Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вле­чение и смысл





Вто­рым у­яз­ви­мым мес­том ан­тро­поло­гии с ис­клю­читель­но пси­ходи­нами­чес­кой и пси­хоге­нети­чес­кой од­носто­рон­ней ори­ен­та­ци­ей, на­ряду с пос­ту­лиро­вани­ем стрем­ле­ния к нас­лажде­нию вмес­то стрем­ле­ния к цен­ностям, в дей­стви­тель­нос­ти свой­ствен­но­го че­лове­ку, яв­ля­ет­ся при­нятие нап­равлен­ности че­лове­ка на смысл за де­тер­ми­ниро­ван­ность его по­веде­ния вле­чени­ями. С точ­ки зре­ния эк­зистен­ци­аль­но­го ана­лиза пе­ред же­лани­ем сто­ит осоз­нанный долг, а с точ­ки зре­ния пси­ходи­нами­ки за осоз­нанным же­лани­ем сто­ит не­осоз­на­ва­емая не­об­хо­димость. С точ­ки зре­ния эк­зистен­ци­аль­но­го ана­лиза че­ловек сто­ит пе­ред ли­цом цен­ностей, а с точ­ки зре­ния пси­ходи­нами­ки за его спи­ной сто­ят вле­чения, "Оно". Лю­бая энер­гия с точ­ки зре­ния пси­ходи­нами­ки — это энер­гия вле­чений, по­буди­тель­ная си­ла; лю­бая си­ла — это внут­ренняя си­ла.

В дей­стви­тель­нос­ти, од­на­ко, че­лове­ка не по­буж­да­ют вле­чения, а при­тяги­ва­ют цен­ности. Лишь на­силие над язы­ком до­пус­ка­ет при­мени­тель­но к цен­ностям та­кие вы­раже­ния, как "вле­комый" или "дви­жимый" ими. Цен­ности не тол­ка­ют ме­ня, а при­тяги­ва­ют. Я вы­бираю сво­боду и от­ветс­твен­ность ра­ди осу­щест­вле­ния цен­ностей, я ре­ша­юсь на осу­щест­вле­ние цен­ностей, я от­кры­ваю се­бя ми­ру цен­ностей, но вле­чение, внут­ренняя по­буди­тель­ная си­ла здесь ни при чем. Ко­неч­но, не толь­ко пси­хичес­кое, но и ду­хов­ное име­ет свою ди­нами­ку; эта ди­нами­ка ос­но­выва­ет­ся, од­на­ко, не на по­буж­де­нии вле­чений, а на стрем­ле­нии к цен­ностям. Это ду­хов­ное стрем­ле­ние к смыс­лу вклю­ча­ет в се­бя на пси­хичес­ком уров­не вле­чения как ис­точник энер­гии.

По­пыта­ем­ся с по­мощью срав­не­ния по­яс­нить, ка­кую ошиб­ку де­ла­ет пси­ходи­нами­ка в от­но­шении энер­гии вле­чений, пи­та­ющей — но не бо­лее чем пи­та­ющей — ду­хов­ную жизнь. Ка­ким ви­дит го­род чис­тиль­щик сто­ков? Он не ви­дит ни­чего, кро­ме во­доп­ро­вод­ных и га­зовых труб, а так­же элек­три­чес­ких ка­белей. Это все, что он ви­дит в го­роде, по­ка он на­ходит­ся в ка­нали­заци­он­ной сис­те­ме, пе­реме­ща­ет­ся в "го­род­ском чре­ве" лишь сре­ди энер­го­носи­телей, пи­та­ющих куль­тур­ную жизнь го­рода. Но куль­тур­ная жизнь не сос­то­ит из га­за, во­ды и элек­три­чес­ко­го то­ка.

Пси­ходи­намик так­же ви­дит толь­ко "чре­во", толь­ко пси­хичес­кий фун­да­мент ду­хов­ной жиз­ни. Он ви­дит лишь ди­нами­ку аф­фекта (стрем­ле­ние к нас­лажде­нию!) и энер­ге­тику вле­чений (по­буди­тель­ную си­лу!). Но ду­хов­ная жизнь не сос­то­ит из нас­лажде­ния и вле­чения, ко­торые не яв­ля­ют­ся тем, что по-нас­то­яще­му су­щес­твен­но для че­лове­ка.

То, что по-нас­то­яще­му су­щес­твен­но, все-та­ки мол­ча­ливо под­ра­зуме­ва­ет­ся да­же пси­хо­ана­лити­ком. Ведь в той ме­ре, в ка­кой пси­ходи­нами­чес­кое вме­шатель­ство в кон­крет­ном слу­чае ока­зыва­ет­ся по-нас­то­яще­му дей­ствен­ным, это со­вер­ша­ет­ся об­ходным пу­тем пос­редс­твом эк­зистен­ци­аль­ной пе­рес­трой­ки, на ос­но­ве эк­зистен­ци­аль­но­го пе­рево­рота. Ведь пси­ходи­намик ни­ког­да не яв­ля­ет­ся толь­ко лишь пси­ходи­нами­ком — он всег­да еще и че­ловек.

Вы­ше го­вори­лось, что с пси­ходи­нами­чес­кой точ­ки зре­ния за осоз­нанным же­лани­ем сто­ит не­осоз­нанная не­об­хо­димость. В этом смыс­ле це­ли, ко­торые ста­вит се­бе "Я", яв­ля­ют­ся лишь средс­тва­ми дос­ти­жения це­лей, ко­торые ре­али­зу­ет "Оно", при­чем ре­али­зу­ет за спи­ной "Я", че­рез его го­лову. Все че­лове­чес­кие мо­тивы не­из­бежно выг­ля­дят в та­ком све­те не­нас­то­ящи­ми, да и че­ловек в це­лом пред­ста­ет нев­заправ­дашним. Все куль­тур­ные ус­трем­ле­ния, будь они те­оре­тичес­кой или прак­ти­чес­кой, эс­те­тичес­кой, эти­чес­кой или ре­лиги­оз­ной при­роды, од­ним сло­вом, все ду­хов­ные ус­трем­ле­ния выг­ля­дят прос­той суб­ли­маци­ей.

Ес­ли они дей­стви­тель­но суб­ли­мация и нич­то иное, тог­да ду­хов­ное в че­лове­ке — это все­го лишь ложь, са­мо­об­ман. Для пси­ходи­нами­ки за всем кро­ет­ся что-то еще; от­сю­да и про­ис­хо­дит стрем­ле­ние пси­ходи­нами­ки к ра­зоб­ла­чени­ям. В сущ­ности, это "ра­зоб­ла­ча­ющая" пси­хоте­рапия.

Ра­зоб­ла­чение не­ис­тинно­го дол­жно ос­та­вать­ся средс­твом для то­го, что­бы на рас­чи­щен­ном мес­те бы­ло луч­ше вид­но ис­тинное. Ес­ли же ра­зоб­ла­чение ста­новит­ся са­моцелью и не ос­та­нав­ли­ва­ет­ся ни пе­ред чем, да­же пе­ред ис­тинным, то оно ока­зыва­ет­ся на са­мом де­ле вов­се не са­моцелью, а так­же лишь средс­твом, ко­торое слу­жит нап­равлен­ности пси­холо­га на обес­це­нива­ние то­го, с чем он име­ет де­ло. В этом про­яв­ля­ет­ся ци­нич­ная, ни­гилис­ти­чес­кая ус­та­нов­ка. Пе­ред чем че­ловек не­сет от­ветс­твен­ность

Вы­ше речь шла о том, что от­ветс­твен­ность, ко­торую эк­зистен­ци­аль­ный ана­лиз по­меща­ет как раз в центр сво­его по­ля зре­ния, не сво­дит­ся к прос­той сво­боде пос­толь­ку, пос­коль­ку от­ветс­твен­ность всег­да вклю­ча­ет в се­бя то, за что че­ловек каж­дый раз не­сет от­ветс­твен­ность. Как вы­яс­ня­ет­ся, от­ветс­твен­ность под­ра­зуме­ва­ет (так­же в от­ли­чие от прос­той сво­боды) еще что-то сверх то­го, а имен­но то, пе­ред чем че­ловек не­сет от­ветс­твен­ность. По­ка же, од­на­ко, мы сто­им пе­ред воп­ро­сом, со­дер­жится ли во­об­ще в че­лове­чес­кой от­ветс­твен­ности это "пе­ред чем". По­ка я не вклю­чил в рас­смот­ре­ние "пе­ред чем" че­лове­чес­кой от­ветс­твен­ности, я имею пра­во го­ворить лишь то, что дан­ный че­ловек в сос­то­янии от­ве­чать за свои пос­тупки, что ему мо­жет быть что-то вме­нено в от­ветс­твен­ность, но не то, что он от­ветс­твен за них; ведь от­ветс­твен­ность че­ловек всег­да не­сет не толь­ко за что-то, но и пе­ред чем-то. То, пе­ред чем че­ловек не­сет от­ветс­твен­ность

Речь идет о со­вес­ти. Про­еци­ру­ясь из но­оло­гичес­ко­го в пси­холо­гичес­кое из­ме­рение, со­весть от­ра­жа­ет­ся в ви­де "сверх-Я"; "сверх-Я", од­на­ко, — это "не бо­лее чем" ин­тро­еци­рован­ный об­раз от­ца, а бог — "не бо­лее чем" про­ек­ция "сверх-Я". Во­ис­ти­ну мюн­хга­узе­нов­ская си­ту­ация: "Я" вы­тас­ки­ва­ет се­бя за ше­велю­ру "сверх-Я" из бо­лота "Оно". Та­ким об­ра­зом, пси­ходи­нами­ка, с од­ной сто­роны, за­меня­ет эк­зистен­ци­аль­ность фак­тичностью, а с дру­гой — от­ри­ца­ет тран­сцен­денталь­ность, нап­равлен­ность и на­целен­ность на тран­сцен­денцию.

От­ветс­твен­ность при­над­ле­жит к нес­во­димым и не­выво­димым фе­номе­нам че­лове­ка. По­доб­но ду­хов­ности и сво­боде, она яв­ля­ет­ся пер­вичным фе­номе­ном, а ни­как не эпи­фено­меном. Тем не ме­нее, пси­ходи­нами­ка пы­та­ет­ся свес­ти пер­вичные фе­номе­ны к вле­чени­ям, а пси­хоге­нети­ка — вы­вес­ти их из вле­чений, как буд­то мож­но не толь­ко вы­вес­ти "Я" из "Оно", но и свес­ти "сверх-Я" к "Я". Та­ким об­ра­зом, сна­чала во­ля вы­водит­ся из вле­чений, же­лание из не­об­хо­димос­ти, и за­тем долг из же­лания, не учи­тывая при этом, что со­весть апел­ли­ру­ет к че­му-то, что боль­ше и вы­ше че­лове­ка.

Он­то­логи­чес­ки долг пред­ле­жит же­ланию. Ведь я мо­гу дать от­вет лишь в том слу­чае, ес­ли мне был за­дан воп­рос. И вся­кий от­вет име­ет свое "на что", и это "на что" дол­жно су­щес­тво­вать рань­ше, чем сам от­вет, так и "пе­ред чем" лю­бой от­ветс­твен­ности пред­шес­тву­ет са­мой от­ветс­твен­ности [1, с. 84].

Са­ма по се­бе струк­ту­ра, ос­но­ван­ная на вле­чени­ях, ни­ког­да не смо­жет зас­та­вить дру­гую струк­ту­ру, ос­но­ван­ную на вле­чени­ях, из­ме­нить­ся и за­дать се­бе иные объ­ек­ты и це­ли вле­чения. Это, од­на­ко, не ис­клю­ча­ет то­го, что в лю­бое стрем­ле­ние к цен­ности всег­да встро­ены вле­чения; как уже го­вори­лось, вле­чения вхо­дят в стрем­ле­ние к цен­ности как его энер­ге­тичес­кий ис­точник. Мож­но ли пред­ста­вить се­бе с чис­то би­оло­гичес­кой точ­ки зре­ния та­кую энер­гию вле­чения, ко­торая бы при­води­лась в дей­ствие с целью ог­ра­ниче­ния вле­чений? То, что при­водит ее в дей­ствие, са­мо не мо­жет быть вы­веде­но из вле­чений [1, с. 83].

Ин­стан­ция, уп­равля­ющая вле­чени­ями, на­личие ко­торой хоть и мол­ча­ливо, но все же под­ра­зуме­ва­ет­ся в пси­ходи­нами­чес­ком под­хо­де, яв­ля­ет­ся из­на­чаль­ным об­ра­зова­ни­ем. А. Пор­тман без оби­няков ут­вер­жда­ет: "В про­цес­се на­шего раз­ви­тия нет та­кой ста­дии, на ко­торой бы те приз­на­ки, ко­торые мы на­зыва­ем "ду­хов­ны­ми", по­яв­ля­лись бы с за­поз­да­ни­ем" [13]. Та­ким об­ра­зом, кон­сти­ту­иру­ющая че­лове­ка ду­хов­ность при­суща ему би­оло­гичес­ки и да­же ана­томи­чес­ки — сво­бода и ду­хов­ность, ле­жащие в ос­но­ве все­го че­лове­чес­ко­го. Об­ра­тим­ся еще раз к А. Пор­тма­ну: "Че­ловек — это осо­бое су­щес­тво, ко­торо­му свой­ствен­на пос­то­ян­ная сво­бода при­нятия ре­шения, нев­зи­рая на лю­бые жиз­ненные об­сто­ятель­ства. Эта сво­бода вклю­ча­ет в се­бя воз­можность быть как не­чело­веком, так и свя­тым" [13, с. 63].

Че­лове­ком не обя­затель­но дви­жет "Оно" — им мо­жет дви­гать и "сверх-Я", при­чем в этом слу­чае че­ловек ос­та­ет­ся лишь дви­жимым, он не ста­новит­ся при­нима­ющим ре­шения, тем бо­лее нравс­твен­ные. Че­ловек, при­нима­ющий дей­стви­тель­но нравс­твен­ные ре­шения, де­ла­ет это не для то­го, что­бы ус­по­ко­ить уг­ры­зения со­вес­ти сво­его "сверх-Я".

Не су­щес­тву­ет мо­раль­но­го вле­чения, по­доб­но­го сек­су­аль­но­му; ведь моя нравс­твен­ная со­весть — это не то, что вле­чет ме­ня, а то, пе­ред ли­цом че­го я при­нимаю ре­шения.

Нель­зя, на­конец, обой­ти воп­рос, мо­жет ли в са­мом де­ле че­ловек быть от­ветс­твен­ным пе­ред чем-то и не яв­ля­ет­ся ли от­ветс­твен­ность всег­да от­ветс­твен­ностью пе­ред кем-то. Тот, пе­ред кем че­ловек не­сет от­ветс­твен­ность

Для объ­яс­не­ния че­лове­чес­кой сво­боды дос­та­точ­но од­ной эк­зистен­ци­аль­нос­ти, для объ­яс­не­ния же че­лове­чес­кой от­ветс­твен­ности я дол­жен об­ра­тить­ся к тран­сцен­денталь­нос­ти со­вес­ти.

Ин­стан­ция, пе­ред ко­торой мы не­сем от­ветс­твен­ность, — это со­весть. Ес­ли ди­алог с мо­ей со­вестью — это нас­то­ящий ди­алог, то есть не прос­то раз­го­вор с са­мим со­бой, то вста­ет воп­рос, яв­ля­ет­ся ли со­весть все-та­ки пос­ледней или же лишь пред­послед­ней ин­стан­ци­ей. Пос­леднее "пе­ред чем" ока­зыва­ет­ся воз­можным вы­яс­нить пу­тем бо­лее прис­таль­но­го и под­робно­го фе­номе­ноло­гичес­ко­го ана­лиза, и "неч­то" прев­ра­ща­ет­ся в "нек­то" — ин­стан­цию, име­ющую об­лик лич­ности. Бо­лее то­го — это сво­еоб­разная свер­хлич­ность. Мы дол­жны стать пос­ледни­ми, кто не ре­шал­ся наз­вать эту ин­стан­цию, эту свер­хлич­ность тем име­нем, ко­торое ей да­ло че­лове­чес­тво: бог.

Мы го­ворим здесь о свер­хлич­ности так, как ес­ли бы мож­но бы­ло го­ворить о ней в сред­нем ро­де. Од­на­ко тем са­мым мы прев­ра­ща­ем ее в вещь. На са­мом же де­ле о бо­ге нель­зя го­ворить как о ве­щи, как о чем-то и да­же, по­жалуй, как о ком-то. Мож­но го­ворить лишь с ним как с кем-то, как с со­бесед­ни­ком, с не­ким "Ты".

За че­лове­чес­ким "сверх-Я" сто­ит бо­жес­твен­ное "Ты": со­весть — это тран­сцен­ден­тное "Ты" [1, с. 85].

По­доб­но то­му, как у че­лове­ка име­ет­ся ме­тафи­зичес­кая пот­ребность, ему свой­ствен­на и сим­во­личес­кая пот­ребность. Нас­коль­ко эта врож­денная сим­во­личес­кая пот­ребность глу­боко уко­рене­на и зак­репле­на, мы ви­дим в пов­седнев­ной жиз­ни обыч­но­го че­лове­ка. Ежед­невно и еже­час­но он де­ла­ет сим­во­личес­кие жес­ты — ког­да он при­ветс­тву­ет ко­го-то или ког­да он же­ла­ет что-то ко­му-то. С ра­ци­она­лис­ти­чес­кой, ути­лита­рист­ской точ­ки зре­ния все эти сим­во­личес­кие жес­ты аб­со­лют­но бес­смыс­ленны, пос­коль­ку они бес­по­лез­ны и бес­цель­ны. На са­мом де­ле они от­нюдь не бес­смыс­ленны: они прос­то бес­по­лез­ны и бес­цель­ны или, луч­ше ска­зать, прос­то не слу­жат ка­кой-ли­бо це­ли [8, с. 110].

Вспом­ним сло­ва Пас­ка­ля: у сер­дца есть свои ре­зоны, не­ведо­мые рас­судку, ре­зоны, не­дос­тупные ра­ци­она­лиз­му и ути­лита­риз­му.

Дей­ствие сим­во­ла мож­но срав­нить с эф­фектом пер­спек­ти­вы. По­доб­но то­му как пер­спек­ти­ва средс­тва­ми вто­рого из­ме­рения вы­ража­ет третье, поз­во­ля­ет в плос­кости уви­деть прос­транс­тво, так и сим­во­личес­кий об­раз де­ла­ет не­пос­ти­жимое дос­тупным и по­нят­ным. Не­об­хо­димо толь­ко осоз­на­вать, что при­веден­ная толь­ко что ана­логия меж­ду пер­спек­ти­вой и сим­во­личес­ким об­ра­зом са­ма яв­ля­ет­ся все­го лишь сим­во­личес­ким об­ра­зом. По­это­му Яс­перс был прав и рас­ста­вил все точ­ки над "i" по это­му по­воду, ког­да он ска­зал, что са­мо по­нятие сим­во­ла — это все­го лишь сим­вол [8, с. 109].

Че­рез им­ма­нен­тное со­дер­жа­ние сим­во­ла тран­сцен­ден­тный объ­ект при­об­ре­та­ет все но­вую и но­вую нап­равлен­ность. Единс­твен­ным ус­ло­ви­ем яв­ля­ет­ся про­ница­емость это­го им­ма­нен­тно­го со­дер­жа­ния, че­рез ко­торое тран­сцен­ден­тный объ­ект дол­жен быть ви­ден. Что­бы сим­вол сох­ра­нял эту свою проз­рачность, он ни­ког­да не дол­жен по­нимать­ся бук­валь­но и дос­ловно. Лишь ког­да на не­го нап­равля­ет­ся свет ин­тенци­ональ­но­го ак­та, в нем вспы­хива­ет тран­сцен­ден­тное. Вся­кий раз в но­вом ак­те про­ис­хо­дит ов­ла­дение сим­во­лом.

Аб­со­лют­ное пос­ти­га­ет­ся не "с по­мощью" сим­во­ла, а "в" сим­во­ле. Это мож­но по­яс­нить сле­ду­ющим при­мером: мы не в сос­то­янии уви­деть не­бо, да­же ес­ли ос­ве­тим его мощ­ней­шим про­жек­то­ром. Ес­ли при этом мы ви­дим, нап­ри­мер, об­ла­ка, то это до­казы­ва­ет лишь, что то, что мы ви­дим, — это как раз не не­бо. И вмес­те с тем имен­но ви­димые об­ла­ка яв­ля­ют­ся сим­во­лом не­види­мого не­ба [8, с. 109]. Ес­ли ин­тенция не идет даль­ше ви­димо­го сим­во­ла, то она не дос­ти­га­ет нез­ри­мой тран­сцен­денталь­нос­ти. Та­ким об­ра­зом, сим­вол всег­да пре­быва­ет в не­оп­ре­делен­ности: он всег­да неч­то мень­шее, чем та вещь, ко­торую он сим­во­лизи­ру­ет, но при этом боль­ше, чем прос­то ее об­раз. Ес­ли мо­жет быть спра­вед­ли­во ут­вер­жде­ние Кла­геса о "ре­аль­нос­ти об­ра­зов", то оно от­но­сит­ся к сим­во­лу, но лишь пос­толь­ку, пос­коль­ку (ре­аль­ный) сим­вол яв­ля­ет­ся сим­во­лом не­ко­ей выс­шей ре­аль­нос­ти. Ес­ли бы он был прос­то об­ра­зом, то он не мог бы об­ла­дать той же сте­пенью ре­аль­нос­ти, что и сам сим­во­лизи­ру­емый пред­мет. С точ­ки зре­ния эк­зистен­ци­аль­но­го ана­лиза бог ни­ко­им об­ра­зом не яв­ля­ет­ся об­ра­зом от­ца. Ско­рее на­обо­рот: отец — это, мож­но ска­зать, пер­вый кон­крет­ный об­раз бо­га, скла­дыва­ющий­ся у ре­бен­ка.

Отец не яв­ля­ет­ся для нас про­об­ра­зом все­го бо­жес­ко­го, ско­рее вер­но пря­мо про­тиво­полож­ное: бог — это про­об­раз от­цовс­тва. Толь­ко он­то­гене­тичес­ки, би­оло­гичес­ки, би­ог­ра­фичес­ки отец пер­ви­чен; он­то­логи­чес­ки же пер­ви­чен бог. Хо­тя пси­холо­гичес­ки от­но­шение ре­бенок — отец пред­шес­тву­ет от­но­шению че­ловек — бог, он­то­логи­чес­ки пер­вое от­но­шение яв­ля­ет­ся не об­разцом, а от­ра­жени­ем.

Что сле­ду­ет из то­го, что бог выс­ту­па­ет как не­види­мый сви­детель и наб­лю­датель? Ак­тер, сто­ящий на под­мос­тках, точ­но так же не ви­дит тех, пе­ред кем он иг­ра­ет; его ос­лепля­ет свет со­фитов и рам­пы, а зри­тель­ный зал пог­ру­жен в тем­но­ту. Тем не ме­нее, ак­тер зна­ет, что там, в тем­ном за­ле, си­дят зри­тели, что он иг­ра­ет пе­ред кем-то. Точ­но так же об­сто­ит де­ло с че­лове­ком: выс­ту­пая на под­мос­тках жиз­ни и ос­леплен­ный свер­ка­ющей на пе­ред­нем пла­не пов­седнев­ностью, он все же муд­ростью сво­его сер­дца вся­кий раз уга­дыва­ет при­сутс­твие ве­лико­го; хоть и нез­ри­мого наб­лю­дате­ля, пе­ред ко­торым он от­ве­ча­ет за тре­бу­юще­еся от не­го осу­щест­вле­ние его лич­но­го кон­крет­но­го смыс­ла жиз­ни.

То, что нравс­твен­ность че­лове­ка мо­жет им са­мим не осоз­на­вать­ся, из­вес­тно еще со вре­мен Фрей­да, ска­зав­ше­го од­нажды, что че­ловек час­то не толь­ко го­раз­до без­нравс­твен­нее, чем он ду­ма­ет, но и го­раз­до нравс­твен­нее, чем он по­лага­ет. Эк­зистен­ци­аль­ный ана­лиз де­ла­ет лишь сле­ду­ющий шаг, от­ста­ивая ту точ­ку зре­ния, что че­ловек час­то го­раз­до бо­лее ре­лиги­озен, чем он сам по­доз­ре­ва­ет. Не на­до толь­ко ста­вить эту не­осоз­на­ва­емую ре­лиги­оз­ность в один ряд с вы­тес­ненной сек­су­аль­ностью или, как это сде­лал од­нажды один из уче­ников Юн­га, го­ворить о ре­лиги­оз­ном вле­чении на­ряду с аг­рессив­ным.

Мы ска­зали, что че­ловек не­ред­ко бо­лее ре­лиги­озен, чем он по­доз­ре­ва­ет. Час­то эта под­созна­тель­ная ве­ра выс­ту­па­ет как вы­тес­ненная ре­лиги­оз­ность; с не мень­шим пра­вом, од­на­ко, ее мож­но наз­вать стыд­ли­вой ре­лиги­оз­ностью. Ведь се­год­няшний ин­теллек­ту­ал, вос­пи­тан­ный в тра­дици­ях на­тура­лиз­ма, на­тура­лис­ти­чес­ко­го об­ра­за ми­ра и че­лове­ка, скло­нен сты­дить­ся сво­их ре­лиги­оз­ных чувств.

Та­кая ли­бо вы­тес­ненная, ли­бо осоз­нанная, но стыд­ли­вая ре­лиги­оз­ность не нуж­да­ет­ся в об­ра­щении к ка­ким-ли­бо ар­хе­типам для объ­яс­не­ния. Ведь об­щность со­дер­жа­ния (пред­став­ле­ния о бо­ге) оп­ре­деля­ет­ся не сходс­твом оп­ре­делен­ных форм (мы име­ем в ви­ду ар­хе­типы), а тож­дес­твом объ­ек­та (то есть бо­га). Ни­кому, в кон­це кон­цов, не при­дет в го­лову при ви­де нес­коль­ких по­хожих фо­тог­ра­фий ут­вер­ждать, что это от­пе­чат­ки с од­но­го и то­го же не­гати­ва: ведь и не­гати­вы схо­жи меж­ду со­бой или да­же оди­нако­вы лишь пос­толь­ку, пос­коль­ку на них сни­мал­ся один и тот же объ­ект.

Ли­тера­тура

[1]. V.E.Frankl. Der unbewuBte Gotf, Wien, 1948, S. 37–47.

[2]. V.E.Frankl. Die Psychotherapie in der Praxis. Eine kasuistische Einfuhrung fur Arzte. Wien, 1947.

[3]. V.E.Frankl. Der unbedingte Mensch. Metaklinische Vorlesungen. Wien, 1949, S. 53.

[4]. V.E.Frankl. Psychagogische Betreuung endogen Depressiver. — In: Theorie und Therapie der Neurosen. Einfuhrung in Logotherapie und Exis-tenzanalyse5. Munchen/Basel, 1983, S. 67 ft.

[5]. V.E.Frankl. Logos und Existenz. Wien, 1951, S. 70.

[6]. V. E. Frankl. Theorie und Therapie der Neurosen. Einfuhrung in Logotherapie und Existenzanalyse. Wien, 1956, S. 23.

[7]. American Journal of Psychiatry 110 (1954), p. 733.

[8]. V.E.Frankl. Homo patiens. Wien, 1950, S. 36–37.

[9]. Sozialarztliche Rundschau 3 [1933], S. 43.

[10]. Psychologische Rundschau. Band VIII/1, 1956.

[11]. G. Allport. Becoming. Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven, 1955, S. 48–49.

[12]. A.Gehlen. Die Seele im technischen Zeitalter. Sozialpsychologische Probleme in der industriellen Gesellschaft. Hamburg, 1957, S. 101–102.

[13]. A.Portmann. Biologic und Geist. Zurich, 1956, S. 36.

 

При­меча­ния

1. См. "мыс­ля­щая вещь (!)" Де­кар­та.

2. Са­мопоз­на­ние эк­зистен­ции яв­ля­ет­ся не сво­димым ни к че­му пра-фе­номе­ном. Эк­зистен­ция мо­жет поз­на­вать са­ма се­бя, но не свое собс­твен­ное са­мопоз­на­ние. Поз­на­ние это­го пос­ледне­го — так ска­зать, са­мопоз­на­ние в квад­ра­те — дол­жно раз­во­рачи­вать­ся в выс­шем из­ме­рении по от­но­шению к ис­ходно­му са­мопоз­на­нию.

3. См. при­ложе­ние "Пси­хоте­рапия, ис­кусс­тво и ре­лигия" в [2].

4. Дух де­ла­ет пси­хофи­зичес­кое инс­тру­мен­том; ду­хов­ная лич­ность ор­га­низу­ет пси­хофи­зичес­кий ор­га­низм. Лишь тог­да она де­ла­ет его "сво­им", ког­да прев­ра­ща­ет его в ору­дие, в ор­ган, в инс­тру­мент [З].

5. То, что па­раной­яль­ный боль­ной — как в од­ном из­вес­тном нам кон­крет­ном слу­чае — не до­пус­ка­ет, что­бы па­толо­гичес­кая рев­ность до­вела его до убий­ства, а вмес­то это­го на­чина­ет ба­ловать и не­жить свою вне­зап­но за­болев­шую же­ну, — это ду­хов­ная пе­рес­трой­ка, ко­торую сле­ду­ет от­нести за счет ду­хов­ной лич­ности, в дан­ном от­но­шении де­ес­по­соб­ной. В этом дос­ти­жении в том, что ма­ния не пов­лекла за со­бой ни­каких пос­ледс­твий, — не в пос­леднюю оче­редь об­на­ружи­ва­ет се­бя уп­рямс­тво ду­ха; в дан­ном слу­чае оно об­на­ружи­ва­ет се­бя толь­ко лишь ис­клю­читель­но в этом, и уж, ко­неч­но, не в рас­смот­ре­нии ма­нии как ма­нии или рев­ности как бо­лез­ни — в так на­зыва­емом про­ник­но­вении в бо­лезнь.

6. Каль­ман об­на­ружил в вы­бор­ке из 2500 близ­не­цовых пар 11 (8 ди-зи­гот­ных и 3 мо­нози­гот­ных), в ко­торых один из близ­не­цов со­вер­шил са­мо­убий­ство (в сред­нем 17 лет на­зад). Ни ра­зу это­го не слу­чилось с обо­ими близ­не­цами. Ис­хо­дя из это­го, а так­же из со­от­ветс­тву­ющей ли­тера­туры, ав­тор де­ла­ет вы­вод, что са­мо­убий­ство обо­их близ­не­цов не встре­ча­ет­ся да­же у тех, кто рос в оди­нако­вой сре­де и об­на­ружи­ва­ет схо­жие осо­бен­ности ха­рак­те­ра и пси­хоти­чес­кие про­яв­ле­ния.

7. То, что мы все вре­мя слы­шим, — это на­ше собс­твен­ное эхо, од­на­ко ра­дар де­монс­три­ру­ет, ка­кое бо­гатс­тво ми­ра от­кры­ва­ет­ся нам, ес­ли пра­виль­но рас­шифро­вать и по­нять эхо.

8. От­каз от лич­ности и эк­зистен­ци­аль­нос­ти в поль­зу фак­ти­чес­кой дан­ности — это epohe эк­зистен­ци­аль­но­го ак­та — яв­ля­ет­ся сущ­нос­тной ха­рак­те­рис­ти­кой нев­ро­за. Внеш­ние об­сто­ятель­ства и внут­ренние сос­то­яния при­об­ре­та­ют "вид коз­ла от­пу­щения, на ко­торо­го пе­рек­ла­дыва­ет­ся ви­на за про­пав­шую жизнь" [9].

9. Те­зис "дей­ствие вы­тека­ет из бы­тия" — это по­лови­на прав­ды; вто­рая ее по­лови­на зву­чит так: "бы­тие вы­тека­ет из дей­ствия".

10. Чис­тая со­весть ни­ког­да не мо­жет быть при­чиной мо­его бла­гопо­лучия, а всег­да лишь его следс­твие. Ко­неч­но, как го­ворит пос­ло­вица, "коль со­весть чис­та, спи спо­кой­но до ут­ра"; тем не ме­нее мы дол­жны ос­те­регать­ся то­го, что­бы сде­лать из мо­рали снот­ворное, а из эти­ки — ус­по­ко­итель­ное. Ду­шев­ный по­кой — это не цель, а следс­твие на­шего эти­чес­ко­го по­веде­ния.

11. Смысл объ­ек­ти­вен по мень­шей ме­ре пос­толь­ку, пос­коль­ку его мож­но "най­ти", но нель­зя "дать". Ана­логич­ным об­ра­зом лишь с объ­ек­тивностью смыс­ла свя­зано то, что его на­до каж­дым раз от­крыть и нель­зя изоб­рести.

12. Не кто иной, как Фрейд, по­нимал пси­хо­ана­лиз имен­но так. "Я ос­та­новил­ся лишь на пер­вом эта­же и под­ва­ле все­го зда­ния", — пи­сал он Люд­ви­гу Бин­сван­ге­ру.

13. Са­мо со­бой ра­зуме­ет­ся, что эк­зистен­ци­аль­ная пе­рес­трой­ка как та­ковая, то есть как эк­зистен­ци­аль­ная, в том ви­де, в ка­ком эк­зистен­ци­аль­ный ана­лиз не­пос­редс­твен­но и це­ленап­равлен­но фик­си­ру­ет ее, по мень­шей ме­ре в та­кой же сте­пени, как и так на­зыва­емый пе­ренос, вы­ходит за рам­ки чис­то ин­теллек­ту­аль­ных, ра­ци­ональ­ных про­цес­сов. Она ко­ренит­ся в эмо­ци­ональ­ном и при­водит в дви­жение то­таль­ные про­яв­ле­ния це­лос­тно­го че­лове­ка.

14. См. у Ар­ноль­да Ге­лена: "Об­рести чувс­тво собс­твен­но­го дос­то­инс­тва, не­об­хо­димое, ког­да че­ловек бе­рет на се­бя от­ветс­твен­ность за де­ло, нель­зя, на­ходясь под вну­шени­ем, что внут­реннее про­думан­ное фор­ми­рова­ние собс­твен­ных мо­тивов — это лишь са­мо­об­ман, за ко­торым скры­ва­ет­ся прос­то це­лесо­об­разный объ­ек­тивный про­цесс, ко­торый и име­ет мес­то "в дей­стви­тель­нос­ти". Это про­цесс об­ре­тения нас­лажде­ния или ка­кой-ли­бо дру­гой це­лесо­об­разный для "Эго" ме­ханизм. Мож­но и не отож­дест­влять се­бя с эти­ми взгля­дами, и при­нимать свои ре­шения всерь­ез… Ведь че­ловек дис­кре­дити­ру­ет се­бя, ес­ли он оп­ре­деля­ет се­бя как лич­ность, осоз­на­ющую се­бя жер­твой са­мо­об­ма­на, в ко­торой "на са­мом де­ле" про­ис­хо­дит неч­то сов­сем иное, осу­щест­вле­нию че­го слу­жит этот са­мо­об­ман" [12].

15. Толь­ко мо­лит­ва мо­жет выс­ве­тить на мгно­вение бо­жес­твен­ное "Ты" — бо­га как "Ты". Это единс­твен­ный акт че­лове­чес­ко­го ду­ха, спо­соб­ный выз­вать при­сутс­твие ***бо­га как "Ты" [8, с. 108].

Date: 2015-06-08; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию