Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средство коммуникации





Все началось с электронного письма, в кото-

ром преподаватель информатики из Рио-де-Жанейро

Кларисса де Соуза выразила несогласие с моим опре-

делением аффорданса. «На самом деле аффорданс

– это общение между дизайнером и потребителем», –

писала она. «Нет, аффорданс – одна из форм взаимо-

отношений, существующих на свете. Она просто есть

и к общению никакого отношения не имеет», – возра-

жал я.

Я ошибался. Кларисса оказалась права. Когда я

приехал в Бразилию и провел там прекрасную неде-

лю, ей удалось меня переубедить. Затем она развила

свои идеи в очень важном труде «Семиотическая ин-

женерия». Одним словом, я стал сторонником ее кон-

цепции и написал на книгу следующий отзыв: «Если

представить себе дизайн как общение, а технологии

как средство такого общения, вся философия дизай-

на резко меняется, но в позитивном и конструктивном

духе».

Чтобы понять суть нашей дискуссии, позвольте мне

остановиться и рассказать о первоначальной концеп-

ции аффорданса, а также о том, как это понятие во-

шло в дизайнерский лексикон. Начнем с простого во-

проса: как мы действуем в этом мире? В процессе ра-

боты над «Дизайном привычных вещей» я размыш-

лял над ответом. Когда мы сталкиваемся с новыми ве-

щами, то в большинстве случаев начинаем ими поль-

зоваться, даже не замечая, что приобрели уникаль-

ный опыт. Как это у нас получается? В жизни нам

встречаются сотни тысяч разнообразных предметов,

и, как правило, мы знаем, что с ними делать – не заду-

мываясь и не пользуясь никакими инструкциями. Ес-

ли у нас возникает какая-то потребность, мы зачастую

изобретаем оригинальные, или, как их еще называют,

«импровизированные», способы ее удовлетворения –

подкладываем сложенную бумажку под ножку стола,

чтобы он не шатался, завешиваем окно газетами, что-

бы защититься от яркого света. Много лет назад, раз-

мышляя над этим вопросом, я понял, что ответ свя-

зан с одной из форм имплицитной коммуникации, ко-

торую мы сегодня называем аффордансом.

Само понятие «аффорданс» ввел в оборот великий

психолог Дж. Дж. Гибсон. С его помощью он объяс-

нял, как мы воспринимаем окружающий мир. Гибсон

определял аффордансы как возможности активного

действия, которые предоставляют индивиду или жи-

вотному внешние объекты или среда. Так, стул «пред-

лагает» взрослому человеку сесть и облокотиться на

спинку, но маленькому ребенку, или муравью, или

слону это предложение не подходит. Аффордансы –

это не фиксированные свойства объекта, а отноше-

ния между объектами и субъектами. Более того, по

Гибсону, аффордансы существуют независимо от то-

го, очевидны они или нет, замечаем мы их или не за-

мечаем, и даже независимо от того, знает ли кто-ни-

будь вообще об их существовании. Наше знание или

незнание здесь ни при чем.

Я позаимствовал у Гибсона это понятие и попы-

тался продемонстрировать, как его можно использо-

вать для решения практических проблем дизайна. Хо-

тя Гибсон считал, что аффордансы не обязательно

должны быть зримыми, для меня важнейшим их свой-

ством является именно зримость. Я считаю, что, ес-

ли вы не подозреваете о существовании аффордан-

са, он становится бесполезным, по крайней мере в

данный момент. Иными словами, именно способность

человека распознавать и использовать аффордансы

позволяет ему эффективно действовать даже в новых

для него ситуациях, когда он имеет дело с неизвест-

ными предметами.

Обеспечение эффективных, понятных аффордан-

сов очень важно в дизайне повседневных вещей, будь

то кофейные чашки, тостеры или интернет-сайты, но

еще большее значение оно имеет для дизайна буду-

щих вещей. Когда речь идет об автоматических, само-

управляемых, «умных» устройствах, нам необходимы

внятные аффордансы, которые позволят понять, как

с ними взаимодействовать и, что не менее важно, как

они сами взаимодействуют с миром. Нам нужны аф-

фордансы, обеспечивающие коммуникацию, поэтому

наша дискуссия с Клариссой де Соуза и ее семиоти-

ческий подход к этому понятию были так важны для

меня.

Сила зримых, распознаваемых аффордансов со-

стоит в том, что они определяют поведение людей,

причем в лучшем варианте человек даже не подозре-

вает, что его как-то направляют, это сопровождение

воспринимается как нечто совершенно естественное.

Именно так мы можем успешно взаимодействовать

с большинством окружающих нас объектов. Они пас-

сивны и восприимчивы, просто затаились и ждут на-

ших действий. Если речь идет о бытовых приборах,

например о телевизоре, мы нажимаем на кнопку пуль-

та, и он переключает каналы. Мы ходим, поворачива-

ем, толкаем, нажимаем, поднимаем, тянем – и что-то

происходит. Задача дизайна – дать нам понять, каков

возможный набор действий, какое из них предпринять

и как это сделать. Когда мы что-то делаем, мы хотим

иметь представление о ходе процесса, а по его завер-

шении понимать, что изменилось.

Таково в общих чертах описание дизайна объектов,

с которыми мы сегодня взаимодействуем, – от быто-

вых приборов до офисного оборудования, от компью-

теров до старых автомобилей, от интернет-сайтов и

приложений до сложных механических устройств. За-

дачи, стоящие перед дизайнером, сложны, и их реше-

ние отнюдь не всегда бывает успешным, вот почему

многие бытовые устройства вызывают у нас раздра-

жение.

Date: 2015-10-18; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию