Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гибрид машины и человека





Долгое время ученые полагали, что трехуровневое

описание мозга во многих отношениях полезно, пусть

даже оно резко упрощает его эволюцию, биологию и

функционирование. Это описание основано на тео-

рии «триединого мозга», выдвинутой Полом Макли-

ном. Уровни определяются переходом от нижних об-

ластей мозга (его стволовой части) к верхним (коре

и лобной доле), что отражает как историю эволюции

мозга, так и усложнение его функций по обработке ин-

формации. В книге «Эмоциональный дизайн» я еще

больше упростил это определение, чтобы его могли

использовать конструкторы и инженеры. Представим

себе три уровня обработки информации в мозгу:

– инстинктивный (висцеральный): самый простой,

на этом уровне обработка информации происходит

автоматически, неосознанно и определяется нашими

биологическими особенностями;

– поведенческий: это сфера приобретенных навы-

ков, но процесс тоже в основном идет неосознанно.

На этом уровне запускается и контролируется зна-

чительная часть наших действий. Одна из важных

функций – управление ожиданиями результатов на-

ших действий;

– рефлексивный: это «сознательная» часть мозга,

в которой заложены наше «я» и наши представления

о самих себе, здесь происходит анализ прошлого и

рождаются образы будущего, которого мы ждем или

боимся.

Рис. 2.1. Машина + водитель = новый гибридный

организм. Скульптура Марты Тома

«Р-р-разбег». Фото автора. Боуден-парк, Пало-Аль-

то (Калифорния)

Если бы мы сумели заложить в машины наши эмо-

циональные состояния, это было бы для них очень

полезно. Так же, как для нас полезны некоторые свой-

ства машин: быстрота реакции, позволяющая избе-

жать опасностей и несчастных случаев, безопасность

для окружающих, мощные способности к обучению,

позволяющие улучшать результаты и повышать эф-

фективность. Кое-что мы уже можем наблюдать. За-

крывающиеся двери лифтов распахиваются, если на

пути возникает препятствие (как правило, зазевав-

шийся человек). Пылесосы-роботы избегают крутых

спусков: страх перед падением заложен в их програм-

мы. В данном случае речь идет об автоматической,

«инстинктивной» реакции – о страхе, который в чело-

веке заложен биологически, а в машине – ее создате-

лем. Но на рефлексию и эмоции, основанные на соб-

ственном позитивном или негативном опыте, машины

пока не способны. Когда-нибудь это случится, и тогда

их прогностические способности и способности к обу-

чению станут еще выше.

Будущее окружающих нас вещей принадлежит тем,

которые наделены знаниями, интеллектом, понима-

ют, где их место и кому они принадлежат, способ-

ны обмениваться информацией с другими объекта-

ми и окружающей средой. Будущее машин целиком

и полностью связано с их мобильностью, способно-

стью физически управлять средой, сознательно взаи-

модействовать с другими машинами и людьми.

Из технологий будущего наибольший интерес пред-

ставляют те, что смогут установить с нами симбио-

тические отношения: «машина + человек». Можно ли

назвать связку «автомобиль + водитель» симбиозом

в том же смысле, что и связку «конь + всадник»? В

конце концов взаимодействие автомобиля и водите-

ля означает разделение уровней обработки информа-

ции: машина берет на себя «инстинктивную» часть,

человек – «рефлексивную», а «поведенческая» часть

у них общая, как у коня и всадника.

Подобно лошади, обладающей достаточным уров-

нем интеллекта, чтобы взять на себя «инстинктив-

ные» аспекты движения (избегать опасных мест, кор-

ректировать скорость в соответствии с качеством до-

роги, обходить препятствия), современные автомоби-

ли могут чувствовать опасность, контролировать соб-

ственную устойчивость, тормоза, скорость. Лошади

усваивают сложные поведенческие режимы, позволя-

ющие двигаться по сильно пересеченной местности,

перепрыгивать через препятствия, менять при необ-

ходимости аллюр и держать нужную дистанцию. Со-

временный автомобиль тоже действует на поведен-

ческом уровне: меняет скорость, держится в своей по-

лосе, тормозит при возникновении опасности и кон-

тролирует другие аспекты движения.

Связку «конь + всадник» можно рассматривать как

симбиотическую систему: конь обеспечивает инстинк-

тивный уровень восприятия, а всадник – рефлексив-

ный. При этом на поведенческом уровне они действу-

ют совместно. То же самое можно сказать и о связ-

ке «автомобиль + водитель»: последний отвечает за

рефлексивный уровень, а машина постепенно берет

на себя инстинктивный. Кроме того, и на поведенче-

ском уровне у них много общего. Отметим также, что

и конь, и «умная» машина пытаются контролировать

ситуацию на рефлексивном уровне.

Рис. 2.2. «Конь + всадник» и «автомобиль + води-

тель» как симбиотические системы

Рефлексия не всегда удел наездника или водителя.

К примеру, лошадь может замедлить аллюр или ре-

шить вернуться домой. Либо, вместо того чтобы слу-

шаться наездника, попытается его сбросить или про-

сто будет игнорировать его команды. Нетрудно пред-

ставить, что когда-нибудь машина сама будет выби-

рать маршрут или вдруг съедет на обочину, решив,

что ей пора заправиться или водителю надо отдох-

нуть или перекусить. Не исключено также, что она

может отреагировать на сообщения, поступающие от

придорожных коммерческих заведений.

«Машина + водитель» – сложная система, наделен-

ная чувствами и разумом. В начале ХХ века, когда

автомобили только входили в нашу жизнь, водитель

отвечал за все уровни обработки информации – ин-

стинктивный, поведенческий и рефлексивный. Одна-

ко по мере развития техники в машину закладывалось

все больше «инстинктивных» элементов: она брала

на себя корректировку работы двигателя, впрыск топ-

лива и управление. С появлением антиблокировоч-

ных тормозных устройств, систем обеспечения устой-

чивости, круиз-контроля, а теперь и системы преду-

преждения о выходе за пределы полосы движения ав-

томобиль все больше отвечает за «поведенческие»

аспекты вождения. Таким образом, современные ма-

шины действуют на «инстинктивном» уровне, води-

тель – на «рефлексивном», и оба они – на «поведен-

ческом».

Автомобиль ХХI века становится все более «ре-

флексивным», в связке «машина + водитель» он по-

степенно берет на себя и те аспекты, которые связаны

с осмыслением ситуации. Так, рефлексия несомнен-

но присутствует в адаптивной системе круиз-контро-

ля, постоянно оценивающей расстояние между авто-

мобилем и другими машинами, в навигационной си-

стеме, следящей за тем, насколько точно водитель

выполняет ее инструкции, и во всех прочих устрой-

ствах, наблюдающих за поведением водителя. Когда

эти системы обнаруживают проблему, они либо пода-

ют человеку сигнал, чтобы он изменил свои действия,

либо, по возможности, корректируют их сами. Но ес-

ли машина решит, что это необходимо, она полностью

возьмет управление на себя.

Придет время, когда водители машинам вообще бу-

дут не нужны. Люди превратятся в пассажиров, они

смогут болтать, читать и даже дремать, пока авто-

мобиль везет их к месту назначения. А если челове-

ку нравится водить? Что ж, для таких любителей бу-

дут устроены специальные полигоны, где они смогут

сесть за руль – подобно тому, как сегодня существу-

ют особые места для верховой езды. Когда такие вре-

мена наступят – а это, как мне кажется, произойдет

уже в ХХI веке, – система «автомобиль + водитель»

уйдет в прошлое. Вместо нее, как и прежде, будут ав-

томобили и будут люди, только автомобиль станет по-

настоящему разумной, самостоятельной машиной, по

крайней мере в том, что касается перевозки людей. И

отвечать он будет не только за навигацию и управле-

ние, но и за комфорт и хорошее настроение пассажи-

ров, обеспечивая нужное освещение и температуру,

развлекая их, угощая едой и напитками.

Смогут ли пассажиры вести осмысленные разгово-

ры со своими машинами? В прошлом склонность лю-

дей наделять неодушевленные предметы убеждени-

ями, эмоциями и другими личностными качествами

подвергалась критике как проявление антропомор-

физма. По мере роста когнитивных и эмоциональных

возможностей машин возникает ощущение, что мы не

так уж не правы в своем антропоморфизме. Такой

подход может оказаться абсолютно уместным.

Различия в целях,

Date: 2015-10-18; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию