Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Донецкий государственный медицинский университет им





Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького

Кафедра фармакологии

Методические указания для студентов

По курсу общей и частной фармакологии

Донецк. 2005 г.


УДК 615.015 (075)

Методические указания для студентов по курсу общей и частной фармакологии.

 

Авторы: Талалаенко А. Н., Комиссаров И. В., Абрамец И. И., Зиньковськая Л. Я., Образцова О. Г., Самойлович, И. М., Тихонов В. Н.

Донецк. – 2005. – с.

 

 

Пособие предназначено для руководства самоподготовкой студентов к занятиям по фармакологии. Содержит тесты для самоконтроля исходного уровня знаний по базовым дисциплинам, перечень теоретических вопросов в изучаемой теме, ориентировочную основу действий для прописывания рецептов по показаниям, тесты для проверки усвоения темы.

 

 

Авторы: Талалаенко А. Н., Комиссаров И. В., Абрамец И. И., Зиньковськая Л. Я., Образцова О. Г., Самойлович, И. М., Тихонов В. Н.

 

 

Рецензенты: проф. Налетов С. В.

проф. Слабкий Г. А.

 

Утверждено Ученым Советом ДонГМУ им. М. Горького

Протокол № 5 16.06.2005 г.

 

© Талалаенко А. Н., Комиссаров И. В., Абрамец И. И., Зиньковськая Л. Я., Образцова О. Г., Самойлович, И. М., Тихонов В. Н.


Введение.

Процесс самоподготовки к практическому занятию по фармакологии включает коррекцию исходного уровня в соответствии с требованиями изучаемой темы (повторение соответствующих разделов по предшествующим предметам при необходимости); изучение теоретического материала по учебнику, лекции; составление списка препаратов с помощью справочной установки; выписывание домашних рецептов (все средства темы, обязательные для выписывания); решение задач на изучаемый материал.

Практические занятия, как правило, включают следующие виды работы: проверку домашнего задания, письменную самостоятельную индивидуальную работу (выписывание рецептов по показаниям или названиям, перечисление веществ, их классификация и т.п.); общее устное обсуждение основных свойств изучаемых веществ, механизмов их действия, показаний к назначению; работу с тестами; решение задач, анализ данных экспериментов, выписывание рецептов на доске с обоснованием назначения и объяснением действия.

Предлагаемое пособие содержит теоретические (программные) вопросы по каждой теме, задачи для самоконтроля исходного уровня знаний-умений, обучающие задачи, план занятий.

Каждая тема частной фармакологии содержит ориентировочную основу действий при выборе средств лечения. Она включает последовательный выбор необходимых эффектов, целей, путей (иначе способов, направлений) медикаментозного воздействия и конкретного препарата.

Целью медикаментозной терапии обычно является коррекция нарушенных болезнью функций систем или органов, либо уменьшение выраженности симптома, синдрома. Выбор цели определяется возможностью контроля эффективности лечения с помощью простейших методов клинического наблюдения и инструментального исследования и быть достижимой с помощью существующих медикаментов.

Направление, способ, путь воздействия — это указание тех факторов патогенеза, функций, параметров, от которых зависит желаемый результат. Например, при гипертонической болезни целью лечения является понижение повышенного системного артериального давления. Но повышение АД обусловлено увеличением ОПС или МОК. Поэтому возможными направлениями будет уменьшение различными группами лекарственных веществ либо одного, либо другого.

После выбора желательных групп средств осуществляется подбор конкретного препарата с учетом состояния больного, необходимости срочного или длительного систематического воздействия, существующих готовых лекарственных форм и т.п.

 


ТЕМА 1. ФАРМАКОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ

 

Актуальность темы: Применение лекарственных средств для лечения болезней является одним из наиболее распространенных и мощных методов воздействия, используемых врачами всех специальностей. Усвоение фармакологии невозможно без овладения набором основных специфических терминов, отражающих свойства веществ, существенные с точки зрения их действия и терапевтического применения, и типы эффектов, наблюдаемых при использовании медикаментов. Без знания «языка» невозможно понимание учебников и справочников, самообразование.

Цель (общая): Уметь пользоваться фармакологическими терминами для описания и интерпретации действия лекарственных средств.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1.Дифференцировать и характеризовать изменения в живых организмах под действием химических веществ.  
2. Интерпретировать природу процессов и факторов (фармакокинетика), определяющих концентрацию химических веществ в жидкостях и средах организма. 1. Понимать природу физико-химических явлений в жидких средах организма (физколлоидная химия);
3. Интерпретировать природу процессов, определяющих механизмы действия химических веществ на живые организмы (фармакодинамика). 2. Анализировать проявления и природу электрических явлений в мембранных структурах клеток (нормальная физиология). 3. Представлять закономерности взаимодействия низкомолекулярных лигандов с высокомолекулярными макромолекулами (биохимия) 4. Трактовать происхождение и природу вторичных посредников (биохимия)
4. Интерпретировать природу факторов, влияющих на действие лекарственных веществ. 5. Интерпретировать природу факторов, детерминирующих свойства особей (биология)

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Капля чернил, добавленная в стакан с водой, вызывает её равномерное окрашивание. Как называется процесс, обусловливающий это явление?

А. Осмос. Б. Диффузия. В. Конвекция. Г. Броуновское движение.

2.Если в стакан, наполовину наполненный водой, добавить растительное масло, то образуются два слоя несмешивающихся жидкостей. Как называются однородные части сложной системы в физхимии?

А. Компоненты. Б. Ингредиенты. В. Фазы. Г. Слагаемые.

3.Морская вода солона; нефть, при её разливе, плавает на поверхности воды. Какую зависимость между полярностью растворяющихся частиц и растворимостью в воде демонстрируют эти факты?

А. Водорастворимы ионы. Б. Водорастворимы незаряженные вещества. В. Водорастворимы неполярные вещества. Г. Водорастворимы нейтральные молекулы.

4.Чем определяется разность потенциалов поверхностей клеточных мембранах?

А. Разностью концентраций катионов по обе стороны мембраны. Б. Разностью концентраций анионов по обе стороны мембраны. В. Различием проницаемости мембраны для ионов. Г. Разностью концентраций ионов по обе стороны мембраны и ее проницаемостью для них.

5.Гайку можно навинтить лишь на винт определенного диаметра и типа резьбы. Явление взаимного соответствия стерических свойств молекул, обеспечивающие их специфическое соединение (комплементарность), встречается во многих биологических явлениях. В каком из названных случаев оно отсутствует?

А. Взаимодействие фермента и субстрата. Б. Взаимодействие антигена и антитела. В. Взаимодействие аминокислот при полимеризации. Г.Взаимодействие кодона и антикодона.

6.Какая последовательность различных видов валентных связей по порядку возрастания прочности верна?

А. Ион-ионные, ковалентные, диполь-дипольные, ван-дер-ваальсовы. Б. Ван-дер-ваальсовы, ион-ионные, ковалентные, диполь-дипольные. В. Ван-дер-ваальсовы диполь-дипольные ион-ионные, ковалентные. Г. Ион-ионные, диполь-дипольные, ван-дер-ваальсовы, ковалентные.

7.Какое из перечисленных веществ не относится к вторичным посредникам?

А. цАМФ. Б. ИТФ. В. ДАГ. Г. АДФ.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 6-21.

2. Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Біологічна хімія. М., «Медицина», 1998. С.637-641.

3. Равич-Щербо М. І., Новиков В. В. Фізична та колоїдна хімія. М. Вища школа. 1975. С. 21-50.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:Б, 2:В, 3:А, 4:Г, 5:В, 6:В, 7:Г.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к изучению следующих материалов:

1. Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 5-34.

2. Граф логической структуры данной темы.

Граф логической структуры к теме: «Общая фармакология»

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Фармакология: содержание, задачи, методы. Основные понятия: биологически активное вещество, фармакологическое вещество(средство), лекарственное средство (вещество; ЛВ), лекарственная форма, лекарственный препарат. Фармакотерапевтические и химиотерапевтические средства. Фармакологический эффект и виды действия лекарственных веществ. Главное и побочное, фармакологическое и терапевтическое действие, его функциональная направленность. Способы количественного выражения эффекта. Резорбтивное действие как совокупность фармакокинетических и фармакодинамических процессов. Всасывание как фармакокинетический процесс: факторы, его определяющие. Распределение как фармакокинетический процесс: факторы его определяющие. Элиминация как совокупность биотрансформации и выведения ЛВ. Предсистемная элиминация и биодоступность ЛВ. Первичная фармакологическая реакция (ПФР) неспецифического и специфического действия. Факторы, определяющие ПФР. Молекулярные субстраты первичного действия и их характеристика. Избирательность действия ЛВ и определяющие её факторы (фармакодинамические и фармакокинетические).

Факторы, влияющие на действие ЛВ. Доза: понятие. Зависимость (качественная и количественная) действия ЛВ от дозы. Зависимость действия ЛВ от возраста. Проблема дозирования ЛВ детям и лицам пожилого возраста. Индивидуальная чувствительность к ЛВ; факторы её определяющие. Зависимость действия ЛВ от кратности (повторности) применения. Комбинированное применение ЛВ. Синергизм, его виды, практическое применение. Антагонизм, его виды, практическое применение.

 

Набор обучающих задач:

1. Пентамин - вещество, используемое для лечения гипертензивного синдрома. К каким веществам позволяет отнести пентамин знание этого обстоятельства?

А. БАВ. Б. Фармакологическим веществам. В. Фармакотерапевтическим средствам. Г. Химиотерапевтическим средствам

2. Вновь синтезированное средство в эксперименте обнаружило способность изменять биологические функции при введении в организм животного. К каким веществам позволяет отнести вещество знание этого обстоятельства?

А. БАВ. Б. Фармакологическим веществам. В. Ядам. Г. Лекарственным средствам

3. Введение лекарственных веществ в организме человека может быть непосредственной причиной возникновения различных изменений функций и свойств на разных уровнях организации, например, сна, повышения АД, уменьшения перистальтики кишечника, сокращения миоцитов сосудистой стенки, деполяризации синаптической мембраны, увеличения онкотического давления плазмы крови, модификации формы макромолекул клеток в результате присоединения вводимых веществ. Изменения на каком уровне не относятся к фармакологическим эффектам?

А. Системном. Б. Органном. В. Клеточном. Г. Субклеточном. Д. Молекулярном.

4. Каковы основные способы элиминации для веществ Х и У, если известно, что первое из них - липофильно, а второе - гидрофильно?

А. Оба вещества подвергаются биотрансформации. Б. Оба вещества выводятся. В. Х — биотрансформируется, а У — выводится. Г. У — биотрансформируется, а Х — выводится.

5. Период полураспада вещества 4 часа, а период полувыведения 20 часов. Возникнут ли существенные изменения продолжительности действия этого вещества у больного с нарушением функций печени? почек?

А. Увеличится у больных с нарушениями функций и печени, и почек. Б. Уменьшится у больных с нарушениями функций и печени, и почек. В. Увеличится у больных с нарушениями функций печени. Г. Увеличится у больных с нарушениями функций почек.

6. Период полувыведения вещества 2 часа, а период полураспада 10 часов. Возникнут ли существенные изменения продолжительности действия этого вещества у больного с нарушением функций печени? почек?

А. Увеличится у больных с нарушениями функций и печени, и почек. Б. Уменьшится у больных с нарушениями функций и печени, и почек. В. Увеличится у больных с нарушениями функций печени. Г. Увеличится у больных с нарушениями функций почек.

7. Один и тот же миотропный спазмолитик (вещество вызывающее расслабление гладкомышечных клеток в результате прямого действия на них) может быть использован для лечения гипертензии, бронхоспазма и кишечной колики. Будет ли одинаковым влияние на тонус миоцитов кишечника у этих больных?

А. Да. Б. Нет, больше при гипертензии. В. Нет, больше при бронхоспазме. Г. Нет, больше при колике.

8. У больного возникло резкое ухудшение самочувствия с угрозой жизни при первом применении терапевтической дозы лекарственного средства. Какое явление может лежать в его основе?

А. Сенсибилизация. Б. Кумуляция. В. Идиосинкразия. Г. Зависимость.

9. Пилокарпин и изадрин взаимно ослабляют действие друг друга на частоту сокращений изолированного сердца лягушки. Атропин полностью устраняет действие пилокарпина, но не изадрина. Какие виды антагонизма имеют место в данном случае?

А. Пилокарпина и изадрина — неконкурентный, пилокарпина и атропина — прямой. Б. Пилокарпина и изадрина — независимый, пилокарпина и атропина — конкурентный. В. Пилокарпина и изадрина — косвенный, пилокарпина и атропина — прямой. Г. Пилокарпина и изадрина — независимый, пилокарпина и атропина — косвенный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов (решение задач).

III. Выписывание рецептов по готовым лекарственным формам.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА практического занятия «Общая фармакология»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты.    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

Date: 2015-09-24; view: 750; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию