Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противомикробные и противопаразитарные средства





Актуальность раздела: В современной структуре заболеваемости до сих пор существенное место занимают инфекционные болезни, связанные с паразитированием различных живых существ в организме человека. Вещества с противомикробной и противопаразитарной активностью могут использоваться как с профилактической целью, для уничтожения возбудителей во внешней среде (дезинфектанты) и на поверхности тела (антисептики),так и с лечебной: местно (антисептики) и резорбтивно (химиотерапевтические средства). Резорбтивное применение находят лишь вещества, обладающие избирательным действием на возбудителей, т.е. не нарушающие жизнедеятельности организма человека. Рациональное применение противомикробных и, в частности, химиотерапевтических средств возможно при умении учитывать не только спектр противомикробной активности (набор чувствительных к лекарству видов возбудителей), но и характер действия на микробов (бактериостатическое - нарушающие рост и размножение или бактерицидное - убивающее бактериальные клетки}, на организм человека (возможные осложнения), судьбу вещества в организме (фармакокинетические свойства) и т.д.

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) противомикробные и противопаразитарные средства

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Трактовать групповую противомикробных и противопаразитарных средств  
2. Предвидеть изменения жизнедеятельности возбудителей под влиянием противомикробных средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 1. Трактовать морфологические, тинкториальные свойства микробов (микробиология) 2. Интепретировать биохимические процессы синтеза нуклеиновых кислот, белка, защитных структур возбудителей (микробиология)
3. Выбирать противомикробные средства в соответствии с этиологией и клинической тяжестью заболевания, возможными осложнениями 3. Интепретировать этиологию инфекционных заболеваний (микробиология)
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах, способах введения при выписывании рецептов  

 

Цель занятий: Научиться выбирать, выписывать и обосновывать назначение, для чего необходимо иметь и уметь использовать сведения о наборе препаратов, спектре и механизме их активности, фармакокинетических свойствах, возможных осложнениях и способах применения

Достижение этих целей невозможно без прочных знаний микробиологии. При изучении фармакологии противомикробных и противопаразитарных средств Вы встретитесь с рядом возбудителей. Прочтите нижеследующий список::

Стафилококки; стрептококки, включая пневмококки, энтерококки; пептококки и пептострептококки; гоно- и менингококки; клостридии, коринебактерии, сибиреязвенная палочка, листерии, актиномицеты; кишечная палочка, протей, сальмонеллы, шигеллы, холерный вибрион, возбудители чумы, туляремии и бруцеллеза; клебсиеллы, гемофильные возбудители, включая палочки инфлюэнцы, мягкого шанкра и коклюша; легионеллы; псевдомонады в т.ч. синегнойная палочка, бактероиды, микобактерии, борелии, спирохеты; риккетсии, хламидии; микоплазмы; простейшие, в т.ч. малярийные плазмодии, энтамебы, токсоплазмы, трихомонады, лямблии, грибки, в т.ч. кандиды, возбудители трихофитии, микроспории, эпидермофитии, фавуса; гельминты: аскариды, острицы, власоглав, анкилостомы, цепни: свиной, бычий, карликовый; лентец широкий.

Вспомните, что Вы знаете о каждом из названных возбудителей, при необходимости обратитесь к соответствующим учебникам (микробиологии, биологии, паразитологии). 0тветьте на следующие вопросы?

I Какие возбудители являются причиной следующих специфических инфекций: 1. Гонореи. 2. Газовой гангрены. 3. Эпидемического менингита. 4. Дифтерии. 5. Скарлатины. 6. Сибирской язвы. 7. Бациллярной дизентерии. 8. Амебной дизентерии. 9. Холеры, 10. Брюшного тифа и паратифов. 11. Чумы. 12. Туляремии. 13. Бруцеллеза. 14. Легионеллеза. 15. Туберкулеза. 16. Проказы. 17. Сифилиса. 18. Возвратного тифа. 19. Сыпного тифа. 20. Орнитозов. 21. Дерматомикозов. 22. Нематодозов. 23. Цестодозов.

II. Какие возбудители могут быть причиной неспецифических заболеваний: гнойных инфекций разной локализации (отит, мастит, менингит, перитонит, сепсис и т.п.); пневмоний и других заболеваний органов дыхания; а также моче- и желчевыводящих путей?

III. Для проверки умения ориентироваться в морфологических, тинкториальных и биохимических свойствах различных микробов выделите из вышеприведенного перечня: 1. Г+ кокков, 2. Г-кокков. 3. Гр+ палочек. 4. Гр- палочек. 5. Облигатных анаэробов. б. Облигатных внутриклеточных паразитов.

 

Если Вы не можете выполнить предложенные задачи обратитесь к учебникам:

Пяткин К. Д., Кривошеін Ю. С. Микробиология, К. Вища школа 1992. С. 20-38.

Слюсарев А. О., Жукова С. В. Біологія. К., Вища школа. 1992. С. 309-351.

 

ЭТАЛОННЫЕ ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

I. 1. Гонококки. 2. Клостридии. 3. Менингококки. 4. Коринебактерии дифтерии, 5. Стрептококки. 6. Сибиреязвенная палочка. 7. Шигеллы. 8. Энтамебы. 9. Холерный вибрион. 10. Сальмонеллы. 11.12.13. Возбудители чумы, туляремии и бруцеллеза соответственно. 14. Легионеллы. 15.16. Возбудители туберкулеза и лепры. 17. Бледная трепонема. 18. Боррелии. 19. Риккетсии Провачека. 20.Хламидии. 21. Возбудители трихофитии, микроспории, эпидермофитии. 22. Аскариды, острицы, власоглав, анкилостомы. 23. Свиной цепень, бычий цепень, лентец широкий, карликовый цепень.

II. Стафилококки, стрептококки, пептококки, пептострептококки, менингококки, кишечная палочка, протей, палочка инфлюэнцы, клебсиеллы, бактероиды, синегнойная палочка.

III. 1. Гр+ кокки: стафило-, стрепто-, пневмо-, энтеро-, пепто-, пептострепто-. 2. Гр- кокки; менинго-, гоно-. 3. Гр+ палочки: коринебактерии, клостридии, сибиреязвенная палочка, листерии, актиномицеты, микобактерии. 4. Гр- палочки: кишечная, протей, шигеллы, сальмонеллы, холерный вибрион, возбудители чумы, туляремии, бруцеллеза, клебсиеллы, гемофильные палочки, псевдомонады, бактероиды. 5. Облигатные анаэробы: клостридии, пептококки, пептострептококки, бактероиды. 6. Облигатные внутриклеточные паразиты: хламидии, риккетсии.

 

 

ТЕМА 26. АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА.

Актуальность темы и цели: см. Введение в раздел.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1. Какое вещество из перечисленных относится соединениям алифатического ряда?

А. Фенол. Б. Фурацилин. В. Этиловый спирт. Г. Крезол. Д. Хлорамин.

2. Какое вещество из перечисленных относится соединениям ароматического ряда?

А. Фенол. Б. Фурацилин. В. Этиловый спирт. Г. Формальдегид. Д. Нитрат серебра.

3. Какое вещество из перечисленных относится соединениям гетероциклического ряда?

А. Фенол. Б. Фурацилин. В. Этиловый спирт. Г. Крезол. Д. Хлорамин.

4. Какие вещества будут сильнее диссоциировать в щелочной среде?

А. Слабые органические щелочи. Б. Слабые органические кислоты. В. Соли сильных кислот и щелочей. Г. Соли слабых кислот и сильных щелочей.

5. Какое соединение будет слабее диссоциировать на ионы?

А. Нитрат серебра. Б. Сульфат цинка. В. Протеинат серебра. Г. Хлорид ртути.

6. Каким физико-химическим свойством должно обладать вещество с моющим действием?

А. Сильной щелочностью. Б. Сильной кислотностью. В. Гидрофильностью. Г. Липофильностью. Д.Амфотерностью.

7. Какое вещество из перечисленных образуется при взаимодействии свободного хлора с водой?

А. Молекулярный водород. Б. Атомарный водород. В. Атомарный кислород. Г. Молекулярный кислород.

8. Какое вещество из перечисленных может соединиться с информационными молекулами хромосом?

А. Кислота. Б. Щелочь. В. Нейтральная соль. Г. Кислая соль.

 

Если Вы не можете выполнить предложенные задачи обратитесь к учебникам:

Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия. М., Медицина. 1991. С. 16-29.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1: В, 2:А, 3:Б, 4:Б, 5:В, 6:Д, 7:В, 8:Б.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 226-234 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: этиловый спирт для обеззараживания кожи, хлоргексидина биглюконат для мытья рук, калия перманганат для обеззараживания поверхности ожога, фурацилин и перекись водорода для промывания гнойных ран, раствор иода спиртовой для обеззараживания операционного поля, хлорамин для обеззараживания неметаллических инструментов, бриллиантовый зеленый для лечения пиодермии, фурацилин для местного лечения фолликулярной ангины.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Понятие об антисептических и дезинфицирующих веществах. Механизмы противомикробного действия. Условия, определяющие противомикробную активность. Классификация антисептических и дезинфицирующих средств: галогены и галогенсодержащие вещества (йод, йодонат, хлорамин), соединения алифатического ряда (формальдегид, спирт этиловый), окислители (раствор перекиси водорода, калия перманганат), кислоты и щелочи (кислота борная, кислота салициловая, раствор аммония едкого), детергенты (хлоргексидина биглюконат, декаметоксин, этоний), соединения ароматического ряда (лизол, деготь березовый, ихтиол), соединения металлов (серебра нитрат, протаргол, цинка сульфат, цинка окись), красители (этакридина лактат, бриллиантовая зелень, метиленовая синь), производные нитрофурана (фурацилин). Показания к применению с профилактической и лечебной целью.

Набор обучающих задач:

1. Большинство антисептиков нельзя использовать в качестве химиотерапевтических средств, а большинство дезинфицирующих - даже в качестве антисептиков. Какова причина этого?

А. Высокая стоимость такого применения. Б. Неспособность действовать на возбудителей в условиях организма человека. В. Токсичность для макроорганизма. Г. Быстрое развитие толерантности микробов.

2. У паразитов может возникать толерантность к противомикробным средствам. К каким веществам толерантность развивается быстрее и в большей степени?

А. Дезинфицирующим. Б. Антисептическим. В. Химиотерапевтическим.

3. Антисептические средства широко применяют при промывании гнойных ран, полостей. Выберите пригодное для этого средство среди нижеперечисленных:

А. Спиртовой раствор йода. Б. Лизол. В. Окись цинка. Г. Фурацилин. Д. Бриллиантовая зелень.

4. Антисептические средства находят применение при лечении дерматомикозов. Какое из названных используется для этого?

А. Спиртовой раствор йода. Б. Калия перманганат. В. Хлорамин. Г. Формальдегид.

5. Необходимо обезвредить выделения больного. Чему отдать предпочтение?

А. Сулеме. Б. Лизолу. В. Перманганату калия. Г. Бриллиантовой зелени.

6. Необходимо провести дезинфекцию в очаге споровой инфекции. Чему отдать предпочтение:?

А. Лизолу. Б. Хлорамину. В. Нашатырному спирту. Г. Хлоргексидину.

7. Антисептические и дезинфицирующие средства можно комбинировать друг с другом. Какое из перечисленных сочетаний нерационально?

А. Формальдегид и фенол. Б. Перекись водорода и муравьиная кислота. В. Борная кислота и нашатырный спирт. Г. Бриллиантовая зелень и этиловый спирт.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫБОРЕ АНТИСЕПТИКОВ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ СРЕДСТВ

 

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при подготовке (обеззараживании) операционного поля, подготовке рук хирурга перед операцией, промывании гнойных ран для очищения от инородных тел и фрагментов тканей, промывании гнойных ран для подавления микрофлоры, пиодермии, конъюнктивите.

2.Назовите группу (-ы), которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желаемой лекарственной формой

 

Пример: промывание гнойных ран для подавления микрофлоры.

1.Так как в ране могут находиться возбудители разного типа (кокки и палочки, грамположительные и грамотрицательные), то необходимо бактерицидное или бактериостатическое действие широкого спектра. Применяемые вещества должны растворяться в воде, быть лишены раздражающего действия и не всасываться из раны.

2.Такими свойствами обладают многие антисептики: перманганат калия, хлоргекседин, хлорамин, фурацилин, этакридина лактат.

3.Пригоден, например, 0,02% водный раствор фурацилина.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: для обеззараживания кожи, для мытья рук, для лечения фурункулов, для лечения блефарита, для обеззараживания поверхности ожога, для промывания гнойных ран, для обеззараживания операционного поля, для обеззараживания пинцетов и другого мелкого инструментария в амбулаторных условиях, для лечения пиодермии, для местного лечения фолликулярной ангины.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Антисептические и дезинфицирующие средства»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

 

ТЕМА 27. АНТИБИОТИКИБЕТА-ЛАКТАМЫИМАКРОЛИДЫ.

 

Актуальность темы и цели занятия: см. Введение в раздел.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1. При микроскопии окрашенного по Граму мазка культуры возбудителя, выделенного у больного с гнойной инфекцией, обнаружены круглые фиолетовые клетки. К каким видам микробов может относиться данный

возбудитель?

А. Гонококкам. Б. Стрептококкам. В. Клостридиям. Г. Клебсиеллам. Д. Сальмонеллам.

2. При микроскопии окрашенного по Граму мазка культуры возбудителя, выделенного у больного с воспалением слизистых оболочек, обнаружены круглые клетки розового цвета. К каким видам микробов может относиться данный возбудитель?

А. Стафилококкам. Б. Коринебактериям. В. Шигеллам. Г. Менингококкам. Д. Риккетсиям.

3. При микроскопии окрашенного по Граму мазка культуры возбудителя выделенного у больного обнаружены палочковидные микробы фиолетового цвета. К каким видам микробов может относиться данный возбудитель?

А. Кишечная палочка. Б. Сибиреязвенная палочка. В. Протей. Г. Псевдомонада.

4. При микроскопии окрашенного по Граму мазка культуры возбудителя, выделенного у больного кишечной инфекцией, обнаружены палочковидные микробы розового цвета. К каким видам микробов может относиться данный возбудитель?

А. Кишечная палочка. Б. Сибиреязвенная палочка. В. Столбнячная палочка. Г. Клостридии.

5. Из гнойного отделяемого у больного, страдающего бленнореей выделен возбудитель. Назовите его.

А. Стафилококк. Б. Стрептококк. В. Гонококк. Г. Пневмококк.

 

Если Вы не можете выполнить предложенные задачи обратитесь к учебникам:

Пяткин К. Д., Кривошеін Ю. С. Микробиология, К. Вища школа 1992. С. 196.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:Б, 2:Г, 3:Б, 4:А, 5:В.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 235-249 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: бензилпенициллин-натрий для лечения крупозной пневмонии, оксациллин-натрий для лечения карбункулеза, ампициллин-натрий для лечения очаговой пневмонии неясной (бациллярной или кокковой) этиологии, цефотаксим для лечения бациллярного сепсиса, эритромицин для лечения ангины.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Введение в химиотерапию. Антибиотики: определение, классификация.

Антибиотики бета-лактамы. Антибиотики семейства пенициллинов: биосинтетические (бензилпенициллин и его соли), полусинтетические (оксациллин-натрий, ампициллин-натрий и др.), комбинированные (ампиокс, амоксиклав).

Антибиотики семейства цефалоспоринов (цефалексин, цефазолин, цефотаксим, цефтриаксон, цефпиром). Другие бета-лактамные антибиотики (тиенам).

Антибиотики-макролиды: эритромицин, олеандомицин, кларитромицин, азитромицин. Линкомицин и его особенности.

Механизмы противомикробного действия перечисленных групп, спектры, особенности фармакокинетики, показания к назначению, осложнения.

Набор обучающих задач:

1. Больному острой дизентерией необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из веществ Вы предпочтете?

А. Бензилпенициллин-натрий. Б. Оксациллин-натрий. В. Ампициллин-натрий Г. Ампиокс.

2. Больным гнойной тяжелой стафилококковой инфекцией после отмены неэффективного бензилпенициллина необходимо назначить этиотропное средство. Какое из предлагаемых средств пригодно?

А. Эритромицин. Б. Бициллин. В. Ампициллин. Г. Цефазолин.

3. Больному бациллярной пневмонией необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из веществ Вы предпочтете?

А. Бензилпенициллин-натрий. Б. Оксациллин-натрий. В. Цефазолин. Г. Эритромицин.

4. Больной пиелитом нуждается в лечении. От применения какого средства можно ожидать большей эффективности?

А. Эритромицина. Б. Олеандомицина. В. Ампициллина-натрия. Г. Ампиокса.

5. Больному острой бациллярной дизентерией был назначен ампициллин-натрий. Выберите приемлемый режим химиотерапии.

А. 0,25 2 раза в сутки. Б. 0,25 4 раза в сутки. В. 0,25 8 раз в сутки. Г. 0,5 2 раза в сутки. Д. 0,5 4 раза в сутки.

6. Больному карбункулезом был назначен оксациллин-натрий. Выберите приемлемый режим химиотерапии.

А. 0,25 2 раза в сутки. Б. 0,25 3 раза в сутки. В. 0,25 4 раз в сутки. Г. 0,5 3 раза в сутки. Д. 0,5 6 раза в сутки.1.

7. Больному стафилококковой пневмонией предполагается назначить одну из перечисленных комбинаций химиотерапевтических средств. Какая из них оправдана?

А. Бензилпенициллин-натрий и оксациллин-натрий. Б. Ампициллин-натрий и оксациллин-натрий. В. Бензилпенициллин-натрий и эритромицин. Г. Амоксициллин и клавулановая кислота.

8. Больной маститом был введен бензилпенициллин-натрий. Через 30 мин у больной появились слабость, затруднения при дыхании, сыпь на коже, понижение артериального давления. Диагностируйте это состояние и выберите средство рекомендуемое в таких случаях как первоочередное.

А. Димедрол. Б. Неогемодез. В. Эфедрин. Г. Адреналин. Д. Лоратадин.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫБОРЕ АНТИБИОТИКОВ БЕТА-ЛАКТАМОВ И МАКРОЛИДОВ

 

1.В соответствии с этиологией и тяжестью клинического течения определите эффект, который должен быть достигнут при таких заболеваниях как: сепсис неясной этиологии, стафилококковый сепсис, псевдомонадный сепсис, стрептококковый сепсис, тяжелая и средней тяжести неспецифическая инфекция органов дыхания, бронхит, стрептококковая пневмония, псевдомонадная пневмония, гнойная стафилококковая инфекция, карбункулёз, отит, гнойная колибациллярная инфекция мягких тканей, гнойная анаэробная (кокковая) инфекция, гнойная анаэробная (бациллярная) инфекция, бациллярная дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, газовая гангрена, эпидемический менингит, скарлатина, ангина, дифтерия, коклюш, гонорея, сифилис (первичный).

2.Назовите группу (-ы), которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с учетом токсичности, противомикробной активности, фармакокинетических свойств и желаемой лекарственной формы.

 

Пример: стафилококковый сепсис.

 

1.Для устранения причины болезни, создающей угрозу жизни, необходим бактерицидный эффект, спектр действия желателен узкий.

2.Бактерицидным действием в отношении стафилококков обладают многие бета-лактамы (оксациллин-натрий, цефозолин, цефотаксим, цефтриаксон, цефпирон, тиенам).

3. Можно использовать цефотаксим, обладающий способностью проникать в полости и в ткань мозга и выпускаемый в виде инъекционного порошка (в суточной дозе до 12,0, внутривенно 2-3 раза в сутки).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: для лечения ангины, карбункулеза, крупозной пневмонии, очаговой пневмонии неясной (бациллярной или кокковой) этиологии, брюшного тифа, бациллярного сепсиса, коккового сепсиса.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Антибиотики бета-лактамы и макролиды»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

 

ТЕМА 28. АНТИБИОТИКИАМИНОГЛИКОЗИДЫ,РИФАМИЦИНЫ,ТЕТРАЦИКЛИНЫ,ХЛОРАМФЕНИКОЛЫ.

 

Актуальность темы и цели занятия: см. Введение в раздел.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1. У больного с заболеванием органов дыхания выделена кислотоустойчивая грамположительная палочка. К какому виду принадлежит этот возбудитель?

А. Клостридиям. Б. Коринебактериям. В. Шигеллам. Г. Микобактериям. Д. Риккетсиям.

2. Каков возможный диагноз заболевания, если данные анамнеза указывают на его зоонозную природу, а лабораторного исследования тинкториальных свойств - на грамотрицательность?

А. Сибирская язва. Б. Бруцеллез. В. Дизентерия. Г. Сыпной тиф.

3. Для какой из возбудителей не может быть получена культура на плотной среде?

А. Стафилококков. Б. Коринебактерий. В. Шигелл. Г. Менингококков. Д. Риккетсий.

4. Возбудителя какого из названных заболеваний нельзя обнаружить при оптическом микроскопировании?

А. Дифтерии. Б. Трахомы. В. Сибирской язвы. Г. Менингита.

5. Регулярное обнаружение на коже или слизистых возбудителя какого заболевания следует считать нормальным явлением?

А. Дизентерии. Б. Дерматомикоза. В. Кандидоза. Г. Сальмонеллеза.

 

Если Вы не можете выполнить предложенные задачи обратитесь к учебникам:

Пяткин К. Д., Кривошеін Ю. С. Микробиология, К. Вища школа 1992. С. 196.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:Г, 2:Б, 3:Д, 4:Б, 5:В.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 249-254 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: гентамицина сульфат для лечения гнойной бациллярной инфекции, рифампицин для лечения туберкулеза, левомицетин для лечения дизентерии, доксициклина гидрохлорид для лечения сыпного тифа.

 

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Антибиотики-аминогликозиды: стрептомицина сульфат, канамицина моносульфат, гентамицина сульфат, тобрамицина сульфат, амикацина сульфат.

Антибиотики семейства рифамицинов: рифампицин.

Антибиотики семейства тетрациклинов: тетрациклина гидрохлорид, метациклина гидрохлорид, доксициклина гидрохлорид. Олететрин.

Антибиотики семейства хлорамфеникола: левомицетин, левомицетин-натрия сукцинат.

Механизмы противомикробного действия перечисленных групп, спектры, особенности фармакокинетики, показания к назначению, осложнения.

Набор обучающих задач:

1. Больному хроническим туберкулезом легких был назначен стрептомицин. Какой способ введения вещества используется в таком случае?

А. Внутрь. Б. Подкожно. В. Внутримышечно. Г. Внутривенно.

2. Больному сепсисом колибацилярной этиологии необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из перечисленных Вы предпочтете?

А. Метациклина гидрохлорид. Б. Ампициллин-натрий. В. Линкомицин. Г. Левомицетин.

3. Больному сыпным тифом необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из перечисленных Вы предпочтете?

А. Канамицина сульфат. Б. Цефалоридин. В. Цефотаксим. Г. Тетрациклина гидрохлорид.

4. Больному сепсисом, обусловленным синегнойной палочкой, необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из перечисленных Вы предпочтете?

А. Стрептомицина сульфат. Б. Гентамицина сульфат. В. Ампициллин-натрий. Г. Цефазолин.

5. Больному септицемией неясного генеза необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из перечисленных Вы предпочтете?

А. Оксациллин-натрий. Б. Доксициклина гидрохлорид. В. Гентамицина сульфат. Г. Левомицетин.

6. Больному сальмонеллезом необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из перечисленных Вы предпочтете?

А. Карбенициллин-динатрий. Б. Метациклина гидрохлорид. В. Канамицина сульфат. Г. Левомицетин.

7. Больному чумой необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из перечисленных Вы предпочтете?

А. Тетрациклина гидрохлорид. Б. Ампициллин-натрий. В. Цефотаксим. Г. Эритромицин.

8. Больному сепсисом протейной этиологии весом 80 кг был назначен гентамицина сульфат. Выберите допустимый режим химиотерапии.

А. 1 мл 4 % раствора 1 раз в день. Б. 1 мл 4 % раствора 2 раз в день. В. 2 мл 4 % раствора 3 раз в день. Г. 3 мл 4 % раствора 3 раз в день. Д. 3 мл 4 % раствора 4 раза в день.

9. Больному риккетсиозом был назначен левомицетин в таблетках по 0,25. Выберите допустимый режим химиотерапии.

А. По 1 таблетке 2 раза в сутки. Б. По 2 таблетке 2 раза в сутки. В. По 2 таблетке 4 раза в сутки. Г.По 4 таблетке 4 раза в сутки.

10. Какая из перечисленных комбинаций антибиотиков несомненно рациональна?

А. Бензилпенициллин-натрий и левомицетин. Б. Стрептомицина сульфат и гентамицина сульфат. В. Олеандомицина фосфат и тетрациклина гидрохлорид. Г. Тетрациклина гидрохлорид и метациклина гидрохлорид.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫБОРЕ АНТИБИОТИКОВ АМИНОГЛИКОЗИДОВ, РИФАМИЦИНОВ, ТЕТРАЦИКЛИНОВ, ХЛОРАМФЕНИКОЛОВ, ПОЛИМИКСИНОВ.

 

1.В соответствии с этиологией и тяжестью клинического течения определите эффект, который должен быть достигнут при таких заболеваниях как: сепсис неясной этиологии, стафилококковый сепсис, псевдомонадный сепсис, стрептококковый сепсис, тяжелая и средней тяжести неспецифическая инфекция органов дыхания, бронхит, стрептококковая пневмония, псевдомонадная пневмония, гнойная стафилококковая инфекция, карбункулёз, отит, цистит, пиелит, тяжелая инфекция мочевыводящих путей, гнойная колибациллярная инфекция мягких тканей, гнойная анаэробная (кокковая) инфекция, гнойная анаэробная (бациллярная) инфекция, бациллярная и амебная дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, газовая гангрена, эпидемический менингит, скарлатина, ангина, дифтерия, холера, чума, бруцеллез, коклюш, гонорея, сифилис (первичный), туберкулез, риккетсиоз, сыпной тиф.

2.Назовите группу (-ы), которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с учетом токсичности, противомикробной активности, фармакокинетических свойств и желаемой лекарственной формы.

 

Пример: брюшной тиф.

 

1.Для устранения причины болезни, создающей угрозу жизни, необходим бактерицидное или бактериостатическое действие на сальмонелл, возбудителей брюшного тифа.

2.Бактериостатическим действием на этого возбудителя обладает хлорамфеникол (левомицетин).

3.Применить левомицетин перорально (в суточной дозе 2-3,0, в 3-4 приема).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: для лечения ангины, гнойной бациллярной инфекции, туберкулеза, пневмонии неясной (бациллярной или кокковой) этиологии, пиелонефрита, дизентерии, сыпного тифа.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Антибиотики аминогликозиды, рифамицины, тетрациклины, хлорамфениколы»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

ТЕМА 29. СИНТЕТИЧЕСКИЕХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕСРЕДСТВА:СУЛЬФАНИЛАМИДЫ, ПРОИЗВОДНЫЕНАФТИРИДИНА,ФТОРХИНОЛОНА,ХИНОКСАЛИНА,ОКСИХИНОЛИНА,НИТРОФУРАНА,НИТРОИМИДАЗОЛА

 

Актуальность темы и цели занятия: см. Введение в раздел.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1. Из перечня микроорганизмов выделите грамотрицательные микроорганизмы.

А. Стафилококки. Б. Коринебактерии. В. Клебсиеллы. Г. Микобактерии.

2. Выберите патогенные микроорганизмы - возбудители бациллярной дизентерии.

А. Сальмонеллы. Б. Шигеллы. В. Коринебактерии. Г. Кишечные палочки. Д. Риккетсии.

3. В каком виде обмена участвует фолиевая кислота?

А. Синтезе гликогена. Б. Синтезе нейтральных жиров. В. Метаболизме углеводов. Г. Синтезе азотистых оснований.

4. Какое из соединений можно отнести к амидам:

А. R — СООН. Б. R — NН2. В. R — N=0. Г. R — СO NН2 —СН3. Д. R — NН-NН2.

 

Если Вы не можете выполнить предложенные задачи обратитесь к учебникам:

Пяткин К. Д., Кривошеін Ю. С. Микробиология, К. Вища школа 1992. С. 196.

Тюкавкина Н. А., Бауков Ю. И. Биоорганическая химия. М., Медицина. 1991. С. 16-29.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:В, 2:Б, 3:Г, 4:Г.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 254-262 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: сульфадиметоксин для лечения трахеобронхита, сульфацил-натрий для лечения конъюнктивита, ко-тримоксазол для лечения пневмонии (кокковой или бациллярной этиологии), ципрофлоксацин для лечения инфекции мочевыводящих путей, фуразолидон для лечения бациллярной дизентерии, метронидазол для лечения амебной дизентерии, нитроксолин для лечения восходящей инфекции мочевыводящих путей.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Сульфаниламидные средства: определение, строение, спектр и механизм противомикробного действия, фармакокинетика. Сульфаниламиды резорбтивного (сульфадимезин, этазол, сульфадиметоксин, сульфален), кишечного (фталазол), местного (сульфацил-натрий) действия. Деление средств по длительности действия, особенности дозирования. Ко-тримоксазол. Показания к применению. Влияние на макроорганизм, осложнения при лечении.

Производные нитрофурана (фуразолидон, фурадонин), нитроимидазола (метронидазол), фторхинолона (ципрофлоксацин, офлоксацин), нафтиридина (кислота налидиксовая), оксихинолина (нитроксолин, хлорхинальдол), хиноксалина (диоксидин), Механизмы противомикробного действия перечисленных групп, спектры, особенности фармакокинетики, показания к назначению, осложнения.

 

Набор обучающих задач:

1. Как повлияет на продолжительность действия сульфадимезина и сульфадиметоксина у больного гипопротеинемия?

А. Никак. Б. Действие удлинится у обоих веществ. В. Действие укоротится у обоих веществ. Г. Удлинится действие первого вещества и не изменится второго. Д. Укоротится действие второго вещества и не изменится первого.

2. Какое назначение представляется более разумным у больного с пиелонефритом, осложненным мочекаменной болезнью?

А. Сульфадимезин. Б. Ципрофлоксацин. В. Налидиксовая кислота. Г. Сульфадиметоксин.

3. Больному сепсисом, вызванном синегнойной палочкой, необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из перечисленных веществ Вы предпочтете?

А. Ко-тримоксазол. Б. Ципрофлоксацин. В. Фуразолидон. Г. Метронидазол.

4. Больному холерой в качестве химиотерапевтического средства был назначен фталазол. Дайте оценку дозе и частоте введения.

А. По 0,5 3 раза в сутки. Б. По 0,5 6 раз в сутки. В. По 1,0 3 раза в день. Г. По 1,0 6 раз в день.

5. Больному конъюнктивитом было назначено местное лечение сульфацилом-натрия. После первого закапывания у больного усилились гиперемия и отечность слизистых оболочек глаза, век, появился насморк. Расценивая эти симптомы как следствие лечения, что можно назначить для ослабления наблюдаемых явлений?

А. Адреналин. Б. Преднизолон. В. Эуфиллин. Г. Лоратадин.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫБОРЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ: СУЛЬФАНИЛАМИДОВ, ПРОИЗВОДНЫХ НИТРОФУРАНА, НИТРОИМИДАЗОЛА, ФТОРХИНОЛОНА, НАФТИРИДИНА, ОКСИХИНОЛИНА, ХИНОКСАЛИНА.

 

1.В соответствии с этиологией и тяжестью клинического течения определите эффект, который должен быть достигнут при таких заболеваниях как: конъюнктивит, кандидоз слизистых кишечника малярия, лямблиоз, амебная дизентерия, сепсис неясной этиологии, стафилококковый сепсис, псевдомонадный сепсис, стрептококковый сепсис, тяжелая и средней тяжести неспецифическая инфекция органов дыхания, бронхит, стрептококковая пневмония, псевдомонадная пневмония, гнойная стафилококковая инфекция, карбункулёз, отит, цистит, пиелит, тяжелая инфекция мочевыводящих путей, гнойная колибациллярная инфекция мягких тканей, гнойная анаэробная (кокковая) инфекция, гнойная анаэробная (бациллярная) инфекция, бациллярная дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, газовая гангрена, эпидемический менингит, скарлатина, ангина, гонорея, туберкулез

2.Назовите группу (-ы), которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с учетом токсичности, противомикробной активности, фармакокинетических свойств и желаемой лекарственной формы.

 

Пример: тяжелая инфекция мочевыводящих путей.

1.Для устранения причины болезни (это возбудители разного типа: кокки и палочки, грамположительные и грамотрицательные), создающей угрозу здоровью, необходим бактерицидное действие широкого спектра. Пригодны лишь средства, поступающие в мочевыводящие пути в активной форме.

2.Такими свойствами обладают многие синтетические химиотерапевтические средства: комбинированные сульфаниламиды (ко-тримоксазол), производных нитрофурана (фуразолидон, фурадонин), фторхинолона (офлоксацин, ципрофлоксацин), оксихинолина (нитроксолин), хиноксалина (диоксидин).

3.Выбрать ципрофлоксацин, доступный для перорального и инъекционного применения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: для лечения конъюнктивита, трахеобронхита (кокковой или бациллярной этиологии), дизентерии, брюшного тифа, восходящей инфекции мочевыводящих путей.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Синтетические химиотерапевтические средства: сульфаниламиды, производные нафтиридина, фторхинолона, хиноксалина, оксихинолина, нитрофурана, нитроимидазола»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

 

ТЕМА 30. ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЕ,ПРОТИВОСПИРОХЕТОЗНЫЕ,ПРОТИВОПРОТОЗОЙНЫЕ,ПРОТИВОГРИБКОВЫЕ,ПРОТИВОВИРУСНЫЕИПРОТИВОГЛИСТНЫЕ СРЕДСТВА.

 

Актуальность темы и цели занятия: см. Введение в раздел.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1. Какую продолжительность имеет период генерации (отрезок времени между двумя последовательными делениями) у туберкулезных палочек?

А. 30 минут. Б. 1 час. В. 3 часа. Г. 5 часов. Д. 20 часов.

2. Наличие каких форм малярийного плазмодия в организме больного делает его источником инфекции для окружающих?

А.Спорозоитов. Б.Шизонтов. В. Тканевых мерозоитов. Г. Эритроцитарных мерозоитов. Д. Гамонтов.

3. С наличием каких форм малярийного плазмодия в организме человека связано возникновение поздних рецидивов?

А. Первичными тканевыми мерозоитами. Б. Вторичными тканевыми мерозоитами. В. Эритроцитарными мерозоитами. Г. Гамонтами.

 

Если Вы не можете выполнить предложенные задачи обратитесь к учебникам:

Пяткин К. Д., Кривошеін Ю. С. Микробиология, К. Вища школа 1992. С. 334.

Слюсарев А. О., Жукова С. В. Біологія. К., Вища школа. 1992. С. 309-351.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:Д, 2:Д, 3:Б.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 262-271 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: изониазид и рифампицин для лечения туберкулеза, бензилпенициллин-натрий для лечения первичного сифилиса, бициллин для лечения поздних форм сифилиса, хингамин для лечени трехдневной малярии, метронидазол для лечения амебиаза, фуразолидон для лечения лямблиоза, нистатин для лечения кандидоза, миконазол для лечения дерматомикоза, мебендазол для лечения нематодоза, фенасал для лечения цестодоза.

 

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Противосифилитические средства: пенициллины (бензилпенициллин-натрий, бициллин), цефалоспорины, макролиды, тетрациклины, препараты висмута (бийохинол). Принципы комбинированного применения. Побочное и токсическое действие.

Противотуберкулезные средства: изониазид,, этионамид, этамбутол, ломефлоксацин, стрептомицина сульфат, рифампицин. Механизмы действия. Особенности применения и принципы комбинированной терапии. Побочное и токсическое действие.

Противопротозойные средства. Противомалярийные средства:хингамин, хлоридин, примахин, сульфален, ко-тримоксазол. Действие веществ на различные формы плазмодиев. Принципы лечения, индивидуальной и общественной химиопрофилактики малярии. Средства лечения амебиаза, лямблиоза, трихомонадоза, токсоплазмоза: метронидазол, хингамин, фуразолидон, сульфаниламиды.

Противогрибковые средства: нистатин, амфотерицин, гризеофульвин, миконазол, другие производные имидазола, средства местного действия. Механизмы и особенности действия. Применение для лечения дерматомикозов и кандидоза.

Противоглистные средства для лечения нематодозов (пиперазина адипинат, мебендазол) и цестодозов (фенасал). Механизмы действия, схемы применения.

Противовирусные средства резорбтивного — ремантадин, азидотимидин, ацикловир — и местного — оксолин, теброфен — применения. Механизмы действия, показания к назначению. Интерфероны, их использование.

Набор обучающих задач:

1. Почему препараты висмута используют для лечения поздних стадий сифилиса?

А. У них более сильное действие на спирохет, чем у других веществ. Б. У них более длительный химиотерапевтический эффект. В. Они менее токсичны. Г. Они лучше проникают через гемато-энцефалический барьер.

2. Противомалярийные средства какого типа применяются для лечения клинических проявлений малярии?

А. Дествующие на первичные тканевые формы плазмодия. Б. Гематошизотропные. В. Действующие на вторичные тканевые формы плазмодия. Г. Гамотропные.

3. Противомалярийные средства какого типа применяются для индивидуальной химиопрофилактики малярии?

А. Дествующие на первичные тканевые формы плазмодия. Б. Гематошизотропные. В. Действующие на вторичные тканевые формы плазмодия. Г. Гамотропные.

4. Противомалярийные средства какого типа применяются для общественной химиопрофилактики малярии?

А. Дествующие на первичные тканевые формы плазмодия. Б. Гематошизотропные. В. Действующие на вторичные тканевые формы плазмодия. Г. Гамотропные.

5. Противомалярийные средства какого типа применяются для химиопрофилактики рецидивов малярии?

А. Дествующие на первичные тканевые формы плазмодия. Б. Гематошизотропные. В. Действующие на вторичные тканевые формы плазмодия. Г. Гамотропные.

6. Больному с ранними проявлениями сифилиса необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какое из названных следует предпочесть?

А. Эритромицин. Б. Тетрациклин. В. Бийохинол. Г. Бензилпенициллин.

7. Больному кандидосепсисом необходимо назначить химиотерапевтическое лечение. Какие из названных веществ можно использовать в данном случае?

А. Нистатин. Б. Клотримазол. В. Амфотерицин. Г. Нитрофунгин.

8. Больному аскаридозом был назначен мебендазол. Какой режим химиотерапии верен?

А. 0,1 однократно. Б. 0,2 2 раза один день. В. 0,1 3 раза в течение двух дней. Г. 0,1 3 раза в течение 6 дней.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ УЗКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОТИВОСПИРОХЕТОЗНЫХ, ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ, ПРОТИВОПРОТОЗОЙНЫХ, ПРОТИВОМАЛЯРИЙНЫХ, ПРОТИВОГРИБКОВЫХ, ПРОТИВОГЛИСТНЫХ, ПРОТИВОВИРУСНЫХ, ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ.

1.В соответствии с этиологией и тяжестью клинического течения определите эффект, который должен быть достигнут при таких заболеваниях как: сифилис, туберкулез, малярия, лямблиоз, амебная дизентерия, цестодоз, нематодоз, аскаридоз, энтеробиоз, дерматомикоз, кандидоз.

2.Назовите группу (-ы), которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с учетом токсичности, противомикробной активности, фармакокинетических свойств и желаемой лекарственной формы.

 

Пример: кандидоз слизистых кишечника.

1.Подавить или уничтожить грибки, вызвавшие болезнь (фунгицидный или фунгистатический эффект).

2.Таким действием обладают полиеновые антибиотики (нистатин, леворин), производные имидазола (миконазол), производные оксихинолина (хлорхинальдол)

3.Выбрать нистатин, обладающий низкой токсичностью при приеме внутрь из-за плохой всасываемости в кишечнике, выпускаемый в таблетках (внутрь в суточной дозе 1,5-2 млн ЕД, в 3-4 приема).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: туберкулез, первичный сифилис, поздние формы сифилиса, трехдневная малярия, амебиаз, трихомонадоз, лямблиоз, кандидоз, дерматомикоз, нематодоз, цестодоз.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противопротозойные, противогрибковые, противогрибковые, противовирусные и противоглистные средства»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

ТЕМА 31. ПРИНЦИПЫРАЦИОНАЛЬНОЙХИМИОТЕРАПИИИНФЕКЦИОННЫХЗАБОЛЕВАНИЙ.

 

Актуальность темы и цели занятия: см. Введение в раздел.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1. Одним из тяжелых полиэтиологических заболеваний является сепсис. Какой из рядов возбудителей наиболее вероятен в качестве этиологических факторов?

А. Стафилококки, кишечная палочка, протей, псевдомонады. Б. Коринебактерии, пептококки, пептострептококки, бактероиды. В. Пневмококки, менингококки, клебсиеллы, гемофильные палочки. Г. Сальмонеллы, шигеллы, бруцеллы, трпонемы.

2. Септические состояния возникают обычно как осложнения локальных гнойных инфекций. Какое обстоятельства чаще всего является причиной генерализации инфекции?

А. Высокая патогенность возбудителя. Б. Низкие защитные возможности макроорганима. В. Чрезмерная воспалительная реакция. Г. Локальное нарушение кровотока.

3. Какие возбудители из перечисленных чаще всего являются причиной инфекций мочевыводящих путей?

А. Только кокки. Б. Только палочки. В. Гр+ кокки и Гр- палочки. Г. Гр- кокки и Гр+ палочки.

4. Какие возбудители из перечисленных чаще всего являются причиной инфекций органов дыханий?

А. Только кокки. Б. Только палочки. В. Гр+ кокки и Гр- палочки. Г. Гр- кокки и Гр+ палочки.

5. Какие из перечисленных возбудителей не являются причиной гнойной анаэробной хирургической инфекции?

А. Стрептококки. Б. Пептострептококки. В. Пептококки. Г. Бактероиды.

 

Если Вы не можете выполнить предложенные задачи обратитесь к учебникам:

Пяткин К. Д., Кривошеін Ю. С. Микробиология, К. Вища школа 1992. С. 334.

Слюсарев А. О., Жукова С. В. Біологія. К., Вища школа. 1992. С. 309-351.

Эталонные ответы к заданиям: 1:А, 2:Б, 3:В, 4:В, 5:А.

 

Граф логической структуры к теме «Рациональная химиотерапия»

 

Алгоритм выбора химиотерапевтического средства

ê

ê

ЭТИОЛОГИЯ

í î

í î

известна неизвестна

ê ê

специфическое средство

средство широкого

спектра

ê

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ê

ХАРАКТЕР

ТЕЧЕНИЯ

í ê

í ê

тяжелое среднее

угрожающее не угрожающее

жизни жизни

ê ê

бактерицидное любого типа действия

инъекционное любого типа введения

любой токсичности низкой токсичности

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 271-274 и лекцию.

3.Изучите граф логической структуры алгоритма выбора лекарственного средства.

4.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

5.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

6.В рабочей тетради выпишите: оксациллин-натрий для лечения стафилококкового сепсиса, цефотаксим для лечения бациллярного сепсиса, гентамицина сульфат для лечения псевдомонадного сепсиса, бензилпенициллин-натрий для лечения газовой гангрены, ко-тримоксазол для лечения пневмонии невыясненной этиологии, нитроксолин для лечения восходящей инфекции мочевыводящих путей, средства лечения специфических заболеваний (туберкулеза, сифилиса, малярии, дизентерии, брюшного тифа, сыпного тифа, скарлатины, дифтерии).

 

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Общие принципы выбора химиотерапевтических средств в соответствии с природой возбудителя, его локализацией в организме, тяжестью состояния больного.. Принципы комбинированной химиотерапии. Препараты: ампиокс, тиенам, олететрин, ко-тримоксазол. Принципы дозирования химиотерапевтических средств. Химиотерапия неспецифических инфекций (сепсис, гнойный менингит, гематогенный остеомиелит и другие тяжелые заболевания, гнойная хирургическая инфекция разной локализации и степени тяжести, заболевания органов дыхания, моче- и желчевыводящих путей) до и после бактериологичесного диагноза. Химиотерапия основных острых специфических инфекций (тифов, зоонозов, инфекций желудочно-кишечного тракта).

 

Набор обучающих задач:

1. Какое средство представляется более надежным при лечении сепсиса?

А. Бензилпенициллин-натрий. Б. Оксациллин-натрий. В. Ампициллин-натрий. Г. Ампиокс.

2. Какое средство представляется более надежным при лечении раневой инфекции, вызванной псевдомонадами?

А. Бензилпенициллин-натрий. Б. Стрептомицина сульфат. В. Гентамицина сульфат. Г. Тетрациклина гидрохлорид.

3. Какому из перечисленных веществ Вы бы отдали предпочтение при лечении больного очаговой пневмонией?

А. Бензилпенициллину-натрию. Б. Эритромицину. В. Доксициклину гидрохлориду. Г. Ампиоксу.

4. Какую комбинацию антибиотиков следует предпочесть при послеоперационной гнойной инфекции, осложнившейся висцеральным кандидозом?

А. Гентамицина сульфат и амфотерицин. Б. Цефотаксим и амфотерицин. В. Гентамицина сульфат и нистатин. Г. Цефотаксим и нистатин.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: стафилококковый сепсис, бациллярный сепсис, газовая гангрена, пневмония неясной этиологии, восходящая инфекция мочевыводящих путей, туберкулез, сифилис, малярия, дизентерия, брюшной тиф, сыпной тиф, скарлатина, дифтерия.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Принципы рациональной химиотерапии инфекционных заболеваний»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

ТЕМА 32. ПРИНЦИПЫЛЕЧЕНИЯОТРАВЛЕНИЙ.

 

Актуальность темы: Широкое использование разнообразных химических веществ в быту и на производстве, ухудшение экологического состояния окружающей среды обусловливают высокую частоту нарушений жизнедеятельности веществами экзогенного происхождения (отравлений), в том числе и медикаментами. Знание общих принципов лечения этой формы патологии позволяет оказывать рациональную помощь даже при отсутствии сведений о природе яда.

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) средства лечения острых отравлений.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Использовать сведения о путях поступления яда в организм  
2. Выбирать желательное направление воздействия лекарственных средств при отравлении соединениями тяжелых металлов, солями синильной кислоты, ФОС, опиатами, снотворными и алкоголем, красавкой 1.Интерпретировать судьбу яда в организме (фармакокинетика). 2.Предвидеть результат взаимодействия веществ, исходя из механизмов их действия (общая фармакология)
3. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов  

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными решениями.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Степень изменения функций организма отравленного определяется концентрацией яды в крови и тканях. Какой названный процесс полностью определяет эту величину?

А.Фармакодинамика. Б. Фармакокинетика. В. Диффузия. Г. Фильтрация. Д. Распределение.

2.Человеку с нарушениями дыхания, обусловленными передозировкой морфина, ввели налоксон. Состояние отравленного улучшилось. Какой вид антагонизма лежит в основе терапевтического действия налоксона?

А.Независимый. Б. Физический. В. Конкурентный. Г. Химический. Д. Неконкурентный.

3.Человеку с тяжелым алкогольным отравлением ввели функциональный антагонист - противоядие. Какое из названных веществ обладает этими свойствами?

А. Аминазин. Б. Имизин. В. Димедрол. Г. Бемегрид. Д. Адреналин.

4.Один из приемов лечения отравлений — понижение концентрациия яда в крови с помощью разбавления. Какое из названных средств обеспечивает этот эффект?

А. Изотонический раствор натрия хлорида. Б. Фуросемид. В. Пилокарпин. Г. Строфантин. Д. Кордиамин.

5.При недавно возникшем отравлении эффективным является удаление невсосавшегося вещества из организма. Каким из перечисленных веществ можно удалить яд из желудка?

А. Сульфатом магния. Б. Бисакодилом. В. Папаверином. Г. Атропином. Д. Апоморфином.

 

Если Вы не можете выполнить предложенные задачи обратитесь к учебникам:

Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004.

Эталонные ответы к заданиям: 1:Б, 2:В, 3:Г, 4:А, 5:Д.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 279-281 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4.В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5.В рабочей тетради выпишите: унитиол для лечения отравления тяжелыми металлами, дипироксим при отравлении фосфорорганическими антихолинэстеразными средствами, прозерин при отравлении белладонной, натрия тиосульфат при отравлении цианидами, кордиамин при отравлении снотворными, налоксон при отравлении морфином.

Теоретические вопросы на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Отравления. Принципы лечения. Способы и средства предотвращения всасывания: рвотные, слабительные, вяжущие, обволакивающие, нейтрализующие, адсорбирующие и т.п. способы и средства устранения резорбтивных токсических эффектов: антидоты (унитиол, натрий тиосульфат, тетацин-кальций), реактиваторы биосубстрата (метиленовый синий, унитиол, дипироксим), функциональные антагонисты (налоксон, аналептики, М-холиноблокаторы и пр.). Ускорение элиминации яда (салуретики, осмотические диуретики, плазмозаменители). Восстановление нарушенных жизненно важных функций (дыхание, артериальное давление, минутный выброс, кислотно-щелочное равновесие и т.д.)

 

Набор обучающих задач:

1. Отравившийся перорально неизвестным ядом пострадавший доставлен в бессознательном состоянии с нарушенными функциями сердечно-сосудистой системы. Какое мероприятие следует считать первоочередным?

А. Промывание желудка с выяснением природы яда. Б. Проведение фор

Date: 2015-09-24; view: 1157; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию