Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ду­хов­ность





 

Ду­хов­ная дан­ность "соп­ри­сутс­тву­ет" иной дан­ности. Это соп­ри­сутс­твие нель­зя се­бе пред­ста­вить толь­ко в прос­транс­твен­ном из­ме­рении, пос­коль­ку оно но­сит не прос­транс­твен­ный, а "фак­ти­чес­кий" ха­рак­тер; но эта "фак­тичность" яв­ля­ет­ся не оп­ти­чес­кой (от­но­сящей­ся к от­дель­ным сущ­ностям), а он­то­логи­чес­кой фак­тичностью. Дух не мо­жет быть "сна­ружи" в оп­ти­чес­ком смыс­ле, но в он­то­логи­чес­ком смыс­ле он всег­да как бы сна­ружи!

Нам нет не­об­хо­димос­ти спе­ци­аль­но ого­вари­вать, что мы име­ем в ви­ду все это не бо­лее чем в пе­ренос­ном смыс­ле. Ведь мож­но тут же ут­вер­ждать и об­ратное, что фи­зичес­кое соп­ри­сутс­твие (нап­ри­мер, двух лю­дей) то­же яв­ля­ет­ся соп­ри­сутс­тви­ем лишь в уз­ком, ог­ра­ничен­ном смыс­ле — су­жен­ном до прос­транс­твен­но­го из­ме­рения или, ес­ли угод­но, ог­ра­ничен­ном ма­тери­аль­ной те­лес­ностью. Ведь пер­ви­чен смысл не прос­транс­твен­ный и не ма­тери­аль­ный, не те­лес­ный, а бы­тий­ный смысл.

Ко­рен­ной воп­рос те­ории поз­на­ния пос­тавлен с са­мого на­чала не­вер­но. Ведь бес­смыс­ленно спра­шивать, как субъ­ект про­ника­ет в объ­ект, пос­коль­ку сам этот воп­рос пред­став­ля­ет со­бой ре­зуль­тат неп­ра­вомер­но­го пе­рево­да в прос­транс­твен­ные ка­тего­рии и тем са­мым он­ти­зации ис­тинно­го по­ложе­ния ве­щей. Бес­по­лез­но спра­шивать, ка­ким об­ра­зом субъ­ект мо­жет под­сту­пить­ся к на­ходя­щему­ся "вне" его, "сна­ружи" объ­ек­ту, прос­то по­тому, что этот объ­ект в он­то­логи­чес­ком смыс­ле ни­ког­да и не был "сна­ружи". Ес­ли же трак­то­вать этот воп­рос он­то­логи­чес­ки и по­нимать вы­раже­ние "сна­ружи" как ус­ловное, то наш от­вет дол­жен зву­чать так: так на­зыва­емый субъ­ект всег­да был, так ска­зать, сна­ружи, вмес­те с так на­зыва­емым объ­ек­том!

Дру­гими сло­вами: мы вов­се не дол­жны, как это при­нято, сра­зу пос­ту­лиро­вать меж­ду субъ­ек­том и объ­ек­том зи­яющую про­пасть, ко­торую соз­да­ет те­ория поз­на­ния сво­ими не­кор­рек­тны­ми прос­транс­твен­ны­ми пред­став­ле­ни­ями. Лишь в этом слу­чае мы по­лучим в рас­по­ряже­ние под­ход к ис­тинной он­то­логии поз­на­ния, лишь тог­да не раз­вер­знет­ся про­пасть меж­ду поз­на­ющим ду­хов­ным су­щим и поз­на­ва­емым иным су­щим. Ведь дис­танция меж­ду "внеш­ним" и "внут­ренним", меж­ду "сна­ружи" и "внут­ри", "да­леко" и "близ­ко" в он­ти­зиру­ющей (не­он­то­логи­чес­кой) те­ории поз­на­ния — это лишь следс­твие прос­транс­твен­ной ин­тер­пре­тации этих вы­раже­ний.

Эта те­оре­тико-поз­на­ватель­ная по­зиция оз­на­ча­ет не что иное, как фи­лософ­ское "гре­хопа­дение", собс­твен­но го­воря, это плод с "де­рева те­ории поз­на­ния". Ведь как толь­ко бы­ла про­веде­на эта грань, нич­то уже не мог­ло по­мочь пре­одо­леть эту "про­пасть", и пу­ти на­зад не бы­ло. Ес­ли мы хо­тим по­пытать­ся из­бе­жать это­го ро­ково­го раз­ры­ва субъ­ек­та и объ­ек­та, нам не­из­бежно при­дет­ся вер­нуть­ся к это­му раз­дво­ению бы­тия на субъ­ект и объ­ект.

Воз­можность ду­хов­но­го су­щего "соп­ри­сутс­тво­вать" ино­му су­щему — это из­на­чаль­ная спо­соб­ность, сущ­ность ду­хов­но­го су­щес­тво­вания, ду­хов­ной ре­аль­нос­ти. Приз­на­ние это­го из­бавля­ет нас от тра­дици­он­ной гно­се­оло­гичес­кой проб­ле­мати­ки "субъ­ек­та" и "объ­ек­та"; оно ос­во­бож­да­ет нас от бре­мени до­каза­тель­ства, как од­но про­ника­ет в дру­гое. За это ос­во­бож­де­ние мы, од­на­ко, дол­жны пла­тить, а имен­но от­ка­зом от даль­ней­ших воп­ро­сов, в том чис­ле и от воп­ро­са, что сто­ит за этой пос­ледней пре­дель­ной спо­соб­ностью ду­ха соп­ри­сутс­тво­вать ино­му су­щему. По су­ти, он­то­логия поз­на­ния не мо­жет от­крыть и ут­вер­ждать ни­чего, по­мимо то­го, что ду­хов­ное су­щее "как-то" соп­ри­сутс­тву­ет ино­му су­щему. Он­то­логи­чес­ко­му ана­лизу дос­тупно толь­ко это "как-то", но не как имен­но, не сущ­ность соп­ри­сутс­твия.

По от­но­шению к ду­хов­но­му су­щему поз­на­ва­емое им су­щее ни­ког­да не на­ходит­ся "сна­ружи", а всег­да прос­то "тут". Та­ким об­ра­зом, лишь при реф­лексив­ной ус­та­нов­ке, свой­ствен­ной лю­бой пси­холо­гии, это прос­тое "тут-бы­тие" рас­ка­лыва­ет­ся на субъ­ект и объ­ект! Но эта вто­рич­ная ус­та­нов­ка уже как та­ковая не яв­ля­ет­ся он­то­логи­чес­кой, ско­рее он­ти­чес­кой, а имен­но пси­холо­гичес­кой. Тог­да ду­хов­ное су­щее прев­ра­ща­ет­ся в вещь сре­ди ве­щей, а его соп­ри­сутс­твие — в яв­ле­ние внут­ренне­го ми­ра.

Так что же та­кое, на­конец, это соп­ри­сутс­твие ду­хов­но­го су­щего? Это ин­тенци­ональ­ность это­го ду­хов­но­го су­щего! Ду­хов­ное су­щее, од­на­ко, ин­тенци­ональ­но по сво­ей сущ­ности, и мож­но тем са­мым ска­зать: ду­хов­ное су­щее — это ду­хов­ное су­щес­тву­ющее, это соз­на­ющее бы­тие, оно соп­ри­сутс­тву­ет ино­му су­щему, соз­на­вая иное су­щее. Та­ким об­ра­зом, ду­хов­ное су­щее ре­али­зу­ет се­бя в соп­ри­сутс­твии, и это соп­ри­сутс­твие ду­хов­но­го су­щего яв­ля­ет­ся его ис­конной спо­соб­ностью, его собс­твен­ным пер­вей­шим дос­то­яни­ем.

Ду­хов­ное су­щее мо­жет не толь­ко соп­ри­сутс­тво­вать прос­то ино­му су­щему. Оно, в час­тнос­ти, мо­жет и соп­ри­сутс­тво­вать рав­но­му се­бе, та­кому же ду­хов­но­му су­щему. Это соп­ри­сутс­твие ду­хов­но­го су­щего дру­гому су­щему, соп­ри­сутс­твие двух ду­хов­ных су­щих мы на­зовем со-бы­тие. Ока­зыва­ет­ся, что толь­ко лишь в та­ком со-бы­тии воз­можно пол­ное соп­ри­сутс­твие — лишь меж­ду рав­ны­ми друг дру­гу су­щими.

Но это воз­можно лишь в той от­да­че се­бя друг дру­гу без ос­татка, ко­торую мы на­зыва­ем лю­бовью.

Лю­бовь мож­но оп­ре­делить как воз­можность ска­зать ко­му-то "ты" и еще ска­зать ему "да". Ины­ми сло­вами: это спо­соб­ность по­нять че­лове­ка в его су­ти, в его кон­крет­ности, в его уни­каль­нос­ти и не­пов­то­римос­ти, од­на­ко по­нять в нем не толь­ко его суть и кон­крет­ность, но и его цен­ность, его не­об­хо­димость. Это и зна­чит ска­зать ему "да". И вновь ока­зыва­ет­ся, что аб­со­лют­но не пра­вы те, кто ут­вер­жда­ет, что лю­бовь ос­лепля­ет. На­обо­рот, лю­бовь да­ет зре­ние, она как раз де­ла­ет че­лове­ка зря­чим. Ведь цен­ность дру­гого че­лове­ка, ко­торую она поз­во­ля­ет уви­деть и под­чер­кнуть, еще не яв­ля­ет­ся дей­стви­тель­ностью, а лишь прос­той воз­можностью: тем, че­го еще нет, но что на­ходит­ся лишь в ста­нов­ле­нии, что мо­жет стать и что дол­жно стать. Люб­ви при­суща ког­ни­тив­ная фун­кция.

Пос­коль­ку со-бы­тие яв­ля­ет­ся соп­ри­сутс­тви­ем од­но­го че­лове­ка дру­гому че­лове­ку как та­ково­му, что зна­чит в его аб­со­лют­ной ина­ковос­ти (ина­ковос­ти по от­но­шению ко всем дру­гим лю­дям), и эту ина­ковость та­кое соп­ри­сутс­твие (и толь­ко та­кое) вос­при­нима­ет с лю­бовью, пос­толь­ку мож­но ска­зать, что лю­бовь пред­став­ля­ет со­бой неп­ре­мен­но лич­ный, ин­ди­виду­аль­ный спо­соб су­щес­тво­вания.

В сфе­ре че­лове­чес­кой ду­хов­ности есть так­же то, что мож­но наз­вать под­созна­тель­ной ду­хов­ностью. Не­об­хо­димо, впро­чем, уточ­нить, что мы по­нима­ем под под­созна­тель­ной ду­хов­ностью та­кую, не­осоз­на­ва­емый ха­рак­тер ко­торой зак­лю­ча­ет­ся в от­сутс­твии реф­лексив­но­го са­мо­осоз­на­ния при сох­ра­нении им­пли­цит­но­го са­мопоз­на­ния че­лове­чес­ко­го бы­тия. Та­кое са­мопоз­на­ние при­суще лю­бой эк­зистен­ции, лю­бому че­лове­чес­ко­му бы­тию.

Слой под­созна­тель­ной ду­хов­ности со­дер­жит ис­точни­ки и кор­ни все­го соз­на­ва­емо­го. Дру­гими сло­вами: мы зна­ем и приз­на­ем не толь­ко бес­созна­тель­ное в ви­де вле­чений, но и ду­хов­ное бес­созна­тель­ное, и в нем мы ви­дим не­сущую ос­но­ву всей соз­на­тель­ной ду­хов­ности. "Я" не на­ходит­ся во влас­ти "Оно", но дух по­ко­ит­ся на бес­созна­тель­ном.

Те­перь, для то­го что­бы бо­лее де­таль­но по­яс­нить, что мы име­ем в ви­ду под "ду­хов­ным бес­созна­тель­ным", мы хо­тим вос­поль­зо­вать­ся в ка­чес­тве мо­дели фе­номе­ном со­вес­ти [1].

То, что на­зыва­ют со­вестью, по су­ти, пог­ру­жено в глу­бины бес­созна­тель­но­го, ко­ренит­ся в под­созна­тель­ной ос­но­ве. Ведь боль­шие и под­линно эк­зистен­ци­аль­ные ре­шения в жиз­ни че­лове­ка всег­да не­реф­лекси­ру­емы и тем са­мым не­осоз­нанны; ис­то­ки со­вес­ти вос­хо­дят к бес­созна­тель­но­му.

В этом смыс­ле со­весть мож­но наз­вать так­же ир­ра­ци­ональ­ной; она ало­гич­на или, еще точ­нее, до­логич­на. Ведь по­доб­но то­му, как су­щес­тву­ет до­на­уч­ное и он­то­логи­чес­ки пред­шес­тву­ющее ему до­логи­чес­кое поз­на­ние бы­тия, так су­щес­тву­ет и до­мораль­ное пос­ти­жение цен­ности, ко­торое прин­ци­пи­аль­но пред­шес­тву­ет лю­бой экс­пли­цит­ной мо­рали. Это и есть со­весть.

Ес­ли мы, од­на­ко, за­дадим се­бе воп­рос, по­чему со­весть фун­кци­они­ру­ет обя­затель­но ир­ра­ци­ональ­но, то нам не­об­хо­димо учесть сле­ду­ющий факт: соз­на­нию от­кры­то су­щее, со­вес­ти же от­кры­то не су­щее, а ско­рее, нап­ро­тив, то, что еще не су­щес­тву­ет, а лишь дол­жно су­щес­тво­вать. Это дол­жное не яв­ля­ет­ся су­щес­тву­ющим, оно лишь дол­жно быть осу­щест­вле­но; это не дей­стви­тель­ность, а лишь воз­можность (ко­неч­но, при этом эта прос­тая воз­можность вмес­те с тем в бо­лее вы­соком мо­раль­ном смыс­ле пред­став­ля­ет со­бой не­об­хо­димость). Пос­коль­ку, од­на­ко, то, что от­кры­ва­ет­ся нам бла­года­ря со­вес­ти, еще не осу­щест­вле­но, пос­коль­ку его ре­али­зация лишь пред­сто­ит, сра­зу вста­ет воп­рос, как ре­али­зовать его ина­че, чем это под­ска­зала в са­мом на­чале не­кая ду­хов­ная ан­ти­ципа­ция. Эта ан­ти­ципа­ция, это ду­хов­ное пред­восхи­щение про­яв­ля­ет­ся в том, что на­зыва­ют ин­ту­ици­ей; она осу­щест­вля­ет­ся в ак­те со­зер­ца­ния.

Та­ким об­ра­зом, со­весть пред­ста­ет как ин­ту­итив­ная по сво­ей сущ­ности фун­кция: что­бы ан­ти­ципи­ровать то, что дол­жно быть осу­щест­вле­но, со­весть сна­чала дол­жна его ин­ту­итив­но пос­тичь, и в этом смыс­ле со­весть, эрос дей­стви­тель­но ир­ра­ци­ональ­ны и мо­гут быть ра­ци­она­лизи­рова­ны лишь зад­ним чис­лом. Но раз­ве нам не из­вес­тно неч­то по­доб­ное, раз­ве не яв­ля­ет­ся эрос столь же ир­ра­ци­ональ­ным, столь же ин­ту­итив­ным? Ин­ту­итив­на по сво­ей сущ­ности и лю­бовь, ведь и она то­же ус­матри­ва­ет то, че­го еще нет. В от­ли­чие от со­вес­ти, од­на­ко, люб­ви от­кры­ва­ет­ся не то, что дол­жно быть, а то еще не су­щес­тву­ющее, что мо­жет быть. Лю­бовь ви­дит и рас­кры­ва­ет воз­можную цен­нос­тную пер­спек­ти­ву в лю­бимом. Она то­же сво­им ду­хов­ным взо­ром пред­восхи­ща­ет неч­то: те еще не ре­али­зован­ные лич­нос­тные воз­можнос­ти, ко­торые кро­ют­ся в лю­бимом че­лове­ке.

Но со­весть и лю­бовь рав­ны друг дру­гу не толь­ко в том, что и та, и дру­гая име­ют де­ло не с дей­стви­тель­ностью, а лишь с воз­можностью; не толь­ко в той за­ранее оче­вид­ной осо­бен­ности, что и та, и дру­гая мо­гут дей­ство­вать лишь ин­ту­итив­но. Мож­но при­вес­ти еще вто­рую при­чину их не­из­бежно, пос­коль­ку это свя­зано с их сущ­ностью, ин­ту­итив­но­го, ир­ра­ци­ональ­но­го и по­это­му ни­ког­да пол­ностью не ра­ци­она­лизи­ру­емо­го фун­кци­они­рова­ния и дей­ствия. Как со­весть, так и лю­бовь име­ют де­ло с аб­со­лют­но ин­ди­виду­аль­ным бы­ти­ем.

Ведь за­дача со­вес­ти — от­крыть че­лове­ку "то, что на­до". Од­на­ко это "то, что на­до" всег­да толь­ко од­но. Та­ким об­ра­зом, речь идет о чем-то аб­со­лют­но ин­ди­виду­аль­ном, об ин­ди­виду­аль­ном дол­женс­тво­вании, ко­торое не ох­ва­тыва­ет­ся ни од­ним об­щим "мо­раль­ным за­коном" (ти­па кан­тов­ско­го им­пе­рати­ва), но пред­пи­сыва­ет­ся "ин­ди­виду­аль­ным за­коном" (Ге­орг Зим­мель). Оно не поз­на­ва­емо ра­ци­ональ­но, а лишь пос­ти­жимо ин­ту­итив­но. И ин­ту­итив­ное дос­ти­жение это­го ре­зуль­та­та обес­пе­чива­ет­ся со­вестью.

Толь­ко со­весть мо­жет как бы сог­ла­совать "веч­ный", все­об­щий мо­раль­ный за­кон с кон­крет­ной си­ту­аци­ей кон­крет­но­го че­лове­ка. Жизнь по со­вес­ти — это всег­да аб­со­лют­но ин­ди­виду­аль­но лич­ная жизнь в со­от­ветс­твии с аб­со­лют­но кон­крет­ной си­ту­аци­ей, со всем тем, что мо­жет оп­ре­делять на­ше уни­каль­ное и не­пов­то­римое бы­тие. Со­весть всег­да учи­тыва­ет кон­крет­ность мо­его лич­но­го бы­тия.

Мы хо­тим те­перь по­казать, что и в этом от­но­шении, в ас­пекте ин­ди­виду­аль­ной сущ­нос­тной нап­равлен­ности со­вес­ти, лю­бовь в оп­ре­делен­ном смыс­ле по­доб­на ей; не толь­ко этос, но и эрос на­целен на це­ликом и пол­ностью ин­ди­виду­аль­ную воз­можность. По­доб­но то­му, как со­весть от­кры­ва­ет "то, что на­до", так и лю­бовь от­кры­ва­ет единс­твен­ное, что воз­можно: уни­каль­ные воз­можнос­ти лю­бимо­го че­лове­ка. Лю­бовь, и толь­ко лю­бовь, в сос­то­янии уви­деть че­лове­ка во всей не­пов­то­римос­ти, как аб­со­лют­ную ин­ди­виду­аль­ность, ко­торой он яв­ля­ет­ся. Но не толь­ко лишь эти­чес­кое и эро­тичес­кое, не толь­ко со­весть и лю­бовь ко­ренят­ся в эмо­ци­ональ­ном, а не ра­ци­ональ­ном, в ин­ту­итив­ных глу­бинах ду­хов­но­го бес­созна­тель­но­го. В нем наш­ло в оп­ре­делен­ном смыс­ле прис­та­нище и третье — "па­тичес­кое", пос­коль­ку в ду­хов­ном бес­созна­тель­ном на­ряду с эти­чес­ким бес­созна­тель­ным, с нравс­твен­ной со­вестью, су­щес­тву­ет еще, так ска­зать, эс­те­тичес­кое бес­созна­тель­ное — ху­дожес­твен­ная со­весть. Как в ху­дожес­твен­ном твор­чес­тве, так и в вос­про­из­ве­дении ху­дож­ник ру­ководс­тву­ет­ся сво­ей бес­созна­тель­ной ду­хов­ностью имен­но в этом смыс­ле. Ир­ра­ци­ональ­ной по сво­ей су­ти и по­это­му пол­ностью не­раци­она­лизи­ру­емой ин­ту­иции у ху­дож­ни­ка со­от­ветс­тву­ет вдох­но­вение, ко­торое так­же ко­ренит­ся в сфе­ре бес­созна­тель­ной ду­хов­ности. Ху­дож­ник тво­рит по вдох­но­вению, и по­это­му ис­точни­ки его твор­чес­тва на­ходят­ся и ос­та­ют­ся во ть­ме, ко­торую соз­на­ние не в сос­то­янии ос­ве­тить пол­ностью. То и де­ло ока­зыва­ет­ся, что чрез­мерное осоз­на­ние да­же по мень­шей ме­ре ме­ша­ет это­му твор­чес­тву "из под­созна­ния". Не­ред­ко уси­лен­ное са­монаб­лю­дение, стрем­ле­ние к соз­на­тель­но­му "де­ланию" то­го, что дол­жно про­текать са­мо со­бой в глу­бинах под­созна­ния, ста­новит­ся тор­мо­зом твор­чес­тва ху­дож­ни­ка. Лю­бая реф­лексия, не яв­ля­юща­яся не­об­хо­димой, мо­жет здесь лишь пов­ре­дить.

Вы­ше мы по­яс­ни­ли, что там, где мы го­ворим о бес­созна­тель­ной или под­созна­тель­ной ду­хов­ности, мы под ней не по­нима­ем ни­чего, кро­ме "не­от­рефлек­ти­рован­ной" ду­хов­ности. Но все же мы под­ра­зуме­ва­ем неч­то боль­шее: мы под­ра­зуме­ва­ем так­же "не­реф­лекти­ру­емая" (ведь че­лове­чес­кая ду­хов­ность не прос­то не­осоз­нанна, а не­из­бежно бес­созна­тель­на).

Дей­стви­тель­но, дух ока­зыва­ет­ся не­реф­лекти­ру­ющим сам се­бя, так как его ос­лепля­ет лю­бое са­монаб­лю­дение, пы­та­юще­еся схва­тить его в его за­рож­де­нии, в его ис­точни­ке. В мо­ей кни­ге "Под­созна­тель­ный бог" я при­вел сле­ду­ющее срав­не­ние: у са­мого ос­но­вания сет­чатки, в мес­те вхо­да в глаз­ное яб­ло­ко зри­тель­но­го нер­ва, на­ходит­ся так на­зыва­емое сле­пое пят­но этой сет­чатки. Од­на­ко нап­ра­шива­ет­ся и дру­гое срав­не­ние: та­кое пят­но, сле­пое к лю­бой по­пыт­ке уви­деть се­бя, мож­но соз­дать, ес­ли по­пытать­ся заг­ля­нуть се­бе в гла­за, нап­ра­вив в них свет с по­мощью зер­ка­ла, — в тот же мо­мент вы ос­лепне­те. Кста­ти, сет­чатка ге­нети­чес­ки яв­ля­ет­ся частью моз­га, а мозг — ор­ган ощу­щения бо­ли — сам не об­ла­да­ет ни ма­лей­шей чувс­тви­тель­ностью к бо­ли. Еще од­ной ана­логи­ей слу­жит лич­ность — центр ду­хов­ных ак­тов, по Мак­су Ше­леру, и со­от­ветс­твен­но центр все­го соз­на­ния, ко­торый сам не мо­жет быть, од­на­ко, осоз­нан.

С по­мощью те­лес­ко­па мож­но наб­лю­дать все пла­неты Сол­нечной сис­те­мы с единс­твен­ным ис­клю­чени­ем: нель­зя наб­лю­дать пла­нету Зем­ля. Ана­логич­ным об­ра­зом об­сто­ит де­ло с лю­бым че­лове­чес­ким поз­на­ни­ем: лю­бое поз­на­ние, пос­коль­ку оно осу­щест­вля­ет­ся че­лове­ком, при­вяза­но к точ­ке опо­ры. Но там, где на­ходит­ся эта точ­ка опо­ры, не мо­жет на­ходить­ся пред­мет, по­это­му субъ­ект ни­ког­да не мо­жет окон­ча­тель­но стать сво­им собс­твен­ным объ­ек­том.

Пол­ная са­мореф­лексия, од­на­ко, не толь­ко не­воз­можна, но и не тре­бу­ет­ся, ведь в за­дачу ду­ха не вхо­дит наб­лю­дать и от­ра­жать са­мого се­бя. Сущ­ность че­лове­ка вклю­ча­ет в се­бя его нап­равлен­ность вов­не, на что-то или на ко­го-то, на де­ло или на че­лове­ка, на идею или на лич­ность! И лишь, пос­коль­ку мы ин­тенци­ональ­ны, пос­толь­ку мы и эк­зистен­ци­аль­ны; лишь в той ме­ре, в ка­кой че­ловек ду­хов­но соп­ри­сутс­тву­ет че­му-то или ко­му-то, ду­хов­ной или иной сущ­ности, лишь в ме­ру та­кого соп­ри­сутс­твия че­ловек соп­ри­сутс­тву­ет се­бе. Че­ловек не для то­го здесь, что­бы наб­лю­дать и от­ра­жать са­мого се­бя; он здесь для то­го, что­бы пре­дос­тавлять се­бя, пос­ту­пать­ся со­бой, что­бы, поз­на­вая и лю­бя, от­да­вать се­бя.

Лич­ность рас­кры­ва­ет­ся в сво­ей би­ог­ра­фии, она от­кры­ва­ет се­бя, свое "так-бы­тие", свою уни­каль­ную сущ­ность толь­ко би­ог­ра­фичес­ко­му объ­яс­не­нию, не под­да­ва­ясь пря­мому ана­лизу. В ко­неч­ном сче­те, би­ог­ра­фия — это не что иное, как объ­яс­не­ние лич­ности во вре­мени. В этом смыс­ле са­мо со­бой ра­зуме­ет­ся, что лю­бым би­ог­ра­фичес­ким дан­ным и да­же лю­бой де­тали из ис­то­рии жиз­ни при­суща би­ог­ра­фичес­кая цен­ность и бла­года­ря это­му од­новре­мен­но и лич­ная экс­прес­сивная цен­ность (од­на­ко лишь до оп­ре­делен­ной сте­пени и лишь в оп­ре­делен­ных гра­ницах). Ог­ра­ничен­ность эта со­от­ветс­тву­ет обус­ловлен­ности че­лове­ка, ко­торый об­ла­да­ет лишь фа­куль­та­тив­ной бе­зус­ловностью, фак­ти­чес­ки же он обус­ловлен. Хо­тя он яв­ля­ет­ся ду­хов­ным по сво­ей сущ­ности су­щес­твом, он ос­та­ет­ся при этом ко­неч­ным су­щес­твом. Из это­го вы­тека­ет, в час­тнос­ти, и то, что ду­хов­ная лич­ность не мо­жет осу­щест­влять се­бя, ми­нуя обус­ловлен­ность пси­хофи­зичес­кой ор­га­низа­ции. Че­рез пси­хофи­зичес­кие слои лич­ность не мо­жет ни пос­то­ян­но про­яв­лять­ся, ни пос­то­ян­но ре­али­зовы­вать­ся. Во вся­ком слу­чае, не мо­жет быть и ре­чи о том, что пси­хофи­зичес­кая ор­га­низа­ция и со­от­ветс­твен­но все бо­лез­ненные яв­ле­ния в ней реп­ре­зен­ти­ру­ют ду­хов­ную лич­ность, ко­торая сто­ит за ни­ми и как-то ими уп­равля­ет; ведь это не­воз­можно ни при ка­ких ус­ло­ви­ях и ни при ка­ких об­сто­ятель­ствах. Так как ду­хов­ная лич­ность тем са­мым не при вся­ких ус­ло­ви­ях мо­жет ре­али­зовать се­бя в дей­ствии че­рез пси­хофи­зичес­кую ор­га­низа­цию, по тем же при­чинам она не при вся­ких ус­ло­ви­ях поз­во­ля­ет се­бя уви­деть че­рез эту ор­га­низа­цию; имен­но по­тому, что эта сре­да инер­тна, она од­новре­мен­но неп­розрач­на. Ес­ли че­лове­чес­кий ор­га­низм — и не в пос­леднюю оче­редь при за­боле­вани­ях — пред­став­ля­ет со­бой зер­ка­ло, в ко­тором от­ра­жа­ет­ся лич­ность, то это зер­ка­ло не ли­шено пя­тен. Дру­гими сло­вами: не все пят­на на нем сле­ду­ет от­но­сить за счет лич­ности, ко­торая в нем от­ра­жа­ет­ся. Те­ло че­лове­ка от­нюдь не яв­ля­ет­ся точ­ным зер­каль­ным от­ра­жени­ем его ду­ха. Это бы­ло бы вер­но лишь для "прос­ветлен­но­го" те­ла; лишь "прос­ветлен­ное" те­ло реп­ре­зен­ти­ру­ет ду­хов­ную лич­ность, те­ло же "пад­ше­го" че­лове­ка пред­став­ля­ет со­бой раз­би­тое и по­это­му ис­ка­жа­ющее зер­ка­ло. Ни­ко­им об­ра­зом те­лес­ное нез­до­ровье нель­зя при­писы­вать нез­до­рово­му ду­ху, то есть вы­водить из ду­шев­но­го нез­до­ровья. Не каж­дая бо­лезнь име­ет но­оген­ное про­ис­хожде­ние; тот, кто ут­вер­жда­ет иное, яв­ля­ет­ся спи­риту­алис­том или — со­от­ветс­твен­но в том, что ка­са­ет­ся те­лес­ных не­дугов, — но­осо­мати­ком. Че­ловек не мо­жет осу­щес­твить все, что он хо­чет как ду­хов­ная лич­ность, пос­редс­твом се­бя как пси­хофи­зичес­ко­го ор­га­низ­ма. По­ка мы бу­дем это осоз­на­вать, мы — пе­ред ли­цом этой Impotentia oboedientialis — су­ме­ем убе­речь­ся от то­го, что­бы ин­кри­мини­ровать лю­бую бо­лезнь те­ла не­сос­то­ятель­нос­ти ду­ха. Ко­неч­но, лю­бая бо­лезнь име­ет свой "смысл", од­на­ко нас­то­ящий смысл бо­лез­ни зак­лю­чен не в фак­те за­боле­вания, а в осо­бен­ностях стра­дания. Та­ким об­ра­зом, бо­лезнь дол­жна при­об­ре­тать смысл, и это про­ис­хо­дит лишь тог­да, ког­да стра­да­ющий че­ловек, Homo patiens, в под­линном и бесс­траш­ном стра­дании не­сущий свою участь, осу­щест­вля­ет этим смысл не­от­де­лимо­го от его судь­бы стра­дания (в стол­кно­вении его са­мого как ду­хов­ной лич­ности и бо­лез­ни как по­раже­ния пси­хофи­зичес­ко­го ор­га­низ­ма). В этом стол­кно­вении с участью боль­но­го, в сво­ем от­но­шении к этой учас­ти по­ражен­ный бо­лезнью че­ловек осу­щест­вля­ет не­кото­рый — нет, глу­бочай­ший! — смысл и ре­али­зу­ет не­кото­рую — нет, выс­шую! — цен­ность. Бо­лезнь име­ет смысл как са­ма по се­бе, так и смысл для ме­ня, од­на­ко смысл, ко­торый она име­ет са­ма по се­бе, — это сверх­смысл, ко­торый вы­ходит за пре­делы воз­можнос­тей че­лове­чес­ко­го пос­ти­жения смыс­ла. Тем са­мым он на­ходит­ся по ту сто­рону гра­ницы уза­конен­ной пси­хоте­рапев­ти­чес­кой проб­ле­мати­ки. Пе­ресе­чение этой гра­ницы чре­вато зат­рудни­тель­ным по­ложе­ни­ем, в ко­торое по­пада­ет здесь врач, нап­ри­мер как че­ловек, ко­торый на воп­рос сво­его ре­бен­ка, по­чему бог есть лю­бовь, дал ка­зу­ис­ти­чес­кий от­вет: "Он из­ба­вил те­бя от ко­ри", но не смог ни­чего от­ве­тить на воз­ра­жение ре­бен­ка: "Да, но ведь сна­чала он пос­лал мне корь!"

Бес­си­лие че­лове­чес­ко­го ду­ха при пси­хозе зак­лю­ча­ет­ся в том и со­от­ветс­твен­но ог­ра­ничи­ва­ет­ся тем, что этот дух, рав­но как и его от­но­шение к пси­хозу, не по­луча­ет сво­его вы­раже­ния, зак­лю­ча­ет­ся ли это от­но­шение в соп­ро­тив­ле­нии бо­лез­ни или в при­мире­нии с ней. Эту не­воз­можность про­яв­ле­ния мы не дол­жны, од­на­ко, сме­шивать с не­воз­можностью са­мого от­но­шения. Воз­можность пос­ледне­го сох­ра­ня­ет­ся, и то и де­ло прет­во­ря­ет­ся в дей­стви­тель­ность, бла­года­ря то­му, что мы на­зыва­ем уп­рямс­твом ду­ха. Не кто иной, как ней­роп­си­хи­атр яв­ля­ет­ся зна­током за­коно­мер­ностей пси­хофи­зичес­кой обус­ловлен­ности ду­хов­ной лич­ности, од­на­ко имен­но он ста­новит­ся так­же сви­дете­лем ее уп­рямс­тва.

Че­лове­чес­кий дух обус­ловлен — не ме­нее, но и не бо­лее то­го. Те­ло ни на что не вли­яет, оно лишь обус­ловли­ва­ет, но эта обус­ловлен­ность че­лове­чес­ко­го ду­ха не в пос­леднюю оче­редь сос­то­ит в при­вязан­ности че­лове­чес­ко­го ду­ха к его те­лу. Так на­зыва­емые вне­лич­нос­тные ме­ханиз­мы (В. Е. фон Геб­заттель) ло­кали­зова­ны не в сфе­ре ду­хов­но­го, а в пси­хофи­зичес­ком (в за­виси­мос­ти че­лове­чес­ко­го ду­ха от сох­раннос­ти инс­тру­мен­таль­ной и экс­прес­сивной фун­кции его пси­хофи­зичес­ко­го ор­га­низ­ма). Эта двой­ная фун­кция, на ко­торой це­ликом зиж­дется спо­соб­ность ду­хов­ной лич­ности дей­ство­вать и про­яв­лять се­бя вов­не, мо­жет быть на­руше­на; од­на­ко ду­хов­ная лич­ность вследс­твие это­го еще дол­го не пре­тер­пе­ва­ет раз­ру­шения. Ес­ли на ос­но­вании нес­по­соб­ности ду­хов­ной лич­ности вы­разить се­бя и свое от­но­шение к пси­хозу сде­лать вы­вод о ее нес­по­соб­ности во­об­ще про­тивос­то­ять пси­хозу, то этот вы­вод бу­дет лож­ным. Так или ина­че, пусть это от­но­шение весь­ма дис­крет­но и скры­то от на­ших глаз, оно от это­го не ис­че­за­ет, прос­то че­ловек не­сет и тер­пит свои стра­дания мол­ча.

При этом, как и преж­де, са­мо со­бой ра­зуме­ет­ся, что хо­рошо фун­кци­они­ру­ющий пси­хофи­зичес­кий ор­га­низм яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем раз­ви­тия че­лове­чес­кой ду­хов­ности. Важ­но лишь не за­быть, что пси­хофи­зичес­кое, как бы оно ни обус­ловли­вало та­кую ду­хов­ность, не мо­жет на что-ли­бо воз­дей­ство­вать, не мо­жет по­родить эту ду­хов­ность, что би­ос не вли­яет на ло­гос, так же как фю­зис или со­ма на пси­хе, а лишь обус­ловли­ва­ет его [3, с. 39]. Кро­ме то­го, нель­зя упус­тить из ви­ду, что по­ража­юще­му воз­дей­ствию ти­па пси­хоти­чес­ко­го за­боле­вания под­верга­ет­ся всег­да толь­ко лишь пси­хофи­зичес­кий ор­га­низм, ведь лич­ность, бу­дучи ду­хов­ной, на­ходит­ся вне здо­ровья и бо­лез­ни. Все же на­руше­ние пси­хофи­зичес­кой фун­кции ска­зыва­ет­ся в том, что сто­ящая за пси­хофи­зичес­ким ор­га­низ­мом и в оп­ре­делен­ном смыс­ле над ним ду­хов­ная лич­ность не мо­жет по­лучить внеш­нее про­яв­ле­ние, вы­разить се­бя вов­не. Пси­хоз оз­на­ча­ет для лич­ности имен­но это — не боль­ше и не мень­ше.

По­ка я не мо­гу об­на­ружить в че­лове­ке ду­хов­ную лич­ность в свя­зи с тем, что в ус­ло­ви­ях пси­хоза она за­бар­ри­кади­рова­на и скры­та от мо­их глаз, я, ес­тес­твен­но, не мо­гу и те­рапев­ти­чес­ки на нее воз­дей­ство­вать, и мое об­ра­щение дол­жно по­тер­петь не­уда­чу. От­сю­да сле­ду­ет, что ло­готе­рапев­ти­чес­кий под­ход го­дит­ся при пси­хозах лишь лег­кой и сред­ней кли­ничес­кой тя­жес­ти [4].

Ло­готе­рапия при пси­хозах (ло­готе­рапии пси­хозов не су­щес­тву­ет) яв­ля­ет­ся, в сущ­ности, те­рапи­ей здо­ровых, а имен­но сох­ра­нени­ем у боль­но­го ус­та­нов­ки здо­рово­го че­лове­ка в про­тиво­вес ус­та­нов­ке за­болев­ше­го; ведь здо­ровый не мо­жет за­болеть, а боль­ной не мо­жет быть вы­лечен с по­мощью пси­хоте­рапии (не толь­ко ло­готе­рапии!), а дос­ту­пен лишь со­мато­тера­пии.

Итак, ока­зыва­ет­ся, что судь­ба, име­ну­емая пси­хозом, уже сло­жилась, ведь лич­ность всег­да при­нима­ет в ней учас­тие, лич­ность всег­да в этом за­меша­на, она ока­зыва­ет воз­дей­ствие на раз­ви­тие про­яв­ле­ний бо­лез­ни. Ведь бо­лезнь слу­ча­ет­ся с че­лове­ком. Жи­вот­ное бы обя­затель­но впа­ло в бо­лез­ненную аф­фектив­ность и не­из­бежно дей­ство­вало бы под вли­яни­ем бо­лез­ненной им­пуль­сив­ности. Лишь че­ловек мо­жет про­тивос­то­ять все­му это­му. И об­ра­тите вни­мание: он всег­да это­му про­тивос­то­ял, од­на­ко, не от­да­вая се­бе ни в ма­лей­шей сте­пени сколь­ко-ни­будь соз­на­тель­но­го от­че­та в том, что же про­ис­хо­дит. Од­ним сло­вом, стол­кно­вение че­лове­чес­ко­го в боль­ном и бо­лез­ненно­го в че­лове­ке про­тека­ет по­мимо реф­лексии, в им­пли­цит­ной фор­ме. Это мол­ча­ливое стол­кно­вение.

Эту им­пли­цит­ную па­топ­ласти­ку не сле­ду­ет сме­шивать с рас­хо­жим ут­вер­жде­ни­ем, что бред пред­став­ля­ет со­бой пси­хичес­кую ре­ак­цию на со­мати­чес­кий про­цесс. Ведь у нас речь идет не о пси­хичес­ких ре­ак­ци­ях, а о ду­хов­ных ак­тах, а имен­но лич­нос­тной ус­та­нов­ке по от­но­шению к пси­хозу.

Вы­явить в пси­хозе лич­нос­тное и дать ему про­явить­ся — за­дача эк­зистен­ци­аль­но­го ана­лиза. Этот ана­лиз стре­мит­ся сквозь кли­ничес­кий слу­чай раз­гля­деть че­лове­ка, раз­дви­нуть рам­ки кар­ти­ны бо­лез­ни до кар­ти­ны че­лове­ка. Ведь кар­ти­на бо­лез­ни — это лишь шарж, тень собс­твен­но че­лове­ка, его прос­тая про­ек­ция на уро­вень кли­ничес­ких про­яв­ле­ний, про­ек­ция из из­ме­рения че­лове­чес­ко­го бы­тия, ко­торое рас­по­ложе­но по ту сто­рону нев­ро­за и пси­хоза, и в этом ме­так­ли­ничес­ком прос­транс­тве эк­зистен­ци­аль­ный ана­лиз прос­ле­жива­ет фе­номе­ны и сим­пто­мы нев­ро­тичес­ких и пси­хоти­чес­ких за­боле­ваний. В этом прос­транс­тве он об­на­ружи­ва­ет нев­ре­димую и не­уяз­ви­мую че­ловеч­ность. Ес­ли бы об­сто­яло ина­че, то не сто­ило бы быть пси­хи­ат­ром ни ра­ди ис­порчен­но­го "пси­хичес­ко­го ме­ханиз­ма", ни ра­ди раз­ру­шен­но­го ду­шев­но­го "ап­па­рата", ни ра­ди сло­ман­ной ма­шины, — лишь ра­ди че­лове­чес­ко­го в боль­ном, ко­торое скры­ва­ет­ся за всем этим, и ра­ди ду­хов­но­го в че­лове­ке, ко­торое воз­вы­ша­ет­ся над всем этим, сто­ит быть пси­хи­ат­ром.

Эк­зистен­ци­аль­ный ана­лиз рас­простра­ня­ет­ся на че­лове­ка во всей его це­лос­тнос­ти, ко­торая но­сит не толь­ко пси­хофи­зичес­ки-ор­га­низ­ми­чес­кий, но и ду­хов­но-лич­нос­тный ха­рак­тер. И он был бы нас­то­ящей глу­бин­ной пси­холо­ги­ей, пос­коль­ку он опус­ка­ет­ся не толь­ко до бес­созна­тель­ных вле­чений, но и до ду­хов­но­го бес­созна­тель­но­го. Или же мы мо­жем, на­обо­рот, рас­смат­ри­вать ду­хов­ное в че­лове­ке как выс­шее из­ме­рение, в про­тиво­полож­ность пси­хофи­зичес­ко­му уров­ню. И тог­да мы сог­ла­сим­ся, что эк­зистен­ци­аль­ный ана­лиз есть неч­то про­тиво­полож­ное так на­зыва­емой (на­зыва­ющей се­бя так) глу­бин­ной пси­холо­гии. Глу­бин­ная пси­холо­гия за­быва­ет, что ее про­тиво­полож­ностью яв­ля­ет­ся не по­вер­хностная, а вер­шинная пси­холо­гия. Мы, впро­чем, не нас­толь­ко «вы­соко­мер­ны», поль­зу­ясь этим вы­раже­ни­ем. Оно при­мени­мо к лю­бой пси­холо­гии, ко­торая в сво­ем кли­ничес­ком прак­ти­чес­ком при­ложе­нии не за­быва­ет за со­мати­чес­ким и пси­хичес­ким в че­лове­ке так­же ду­хов­ное в нем и стре­мит­ся быть пси­хоте­рапи­ей ду­ха и в этом смыс­ле зна­ет о су­щес­тво­вании ду­хов­но­го из­ме­рения — выс­ше­го из­ме­рения че­лове­чес­ко­го бы­тия. Глу­бин­ная пси­холо­гия в чес­ти, но "лишь вер­ши­на че­лове­ка — это че­ловек" (Па­рацельс).

Се­год­няшний че­ловек, од­на­ко, ду­хов­но пре­сыщен, и это ду­хов­ное пре­сыще­ние сос­тавля­ет сущ­ность сов­ре­мен­но­го ни­гилиз­ма.

С ду­хов­ным пре­сыще­ни­ем бо­рет­ся кол­лектив­ная пси­хоте­рапия. Фрейд од­нажды ска­зал, что че­лове­чес­тву бы­ло из­вес­тно, что оно об­ла­да­ет ду­хом, а ему приш­лось по­казать че­лове­чес­тву, что у не­го есть вле­чения. Од­на­ко се­год­ня, по-ви­димо­му, де­ло ско­рее опять в том, что­бы при­дать че­лове­ку му­жес­тво ду­хов­но жить, что­бы на­пом­нить ему, что у не­го есть дух, что он ду­хов­ное су­щес­тво. И пси­хоте­рапия, осо­бен­но при­нимая во вни­мание кол­лектив­ные нев­ро­зы, дол­жна са­ма об этом пом­нить!

 

Date: 2015-06-08; view: 451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию