми певцами, она, прежде всего, идет от той тех­ники и той индивидуальной манеры, с которой к ней пришел новый уче­ник. Она не ломает тот стереотип, что сделан, а лишь устраняет отдельные недостатки, которые она у данного певца слышит. Обычно Карозио пред­лагает прием, манеру, в которой надо петь и т. д. Если ученик не «берет» предложенное — она не настаивает. Ее правило: «не хотите — не берите!» Если контакт с учеником налажен, и он хочет усвоить предложенное, то Карозио проявляет настойчивость и терпение в освоении показанного. В таком подходе мы видим ее педагогическую мудрость.

Карозио работает без аккомпаниатора. Все упражнения играет сама, а также подыгрывает партию и основные гармонии при исполне­нии произведений. Как все итальянские педагоги, она хорошо знает ре­пертуарную оперную литературу, все у нее на слуху и частично под паль­цами.

Занятия протекают в индивидуальной форме в смысле порядка упражнений, отработки тех или иных приемов на этих упражнениях. Самих упражнений, на которых она, как правило, ведет работу над зву­ком обычно не много, около десятка. Типичные упражнения, использу­емые Карозио в работе с певцами, мы приводим ниже.

Ее общими принципами в организации певческого процесса явля­ются: спокойствие голосообразования, его естественность и мягкость. Вот основные, наиболее частые замечания, которые сопровождают рас-певочные упражнения: «спокойнее», «естественнее», «мягче». Карозио никогда не позволяет кричать, форсировать голос. Видно, что эталон правильного звучания голоса для нее совершенно определен, и когда она слышит несоответствие с ним — немедленно делает замечание ученику и соответствующее требование повторить звук в правильном качестве. По звучанию голос всегда должен быть «впереди», иметь звонкость, блеск, которые определяют его полетность в зале. Кроме того, певческий тон обязан обладать мягкостью, округлостью, «благородным» тембром.

Чаще всего распевание начинается с упражнения 1. Оно дается в умеренном движении на средней части диапазона, поется полным зву­ком, но без форсировки. Обычно предлагая первые два упражнения, Карозио не поднимает их до высоких нот. Верхние звуки диапазона она дает довольно смело, но начиная их «захватывать» на третьем, четвер­том упражнении.

В упражнении 1 требуется спокойное связывание нот дыханием, хорошая опора каждого звука и отрабатывается перенос его от ноты к ноте legato без какого-либо толчка. К верхнему тону делается неболь­шое crescendo, а к нижнему — diminuendo. Карозио тщательно следит за ровностью тембра на всех звуках, не допуская смещения вокальной по­зиции.

Andante

 

 

Упражнение 2 обычно дается вторым и используется andante. В нем требуются большая ровность звуковедения, хорошее legato и уме­ние распределить дыхание на всю фигуру упражнения. Обращается внимание ученика на выразительность в упражнении, чтобы оно вос­принималось как музыкальная фраза. Это должно достигаться гибким изменением силы звука, но не затрачивать качества тембра, который всегда обязан соответствовать итальянскому эталону верного звучания.

После этих двух упражнений следующие даются в разном составе и последовательности в зависимости от педагогических задач. Andante

Упражнение 4 рассчитано на развитие кантилены и большого ды­хания. Оно поется в умеренном темпе и вначале только в нисходящем движении, то есть со второй его половины. Первую педагог играет на фортепиано, а певец вступает с высокой ноты после паузы, разделяю­щей упражнение на две половины. Когда упражнение освоено в нисхо­дящем движении, — исполняется полностью: сначала движение вверх, пауза и потом нисходящая фраза. Упражнение развивает гибкость в ис­пользовании дыхания, умение распределять его, способствует овладе­нию техникой crescendo и diminuendo. При его исполнении Карозио об­ращает внимание на кантилену, требует предельной певучести звука, хорошего «смычка» иногда близкого к portamento.

 

 








Date: 2015-04-23; view: 640; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию