Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История с протестом26 сентября 2001 г., т. е. уже более, чем через год после кассационной точки в деле об убытках, в числе прочей входящей заводской почты поступил Конверт из Высшего Арбитражного суда РФ. В конверте -—копия протеста заместителя Председателя суда от 12 сентября 2001 г.[140] на три последних акта дела об убытках — решение от 13 марта и постановления от 29 июня и 31 августа 2000 г. Практикующие юристы отлично знают, как трудно добиться принесения протеста[141]. Поэтому они отлично поймут, что испытали юристы, а вслед за ними — и руководство Автозавода. Состояние их было близким к шоковому, в особенности — состояние руководства, которое, как известно, во всем склонно усматривать «политическую» окраску. Раз принесен протест, значит, кто-то копает под Завод; судя по всему — кто-то ужасно могущественный, а иначе как бы он смог убедить заместителя Председателя принести протест? Естественно, протест прочли, проанализировали, подготовили и направили отзыв, но состояния от этого не стало не только более спокойным, но и даже менее удрученным. Возможно, что его поддержанию способствовало содержание протеста: ничего нового, — такого, что уже не звучало бы из уст «Лужников» и не было бы предметом обсуждения — в нем не было. И тем не менее — вот он, протест! «Суд апелляционной инстанции, — писал протестант, — обоснованно указав на неприменимость вексельного права к долговым обязательствам и необходимость руководствоваться в данном случае нормами гражданского законодательства, в то же время не учел, что квалификацияпризнанных недействительными векселей в качестве долговых расписок ответчика свидетельствуег о том, что ответчик принял на себя обязательство по передаче держателю указанных долговых расписок выпускаемой им продукции, стоимость которой равна „вексельной" сумме. — Данное обязательство не противоречит законодательству и регулируется общими положениями об обязательствах. — В соответствии со ст. 309 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства влечет для должника обязанность возместить причиненные кредитору убытки (ст. 393 ГК). —Учитывая, что АКБ „Лужники-банк" уплатил за приобретенные им векселя... денежные средства, а Автозавод не исполнил свои обязательства по передаче АКБ „Лужники-банк" выпускаемой им продукции, истец имеет право требовать от ответчика возмещения понесенных убытков». Протест завершался просьбой к Президиуму Высшего Арбитражного суда состоявшиеся по делу судебные акты отменить, а дело направить на новое рассмотрение, дабы суд первой инстанции мог проверить правильность исчисления и основательность требования упущенной выгоды. Те, кто уже прочёл наши «Три круга суда», а также те, кто внимательно следил за перипетиями этого многострадального дела, конечно же сразу укажут ошибку в рассуждениях уважаемого заместителя Председателя. «Ответчик принял на себя обязательство по передаче держателю указанных долговых расписок выпускаемой им продукции, стоимость которой равна „вексельной" сумме» — хорошо, допустим. Но какую продукцию следует передавать? Автозавод выпускал и выпускает более 700 наименований готовой продукции — начиная от автомобилей различных моделей и модификаций, и кончая широчайшим ассортиментом запчастей и сопутствующей продукции. А обязательство — это гражданское правоотношение, содержанием которого является требование кредитора и корреспондирующая ему обязанность должника совершить определённое действие, в частности — передать имущество (п. 1 ст. 307 ГК). Действие, о котором упоминали квази-векселя— «передача продукции Автозавода» — необходимой !6т%пеш>ю определённости явно не обладает. Об этом свидетельствовали, надо отметить, и многочисленные обращения.самого истца, предлагавшего согласовать наименование, ассортимент и количество продукции, подлежащей поставке,.,,Нр раз такие предложения от истца поступали, значит, он сам же признавал, что до сих пор все указанные параметры не согласованы. Коли так — нет предмета обязательства, ибо согласование наименования подлежащего передаче имущества и его количества, является безусловно необходимым для установления обязательства по передаче имущества в собственность, о чем свидетельствует, в частности, норма п. 3 ст. 455 ГК. Да, буквально говоря, она относится только к такому обязательству передачи, которое возникло из договора купли-продажи; по существу же эту норму поместили в данном разделе ГК только лишь потому, что именно договор купли-продажи (в его многочисленных разновидностях) является наиболее типичным и естественным основанием возникновения обязательств по передаче вещей в собственность. Её содержание обусловлено ведь вовсе не тем, из какого основания возникает обязательство, — из договора купли-продажи, или иного, — а направленностью этого обязательства. Направленность эта — передача имущества в собственность (или иное широкое вещное право); объект же права собственности не может быть определён признаками родовыми — только индивидуальными. До тех пор, следовательно, пока предмет обязательства по передаче имущества в собственность в достаточной, для установления на него права собственности приобретателя, степени не индивидуализирован, требование кредитора и обязанность должника (обязательство) по его передаче, никак невозможно считать возникшими. В этом ключе был составлен отзыв на протест; кстати, почти что сразу его пришлось задействовать и в другом деле—деле с ООО «Логос-Груп» (см. предыдущий очерк); так что работа по протесту в любом случае даром не пропала. Автозавод стал ждать извещения о дне рассмотрения протеста на Президиуме. Дождался, Но не рассмотрения протеста, а искового заявления ООО «Логос-Груп», по которому уже 30 ноября 2001 г. состоялся первый судебный акт (об этой эпопее — см. предыдущий-і'очерк). Дело «Логоса» отмотало один круг, потом другой и^н'йконец, две трети третьего круга, после чего завершилось (10'февраля 2003 г.), а рассмотрения протеста все не было и не было. Спору нет — дела в Высшем Арбитражном суде лежат довольно долго — но чтобы больше полутора лет, да без единой реакции — это даже для ВАС слишком! Удивительнее всего было то, что и в канцелярии Высшего Арбитражного суда по этому вопросу долгое время не могли сообщить ничего определённого. Выл такой протест принесен? Был. Назначено рассмотрение. Нет не назначено. А почему? когда можно ждать назначения?... Но вот в начале июля 2003 г. Завод получил по почте... исковое заявление. Да-да: исковое заявление АКБ «Лужни-ки-банк» о взыскании 42 млн рублей убытков, причиненных нарушением Автозаводом договорных обязательств. Из этого заявления и узнали впервые нечто определённое о судьбе протеста: оказалось, что прошло уже более года после того, как протест был отозван (29 мая 2002 г.). Протестант передумал: отозвал ранее им же принесенный протест. И в исковом заявлении, и в письме заместителя Председателя об отзыве протеста указывалось, что протест отзывается потому, что «Л КБ «Лужникм-банк» не обращался с иском к Автозаводу». Такой отзыв поверг всех в ещё большее изумление, чем сам протест. Да как же «не обращался»? А что же «Лужни-ки-банк» делал все это время, начиная с середины 1998 г.? Истец (судя по присланному им исковому заявлению) истолковал формулировку, обосновывающую отзыв протеста, в том смысле, что ему следует по-прежнему обратиться с иском о возмещении убытков, но не к нескольким ответчикам, как он это делал раньше, а только к одному ответчику — Автозаводу. Но повторное обращение с одним и тем же иском к одному ответчику не имеет никакого смысла, ибо оно никаких новых возможностей, в сравнении с ранее уже имевшим место обращением к нескольким ответчикам, истцу не дает. Истец уже обращался к Автозаводу (причем, не только к нему), и именно с иском о возмещении убытков, и именно — причиненных нарушением обязательств. Мотивировка отзыва протеста в том её виде, в котором её представил истец, откровенно противоречила бы фактическим обстоятельствам дела и становилась бы бессмысленной. По неоднократном внимательном прочтении как Отзыва, так и самого отозванного протеста, юристы Автозавода пришли к иному выводу. Отзывая принесенный им протест, заместитель Председателя Высшего Арбитражного суда имел в виду, что Истцу следовало воспользоваться другим способом защиты нарушенного права, предъявить другой иск, который им пока ещё к Автозаводу не предъявлялся. Почему? Потому что ни один из ранее предъявленных исков — о взыскании сперва долга по векселям, а затем — суммы договорных убытков — не смог послужить средством защиты нарушенного (по мнению Истца) права. Этот вывод очевидно следует из того обстоятельства, что оба предъявленных им иска остались, в конечном итоге, без удовлетворения. Какой именно, по мнению заместителя Председателя, иск следовало бы предъявить истцу для защиты своего нарушенного права — естественно, мы можем только гадать; заметим лишь, что и в нем Истцу должно быть отказано, поскольку (как уже было обосновано выше) спорные документы не удостоверяют, по сути, никаких требований — ни вексельных, ни общегражданских; ни денежных, ни товарных. Истец понял письмо об отзыве протеста иначе: фразу «АКБ „Лужники-банк" не обращался с иском к Автозаводу» он прочёл так: «АКБ „Лужники-банк" не обращался с иском об убытках к Автозаводу». Возникло новое дело об убытках.
|