Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гибрид машины и человекаДолгое время ученые полагали, что трехуровневое описание мозга во многих отношениях полезно, пусть даже оно резко упрощает его эволюцию, биологию и функционирование. Это описание основано на тео- рии «триединого мозга», выдвинутой Полом Макли- ном. Уровни определяются переходом от нижних об- ластей мозга (его стволовой части) к верхним (коре и лобной доле), что отражает как историю эволюции мозга, так и усложнение его функций по обработке ин- формации. В книге «Эмоциональный дизайн» я еще больше упростил это определение, чтобы его могли использовать конструкторы и инженеры. Представим себе три уровня обработки информации в мозгу: – инстинктивный (висцеральный): самый простой, на этом уровне обработка информации происходит автоматически, неосознанно и определяется нашими биологическими особенностями; – поведенческий: это сфера приобретенных навы- ков, но процесс тоже в основном идет неосознанно. На этом уровне запускается и контролируется зна- чительная часть наших действий. Одна из важных функций – управление ожиданиями результатов на- ших действий; – рефлексивный: это «сознательная» часть мозга, в которой заложены наше «я» и наши представления о самих себе, здесь происходит анализ прошлого и рождаются образы будущего, которого мы ждем или боимся. Рис. 2.1. Машина + водитель = новый гибридный организм. Скульптура Марты Тома «Р-р-разбег». Фото автора. Боуден-парк, Пало-Аль- то (Калифорния) Если бы мы сумели заложить в машины наши эмо- циональные состояния, это было бы для них очень полезно. Так же, как для нас полезны некоторые свой- ства машин: быстрота реакции, позволяющая избе- жать опасностей и несчастных случаев, безопасность для окружающих, мощные способности к обучению, позволяющие улучшать результаты и повышать эф- фективность. Кое-что мы уже можем наблюдать. За- крывающиеся двери лифтов распахиваются, если на пути возникает препятствие (как правило, зазевав- шийся человек). Пылесосы-роботы избегают крутых спусков: страх перед падением заложен в их програм- мы. В данном случае речь идет об автоматической, «инстинктивной» реакции – о страхе, который в чело- веке заложен биологически, а в машине – ее создате- лем. Но на рефлексию и эмоции, основанные на соб- ственном позитивном или негативном опыте, машины пока не способны. Когда-нибудь это случится, и тогда их прогностические способности и способности к обу- чению станут еще выше. Будущее окружающих нас вещей принадлежит тем, которые наделены знаниями, интеллектом, понима- ют, где их место и кому они принадлежат, способ- ны обмениваться информацией с другими объекта- ми и окружающей средой. Будущее машин целиком и полностью связано с их мобильностью, способно- стью физически управлять средой, сознательно взаи- модействовать с другими машинами и людьми. Из технологий будущего наибольший интерес пред- ставляют те, что смогут установить с нами симбио- тические отношения: «машина + человек». Можно ли назвать связку «автомобиль + водитель» симбиозом в том же смысле, что и связку «конь + всадник»? В конце концов взаимодействие автомобиля и водите- ля означает разделение уровней обработки информа- ции: машина берет на себя «инстинктивную» часть, человек – «рефлексивную», а «поведенческая» часть у них общая, как у коня и всадника. Подобно лошади, обладающей достаточным уров- нем интеллекта, чтобы взять на себя «инстинктив- ные» аспекты движения (избегать опасных мест, кор- ректировать скорость в соответствии с качеством до- роги, обходить препятствия), современные автомоби- ли могут чувствовать опасность, контролировать соб- ственную устойчивость, тормоза, скорость. Лошади усваивают сложные поведенческие режимы, позволя- ющие двигаться по сильно пересеченной местности, перепрыгивать через препятствия, менять при необ- ходимости аллюр и держать нужную дистанцию. Со- временный автомобиль тоже действует на поведен- ческом уровне: меняет скорость, держится в своей по- лосе, тормозит при возникновении опасности и кон- тролирует другие аспекты движения. Связку «конь + всадник» можно рассматривать как симбиотическую систему: конь обеспечивает инстинк- тивный уровень восприятия, а всадник – рефлексив- ный. При этом на поведенческом уровне они действу- ют совместно. То же самое можно сказать и о связ- ке «автомобиль + водитель»: последний отвечает за рефлексивный уровень, а машина постепенно берет на себя инстинктивный. Кроме того, и на поведенче- ском уровне у них много общего. Отметим также, что и конь, и «умная» машина пытаются контролировать ситуацию на рефлексивном уровне. Рис. 2.2. «Конь + всадник» и «автомобиль + води- тель» как симбиотические системы Рефлексия не всегда удел наездника или водителя. К примеру, лошадь может замедлить аллюр или ре- шить вернуться домой. Либо, вместо того чтобы слу- шаться наездника, попытается его сбросить или про- сто будет игнорировать его команды. Нетрудно пред- ставить, что когда-нибудь машина сама будет выби- рать маршрут или вдруг съедет на обочину, решив, что ей пора заправиться или водителю надо отдох- нуть или перекусить. Не исключено также, что она может отреагировать на сообщения, поступающие от придорожных коммерческих заведений. «Машина + водитель» – сложная система, наделен- ная чувствами и разумом. В начале ХХ века, когда автомобили только входили в нашу жизнь, водитель отвечал за все уровни обработки информации – ин- стинктивный, поведенческий и рефлексивный. Одна- ко по мере развития техники в машину закладывалось все больше «инстинктивных» элементов: она брала на себя корректировку работы двигателя, впрыск топ- лива и управление. С появлением антиблокировоч- ных тормозных устройств, систем обеспечения устой- чивости, круиз-контроля, а теперь и системы преду- преждения о выходе за пределы полосы движения ав- томобиль все больше отвечает за «поведенческие» аспекты вождения. Таким образом, современные ма- шины действуют на «инстинктивном» уровне, води- тель – на «рефлексивном», и оба они – на «поведен- ческом». Автомобиль ХХI века становится все более «ре- флексивным», в связке «машина + водитель» он по- степенно берет на себя и те аспекты, которые связаны с осмыслением ситуации. Так, рефлексия несомнен- но присутствует в адаптивной системе круиз-контро- ля, постоянно оценивающей расстояние между авто- мобилем и другими машинами, в навигационной си- стеме, следящей за тем, насколько точно водитель выполняет ее инструкции, и во всех прочих устрой- ствах, наблюдающих за поведением водителя. Когда эти системы обнаруживают проблему, они либо пода- ют человеку сигнал, чтобы он изменил свои действия, либо, по возможности, корректируют их сами. Но ес- ли машина решит, что это необходимо, она полностью возьмет управление на себя. Придет время, когда водители машинам вообще бу- дут не нужны. Люди превратятся в пассажиров, они смогут болтать, читать и даже дремать, пока авто- мобиль везет их к месту назначения. А если челове- ку нравится водить? Что ж, для таких любителей бу- дут устроены специальные полигоны, где они смогут сесть за руль – подобно тому, как сегодня существу- ют особые места для верховой езды. Когда такие вре- мена наступят – а это, как мне кажется, произойдет уже в ХХI веке, – система «автомобиль + водитель» уйдет в прошлое. Вместо нее, как и прежде, будут ав- томобили и будут люди, только автомобиль станет по- настоящему разумной, самостоятельной машиной, по крайней мере в том, что касается перевозки людей. И отвечать он будет не только за навигацию и управле- ние, но и за комфорт и хорошее настроение пассажи- ров, обеспечивая нужное освещение и температуру, развлекая их, угощая едой и напитками. Смогут ли пассажиры вести осмысленные разгово- ры со своими машинами? В прошлом склонность лю- дей наделять неодушевленные предметы убеждени- ями, эмоциями и другими личностными качествами подвергалась критике как проявление антропомор- физма. По мере роста когнитивных и эмоциональных возможностей машин возникает ощущение, что мы не так уж не правы в своем антропоморфизме. Такой подход может оказаться абсолютно уместным. Различия в целях,
|