Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос Проблема познания в философии. Сущность и формы познания. Познание, творчество, практика





 

 

Знания играют важнейшую роль в деятельности человека, т.к. любой вид человеческой деятельности осуществляется на основе определенных знаний.

Без знаний невозможна успешная практическая деятельность человека. А знания достижимы в процессе познавательной деятельности человека.

Познание (познавательная деятельность) есть процесс достижения знания (нового знания), деятельность человека, направленная на выяснение свойств и отношений.

Явлений окружающего мира, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение.

Процессуальность познания – в том, что познавательная деятельность есть продвижение от незнания к знанию, от заблуждения к истине, от неполного, несовершенного, незавершенного знания к более полному, совершенному знанию.

Цель познания – достижение истины, поэтому «истина» - основная категория гносеологии.

Философская теория познания (гносеология) – это раздел философии, где изучаются природа познания, его возможности и истинности познания («гносис» – знание, «логос» - учение). Учение о познании разрабатывалось со времен Геракла, Платона, Аристотеля – «Познаваем ли мир»? Большинство философов признают познаваемость мира – т.е. относятся к гносеологическому оптимизму, верят в возможности достижения истины, т.е. достоверного знания, в возможность познать сущность вещей.

Противоположная теория знания – агностицизм (а – отрицание) – (И.Кант, И.Мюллер, Д.Юм, Г. Гельмгольц и др.) (у Канта любой предмет есть «вещь в себе», непознаваемый до конца «О том, каковы вещи сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства»). Агностики отрицают возможность достижения достоверного знания о сущности предметов, закономерностей природы и общества.

Одна из наиболее ранних форм агностицизма – скептицизм. Основоположник - греческий мыслитель Пиррон. Здесь он основывался на принципе сомнения, т.к. разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, поэтому нужно сомневаться в достижении общезначимого, однозначного знания сущности предметов (пример – скептицизм античного философа Протагора, который сомневался в существовании богов).

Для характеристики познания в философии используются понятия «субъект» и «объект» познания.

Субъект – тот, кто познает – активная сторона познания, индивидуальный и коллективный носитель познавательной деятельности. Субъектом может выступать индивид, коллектив, соц. группа, класс, общество в целом.

Но субъект (человек) не может осуществить познание сам по себе, без других субъектов.

Чтобы выполнять роль субъекта, индивид должен:

- обладать познавательным опытом

- освоить существующий познавательный инструментарий

- постоянно соотносить свою познавательную деятельность с деятельностью других познающих субъектов.

Объект познания – противостоит субъекту то, что познается, на то что направлено предметно – практическое, оценочная и познавательная деятельность субъекта.

Объектом познания становится такой фрагмент объективной (или субъективной) реальности, на которой направлено внимание познающего субъекта, который становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта. Объектом могут выступать как материальные, так и идеальные явления (так, сознание индивида – объект для психолога.)

Поскольку активной стороной в этой деятельности является субъект, то он в каком-то смысле и «порождает объект», или, точнее, превращает предмет в объект своей деятельности. Без субъекта немыслим объект, и, наоборот: без объекта нет субъекта, ибо

Любая деятельность субъекта всегда предметна.

Date: 2015-10-18; view: 1732; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию