Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средство коммуникацииВсе началось с электронного письма, в кото- ром преподаватель информатики из Рио-де-Жанейро Кларисса де Соуза выразила несогласие с моим опре- делением аффорданса. «На самом деле аффорданс – это общение между дизайнером и потребителем», – писала она. «Нет, аффорданс – одна из форм взаимо- отношений, существующих на свете. Она просто есть и к общению никакого отношения не имеет», – возра- жал я. Я ошибался. Кларисса оказалась права. Когда я приехал в Бразилию и провел там прекрасную неде- лю, ей удалось меня переубедить. Затем она развила свои идеи в очень важном труде «Семиотическая ин- женерия». Одним словом, я стал сторонником ее кон- цепции и написал на книгу следующий отзыв: «Если представить себе дизайн как общение, а технологии как средство такого общения, вся философия дизай- на резко меняется, но в позитивном и конструктивном духе». Чтобы понять суть нашей дискуссии, позвольте мне остановиться и рассказать о первоначальной концеп- ции аффорданса, а также о том, как это понятие во- шло в дизайнерский лексикон. Начнем с простого во- проса: как мы действуем в этом мире? В процессе ра- боты над «Дизайном привычных вещей» я размыш- лял над ответом. Когда мы сталкиваемся с новыми ве- щами, то в большинстве случаев начинаем ими поль- зоваться, даже не замечая, что приобрели уникаль- ный опыт. Как это у нас получается? В жизни нам встречаются сотни тысяч разнообразных предметов, и, как правило, мы знаем, что с ними делать – не заду- мываясь и не пользуясь никакими инструкциями. Ес- ли у нас возникает какая-то потребность, мы зачастую изобретаем оригинальные, или, как их еще называют, «импровизированные», способы ее удовлетворения – подкладываем сложенную бумажку под ножку стола, чтобы он не шатался, завешиваем окно газетами, что- бы защититься от яркого света. Много лет назад, раз- мышляя над этим вопросом, я понял, что ответ свя- зан с одной из форм имплицитной коммуникации, ко- торую мы сегодня называем аффордансом. Само понятие «аффорданс» ввел в оборот великий психолог Дж. Дж. Гибсон. С его помощью он объяс- нял, как мы воспринимаем окружающий мир. Гибсон определял аффордансы как возможности активного действия, которые предоставляют индивиду или жи- вотному внешние объекты или среда. Так, стул «пред- лагает» взрослому человеку сесть и облокотиться на спинку, но маленькому ребенку, или муравью, или слону это предложение не подходит. Аффордансы – это не фиксированные свойства объекта, а отноше- ния между объектами и субъектами. Более того, по Гибсону, аффордансы существуют независимо от то- го, очевидны они или нет, замечаем мы их или не за- мечаем, и даже независимо от того, знает ли кто-ни- будь вообще об их существовании. Наше знание или незнание здесь ни при чем. Я позаимствовал у Гибсона это понятие и попы- тался продемонстрировать, как его можно использо- вать для решения практических проблем дизайна. Хо- тя Гибсон считал, что аффордансы не обязательно должны быть зримыми, для меня важнейшим их свой- ством является именно зримость. Я считаю, что, ес- ли вы не подозреваете о существовании аффордан- са, он становится бесполезным, по крайней мере в данный момент. Иными словами, именно способность человека распознавать и использовать аффордансы позволяет ему эффективно действовать даже в новых для него ситуациях, когда он имеет дело с неизвест- ными предметами. Обеспечение эффективных, понятных аффордан- сов очень важно в дизайне повседневных вещей, будь то кофейные чашки, тостеры или интернет-сайты, но еще большее значение оно имеет для дизайна буду- щих вещей. Когда речь идет об автоматических, само- управляемых, «умных» устройствах, нам необходимы внятные аффордансы, которые позволят понять, как с ними взаимодействовать и, что не менее важно, как они сами взаимодействуют с миром. Нам нужны аф- фордансы, обеспечивающие коммуникацию, поэтому наша дискуссия с Клариссой де Соуза и ее семиоти- ческий подход к этому понятию были так важны для меня. Сила зримых, распознаваемых аффордансов со- стоит в том, что они определяют поведение людей, причем в лучшем варианте человек даже не подозре- вает, что его как-то направляют, это сопровождение воспринимается как нечто совершенно естественное. Именно так мы можем успешно взаимодействовать с большинством окружающих нас объектов. Они пас- сивны и восприимчивы, просто затаились и ждут на- ших действий. Если речь идет о бытовых приборах, например о телевизоре, мы нажимаем на кнопку пуль- та, и он переключает каналы. Мы ходим, поворачива- ем, толкаем, нажимаем, поднимаем, тянем – и что-то происходит. Задача дизайна – дать нам понять, каков возможный набор действий, какое из них предпринять и как это сделать. Когда мы что-то делаем, мы хотим иметь представление о ходе процесса, а по его завер- шении понимать, что изменилось. Таково в общих чертах описание дизайна объектов, с которыми мы сегодня взаимодействуем, – от быто- вых приборов до офисного оборудования, от компью- теров до старых автомобилей, от интернет-сайтов и приложений до сложных механических устройств. За- дачи, стоящие перед дизайнером, сложны, и их реше- ние отнюдь не всегда бывает успешным, вот почему многие бытовые устройства вызывают у нас раздра- жение.
|