Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы развития воображения





Упражнение 1. «НЕ МОЖЕТ БЫТЬ»

Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное или рассказывает слу­чай. Выигрывает тот, кто придумал 5 таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не сказал: «Бывает!»

Упражнение 2. «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

Кто-нибудь из учеников придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные реше­ния. Например: «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле».

«Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то...»

«Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»

Упражнение 3. «ЧТО НОВОГО?»

Для выявления скрытых, необычных свойств предметов необ­ходимо преодолеть привычный взгляд на эти предметы, стерео­тип действия. Например, спичка не только горит и светит, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом.

Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, морожено­го и т.п. Отмечают наиболее оригинальные, многочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о правильности сделанных предложений.

Упражнение 4 «СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА»

Называется какой-либо хорошо известный предмет, напри­мер, «книга». Надо назвать как можно больше различных спосо­бов его применения: книгу можно использовать как груз, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских спо­собов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет боль­шее число различных функций предмета.

Упражнение развивает способность концентрации на предме­те, умение открывать в нем разные неожиданные возможности использования.

Упражнение 5. «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»

Для выполнения упражнения нужны бумага и карандаш. Веду­щий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на рас­стоянии, подавая ему одну из четырех команд: «вверх», «вниз», «вправо», «влево». По команде карандаш перемещается в указан­ном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая ко­манда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом, на листе вырисовывается ломаная линия. Все «хо­ды» карандаша должны быть равны друг другу по своей длине.

На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а ведущий помогает выполнять их. Затем, убедив­шись в том, что все усвоили правила игры, ведущий предлагает чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Начинать чертить надо с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует (например, квадрат). Команды подаются по кругу.

Ведущий должен объяснить, что нельзя договариваться о том, к какой точке и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования кто-то не смог уследить за линией или ему пока­залось, что допущена ошибка, он останавливает игру командой «стоп!». После этого все, что нарисовано на воображаемых лис­тах, автоматически «стирается». Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисо­вана, ведущий предлагает следующую, более сложную.

Упражнение 6. «ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН»

Описывается какая-то необычная ситуация, например: «вер­нувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать поболь­ше причин случившегося, возможных объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («прилет марсиан»). Побеждает тот, кто назвал больше разнообразных причин.

Упражнение направлено на развитие широты воображения и мышления, всестороннего анализа, ситуации.

Упражнение 7. «ТЕРМОМЕТР»

Участники разбиваются на пары. Один в каждой паре закры­вает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя, что он держит какой-то нагретый предмет. Через 5 мин партнер тща­тельно ощупывает обе его руки и пытается определить, какая из них теплее. После этого партнеры в парах меняются ролями или меняются партнеры.

Упражнение 8. «АНТИВРЕМЯ»

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за го­род». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все отно­сящиеся к ней события в обратном порядке — с конца.

Упражнение 9. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ»

Участники удобно располагаются в креслах. Один из них по­лучает задание от ведущего или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От «лица» этой вещи он начинает рассказывать о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, он дает задание следующему иг­року и т.д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит ее участникам большую раскованность и пси­хологический комфорт. Постепенно «перевосплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от по­верхностных, чисто внешних описаний к выражению настро­ений, чувств и т.д.

Упражнение 10. «ГРУППОВАЯ КАРТИНА»

Все участники рассаживаются в круг. Один держит в руках чистый лист бумаги и воображает нарисованную картину. Он детально ее описывает, а остальные пытаются «увидеть» на лис­те то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает «создание» воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше.

Ведущий должен предупредить, что вообразить надо именно картину, а не развивающийся сюжет. Описания должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение дета­лей. Окончание работы объявляет тот, кто считает, что картина уже перегружена деталями.

Упражнение 11 «ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ»

Задача 1. Разместите 10 стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) их было одинаковое количество. (Два стула нужно поставить по углам, и они таким образом будут относиться сразу к двум стенам).

Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую мину­ту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь через минуту снова делятся пополам — и так до бесконечности. Изве­стно, что через 5 часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки? (Через 4 ч 59 мин.)

Задача 3. Та же самая ситуация, но в банку с самого начала поместили не один микроб, а два. Через сколько времени та же самая банка наполнится? (Разница с первой задачей лишь во времени деления одного микроба, т.е. в одной минуте. Поэтому ответ — 4 ч 59 мин.)

Упражнение 12 «ПОРУЧЕНИЯ ПО ПРЯМОУГОЛЬНИКАМ»

На ваших бланках прямоугольник, разделенный на 16 частей. Мысленно надо пронумеровать эти части слева направо. По строч­кам ставить номера на бланке запрещается. Вам будут подавать­ся команды соединять центры квадратов или их стороны прямы­ми линиями. Например, провести линию из центра 2-го квадрата к середине нижней стороны 8-го квадрата и затем в центр 13-го квадрата. (Показать на плакате.) Время на выполнение каждого задания объявляется. Делайте, что запомнили и что успеете Ошибочные линии не проводите. Лучше пропустите задание, ес­ли не успеваете. Отдельные действия выполняйте сразу после команды. Что не понятно? (Ответить на вопросы.) В ходе выпол­нения задания вопросы не задаются. Всего будет предъявлено 10 заданий.

1. Соединить центр 2-го квадрата с центром 5-го квадрата. 7 секунд.

2. Провести линию от левой стороны 1-го квадрата в правый верхний угол 2-го квадрата. 7 секунд.

3. Разделить квадрат на 9 равных частей. 10 секунд.

4. Соединить левый нижний угол 10-го квадрата с верхним правым углом этого же квадрата и затем продолжить линию до середины левой стороны 6-го квадрата. 10 секунд.

5. Соединить центр 4-го квадрата с центром 8-го квадрата. Продолжите линию к середине левой стороны этого же квадрата и затем продолжите ее в верхний правый угол 4-го квадрата. 15 секунд.

6. Проведите линию от середины правой стороны 3-го квадра­та к центру 7-го квадрата, затем к середине правой стороны 6-го квадрата и затем в центр 1-го квадрата. 15 секунд.

7. Проведите линию от середины левой стороны 9-го квадрата к центру 14-го квадрата, затем к середине нижней стороны 1-го квадрата, затем в центр 13-го квадрата и затем в центр 9-го квадрата. 15 секунд.

8. Проведите линию от середины нижней стороны 8-го квад­рата к середине правой стороны 11-го квадрата, затем к середи­не верхней стороны 16-го квадрата, затем к середине правой стороны 12-го квадрата, затем в центр 12-го квадрата и затем к правому нижнему углу 7-го квадрата. 15 секунд.

9. Проведите линию из нижнего правого угла 14-го квадрата к середине левой стороны 15-го квадрата, продолжите ее к середине нижней стороны этого же (15-го) квадрата, затем к середине правой стороны 12-го квадрата. 15 секунд.

10. Поставьте маленькие крестики в центрах 3-го, 7-го, 10-го квадратов, 2 маленьких крестика в середине 16-го квадрата, ма­ленький кружок в левом нижнем углу 7-го квадрата и маленький треугольник в середине 6-го квадрата. 15 секунд.

После этого подать команду «стоп».

Оценка выводится по количеству очков за правильно выпол­ненное задание (1—2-е задание — по 1 очку; 3—4-е задание — по 2 очка; 5—6-е задание — по 3 очка; 7—8-е задание — по 4 очка; 9—10-е задание — по 5 очков):

Оценка

в баллах 98 76 5 4321

Очки

за правильно 25 22—24 18—2015—17 12—14 9—11 6—8 4—5 3

выполненное

задание

Задание может выполняться дважды по аналогичным коман­дам. Тогда за основу берутся средние результаты.

Упражнение 13. «РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ»

Упражнение представляет собой целостную систему приемов развития гибкости воображения и мышления.

I. Изменение привычных временных связей

1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временном ряде (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — «выстрел»).

2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный, обратный (например, гром — молния).

3. Прием резкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рож­дения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человека настоящего и будущего).

4. Прием перемещения вдоль всей временной оси существо­вания некоторого предмета (например, телевизор — его роль в настоящем, изменение ее в будущем, прототипы телевизора в прошлом).

II. Изменение привычных пространственных связей

1. Прием замены привычных пространственных связей на не­обычные (например, автомобиль — на/под — дорога — надо описать).

2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъеди­ненных в пространстве (травинка — авторучка, ягода — карти­на и пр.).

3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве пред­метов (рыба без воды, магазин без товаров).

III. Изменение привычных связей общности

1. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитает­ся признак «округлость» — плоская земля и что на ней про­исходит).

2. Прием усиления связей по общности (или действию) меж­ду первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: «дождь» и «ракета» — падают на землю. Разложить воду на кислород и водород — топливо для ракеты.

3. Прием замены привычных отношений на прямо противопо­ложные (например, дым полезнее чистого воздуха).

IV. Изменение привычных связей преобразования действий

1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможно­сти производить привычные действия, преобразования (автомо­биль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не ве­сит, пища, которой не насыщаются).

2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов).

3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остает­ся на том же месте).

4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма, или холод пря­чется от человека).

5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перево­зит не 50, а 100 тыс человек).

6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления (дом — палатка — шалаш — тент).

7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобран­ных объектов: берется группа связанных предметов, роли разда­ются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стю­ардесса).

8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетический объект).

ВОПРОСЫ

1. Какова роль воображения в жизни человека?

2. Откуда берется материал для создания образов фантазии?

 

3. Как можно использовать воображения для лечения бо­лезней?

4. Какие существуют виды воображения?

5. Какие приемы можно использовать для создания образов фантазии?

6. Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, акцентирование) использованы для создания образов творческо­го воображения.

По каким признакам это можно установить? А. В древних мифах и легендах описываются фантастиче­ские существа — кентавры с головой мужчины и телом ло­шади, сфинксы с головой женщины и телом льва, драконы и т.д.

Б. А то свищет Соловей да по-еоловьему,

Он кричит злодей Разбойник по-звериному. И от его лито от посвисту соловьего, И от его ли-то от покрику звериного. То все травушки-муравы уплетаются. Все лазуревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, А что есть людей, то все мертвы лежат.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

В....старый старичок:

Худой! как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна.

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

— Что сделаю для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

A.M. Горький. Старуха Изергиль

Г. Поглядел богатырь в руку правую,

Увидал тут Илью Муромца, Он берет Илью за желты кудри, Положил Илью да он к себе в карман, Илью с лошадью да богатырскоей...

«Илья Муромец и Святогор»

7. Какой прием воображения использован изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экска­ватора, троллейбуса и других механизмов?

8. Развитию какого вида воображения способствует следую­щий методический прием.

Любимым занятием учащихся на уроке географии были путе­шествия по карте. Учитель показывал какую-нибудь точку на карте, а учащиеся должны были описать флору, фауну, рельеф, вид городов, жилищ, людей данной местности.

Date: 2015-10-18; view: 1912; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию