Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект труда в перцептивном мире 4 page





20. Даже если бы детали поточного описания были полностью устранены, временное сохранилось бы в формах отдельных слов: существительные могут иметь корни, общие с глаголами, приставки и суффиксы растягивают слова, придавая понятиям оттенок процессуальности. Временные свойства объектов формулируются посредством утверждений - пропозиций о последовательности или одновременности, непрерывности или дискретности, о процессуальных свойствах объекта и о связях внутри объекта - разорванных или сохранных.

21. Последовательность и одновременность - базовые временные формы любого психологического описания.

В одной из работ мы рассматривали вопрос: как человек может успеть в срок со своим действием? Подготовка к событию - чисто техническая и моральная, выполнение - ожидание результата и операции по исполнению, переживание последствий, воспоминание, накопление опыта, все стороны группового взаимодействия и общения. Допустив ошибку, специалист спешит исправить ее и вообще начинает действовать быстрее, чтобы успеть к сроку. Напряжение возрастает, а потом может наступить момент, когда человек больше не способен отвечать в соответствии с обстоятельствами, успевая за происходящим - это срыв. Предельные возможности временных процессов исследовал Геллерштейн и показал, сколь велика роль сознания и устремленности на результат в связи с проблемой синхронизации. Как следует понимать последовательность и одновременность в психологии? Возможно, что дело прояснится рассмотрением понятия времени.

Проводя временной анализ, мы рассматривали трудовой процесс как дискретный, содержащий локально-непрерывные периоды - действия субъекта, Каждое действие развертывается среди событий мира, предсказуемая система которых составляет временную схему - временное условие трудового процесса.

Темп времени может быть определен частотой движений, дыхания, сердцебиения и другими показателями жизненных ритмов организма человека. Разумеется, такой способ задания времени - от человека - справедлив только в некоторых границах возможностей нормального функционирования человеческого организма. Вне этих границ время тоже определяется не иначе, чем посредством субъекта.

Ритмы времени и ошибки в деятельности человека. Точное исполнение действия. Локальное пространство и локальное время индивида. Последствия нарушения локального времени при быстром перемещении на большие расстояния. “Часы“ тела и “часы“ города - необходимость согласования ритмов. Время и качественный ход адаптации к ритму жизни на новом месте. Значение ближайшей социальной группы для ускорения адаптации индивида к жизни на новом месте. Восстановление сна на новом месте - по времени суток, длительности и глубине; восстановление работы пищеварительного тракта, восстановление работоспособности по времени суток. Невозможность адаптации при определенных условиях. Индивидуальные и групповые приемы приспособления к местному времени. Субъектное регулирование ритмов тела - приемы адаптации к местному времени. Потребности человека и ритмы жизни города. Чтобы рассмотреть деятельность человека в условиях смены временных режимов, необходимо активнее использовать идею независимости ритмов жизни и функционирования тех локальных объектов, между которыми он должен встроиться со своим действием.

 

Для операторского труда характерно быстрое усложнение ситуации, что требует изменения скорости выполнения деятельности оператором.

Предвидение усложнения ситуации и быстрое реагирование (изменение программы и т. п.) являются показателями высокого профессионального уровня специалиста. Анализ должен раскрыть переживание субъектом перехода от бездеятельности либо от нормальных условий к экстремальной ситуации, от одной деятельности к другой. Психологический временной анализ стремится показать, какие усилия прикладывает субъект, чтобы успеть во время выполнить свои действия.

Выполнение деятельности предполагает синхронизацию и встраивание в пространственные рамки. Ориентировка в пространстве и времени составляет важную часть водительских функций. Случаи потери ориентировки, нередко отмечаемые в транспортных профессиях, должны быть рассмотрены очень внимательно и во всех подробностях - это позволит точнее раскрыть механизм операторского действия.

Определение причин пространственных и временных ошибок невозможно без разработки теории ориентирования в пространстве и времени. Приведем здесь некоторые идеи.

Устройство и функционирование пространственных и временных структур профессионального опыта должно быть рассмотрено на основе принципа "Я здесь и теперь". Этот же принцип должен быть положен в основу определения организации действия и восприятия.

Эмоции, потребности, смыслы, влияют на формирование структур опыта. Это позволяет говорить о смысловой организации временных и пространственных структур профессионального опыта.

Большие и малые схемы, карта-путь и карта-обозрение различаются по масштабу и устройству. Они могут быть не только пространственными, но и временными. Они входят в состав функциональных единиц деятельности специалиста: авиадиспетчера, пилота, штурмана.

Вербальные структуры профессионального опыта функционируют совместно с пространственными и временными схемами при исполнении профессионального действия. Взаимовлияние между ними. Профессиональный временной опыт меняется под влиянием успехов и неудач в решении временных задач. Человек использует опыт временного исполнения для точного выполнения текущего действия.

Психологический анализ должен учитывать позитивное влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. В операторских профессиях особенно частыми и существенными являются временные ошибки: отставания, опережения, задержки, опоздания и прочее. Подчеркнем значение ближайшей трудовой группы в исправлении ошибок оператора и в формировании временного опыта специалиста.

 

Нами выделено несколько параллельных линий времени труда в дальних перелетах: ритмы тела, ожидание, быстрое исполнение, локальное географическое время организма, административное время, астрономические ритмы. Анализ ритмов часов тела (Вегманн, Кляйн, Николсон) позволяет установить причины ошибок в деятельности человека. Требование точного исполнения действия должно учитывать локальные пространство и время индивида. Исследования опытных пилотов обнаружили индивидуальные приемы приспособления к местному времени (Пчелинов).

х х х

Временная форма психологического знания складывается из ряда понятий: изменение, движение, процесс, непрерывность, дискретность, течение, состояние, скорость, ритм, ряд, событие. Время не может быть раскрыто без таких понятий как бытие, субъект, сознание, пространство, деятельность, энергия. Время - это прежде всего настоящее бытие, на личное, присутствующее, данное мне, посланное как дар, прошлое, бывшее бытие и наступающее бытие, будущее. Они прорываются через просвет пространство сознания и стягиваются в сознании. Настоящее уже не миг, который может быть определен только отрицательно - его уже нет, мы его ожидали, он все не наступал, а когда наступил - не успели заметить и он прошел, его нет. Прошлое, настоящее, будущее протянулись навстречу друг другу и объединились в единое целое. Настоящее дано в восприятии, но оно растянуто, захватывая часть уже прошедшего и часть еще не наступившего. Воспринимаемое бытие — это тавтология, бессмысленное повторение. Если бытие — то значит восприятие. Восприятие — это движение, изменение, время. Переживание — движение, изменение во внутреннем мире. Ни восприятие, ни переживание не мыслимы помимо времени. Так же как память, мышление, эмоции.

Чем же отличается движение от времени? В сфере внутреннего любое движение психического — это время. Время — форма внутреннего чувства. Но в движении слиты пространство и время. Необходимо вычесть пространство из движения. Останется то, что не связано с определенным местом, то, что является непространственной формой.

Время — это прежде всего изменение, непространственное изменение. Изменения восприятия, воспоминания, переживания, мысли мы наблюдаем прежде всякой константности.

И движение, и изменение — такие, которые позволяют выделять, отличать прошлое, настоящее, будущее — это и будет время.

Время — это начало, дление и конец. Время - это длящаяся пауза, которая тоже имеет начало и конец. Пауза - это новое качество бытия, которое дано после прекращения длящегося предмета. Все утверждения о последовательности и одновременности, о ситуациях, о рядах событий и об изменениях бытия и предметов, происходящих в присутствии субъекта, в его восприятии и переживании.

Время констатируется субъектом, используется субъектом, отсчитывается субъектом и ограничивает субъекта. Можно ли сказать, что в отсутствие субъекта время перестает течь? В том-то и дело, что изменения непрерывны и бесконечны. Они не зависят от субъекта. Но время - это упорядоченное, организованное понимание, схватывание изменений мира человеком. Время объективно, но в основе понятия времени - человек.

Оказавшись вновь перед объектом, человек вновь упорядочивает его по временному принципу. Но прежде человек должен узнать предмет. Узнавание идет по временным осям и вместе с ними. Предмет узнается в совокупности его временных ритмов - внутренних и внешних, связывающих человека с миром.

По-видимому, так следует говорить о соотношении сознательного и бессознательного.

Временная деятельностная форма.

Временная форма восприятия.

Временная языковая форма.

Все три неотделимы и ни одна из них не может быть использована без другой.

Форма - это то, что повторяется, это устойчивое, это структура.

Уникальная форма - это основа устойчивости, это объективность.

 

Литература

Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского, М.:1991, с.306 - 307.

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собр.Соч.т.1, М:1992, с.93.

Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: "Прогресс", 1993.

Вилюнас В. Психологические механизмы человеческой мотивации. М.:1991.

Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: 1994.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М: 1997.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М. 1993.

Молчанов В.И. Время. Сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа. 1988.

Пчелинов А.Ф. Правила расчета времени летного труда в гражданской авиации. М.: 1994.

Хайдеггер М. Время и бытие, М.: 1993, с.396-400.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 1986, т.1 с.

 

 

Содержание временного знания

Мы различаем пространственное и временное знание.

В пространственном знании представлена структура или схема объекта. Представлена целиком, вся сразу, в виде. элементов и связей между ними. Элементы схемы обозначают некие части объекта, выполняющие определенные функции, каждый свою. Они служат знаками элементов объекта и позволяют решать определенные задачи, взаимодействуя с объектом. Связи выражают, обозначают пространственную непрерывность объекта. Временное знание — это знание последовательности и длительности. Здесь уже видна разница между пространственным и временным знанием. Пространственное знание выражает, фиксирует упорядоченность элементов внутри объекта, относительно друг друга, допускает различные процессы либо объект сам по себе, помимо участия в каком-либо процессе. Временное знание — знание какого-либо определенного процесса. Последовательности участия в нем разных элементов объекта и длительности выполнения каждым своей функции. Временное знание — также как и пространственное — позволяет оперировать с целым объектом или с его частями, не оставаясь в пределах непосредственного восприятия. Но пространственное и временное знания отличаются типом функционирования, тем как они применяются при решении задач. Для определения этой разницы снова обратимся к последовательности и длительности. Применение знания о процессе требует воспроизведения функций элементов в последовательности и длительности, соответствующей некоему замыслу процесса. Связи между элементами схемы обозначают слитность непрерывность переходов в процессе.

Знание фиксируется в форме опыта действий — схем. Схема соответствует реальному миру — в этом можно убедиться наложением. Схема, как пространственное знание, получает наполнение — актуальными впечатлениями — зрительными, слуховыми, обонятельными —, воспоминаниями— сохраненными впечатлениями —, мыслями, переживаниями, движениями, звучащей речью. Это особенно отчетливо видно, когда один объясняет другому дорогу или свое понимание того, как следует озвучивать музыкальное произведение. Знание запускается воображением и действием. В движении, осуществлении, оно обнаруживается, но при этом остается знанием. В нем содержатся устойчивые и переменчивые составляющие.

Возможно ли устойчивое знание движения, движущегося, живого? Как понимать “устойчивость”? Как внутреннее, творимое внутри, или как поддающееся воспроизведению? Опознание предполагает наличие внутреннего образца. Если речь идет об опознании движущегося, возможно, что динамичным должен быть и образец. Возможно, что опознание живого предполагает работу с образцом — в течение некоторого промежутка он сопоставляется с оригиналом. Тогда образец может оставаться неизменным. Воспроизведение предполагает слушание, смотрение. Когда нужно только показать другому, как исполнять, чтобы он понял и сам исполнил — здесь достаточен один уровень точности воспроизведения. Другой должен только понять, что ему хотят объяснить — и все. Воспроизводить это придется ему самому. Да так, что его будут оценивать высокие судьи. Когда другой понял то, что ему объясняли — знание сработало, сработал способ его передачи, когда обучающий показывал элементы. Устойчивые элементы-движения основаны на возможности способности воспроизводить повторять движения — в основе телесная память. Она дает не только знание пространственной позиции, но и знание длительности и последовательности, знание темпа и ритма, но и знание напряжения, сосредоточенности, радости, веселости, печали. Знание начала и конца процесса, его основных событий, его подпроцессов и — циклических и одиночных — скорости его течения и внутренних ритмов, знание длительностей и последовательностей — все это временное знание. Временным знанием можно назвать все то, что может быть изображено на карте временного ряда. Временное описание включает характеристику ряда, с которым сопоставляется рассматриваемый нами процесс внешние события, их последовательность, длительности промежутков и моменты синхронизаниции. Сама характеристика процесса синхронизации должна содержаться во временном знании.

 

Операционально-смысловые структуры профессионального опыта

Анализ операторского труда выводит исследователя за пределы непосредственно наблюдаемых явлений. Однако инженерная психология слишком долго концентрировалась на когнитивных процессах и стрессовых состояниях, не продвигаясь сколько-нибудь значительно ни в теоретических исследованиях, ни в практических приложениях. Рассматривая психологическое содержание пространства, времени и скорости полета, мы пришли к необходимости использования понятия “смысл”.

Шкала прибора, используемого оператором в ситуации, не равнозначна. Ее участки имеют разный смысл. В зависимости от смысла для данной ситуации происходит дифференциация всей совокупности шкал на приборной доске. Смысл определяет пространство и время трудового действия. Смысл - это то понятие, которое позволяет описать процесс накопления профессионального опыта. Операциональный смысл двигательной задачи, сливаясь с образом и переживанием (успехов, неудач, страхов, совместной радости), обогащенный стремлением к профессиональным достижениям, может стать достоянием личности, если приобретет для человека важность жизненной цели.

Наши попытки ввести понятие “смысл” в инженерно-психологическую проблематику основаны на ряде идей, понятий и представлений, среди которых: 1) представления А. Н. Леонтьева (1983), согласно которым образ мира слагается из значений, смыслов, а также пространственных и временных координат; 2) представление о действии как единице анализа психики (В. П. Зинченко) и требование рассматривать его в эмоционально-смысловом, двигательном и когнитивном аспектах одновременно (Гордеева, Зинченко, 1982); 3) представления Е. Ю.Артемьевой (1986) о трехслойной конструкции субъективного опыта, о принципиальной роли выполненных деятельностей в его формировании и понятия психологии субъективных семантик, чье скрытое влияние на нашу работу было огромным и с каждым годом проявляется все сильнее.

Все указанные представления вместе с другими исследованиями психосемантики и смысловых образований (Д. Леонтьев, 1987) открывают перспективу дальнейших работ в инженерной психологии.

В этой небольшой статье мы попытаемся показать, как собственное время и пространство полета отображаются в структурах профессионального опыта штурмана и пилота. Исходным пунктом нашего движения было изучение психологического содержания трудовых действий в процессе ориентирования.

Циклические и одиночные действия

Изучая труд штурманов и пилотов с помощью опросников и документов, мы выделили многократно повторяющиеся комплексы операций, которые назвали циклическими трудовыми действиями, поскольку они полностью повторяются при пролете каждого поворотного пункта маршрута. Они служат для решения задачи самолетовождения и выполняются в точно определенных и известных штурману заранее пунктах маршрута. Остальные действия, выполняемые штурманом в полете, мы назвали одиночными. Они тоже привязаны к определенным зонам маршрута, но не повторяются в одном полете, это - снижение и заход на посадку, взлет и набор высоты с выходом на маршрут, обход грозового очага и др.

В состав трудовых действий штурмана входят: 1) перцептивные операции контроля показаний приборов, 2) умственные операции: а) коррекции навигационных систем; б) стандартные вычислительные операции, выполняемые с помощью инструментов и 3) ручные операции по вводу и выставке данных, переговоры с наземными службами, информация и рекомендации экипажу. Операции должны выполняться в определенных местах и в определенное время. От точности и своевременности их выполнения зависят работа навигационного оборудования и точность движения самолета по маршруту.

Штурманы различаются по тому, как они выполняют различные трудовые действия. Поскольку действия связаны с участками, то оценка труда штурмана тоже дается по участкам: одни лучше выполняют циклические действия, другие - одиночные. Ошибка штурмана на каком-то участке, даже если она и не привела к опасной ситуации, вызовет реакцию экипажа: насмешливые замечания, брань, иногда угрозу наказания. С другой стороны, постоянное безупречное выполнение штурманом своих функций способствует повышению авторитета среди товарищей по работе. Формирование операциональных структур профессионального опыта идет через смысловую дифференциацию отдельных зон пространства.

Одиночные действия сложнее циклических, поскольку включают ряд дополнительных операций. Например, при снижении или при наборе высоты штурман рассчитывает вертикальную, воздушную и путевую скорости, контролирует высоту и курс. В таких действиях участвует весь экипаж, не только один штурман, как и в циклическом действии. Помогают наземные диспетчеры. Действие штурмана принимает явно социальный характер: передав результаты своих вычислений пилотам, он контролирует выполнение и должен добиться его - это дело его профессиональной чести.

В одиночных действиях сложнее компонента выбора, подбора, подгонки, которая всегда имеется в трудовых действиях летчиков, поскольку воздушная струя переменчива.

Во всяком операторском действии доля автоматических компонент велика. В профессиональной деятельности возникают и закрепляются когнитивные и операциональные структуры, которые в труде летчиков связаны с определенными зонами пространства и периодами времени полета, которые имеют жизненно важный смысл для экипажа и пассажиров. Поэтому мы считаем, что они порождают соответствующие смысловые структуры профессионального опыта. Обсудим эти вопросы подробнее.

Пространство

К. Левин в работе “Военный ландшафт” рассмотрел различия между географическим и психологическим пространствами (Хекхаузен, 1986). Географическое пространство определяется углами и расстояниями, а психологическое - жизненной важностью отдельных зон и участков и их местом в решении стоящих перед субъектом задач. Эта линия была поддержана в исследовании когнитивных карт и пространственных представлений. В исследованиях Ф. Н. Шемякина (1959) было показано, что опыт решения двигательных пространственных задач приводит к формированию карты-обозрения из карты-пути, к переходу от географических представлений к понятиям. Позже было показано значение активности субъекта и выполняемых им умственных преобразований для ориентирования на открытой местности (Фабри, 1989; Якиманская, 1980). Исходный пункт и место цели, ориентиры, маршрут движения и границы зон - каждый из них имеет свой смысл в решении задачи ориентирования.

Три этапа становления спортсмена-ориентировщика определяются лаконичными формулами-вопросами: “Где я нахожусь?”, “Куда я двигаюсь?”, “Достаточно ли быстро я бегу?”. Видно, что задача ориентирования из чисто пространственной постепенно становится задачей выбора варианта действия при высокой скорости движения. Аналогичным образом трансформируется задача и у штурманов, по мере того как они переходят с поршневых и турбовинтовых на скоростные реактивные самолеты. Совместно с аспирантами (Лучко, 1984; Фабри, 1989) и студентами факультета психологии автором проводились исследования пространственного опыта летчиков- пилотов и штурманов дальних пассажирских маршрутов. Это были мужчины со стажем летной работы от 10 до 25 тыс. часов и в возрасте от 30 до 58 лет.

Летчиков просили рассказать о способах и приемах ориентирования в полете, вспомнить эмоционально яркую ситуацию, изобразить на рисунке свое представление полета и ответить на ряд вопросов: о приборах, используемых в первую очередь, о наиболее сложных участках полета, о стандартных или, наоборот, неординарных действиях. Летчики выступали в роли экспертов. Им сообщалась и общая практическая цель работ: совершенствование подготовки пилотов к выполнению функций навигатора в связи с исключением штурманов из летающих экипажей.

Результаты показали, что трудовые действия штурманов связаны с двумя типами когнитивных структур (представлений), которые мы назвали глобальными и локальными. Первые соответствуют маршруту в целом, а вторые - только отдельным его участкам. Как когнитивные структуры локальные структуры аналогичны “схемам” Ж. Пиаже (Флейвелл, 1967). Различие связано с ярко выраженной образностью локальной или глобальной структуры.

Из рисунков летчиков видно, что пространство дано им не равнозначно, а в соответствии с выполняемой деятельностью. Штурман выполняет навигационные задачи (контролирует курс, путевую скорость и место самолета), а пилот контролирует продольный и поперечный крены и режим (высоту, скорость, курс). Для штурмана рабочая нагрузка распределена по всему маршруту, рабочая нагрузка пилота большого реактивного самолета сосредоточена вокруг пунктов взлета и посадки. На рисунках штурманов довольно точно изображена конфигурация трассы, обозначены поворотные пункты, курсы и расстояния, начала и концы трасс обозначены просто как пункты. В рисунках пилотов трасса представлена схематично, иногда просто прямой линией, зато подробно прорисованы схемы движения в зоне каждого конечного аэродрома (взлета и посадки), чего почти не встречается в рисунках штурманов (различия достоверны на уровне Р<0,05). Различия в рисунках объясняются различиями в содержании трудовых операций, выполняемых пилотами и штурманами в полете.

Воздушное пространство разделено на коридоры, трассы и эшелоны, движение по ним осуществляется в соответствии с правилами полетов. Ответственность за невыполнение правил определяется юридическими документами. Под влиянием ответственности, ошибок и наказаний в опыте летчика постепенно возникает система пространственных представлений: что и где допустимо, а где - нет. Многократное повторение одной и той же задачи на разных трассах и в разных аэродромных зонах с неудачами и успехами способствует выработке у специалиста собственных приемов анализа карты и соотнесения с ней данных приборов, счетчиков и таблиц. Читая карту перед выполнением задачи, специалист планирует действия в соответствии с временем и местом. Тем самым он как бы распределяет свою деятельность по пространству карты или схемы полетов. Но этот процесс не является жестким, у субъекта имеется доля неуверенности, неопределенности относительно того, что данный прием ориентирования следует применить именно в данном месте. Возможно, такая отвязка приемов от конкретного пространства происходит по мере повышения профессионального уровня оператора.

Образ зоны (на схеме, карте или на основе воспоминания от прежнего восприятия) сливается с содержанием выполняемой в этой зоне деятельности и с переживанием наказания за нарушения. Образ наполняется операциональным смыслом и получает эмоциональную окраску. Важную роль в возникновении и закреплении смысловых структур опыта играют профессиональные стремления.

Статистика аварий и катастроф свидетельствует о жизненной и профессиональной важности зон взлета, посадки и поворотных пунктов и позволяет считать их смысловыми зонами пространственного опыта летчиков. Промежуточные пункты имеют профессиональную, а взлет и посадка - жизненную важность. Поэтому мы считаем, что им соответствуют разные смысловые образования.

Время.

Собственное время полета накладывается на целую систему ритмов движения (небесных светил, Земли, воздушных масс), которые влияют на ориентирование летчиков в полете. На него влияют быстрые переходные процессы в атмосфере (грозы и другие опасные метеоявления, сумеречные периоды суток и т.п.)

В собственном времени полета мы выделили три ряда (об уровневой организации времени полета пока говорить трудно).

Ряд А - общее или сквозное время полета. В него входят моменты взлета и посадки самолета и пролета промежуточных пунктов маршрута. Длительность отсчитывается по обычной хронометрической шкале. Она определяется заранее и записывается в полетный план. В соответствии с ее расчетом определяется запас топлива. Однако фактически сквозное время является не твердо заданной, а зыбкой, изменчивой величиной, которая зависит от процессов в атмосфере, от состояния машины и от качества деятельности экипажа. Так, ошибка штурмана в выполнении последнего поворота перед выходом на посадочный курс приводит иногда к отсрочке момента посадки на 10-15 мин. Ряд А приобретает единство под влиянием цели - посадки в конечном пункте. Еще более прочным основанием для него служит стремление к цели в усложненных условиях полета: при отказе техники, болезни человека или при плохой погоде.

Во время полета штурман выполняет две разные деятельности: 1) на перегоне между поворотными пунктами - контроль работающего оборудования и ожидание очередного поворотного пункта; 2) при пролете поворотного пункта - циклическое действие. Если учесть разницу переживаний длительности, та получим еще два временных ряда: Б и В.

Они неаддитивны по отношению к общему времени полета, т.е. А¹Б+В, поскольку они развертываются параллельно; и вообще, это три разных ряда психологического времени, каждый из которых имеет свои начальные и конечные точки, единицу длительности и направление отсчета. В каждом ряду нулевые точки выделяются по их смыслу и эмоциональной окрашенности.

Так, для ряда Б (перегон между двумя поворотными пунктами) точками отсчета будут моменты пролета поворотных пунктов, переживание длительности будет “растянуто” из-за однообразия ожидания или монотонии, а направление отсчета времени будет определяться удаленностью от пункта: возрастать по мере отхода от только что пройденного и убывать по мере приближения к следующему. Такая ритмика особенно характерна для больших перегонов (1-2 ч).

Общая длительность каждого временного ряда В невелика (обычно 5 мин, но некоторые одиночные действия, например снижение, продолжаются в течение 20 мин). При выполнении циклического действия время сгущается, точка отсчета одна - момент пролета траверза поворотного пункта, направление отсчета идет сначала с убыванием до нуля, потом с возрастанием. При наборе высоты или снижении ритмы одиночного и циклического действия накладываются, время течет в двух параллельных рядах. Аналогичное наложение имеет место при обходе грозового очага. Переживание времени становится все более интенсивным.

Ритмы деятельности закрепляются во временных структурах опыта и обеспечивают своевременное выполнение трудовых задач. Однако проблема синхронизации возникает перед летчиками в каждом полете. Особенно остро переживают летчики несовпадение ритмов действий и объективных событий при снижении и заходе на посадку. В сложных условиях (при попутном ветре, низкой облачности и т. п.) исход определяется секундами, которые удается выиграть только при хорошо налаженном взаимодействии (движение одного следует за движением другого без малейшей задержки), сработанности и при высоком профессиональном мастерстве каждого. С другой стороны, известно много случаев, когда при необходимости снизиться очень быстро летчики не успевали выполнить требуемый ряд операций к заданному моменту полета и были вынуждены уходить на второй круг, чтобы повторить попытку захода на посадку. Каждый полет несет в себе неожиданности, и в каждом полете летчики решают проблему синхронизации, вырабатывая собственные приемы действий. По сути дела, это приемы приспособления не только ко времени самого полета, но и ко всему сложному комплексу ритмов, которые являются временным фоном его.

Date: 2015-11-14; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию