Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Делфтские велосипедыДелфт – очаровательный голландский городок на побережье Атлантики, там находится Делфтский тех- нический университет. Улицы там узкие, а деловой квартал окружен большими каналами. Пешая прогул- ка от гостиницы до университета – настоящее удо- вольствие: идешь вдоль каналов, пересекаешь их по мостам, петляешь по узким кривым улочкам. Здесь вам угрожают не автомобили, а велосипедисты, ко- торых в городе великое множество. Они носятся на огромной скорости во всех направлениях, внезапно появляясь перед вами, словно из-под земли, по край- ней мере меня они заставали врасплох. В Голландии велосипедисты не ездят по проезжей части или тро- туарам, для них существуют отдельные дорожки. Но на главной площади Делфта все обстоит по-другому – там велосипедисты смешиваются с пешеходами. «Это абсолютно безопасно, – уверяли меня пред- ставители принимающей стороны, – только не на- до „помогать“ велосипедистам. Не пытайтесь от них увернуться. Не останавливайтесь, не шарахайтесь в сторону. Ведите себя предсказуемо». Иными слова- ми, не надо замедлять ход и менять направление. Ве- лосипедисты тщательно просчитывают траекторию движения, чтобы не столкнуться друг с другом и с пе- шеходами, и это работает, если не происходит ничего неожиданного. Но когда пешеход пытается уклонить- ся от едущего навстречу велосипеда, дело кончается плохо. Рис. 3.3. В Голландии очень многие пользуются ве- лосипедами: это, конечно, очень экологично, но чре- вато некоторым риском для пешеходов, пытающихся перейти площадь. Основное правило в таких ситуа- циях: действуйте предсказуемо, не пытайтесь облег- чить жизнь велосипедистам. Если вы остановитесь или шарахнетесь в сторону, столкновения не избе- жать (фото автора) Велосипедное движение в Делфте – пример того, как мы могли бы взаимодействовать с «умными» ма- шинами. В конце концов в данном случае человек (пешеход) действительно взаимодействует с «умной» машиной – велосипедом, то есть с парой «велосипед + человек», где последний обеспечивает и разум, и движущую силу. Таким образом, и пешеход, и пара «велосипед + человек» обладают всей мощью чело- веческого разума, но тем не менее они не в состоя- нии координировать свои действия. У пары «велоси- пед + человек» есть разум, но нет возможностей для коммуникации. Велосипедов много, и движутся они быстрее, чем пешеходы. Пообщаться с велосипеди- стом невозможно, когда он оказывается на расстоя- нии достаточно близком, чтобы его окликнуть, разго- варивать уже поздно. В отсутствие возможностей для контакта единственный способ взаимодействия – это предсказуемое поведение пешехода. Координации в этом случае не требуется, здесь планирует и действу- ет только пара «велосипед + человек». Приведенный мною пример очень полезен для ди- зайна. Если человек не может согласовать свои дей- ствия с «умной» машиной, управляемой другим чело- веком (пара «велосипед + человек»), можно ли наде- яться, что ему будет легче координировать их с «ум- ной» машиной, работающей без участия человека? Мораль: не стоит даже и пытаться. «Умные» маши- ны будущего не должны пытаться читать мысли лю- дей, с которыми они взаимодействуют, угадывать их мотивы и прогнозировать их действия. Причин, по ко- торым этого не стоит делать, две: во-первых, машина может ошибиться и, во-вторых, такое гадание делает ее действия непредсказуемыми. Когда человек пыта- ется предугадать, что собирается делать машина, в то время как она сама пытается понять, что собира- ется делать человек, ни к чему, кроме неразберихи, это привести не может. Вспомним делфтские велоси- педы, которые наглядно иллюстрируют главное пра- вило дизайна – будь предсказуемым. Но тут возникает другая дилемма: кто должен дей- ствовать предсказуемо – человек или «умная» маши- на? Если бы они оба обладали одинаковыми способ- ностями и уровнем интеллекта, это не имело бы зна- чения. Именно так обстоит дело с велосипедами и пе- шеходами. Разумом в обоих случаях наделен чело- век, а значит, не важно, кто должен действовать пред- сказуемо – велосипедист или пешеход. Если они дого- ворятся о том, кто какую роль играет, все будет хоро- шо. Однако в большинстве случаев эти два компонен- та не равны. Разум и общие познания людей намно- го превосходят интеллект и знания машин. Пешехо- ды и велосипедисты обладают определенным объе- мом общих знаний или общей основой: единственная проблема связана с отсутствием времени для уста- новления контакта и координации действий. Если же речь идет о человеке и машине, то тут общей основы просто нет, поэтому куда лучше, чтобы предсказуемо вела себя машина, предоставляя человеку адекватно реагировать на ее действия. Вот где может пригодить- ся идея «сценария», которая поможет людям понять, какими правилами руководствуется машина. Машины, пытающиеся угадать мотивы людей и предвидеть их действия, в лучшем случае будут нас раздражать, а в худшем – подвергнут реальной опас- ности.
|