Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Так ли плохо быть фантазером





(о воображении)

Многие люди, особенно в детском и подростковом возрасте, любят фантазировать, но вряд ли задумываются, каким образом это происходит.

В рождении фантазий участвует воображение — один из пси­хических процессов (с восприятием, памятью, мышлением вы уже познакомились).

Благодаря воображению мы можем побывать в прошлом и будущем, спуститься глубоко под землю, перенестись на любую планету, увидеть животное, которого никогда не было на Земле, представить невидимый град Китеж и затонувшую Атлантиду.

Воображение помогает воссоздавать образы и действия лите­ратурных героев. По описанию мы представляем Наташу Росто­ву, князя Болконского, княжну Марью и других героев «Войны и мира», если даже не смотрели фильм. Воображение позволяет нам «видеть» географические места, исторические события, вос­принимать чертежи.

С человеком, лишенным фантазии, было бы невероятно скуч­но, он ведь не может мечтать, строить планы на будущее, пред­полагать что-то, предчувствовать и т.д.

Научное понимание фантазии и житейское также различны, как научная и житейская психология.

На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и поэто­му не имеет никакого практического значения

В научном понимании воображение — это способность пред'; ставлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение играет важную роль в деятельности человека и двойственно только человеку. Все вещи, окружающие нас, сде­ланные руками человека, первоначально возникли в воображе­нии; прежде чем делать что-то, надо себе это ясно представить.

Если вы лепили всадника из пластилина, то представляли, как он будет выглядеть и какой цвет вам понадобится; начиная вы­шивать узор, надо вообразить, как расположить его на материа­ле; «конструируя» машину или самолет, вы также сначала со­здавали их образы в своей голове, исходя из набора деталей конструктора «Лего».

Итак, основой воображения являются образы. Образы вооб­ражения опираются на образы памяти, но существенно отлича­ются от них.

Образы памяти — это неизменные, по возможности правиль­ные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличают­ся от того, что можно наблюдать в реальности. Поэтому образы воображения более или менее близки восприятиям.

Суриков увидел черную ворону на белом снегу. Реальные об­разы, полученные путем восприятия, — ворона, снег, — в его воображении породили образ боярыни Морозовой, которую он, конечно, не мог видеть, но читал о ней и она запечатлелась в его памяти.

Вы видите, что образы воображения близки образам восприятия. Однако их принципиальное отличие от восприятий состоит в том, что для их функционирования не нужно продолжать фи­зические контакты с миром.

Теория и практика отключения от внешнего мира детально разработаны в тибетских религиозных культах. По свидетельству очевидцев, в том числе европейцев, тибетские отшельники не только не сходят с ума (как это произошло бы с неподготовлен­ным человеком), но испытывают радость, наслаждение от обще­ния с самим собой, образами и мыслями, хранящимися в их тренированной памяти, в психике.

Особое состояние, когда человек полностью сосредоточива­ется на своем внутреннем мире, самоуглубляется, называется медитацией (от латинского слова meditatio — размышление, мыс­ленное созерцание). Один из видов медитации — йогу — вы знаете. Медитация основана на воображении.

Воображение тесно связано с внутренними органами, что позволяет управлять их работой. Однако управлять означает не приказывать, а представлять. Например, нельзя себе приказать, чтобы началось слюноотделение или прекратилось сильное серд­цебиение. Но если закрыть глаза и представить, что вы медленно режете спелый желтый лимон и ломтик за ломтиком кладете в рот, то можно ощутить слюну во рту. Если вы представите, что лежите на зеленой лужайке под теплым солнцем на голубом небе, заставите себя услышать пение птиц, ощутить запах цветов, то ритм сердца восстановится — оно будет биться ровно и сильно.

Французский аптекарь Эмиль Куэ использовал это свойство человеческого воображения и создал оригинальную систему ле­чения. Он считал, что основной причиной болезней является воображение человека. Для того чтобы излечиться, он предла­гал больным несколько раз в день, приняв удобную позу, рас­слабляться и внушать себе: мне становится лучше и лучше. Эти слова следовало повторить 20—30 раз. Здоровье у двоих чело­век из трех, как ни удивительно улучшалось.

На этом методе основан аутотренинг)— комплекс мер воз- ~ действия на собственное физические и психическое состояние, получивший широкое распространение.,

Воображение позволяет человеку мысленно видеть движение своих рук и ног. Спортсмены нередко используют этот прием, который получил название «идеомоторная тренировка». Благо­даря такой тренировке гимнаст представляет себе сложный прыжок, штангист мысленно поднимает штангу, а легкоатлет мысленно пробегает стометровку. Тренеры рекомендуют спорт­сменам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала до конца. Идеомоторная тренировка вызывает те же процессы, что и обычная тренировка: мозг передает команды мышцам, просто само движение не осуществляется, хотя его можно обнаружить.

Проведите простой опыт. Сделайте маятник: к нитке привя­жите небольшой грузик. На листе бумаги нарисуйте круг, разде­ленный пересекающимися под прямым углом линиями. Затем поставьте локоть на стол и возьмите свободный конец нити боль­шим и указательным пальцами. Закройте глаза и представьте как можно ярче в течение нескольких минут, что маятник со­вершает движения по одной из линий. Открыв глаза, вы убеди­тесь, что маятник действительно движется, хотя ваша рука бы­ла неподвижна.

С этой особенностью нашего воображения мы часто сталки­ваемся. Например, мы без всяких затруднений пройдем по до­ске, которая лежит на земле или на полу; испытаем легкое заме­шательство, если она перекинута через неглубокую канаву, яму, но пройдем благополучно.

Но если эта же доска переброшена через глубокий котлован (овраг, ущелье), то представление об опасности, порожденное нашим воображением, не позволит нам пройти не упав.

Вы, вероятно, видели в цирке или по телевизору выступле­ния канатоходцев. Они не смотрят ни вниз, ни на канат перед собою, а нащупывают носком ноги свой следующий шаг. Иногда артист выступает с завязанными глазами. Многие зрители думают, что это «высший пилотаж», и спорят, подглядывает он или лет. Нет, не подглядывает, наоборот, закрыв глаза повязкой, подстраховывается, чтобы случайно не посмотреть вниз — ведь иногда мозг пошлет «неправильный» импульс и артист может упасть. Конечно, виртуозное мастерство канатоходцев достига­ется упорными, длительными тренировками.

А замечали ли вы, что подъем по лестнице с просветами меж­ду ступеньками и с перилами, огражденными не прутьями, а прозрачными пластиковыми щитами, вызывает затруднение, че­ловек неосознанно испытывает чувство тревоги от увеличиваю­щейся глубины под ногами и незащищенности.

Воображение играет очень важную роль в нашей жизни. Оно необходимо не только писателям, художникам, композиторам::я создания образов, выбора тем, сюжетов произведений. Без фантазии ученые не могли бы выдвигать предложения о причинах тех или иных явлений, ученики не могли бы изучать исто­шно, географию, астрономию, биологию и другие предметы, так как все они требуют представления описываемых картин. Высшая деятельность души — так немецкий психолог Г.Эббингауз называл творчество — никогда не проявилась бы ни в искусстве, ни в науке, ни в технике, если бы наше психическое развитие остановилось бы на уровне ощущений или восприятий и не обогатилось бы процессом воображения.

Сила и ценность образов, представлений, идей, возникших благодаря воображению, состоит не в их точном соответствии восприятиям, как часто думают. Некоторые люди обладают способностью очень долго видеть мысленным взором все детали ранee воспринятого (такая зрительная память называется «эйдетизм»), но создать что-то новое они не могут, среди них нет гениев, а если таковой и появится, то вопреки эйдетическим представлениям.

В то же время образы воображения связаны с реальными объектами, предметами. Создавая новую машину или ракету, человек мысленно опирается на известные ему части, детали и га, Изображая жителей Марса, писатель-фантаст Герберт Уэллс придал им «черты» земных обитателей, использовал в описании >..ем знакомые предметы. Так голова марсианина похожа на метал­лический цилиндр, снабженный клювом птицы, ноги напомина­ет конечности насекомого и в общем марсианин оказался похо­жим на огромного спрута Чем шире и богаче знания человека, его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более инте­ресные и неординарные образы возникают в его воображении.

- Возможность воображения(«забегать вперед), предвидеть на­ступление каких-либо событий делает его похожим на мышле­ние. Однако если мысль опирается на факты и доказательства, то для фантазии это необязательно. Воображение использует конкретные образы и яркие представления. Иногда образы вооб­ражения настолько сильны, что могут сыграть и отрицательную роль.

Если человек попадает в опасную ситуацию и ожидает непри­ятного исхода, то его фантазии обычно гораздо сильнее реально­сти. Недаром говорят: «У страха глаза велики». Именно поэтому человек в панике может выпрыгнуть из окна горящей квартиры вместо того, чтобы дождаться, пока пожарные установят лест­ницу. Или пассажир тонущего корабля прыгает за борт, не умея плавать, хотя разумнее было бы поискать спасательный круг или плотик.

В ситуации спланированной воображение, наоборот, «отста­ет», «не срабатывает», вернее, не является препятствием для действий, грозящих гибелью.

Например, дуэлянты стрелялись на очень жестких условиях (вспомните дуэль Онегина и Ленского — противников разделяли 10—11 шагов, не считая барьера) и, конечно, хорошо пред­ставляли, что поединок может закончиться для обоих смертью от полученных ран, или один из них будет убит.

Более того, иногда человек специально создает рискованную ситуацию, чтобы испытать острое чувство опасности, показать свою смелость — проверить себя.

Поэт Н.Гумилев во время путешествия по Африке переправ­лялся через реку в корзине, подвешенной на канате, и раскачи­вал ее, рискуя свалиться в воду, кишевшую крокодилами. Делал он это сознательно, заметив на берегу, что деревья, за которые крепился канат, подгнили. Племянник Гумилева, сопровождав­ший его в поездке, рассказывал, что когда они добрались до берега, одно дерево рухнуло и канат оборвался.

Воображение человека имеет несколько степеней активности. Самая низкая активность воображения проявляется во сне, когда человек воспринимает какие-либо картины или образы независимо от своего желания. Несмотря на необычность сновидений в них нет ничего сверхъестественного. Во сне мы видим то, что случилось с нами ранее. Однако эти события предстают в но­вых, необычных сочетаниях, вне времени и мест, в которых они происходили. Во сне, например, могут встретиться люди, которые никогда не бывали вместе или даже жили в разные эпохи. Ни­кто не может заранее предсказать, что ему приснится. Однако психологи могут объяснить, почему приснился тот или иной сон.

Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того к чему человек стремится. Легко представить, о чем грезит спортсмен, готовящийся к соревнова­нию, или ученик, идущий на экзамен. Людям свойственно гре­зить о приятном и заманчивом.

Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении художественной, исторической при чтении художественной, исторической литературы, изуче­нии, зрительном восприятии чертежей, слушаний радиопередач. Этот вид воображения называется воссоздающим: мы на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создаем образ. Воссоздающее воображение являет­ся непременным атрибутом любой учебной деятельности.

Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, it того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описа­ние или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения человека, а также с его знаниями и опытом. Так, например, при рассмотре­нии звездной карты опытный учитель, имеющий солидный запас знании, выгодно отличается от ученика, который не может уз­нать в звездном небе ни одного созвездия.

Высший уровень активности воображения проявляется в творчестве. Такое воображение называется творческим. Творческое воображение — это создание совершенно нового, оригинально­го образа, произведения, не существовавшего до сих пор в дей­ствительности. Творческое воображение проявляется во всех сфе­рах деятельности человека: в искусстве, науке, технике.

Некоторые cчитают, что caмое сильное воображение у детей. Л.Н.Толстой в повести «Детство» пишет, как он рисовал: «У меня была только синяя краска... я изобразил синего зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца куст. Куст тоже мне не понравился; я сделал из него дерево, из дерева — скирд, из скирда — облако..».

Однако нельзя сказать, что чем необычнее образ, тем сильнее воображение.У детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают свои образы, беднее, чем у взрослых. Кроме того, взрослый человек неред­ко использует не только зрительные образы (например, букет из васильков, апельсин, портрет А.С.Пушкина), но и пред­ставления, полученные от других органов чувств: слуховые (гудок паровоза, удар грома, писк комара), осязательные (укол иглы, прикосновение к снегу, щелчок), обонятельные (запах лука, бензина, свежего сена), вкусовые (вкус соли, кофе, мо­роженого), двигательные (качание на качелях, кружение на месте, взмах руки).

Чем разнообразнее образы, созданные творческим воображе­нием, тем полнее и ярче воссоздающее воображение, которое они вызывают у нас.

Описывая Полтавскую битву, А.С.Пушкин использовал слу­ховые образы:

Шары чугунные повсюду

Меж нами прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский -— колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Особым видом воображения является мечта. Мечта — это форма воображения, направленного на будущее, то, к чему человек стремится. Мечты бывают реальные, когда человек точ­но знает, как достигнуть своей цели, и нереальные, оторванные от действительности, пустые. Бесплодные мечты имеют название — маниловщина. Вы, конечно, вспомнили Манилова из поэмы Гоголя «Мерт­вые души» с его безумными мечтами построить «огромнейший там с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву», и получить чин генерала за приятное обращение в необыкновенную дружбу с Чичиковым.

Нереальные мечты иногда называют грёзами, иронически говорят о ком-то: грезит на яву.

Но грезы не всегда имеют иронический оттенок, ведь это меч­та о прекрасном, хотя и несбыточном.

У Врубеля есть панно «Принцесса Греза», на котором изобра­жена ладья, уносящая принцессу прочь от земли, грубой реаль­ности в ее царство — царство мечты.

Грезы свойственны и отдельному человеку, и толпе. Обыч­ный человек плохо различает грезы и действительность, об этом свидетельствует восприятие миллионами телезрителей сериалов «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара» и др.

И еще один пример. По британскому телевидению демонст­рировался телесериал, в котором изображалась жизнь обыкно­венной семьи. У молодоженов, по замыслу сценаристов, должен был родиться ребенок. Однако продюсеры не согласились с та­ким развитием сюжета, потому что в штате не было дополни­тельной сотрудницы, чтобы принимать шерстяные шапочки, ко­торые телеманы будут присылать малышу. Значит, телезрители, будучи в здравом уме, путают реальное и воображаемое, ведь ребенок родился только в сценарии, а не в действительной жизни.

«Толпа не отличает сна от реальности», — пишет крупный современный психолог С.Московичи в своей книге «Век толп. Исторический трактат по психологии масс», вышедшей на рус­ском языке в 1997 г. в Москве.

Толпа, по его мнению, это не только огромные массы людей на площади, но и человек у телеэкрана, на конкурсе красоты и т.д.

Грезы не так безобидны, как маниловщина.. Если в сознание народа вдалбливается мысль о его превосходстве над другими народами и мировом господстве, или о построении общества все­общего равенства и всеобщего благоденствия, или о «преобразо­вании» природы (осушение болот, создание искусственных мо­рей, поворот рек), то катастрофа, политическая, национальная, социальная и экологическая, неминуема.

Однако многие мечты, самые невероятные, со временем ста­новятся реальностью, иначе и быть не может, без этого остано­вилась бы жизнь.

Привычные для нас бумага, автомобиль, самолет, авторучка, компьютер когда-то были только мечтой.

Чем длиннее история изобретения, тем больше изменений оно претерпевает, тем больше мечтаний человека в нем заключено. Это подтверждает история создания оконного стекла, са­мого обычного для нас предмета.

Как известно, первоначально окон в жилищах людей не было, их заменяли отверстия в стене хижины, избы. Защищаясь от холода, люди закрывали их пленками (бычьим пузырем, напри­мер), но они плохо пропускали свет.

В Сибири в XVIII в. окна в избах летом закрывали слюдой, а зимой... льдинами. Льдина растаивала за неделю, ее заменяли другой. Об этом писал А.Н.Радищев, сосланный Екатериной II в Сибирь за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». Меж­ду тем оконное стекло было тогда уже изобретено, но до кресть­янской избы оно еще не дошло.

Итак, оконное стекло изобрели, оно отвечало всем требова­ниям: хорошо пропускало свет, предохраняло жилище от холо­да. Казалось бы человек в этой области достиг всего, однако он на этом не остановился. Шло время, мечта гнала человека даль­ше. Появились стекла зеркальные (для витрин), пуленепробива­емые, звуконепроницаемые, тонированные.

Так осуществление одной мечты порождает другую, давая про­стор для воображения и творчества.

Пожалуй, только колесо — величайшее изобретение челове­ка — не подверглось изменениям за тысячелетия своего сущест­вования.

Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском, научном, литературном, художествен­ном. Полет фантазии человека всегда подкрепляется его знани­ями. Без знаний нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная законов языка и стихосложения. Процесс воображения то­же осуществляется по своим законам, включающим определен­ные способы или приемы. Процесс воображения состоит в мыс­
ленном разложении исходных представлений на составные час­ти и последующем их соединении по-новому.

Один из наиболее известных приемов воображений называется агглютинация, что в переводе с греческого означает «склеивание». С помощью агглютинации были созданы ска­зочные и мифологические образы русалки (голова и тело жен­щины, хвост рыбы, а волосы — зеленые водоросли), кентавра, сфинкса. По такому же принципу «построена» избушка на курьих ножках.

Леонардо да Винчи в трактате о живописи писал: «Итак, если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное жи­вотное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски ста­рого петуха и шею водяной черепахи». Вот это и есть агглюти­нация. Другой прием творческого воображения — акцентирование заключается в выделении, подчеркивании какой-то части пред­мета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирова­ние позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим нередко пользуются карикату­ристы: изображают.болтуна с длинным языком, любителя по­есть с большим животом.

Акцентирование, перенесенное на весь предмет, образ, явле­ние, увеличивает его — это гипербола, или уменьшает — это литота, обратная гипербола. Гипербола и литота — приемы творческого воображения, вы их знаете по литературе. В сказ­ках и былинах герой могучего телосложения, роста «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» наделен сверхчеловече­ской силой и побеждает целое войско врагов. Либо, наоборот, сказочный герой преуменьшен: мальчик-с-пальчик, девочка-дюймовочка.

Гипербола и литота широко используются в поэзии и прозе (у Некрасова — «мужичок с ноготок», у Гоголя — «редкая пти­ца долетит до середины Днепра» и т.д.).

На гиперболе и литоте построены образы великанов и лили­путов в романе Дж.Свифта. «Путешествие Гулливера».

Гиперболизация может достигаться также изменением коли­чества частей предмета: многорукий Будда, одноглазый циклоп, дракон с семью головами.

Еще один прием творческого воображения — схематизация, т. е. изображение чего-либо в обобщенном виде". Схематизация проявляется в национальных орнаментах и узорах вышивки, резьбы, росписи. По орнаменту, украшающему какую-нибудь вещь: прялку, вазу, чашу, горшок, книгу, икону и т.д., можно опреде­лить страну, где она создана и даже время ее создания.

В древнеегипетском орнаменте мы видим цветы лотоса, папи­рус, в древнегреческом — ломаные под прямым углом линии и элементы растительного и животного мира, в древнерусском —вязь (искусное соединение букв), фантастических животных и
птиц, фигурки людей.

Люди по-разному способны фантазировать Образы фантазии различаются по новизне, оригинальности, точности. У некото­рых людей образы воображения настолько яркие, сочные, отчет­ливые, что могут соперничать с образами реальности. А.Н.Толстой так развил в себе способность галлюцинировать, что часто путал реальное и воображаемое. Бетховен настолько ярко представ­лял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, со­здал знаменитую Девятую симфонию.

Психологи понимают под галлюцинациями такие представления, которые не зависят от внешних впечатлений и вместе с тем кажутся человеку совершенно реальными.

Действительно, во время галлюцинации человек ничего не воспринимает. Это след бывших ранее восприятий, болезненное "'^ представление, возникающее в сознании. Галлюцинации — это сан наяву. Человеку кажется, что он видит или слышит что-то, чего на самом деле нет, он может ощущать отсутствующий за­пах и даже чувствовать прикосновение. Он продолжает видеть, даже закрыв глаза, и слышать, заткнув уши.

Иногда человек способен зарисовывать свои галлюцинации. В творчество некоторых художников, страдавших душевными болезнями, причудливо вплелись и галлюцинации. У подлинных талантов зарисованные и описанные галлюцинации могут стать произведениями искусства.

Яркость образов воображения тесно связана с эмоциональ­ной сферой. Чувство страха заставляет человека представить опасности, а воображение может во много раз усилить чувство страха. Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения.
У людей неэмоциональных, холодных образы воображения обычно бледны и слабы.

Фантазии людей различаются также /по степени их реали­стичности и правдивости. Одни люди фантазируют в области нереальных представлений, другие — только в привычных для себя условиях, они скованны в своих фантазиях.

В одном из опытов пятиклассникам предлагалось рассмот­реть в учебнике географии картины «Саванна» и «Пустыня», а затем описать их словами, мысленно помещая одну картину перед собой на столе, а другую — позади себя на стене. Интересно, что картину, мысленно помещенную перед собой, они воспроиз­водили без труда, но представить картину позади себя оказалось гораздо труднее и словесное описание не удавалось. Ученики даже пытались повернуться и посмотреть на стенку.

Ученикам 8 класса было трудно вообразить техническую де­таль на основе заданных проекций. Образ детали создавался, но быстро «исчезал». Оказалось, что они представляют эту деталь как бы в воздухе. Когда было предложено мысленно поместить эту деталь на стол, образ стал устойчивым.

Воображение людей также отличается по тому, какие образы преобладают у них: зрительные, слуховые, двигательные и т.д. Жизненный опыт, профессия человека тоже влияют на его вооб­ражение: врачу легче представить, как будет развиваться бо­лезнь, пожарному — как будет распространяться огонь, а архи­тектору — в каком месте построить здание, мост и т.д.

Воображение связано с окружающим миром, широта вообра­жения зависит от знаний этого мира. Человек с широким вооб­ражением одновременно включает в образы воображения и звез­дное небо, и глубины моря и земли, и особенности людей, и достижения науки, техники и т.д. Нередко он привлекает и об­разы чисто фантастические. Широкое воображение обычно бо­гато по содержанию. Именно таким воображением отличались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ж.Верн, Г.Уэллс и другие писатели, воссоздавшие в своих произведениях современность и прошлые эпохи, будущее и жизнь на других планетах.

Воображение можно развивать, используя специальные при-емы. Один из таких приемов описан К.Паустовским в повести «Далекие годы».

В классе на столе учителя географии Черпунова стояли бу­тылки с желтоватой водой, залитые сургучом. На каждой бутыл­ке была наклейка: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо».

Здесь была вода из Волги, Темзы и т.д. Старый учитель любил показывать эти бутылки на уроках. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира. «Смотрите, — он взбалты­вал бутылку, — сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта».

Через несколько лет гимназисты узнали, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Черпунов придумал эти бутылки с наклейками, считая, что таким путем он дает толчок развитию воображения своих учеников.

В повседневной школьной практике существует целая систе­ма подобных приемов. Обучая учеников чтению топографиче­ского плана, им дают задание представить себе на основе этого плана реальную местность: мысленно подняться на холм и, стоя на его вершине, описать открывшуюся картину. Или предста­вить себя в лодке, плывущей вниз по реке, и описать ее левый берег и находящиеся на нем предметы.

Один из приемов развития образного мышления и воображе­ния состоит в том, что ученикам предлагается дать словесное описание картины, один из фрагментов которой закрыт. Ученик должен «домыслить» и включить его в свое описание. Побежда­ет тот, кто наиболее правильно и полно описал закрытый фраг­мент картины. (Прием разработан психологом И.В. Дубровиной.)

Неорганизованное воображение быстро теряет цель и перескакивает с одной темы на другую, с одного образа на другой. Это говорит о том, что фантазия, несмотря на кажущуюся лег­кость, зависит от волевых усилий и является результатом посто­янной напряженной работы. При этом человек ощущает подъем духовных сил, творческое волнение. Это состояние получило название вдохновение.

Вдохновение характеризуется повышенной активностью че­ловека, необычайной продуктивностью его деятельности, сознани­ем легкости творчества, переживанием одержимости и эмоцио­нальным погружением в работу.

И.С.Тургенев брался за перо, как пишут исследователи его творчества, под влиянием внутреннего побуждения, не завися­щего якобы от его воли.

Л.Н.Толстой называл влечение к сочинительству инстинк­тивным.

«Думаю, что как природа наделила людей половыми инстинкта­ми для того, чтобы род не прекратился, так она наделила таким же кажущимся бессмысленным инстинктом художественности некоторых людей, чтобы они делали произведения, приятные и полезные другим людям», — писал он во время работы над ро­маном «Воскресение».

Однако нельзя противопоставлять вдохновение и труд. Вдох­новение и есть труд, упорный, огромный, поистине титанический;

Когда много лет назад готовили к изданию полное собрание сочинений, дневников, писем Л.Н.Толстого, необходимо было вы­яснить последовательность редакций каждого произведения. Ре­дакторов охватила паника. Небольшая «Крейцерова соната» — 800 листов рукописей. Более 5 тыс. листов, исписанных с обеих сторон, насчитывали рукописи романа «Война и мир», а рукописи романа «Воскресение» занимали целый сундук. Вот что такое вдох­новение.

П.И.Чайковский говорил, что вдохновение — это такая гос­тья, которая не любит посещать ленивых.

Т.Эдисону приписывают фразу: «Изобретение — это 99% по­та и 1% вдохновения».

Творчески одаренные люди отдают много сил своему делу и в мгновения вселенского озарения облекают свое вдохновение в земные, «осязаемые» формы: у Леонардо да Винчи — это живо­пись, у Моцарта — музыка, у Пушкина — поэзия.

Состояние вдохновения является следствием ясности созна­ния, наплыва мыслей и образов, обострения памяти, внимания, страстной воли, направленной на достижение цели.

По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за катор­жный труд.

Практическая работа

Date: 2015-10-18; view: 1437; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию