Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единство понятия может подчеркиваться





· предлогом или определением перед существительным с не: отчислен за непосещения занятий, ужасное невезение, брань свидетельствует о вашей невоспитанности;

· наречием степени проявления признака при прилагательном или наречии: очень, крайне, весьма, явно, достаточно, довольно, в высшей степени, исключительно, вопиюще: крайне неопределённый, явно нетрезвый, чрезвычайно независимый;

· наличием слов, усиливающих контраст сравнения (ещё неинтереснее, всё неприязненнее, гораздо независимее, намного неприятнее), или вхождением сравнительной степени в обороты типа нет ничего неприятнее, чем..., чем неприятнее, тем..., чем дальше, тем неприятнее. Это не касается сравнительных степеней на -ше и на ударное –ее, с которыми не пишется обычно раздельно, см. выше.

В противовес приставке отрицание обозначает не часть понятия, а действие говорящего, исключающее из описываемой ситуации названный после отрицания признак как отсутствующий в описываемой ситуации. Оно действует в составе высказывания и как действие говорящего является коммуникативной, а не словесно-логической категорией. Функция отрицания и значение приставки как бы лежат в разных плоскостях и поэтому несопоставимы. Отрицание – это возражение говорящего, его несогласие, в то время как в слове с приставкой не­ утверждается противоположный бесприставочному слову смысл.

Если отрицание относится к сказуемому, то обычно отрицается содержание всего предложения (кроме того содержания, что названные в предложении не перед отрицанием объекты и качества существуют: Петя сегодня не пришёл к нам). Это общеотрицательные высказывания. Если отрицание относится к другому члену предложения, то это частноотрицательные предложения: Петя сегодня пришёл не к нам. Однако любое отрицание подразумевает противопоставление, обнаруживаемое вопросами типа «пришёл или не пришёл?», «пришёл к нам или не к нам?». Это полезно использовать.

Другая важная особенность отрицания – это отсутствие у отрицания какой-либо информации о противопоставляемой (неотрицаемой) части, которая поэтому и допускает любое реальное противопоставление (Петя к нам не пришёл, а приехал,...а остался дома и т. д.). Даже если общий признак для отрицаемого и противопоставляемого логически возникает, то он объединяет разнородные предметы или качества, которым в принципе невозможно подобрать синоним. Так, не синий обозначает цвет, но какой именно – красный, зелёный, чёрный – неизвестно. Если такой общий признак имеет два противоположных значения, то отрицаемое значение (например, не тёмный) тоже указывает на остальную часть, но, в отличие от значения приставки не в пунктах а), б) и в), недифференцированно: не существенно, что имеется в виду: светлый, очень светлый или недостаточно тёмный, отрицается лишь, что объект тёмный. Тем не менее, отличение по значению слов с отрицанием и слов с приставкой в группах г) и д) остаётся практически интуитивным.

Для глаголов, как представляется, возможность образовывать новые цельные понятия ограничена, поскольку отрицание перед сказуемым распространяется обычно на значение всего предложения. Подобрать синоним без не- в этих случаях обычно невозможно, как и предположить какое-либо конкретное значение, противоположное отрицаемой ситуации. Ср.: Петя не пришёл – предполагает массу соответствующих ситуаций: забыл, передумал и тысячи непредвиденных ситуаций[146]. Вероятно, речь идёт об отсутствии общего основания для противопоставления приставки и частицы перед глаголами-сказуемыми и условности такого разграничения. В чешском языке, например, слова с не пишутся всегда слитно, и неясно, бывают ли от этого какие-либо неудобства.

Как бы то ни было, раздельное написание не с глаголами создаёт второй, дополнительный ряд трудностей, связанный с приобретением или наличием аналогичных глагольных свойств у других слов, переходных к глаголу или употребляемых в роли сказуемого. В первую очередь это отглагольные прилагательные-причастия, которые пишутся с не раздельно, если имеют зависимые слова, характерные для соответствующего глагола. Наоборот, зависимое слово – наречие степени подчёркивает наличие качества «прилагательности», а следовательно, возможности образовать новое слово с не̵.

Кроме того, среди прилагательных и наречий, образующих новые слова с приставкой не, дополнительно выделяются целые группы слов-исключе­ний, пишущихся с не отдельно потому, что они по тем или иным свойствам приближаются к глаголу, часто употребляясь в роли сказуемого.

 

Раздельно с не пишутся в большинстве случаев наречия в роли сказуемого.

 

Чаще это слова категории состояния в безличных предложениях, распространяемых дательным падежом и инфинитивом (Кому-то не холодно гулять), не безразлично, не боязно, не весело, не время, не дурно, не жалко, не жаль, не зазорно, не любо, не надо, не надобно, не нужно, не обидно, не плохо, не повод, не поздно, не полезно, не положено, не пора, не рано, не скоро, не слышно, не смешно, не совестно, не срочно, не страшно, не стыдно, не судьба, не суждено, не сыро, не тесно, не указ, не холодно, не худо (бы), не чета и т. п. К ним примыкают и другие сказуемые: не должно, не исключено, не похоже, не принято, не против, не прочь, не случайно, не спешно, не странно и подобные.

Однако если подобные наречия способны обозначать целостные понятия, заменяемые синонимами без не, то они и в роли сказуемого пишутся слитно или раздельно в зависимости от того, что автор хочет подчеркнуть: противоположное целостное понятие или отрицание понятия: нетрудно (= легко) разгадать – не трудно (= не является трудным) разгадать. К таковым, например, относятся и наречия неважно (но только слитно в значении ‘плохо (выглядеть)’), неверно, невозможно (но слитно в значении ‘нестерпимо’), невыгодно, нежарко, неизвестно (но только слитно: неизвестно кто), неинтересно, некрасиво, нелегко, нелишне, немудрено, неплохо, непозволительно, непонятно, неприятно, непростительно, несложно, неудивительно, нехорошо и многие, многие другие. Некоторые из них сравнительно часто употребляются как новые слова с приставкой не (нелегко, неплохо), другие – сравнительно редко (нежарко, немудрено), и это не всегда связано с правописанием производящих прилагательных.

 

Раздельно пишутся краткие прилагательные, не имеющие полной формыили отличающиеся от неё по значению (не рад, не горазд, не виден, не должен, не готов, не волен, не мал, не намерен, не склонен, не равен, не расположен, не согласен, не уверен), а также те, которые преимущественно употребляются в роли сказуемого, не образуют новых слов с не (не виноват, не дружен с кем-либо, не способен, не властен, не нужен, не занят, не голоден, не дли́нен, не короток, не обязан, не узок).

 

Различение написания приставки не и частицы не со многими краткими прилагательными различается контекстом: беда невелика, он невелик ростом (‘мал’), но: эти туфли ей не велики (‘а в самый раз, не являются большими’).

Контекст неразличения слитных и раздельных написаний с не возникает у существительных, прилагательных и наречий в роли сказуемого довольно часто: Он не глуп – Он неглуп. Написание здесь зависит от воли автора: если имеется в виду смысл ‘ он является (был) не глупым (достаточно умным)’, то следует писать слитно, если же имелось в виду ‘ он не является (не был, не относится к) глупым’, то не следует писать отдельно.

Чтобы проверить написание в недостаточном контексте сказуемого, нужно поставить предложение в форму прошедшего времени или вста вить связку. Если связка по смыслу более уместна перед не, то пишите слитно, если после не, то раздельно (примеры выше).

Естественно, и этот тест не всегда помогает. В новой редакции правил предлагается также распространять предложения, добавляя слова, усиливающие отрицание (слова отнюдь, вовсе, далеко, слова с ни и противопоставление, требующие раздельного написания), или, наоборот, слова, усиливающие целостность понятия, утвердительность (возможность вставки или наличие наречия степени, возможность замены слова синонимом без не требуют слитного написания).

Таким образом, для случаев двоякого написания устанавливается два типа контекстов, требующих раздельного написания: контексты, усиливающие отрицание, и контексты усиления глагольных признаков (признаков сказуемостности)[147]. Исходным положением для применения этих контекстов является возможность слитного написания анализируемого слова. Но сначала надо определять, не относится ли слово к тем, которые пишутся только раздельно, или к тем, которые пишутся только слитно.

Обобщим[148] материал в алгоритме (примеры в разделах I – II и VII – VII объединены по техническим причинам):

Слитное ‑ раздельное написание не

+ 1. Употребляется без не? (См. §13.1.3)

+ 2. Всегда раздельно? (см. § 13.1.2)

3. Есть усилители отрицания – слова с ни, далеко не,

отнюдь не, вовсе не или противопоставление?

+ + 4. Может быть причастием?

+ На - мый?

6. Есть Тв. п. производите- 6. Есть зависимое слово

+теля, средства действия? не наречие степени?

Раздельно Раздельно Слитно Раздельно Слитно Слитно
(I) не круче, (II) ничем не гонимый; ничуть не глубокий; далеко не глупый; не высокий, а низкий не гонимый ветром; не открыва­емый ключом; не узнаваемый друзьями всегда неузна­ваемый; нелюбимые с детства игры в беде не уныва­ющий; не наде­ющийся на удачу; ещё не кошенные травы краткие причастия в роли сказуемого: не прочитан неуныва­ющий балагур, нескошен­ные травы, совер­шенно нечищеные ботинки (VII) совсем невысокий дом; отсюда пока невид­ный. (VIII) нелюдимый, никем непобедимый...

I II III IV + V VI VII VIII

I. Детально правила всегда раздельного написания не и исключения из них рассмотрены в §13.1.1.

II. Усилители отрицания далеко не, отнюдь не, вовсе не лучше запоминать вместе с отрицанием. Особенно часто учащимися не обнаруживаются зависимые слова с ни, что может быть обусловлено и недостаточностью навыков разбора, и отсутствием привычки видеть связи слов.

В роли усилителей отрицания часто выступают слова совсем, пока, чуть (ли, было), едва (ли), даже, ещё. Однако последовательно они влияют лишь на выбор частиц(не или ни, см. §10), но могут употребляться и при приставке не: совсем небольшой (ср. совсем маленький), пока небольшой (ср. пока маленький), ещё незрелый (ср. ещё зелёный), слегка нетрезвый.

В число слов с двойственной ролью часто включают и слово вовсе, но в значении ‘совсем’ (* вовсе неизвестный, ср. * вовсе окоченел), оно просторечно, и его можно считать только усилителем отрицания[149]. Новая редакция правил о его двоякой роли не упоминает.

Поэтому решающими здесь должны быть другие критерии – наличия усилителей отрицания (нужен пока не большой, а маленький, уже чуть ли (едва ли) не зрелого возраста, едва не впервые, даже ничуть не крупные, пока ещё не крупные) или предпочтительности их подстановки, подтверждающей раздельность, или наличие или предпочтительность подстановки наречий степени, подтверждающих (при отсутствии усилителей отрицания) слитность написания. Включение слова совсем в число тех, которые требуют раздельного написания не, в учебнике для 7 класса М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и других авторов, а также в учебнике М. М. Разумовской едва ли правомерно. Во всех учебниках почему-то перечисляются лишь отдельные (и притом разные!) слова с ни, в то время как на написание не одинаково влияют любые местоиме­ния с ни исоюз ни...ни: никому не нужный, ни ему, ни мне не нужный.

Часты ошибки при наличии противопоставления – раздельное написание при противительном союзе но, который обычно не противопоставляет данное слово и противоположную часть общего понятия в рамках того же признака, а сопоставляет разные понятия, редко совмещаемые, то есть передаёт уступительные отношения: Река неширокая (= узенькая), но глубокая. В этом значении может употребляться и союз а: Неширокая (= узенькая), а глубокая. Противопоставлением является только антонимическое распространение – здесь «узкая»: Не широкая, а узенькая речонка, где замена синонимом без не невозможна. Союз вообще может быть пропущен: Мне не дорог твой подарок – дорога твоя любовь (‘не подарок, а любовь’); Не погода – лень тому причиной. Вопреки мнению некоторых авторов пособий, противопоставление может быть и с союзом но: Эта квартира не велика, но и не мала.

Противопоставление может быть скрытым, удалённым и подразумевающимся: «Скучно было?» – «Да, не весело» или «Не весело». Особенно тонкий анализ контекстов требуется для прилагательных, наречий и существительных в роли сказуемого. В роли сказуемого вопросительных предложений типа Не странно ли? преобладают раздельные написания. Напомним, что частица не пишется раздельно со всеми словами, пишущимися через дефис: не по-доброму, не торгово-промышленные предприятия (см. 13.1.2).

III. К отглагольным образованиям на ­мый, легко присоединяющим приставку не­, применяются контексты раздельного написания прилагательных (см. II) и один контекст глагольного ряда: онисчитаются причастиями только тогда, когда образованы от глаголов переходных несовершенного вида при наличии зависимого творительного падежа, указывающего на производителя действия, орудие или средство действия: неожидаемый в этот час звонок – ни как не ожидаемый звонок – не ожидаемый нами звонок. Многие из них утратили связь с глаголом, изменив значение, и с творительным падежом обычно не сочетаются: непреодолимый, невосполнимый, несгораемый, непоколебимый, необъяснимый. К ним применяются только правила прилагательных: на их написание влияют только противопоставление, слова далеко, вовсе, отнюдь и слова с ни: ничем не восполнимый, вовсе не преодолимый.

Но особенно осложняется ситуация выбора написания тем, что едва ли не половина таких образований без не­ не употребляется. На фоне соответствующих глаголов, употребляющихся без не, это не всегда замечается. Часто отмечается ошибочное раздельное написание в сочетаниях типа никем непобедимая, ничем невознаградимый труд, вовсе недвижимый, никак непреоборимое желание и т. п. Такие сочетания не совсем корректны со стилистической точки зрения, но изредка они встречаются. Если возможность употребляться без не сомнительна, то её определяют по словарю или в тех же конкретных контекстах, но без не [150].

Следовательно, для образований на ­мый различается три варианта орфограммы: 1) слитно всегда, 2) раздельно при наличии творительного производителя, средства или орудия действия, при наличии усилителей отрицания, 3) слитно при отсутствии или наличии других зависимых слов.

IV. При отсутствии контекстов, усиливающих отрицание, или творительного производителя, средства или орудия действия образования на ­мый пишутся с не­ слитно.

V. Помните, что причастия образуются с помощью суффиксов:

  Настоящего времени Прошедшего времени
Действительные -ущ-(ющ)-, ­ащ-(ящ)-: колющий, стоящий -вш-, ­ш-: коловший, падший
Страдательные - ем-, -им-:читаемый, видимый -нн-, -енн-, -т-:связанный, купленный, стянутый

Страдательные причастия образуются только от глаголов переходных, причем форма настоящего времени – только от глаголов несовершенного вида, а форма прошедшего времени – только от глаголов совершенного вида. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида, и лишь формы причастий действительных прошедшего времени не зависят от вида глагола. Все иные образования с такими же суффиксами являются прилагательными и пишутся с не­ по правилам для прилагательных, как и образованные с помощью других суффиксов – видный ( ср. виденный от виде-ть), горючий, зрелый и т. п. Однако и образованные по всем правилам причастия переходят в прилагательные, если теряют присущую глаголам способность управлять существительными, изменяют значение и не заменяются соответствующими глаголами.

Наиболее близки к прилагательным образования на -мый, за ними следуют страдательные причастия с суффиксами ­нн-, ­енн­, -т-. Правила чисто формально различают лишь две ступени перехода. Первая – наличие творительного падежа, обозначающего производителя действия, орудия или средства в страдательном залоге. Этот наиболее сильный глагольный признак – признак страдательного залога – используется даже для причастий на -мый. Вторая ступень – наличие других зависимых слов, которыми управляет глагол. Наречия меры и степени качества (более чем, весьма, вполне, в высшей степени, гораздо, довольно, крайне, настолько, на редкость, необыкновенно, необычайно, очень, отчасти, полностью, почти, решительно, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно и др.)из их числа исключаются, так как они обычно поясняют не глаголы, а прилагательным. Слова, подчиняемые обычно глаголу, требуют раздельного написания с не всех причастий, (кроме образований на -мый, где учитывается только подчинённый им творительный падеж производителя, средства или орудия). При одновременном наличии наречий меры или степени и других зависимых слов рекомендуется раздельное написание. Ведь слова абсолютно, совершенно, совсем выполняют двоякую роль: могут быть наречиями степени (абсолютно неграмотный = ‘ делающий много ошибок, безграмотный’) и усилителями отрицания (абсолютно не грамотный = ‘ совсем не обученный грамоте, не относящийся к грамотным’).

Однако, помимо учёта формальных примет, рекомендуется отличать прилагательные, изменившие значение по сравнению с глаголом и его причастием – как и при правописании Н и НН.

 

Причастия, перешедшие в прилагательные, пишутся с не по правилам прилагательных:

Не успевающим (= кто не успел) к сроку дали ещё день. Не организованные заранее, бригады (= которые не организовали) создавали в спешке. Не выдержанные нужное время в проявителе фотографии пожелтеют. Ещё не тронутые морозом, ягоды боярышника были жёстки. Неуспевающим (= отстающим) по русскому языку остаться. Неорганизованным (= разболтанным) и безответственным это дело не будем поручать! Обычно невыдержанный в спорах, на этот раз он сохранял терпение до конца. Нетронутая веками пустошь распахана; нетронутое блюдо.
Но: Отнюдь (далеко, вовсе, нисколечко...) не выдержанный в спорах, всегда не выдержанный,а вспыльчивый (с усилителями отрицания).

Различия в значениях причастий и тождественных им по структуре прилагательных не всегда легко обнаруживаются подбором синонимов-глаголов и синонимов прилагательных. Прилагательное может быть шире по значению (невиданный в этом году урожай = ‘небывалый, поразительный’), фразеологизированным (по независящим от кого-либо обстоятельствам, неподходящие для этого условия – запомнить, ср.: не зависящий от моей воли, не подходящий под это правило пример).

 

В краткой форме (в роли сказуемого) причастия пишутся раздельно и при отсутствии зависимых слов: рукопись не вычитана, работа не окончена. Но: Девушка беспечна, неорганизованна (прилагательное).

 

VI. Не имеющие зависимых слов или имеющие таковыми только наречия меры и степени (весьма, очень и т. п.) отглагольные образования с суффиксами причастий пишутся с не­ слитно, как прилагательные.

VII. Прилагательные неотглагольные, существительные и наречия, способные образовывать новые слова с приставкой не­, пишутся слитно, если не имеют усилителей отрицания – зависимых слов с частицей ни, слов далеко не, вовсе не, отнюдь не или противопоставления.

VIII. Правило о неупотребительности без не не имеет исключений, но образования на ­ мый, как отмечалось выше, часто требуют особого внимания, обращения к словарю, тщательного анализа контекста.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите типы и особенности небуквенных знаков русской письменности, расскажите, что обозначают знаки слитности, пробела и дефиса.

2. Назовите основной принцип и дополнительные мотивы слитных, раздельных и дефисных написаний. Чем обусловлены трудности их изучения?

3. Какие слова пишутся с не всегда слитно, какие всегда раздельно, какие и в каких случаях слитно и раздельно? У каких частей речи есть отступления от обычно раздельных написаний?

4. Какие значения имеет приставка не? Что значит отрицание? В каких случаях отрицание и приставку трудно различать?

5. Опишите (устно) контексты, усиливающие отрицание, и контексты, связанные с переходностью к глаголу-сказуемому.

Упр. 188. Раскройте скобки и объясните написание, указывая номер правила в алгоритме.

1. (Не) насквозь. 2. (Не) вдалеке. 3. (Не) откуда взять. 4. (Не) кстати. 5. (Не) взрачнее. 6. Ещё (не) приятнее. 7. (Не) медля ни минуты. 8. (Не) дошли до предела. 9. (Не) длиннее метра. 10. (Не) вечно же сидеть здесь! 11. Совер­шенно (не) зависимые страны. 12. Моим умом никак (не) постижимый.

 

Упр. 189. Определите части речи и их формы, объясняющие выбранное раздельное или слитное написание не.

(Не) похоже ни на что, (не) дороже трёх тысяч, (не) только сегодня, (не) истощимый на шутки, (не) где-нибудь в чистом поле, совсем (не) лепый поступок, накормили (не) досыта, (не) находя никакого выхода, никуда (не) спеша, доро́га эта, разумеется, (не) бесконечна, (не) было горя, даже ни разу (не) вскрикнув, ему сегодня (не) здоровится, (не) ахти какой, времени всегда (не) достаёт, слышалось что-то совершенно (не) внятное, (не) глупее тебя, ничуть (не) интереснее той, (не) более, (не) с руки, (не) беда, перед мамой (не) ловко, (не) голодный, поставили (не) достающие детали, здесь что-то (не) чисто, (не) смотря на неудачи, ещё (не) скоро начинать, он мне (не) указ, это не четвёртый, (не) уверен – не обгоняй, ничто (не) вечно под луной, как ни крути, всё (не) хорош.

 

Упр.190. Выберите слова, которые с не пишутся а) только слитно, б) только раздельно, в) слова, пишущиеся двояко, дополните такими зависимыми словами, при наличии которых они писались бы с ­не отдельно.

(Не) добрый взгляд, (не) самый крепкий, (не) людимый сосед, (не) своевременное решение, (не) восполнимый, (не) всюду так, (не) изгладимые впечатления, (не) разложимые в этих условиях элементы, (не) выразимый на словах, (не) мыслимый.

 

Упр. 191. Раскройте скобки, объясняя выбор слитного или раздельного написания.

1. Иногда выпадают такие дни, что ни одна мысль ( не) додумываетсядо конца, теряется (Л. Улицкая). 2. Однажды Михайлов едет к Алевтине исключительно из-за того, чтобы узнать, чем и как у неё кончилось с пьянчужкой мужем (она в тот раз ( не) дорассказала – прервали, а ведь любопытно)... (В. Маканин). 3. Но бабушка не обладала способностью к эпическому обзору событий, и эта «деталь» в момент рассказа нимало её не волновала, так что вряд ли, описывая исторический пир горой, она нарочно ( не) досказывала именно эту малость (М. Палей). 4. Лишь однажды Баллок даёт слабину и, рассуждая о мотивах преступления, предполагает, что мальчики – всего лишь несчастные сироты с кредитными карточками, которые ( не) дополучилиродительского внимания («Известия»). 5. В редких комментариях массмедиа повышение это [таможенных пошлин] рассматривается как компенсация доходов, которые казна (не) дополучит из-за предполагаемого снижения НДС или единого социального налога («Еженедельный журнал»). 6. – Прочь с дороги! – кричит. – Иначе не только козла ( не) досчитается сегодня твой отец! (Искандер). 7. Потому что ( не) досчитаешь – беда, и пересчитаешь – беда, опять перепроверка (Солж.). 8. – Вы сами ( не) догадываетесь? (А. Рыбаков). 9. Просто люди об этом ( не) догадываются(Токарева). 10. Шоферы второпях ( не) досмотрели, залили в картеры грязное масло – шатунные вкладыши поплавились (Шукш.). 11. Под утро придёт, завалится... сначала ( не) добудишься, а потом хвать – уже и след простыл (А. Волос). 12. (Не) досыпа́лпоэт, (не) доедал, обносился, чувствовал себя неполноценным, от этого становился ершистей, вредней, гордыня ж стихотворца непомерна, как кто-то верно заметил (Аст.). 13. Фетюков свою миску из первых взял и ушёл: расчёл, что в бригаде сейчас не разживёшься, а лучше по всей столовой походить – пошакалить, может, кто ( не) доест(если кто ( не) доест и от себя миску отодвинет – за неё, как коршуны, хватаются иногда сразу несколько) (Солж.). 14. Вроде того, как с изменой жены: все уже всё знают, а ты ( не) догадываешься (Трифонов). 15. Правильно старики говорили: за что ( не) доплатишь, того ( не) доносишь (Солж.).

 

Упр. 192. Объясните слитное или раздельное написание не и ни. Обратите внимание на сказуемые, типы наречий.

1. Когда я вижу сломанные крылья, нет жалости во мне, и неспроста: я не люблю насилья и бессилья, вот только жаль распятого Христа (Выс.). 2. Кто на себе поставил крест, кто сел за руль, как под арест, тот не способен на дальний рейс (Выс.). 3. «Давайте, – сердито повторил Иван, – чего смеётесь? – не маленькие» (А. Н. Т.). 4. – Тарашкин, идите-ка сюда, здесь что-то неладно (А. Н. Т.). 5. – У меня правильный расчёт. Большевизация нам не страшна (А. Н. Т.). 6. Шельга сказал: – Не понимаю, не специалист (А. Н. Т.). 7. Бабушкин бог был понятен мне и не страшен, но перед ним нельзя было лгать – стыдно (М. Г.). 8. Он отвечал солидно: «Пускай, мне глаза больше не надобны, – всё видел я...» (М. Г.). 9. Ну, стала она барам ненадобна, и дали они ей вольную, – живи-де, как сама знаешь, – а как без руки-то жить? (М. Г.). 10. Невысоко взмахнув рукою, он хлопнул прутом по голому телу. Саша взвизгнул. «Врёшь, – сказал дед, – это не больно!» (М. Г.). 11. Бабушка не однажды говорила ей тихо: «Варя, ты бы поела чего, маленько, а?». Она молчит и неподвижна (М.Г.) 12. Но и сама она, и все её слова были не просты (М. Г.). 13. Перед чёрным челом печи на широкой скамье сидел сердитый, не похожий на себя Цыганок... (М. Г.). 14. Был он кроток и не похож на себя (М. Г.). 15. «Разве он сильнее тебя?» – «Не сильнее, а старше! Кроме того, – муж! За меня с него Бог спросит, а мне заказано терпеть...» (М. Г.). 16. Я брал в руки тяжёлые атласные косы, обёртывал ими шею себе и, не двигаясь, чутко слушал бесконечные, никогда не надоедавшие рассказы (М. Г.). 17. Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются (М. Г.). 18. «А теперь вот все на воле – ни хлеба ни соли!» (М. Г.). 19. «Невозможно каждый день надоедать людям, да и... вовсе мне там, кажется, не рады» (Купр.). 20. Ты не брюнетка, но в тебе есть что-то цыганское (Купр.). 21. Простились они не холодно и не сухо, но точно стыдясь друг друга (Купр.). 22. «Я своего мужа не люблю, – говорила она медленно, точно в раздумье. – Он груб, он не чуток, не деликатен» (Купр.). 23. Видимо, такое мнение небезосновательно(П. Сиркес).

 

Упр. 193. Раскройте скобки, вставьте пропущенные И или Е, объясните написания.

I. 1. Душная теплота подн..мается ко мне; густо слышны (не) любимые мною запахи пирогов с зелёным луком, с морковью; эти запахи вызывают у меня уныние (М. Г.). 2. Всё это то (же) как сказка, любопытная, но (не) приятная, пугающая (М. Г.). 3. А кто в чем виноват – это дело (н..) твоё. Господу судить и наказ(о\ы)вать. Ему, а – (не) нам! (М. Г.). 4. Песен этих (н..) ему петь, (н..) тебе слушать (не) надобно (М. Г.). 5. Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал весёлый ребячий гам, то убегал со двора, (не) глядя на дедов запрет (М. Г.). 6. Бедные – (н..) страшны, (н..) опасны, в этом меня (не) заметно убедило жалостное отношение к ним бабушки и презрительное – со стороны деда (М. Г.). 7. Всё было хорошо и как-то особенно – (не) по-всегдашнему – понятно и близко (М. Г.). 8. «Славно, брат? То-то! А (н..) сыро, (н..) холодно?» (М. Г.). 9. Было приятно, что она н.. на кого (не) похожа, но грустно, что говорит она мало, а если не спрашивать её, так она и совсем молчит (М. Г.). 10. Но весёлый, серебряный и звонкий этот день (не) радовал, был (не) нужен, и всё было (не) нужно (М. Г.). 11. Нет, я (не) очень испугался тогда, но теперь мне было (не) ловко, (не) понятно (М. Г.). 12....Дед сделался (не) заметен, задумчив, тих (не) похоже на себя (М. Г.). 13. «Пойду в сад». – «(Не) сухо ещё там, погодил бы» (М. Г.). 14. Арина Власьевна была очень добра и, (по) своему, (во)все (не) глупа (Т.). 15. Илья (не) добро уставился. Подумал, что надо при удобном случае стукнуть его, заразу, за всё (Н. З..). 16. Никита всё же решил, что (не) вовремя принесло его домой (Н. З..). 17. Шаманы и оба купца оставались в центре стойб(и\е)ща, на (н..) кем (н..) занятой площад.. (Курилов). 18. Степан (по) утреннему крякнул и потянулся: (не) допили вчера, получилось (н..) то (н..) сё – (н..) трезвый, (н..) пьяный, – а внутри свербит (А. Львов). 19. Иностранец был н..молод, но и н.. стар, н.. высок, но и н.. низок, чрезвычайно лыс, но в то же время привлекателен… (Акс.).

II. 1. Все были уверены, что он, а (н..) кто иной, предводительств..вал от­важными злодеями (П.). 2. Нет, ваше сиятельство, (н..) должно пр...небрегать этим упражнением, (н..) то отвыкн..шь как раз (П.). 3. В своё время я стрелял (не) худо; но вот уже четыре года, как я (н..) брал в руки пистолета (П.). 4. На другой день, (н..) свет (н..) заря, Лиза уже проснулась (П.) 5. Слова Томского были (н..) что иное, как мазурочная болтовня, но они глубоко заронились в душу молодой мечтательницы (П.). 6. Только (н..) один Печорин любовался хорошенькой княжной: из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, (не) подвижные, огненные (Л.). 7. Он [Казбич], знаете, был (не) то чтоб мирной, (не) то чтоб (не) мирной....А лошадь его славилась в целой Кабарде, – и точно, лучше этой лошади (н..) чего выдумать (не) возможно. (Не) даром ему завидовали все наездники и (н..) раз пытались её украсть, только (н..) удавалось (Л.). 8. «А ты думаешь, майор твой хорошо играет?» – «Хорошо или (н...) хорошо, однако ж он тебя обыграл» (Г.) 9. Сильный был он козак, (н..) раз атаманств(о\а\ы)вал на море и много натерпелся всяких бед (Г.). 10. Скажите, пожалуйста, Иван Никифорович, я всё (на) счёт ружья: что вы будете с ним делать? ведь оно вам (не) нужно (Г.). 11. Есть в Петербурге враг всех, получающих четыр..ста рублей в год или около того. Враг этот (н..) кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров (Г.). 12....Но Петрович (н..) дослышал и сказал: «Уж новую я вам сошью беспременно...» (Г.). 13. Он [Тряпичкин] ведь тоже любит часто переезжать с квартиры и (не) доплачивать (Г.). 14. Деревня Маниловка (не) многих могла заманить своим местоположением (Г.). 15. «Такую разрезать силы нет, это (не) женское дело, это (не) рыба, а свинья» (Н. З.). 16. «Брат (не) довольно практичен, – рассуждал он сам с собой, – его обманывают» (Т.). 17. Он приметил, что Никита, кажется, жаден и (не) прочь унижаться ради выгод... (Н. З.). 18. Вот граница, единственная граница, действительно (не) проходимая для неё [науки]… (М. А. Бакунин). 19. Пассажир этот был н.. кто иной, как дядя покойного Берлиоза, Максимилиан Андреевич Поплавский, экономист-пла­новик, проживающий в Киеве на бывшей Институтской улице (Булг.).

Date: 2015-10-21; view: 417; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию