Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
Развитие философии, науки и др. форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство 2-х сторон – чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется с помощью свойственных человеку органов чувств (6) – зрения, слуха, и др. и имеется непосредственный характер, т.к. оно происходит путем прямого контакта с познаваемыми объектами. Органы чувств при этом доставляют разуму соответствующие данные. Чувственное познание (живое созерцание) осуществляется в 3-х основных формах – ощущение; восприятие; представление. Ощущение – самая элементарная форма чувственного познания, отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств, предметов, и явлений. (Зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные ощущения). Но при этом дается не весь предмет в целом. Восприятие – дает предмет в целом, в совокупности всех его сторон, свойств и отношений. Это целостный образ предмета, синтез ощущений, связь ощущений. Из видов восприятий выделяют восприятие пространства, времени и движения. Представление – это воспроизведение в сознании субъекта образа, предмета и оперирование им в отсутствии самого объекта. Это воссоздание предмета в условиях отсутствия непосредственного контакта (связи) с реальным объектом. Сюда относят – образы памяти - образы воображения (связано с творчеством, фантазией). Рациональное познание (лат. rаtiо – ум, разум, мышление) осуществляется с помощью мышления. Мышление в философии понимают как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе данных чувственного познания закономерных сущностных свойств предметов и явлений и их выражение в определенных формах (понятие, др.). Т.е. рациональное познание имеет дело не с самими предметами, а с данными о них, которое поставляет нам чувственное познание (опосредованность). Разум обобщает факты, делает выводы, осмысливает их. Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, выделяют 2 уровня мышления: - рассудок и разум Рассудок – исходный уровень, на котором мыслят в рамках неизменной схемы, шаблона, стандарта: это способность последовательно и ясно рассуждать, Правильно строить мысли, систематизировать, классифицировать факты. Разум – высший уровень, для него характерны творчество и саморефлексия, выявление причин, движущих сил предметов и явлений. Характерен взаимопереход между ними. Мышление осуществляется в разнообразных формах: наиболее простые, исходные: - понятие - суждение - умозаключение > сложные: - проблема - гипотеза - теория и др. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие, существенные, закономерные стороны, свойства предметов, которые закрепляются в определениях понятий (дефинициях). Понятия выражаются в языке в виде слов или словосочетаний. Но слово и понятие – это не одно и то же. Понятие означает значение и смысл слова, поэтому человек мыслит не словами, а понятиями = > мышление возможно только на языковой основе, тесно связано с речью. Количество понятий = > интеллект человека. Суждение – форма мышления, в которой отражаются любые (а не только общие и существенные) свойства и признаки предмета. В суждении что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и их свойств. Суждения образуются на основе понятий путем их связи. В речи – повествовательное предложение (истинное либо ложное). Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее известных суждений выводится новое знание (тоже в виде суждения) по определенным правилам логики и диалектики. Это: классический пример умозаключения (силлогизм). Все люди смертны (1 посылка). Сократ человек (2 посылка). Следовательно, Сократ смертен (новое суждение – следствие). На самом деле мы мыслим умозаключениями, а понятия и суждения выступают «кирпичиками» для построения умозаключений. Но реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными (иррациональными) его формами. Иррациональное – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с мышлением: - эмоции - воля - предрассудки - подсознательные влечения - интуиция - озарение - вера и др. В современной философии и науке, в гносеологии уже не признается безусловный приоритет рационального перед иррациональным, и наряду с научным знанием признается существование религиозного, личностного, оккультного, художественного и др. видов иррационального знания. Проблема иррационального в познании (в философии Шопенгауэра, Кверкегора, Ницше, Бергсона и др.) Так, Шопенгауэр считал, что в таинственные глубины мира можно проникнуть с помощью не столько логики, сколько непосредственным путем – интуиции. С его точки зрения рациональными средствами познания может овладеть любой человек и стать ученым. Но в науке принципиально новое открывают не обычные ученые, а гении. Гений – это не столько кропотливая деятельность логических размышлений, а сколько иррациональная интуиция. Так, многие открытия в науке сделаны благодаря научной интуиции (радиоактивности, к примеру). Роль интуиции очень велика в научном познании. Интуиция – это прямое, непосредственное усмотрение истины, не связанное с цепью последовательных рассуждений и доказательств, внезапное озарение. Но, как правило, интуицию предваряет могучая и длительная работа логического мышления. Главная черта интуиции – ее непосредственность.
|