Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Охарактеризуем отношения совместимости1.Совпадение объёмов понятий. Совпадение объёмов понятий говорит о том, что объём одного понятия равен объёму другого. Такие понятия называют равнообъёмными или взаимозаменяемыми (эквивалентные понятия). Совпадение объёмов понятия можно наблюдать на примере таких понятий как «студент» и «обучающийся в высшем учебном заведении». Такое отношение изображается в виде совпадающих кругов: А – студент; В – обучающийся в высшем учебном заведении. 2.Отношения пересечения. Пересечение объёмов понятия – пример их частичного совпадения. Иллюстрация такого частичного совпадения – понятия «студент» и «отличник». Схематически это выглядит так:
А В
А – студент; В – отличник. Здесь наглядно выражено, что часть студентов является отличниками, а часть учащихся на отлично – студентами. 3.Отношения подчинения. В таком случае имеется ввиду включение объёма одного понятия в объём другого в качестве его части. Речь идёт, конечно, не только о двух понятиях. Число их не ограничено. А В С
А – высшее учебное заведение; В – университет; С – морской университет.
Понятие, имеющее больший объём, именуется подчиняющим. То, что имеет меньший объём – подчинённым. Если в отношении подчинения находятся два понятия. То подчиняющее называют родом, а подчинённое – видом. В таких отношениях, например, находятся понятия «геометрическая фигура» и «окружность». Когда же отношения подчинения имеют место между общим и единичным (индивидуальным) понятиями, то подчиняющее выступает в роли вида, а подчинённое именуется индивидом. Например: «приморский город» – «город Одесса». Перейдём к отношениям между несовместимыми понятиями (отношениям несовместимости). 1.Отношения соподчинения. Такие отношения характеризуются взаимным исключением объёмов рассматриваемых понятий. То есть их объёмы не накладываются друг на друга и не пересекаются. Это имеет место тогда, когда речь идёт о понятиях, которые имеют общий род и взятые в отдельности подчинены ему как самостоятельные виды, обладающие одно и той же степенью общности.
А В С А – учащиеся (род); В – студенты (вид); С – школьники (вид). Подобная схема может включать в себя разное число понятий. 2.Отношения противоположности. Начнём их характеристику с некоторой оговорки. В принципе этот вид отношений следовало бы рассматривать как разновидность соподчиненности (наряду и с отношениями противоречия). Однако традиция рассматривает их не столько в пределах соподчинённости, сколько делая акцент на их специфике – то есть не в пределах первых, а наряду с ними. По сути, здесь речь идёт, конечно же, о некотором логическом отступлении (непоследовательности), в пользу некоторой самостоятельной практической значимости таких видов отношений. В данном случае формальная логика соотнесения объёмов понятий уступает место содержательной логике отображения степени их конфликтности. При этом простые отношения соподчинения рассматриваются как нейтральные, противоположные как конфликтные, а противоречивые – как остро (бескомпромиссно) конфликтные, антагонистические (что мы и увидим далее). Важнейшей особенностью здесь является и то, что в отличие от простого соподчинения, данные отношения исключительно парные, а не многоместные. В отношениях противоположности находятся пара понятий, каждое из которых выражает какой-либо признак, однако эти признаки не могут принадлежать одному и тому же предмету одновременно. Если один признак присутствует, то другой исключается. Нельзя быть одновременно белым и чёрным, красным и зелёным, прокурором и адвокатом и т.д. Один признак, подменяет собой другой. Тем не менее, такая подмена не исчерпывает и других вариантов. Совсем ведь не обязательно быть только либо белым, либо чёрным. Можно быть и серым, и синим, и жёлтым, например. Специфика конфликтности противоположных понятий в том, что, принадлежа одному родовому понятию, они не исчерпывают целиком и полностью его объёма. Схематически это изображается так:
А В
А – белый; В – чёрный. Как видим, часть круга, изображающего объём родового понятия (цвет), включающего понятия А и В остаётся ещё свободной для других понятий. Между А и В всегда может быть нечто среднее. Не будучи прокурором, совсем ведь не обязательно быть адвокатом. Можно быть и обвиняемым, к сожалению. 3.Отношения противоречия. Так же, как и отношения противоположности, отношения противоречия, будучи парными, подразумевают взаимное вытеснение содержания одного понятия содержанием другого. Это означает полную несовместимость их объёмов в пределах одного и того же предмета (в одно и то же время, в одном и том же отношении). Однако, в отличие от предыдущего случая, объём противоречащих понятий исчерпывает полностью объём их родового понятия. Второй особенностью подобного отношения является то, что в отношения противоречия вступает такая пара понятий, одно из которых является чистым отрицанием первого. Образно говоря, оно есть чистое «НЕ» без малейшего намёка на какое-либо утверждение чего-то иного. «Белый» – «небелый», «человек» – «нечеловек», «физический» – «нефизический». Графическое выражение таких отношений имеет следующий вид: А не-А В целом, знание отношений между понятиями представляет очень важный элемент изучения логики. Оно помогает контролировать правильность мысли, гарантирует точность её выражения, уберегает нас от логических ошибок и даже влияет на овладение стилистикой речи.
|