Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о зависти





Говоря о страсти зависти, прежде всего, нужно сказать, что она, как и гордость, была принесена в мир дьяволом. От зависти последовало отступничество на Небесах, денница упал в бездну и с собою увлек третью часть Ангелов, обратившихся в злых демонов. Можно вспомнить библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы, которых дьявол именно из зависти совратил на грех. (Быт. 3, 1-5). И вообще, следует заметить, что многие препятствия, возникающие на нашем пути к Богу, связаны, прежде всего, с завистью дьявола. Как замечает современный богослов митрополит Иларион (Алфеев), «дьявол не только однажды позавидовал людям и совратил их с истинного пути, но он завидует им и сейчас, завидует каждому из нас, прежде всего потому, что мы являемся членами Церкви, приобщаемся Святых Христовых Таин. Завидует и тому, что путь, по которому ведёт нас Господь, является путем ко спасению, тогда как дьявол этого спасения лишился»[523].

Зависть, которая была принесена в мир дьяволом, уже во втором поколении людей становится причиной убийства: «Когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт.4:8). Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что зависть есть страсть бесовская, страсть очень пагубная, потому что если все прочие смертные грехи имеют целью какую-нибудь выгоду и наслаждение, то только зависть ищет не добра для себя, но зла для ближнего. О страсти зависти, как о самой большой мерзости, говорят многие святые отцы, сравнивая её с «ржавчиной, которая съедает душу»[524]. По словам преподобного Ефрема Сирина, «лучше умереть, нежели поддаться зависти»[525]. Потому что, «кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, и есть соучастник диавола, которым вошла в мир смерть (Прем. 2, 24)»[526].

Преподобные Оптинские и Глинские старцы, хорошо знавшие святоотеческое наследие, со всей важностью предупреждали своих чад о душевредности и опасности зависти. Говоря о происхождении зависти, старцы единодушно учат: причина её – гордость. «Зависть происходит от гордости»[527], – говорит преподобный Амвросий Оптинский. Когда схиархимандриту Иоанну (Маслову) задавали вопрос: «От чего происходит зависть?» – Он отвечал: «От гордости. Именно зависть побудила диавола соблазнить первых людей, и они пали»[528]. Как пишет преподобный Макарий Оптинский: «Кто обрёл зависть, тот обрёл в сердце своём дьявола, который есть тьма и смущение, а где благодать, там свет и мир»[529].

Оптинские и Глинские старцы учат, что человек, который одержим страстью зависти, не может быть способен к богоугодной жизни и вообще к нравственному совершенствованию. «Такой человек, – говорит отец Иоанн (Маслов), – не может приносить плоды добра, потому что его сердце всецело склонно к злым делам и даже к убийству»[530]. Например, преподобный Амвросий Оптинский говорит о том, что эта страсть может достигнуть такой степени, что «завистливый даже готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только повредить ближнему»[531]. Старец приводит очень хороший пример, благодаря которому мы можем увидеть, насколько гордость может изменить человека, сделать из него не человека, а ненавистное безжалостное чудовище. Он рассказывает об одном царе, который однажды захотел проверить, кто хуже: сребролюбец или завистник. Он повелел своим слугам найти таких и позвать к нему во дворец. Когда же их привели, царь сказал им: «Просите у меня каждый, что хочет, только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый». Они долго думали, каждый не хотел просить первым. Наконец, царь приказал завистливому, чтобы он попросил первый. Завистливый, пылая огнём своей жалкой страсти, обратился к царю: «Государь! Прикажи мне выколоть глаз». Удивлённый царь спросил, почему у него такое желание. Он же ответил: «Для того чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза»[532]. Этот пример показывает слова, насколько часто друзья через зависть делаются недоброжелателями, ненавистными друг другу. Поэтому неспроста премудрый Соломон даёт совет не заводить дружбы с завистливым человеком, поставляя себя вдали от стрел зависти (Притч. 23, 6). «Злость и презрение настолько берут верх над завистливым, что он ни одной минуты не может быть спокойным. И это внутреннее состояние «снедает» не только его душу, но и тело, делая болезненным и неспособным ни к какой деятельности»[533]. Эта «душевредная примесь»[534], как называет её батюшка преподобный Амвросий, становится для Оптинских старцев опасной душевной заразой, с которой необходимо бороться с самого её возникновения, не допуская ей укрепиться и разрастись. Старцы учат противиться ей с самоукорением, не оставляя молитву, которая отгоняет от нас бесовские искушения, просвещает наш разум и помогает нам познать себя, увидеть, насколько мерзостна пред Богом наша зависть и насколько мы должны благодарить Бога за то, что имеем. «Когда зависть есть, то уже явно любовь и смирение изгнаны вон, а без них и добродетели ничего не стоят»[535], – говорит преподобный Макарий Оптинский.

Главным средством побороть зависть Оптинские старцы называют смирение и любовь. Если эта мерзкая страсть прогоняет их прочь из нашего сердца, то мы должны сказать ей: «Стой!» Мы должны снова призвать в наше сердце смирение и любовь, и зависть не выдержит, сама уйдёт от нас. И тогда именно «по мере умаления самолюбия и приобретения любви и смирения, от оной получим свободу»[536]. Преподобный Макарий Оптинский советует сразу «подвизаться против этой страсти и не думать, что люди сами подают нам повод, но видеть, что именно разные случаи только показывают тебе её»[537]. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) советует также побеждать страсть зависти любовью: «Для победы над завистью надо всячески возгревать любовь. Ведь любовь, по апостолу Павлу, «не завидует» (1Кор. 13,4)»[538]. Ещё, чтобы уберечься от зависти, старец советовал не слушать мысли[539]. Преподобный Иосиф Оптинский советует завистникам «иметь память смертную и страх адской вечной муки»[540], всё это может помочь в исправлении. Очень полезный и весьма полный совет даёт батюшка Амвросий Оптинский. Старец говорит о том, что «должно стараться подавлять её и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс.18, 13-14). Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом. А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем, с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи»[541].

Преподобные Оптинские и Глинские старцы учат подавлять в себе чувство зависти, располагая себя быть довольным малым, зная, что Господь Бог подаёт каждому из нас то, что нужно. Зная, что Бог имеет свой особый Промысл о нас. Вместо зависти мы должны научиться любить, радоваться за ближнего, учиться у него, как достигать того или иного совершенства или вести свои дела, но учиться только хорошему, помня, что на Страшном Суде мы дадим ответ не за ближнего а за себя. Согласно святоотеческому учению старцы предают большое значение искоренению этой мерзкой страсти, считая её одной из самых бесовских. Любовь к ближнему помогала им не только искоренить эту страсть, но и совсем забыть о ней. Так же вовремя остановить и распознать зависть, помогала постоянная исповедь помыслов своему духовнику.

 

Date: 2015-11-14; view: 518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию