Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фармакология центральной нервной системы





Актуальность раздела: Центральная нервная система координирует и управляет деятельностью внутренних органов, скелетных мышц, формирует психическую деятельность человека. С помощью веществ, воздействующих на морфо-функциональные образования ЦНС, можно осуществлять коррекцию нарушенных заболеваниями функций внутренних органов и расстройств психических функций головного мозга - восприятия, мышления, памяти, настроения, эмоционального состояния. Для обеспечения возможности проведения оперативных вмешательств требуется выключение сознания, обезболивание, снижение тонуса скелетных мышц, устранение нежелательных рефлексов; эти эффекты достигаются при использовании наркозных средств или средств общей анестезии. Перед практическим врачом очень часто встает проблема обезболивания, поскольку боль является одним из проявлений самих разнообразных патологических процессов (травма, ишемия, воспаление и др.). Умение ослабить или устранить ноцицептивную реакцию с помощью обезболивающих средств должно входить в арсенал средств врача любой специальности. Нарушения нервно-психической деятельности - специфическая форма патологии человека. Наиболее распространенными из них являются нарушения эмоционального состояния (неврозы и неврозоподобные заболевания) и настроения (депрессии). Эти заболевания могут быть самостоятельными, но часто связаны с тяжелыми соматическим заболеваниями (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь и др). В связи с этим, перед практическим врачом часто встает задача коррекции психо-эмоционального состояния человека в комплексной терапии ряда заболеваний. Наконец, в ряде случаев непосредственной причиной смерти являются нарушения функции жизненно важных центров (дыхательного, сосудодвигательного) продолговатого мозга. В качестве средств скорой помощи врачи используют при состояниях, угрожающих жизни больного, аналептики, которые оказывают возбуждающее и тонизирующее действие на дыхательный и сосудодвигательный центры.

ТЕМА 7. НАРКОЗНЫЕСРЕДСТВА

 

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать) наркозные средства для обеспечения оперативных вмешательств.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность наркозных средств.  
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием наркозных средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 1.Оценивать роль хемо- и электровозбудимых мембран в механизмах межнейронной синаптической передачи (нормальная физиология). 2. Интерпретировать функции разных структур ЦНС - коры, ретикулярной формации, продолговатого мозга, спинного мозга (нормальная физиология). 3. Трактовать субординационные отношения между неокортексом и архипалеокортексом (нормальная физиология).
3. Выбирать наркозные средства для обеспечения разных видов наркоза  

 

Для реализации целей обучения на данном занятии необходимы следующие базисные знания-умения:

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными ответами.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.В результате взаимодействия высвободившегося из аксонной терминали медиатора с постсинаптическими рецепторами могут переходить в проводящее состояние различные ионные каналы. При повышении проводимости каких из них будет возникать деполяризация мембраны?

А. Хлорных. Б. Калиевых. В. Натриевых.

2.В результате взаимодействия высвободившегося из аксонной терминали медиатора с постсинаптическими рецепторами могут переходить в проводящее состояние различные ионные каналы. При повышении проводимости каких из них будет возникать гиперполяризация мембраны?

А. Хлорных. Б. Кальциевых. В. Натриевых.

3.Какие рефлексы обеспечиваются функцией коры головного мозга?

А. Безусловные с экстероцепторов. Б. Условные. В. Безусловные с проприоцепторов. Г. Безусловные с интероцепторов.

4.Какие рефлексы не обеспечиваются функцией спинного мозга?

А. Условные. Б. Безусловные с экстероцепторов. В. Безусловные с проприоцепторов. Г. Безусловные с интероцепторов.

5.Какие рефлексы обеспечиваются функцией ствола головного мозга?

А. Условные. Б. Безусловные с экстероцепторов. В. Безусловные с интероцепторов. Г. Безусловные с проприоцепторов.

6.Какой вид чувствительности утрачивается при параличе функций соматосенсорной коры?

А. Обонятельная. Б. Слуховая. В. Зрительная. Г. Тактильная и болевая.

 

Информацию необходимую для формирования базисных знаний-умений вы сможете найти в учебнике: Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 6-19, 38-80.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:В, 2:А, 3:Б, 4:А, 5:В, 6:Г.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 74-76, 114-119 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Понятие о наркозе как способе обеспечения хирургических вмешательств. Краткие сведения об истории наркоза. Молекулярные, клеточные и системные механизмы действия наркозных средств.

Ингаляционные наркозные средства группы летучих жидкостей: эфир для наркоза, фторотан; наркозные газы: закись азота, циклопропан. Местное, рефлекторное и резорбтивное действие. Стадии наркоза, их природа. Сравнительная характеристика ингаляционных наркозных средств. Осложнения во время и после ингаляционного наркоза, помощь при них.

Неингаляционные наркозные средства: тиопентал-натрий, пропанидид, кетамин, предион, натрия оксибутират. Стадии неингаляционного наркоза, их особенности и механизмы. Сравнительная характеристика неингаляционных наркозных средств. Осложнения при неингаляционном наркозе, помощь при них.

Сочетанное применение наркозных средств: смешанный и комбинированный наркоз. Компоненты комбинированного наркоза: вводный и базисный наркоз. Потенцированный наркоз.

 

Обучающие задачи:

1. Летучее невзрывоопасное вещество вызывает потерю болевой чувствительности при концентрации в плазме крови 60 мг %, исчезновение сознания при концентрации 80 мг %, утрату функций сосудодвигательного центра при концентрации 100 мг %.В каком случае можно использовать это вещество в качестве самостоятельного средства обеспечения полостных операций, если оно вызывает паралич спинного мозга при концентрации:

А. 90 мг %. Б. 100 мг %. В. 110 мг %. Г. 120 мг %.

2. Нервно-мышечный препарат лягушки подвергался действию эфира в эксперименте. Исходя из существующих представлений о механизме действия ингаляционных наркозных средств, укажите, что подавится раньше и сильнее?

А. Потенциал действия мышечного волокна. Б. Потенциал действия нервного волокна. В. Потенциал концевой пластинки. Г. Потенциал нервного окончания.

3. У крысы нарушены связи неокортекса с подкорковыми центрами. Внешняя картина течения наркоза существенно не изменится у этого животного по сравнению с интактным при использовании

А. Закиси азота. Б. Эфира. В. Гексенала. Г. Фторотана.

4. Три ингаляционные наркозные средства по силе действия располагаются в ряд: К>Т>Ф. Как должны соотноситься эти вещества по выраженности стадии возбуждения?

А. Ф>Т>К. Б. Ф>К>Т. В. К>Т>Ф. Г. К>Ф>Т.

5. Три ингаляционные наркозные средства по силе действия располагаются в ряд: К>Т>Ф. Как должны соотноситься эти вещества скорости выхода из наркоза?

А. Ф>Т>К. Б. Ф>К>Т. В. К>Т>Ф. Г. К>Ф>Т.

6. Хлорэтил - наркозное вещество с малой широтой наркозного действия (стадия хирургического наркоза возникает при концентрации в плазме 30 мг %, стадия параличей - 40 мг %). Чтобы продемонстрировать опасность хлорэтила, подсчитайте, на сколько мг % может повыситься концентрация его в крови после одного вдоха. Объем вдоха - 500 мл, концентрация хлорэтила во вдыхаемом воздухе 4 об %, вес 1 л хлорэтила 3 г. Для простоты расчета примите, что весь хлорэтил при вдохе перейдет в кровь и за расчетное время не успеет диффундировать из крови в ткани.

А. 0,1 мг %. Б. 0,5 мг %. В. 1 мг %. Г. 5 мг %.

7. Комбинированный наркоз используется для разных целей, в том числе для: 1 - облегчения введения интубационной трубки, 2 - уменьшения токсичности ингаляционного наркозного средства, 3 - увеличения глубины наркоза, вызываемого слабыми веществами (например, закисью азота), 4 - устранения стадии возбуждения. В каком из названных случаев Вы используете вводный наркоз?

А. 1 и 4. Б. 2 и 3. В. 1 и 3. Г. 2 и 4.

8. Комбинированный наркоз используется для разных целей, в том числе для: 1 - облегчения введения интубационной трубки, 2 - уменьшения токсичности ингаляционного наркозного средства, 3 - увеличения глубины наркоза, вызываемого слабыми веществами (например, закисью азота), 4 - устранения стадии возбуждения. В каком из названных случаев Вы используете базисный наркоз?

А. 1 и 4. Б. 2 и 3. В. 1 и 3. Г. 2 и 4.

9. Наркозное вещество К вызывает осложнения со стороны сердца и печени, П - со стороны печени и почек, С - со стороны почек, Т - сердца и почек. Какую комбинацию веществ следует считать рациональной?

А. К и П. Б. К и С. В. П и С. Г. С и Т.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ НАРКОЗНЫХ СРЕДСТВ.

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут для осуществления кратковременного оперативного вмешательства, вводного, базисного и потенцированного наркоза.

2.Назовите группу (ы) средств, которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами.

 

Пример: кратковременное оперативное вмешательство.

1.Для его проведения необходимо устранение сознания, болевой и других видов чувствительности, рефлексов, а также иногда желательно расслабление скелетных мышц.

2.Такими свойствами обладают средства общей анестезии: ингаляционные и неингаляционные наркозные вещества.

3.Учитывая непродолжительность вмешательства лучше применить более простые в применении неингаляционные наркозные средства непродолжительного действия (начинается через 0,5-3 мин и длится 5-20 мин): пропанидид, тиопентал-натрий, кетамин

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Наркозные средства»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

ТЕМА 8. ФАРМАКОЛОГИЯСНОТВОРНЫХ,ПРОТИВОСУДОРОЖНЫХИПРОТИВОПАРКИНСОНИЧЕСКИХ

СРЕДСТВ

 

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) снотворные, противосудорожные и противопаркинсонические средства для коррекции нарушений соответствующих функций ЦНС.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность снотворных, противосудорожных и противопаркинсонических средств 1. Интерпретировать строение и функционирование частей синапса (нормальная физиология, биохимия)
2. Предвидеть изменение функций ЦНС под влиянием снотворных, противосудорожных и противопаркинсонических средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 2. Интерпретировать механизмы сна и бодрствования (нормальная физиология) 3. Идентифицировать фазы сна и оценивать их значение в формировании высшей нервной деятельности (нормальная физиология) 4. Использовать сведения о механизмах возбудимости нервных клеток (нормальная физиология) 5. Интерпретировать механизмы управления тонусом скелетных мышц и произвольными движениями (нормальная физиология)
3. Выбирать адекватные средства лечения расстройств сна, разных форм эпилепсии, паркинсонизма  
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов  

Для уяснения соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте сопоставляя их с эталонными ответами.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.При раздражении каких структур головного мозга дремлющего животного не возникает его пробуждение?

А. РФ ствола (ростральная часть). Б. Передний гипоталамус. В. Задний гипоталамус. Г Неспецифические ядра таламуса.

2.При раздражении каких структур головного мозга животного возникает сон?

А. РФ ствола (ростральная часть). Б. Передний гипоталамус. В. Задний гипоталамус. Г. Неспецифические ядра таламуса.

3.У животного с вживленными электродами в кору больших полушарий проводили длительную запись электрокортикограммы во время сна. Какая наблюдалась картина биотоков?

А. Низкочастотные и высокоамплитудные колебания. Б. Высокочастотные и низкоамплитудные колебания. В. Чередование высоко- и низкочастотных колебаний с обратно пропорциональной амплитудой. Г.Чередование высоко- и низкочастотных колебаний с пропорциональной амплитудой.

4.Какое изменение функций не характерно для быстрого сна?

А. Нистагм. Б. Сновидения. В. Неравномерность пульса и дыхания. Г. Незначительное снижение тонуса скелетных мышц.

5.Какое изменение функций характерно для медленного сна?

А. Быстрые движения глаз. Б. Сложные сюжетные сновидения. В. Стабильность пульса и дыхания. Г. Глубокое снижение тонуса скелетных мышц.

6.Что характерно для клонических судорог?

А. Одновременное повышение тонуса всех мышц. Б. Поочередное сокращение всех мышц. В. Застывание в опистотонусе. Г. Возбуждение спинного мозга.

7.Что характерно для тонических судорог?

А. Одновременное повышение тонуса всех мышц. Б. Поочередное сокращение всех мышц. В. Некоординированные движения конечностей и туловища. Г. Возбуждение головного мозга.

8.В каком случае можно предполагать понижение возбудимости нейронов?

А. При повышении проводимости цитоплазматической мембраны для натрия. Б. При повышении проводимости цитоплазматической мембраны для кальция. В. При повышении проводимости цитоплазматической мембраны для хлора. Г. При понижении проводимости цитоплазматической мембраны для калия.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в учебнике

Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 549-555.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:Б, 2:Б, 3:В, 4:Г, 5:В, 6:Б, 7:А, 8:В.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 105-111 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: нитразепам для лечения бессонницы, карбамазепин для предупреждения больших приступов эпилепсии, этосуксимид для предупреждения малых приступов эпилепсии; диазепам и магния сульфат для купирования эпилептического статуса, леводопу для лечения паркинсонизма.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Снотворные средства: нитразепам, триазолам, зопиклон, донормил, этаминал-натрий. Эффекты, механизмы действия снотворных средств. Влияние на фазовую структуру сна. Показания к назначению.

Противоэпилептические средства: фенобарбитал, дифенин, карбамазепин, ламотриджин, клоназепам, натрия вальпроат, этосуксимид. Механизмы противосудорожного действия, применение при разных клинических формах эпилепсии. Средства купирования эпилептического статуса и других судорожных состояний.: диазепам, магния сульфат, натрия оксибутират.

Противопаркинсонические средства: леводопа, циклодол. Эффекты, механизм действия, показания к назначению.

 

Набор обучающих задач:

1. Известно, что возникновение быстрой и медленной фаз сна связано с активностью разных структур мозга. Количество сновидений уменьшится при использовании веществ угнетающих активность:

А. Стволовых структур (ретикулярной формации, голубого пятна и т.д.). Б. Неокортекса. В. Таламуса. Г. Ядра переднего гипоталамуса.

2. С влиянием на какие медиаторные системы связано действие нитразепама?

А. Дофаминергические. Б. Серотонинергические. В. ГАМКергические. Г. Гистаминергические. Д.Холинергические.

3. С влиянием на какие медиаторные системы связано действие донормила?

А. Дофаминергические. Б. Серотонинергические. В. ГАМКергические. Г. Гистаминергические. Д.Холинергические.

4. Межнейронное взаимодействие обеспечивается координированной работой многих функциональных элементов синапсов (ионных каналов, рецепторов, ферментов и т.д.) Противоэпилептические средства могут снижать возбудимость нейронов эпилептогенного очага и проведение импульсов за счет влияния на разные синаптические структуры. Укажите молекулярный субстрат действия для диазепама.

А. Потенциалозависимые Na-каналы. Б. Са-каналы L и N типов. В. Са-каналы Т типа. Г. Рецепторы ГАМК.

5. Укажите молекулярный субстрат действия для дифенина (см. задачу3).

А. Потенциалозависимые Na-каналы. Б. Са-каналы L и N типов. В. Са-каналы Т типа. Г. Рецепторы ГАМК.

6. Укажите молекулярный субстрат действия для сульфата магния (см. задачу3).

А. Потенциалозависимые Na-каналы. Б. Са-каналы L и N типов. В. Са-каналы Т типа. Г. Рецепторы ГАМК.

7. Укажите молекулярный субстрат действия для этосуксимида (см. задачу3).

А. Потенциалозависимые Na-каналы. Б. Са-каналы L и N типов. В. Са-каналы Т типа. Г. Рецепторы ГАМК.

8. Больной с синдромом Паркинсона в связи с сопутствующими заболеваниями получал различную терапию. При назначении какого из названных средств можно ожидать уменьшения симптомов паркинсонизма?

А. Прозерин. Б. Резерпин. В. Галоперидол. Г. Атропин. Д. Метацин.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ СЕДАТИВНЫХ, ТРАНКВИЛИЗАТОРОВ И НЕЙРОЛЕПТИКОВ.

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при лечении бессонницы; профилактике больших приступов эпилепсии, профилактике малых приступов эпилепсии; купировании эпилептического статуса; лечении синдрома паркинсонизма.

2.Назовите группу (ы) средств, которые вызывают нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательной формой выпуска.

 

Пример: бессонница

1.Лечение бессонницы требует либо облегчения засыпания, либо удлинения продолжительности сна.

2.Таким действием обладают снотворные средства.

3.Может быть выбран нитразепам как средство, действующее 6-8 часов, что обеспечивает достижение обоих эффектов, и пригодное для перорального применения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: для лечения бессонницы; для профилактики больших приступов эпилепсии, для профилактики малых приступов эпилепсии; для купирования эпилептического статуса; для лечения синдрома паркинсонизма.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Фармакология снотворных, противосудорожных и противопаркинсонических средств»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

 

ТЕМА 9. ФАРМАКОЛОГИЯОБЕЗБОЛИВАЮЩИХВЕЩЕСТВ

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) обезболивающие средства при болевых синдромах разного происхождения.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую обезболивающих средств  
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием обезболивающих средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 1.Интерпретировать механизмы ноцицепции и антиноцицепции (нормальная физиология). 2.Интерпретировать механизмы регуляции температуры у человека (нормальная физиология).
3. Выбирать адекватные обезболивающие средства при боли разного происхождения.  
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов  

 

 

Для уяснения соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность их решения проверьте, сопоставляя их с эталонными ответами.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Какая из перчисленных структур ЦНС не относится к ноцицептивной системе?

А. Желатинозная субстанция задних рогов спинного мозга. Б. Переключающие ядра таламуса. В.Ретикулярная формация ствола. Г. Затылочные зоны коры мозга.

2.Установить факт наличия какого восприятия можно, регистрируя показатели физиологических функций (артериальное давление, частоту дыханий, частоту сердечных сокращений, интенсивность потоотделения)?

А. Тактильного. Б. Звукового. В. Болевого. Г. Зрительного.

3.У животного производится раздражение различных структур мозга. При воздействии на какую структуру можно ожидать уменьшения болевой чувствительности?

А. Ядра вентро-базального таламуса. Б. Центральное околоводопроводное серое вещество. В.Крупноклеточное ядро РФ. Г. Лимбический мозг.

4.В каком из названных случаев при раздражении электрическим током структур мозга животного можно ожидать понижения температуры тела?

А. Любых структур гипоталамуса. Б. Любых структур таламуса. В. Структур переднего гипоталамуса. Г. Структур заднего гипоталамуса.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний--умений, можно найти в учебниках:

Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 133-141, 428-441.

Зайко Н.Н. Патологічна фізіологія.Київ. «Вища школа».-1995. С.337-352, 211-236.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1: Г, 2:В, 3:Б, 4:В.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 77-88 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: морфина гидрохлорид для профилактики травматического шока; промедол для купирования послеоперационных болей; анальгин для купирования головной боли; анальгин с атропина сульфатом для купирования кишечной колики; кислоту ацетилсалициловую для устранения гиперпирексии.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Обезболивающие средства: определение, классификация. Наркотические анальгетики. Опий, его происхождение и состав. Препараты и алкалоиды опия: омнопон, морфина гидрохлорид. Фармакологические эффекты: влияние на болевую и другие виды чувствительности, сознание, мышление, эмоции, функции центров среднего и продолговатого мозга, желудочно-кишечный тракт. Механизм обезболивающего действия морфина. Пристрастие к морфину. Острое и хроническое отравление морфином (морфинизм). Помощь при остром отравлении: налоксона гидрохлорид. Синтетические заменители морфина: промедол, пиритрамид, фентанил. Особенности действия. Показания к применению наркотических анальгетиков.

Ненаркотические анальгетики: производное анилина — парацетамол, салициловой кислоты — кислота ацетилсалициловая, пиразолона —анальгин, бутадион. Отличия от наркотических анальгетиков. Механизмы обезболивающего и жаропонижающего действия. Практическое применение ненаркотических анальгетиков.

 

Набор обучающих задач:

1. Животному с болевым очагом на нижней конечности после наложения на неё жгута вводили равноэффективные дозы анальгетиков. Обезболивающее действие какого из них в некоторой степени проявится при введении ниже места наложения жгута?

А. Морфина. Б. Бутадиона. В. Омнопона. Г. Фентанила.

2. Животному с болевым очагом на нижней конечности после наложения на неё жгута вводили равноэффективные дозы анальгетиков. Обезболивающее действие какого из них в некоторой степени проявится при введении только выше места наложения жгута?

А. Анальгин. Б. Бутадиона. В. Парацетамол. Г. Ацетилсалициловая кислота.

3. Для купирования травматической боли применяли анальгетик, действие которого продолжалось около 30 мин и сопровождалось выраженным угнетением дыхательного центра. Какое это вещество?

А. Морфин. Б. Промедол. В. Пиритримид. Г. Фентанил.

4. Для купирования травматической боли применяли анальгетик, действие которого продолжалось около 4 часов, причем тонус гладких мышц полых органов понизился, а дыхание практически не изменилось по частоте и глубине. Какое это вещество?

А. Морфин. Б. Промедол. В. Омнопон. Г. Фентанил.

5. Больному с почечной коликой ввели средство, купировавшее болевой синдром, но при этом вызвавшее сухость во рту, мидриаз и тахикардию. Какое вещество вводились?

А. Морфин. Б. Омнопон. В. Промедол. Г. Атропин.

6. Больному с почечной коликой ввели средство, купировавшее болевой синдром, но при этом вызвавшее миоз и брадикардию. Какое вещество вводились?

А. Морфин. Б. Метацин. В. Платифиллин. Г. Атропин.

7. У отравленного при обследовании констатировали отсутствие сознания, отмечали миоз и усиление моносинаптических рефлексов. Веществом какой группы вызвано отравление?

А. Алкоголем. Б. Снотворным. В. Наркотическим анальгетиком. Г. Ненаркотическим анальгетиком.

8. У отравленного при обследовании констатировали отсутствие сознания, отмечали мидриаз и угнетение моносинаптических рефлексов. Веществом какой группы вызвано отравление?

А. Противопаркинсоническим. Б. Снотворным. В. Наркотическим анальгетиком. Г. Ненаркотическим анальгетиком.

9. При проведении обезболивания в послеоперационном периоде в условиях многократного введения наркотических анальгетиков теоретически можно использовать разные вещества. Что бы Вы выбрали?

А. Морфин. Б. Омнопон. В. Промедол. Г. Фентанил.

10. У животного регистрировали импульсы в высокопороговых афферентах нижних конечностей. После внутрикожного введения раствора ПГЕ2 количество импульсов резко возрастало. После введения какого вещества в это место действие ПГЕ2 исчезнет?

А. Анальгина. Б. Бутадиона. В. Парацетамола. Г. Лидокаина.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ОБЕЗБОЛИВАЮЩИХ СРЕДСТВ.

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут для устранения боли травматической, спастической, воспалительной, зубной, головной, ишемической кардиалгии.

2.Назовите группу (ы) средств, которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.

 

Пример: травматическая боль.

1.При этом синдроме необходим обезболивающий эффект с подавлением всех компонентов ноцицептивной реакции организма – ощущения боли (перцептивный компонент), эмоционального и вегетативного компонентов, угрожающих нарушениями вегетативных функций (шоком).

2.Такими способностями обладают наркотические анальгетики.

3.Выбираем морфина гидрохлорид как достаточно сильное средство длительного действия, доступное для инъекционного введения.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: устранение травматической боли; спастической боли (однократной и многократной); головной боли; гиперпирексии.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Фармакология обезболивающих средств»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

ТЕМА 10-11. ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕСРЕДСТВА

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) психофармакологические средства при основных видах патологии психики.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность психофармакологических средств средств 1. Интерпретировать виды психической деятельности и структуры головного мозга, обеспечивающие их формирование (нормальная физиология)
2. Предвидеть изменение психических функций под влиянием психофармакологических средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 2. Использовать представления о нейрохимических механизмах, вовлеченных в реализацию психической деятельности.формирование (нормальная физиология)
3. Выбирать адекватные психофармакологические средства при неврозе, психозе, депрессии, нарушениях памяти и рабоспособности 3. Использовать представления о механизмах психической деятельности человека (норм. физиология)
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов  

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными решениями.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Какая из перечисленных неспецифических структур головного мозга относится к возбуждающим?

А. Хвостатое ядро. Б. Прилежащее ядро перегородки. В. Передний гипоталамус. Г. Ретикулярная формация ствола.

2.Какая из перечисленных неспецифических структур головного мозга относится к тормозным?

А. Хвостатое ядро. Б. Миндалина. В. Задний гипоталамус. Г. Ретикулярная формация ствола.

3.В какой из перечисленных структурах головного мозга находятся дофаминергические нейроны?

А. Голубое пятно. Б. Ядра шва. В. Вентральная покрышка. Г. Зрительный бугор.

4.В какой из перечисленных структурах головного мозга находятся дофаминочувствительные нейроны?

А. Черная субстанция. Б. Гиппокамп. В. Прилежащее ядро перегородки. Г. Ретикулярная формация.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений Вы можете найти в учебниках:

1.Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 511-549.

2.3айко Н.Н. Патологічна фізіологія. К. «Вища школа», 1995. С. 575-610.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1: Г 2:А, 3:В,:4:В.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 88-103 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: экстракт валерианы для лечения начальной стадии гипертонической болезни, диазепам для лечения неврастении, аминазин для купирования психотического возбуждения, дроперидол для потенцирования наркоза, трифтазин для лечения психоза с выраженной продуктивной симптоматикой, имизин для лечения депрессивного синдрома, сиднокарб для лечения постгриппозной астении, пирацетам при ухудшении памяти из-за нарушений мозгового кровотока, пирацетам при острой гипоксии мозга из-за нарушений мозгового кровотока.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Психофармакологические средства: понятие, классификация.

Седативные средства: натрия бромид, настойка и экстракт валерианы. Действие, показания к применению. Транквилизаторы (анксиолитические средства): диазепам, феназепам, мезапам, буспирон. Влияние транквилизаторов на ЦНС: сознание, мышление, эмоции, двигательную активность и мышечный тонус. Механизмы действия бензодиазепиновых и небензодиазепиновых транквилизаторов. Использование для лечения неврозов и другие показания к применению.

Нейролептики. Определение, классификация. Нейролептики-антипсихотики: трифтазин, галоперидол, сульпирид. Нейролептики-атарактики: аминазин, клозапин, дроперидол. Влияние нейролептиков на функции ЦНС: сознание, мышление, эмоции, мышечный тонус, действие на вегетативные функции. Влияние нейролептиков на психопатологические расстройства мышления, восприятий, поведения; особенности действия антипсихотиков и атарактиков. Применение для лечения психозов и другие показания к назначению. Нейролептанальгезия. Коррекция вызываемых нейролептиками экстрапирамидных нарушений.

Антидепрессанты. Определение, классификация. Средства: имизин, амитриптилин, флюоксетин, циталопрам, мапротилин, пиразидол. Механизмы тимолептического действия. Соотношение тимолептического, психостимулируюшего, транквилизирующего действия у разных веществ. Применение в лечении депрессий.

Соли лития: лития карбонат. Применение для лечения мании и профилактики рецидивов маниакально-депрессивного психоза.

Ноотропные средства: пирацетам, аминалон, этимизол. Влияние на высшую нервную деятельность, память, мозговое кровообращение, устойчивость к гипоксии. Механизмы действия. Применение.

Психостимуляторы: кофеин, сиднокарб, фенамин. Эффекты, механизмы действия, применение.

 

Набор обучающих задач:

1. При введении аминазина в какую структуру мозга в эксперименте на животном следует ожидать развития атарактического эффекта?

А. Специфические зоны коры. Б. Лимбические структуры мозга. В. Черную субстанцию. Г. Ядра шва среднего мозга. Д. Ретикулярную формацию ствола

2. В воображаемом эксперименте человеку с галлюцинаторным синдромом вводят трифтазин локально в различные структуры мозга. При введении в какие из перечисленных образований наиболее вероятно получение антигаллюцинаторного эффекта?

А. Специфические зоны коры. Б. Лимбические структуры мозга. В. Черную субстанцию. Г. Ядра покрышки среднего мозга. Д. Ретикулярную формацию ствола

3. В эксперименте животному инъецировали диазепам в различные структуры мозга. В каких случаях следует ожидать противотревожного действия?

А. Специфические зоны коры. Б. Гипоталамус. В. Черную субстанцию. Г. Ядра шва среднего мозга. 5. Ретикулярную формацию ствола

4. Существуют фармакологические средства, блокирующие синтез и-РНК в хромосомах и белка в рибосомах. Действие каких психофармакологических средств будет существенно измененно такими веществами?

А. Транквилизаторов. Б. Трициклических антидепрессантов. В. Психостимуляторов. Г. Седативных.

5. Существуют фармакологические средства, блокирующие синтез и-РНК в хромосомах и белка в рибосомах. Действие каких психофармакологических средств не будет существенно измененно такими веществами?

А. Нейролептиков. Б. Трициклических антидепрессантов. В. Психостимуляторов. Г. Ноотропов.

6. У больного - отравление фенамином. Какие средства показаны в такой ситуации в качестве функциональных антагонистов?

А. Транквилизаторы. Б. Нейролептики. В. Антидепрессанты. Г. Психостимуляторы.

7. У больного, неоднократно покушавшегося на самоубийство, снижена двигательная активность, заторможена речь, подавлено настроение. Какие средства показаны для лечения?

А. Транквилизаторы. Б. Нейролептики. В. Антидепрессанты. Г. Психостимуляторы.

8. Человек, перенесший тяжелую острую респираторную инфекцию, жалуется на сонливость, сниженную работоспособность, быструю утомляемость. Какие средства показаны для лечения?

А. Транквилизаторы. Б. Нейролептики. В. Антидепрессанты. Г. Психостимуляторы.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ СЕДАТИВНЫХ, ТРАНКВИЛИЗАТОРОВ И НЕЙРОЛЕПТИКОВ.

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при лечении невроза, вегетоневроза, тревожного синдрома (немотивированная, т.е. невротическая, тревога), эпилептическом статусе, спастическом параличе, бредово - галлюцинаторном синдроме при психозе, психомоторном возбуждении с агрессивностью, маниакальном синдроме, токсической рвоте, потенцировании наркоза, устранении интероцептивных рефлексов.

2.Назовите группу (ы) средств, которые вызывают нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательной формой выпуска.

 

Пример: бредово - галлюцинаторный синдром.

1.Это характерный продуктивный симптом псизоза и для его устранения необходим антипсихотический (антигаллюцинаторный, антибредовый) эффект.

2.Такой эффект вызывают только нейролептики.

3.Среди нейролептиков существуют атарактики и антипсихотики. Вторые обладают более выраженным и специфическим антипсихотическим действием и благоприятнее действуют на эмоциональную сферу (не подавляют положительных эмоций). Поэтому предпочтительны антипсихотики, например, трифтазин. Выбор лекарственной формы зависит от состояния больного. При неадекватности поведения следует вводить трифтазин инъекционно, при благоприятных обстоятельствах – перорально.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ АНТИДЕПРЕССАНТОВ, ПСИХОСТИМУЛЯТОРОВ И НООТРОПОВ.

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при лечении депрессии, астеническом синдроме, повышенной утомляемости, ухудшении памяти при нарушении мозгового кровотока, острой гипоксии мозга при нарушении мозгового кровотока.

2.Назовите группу (ы) средств, которые вызывают нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательной формой выпуска.

 

Пример: депрессивный синдром.

1.Он характеризуется патологическим понижением настроения, поэтому необходим тимолептический эффект.

2.Такой эффект (повышение настроения) вызывают антидепрессанты.

3.Существуют антидепрессанты разных типов. Начать лечение можно с типичного препарата имизина. Выбор лекарственной формы определяется психическим статусом больного. При неадекватности поведения следует вводить имизин инъекционно, при благоприятных обстоятельствах – перорально.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Лабораторная работа (см.ООД).

2.Работа с тестами.

3.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: для лечения истерии; для лечения вегетоневротической стадии ишемической болезни сердца; для купирования психомоторного возбуждения; для потенцирования действия анальгетиков при нейролептанальгезии; для лечения шизофрении, для лечения инволюционной депрессии; для лечения астенического синдрома; для лечения амнезии вследствие расстройств мозгового кровообращения.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Психофармакологические средства»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

 

ТЕМА 12. АНАЛЕПТИКИ.

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) оживляющие средства для коррекции нарушений жизненно важных функций.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Интерпретировать групповую принадлежность аналептиков  
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием аналептических средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 1. Предвидеть изменения дыхания и артериального давления при воздействии на жизненно важные центры ствола мозга. (норм. Физиология) 2. Интерпретировать влияние вегетативной иннервации на сердце и сосуды (норм. Физиология)
3. Выбирать эффективные средства при острой сосудистой и дыхотельной недостаточности центрального происхождения 3. Использовать представления о механизмах физиологической регуляции функций (норм. физиология)
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов  

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставляя их с эталонными решениями.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.У животного в эксперименте произведена перерезка спинного мозга в области верхних шейных сегментов. Каких изменений системного артериального давления (АД) следует ожидать при этом?

А. Давление существенно понизится. Б. Давление существенно не изменится. В. Давление возрастет.

2.У животного в эксперименте произведена перерезка спинного мозга в области верхних шейных сегментов. Как будет влиять на уровень АД раздражение сосудодвигательного центра в этих условиях?

А. Возникнет дальнейшее понижение АД. Б. Давление существенно не изменится. В. Давление возрастет.

3.В каком из перечисленных случаев следует ожидать существенного понижения АД?

А. Перерезка дорсальных корешков торако-люмбального отдела спинного мозга. Б. Перерезка вентральных корешков торако-люмбального отдела спинного мозга. В. Перерезка дорсальных корешков сакрального отдела спинного мозга. Г. Перерезка вентральных корешков сакрального отдела спинного мозга.

4.Как изменится частота и глубина дыхания у животного с разрушенными хемочувствительными структурами каротидных клубочков по сравнению с интактным животным при помещении его в атмосферу с повышенным содержанием СО2?

А. Увеличение частоты и глубины дыхания уменьшится. Б. Увеличение частоты и глубины дыхания возростет. В. Существенных изменений не наступит.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 179.

Зайко Н.Н. Патологічна фізіологія. Київ. «Вища школа», 1995. С. 602-606.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1: А 2:Б, 3:А, 4:В.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 103-105 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: кофеин и кордиамин для купирования дыхательной недостаточности, вызванной угнетением дыхательного центра, кофеин-натрия бензоат для купирования коллапса с сопутствующей сердечной слабостью, норадреналина гидротартрат для купирования периферического коллапса, эфедрина гидрохлорид для предупреждения коллапса.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Аналептики. Определение. Средства: бемегрид, кордиамин, кофеин-натрия бензоат, сульфакамфокаин, этимизол. Влияние на ЦНС, жизненно важные центры, другие органы. Механизмы действия. Показания к применению.

Набор обучающих задач:

1. У животного с помощью вживленного микроэлектрода регистрировали электрическую активность нейронов сосудодвигательного центра. Введение какого вещества не изменит величину ТПСП нейронов?

А. Кордиамина. Б. Бемегрида. В. Коразола. Г. Кофеина.

2. У животного с помощью вживленного микроэлектрода регистрировали электрическую активность нейронов сосудодвигательного центра. Какое из перечисленных веществ увеличит величину ВПСП?

А. Кордиамина. Б. Бемегрида. В. Коразола. Г. Кофеина.

3. Аналептики (коразол, бемегрид) и бензодиазепиновые транквилизаторы являются функциональными антагонистами. Сопоставьте механизмы действия этих веществ и определите вид возникающего антагонизма.

А. Косвенный. Б. Конкурентный. В. Неконкурентный. Г. Независимый.

4. В опытах на животных определяли величину минимальной судорожной дозы бемегрида при введении его в разные сосуды. При введении в какой сосуд эти дозы становятся наименьшими?

А. Общую сонную артерию. Б. Внутреннюю сонную артерию. В. Позвоночную артерию. Г. Бедренную артерию.

5. Собаке после инфильтрации областей бифуркации общей сонной артерии 0.25% раствором новокаина внутривенно введились аналептики. Действие какого вещества на частоту и глубину дыхания изменится в наибольшей степени?

А. Бемегрида. Б. Кофеина. В. Кордиамина. Г. Этимизола.

6. При отравлении каким из перечисленных веществ, которые вызывают падение АД, эффективно введение аналептиков?

А. Октадин. Б. Празозин. В. Алкоголь. Г. Пентамин.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ СРЕДСТВ, ВОЗБУЖДАЮЩИХ И ТОНИЗИРУЮЩИХ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ЦЕНТРЫ.

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при сосудистой недостаточности центрального происхождения и дыхательной недостаточности при передозировке снотворных.

2.Назовите группу (ы) средств, которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.

 

Пример: острая сосудистая недостаточность центрального происхождения.

1.Необходимо повысить системное артериальное давление, возбудив сосудодвигательный центр и усилив его сосудосуживающее влияние на тонус сосудов.

2.Таким действием обладают аналептики.

3.Выбираем кордиамин, который при инъекционном введении быстро воздействует на сосудодвигательный центр и нормализует уровень системного АД.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: токсическое угнетение дыхательного центра гексеналом, коллапс, вызванный передозировкой тиопентала-натрия; коллапс, вызванный передозировкой пентамина; коллапс, осложненный вторичной сердечной слабостью; профилактика коллапса при субарахноидальной анестезии.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Аналептики»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

Date: 2015-09-24; view: 1319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию