Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимодействии людей и машинАлан и Барбара изначально обладают некоторой совокупностью знаний, убеждений и предположений, которые, по их мнению, являются общими. Это я и называю их общей основой… Под общей основой они понимают то, что происходило в ходе бесед, в которых они оба участвовали, включая и нынешнюю. Чем больше времени Алан и Барбара проводят вместе, тем больше становится эта общая основа… Они уже не могут согласовывать свои действия, не обращаясь к ней. Герберт Кларк, «Использование языка» Для общения и переговоров требуется то, что линг- висты называют «общей основой»: единая понятий- ная база, на которой строится взаимодействие. В при- веденной выше цитате из работы психолингвиста Гер- берта Кларка у выдуманной автором пары – Алана и Барбары – общая основа присутствует в любых совместных действиях. Когда взаимодействуют люди, принадлежащие к одной и той же культурной и соци- альной группе, общность взглядов и опыта обеспечи- вает быстроту и эффективность их взаимодействия. Вы когда-нибудь подслушивали чужие разговоры? Я часто это делаю, гуляя по паркам или бродя по гипер- маркетам, – из чисто научного интереса, разумеется. При этом меня неизменно поражает бессодержатель- ность этих разговоров, даже если люди что-то увле- ченно обсуждают. Типичный отрывок из такого разго- вора может звучать так: Алан: Знаешь? Барбара: Ага. Вполне вероятно, что для Алана и Барбары этот обмен репликами вполне содержателен и исполнен глубокого смысла. Но нам с вами этого не понять, по- скольку мы не знаем, что имеется в виду. Их общая основа для нас недоступна. Отсутствие общей основы – главная причина на- шей неспособности общаться с машинами. Ведь у лю- дей и машин так мало общего. У человека с челове- ком и у машины с машиной все обстоит иначе, такие пары взаимодействуют эффективно. Люди могут де- литься информацией друг с другом. Машины могут делиться информацией с машинами. А вот люди с ма- шинами – нет. Вероятно, вас удивит, что я говорю о наличии у ма- шин общей основы, но это связано с тем, что инже- неры-конструкторы прилагают большие усилия, что- бы их создания могли делиться базовой информаци- ей, необходимой для эффективной совместной рабо- ты. Когда две машины начинают взаимодействовать, запускается стандартная процедура согласования об- щей информации, состояния и даже синтаксической структуры взаимодействия. На жаргоне специалистов по технике связи это называется «рукопожатие». Это представляется настолько важным, что инженерное сообщество создало разветвленную систему между- народных комиссий для выработки единых общеми- ровых стандартов, гарантирующих идентичность до- пущений и базовых знаний у «общающихся» друг с другом машин. Стандарты согласовать непросто, по- скольку для этого нужно провести сложные перего- воры между компаниями-конкурентами, а также ре- шить вопросы технического, юридического, политиче- ского характера. Однако игра стоит свеч, ведь резуль- татом станут общий язык, протоколы и базовые зна- ния, необходимые для создания общей основы и, со- ответственно, эффективного общения машин. Хотите пример того, как две машины вырабатыва- ют общую основу? Пожалуйста. Для нас, людей, руко- пожатие – это процесс тихий и незаметный. Но когда мы пользуемся электронными приборами, связываю- щимися друг с другом, оно присутствует почти все- гда. Так, телевизор «разговаривает» с кабельным бло- ком, а тот, в свою очередь, – с передатчиком; ком- пьютер соединяется с веб-сайтами, когда вы включа- ете мобильный телефон, он ищет сеть. Впрочем, са- мый обыденный пример связан со странными звука- ми, которые издает факс. Набрав номер (заметим, что сигнал готовности к набору и гудки – это тоже разно- видность рукопожатия), мы слышим серию скрипучих звуков, означающих, что ваш факс ведет переговоры с принимающим факсом о стандарте кода, скорости передачи и качестве изображения. Затем происхо- дит собственно передача информации: первый факс транслирует сигналы, а второй подтверждает прием. Мы имеем дело с «урезанным» и механизированным вариантом взаимодействия между двумя людьми, ко- торые впервые встретились и пытаются установить, есть ли у них общие знакомые и общие интересы. Люди способны находить общую основу с другими людьми. Машины способны договариваться об общей основе с другими машинами. Но машины и люди жи- вут в разных мирах: в первом взаимодействие опре- деляется строгими логическими правилами, а во вто- ром царят сложные ситуативные действия, когда одно и то же объективное условие может порождать раз- ные поступки, поскольку «обстоятельства различны». Более того, это основополагающее несовпадение це- лей, представлений и действий означает, что машины и люди не способны договориться даже о базовых ве- щах – о том, что происходит в мире, что мы можем сделать, чего мы добиваемся. Отсутствие общей ос- новы – это настоящая пропасть, разделяющая маши- ны и людей. Люди учатся на собственном опыте, корректируя свое поведение с учетом усвоенных уроков. Это зна- чит, что со временем их общая основа расширяет- ся. Более того, люди чувствительны к опыту совмест- ных действий, поэтому даже в одинаковых обстоя- тельствах Алан будет взаимодействовать с Барбарой не так, как с Чарльзом: ведь он понимает, что с Бар- барой у него одна общая основа, а с Чарльзом – дру- гая. Алан, Чарльз и Барбара способны делиться но- вой информацией, учиться на личном опыте и, соот- ветственно, менять свое поведение. Машины учиться практически не способны. Да, они могут корректировать свои действия в зависимости от достигнутых результатов, но способность к обобще- нию у них либо отсутствует, либо, если речь идет о некоторых экспериментальных образцах, крайне сла- ба. Правда, благодаря ученым, возможности машин постоянно совершенствуются. Но пропасть между об- щим у людей и общим у человека и машины столь глу- бока, что в обозримом будущем вряд ли удастся ее преодолеть. Вспомним три возможных сценария из начала гла- вы. Насколько они реалистичны? Как машина сможет узнать, о чем думает человек? Как она узнает о том, что происходит вне зоны действия ее сенсоров? Как машинам накопить достаточно информации о людях, чтобы иметь право давать им самые дерзкие советы? Ответ прост: никак. Мой холодильник не разрешает мне есть яйца? Но, может быть, я вообще не собирался их есть или хо- чу приготовить яичницу для другого человека. Да, хо- лодильник может определить, что я вынимаю из него яйца, он может узнать мой вес и уровень холестери- на с помощью информационной медицинской сети, в которую входят мой дом и фрагменты записей моего врача, но все это, увы, не дает ему возможности чи- тать мои мысли и угадывать мои намерения. Может ли машина свериться с моим расписанием и выбрать для меня интересный маршрут? Что ж, в этом сценарии нет ничего невозможного, кроме разве что непринужденного обмена репликами, но уже се- годня говорящие системы отличаются неплохим каче- ством, так что и это не исключено. Согласился бы я с выбором машины? Если бы она действовала как ска- зано, вопрос не имел бы смысла: мне предлагается нечто интересное (до чего я сам мог бы и не додумать- ся), но выбор остается за мной. Это пример дружеско- го, полезного взаимодействия, которое можно только приветствовать. А может ли мой дом позавидовать соседям? Вряд ли, хотя сравнение собственного оборудования и воз- можностей с возможностями соседних домов – очень разумный способ идти в ногу с временем. В бизнесе это называется «эталонным анализом» и «внедрени- ем передового опыта». Так что и этот сценарий впол- не возможен, хотя дому вовсе не обязательно быть таким развязным. Способности машин к обучению и прогнозиро- ванию последствий потенциального взаимодействия крайне ограниченны. Конструкторы закладывают в них набор сенсоров, соответствующий уровню фи- нансирования и развития технологий. В остальном они вынуждены полагаться на собственное вообра- жение, пытаясь угадать, каким может представляться машине окружающий мир. Их задача – сделать так, чтобы машина, основываясь на ограниченных дан- ных, поступающих от сенсоров, могла понять, что про- исходит и что ей следует предпринять. Если зада- ча сформулирована достаточно четко и не возника- ет непредвиденных ситуаций, такие системы работа- ют отлично. Но как только ситуация выходит за рам- ки элементарных параметров, «простые» сенсоры и «интеллектуальные» процедуры принятия решений, заложенные в конструкцию, становятся неэффектив- ными. Пропасть, разделяющая людей и машины, по- истине бездонна. Повторюсь: главным препятствием на пути успеш- ного взаимодействия людей и машин является отсут- ствие общей основы, но наиболее пригодными ока- зываются «чувствительные» системы, те, что предла- гают, а не требуют, те, что позволяют людям сделать осознанный выбор, а не противопоставляют им соб- ственные невнятные действия. Отсутствие общей ос- новы мешает нам общаться с машинами, но если чет- ко определить степень ответственности и общие ин- тересы участников (может быть, через поведенческие паттерны и естественные реакции, которые без труда интерпретируются как машинами, так и людьми), то почему бы не попробовать? Я обеими руками «за». И именно это станет темой следующей главы.
|