Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Делфтские велосипеды





Делфт – очаровательный голландский городок на

побережье Атлантики, там находится Делфтский тех-

нический университет. Улицы там узкие, а деловой

квартал окружен большими каналами. Пешая прогул-

ка от гостиницы до университета – настоящее удо-

вольствие: идешь вдоль каналов, пересекаешь их по

мостам, петляешь по узким кривым улочкам. Здесь

вам угрожают не автомобили, а велосипедисты, ко-

торых в городе великое множество. Они носятся на

огромной скорости во всех направлениях, внезапно

появляясь перед вами, словно из-под земли, по край-

ней мере меня они заставали врасплох. В Голландии

велосипедисты не ездят по проезжей части или тро-

туарам, для них существуют отдельные дорожки. Но

на главной площади Делфта все обстоит по-другому

– там велосипедисты смешиваются с пешеходами.

«Это абсолютно безопасно, – уверяли меня пред-

ставители принимающей стороны, – только не на-

до „помогать“ велосипедистам. Не пытайтесь от них

увернуться. Не останавливайтесь, не шарахайтесь в

сторону. Ведите себя предсказуемо». Иными слова-

ми, не надо замедлять ход и менять направление. Ве-

лосипедисты тщательно просчитывают траекторию

движения, чтобы не столкнуться друг с другом и с пе-

шеходами, и это работает, если не происходит ничего

неожиданного. Но когда пешеход пытается уклонить-

ся от едущего навстречу велосипеда, дело кончается

плохо.

Рис. 3.3. В Голландии очень многие пользуются ве-

лосипедами: это, конечно, очень экологично, но чре-

вато некоторым риском для пешеходов, пытающихся

перейти площадь. Основное правило в таких ситуа-

циях: действуйте предсказуемо, не пытайтесь облег-

чить жизнь велосипедистам. Если вы остановитесь

или шарахнетесь в сторону, столкновения не избе-

жать (фото автора)

Велосипедное движение в Делфте – пример того,

как мы могли бы взаимодействовать с «умными» ма-

шинами. В конце концов в данном случае человек

(пешеход) действительно взаимодействует с «умной»

машиной – велосипедом, то есть с парой «велосипед

+ человек», где последний обеспечивает и разум, и

движущую силу. Таким образом, и пешеход, и пара

«велосипед + человек» обладают всей мощью чело-

веческого разума, но тем не менее они не в состоя-

нии координировать свои действия. У пары «велоси-

пед + человек» есть разум, но нет возможностей для

коммуникации. Велосипедов много, и движутся они

быстрее, чем пешеходы. Пообщаться с велосипеди-

стом невозможно, когда он оказывается на расстоя-

нии достаточно близком, чтобы его окликнуть, разго-

варивать уже поздно. В отсутствие возможностей для

контакта единственный способ взаимодействия – это

предсказуемое поведение пешехода. Координации в

этом случае не требуется, здесь планирует и действу-

ет только пара «велосипед + человек».

Приведенный мною пример очень полезен для ди-

зайна. Если человек не может согласовать свои дей-

ствия с «умной» машиной, управляемой другим чело-

веком (пара «велосипед + человек»), можно ли наде-

яться, что ему будет легче координировать их с «ум-

ной» машиной, работающей без участия человека?

Мораль: не стоит даже и пытаться. «Умные» маши-

ны будущего не должны пытаться читать мысли лю-

дей, с которыми они взаимодействуют, угадывать их

мотивы и прогнозировать их действия. Причин, по ко-

торым этого не стоит делать, две: во-первых, машина

может ошибиться и, во-вторых, такое гадание делает

ее действия непредсказуемыми. Когда человек пыта-

ется предугадать, что собирается делать машина, в

то время как она сама пытается понять, что собира-

ется делать человек, ни к чему, кроме неразберихи,

это привести не может. Вспомним делфтские велоси-

педы, которые наглядно иллюстрируют главное пра-

вило дизайна – будь предсказуемым.

Но тут возникает другая дилемма: кто должен дей-

ствовать предсказуемо – человек или «умная» маши-

на? Если бы они оба обладали одинаковыми способ-

ностями и уровнем интеллекта, это не имело бы зна-

чения. Именно так обстоит дело с велосипедами и пе-

шеходами. Разумом в обоих случаях наделен чело-

век, а значит, не важно, кто должен действовать пред-

сказуемо – велосипедист или пешеход. Если они дого-

ворятся о том, кто какую роль играет, все будет хоро-

шо. Однако в большинстве случаев эти два компонен-

та не равны. Разум и общие познания людей намно-

го превосходят интеллект и знания машин. Пешехо-

ды и велосипедисты обладают определенным объе-

мом общих знаний или общей основой: единственная

проблема связана с отсутствием времени для уста-

новления контакта и координации действий. Если же

речь идет о человеке и машине, то тут общей основы

просто нет, поэтому куда лучше, чтобы предсказуемо

вела себя машина, предоставляя человеку адекватно

реагировать на ее действия. Вот где может пригодить-

ся идея «сценария», которая поможет людям понять,

какими правилами руководствуется машина.

Машины, пытающиеся угадать мотивы людей и

предвидеть их действия, в лучшем случае будут нас

раздражать, а в худшем – подвергнут реальной опас-

ности.

Date: 2015-10-18; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию