Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о вере





Неразрывна связана с покаянием вера. «Без покаяния нет в душе нашей надлежащей почвы для веры»[615], – писал Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов). Если в нашем сердце нет искреннего покаяния, то нет в нём и искренней веры. Если обратиться к греческому тексту Евангелия от Марка, в стихе «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1,15) (греч. μετανοεῖτε καὶ πιστεύετε ἐν τῷ εὐαγγελίῳ), Евангелие употреблено в винительном падеже, что заставляет исследователей переводить этот стих так: Покайтесь и веруйте Евангелию, то есть веруйте Богу, который говорит людям в Евангелии[616]. Поэтому вера в Бога, как и покаяние – есть начало нашего пути к спасению. Без веры всё в нашей жизни не имеет смысла, и все добродетели не имеют силы. Вера сподобляет нас быть «сынами Божиими» (Гал. 3, 26), делает причастниками «жизни вечной» (Ин. 6, 47). Вера, по мысли святителя Иоанна Златоуста становится «священным якорем, укрепляющим нашу душу»[617]. А преподобный Максим Исповедник говорит, что «мера веры каждого служит причиной различия в раздаянии Божественных благ»[618]. В своём духовном делании большое значение сохранению и укреплению живой веры предавал преподобный Паисий (Величковский). Своим ученикам он часто напоминал о том, что «от произволения нашего, вера или уменьшается или увеличивается»[619].

Большое значение веры в жизни христианина придавали и Оптинские, и Глинские старцы. Согласно их учению, вера – это неотъемлемое качество христианина, без которого он не может жить. Вся жизнь духовная питается верою. Вера соединяет нас с Богом, открывает нам дверь к Богу. Вера есть «основание всех благ»[620], «Божественное семя, от которого рождаются добрые плоды»[621], «сокровище»[622], «столп крепости»[623] и «опора»[624]. По учению старцев, именно живая вера у настоящего христианина превращается в действенную любовь к Богу и человеку, ибо «признак веры – любовь»[625]. Преподобный Глинский старец Филарет, заповедовал своим ученикам «душевную храмину свою созидать на камне веры»[626], а преподобный Илиодор (Голованицкий), наставлял своих духовных чад в постоянном стоянии на этом камне, «камне веры Христовой»[627]. Необходима вера и для постоянства в молитвенном подвиге. Можно сказать, она есть начальное основание молитвы и не только молитвы. Вера нужна нам во всём: и в скорби, и в искушении, и в духовном подвиге нравственного совершенствования, потому что Сам Господь заповедует всем иметь веру, настоящую и живую, которая показывает себя в делах, которая ведёт ко спасению: «Имейте веру Божию» (Мк. 11, 23).

В своих поучениях Оптинские и Глинские старцы всегда призывали беречь святую веру[628]. Преподобный Варсонофий Оптинский с особой пастырской заботой призывал: «Деточки, берегите святую веру, это неоценимое сокровище, с ним войдёте в Царство, ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да ещё какого Небесного»[629]. Старец Амвросий Оптинский говорил, что каждый христианин обязан просить в молитве к Богу, чтобы Господь укрепил нашу веру, потому что вера есть именно то, что соединяет нас с Богом, ведёт к Нему. И «если апостолы, будучи ещё несовершенными, говорит батюшка, молились Господу, чтобы приложил им веру, то кольми паче нам, немощным и изнемогающим в вере, прилично и потребно молиться, чтобы Господь преложил неверие наше в веру, и отгнал дух сомнения и нерассудного недоумения»[630]. Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «Совершенная вера соединяет душу верного со Христом, как невесту с женихом; она привлекает к нему благодатные дары Святого Духа, соделывает радость и утешение в сердце. Устремляя всё существо человека к Богу, к вечной и непреходящей жизни»[631]. Преподобный Макарий Оптинский советует всегда «прибегать к сокровищам веры и всем сердцем отвергать разум, наводящий сомнение касательно будущей жизни»[632]. Вера помогает христианину идти путём нравственного преображения, становиться духовным, она укрепляет, помогает переносить скорби и страдания. Преподобный Глинский старец Серафим (Романцев) писал: «Жизнь духовная действует верою, а вера свидетельствуется делами»[633]. «Как движущая сила нравственного роста христианина, вера непременно проявляется во всех его внешних действиях и поступках. Своим выражением вовне, истинная вера как бы охватывает всю личность человека, всю сущность его внутренней жизни и внешнего поведения»[634], – пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов). Отец Иоанн считал, что «вера является тем основанием, на котором строится здание христианских добродетелей»[635]. Имеющий настоящую веру, имеет в сердце своём Христа. Оптинский батюшка преподобный Макарий пишет: «Вера же и в великих бедах, скорбях и болезнях подаёт больным утешение, вера утверждает нас в Промысле Божием, что без воли Его, и влас главы нашей не погибнет, и что всякие скорби и болезни попускаются нам иметь по недоведомым нам судьбам Божиим, к пользе нашей, и мы не можем постигать разумом, но только верою утверждаемся»[636]. И «если страдает тело, страдает и душа; а если бы душа была укрепляема верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущённый же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умножает»[637]. Преподобный, объясняет: вера – не только голое знание, что Бог наш Создатель, а надежда на Бога, постоянное упование и доверие Ему. Вера должна быть крепкой и живой, «ибо лицемерие хуже неверия»[638], говорит преподобный Амвросий Оптинский. Как говорит преподобный Никон, чтобы сохранить веру, «нужно воздерживаться от всякого греха, молиться, просить помощи Божией»[639]. Схиархимандрит Иоанн Маслов считал, что вера особенно укрепляется от чтения и слышания Священного Писания[640], а также особенно укрепляет веру причащение Святых Христовых Таин. «Без причащения Животворящих Таин Христовых, вера, быть и сохраниться в сердце человеческом не может, – пишет старец. – Святое Причастие не только служит сохранению правой веры, но и является самым действенным средством её совершенствования»[641]. Вера, настоящая и живая, неотделима от искренней и сердечной молитвы, по словам отца Макария Оптинского, молитва способствует образованию настоящей «живой веры»[642]. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал, что от веры рождается истинное христианское терпение: «Вера убеждает в том, что все скорби временны и за ними последует вечная радость»[643].

Рассматривая учение Оптинских и Глинских старцев о вере видно, что оно пропитано святоотеческим духом. Живая вера должна стать для христианина той надёжной опорой, которая поможет ему идти путём нравственного совершенствования, поэтому старцы считали, что без веры достигнуть спасения не возможно. Вера в понимании старцев не может находиться в статическом состоянии, она должна постоянно возгреваться и возрастать, если же она холодеет, то она тут же оскудевает. Поэтому старцы призывали к постоянной внимательной жизни, предавая большое значение правильному изучению Священного Писания и творений святых отцов, а также постоянному участию в Святых Церковных Таинствах, особенно в Таинстве Святой Евхаристии. В понимании Оптинских и Глинских старцев, вера, являлась полным доверием и надеждой на Бога. Вера придавала им духовные силы стремиться к Богу, совершать подвиг нравственного совершенствования.

 

Date: 2015-11-14; view: 448; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию