Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о гордости





Согласно Священному Писанию, гордость родилась не на земле, а на небе. Первый ангел – Денница, не захотел повиноваться Творцу, превознёсся умом и впал в самообольщение, возмечтав быть «равным Богу» и восходить к духовному совершенствованию без Его помощи. Всё это явилось причиной падения. Благодать Божия, поддерживающая его на высоте была отнята, и он увлёк с собой в погибель множество ангелов, будучи сам впавшим в безысходную бездну мрака и отчаяния, низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14, 12-15). Священное Писание поэтому говорит нам: «Начало греха есть гордыня» (Сир.10,15). Именно гордыня скорее других грехов удаляет человека от Бога, именно она неприятна Господу и подвергается суду Его более других грехов и пороков.

Святоотеческое учение называет гордость первым грехом[429], который стоит во главе всех страстей. Гордость в понимании святых отцов есть единственная страсть, истребляющая все добродетели[430], есть предвестница падения[431], есть опухоль души, наполненная испорченною кровью[432], и медная стена между нами и Богом[433]. «Гордость делает нас противными Богу»[434], – пишет преподобный Никодим Святогорец. По мысли преподобного: «Гордость – это змея, которая если сумеет протиснуть в нору голову, то вслед за ней сможет войти всё тело, всё возможное зло»[435]. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Хоть и блуд есть непростительное зло, но иной человек может сослаться на пожелание, а высокомерие не имеет никакой причины, никакого предлога, под которым заслуживало бы хоть тень извинения; оно есть не что иное, как развращение души и самая тяжкая болезнь, происходящая не от чего другого, как только от безрассудства»[436]. «Кто пленён гордостью, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – тому нужна черезвычайная Божия помощь для избавления; ибо человеческие средства его безуспешны»[437].

Оптинские и Глинские старцы, подобно древним святым отцам, с полным единодушием, решительно ставили гордость на первое место среди всех страстей. Следует отметить, что в эпистолярном наследии Глинских старцев мы не увидим полного исследования каждой страсти в отдельности, потому что, сохранившиеся наставления старцев касаются только тех страстей, о которых спрашивали их ученики. Однако, духовное наследие Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова), смогло в полной мере восполнить этот пробел. Старец не только имел близкое духовное общение с такими маститыми старцами, как преподобный Серафим (Амелин), преподобный Андроник (Лукаш), преподобный Серафим (Романцев), но и сам был продолжателем традиции Глинского старчества.

Согласно учению Оптинских и Глинских старцев, именно гордость есть причина всех наших падений, грехов, зол и бедствий. В своих поучениях они единодушно считают гордость «корнем, от которого происходят все пороки»[438]. «Успеху в духовной жизни ничто так не препятствует, как тщеславие и гордость»[439], – пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов). Отец Иоанн, называет гордость, главным источником греха, препятствием к покаянию и добродетели. По его мысли, «гордость разрывает связь, общение с Богом, общение любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистичной воле, препятствует развитию добра в человеке»[440]. Если смирение в понимании старцев является главным основанием и фундаментом духовной жизни, то гордость есть фундамент для греха и страстей. Поэтому в духовном делании они всегда стремились насадить в своих сердцах смирение, зная то, что если в сердце посеет свои семена гордость, то вся духовная жизнь будет бесплодна. «Как бы мы не старались делать добродетели, если в сердце нашем присутствует гордость, они бесполезны»[441], – писал Оптинский старец, преподобный Макарий. Всё эпистолярное наследие старца орошено драгоценной росой смирения. В его понимании гордость «уничтожает все добрые дела и лишает помощи Божией»[442]. Об отсечение гордости, как необходимом средстве в духовной жизни, всегда учил и отец Иоанн (Маслов). Гордость, по словам этого старца «лишает благодатной помощи»[443]. Отец Иоанн всегда повторял своим духовным чадам, о том, что «все наши добрые дела неугодны Богу, если мы не смиряем своё сердце от превозношений и осуждений»[444].

В учении преподобных старцев Оптинских мы чётко видим стержень их духовной борьбы, которая и заключается в «низложении гордости и стяжании смирения»[445], которое есть для них, как замечает преподобный Варсонофий, «краеугольный камень»[446]. Для них гордость есть самый «богоненавистный порок»[447], «бесовское свойство, так как гордый становится сродник бесу»[448]. Так же, и духовное делание Глинских старцев отличается постоянной борьбой с гордостью и с происходящими от неё страстями, постоянным внутренним подвигом смирения. Глинский патерик свидетельствует, что отличительной чертой старца Иова (†1946), было глубокое смирение. Он, получивший дар слёз и пользовавшийся большим духовным авторитетом, «искренно до самой кончины считал себя хуже всех и ниже всех, и всегда просил у Господа даровать ему покаяние»[449].

По учению старцев, гордость имеет свои признаки. Во-первых, она «помрачает духовное зрение человека»[450] и не видит себя[451]. «Гордость облекает душу тьмой и мраком, препятствует видеть суть»[452], – замечает преподобный Макарий Оптинский. Имеющий гордость никак не может распознать её, если только «Сам Господь не пошлёт какого-либо обличения через искушение»[453]. Осуждение ближних, гнев, раздражительность, злопамятство, споры и ссоры – всему этому причиной, гордость. Интересно заметить, что, по мысли преподобного Макария, гордым человек не рождается, а становится, «гордость происходит не от естества, но от произволения»[454]. О том, что порок гордости не свойствен природе человека писал и схиархимандрит Иоанн (Маслов)[455]. «Гордостью он называл, «желание и стремление человека выделить себя перед другими, а также услаждение только собою и даже противление Богу»[456]. Дело искоренения гордости, по мысли Оптинских и Глинских старцев, есть дело не одного дня или месяца. Искоренить гордыню очень трудно, но если «искоренится этот смертоносный корень, – ободряет преподобный Макарий, – все ветви страстей иссохнут и отпадут»[457]. «Эффективным средством, способным отрезвить душу от страсти гордости и привлечь к ней благодатные силы, – пишет отец Иоанн (Маслов), – служит постоянное памятование о смерти, будущем суде и вечных мучениях»[458]. По мнению отца Иоанна: «Христианин должен постоянно представлять своему мысленному взору высочайший образ Христа, Его смирение, воплощение, страдание за грехи всего рода человеческого и в этом источнике черпать силы для приобретения смирения и для искоренения в самом существе безумной гордости»[459]. Преподобный Глинский старец Илиодор (Голованицкий) советовал избегать всяческих праздных споров, потому что они есть причина гордости. Одной монахине он пишет: «Страшно, что ты доселе придерживаешься прежней своей привычки – спорить. Состояние твоей души незавидно, ибо кто любит спорить, тот управляется гордостью»[460]. По мысли преподобного Моисея Оптинского, любая гордость есть грех, и нет никакой «так называемой благородной гордости»[461]. Преподобный Илиодор (Голованитский) даёт совет, в спорах смиряться: «Положим. Что сестра тебе ни в чём не уступает; что за беда? Уступи ты ей, – замолчи, – и будет у вас мир. Неужели же ты не знаешь доселе, в чём состоит смиренномудрие»[462]. Если мы чувствуем, что наше сердце заполняется гордостью, прежде всего нам необходимо «воспоминание о грехах своих, память смирения Христова, чувствование себя хуже всех, память о том, что Бог, гордым противится. (1 Пет. 5, 5)»[463]. Когда одолевает гордость, преподобный Амвросий советует «смиряться пред Богом и людьми, с самоукорением исповедовать немощь свою Господу»[464]. Вообще смирение, как было сказано выше, является противоядием от гордости. Преподобный Анатолий (Зерцалов) говорит: «Смирись, укори себя, и силён Господь подать тебе руку помощи и утешить»[465]. Смирение считает главным средством против гордости и преподобный Исаакий I[466].

По учению Оптинских и Глинских старцев, каждый христианин, который начинает свой путь ко спасению, обязательно встретит гордость, которая постарается сделать своё чёрное дело. Она будет незаметной, изменит внутреннее содержание, постарается привлечь в душу родственные пороки, но смирение для христианина становится той важной вакциной, благодаря которой можно сохранить себя от гордости и идти истинным, плодотворным путём нравственного совершенствования к стяжанию спасения. Все наставления старцев содержат призыв к смирению, потому что, именно смирение не даёт поселиться в сердце гордости. Никакие духовные дарования, никакие добрые дела не имеют цены, если человек в гордости. Его духовное делание идёт в другом направлении, его молитва не угодна Богу, и стоит он над пропастью. Для Оптинских и Глинских подвижников духовным примером всегда был Сам Господь наш Иисус Христос, который был «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Именно к богоуподоблению Господу, всегда стремились они в своём духовном делании, всегда отвергая даже малейшее проявление гордости в своём сердце.

 

Date: 2015-11-14; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию