Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект труда в перцептивном мире 2 page





Такие динамические образы следует назвать, строго говоря, стационарными: они представляют собой симультанные, совмещенные во времени отражения положений самолета в небесном пространстве при выполнении пилотажных фигур. Правда, стационарный образ и его графическое выражение могут служить ориентиром для временной развертки симультанно отраженного. Последовательность состояний объекта во времени представлена в них пространственной последовательностью, временная непрерывность - пространственной непрерывностью. Частично временная развертка осуществляется уже при обзоре изображения, через маршруты движения глаз. Само собой разумеется, что данная функция стационарного образа может быть усилена за счет подключения временной координаты. Такой случай имеется, например, в так называемых глиссадах, которые регулярно вычерчиваются диспетчерами, контролирующими движение железнодорожных составов и судов.

Очень часто контролируемый при помощи динамического образа процесс оказывается вариативным: под влиянием возмущающих сил или каких-либо других причин его параметры принимают разные значения, не выходящие за пределы нормы. Для эффективного контроля в подобных случаях формируется обобщающий динамический образ, вбирающий в себя всю сумму нормальных вариаций. Подобные обобщающие образы характеризуют, например, деятельность оператора, следящего при помощи гидролокатора кругового обзора за событиями, которые совершаются в окружающей его водной среде. Каждая из бегущих по экрану локатора кривых представляет собой частный и, строго говоря, неповторимый случай. Однако опытный оператор благодаря наличию у него некоторого количества хорошо сформированных обобщающих образов безошибочно опознает по ограниченному числу информационных признаков объекты разных классов (торпеду, подводную лодку, косяк рыб).

Как разновидность оперативного образа следует рассматривать и так называемую концептуальную модель — комплексный, соотносимый с объектом его динамический образ, в котором находит свое отражение заданная динамика объекта, номинальная структура процесса, т. е. такая, каковой она в представлении оператора должна быть или стать.

Представление об оперативном образе как об отнесенном к объекту действия и целесообразно структурированном комплексе горизонтально-вертикальных структур требует нового подхода к рассмотрению концептуальной модели. Психологический анализ этой последней должен заключаться не столько в рядоположном перечислении ее психических составляющих, сколько в выявлении и раскрытии специфической, свойственной ей структурной организации этих составляющих.

Отражение временной структуры процесса, т. е. последовательности состояний контролируемого объекта, образует основной, или базальный, компонент концептуальной модели. Подчиненное значение имеет семантическая насыщенность модели, которая в некоторых случаях исчерпывается воспроизведением чистой последовательности абстрактно мыслимых состояний (состояние б после состояния а, состояние в после состояния б и т. д.), равно как и то обстоятельство, что сама временная последовательность может отражаться либо в абсолютных, либо в относительных, сжатых или растянутых по сравнению с реальным процессом масштабах времени.

Временная развертка информации, организованной в концептуальной модели, всегда осуществляется по ходу контроля с известным упреждением относительно оперативного образа реальной динамики объекта.

Отражению в концептуальной модели процесса как последовательности состояний объекта соответствует динамика активного отношения к ним субъекта. Изменение психического напряжения субъекта составляет психоэнергетическую основу модели или ее энергетический фон. Тот факт, что динамика психического напряжения ясно осознается субъектом в определенных видах действий, может быть продемонстрирован на примерах “рельефных” графических изображений летчиками траекторий предстоящего полета.

Вычерчивая для исследователей-психологов траектории полетов, летчики постоянно указывали на те участки траекторий, на которых при выполнении полетов они чувствуют себя особенно “ сосредоточенными”, “настороженными”, “напряженными”, “возбужденными” т. п. При описании полета по схеме в сложных метеорологических условиях они связывали эти состояния, например, с участками изменения курса, пробивания облачности, с разворотом на приводную радиостанцию или на посадочный курс, с переводом самолета на режим снижения или с одного режима снижения на другой, с переходом на контроль по радиопеленгатору и т. д. Некоторые из них по собственной инициативе подчеркивали эти участки на своих рисунках или изображали их утолщенными линиями. В этих случаях на рисунках отражались наряду с компонентами концептуальной модели (траекторией перемещения летательного аппарата) некоторые признаки напряжения летчика в полете, т. е. энергетический фоновый компонент.

“То, что должно быть” всегда противопоставлено в концептуальной модели “тому, что быть не должно”. Зона отклонений процесса от нормы присутствует в ней как своеобразный негативный фон. Образ “того, что должно быть” (образ-позитив), и образ “того, что не должно быть” (образ-негатив), являются двумя сторонами концептуальной модели; они в ней функционально взаимосвязаны, хотя относительный удельный вес их может быть весьма различным для разных процессов и для разных этапов одного и того же процесса. Из наших экспериментальных данных видно, что чем вариативнее предъявляемый испытуемому процесс, тем меньшее значение для него имеет сам по себе каждый вариант течения процесса, тем больше в концептуальной модели отходит в тень отражение процесса именно как конкретного варианта, тем “размытее” модель, тем больше внимание испытуемого перемещается с того, как конкретно протекает процесс, на то, какова возможность отклонения процесса от нормы, выхода его за допуски, тем более, следовательно, образ-позитив перерастает в образ-негатив.

При позитивном контроле, т. е. контроле, осуществляемом через посредство образа-позитива, внимание субъекта становится тем напряженнее, чем ближе параметры процесса подходят к границе их номинальных и запредельных значений. Если же оператор получает информацию только о том, имеет ли место отклонение процесса от нормы или нет, положительная информация непосредственно перешифровывается в отрицательную и наоборот, что и делает переход с одной формы контроля на другую незаметным.

Как методический прием для исследования общих особенностей и оперативных характеристик динамических оперативных образов, в том числе и концептуальных моделей, в нашей лаборатории широко используется методический прием формирования образов простейших периодических плоскостных пространственно-временных структур.

Оперативность как функция отражения. По мере исследования оперативных особенностей образного отражения становилось все более очевидно, что понятие оперативности психического отражения имеет не только инженерно-психологическое, но и общее теоретико-психологическое и гносеологическое значение. Оперативность стала нам представляться как общее свойство отражения человеком действительности, необходимое для эффективного регулирования им своих действий и имеющее глубокие корни в фило-, антропо- и онтогенезе.

Известно, что долгое время особенностью образного отражения оставалась его привязанность к действию: образ обслуживал систему “одна задача - один объект - одна реакция на объект”. При этом связь образа с действием оставалась жесткой в том смысле, что как информационное содержание образа, так и способ организации этого содержания однозначно подчинены задачам действия. Усложнение и рост динамичности среды привели к стремительному развитию психического отражения в сторону его все большей полноты, которая обеспечивала возможность заблаговременно заготавливать ответные реакции на могущие возникнуть в ней изменения, путем отражения не только актуально, но и потенциально значимых свойств объектов, а также дифференцирования объектов посредством поступающих от них нейтральных раздражителей, играющих роль сигналов.

Параллельно шло накопление моторного опыта. Универсальности человека как целесообразной системы с необходимостью соответствует поливалентность (многозначность) для него объектов его действия и их полифинальность (многоцелевое назначение). Вместе с умением выполнять одни и те же задачи разными способами формировалось умение использовать одни и те же объекты для выполнения разных задач. Обратной стороной роста количества степеней свободы, которыми организм располагал для удовлетворения своих потребностей, выступает избыточность накопленных им форм активного отношения к действительности.

Хотя энтропийность образа, в конечном счете, свидетельствует о его возросших возможностях как регулятора действия, она лишила его той непосредственной действенности, которая его отличала на более ранних уровнях развития психики: объект стал все больше отражаться в образе как возможный объект действия и как ансамбль потенциально полезных свойств. По своей информационной емкости образ стал во много раз превосходить потребности конкретного действия, требующего для своего осуществления, как правило, лишь ограниченного объема информации. Большая часть информации, несомая образом, превратилась в этих условиях лишь в затрудняющий действие балласт. Процесс постепенной дифференциации регуляторной и познавательной функции образа привел к их конфликтному противопоставлению.

Соответственно изменился информационный статут образа: в каждом отдельном случае потребовалась доработка образа, оперирование им с целью выделения из него данных, адекватных задачам предметных действий. Оперативность, т. е. тонкая приспособимость к условиям деятельности, обеспечивающая гибкое переключение с отражения одних свойств объектов на отражение других свойств и приводящая, таким образом, отражение в соответствие с потребностью решения конкретных задач, стала одной из фундаментальных особенностей человека как динамической системы.

Выше мы определили оперативность как приспособляемость человека к условиям деятельности через переключение отражения с одних свойств объектов на другие. Исследование так понимаемой оперативности требует, естественно, раскрытия гибких функциональных механизмов, настраивающих воспринимающие системы человека на выборочное (преимущественное) отражение свойств объекта, становящихся релевантными в контексте последовательно возникающих в его деятельности задач.

Первый шаг в этом направлении был сделан в нашей лаборатории в связи с проблемой константности восприятия величин. Анализируя трактовку явления константности разными авторами, Миракян И. А. пришел к выводу, что она не соответствует концепции оперативности отражения и что последняя требует принципиально нового подхода к исследованию данного явления. Этим автором установлено, что механизм функциональной гибкости в данном случае заключается в эффекте уменьшения видимой величины нефиксируемого объекта. Перенос фиксации с одного объекта на другой создает анизотропное поле восприятия, благодаря которому изменяется отношение между величинами, находящимися в центре и на периферии. В результате величины могут восприниматься как константно, так и аконстантно (а также и сверхконстантно и сверхаконстантно).

Целесообразно, следовательно, говорить о функционально гибком константно-аконстантном способе восприятия величин.

Показано, как этот способ обеспечивает оперативное отражение величин разноудаленных объектов. Так, при определении относительной удаленности объектов фиксируется преимущественно ближний объект. При этом видимая величина дальнего объекта. будучи меньшей уже благодаря уменьшенной проекции на сетчатку, уменьшается все больше в силу указанного эффекта и соответственно увеличивается относительная величина ближнего объекта (аконстантное восприятие). При определении же относительной величины объектов фиксируется, наоборот, дальний объект. Тогда видимая величина ближнего объекта в силу того же феномена уменьшается и соответственно увеличивается относительная величина дальнего объекта (константное восприятие).

Как общее свойство психического отражения, оперативность носит надмодальный характер; соответственно механизмы гибкого переключения на отражение разных свойств объектов могут и должны быть выявлены в работе не только зрительной, но и остальных воспринимающих систем.

В нашей лаборатории установлено, что широкие возможности функциональной перестройки имеет слуховое восприятие. Экспериментально доказано, что в зависимости от той или иной настройки (вслушивания в один или другой из предъявляемых звуков) при объективно неизменных условиях относительная громкость воспринимаемых звуков изменяется, причем отношение между действительной интенсивностью и слышимой громкостью звуков может изменяться в десятки раз.

Анализ показывает, что необходимую предпосылку столь высоких функциональных изменений в восприятии громкости составляет анизотропность звукового поля в области барабанных перепонок, образуемая в естественных условиях восприятия за счет первично анизотропного звукового поля источников звука и физических трансформаций, вызываемых анатомическими особенностями головы, ушных раковин и слуховых проходов.

Данное положение может быть подтверждено тем, что нарушение анизотропности звукового поля в условиях лабораторного эксперимента непосредственно сказывается на предельных величинах функциональных изменений в восприятии громкости, пространственной локализации источников звука, избирательности слухового восприятия.

Концепция оперативности отражения ставит перед исследователем ряд задач, решение которых имеет значение не только для лучшего понимания регуляторной функции психики, но и для дальнейшего развития теории психического отражения в целом. К таким задачам относятся: изучение принципов и механизмов функциональной гибкости отражения; систематическое исследование продуктов оперативного отражения, описание особенностей отдельных оперативных образов и их конкретного назначения в процессах преобразования информации в предметных действиях; раскрытие структурных и функциональных характеристик комплексных перерабатывающих психических функциональных систем приспособительного действия и др.

В прикладном плане выявление профессионально важных аспектов оперативного отражения будет, бесспорно, содействовать, с одной стороны, разработке методов оценки профессиональной готовности различных категорий работников и методов их профессиональной подготовки; с другой — нахождению психологических средств оптимизации внешних условий трудовых действий, усовершенствованию мнемосхем, более рациональной группировке и локализации средств индикации на информационных панелях и т. д.

Наконец, моделирование механизмов функциональной пластичности психического отражения открывает принципиально новые пути к созданию гибко воспринимающих кибернетических устройств. (ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, 1977. С.34-148)


 

9.Временной анализ труда: Как успеть вовремя в трудовой ситуации?

Субъект и время

В потоке событий, воспринимаемых и переживаемых субъектом, есть недонородности. Отдельные события отличаются по значимости, среди них выделяют сроки. Назначен срок, успеть к сроку - говорят люди о таких событиях. Чтобы успеть к сроку, субъект должен особым образом построить свою деятельность - реорганизовать, ускорить, замедлить. Прослеживая события, оценивая скорости своих действий и их соответствие назначенному сроку - его приближению - субъект переживает процесс. Субъект эмоционально вовлечен в процесс, заинтересован в том, чтобы закончить работу к сроку, боится ответственности за опоздание. Время - форма процесса вместе с его переживанием, восприятием, движениями. Когда мы говорим “процесс” мы стараемся найти в нем место для субъекта с его деятельностью, со всем субъективным и зависящим от субъекта.

Чтобы объяснить, как можно успеть в срок, необходимо допустить параллельность между восприятиями и переживаниями, переживаниями и мыслями, движениями и речью. Субъект может подогнать свое действие к окружающим событиям и процессам, если он не следует слепо за ритмами, течением событий, а совершает движения по своей внутренней логике, в соответствии со своими целями и возможностями. Тогда будет возможна и синхронизация.

Время противопоставляют человеку. Говорят, что оно не зависит от человека, что оно только условие жизни человека. Психологи мыслят только один тип отношений человека к времени, который они называют “восприятием времени”: насколько точно человек способен оценить заданный промежуток (например, 10 с, 30 с).

Мы придерживаемся иной точки зрения. Исходя из сути процесса и места, которое занимает субъект в развертывании процесса, мы связываем скорость времени со скоростью действий субъекта в ряду окружающих событий. При этом базой служит представление о гармоничном включении человека в процесс. Гармония эта особого, статистического типа. Течение событий мира допускает возможность вариации скорости движений человека. Движения человека, с другой стороны, не могут оставаться постоянными по характеру и скорости исполнения. Условия исполнения действий, ряды событий в мире сильно варьируют. Некоторые их сочетания сильно усложняют функции субъекта. Сохраняя прежние движения, совершаемые при обычных “простых” условиях, субъект должен совершать много других операций. При этом он должен так построить свой трудовой процесс, чтобы новые операции и движения гармонично сочетались с прежними. Разумеется, это потребует перестройки всей системы. Перестройка не только в изменении структуры, но и скорости обычных, “старых“ движений. Изменение скорости движений субъекта можно толковать как изменение скорости времени. Но, по-видимому и скорость, и плотность времени - это только метафоры. Время не может быть ни более плотным, ни более быстрым. Все дело в том, что брать в качестве базы для отсчета: сложный процесс или простой. Люди, стремясь упорядочить свои представления о мире и действия в мире, говорят о повторяемости, о закономерности, о связи событий в мире. Люди понимают мир технологично, в соответствии со своими технологическими возможностями. Исходя из представлений о воспроизводимости действий и обстоятельств, повторяемости событий, люди строят представление о мире. Тем самым задача приспособиться к миру кажется людям более легкой.

Поясним примером нашу позицию. Чтобы показать независимость времени от человека оппоненты рассуждают так: если преподаватель придет на занятия раньше назначенного расписанием, он ничего не ускорит в процессе занятий, не сделает больше обычного и не закончит раньше. Расписание противостоит преподавателю, является условием его работы. В этом есть истина. Но расписание - это всего лишь карта сроков, это еще не время. Расписание составлено так, чтобы медлительные не опаздывали, а быстрые не приходили слишком рано и не проводили времени в напрасном ожидании. Расписание синхронизирует действия людей, медлительных и быстрых. В этом смысле время условленное, социальное противостоит субъекту. Время, как карта сроков, как скорость хода процесса, как изменения, воспринимаемые субъектом, - их называют объективными. Однако, предложенным примером можно воспользоваться иначе. Допустим, преподаватель опоздал. Придя позже, преподаватель должен поспешить, чтобы закончить урок во время. Преподаватель должен ускорить процесс. Должен найти короткие пути объяснения сложных вещей, на которые у него обычно уходило много времени. Преподаватель должен интенсифицировать усвоение и понимание материала, найти эффективные способы проверки знаний. Если это удалось, то при сокращенной длительности урока можно сказать, что время уплотнилось или ускорилось. Воля, ум, ловкость, гибкость и быстрота субъекта позволили ему, начав позже, закончить действие в срок.

Когда человек приходит на смену незадолго до ее начала, у него есть возможность подготовиться к началу и начать работу минута в минуту, по расписанию. Отработав смену, человек успел выполнить намеченное. Субъект эффективно использовал время, предоставленное расписанием. Есть что-то особенное в своевременном приходе. Приходить слишком рано бесполезно. Все приготовив к началу смену, человек должен будет ждать, вместо того, чтобы приступить к работе. Напряжение, которое растет по мере подготовки, по мере приближения к ее концу, по мере приближения к началу смены, и которое должно бы естественным образом перейти в рабочее напряжение, при слишком раннем приходе оказывается бесполезным, оно спадет и к началу смены человек не будет в должной степени готов. Вместо того, чтобы ускорить процесс, человек будет тратить время на врабатывание, создание рабочего напряжения. Есть что-то особенное в своевременном приходе.

Расписание основано на предположении о норме, о том, что намеченного, запланированного времени будет достаточно, чтобы все успеть. Преподавателю - объяснить материал и проверить понимание. Однако, именно в работе преподавателя отсутствует норма. Особенно в преподавании психологии. Это как путешествие по незнакомым местам. Но и здесь план необходим. Расписание занятий ритмизует деятельность, приучает людей отдыхать через одинаковые промежутки, ожидать пауз. Расписание и план занятия не совпадают. План занятия составлен на основе содержания, его трудностей, его особенностей. Расписание основано на представлениях о работоспособности. Выполнение плана зависит от индивидуальных особенностей учеников, от учителя, от совместимости учителя с учениками.

Если в ходе урока случается непредвиденное событие, которое нарушит нормальный ход урока, то, потратив часть времени на решение возникшей неожиданно задачи, учитель должен будет ускорить ход событий, чтобы закончить намеченное к концу занятия. Ему придется сократить внутренние паузы, которые он делал для себя, пропустить легкие места, отказаться от обычных заданий. Именно в этих небольших пределах возможно ускорение или замедление времени под влиянием скорости действий субъекта. Хотя понятие скорости здесь приобретает совершенной особый смысл, отличающийся от физического.

Об ускорении или замедлении времени можно говорить в рамках намеченного срока. Когда намечен план подготовки к событию-сроку, то определены и моменты выполнения отдельных дел, по крайней мере, их последовательность. План предполагает, что оставшегося времени будет достаточно для выполнения всех дел. Действительно, если такая подготовка проводилась много раз, если известны приемы выполнения дел, можно наметить сроки подготовки по каждому из дел. Когда будет составлен временной график и известны обычные сроки выполнения дел по этапам, можно говорить об ускорении или замедлении процесса. Относительно обычного, относительно намеченного.

При замедлении сам процесс может идти быстрее, но к сроку не успевать из-за большого объема работы, который должен выполнить субъект, или из-за сложности подготовки. С другой стороны, успевая к сроку, человек может проводить подготовку в небыстром, спокойном темпе. Это возможно при благоприятной окружающей обстановке, когда субъекту не приходится решать неожиданных задач, когда не возникает трудных препятствий, на преодоление которых человеку приходится тратить много сил. Время определяется через успевание к сроку. Когда субъект не успевает к сроку, говорят, что время течет медленно. Основой здесь является тот факт, что субъект не успел. Значит отстал, значит работал медленно.

Своевременное выполнение задач может быть определено как база отсчета в определении ускорения или замедления времени. Предупреждение событий, если оно позволяет сдвинуть главный срок - срок Начала основного дела, сдвинуть так, чтобы субъект мог начать основное дело прежде того, что намечено расписанием - позволяет говорить об ускорении времени. Но субъект в этом случае сокращает длительность нормативного, прежде заданного социально, процесса.

Итак, базовой осью, относительно которой отсчитывается исполнение, ход времени, процесс, является либо привычный ход процесса (сроки, достижения), либо план. Сопоставляя реальное исполнение с такого типа осью можно говорить либо о замедлении, либо об ускорении хода процесса, времени. Часто субъект сам изобретает приемы, находит новые пути решения задач. Рациональный, удачный прием позволяет субъекту ускорить выполнение задачи, даже при малой трате сил, приблизить необходимый результат, получить его раньше намеченного срока. Разве это не ускорение времени?

Что такое время? Это мера процесса, способ его схватывания, пути размышления о нем. Чтобы способ был адекватен объекту, реальности, необходимо, чтобы в нем как можно точнее отражались особенности процесса, его тонкости и детали. Время - характеристика процесса, в которой выражается связность и последовательность, начало, конец, цикличность. Можно ли дать процессу такую характеристику помимо субъекта, включенного в процесс, осуществляющего процесс и управляющего им. Едва ли. Тем более, что субъект обладает памятью и способностью ощущать и переживать непрерывность, отличать ее от дискретности.

Итак, первый шаг, который мы делаем в рассмотрении времени - вводим понятие синхронизации. Исходя из многократного повторного исполнения процесса прежде уже многими людьми, имеется у людей норма исполнения процесса по длительности и ритму периодов труда и отдыха, по основным ключевым событиям, образующим процесс, а также и по возможной степени вариации в рамках нормы, около нормы. Субъект, человек исполнитель должен освоить нормы – это нелегкое дело. Он должен подняться на вершину мастерства. Освоив дело, субъект сделал его достоянием своего опыта. Он может думать о нем и говорить, планировать, предусматривая, и анализировать, совершив. Содержанием опыта становятся пространственно-временные схемы - формы исполнения, действия. Действие, процесс исполнения, может выполняться чуть быстрее или медленнее, в зависимости от обстоятельств. Восприятие шире действия. В перцептивном пространстве субъекту даны симультанно множество движущихся, меняющихся предметов и процессов, в том числе и действие самого субъекта. Способность улавливать изменения и схватывать объекты в целом в их идентичности. Схватывать и удерживать окружающий мир в его меняющейся тожественности предполагает большую сложную работу восприятия, мышления, интуиции, которая доступна только профессионалу. Восприятие параллельно действию, исполнению. Отвязано от него, по крайней мере, частично. Переживание значимости срока - ключевого события. В пространственной и временной карте субъекту даны значимости объектов и событий. Даны, хотя несколько иначе, и в восприятии. В опыте мир дан субъекту в его эмоциональных и смысловых дифференциациях. Приближение срока вызывает переживания субъекта и заставляет его действовать быстрее, медленнее, точнее. Быть внимательнее и аккуратнее.

Чтобы успеть в срок, субъект должен переживать скорости процессов. Точно воспринимать и переживать эмоционально. Субъект должен иметь опыт переживания скорости процесса и уметь реагировать на ее изменения.

Моторика и речь, как формы исполнительных процессов, ожидание и воспоминания, взаимодействия субъекта и ближайшего социального окружения, начиная от постановки задачи - успеть к сроку - и заканчивая анализом и оценкой исполненного. Все это и многое другое необходимо запустить в ход, чтобы понять, как успевает субъект во время выполнить действие в окружающем мире.

Действие субъекта должно быть выполнено к сроку, синхронно с одним из ключевых событий.

 

Время и субъект: срок и место

Исходя из понятий собственного пространства и собственного времени процесса, попытаемся построить понятие времени, пригодное для описания некоторых явлений адаптации после быстрого перемещения на большие расстояния. Будем пользоваться кругом, в центре которого стоит субъект. Система включает несколько подсистем: тело человека (его ритмы и пространственное описание, пространственная схема тела), действие субъекта (его ритмы и пространство), организация (ритмы и пространность ее функционирования) и географический пункт - город, поселок и т.д. (с его ритмами жизни и деятельности). Расположим их по кругу. В центре поставим субъекта действия - группу, за которой стоит индивидуальный телесный субъект. Двигаясь по схеме последовательно, мы можем убедиться, что в каждом ее элементе есть собственные ритмы и собственная система налаживания, стабилизации, удержания и смены ритма. Легко привести примеры ритмов тела - тело считается часами. В нем синхронно функционируют множество систем: у каждой есть свой ритм функционирования, а смена условий жизни или деятельности организма влечет сложную перенастройку ритмов и на новом уровне функционирования. Ритмы нарушаются при заболевании, после шока и требуются специальные усилия группы людей - окружающих индивидуального субъекта и близких ему - для приспособления и восстановления. Быстрые перемещения на дальние расстояния вызывают обострение старых болезней. Вообще в условиях незаконченной временной адаптации трудной становится одна из самых обычных задач: планирование времени и выполнение временных планов - поскольку оказывается разрушенной основа. В нормальных условиях такой основой является предварительное ориентирование во времени. Хотя оно и неточное, его ошибка обычно невелика - может быть в пределах часа. При путешествиях в удаленные временные пояса ошибка может достигать нескольких часов. Нарушения адаптации, невозможность адаптироваться проявляются в виде опозданий и отставаний, в несинхронной деятельности с другими людьми. Нарушения сна вызывают напряжения и страхи (подвести, вновь не успеть, выглядеть неудачником). Чувство неуверенности может перейти в невроз. Это пункт, где нам придется обратиться к психоанализу, чтобы построить модель адаптации индивида. По крайней мере, неуверенности будет сопутствовать тревога и боязнь что-то вновь забыть. Память действительно ухудшается. Трудно представить себе возможность успешного функционирования субъекта без участия значимого другого. Разумеется, осознание и сознание должны быть задействованы на полную мощность для более быстрой и успешной адаптации. Регулярный анализ успехов и неудач, разбор фактов опозданий и забываний, усиленное внимание и забота со стороны ближайших других. Передача им функций контроля за успеванием в срок.

Date: 2015-11-14; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию