Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект труда в перцептивном мире 3 page





Мы говорим о ритмах, когда дело касается функционирования тела и города, а при обсуждении и рассмотрении деятельности предприятия большую роль приобретает срок. Выполнение обязательства в срок обеспечивается усилиями многих людей на предприятии. Действие выполняется в срок благодаря усилию субъекта. Когда задачи каждого предприятия выполняются в срок, жизнь города становится ритмичной. Город живет своими ритмами и каждый прибывший должен суметь приспособиться к ним ставя перед собой специальные отдельные задачи и прилагая усилия к тому, чтобы их выполнить. Электростанция, скорая помощь, метро, милиция, родильный дом, школа, рекламное бюро - всюду свои характерные ритмы функционирования, начало и конец смены, время, необходимое для вхождения в суть процесса при пересменке, пиковые периоды и т.д. Но все держится сроком - прихода, устойчивого выполнения трудовых функций - усилием и вниманием субъекта. Так же и в городе: станционном поселке или поселке при шахте, при электростанции и т.д. ритмы деятельности и жизни определяются географией и усилиями людей, ритмами предприятия.

Когда речь идет о профессиональной деятельности, содержащей действия, которые повторялись много раз, возникает возможность использовать понятие ритма. Такое описание является естественным, когда речь идет о движениях. По-видимому, дело в прямой связи с ритмами тела субъекта. Когда события мира возникают довольно часто и регулярно, можно также говорить о ритмах при выполнении перцептивных задач (например, при наблюдении) и мыслительных задач. Труднее говорить о ритмах в деятельности человека работающего с аудиторией, но и в этом случае вырабатывается чувство временной нормы, позволяющее приспособиться к ритму звонков на урок и перерыв, к длительности урока. Действие человека среди других людей характеризуется сроком. Срок задает начало и конец действия. Срок обеспечивается усилием субъекта. Действия, выполняемые в срок отдельными людьми, обеспечивают нормальное функционирование предприятия, его ритмичную деятельность. Ритмы времени и ошибки в деятельности человека. Точное исполнение действия. Локальное пространство и локальное время индивида. Последствия нарушения локального времени при быстром перемещении на большие расстояния. “Часы“ тела и “часы“ города - необходимость согласования ритмов. Время и качественный ход адаптации к ритму жизни на новом месте. Значение ближайшей социальной группы для ускорения адаптации индивида к жизни на новом месте. Восстановление сна на новом месте — по времени суток, длительности и глубине; восстановление работы пищеварительного тракта, восстановление работоспособности по времени суток. Невозможность адаптации при определенных условиях. Индивидуальные и групповые приемы приспособления к местному времени. Субъектное регулирование ритмов тела - приемы адаптации к местному времени. Потребности человека и ритмы жизни города. Чтобы рассмотреть деятельность человека в условиях смены временных режимов, необходимо активнее использовать идею независимости ритмов жизни и функционирования тех локальных объектов, между которыми размещает свое действие субъект.

 

Время как понятие психологии

1. Время неотделимо от субъекта. Субъект — в самой сути понятия времени. Живой, живущий, со своим переживанием текучести, тягучести, непрерывности, потока. Время — это поток, но в той его области, где поток проходит сквозь субъект.

2. Человек действует — это процесс. Процесс имеет собственное время. Можно сказать что-нибудь о собственном времени процесса? Действие и субъект слиты. Действие — это определенный аспект субъекта, форма субъекта. Время — это собственное процесса, который мы назвали действием человека. В этом и состоит то особенное, что отличает действие человека от других, что раскрывает его лицо: время. Во времени процесс раскрывается как особенный. Это особенное субъект создает своим усилием, сознанием, настроением.

Время — это ткань самого субъекта. Но какого субъекта? Материального или духовного, интеллектуального, интеллигибельного. Всех сразу, целого, конкретного, живого субъекта. Это ткань, а не просто объективная мерка, которая прикладывается к человеку.

3. Время предполагает систему событий, временной ряд с его особой структурой. Какое место занимает субъект в структуре временного ряда? Субъект схватывает структуру, осмысливает и удерживает структуру временного ряда. Промежутки тянутся в переживаниях субъекта. Субъект проживает длительность и создает ее своим переживанием.

4. Попробуем противопоставить время субъекту и утверждать: “время чуждо субъекту”. Не получается. Структура временного ряда дана субъекту, временной ряд включает дление, если его отнять, останется чистая схема. Она пространственна, то есть может быть схвачена вся сразу, целиком.

Ряд только тогда будет временным, когда субъект вложит в него длительность, которую он переживает. И тогда субъект сам войдет внутрь времени. Субъект, переживающий дление процесса, не временного ряда — а процесса. Временной ряд — это парадокс. Абстрактная характеристика процесса.

Время экзистенциально. Оно проживается человеком, который вкладывает в проживаемое время часть своей жизни. Жизнь входит в определение времени. Но жизнь, проживаемая и рефлексируемая, а не просто жизнь, как биопроцесс. Необходим субъект, который озабочен временем, думает о нем и присутствует, проживает течение времени.

О времени нельзя говорить, не подразумевая его непрерывного течения.

 

Разговор о времени возникает, когда возникает необходимость рассмотреть некий процесс. Рассматривая его со стороны, в нем можно выделить ряд событий, а затем попытаться построить временную характеристику выделенного ряда. Проанализировать переходы между событиями — возможно, удастся доказать непрерывность некоторых переходов. Попытаемся построить понятие собственного времени рассматриваемого нами процесса через изучение таких его особенностей, как длительность и последовательность, дискретность, прерывистость и тягучесть. Возможно, нам удастся привести свидетельства непрерывности, но для этого потребуется живой свидетель — субъект, который наблюдает процесс со стороны или участвует в нем, создавая его своими движениями. Субъект переживает длительность. И на его переживание тягучести, дления накладывается, сливаясь в ним, эмоциональное состояние и предметное содержание. Бергсон пытался понятие чистой длительности построить рационально, через ряд негативных положений и запретов для мыслящего Я. Но у него есть “просто живет”, есть восприятие и воспоминание, которые могут дать свидетельства непрерывности, тягучести. Если вводится Я, то его можно снабдить аппаратом для восприятия движения, воспоминания движения, мысли о движении.

А еще вопрос о синхронизации, или о сроке, о том, как успеть во время. Здесь не может не найтись места для наблюдающего или действующего субъекта.

И все-таки загадка остается — субъект творит время своим действием, но время противостоит ему, нависает над ним, не дается. Как это совместить? Гармония субъекта со временем возможна, но она требует от субъекта огромных усилий и концентрации. Гармония — мгновение, а за ней снова следует противоречие между временем и человеком.

Время в психологическом анализе

 

1. Попытаемся понять место времени среди психологических понятий. Однако, не будем останавливаться только на восприятии времени или переживании временного промежутка. Вспомним, что время - это прежде всего форма: основа организации, упорядочения и координации деятельности людей в мире и их знаний о мире. В чем же функция времени по отношению к психологическим понятиям, к действиям психолога в ходе тестирования или эксперимента, к наблюдаемой действительности? Время организует, упорядочивает первое, второе и третье? Как это все удается ему, Времени? Время - это наиболее универсальное средство упорядочения, к которому люди прибегают в практике, в научных экспериментах и описаниях. Время - это форма организации, упорядочения прежде всего движений человека в соответствии с целью и обстоятельствами действия, в соответствии с особенностями окружения и с действиями других людей. Время - это форма организации практической деятельности человека. Условия, обстоятельства, требования, возможности, реальное осуществление - все имеет временную координату.

2. Приведем кратко некоторые известные концепции времени:

1. Время - априорное условие возможности анализа. Оно уже входит в определение, которое возникает в результате исследования, хотя это и не всегда подчеркивается специально. Возможность произведенного внутри структуры.

2. Пространство - форма внешнего чувства, время - форма внутреннего чувства субъекта.

3. Время - поток, непрерывное течение жизни человека, мира вокруг него, дление предметов и событий, в которых участвует человек.

4. Время - прерывистый ряд событий вместе с паузами.

5. Время - схема соединения событий в последовательности.

Можно ли использовать вместе эти различные понимания? Это самый первый вопрос. Концепции кажутся несовместимыми, особенно третье и четвертое. Поток не предполагает различения в нем событий, непрерывность несовместима с дискретностью.

Время - это возможность построения знания или выполнения плана, но не сама действительность. Время - это возможность того, что действие будет выполняться по такому плану. Возможность характеризует будущее или некий непройденный путь. Но о времени говорят и в связи с действительностью. Идет ли тогда речь о чем-то совершенно ином? Время - схема организации выполняемого действия. Выполняемого сейчас.

Как известно, выполняемое действие свободно, поскольку несет в себе некий потенциал неопределенности. Напротив, ограниченность, определенность действия, какой бы малой она ни была, характеризуется временем и пространством. Время относительно прошлого - это некий принцип понимания, объяснения, это упорядочение знания о прошлом. Мы говорим: "Возможно, по всей вероятности, это происходило так-то и так-то". Вместе с действительностью и возможностью время вводит в действие еще и третью модальность - долженствование. Сроки обязательны для координации совместных действий. Срок - дискретное событие. Постановка срока предполагает синхронизацию двух дискретных событий: внешнего, заданного, а потом - текущего и внутреннего представления.

Непрерывное и дискретное повсюду рядом, они неотделимы. Нас окружает множество отдельных людей. Мы удовлетворяем потребности посредством отдельных предметов. Мы мыслим понятиями, считаем числами, вспоминаем отдельностями - предметами, ситуациями. И вместе с тем мы воспринимаем непрерывные звуки, непрерывности возможны внутри зрительных объектов. Человек воспринимает непрерывность непосредственно, контролируя свои действия. Разумеется, во всех перечисленных случаях мы имеем дело с частичной или локальной непрерывностью. Проблему времени как формы будем решать, удерживая противоречивое понятие: время дискретно и непрерывно сразу. Как возможно при этом единое понятие? Какая это такая форма, которая одновременно прерывиста и непрерывна?

3. Все эти определения тем или иным образом уже используют понятие субъекта (Августин, Кант, Бергсон, Гуссерль, Хайдеггер, Молчанов, Мамардашвили). Некоторое время назад в отечественной философии старались говорить о времени только в одном ракурсе: как о форме материи, при этом понятие субъекта исключалось из явного определения. Получалось, что о форме субъективных явлений можно говорить постольку, поскольку субъективное составляет единое целое с телесным. Как можно говорить о форме психического как субъективного?

Но и о форме материи можно говорить только в связи с субъектом или с людьми, познающими, действующими, просто живущими. Форма накладывается человеком на бесконечно разнообразный, непрерывно меняющийся мир.

Какие постулаты о субъекте лежат в основе самого понятия времени? Пожалуй, здесь следует говорить о ритмах тела и о движениях субъекта, совершаемых среди событий в окружающем мире. Точность движений и их ошибочность следует рассматривать вместе. Говорить о том, как достижимо точное действие, не забывая о возможности ошибки. Точность действий - это предвидение, точность действий - это внимание, точность действий - это опыт. Временное в каждом из этих понятий. Мысль, восприятие, переживание - для всего должно найтись место в теории, к которой мы прибегнем в попытках объяснить. Стремление, уверенность, страх, сознание и бессознательное - вытесненное. забытое. В единстве и раздвоенности, множественности психического и движений, их соответствии событиям мира и в ошибках - путь к времени-субъекту. Не следует забывать о социальных феноменах. Танец вдвоем, в ансамбле. Спортивное состязание, вдвоем, командой. Труд. Ритмы дыхания, сердцебиения в танце, спорте, труде. Дыхание в труде певца, актера, лектора или лица, ведущего переговоры.

Очевидно, что понимания субъекта в философии и в психологии отличаются. Однако, философское понятие не может не использоваться в психологии в качестве базового. С другой стороны известно, что философы часто апеллируют к психологическим понятиям. Насколько философы предполагают решенным то, что в психологии является еще только целью исследования?

Не следует задерживать размышления над временем или вовсе отказываться от них по причине невозможности выстроить понятия субъекта, сознания, времени в четкую цепь. Вряд ли вообще возможны такие цепи в психологии.

4. Форма и содержание в психологическом описании. Поток - характеристика самого содержания. Несется, меняется, не повторяется. Но это уже формальные характеристики. Что следует понимать под содержанием? Каков тот материал, который формуется временем? Он не может быть ничем иным как восприятиями, воспоминаниями, мыслями, переживаниями и проч. Они не отделимы от их наполнения, но это не психические оболочки. Психологические содержания должны быть поняты предметно, напр., как предметы-восприятия, предметы-воспоминания, предметы-мысли, предметы-переживания и т.п. Содержание - слитный, единый, целостный поток движения.

Форма описания определяется культурой: языком, воспринимаемыми формами организации мира (зрительными, слуховыми, кинестетическими, обонятельными и т.д.). К последним прежде всего относятся архитектурные, ландшафтные и др. формы внешнего пространства. Важнейшими для нашего вопроса являются правила временного упорядочения нашей жизни. По видимому, важнейшая роль здесь принадлежит музыке - она не только отображает характерные ритмы и скорости времени, но и выражает то, что характерно, легко, приятно для субъекта - в данный момент и данный период его жизни. Человек находит себя в "своей" музыке также, как в пространственных формах и в темпах и ритмах свободных движений, выполняемых в спортивном зале или на свежем воздухе. Музыка, архитектурные формы и движения формируют ритмы и скорости исполнения, характерные для данного человека не только в области движений, но и в области мысли. В движениях проявляются особенности индивидуального времени.

Более сложной проблемой является усвоение ритмов, навязываемых трудовым процессом и только им, вопреки возможностям индивида. Тем не менее, индивид должен суметь втянуться в любой ритм. Освоение требуемых, чуждых ритмов возможно только ценой усилий. Усвоенные ритмы могут поддерживаться автоматически, усилия уходят на второй план, но с утомлением для поддержания ритмов субъекту потребуются новые, теперь уже явные усилия. Ритм как особая временная форма создается и поддерживается энергией человека. Усваивая навязанные, "чужие" скорости и ритм деятельности человек расширяет свои возможности, познает себя, укрепляется в уверенности в своих силах.

Если человек будет работать на пределе своих возможностей, то через некоторое время наступит срыв - человек утратит способность трудиться. Это прежде всего срыв в эмоциональной сфере, в сфере уверенности в себе, в успехе действия и проч.

Другая область, по которой можно судить о субъекте - область любимых занятий, которые человек выбирает и выполняет по своему усмотрению и также по своему усмотрению может оставить, не вступая в конфликт с официальными органами. В этой области человек трудится с характерной для него скоростью, не напрягаясь и не изводя себя. Технология и тот продукт, который получается в результате, допускают характерные для субъекта скорости исполнения. Удовольствие, муки творчества - вот эмоциональная сторона любого "хобби". Это необходимые составляющие свободного ритма деятельности. Это энергетика временной формы субъекта.

Форма - это упорядочение, организация, закономерность мира и деятельности человека в мире. Двигательные навыки, знания и схемы являются формами упорядочения. Человек способен повторно их воспроизводить по своему произволу или по необходимости. Внутри такой структуры может быть произведено новое знание и выполнена практическая деятельность. Через деятельность, восприятие, переживание и язык формы мира проникают в психологические описания. Само описание вводит культурные формы в язык психологии. Подкрепленные восприятиями наличного и воспоминаниями прошедшего, культурные формы влияют на формы научных описаний.

Временная форма - это не мертвая структура, это энергия человека, выполняющего действие. Сроки придают форму жизни человека, но срок должен быть понят как действие, которое необходимо выполнить, несмотря ни на какие препятствия и трудности. Срок - это напряжение осуществления, напряжение ожидания события. В понятии срока проявляется напряжение формы и становится ясной роль человека в определении времени.

5. Поточные характеристики любых психологических содержаний. Восприятие, воспоминание, мысль, ожидание, переживание, отношение, движение и т.п. - они не могут быть охарактеризованы помимо времени (Гибсон, Фрейд, Юнг, Толмен, Вилюнас).

Большой интерес представляет рассмотрение вопроса об усвоении культурных норм временной организации, об их столкновении с индивидуальными особенностями временной организации жизни. Интересно рассмотреть, как индивидные особенности сопутствуют групповым нормам в формировании временного опыта. Как преобразуется все, что связано с деятельностью, восприятием и переживанием в условиях групповой деятельности?

Чтобы ответить на вопрос о роли временных форм в психологическом описании, необходимо вдуматься в то, как мы употребляем времена в психологических текстах. Придирчиво относиться к глаголам и наречиям времени. Время содержится уже в самой форме слова, в конструкции предложений и текста в целом. Вопрос в том, какое из приведенных выше пониманий времени окажется несоответствующим. Однако, не следует преувеличивать роль языка. Язык - это инструмент, который отображает предметный мир и деятельность человека. И в мире, и в деятельности человека есть формующие временные элементы, которые сами собой проявляются при построении любого знания.

Во всяком случае последовательность понятий предполагает еще два параллельных ряда: события окружающего мира и последовательность образов. Последовательность понятий становится знанием только при параллельном развертывании всех трех рядов.

6. Субъект-Действие-Речь-Ситуация - одна из фундаментальных схем психологии. Взятая в абстрактном виде она может быть и невременной. Но это лишь на самом первом шагу ее развертывания, когда она есть лишь абстрактная вербальная конструкция. Следующий шаг - введение принципа "Я - здесь и теперь" - является временным определением, поскольку определение относительно настоящего означает и соотнесение с прошлым и будущим. Но может быть еще до самой схемы уже предполагается время? На уровне понятия бытие? Действительно, Хайдеггер рассматривает эти два понятия вместе как два самых первых в структуре знания. В самом конце его трудного и чрезвычайно компактного текста, посвященного анализу соотношения между бытием и временем, рассматривается место понятия событие, которое по-видимому объединяет время, пространство и бытие Кроме того, автор полностью полагается на богатство самого языка, на его репрезентативные возможности, на интуицию творца языка.

Сознание определяется через посредство времени (Кант, Гуссерль, Молчанов). Сознание и бессознательное различаются через соответствие реальности (время и пространство подразумеваются). Джемс говорил о потоке сознания и раскрывал его свойства соотнося их с личностью и мышлением, Гуссерль строил феноменологию внутреннего сознания времени, соотнося сознание с длящимся предметом через ощущения и восприятие.

7. Легко говорить о потоке поведения, поскольку это сплошной материальный процесс: все его изменения наблюдаются или могут быть зарегистрированы. О потоке деятельности говорить труднее, потому что не все в деятельности доступно наблюдению со стороны. Понятие деятельности привычно сочетается с понятием процесс. Но разве поток и процесс не одно и то же? Если сказать процесс, будет ли точнее? Поток поведения непрерывен, а в потоке деятельности имеются пробелы: в промежутках между периодами, когда психическое доступно наблюдению из вне или хотя бы изнутри, имеются слепые зоны, когда нельзя с уверенностью сказать, что человек действительно пребывает в деятельном состоянии. Некоторые утверждают, что эти периоды заполнены работой чистой мысли, но поскольку другие столь же уверенно утверждают, что человек отдыхает или занят совершенно другой деятельностью, не связанной с первой, то мы утверждаем, что деятельность имеет локально- непрерывный характер. Ясно, что время пригодно для характеристики внешнего, но применимо ли оно при описании внутреннего? Временной анализ реакций человека (Ф.Дондерс, С.Стернберг и др.) и последующий цикл исследований переработки информации человеком склоняет к положительному ответу на вопрос. Термин "процесс" широко применяется в психологическом анализе.

Пытаюсь представить документ, с описанием некоторых действий человека помимо пространства, времени, энергии. Как организованы эти действия между собой? В какой последовательности выполняются действия? Сколько длиться каждое? Возможно ли параллельное выполнение, хотя бы частично, каких-либо действий? Что такое дление действия? Нужно ли быть максимально сосредоточенным, чтобы не пропустить определенный объект или можно расслабиться и просто ждать, поскольку событие будет четко определимым и не потребует мгновенной реакции. Без пространственной и временной структуры невозможно сказать даже об одном действии, не то, что о группе действий.

Та психология, которая основана на понятии движения, уже в значительной степени обнаруживает временную структуру. Очевидными примерами могут служить бихевиоризм, деятельностный подход А.Н.Леонтьева, генетическая психология Ж.Пиаже. Движение непрерывно. Будучи внутри действия оно дискретно. Движение дискретно, когда оно связано с выполнением отдельного средства, орудия. Смена орудия - это смена качества операции - в этом и есть дискретность движения. Достаточно ли сказать "движение", чтобы все охарактеризовать - и не нужно слов ни о времени, ни о пространстве, ни об энергии? Нет, время - это начало, дление, и конец. Время - это перерыв в движении, а затем начало нового периода непрерывного движения. Психологическое время - это движение субъекта. Просчитанное, продуманное, заученное, оттренированное, удерживаемое усилием субъекта, контролируемое субъектом и синхронизованное с другими движениями.

Теория поэтапного формирования действий содержит в себе временные положения: формирования - постепенного, последовательного, поэтапного - усиление и подчеркивание дискретности - от этапа к этапу и непрерывности внутри каждого этапа. Заострение внимания на времени позволяет поставить вопросы о том, как именно происходит переход - непрерывно или дискретно? Разумеется, важны детали о временном режиме исполнения действия на каждом из этапов, о длении и энергетической характеристике длящегося действия на каждом этапе. Важно охарактеризовать поток, в котором наиболее успешно выполняется действие сформированного до такой степени.

8. Чтобы использовать время для анализа внутреннего, применим принцип интенциональности: в психическом дан предмет.

9. Различие между непрерывным и дискретным. О непрерывности можно судить на основании непрерывности восприятия или переживания предмета. Длящийся предмет - основание для определения непрерывности субъективного. Нарушение непрерывности дано субъекту. Дление одного предмета прерывается появлением другого. О моменте дискретности судим по предметам. Ситуация - совокупность отдельных предметов, как можно ввести непрерывность? Через характеристику фона (Рубин): в нем всегда найдется объект больших размеров, простирающийся за пределы отдельного предмета, выступающего в качестве фигуры. Когда он выступает на передний план, отдельность меньшего предмета теряет прежнее значение: она сменяется непрерывностью. В конце концов, фоном выступит земля, море или небо и только линия горизонта обозначит границу между ними, не разрушая непрерывности перехода. Собственное действие, живое движение субъекта является особым среди длящихся предметов. Переживание его длительности дается субъекту изнутри вместе с возможностью воспринимать движение снаружи, благодаря чему возникает твердая основа для формирования психологической непрерывности. Убедительные доказательства непрерывности несет самонаблюдение: тягучесть эмоциональных явлений, постепенный переход одного настроения в другое, невозможность достичь цели сразу, постепенное приближение к цели и др. Итак, основу психологической непрерывности находим в предметах мира, в движениях субъекта и его переживаниях, в понятиях языка.

10. Время, как упорядоченный ряд событий. Различение событий внутри процесса и событий за пределами процесса лежит в основе задачи синхронизации, которую постоянно решают не только психологи-практики и экспериментаторы, но и психологи-теоретики. Понятие события должно быть признано в качестве базового психологического понятия. Временные различения, связанные с событием, хорошо описаны в психологии эмоций: ожидание события, переживание происходящего и прошедшего события (горечь опоздания).

Время как схема соединения, как причинно-следственная связь между событиями. Описание в терминах причины и следствия используется в обыденных описаниях, а в психологии почти не применяется: слишком сложным, зыбким и неуловимым является сам человек и его поведение. Слишком чувствителен человек и его действие к влияниям внешних факторов. Говорят об условиях, о влиянии, о сопутствующих процессах, о факторах, о составляющих сложного явления. Уместно ли здесь говорить еще о полевой связи? Но этот вопрос мы пока не будем рассматривать. Выделение причин следствий предполагает, с одной стороны, отдельные события, с другой - непрерывный переход между ними.

11. Восприятие, воспоминание, мысль, переживание, движение, отношение, общение, сознание - это прежде всего настоящее. На восприятие накладываются ожидание, воспоминание, мысли, переживания, движения, отношения. Настоящее становится исходной точкой психологического описания. Мысль расширяет настоящее. Понятие образа мира вводится через смысл, пространство и время. Образ мира и настоящее. "Здесь-теперь-Я" - базовый принцип психологии. Насколько приемлемо в психологии понятие ситуации, настолько психология начинается с настоящего. Действие - акт, совершающийся субъектом здесь и теперь.

12. Будущее вводится такими терминами как планы, стратегии, тактики, антиципации и ожидания.

13. Прошлое вводится функциями памяти. Психологическое описание, учитывающее функции психики, не может быть невременным, поскольку оно включает понятия восприятия, памяти и антиципации.

Карл Бюлер хорошо показал, как временные формы пронизывают язык и речь в живой ситуации и организуют чтение и понимание письменного текста.

14. Анализ времени, внимание к форме временного типа, неизбежны на начальных этапах психологического описания. Время здесь выступает как поток. Остальные понимания неизбежны на любых этапах. Описание остается близким к литературному, оно старается, как можно полнее удержать все детали жизненного процесса.

15. Научный анализ стремится довести знание до идеала, вытравляя из него все элементы потока жизни, из которого он был вырван. В потоке много случайного, что замутняет чистоту научной истины. Где-то на самом высоком уровне абстракции понятийное изображение процесса остается без признаков потока. Если время, то только как схема мировой связи. Как остановившееся, вечное. Только логические формы причины и следствия.

16. Когда нам потребуется вернуться к жизни, применить построенную нами модель в реальных условиях, мы вновь обратимся к поточному временному описанию. Если мы полностью утратили его в процессе научного анализа, то что позволит нам внедрить наше знание в поток, вернуться к жизни с результатами нашего исследования? Только эмпирическая подгонка, доработка, юстировка в соответствии с конкретными жизненными обстоятельствами.

17. Либо мы должны были как-то сохранить элементы поточной временной формы в ходе движения по ступеням познания, держать поточные элементы на любом уровне абстракции, либо должны сохранять, удерживать в понятийной системе целый слой, где описание дается в максимально приближенных к жизни терминах. Но как совместить два способа описания в единой понятийной системе?

18. Историческое и логическое. По мере развития знание должно из исторического превратиться в логическое. Подразумевается, что второстепенные детали, характерные для жизненного потока, при этом исчезнут и останутся только логические формы, пронизывающие содержание знания. В таких логических формах временное не утрачено, в них лишь исчезли случайные детали.

19. В психологии есть очевидные примеры: культурно-историческая и любые другие теории развития психики (Выготский, Пиаже), теория деятельности (Рубинштейн, Леонтьев), теории восприятия (Гибсон), мышления (Брушлинский, Рубинштейн), мотивации (Вилюнас). Любые принципы развития, например, профессионального, означают внедрение временных форм в психологический текст. Очевидная временная форма содержится в ситуационной теории К.Левина (1936).

Date: 2015-11-14; view: 241; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию