Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фармакология эфферентной нервной системы





ТЕМА 3. ФАРМАКОЛОГИЯ ХОЛИНЕРГИЧЕСКИХ СИНАПСОВ. ХОЛИНОПОЗИТИВНЫЕ СРЕДСТВА.

Актуальность темы: функция исполнительных органов (сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и других полых органов, скелетных мышц и т. д.) контролируется эфферентными нервами, часть которых осуществляет свое влияние с помощью медиатора ацетилхолина. Воздействуя на холинергическую передачу медикаментозными средствами, врач может изменять состояние многих исполнительных органов. Это обстоятельство позволяет разным специалистам: терапевтам, хирургам, невропатологам, офтальмологам и т.д. использовать холинергические средства для лечения ряда заболеваний. Теоретическое значение темы обусловлено изучением на конкретном материале общих закономерностей действия синаптотропных веществ, что необходимо для последующего изучения курса (другие темы этого раздела, фармакология ЦНС).

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) холинопозитивные средства для коррекции нарушений функций, регулируемых холинергическими нервами.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность холинопозитивных средств 1. Различать виды эфферентных нервов 2. Интерпретировать строение и функционирование частей синапса (нормальная физиология, биохимия)
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием холинопозитивных средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 3. Трактовать влияние холинергических нервов на функции органов (норм. физиология)
3. Выбирать желательное направление действия холинопозитивных средств при патологических синдромах (миастении, атонии кишечника, повышении внутриглазного давления, нарушении дыхания и т.д.) 4. Использовать представления о механизмах физиологической регуляции функций (норм. физиология)
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов  

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными решениями.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Заполните таблицу, обозначив наличие и направленность изменений функций, например, увеличение, уменьшение, отсутствие изменений.

 

Орган Функция Изменение функций при раздражении нерва
    симпатического Парасимпатиче-ского
Сердце Частота сокращений Сила сокращений Скорость проведения    
Мезентериальные сосуды Тонус    
ЖКТ Секреция Перистальтика Сфинктеры    
Бронхи Просвет    
Глаз Величина зрачка    

 

2.У кролика под наркозом перерезали в стерильных асептических условиях передние корешки грудных сегментов на уровне Т1—Т6. Через 7 дней животное было забито. При последующем морфологическом исследовании изучали состояние окончаний двигательных нервов поперечно-полосатых межреберных мышц кролика и. симпатических нервов сердца. Каковы предполагаемые результаты?

А. Морфологических изменения не возникнут. Б. Они появятся в обоих случаях. В. Они возникнут лишь в соматическом нерве. Г. Они возникнут лишь в симпатическом нерве.

3.У собаки под наркозом перерезали волокна блуждающего и симпатического нервов непосредственно перед вхождением их в сердце. Через 7 дней провели гистологическое исследование миокарда животного. Будут ли выявлены изменения в структуре нервных окончаний этих нервов?

А. Нет. Б. Да, обоих нервов. В. Только парасимпатического. Г. Только симпатического.

4.В эксперименте на кошке с помощью специального устройства регистрируют состояние предварительно денервированных бронхов. Что произойдет с их просветом, если через вживленные электроды подвергнуть непосредственной электрической стимуляции грудные и поясничные сегменты спинного мозга кошки?

А. Просвет увеличится. Б. Просвет уменьшится. В. Просвет не изменится.

5.У кошки, находящейся под наркозом, регистрируют через капсулу Марея на ленте кимографа дыхательные движения. Что произойдет с их частотой, если сегмент сонной артерии, включающий ее бифуркацию с сохраненными нервными связями, перфузировать раствором Рингера с повышенной концентрацией СО2?

А. Не изменится. Б. Возрастет. В. Уменьшится.

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 25-26, 167-187.

2. Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М., «Медицина», 1998. С. 636-641.

Эталонные ответы к заданиям:

1.

Орган Функция Изменение при раздражении функций нерва
.   симпатического Парасимпатиче-ского
Сердце Частота сокращений Сила сокращений Скорость проведения увеличение увеличение увеличение уменьшение уменьшение уменьшение
Мезентериальные сосуды Тонус увеличение отсутствие изменений
ЖКТ Секреция Перистальтика Сфинктеры уменьшение уменьшение увеличение увеличение увеличение уменьшение
Бронхи Просвет увеличение уменьшение
Глаз Величина зрачка увеличение уменьшение

2:В, 3:Г, 4:А, 5:Б.

 

После возобновления необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию (см. ниже).

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 43-52 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4. В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендованной форме.

5. В рабочей тетради выпишите: прозерин для лечения послеоперационной атонии кишечника и миастении, пилокарпина гидрохлорид для лечения глаукомы.

 

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: Способы лекарственного воздействия на функцию холинергических синапсов. Понятие о холинорецепторах, особенности функции и локализации М- и Н-холинорецепторов.

Холинопозитивные средства. Антихолинэстеразные средства: прозерин, пиридостигмина бромид, армин. Механизм действия, вызываемые ими эффекты, клиническое применение. Отравления антихолинэстеразными веществами и помощь при них. Реактиваторы холинэстеразы: дипироксим. Средства усиливающие импульсное высвобождение ацетилхолина: амиридин. Возможное применение. М-холиномиметики: пилокарпина гидрохлорид. Влияние на секрецию, тонус миоцитов разной локализации, сердечно-сосудистую систему. Клиническое применение. Н-холиномиметики: лобелина гидрохлорид и его применение в качестве стимулятора дыхания. Никотин и пристрастие к табаку.

Набор обучающих задач:

1. В конъюнктивальный мешок глаза кролика с предварительной денервированной радужной оболочкой внесен раствор гидрохлорида пилокарпина, который вызвал миоз. О принадлежности к какой группе холинопозитивных средств это говорит?

А. М-холиномиметикам. Б. Н-холиномиметикам.медиатора. В. Антихолинэстеразным средствам.

Г. Стимуляторам импульсного высвобождения.

2. В ванночку, где находится прямая мышца живота лягушки, добавили раствор гидрохлорида лобелина, который вызвал сокращение мышцы. О принадлежности к какой группе холинопозитивных средств это говорит?

А. М-холиномиметикам. Б. Н-холиномиметикам. В. Антихолинэстеразным средствам. Г.Стимуляторам импульсного высвобождения медиатора.

3. Полностью денервированное изолированное сердце лягушки подвергалось воздействию пилокарпина, прозерина, лобелина. Каких изменений частоты сокращений следует ожидать в каждом из этих случаев?

А. Все вызовут брадикардию. Б. Все вызовут тахикардию. В. Брадикардию вызовет только пилокарпин. Г. Изменения частоты вызовет только лобелин. Д. Изменения частоты вызовет только прозерин.

4. Раствор пилокарпина введен внутрь миокардиоцита синусного узла сердца лягушки с помощью микропипетки. Что произойдет с частотой генерации импульсов после такого воздействия?

А. Она не изменится. Б. Она увеличится. В. Она уменьшится.

5. Для лечения глаукомы назначен прозерин. Какова конечная цель его применения?

А. Расширение зрачка. Б. Спазм аккомодации. В. Иммобилизация радужки. Г. Сужение зрачка. Д.Облегчение оттока внутриглазной жидкости.

6. Для лечения послеоперационной атонии кишечника назначен прозерин. Чем обусловлен его лечебный эффект?

А. Усилением высвобождения медиатора. Б. Усилением влияния парасимпатических нервов. В.Уменьшением влияния симпатических нервов. Г. Прямым действием на тонус гладких мышц. Д.Активацией ганглиев вегетативных нервов.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ХОЛИНОПОЗИТИВНЫХ СРЕДСТВ ПРИ КОРРЕЦИИ ФУНКЦИИ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ХОЛИНЕРГИЧЕСКИМИ НЕРВАМИ.

 

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при лечении глаукомы, послеоперационной атонии кишечника, миастении и миастеническом кризе, восстановлении дыхания после применения курареподобных средств.

2.Назовите группу (ы) средств, которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.

 

Пример: послеоперационная атония кишечника.

1. Необходимо повысить перистальтику и тонус гладких мышц кишечника, для чего можно усилить или имитировать влияние холинергических (парасимпатических) нервов.

2. Такой способностью обладают антихолинэстеразные средства и М-холиномиметики.

3. Следует выбрать прозерин, как средство пригодное для инъекционного введения (всасывание при атонии нарушается).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: для лечения глаукомы, для купирования послеоперационной атонии кишечника, для лечения миастении, для купирования миастенического криза, для лечения отравлений фосфорорганическими антихолинэстеразными ядами.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Фармакология холинопозитивных средств»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

 

ТЕМА 4. ХОЛИНОНЕГАТИВНЫЕ СРЕДСТВА.

 

Актуальность темы. Изучение темы позволяет углубить представления студентов о механизмах влияния лекарственных веществ на синаптическую передачу (конкурентная блокада рецепторов, множественность механизмов нервно-мышечного блока), что создает необходимую основу для последующей проработки таких тем как «Антигипертензивные средства», «Средства коррекции нарушений функция органов пищеварения и органов дыхания», знакомит студентов со средствами, используемыми в профессиональной деятельности врачами разных специальностей (хирургами, анестезиологами, терапевтами), в т.ч. для оказания неотложной медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни (отек легкого, гипертонический криз и т.п.).

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) холинонегативные средства для коррекции нарушений функций, регулируемых холинергическими нервами.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность холинонегативных средств 1. Различать виды эфферентных нервов 2. Интерпретировать строение и функционирование частей синапса (нормальная физиология, биохимия)
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием холинонегативных средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 3. Трактовать влияние холинергических нервов на функции органов (норм. физиология)
3. Выбирать желательное направление действия холинонегативных средств при патологических синдромах (колики, гиперацидные состояния желудка, гипертензивный синдром, брадиаритмии, судороги и т.д.) 4. Использовать представления о механизмах физиологической регуляции функций (норм. физиология)
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов  

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными решениями.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Скелетная мышца лягушки раздражается электрическим током. При каких условиях стимуляции следует ожидать стойкого повышения тонуса мышцы?

А. При включении постоянного тока. Б. При пропускании постоянного тока. В. При пропускании прерывистого тока. Г. При выключении постоянного тока.

2.Какой набор глазных эффектов возникнет после перерезки вегетативных веточек глазодвигательного нерва?

А. Мидриаз и паралич аккомодации. Б. Миоз и паралич аккомодации. В. Мидриаз и спазм аккомодации. Г. Миоз и спазм аккомодации.

3.У кошки под наркозом при непрерывной регистрации артериального давления производят повреждение нервных структур на разных уровнях. В каком из перечисленных ниже случаев артериальное давление не изменится?

А. При перерезке спинного мозга непосредственно под продолговатым. Б. При перерезке передних корешков спинного мозга в грудных и поясничных отделах. В. При удаление паравертебральной симпатической ганглионарной цепочки. Г. При перерезке передних корешков спинного мозга в крестцовом отделе.

4.У кошки под наркозом регистрируются функции кишечника. Как они изменятся при электрической стимуляции парасимпатических нервов?

А. Усилится перистальтика и уменьшится секреция. Б. Усилится перистальтика и увеличится секреция. В. Уменьшится перистальтика и секреция. Г. Уменьшится перистальтика и увеличится секреция

5.Какое из воздействий существенно не улучшит состояние человека с развивающимся острым отеком легкого?

А. Наложение жгутов на нижние конечности с умеренным сдавлением тканей. Б. Кровопускание. В. Увеличение диуреза. Г. Придание телу горизонтального положения.

6.К 10 граммам сухого экстракта алкалоидоносного растения добавлено 200 мл воды. Получившаяся взвесь профильтрована. Фильтрат и осадок разделены на две порции, к которым добавлены равные объемы кислоты и щелочи. Полученные образцы вновь профильтрованы. Основная часть алкалоида будет находиться в порции, полученной

А. Из первоначального фильтрата, обработанного кислотой. Б. Из первоначального фильтрата, обработанного щелочью. В. Из первоначального осадка, обработанного кислотой. Г. Из первоначального осадка, обработанного щелочью.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в следующих учебниках.

1.. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 176-178.

2, Б. К. Степаненко. «Курс органической химии» — М., «Высшая школа», 1979, с. 414.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:В, 2:А, 3:Г, 4:Б, 5:Г, 6:В.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 52-58 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4. В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5. В рабочей тетради выпишите: атропина сульфат для лечения язвенной болезни желудка:, платифиллина гидротартрат для купирования кишечной колики, атропина сульфат для лечения ирита, таблетки «Аэрон» для профилактики укачивания, пентамин для купирования гипертонического криза, ардуан для расслабления скелетных мышц при полостной операции.

 

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: М-холиноблокаторы: атропина сульфат, экстракт красавки, скополамина гидробромид, «аэрон», платифиллина гидротартрат, метацин, пирензепин, ипратропия бромид. Механизм действия. Влияние на функцию секреторных клеток, гладкомышечных органов, сердце, центральную нервную систему. Особенности действие отдельных веществ. Клиническое применение.

Ганглиоблокаторы: пентамин. Механизм действия, фармакологические эффекты, клиническое применение.

Миорелаксанты (курареподобные средства): антидеполяризующие (ардуан, тубокурарин) и деполяризующие (дитилин). Механизм действия, эффекты, применение. Способы декураризации.

 

Набор обучающих задач:

1 С каким веществом вы работаете, если ацетилхолин вызывает до введения этого вещества кратковременное понижение артериального давления, а после инъекции вещества - прессорный эффект?

А. М-холиноблокатором. Б. Ганглиоблокатором. В. Антидеполяризующим миорелаксантом. Г. Деполяризующим миорелаксантом.

2. Вещество существенно не изменяло тонус изолированного отрезка кишечника, но устраняло способность никотина вызывать его сокращение. Что можно сказать о его групповой принадлежности, если дополнительно известно, что оно устраняет сокращения мышц кишечника, вызываемые пилокарпином?

А. М-холиноблокатором. Б. Ганглиоблокатором. В. Антидеполяризующим миорелаксантом. Г. Деполяризующим миорелаксантом.

3. Раздражение электрическим током периферического конца блуждающего нерва изменяло деятельность сердца. Этот эффект не наблюдался после введения исследуемого вещества, но действие на сердце ацетилхолина сохранялось. К какой группе средств относится исследуемое вещество?

А. М-холиноблокатором. Б. Ганглиоблокатором. В. Антидеполяризующим миорелаксантом. Г. Деполяризующим миорелаксантом.

4. Спинальной кошке введен пентамин в терапевтической дозе. Как изменится системное артериальное давление после введения этого вещества?

А. Понизится. Б. Повысится. В.Останется прежним.

5. Вещество устраняло действие пилокарпина и лобелина на тонус и перистальтику кишечника, но не влияло на способность последнего изменять частоту дыхания. К какой группе средств относится это вещество?

А. М-холиноблокатором. Б. Ганглиоблокатором. В. Антидеполяризующим миорелаксантом. Г. Деполяризующим миорелаксантом.

6. Вам необходимо осуществить премедикацию эфирного наркоза с целью предупреждения повышения бронхиальной секреции и т.п. Какое из названных веществ следует использовать?

А. Атропин. Б. Пирензепин. В. Платифиллин. Г. Пентамин. Д. Ардуан.

7. Вам необходимо назначить лечение больному с гиперацидным гастритом? Какой из М-холиноблокаторов следует предпочесть?

А. Атропин. Б. Метацин. В.Пирензепин. Г. Платифиллин.

8. Какое из холинонегативных средств следует использовать для обеспечения интубации трахеи?

А. Атропин. Б. Пентамин. В. Платифиллин. Г. Ардуан.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ХОЛИНОНЕГАТИВНЫХ СРЕДСТВ ПРИ КОРРЕЦИИ ФУНКЦИИ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ХОЛИНЕРГИЧЕСКИМИ НЕРВАМИ.

 

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при лечении язвенной болезни желудка; гиперацидного гастрита, острого отека легких, гипертонического криза, бронхоспазма, ирита, также для обеспечения диагностического исследования глазного дна, облегчения интубации при наркозе; выключении дыхания при оперативном вмешательстве на органах грудной клетки.

2.Назовите группу (ы) средств, которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.

 

Пример: гипертонический криз.

1. Необходимо быстро снизить повышенное артериальное давление, для чего можно устранить поток сосудосуживающих импульсов от сосудодвигательного центра, поступающий через симпатические нервы.

2. Такой способностью обладают ганглиоблокаторы.

3. Следует выбрать пентамин, как быстродействующее средство, существующее в готовой инъекционной форме.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: для иммобилизации радужки при ирите; для лечения язвенной болезни желудка; для расширения бронхов, для купирования гипертонического криза; для облегчения интубации при наркозе; для профилактики синдрома укачивания.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Фармакология холинегативных средств»

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

ТЕМА 5-6. ФАРМАКОЛОГИЯАДРЕНЕРГИЧЕСКИХСИНАПСОВ

Актуальность темы. Изучение темы позволяет углубить представления о механизмах влияния лекарственных веществ на синаптическую передачу (пресинаптические механизмы действия, влияние на процесс обратного захвата медиатора), знакомит студентов со средствами, используемыми в различных областях медицины, в т.ч. для оказания неотложной медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни (гипертонический криз, коллапс, остановка сердечной деятельности и т. д.). Знания-умения, полученные при изучении этой темы, необходимы и при разборе ряда других тем (противоаритмические, антиангинальные средства и т. д.).

Цель (общая): Уметь использовать (выбирать и прописывать) адренергических средств для коррекции нарушений функций, регулируемых адренергическими нервами.

 

Конкретные цели

Уметь: Исходный уровень

1. Определять групповую принадлежность адренергических средств 1. Объяснять механизмы передачи импульсов в симпатической нервной системе (биологическая химия, нормальная физиология).  
2. Предвидеть изменение функций организма под влиянием адренергических средств в соответствии с их фармакодинамикой и фармакокинетикой (в терапевтических и токсических дозах) 2. Интерпретировать влияние адренергических нервов на функции органов (норм. физиология)
3. Выбирать желательное направление действия адренергических средств при патологических синдромах (сосудистой гипотензии, бронхоспазме, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца и т.д.) 3. Трактовать патогенез гипертонии, стенокардии, коллапса (нормальная физиология).
4. Применять сведения о формах выпуска, дозах при выписывании рецептов  

 

Для реализации целей обучения на данном занятии необходимы следующие базисные знания-умения:

1) Интерпретировать строение и функции эфферентных нервов (см. пред. темы).

 

Для уяснения, соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем выполнить ряд заданий. Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонными ответами.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1.Группе животных скармливали пищу, содержащую радиоактивный изотоп в одной из аминокислот — предшественнице медиатора симпатических нервов. Через несколько часов животные забивались и из гомогената тканей сердца выделялась фракция, содержащая этот медиатор и оценивалась ее радиоактивность. При даче какой аминокислоты метка обнаруживалась в молекуле медиатора?

А. Триптофана. Б. Гистидина. В. Фенилаланина. Г. Глицина.

2.В каком случае концентрация норадреналина в гомогенате сердца крысы не понизится через 2 недели после:

А. Удаления шейных симпатических ганглиев. Б. Перерезки нервного ствола между спинным мозгом и шейным симпатическим ганглием. В. Перерезки нервного ствола между шейным симпатическим ганглием и сердцем.

3.Животному были вживлены электроды, с помощью которых регистрировали частоту импульсов, поступающих по симпатическим нервам к мезентериальным сосудам органов брюшной полости при различных состояниях организма. При каких обстоятельствах поток импульсов был наиболее интенсивен?

А. Во сне. Б. После еды. В. Во время физической работы. Г. При пассивном наблюдении.

4.У животного в эксперименте при непрерывной регистрации артериального давления и частоты сердечных сокращений произведена перерезка аортального нерва и нерва Моисеева-Геринга. Как изменятся регистрируемые параметры?

А. Тахикардия и понижение АД. Б. Тахикардия и повышение АД. В. Брадикардия и понижение АД. Г. Брадикардия и повышение АД.

5.Нижняя конечность животного через канюли, введенные в бедренные артерию и вену, перфузировалась питательным раствором при постоянном давлении. При раздражении симпатических нервов, иннервирующих сосуды, объемная скорость тока жидкости изменилась. Что лежит в основе ее изменения?

А. Сужение артериол и венул. Б. Сужение артериол и расширение венул. В. Расширение артериол и венул. Г. Расширение артериол и сужение венул.

6.С помощью катетеров, введенных в аорту и каротидный синус собаки, брали пробы крови, в которых определялась концентрация кислорода. Их сопоставление позволяло оценивать потребление кислорода миокардом. При каком из обстоятельств эта величина не возрастает?

А. Выполнение физической нагрузки. Б. Электрическая стимуляция симпатических нервов сердца. В. Введение адреналина. Г. Электрическая стимуляция вагуса.

 

Информацию, необходимую для формирования знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1. Філімонов В. І. Нормальна фізіологія. Київ. «Здоров‘я», 1994. С. 157-183, 209-212.

2. Березов Т. Т., Коровкин В. Ф. Биологическая химия. М., «Медицина», 1998. С. 636-641.

 

Эталонные ответы к заданиям: 1:В, 2:Б, 3:Б, 4:В, 5:А, 6:Г.

 

После усвоения необходимых базисных знаний переходите к следующему (ориентировочная основа действий при подготовке к занятию):

1.Познакомьтесь с теоретическими вопросами к занятию.

2.Изучите учебник: Комиссаров И. В. и др. «Фармакология: введение в фармако- и химиотерапию» — Донецк, «Норд-Пресс», 2004, с. 59-73 и лекцию.

3.Решите задачи для выработки навыков применения изученного материала.

4. В препаратной тетради составьте список препаратов по рекомендуемой форме.

5. В рабочей тетради выпишите: эфедрина гидрохлорид для профилактики коллапса; мезатон для купирования коллапса; фенотерол для лечения бронхиальной астмы; анаприлин для лечения стенокардии; празозин и резерпин для лечения гипертонической болезни.

 

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности: АДРЕНОПОЗИТИВНЫЕСРЕДСТВА. Адренергический синапс, устройство, функционирование. Виды адренорецепторов, их локализация, сопряженные с ними способы трансдукции, изменение функций клеток при активации адренорецепторов.

Адреномиметики непрямого и прямого действия: эфедрина гидрохлорид, норадреналина гидротартрат, мезатон, нафтизин, адреналина гидрохлорид, дофамина гидрохлорид, изадрин, сальбутамол, фенотерол, добутамин. Механизмы действия, фармакологические эффекты, особенности фармакодинамики и фармакокинетики. Показания к применению.

АДРЕНОНЕГАТИВНЫЕСРЕДСТВА. Симпатолитики: резерпин, октадин. Механизмы действия, фармакологические эффекты, показания к применению, осложнения.

Адреноблокаторы: празозина гидрохлорид, анаприлин, атенолол, метопролол, небиволол. Механизм действия, фармакологические свойства альфа- и бета-адреноблокаторов, возможности применения, осложнения.

Набор обучающих задач ( адренопозитивные средства ):

1. Адреномиметическое средство расширяет бронхи, но не изменяет величины зрачка. Выберите вещество с такими свойствами.

А. Адреналин. Б. Норадреналин. В. Мезатон. Г. Изадрин.

2. Вещество вызывает в эксперименте расширение бронхов, повышение АД и слабую тахикардию. Определите, что это за вещество.

А. Адреналин. Б. Мезатон. В. Фенотерол. Г. Сальбутамол.

3. Вещество вызывает в эксперименте расширение бронхов, понижение АД и тахикардию. Определите, что это за вещество.

А. Адреналин. Б. Мезатон. В. Фенотерол. Г. Норадреналин.

4. Какое вещество расширит зрачок полностью денервированной радужной оболочки?

А. Мезатон. Б. Эфедрин. В. Изадрин. Г. Фенотерол.

5. Какое вещество изменит частоту сокращений полностью денервированного сердца?

А. Эфедрин. Б. Изадрин. В. Мезатон. Г. Нафтизин.

6. Для какого из названных веществ характерно развитие тахифилаксии при повторном применении?

А. Адреналина. Б. Норадреналина. В. Эфедрина. Г. Изадрина.

7. Какое вещество будет наиболее эффективно при купировании острой сосудистой недостаточности?

А. Адреналин. Б. Мезатон. В. Эфедрин. Г. Дофамин.

8. Какое вещество будет наиболее эффективно для профилактики острой сосудистой недостаточности?

А. Адреналин. Б. Норадреналин. В. Эфедрин. Г. Нафтизин.

9. Какое вещество предпочтительнее для борьбы с бронхоспазмом?

А. Изадрин. Б. Фенотерол. В. Адреналин. Г. Эфедрин.

 

Набор обучающих задач (адренонегативные средства):

1. Какое вещество введено животному, если до его введения адреналин вызывал повышение АД, а после — понижение?

А. Анаприлин. Б. Талинолол. В. Резерпин. Г. Празозин.

2. Какое вещество введено животному, если после его введения способность адреналина повышать величину ОПС кровотоку возросла?

А. Анаприлин. Б. Резерпин. В. Октадин. Г. Празозин.

3. Фенотерол устранял бронхоспазм, вызванный гистамином. Какое из веществ уменьшит этот эффект фенотерола?

А. Резерпин. Б. Празозин. В. Анаприлин. Г. Октадин.

4. Животному введено вещество. Через час после введения оказалось, что реакция сосудов на инъекцию адреналина несколько усилена, а на раздражение симпатического нерва - подавлена. Какое это вещество?

А. Атенолол. Б. Талинолол. В. Октадин. Г. Празозин.

5. Какое из приведенных веществ не повышает тонус бронхов?

А. Анаприлин. Б. Резерпин. В. Празозин. Г. Октадин.

6. Изолированное сердце лягушки подвергается воздействию анаприлина. Как должна изменится частота его сокращений?

А. Увеличится. Б. Уменьшится. В. Не изменится.

7. Мезатон вызывает сужение сосудов слизистой носа. Воздействие мезатона повторено на фоне применения празозина. Как называется вид взаимодействия этих двух веществ?

А. Синергизм. Б. Антагонизм конкурентный. В. Антагонизм неконкурентный. Г. Антагонизм независимый.

8. Животному, которому в течение трех дней ежедневно вводился резерпин, инъецируется перечисленные ниже вещества. Действие какого из них на уровень артериального давления уменьшится?

А. Норадреналина. Б. Мезатона. В. Эфедрина. Г. Нафтизина.

9. Животному с удаленной паравертебральной (симпатической) цепочкой введен октадин. Как изменится артериальное давление после введения вещества?

А. Увеличится. Б. Уменьшится. В. Не изменится.

10. Изменится ли продолжительность действия норадреналина у животного, предварительно получавшего октадин, резерпин?

А. Увеличится в обоих случаях. Б. Не изменится в обоих случаях. В. Увеличится только от октадина. Г. Увеличится только от резерпина.

11. У животного измеряли общее периферическое сопротивление сосудов току крови. Как изменится его величина после введения празозина, анаприлина?

А. Уменьшится обоими веществами. Б. Увеличится обоими веществами. В. Уменьшится празозином, увеличится анаприлином. Г. Увеличится празозином, уменьшится анаприлином.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ АДРЕНОПОЗИТИВНЫХ СРЕДСТВ КОРРЕЦИИ ФУНКЦИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ АДРЕНЕРГИЧЕСКИМИ НЕРВАМИ.

 

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при купировании и профилактике острой сосудистой недостаточности (коллапсе), насморке, анафилактическом шоке, профилактике и купировании бронхоспазма.

2.Назовите группу (ы) средств, которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.

 

Пример: бронхоспазм.

1. Необходимо быстро снизить тонус гладких мышц бронхов и увеличить их просвет.

2. Такой способностью обладают непрямые адреномиметики, смешанные адреномиметики и разные типы бета-адреномиметиков.

3. Наилучшим во многих отношениях будет бета2-адреномиметик фенотерол, как наиболее избирательное средство, вызывающее наименьшее количество побочных эффектов. Важным является выпуск его в аэрозоле, что обеспечивает быстрое, локальное действие вещества.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫБОРЕ АДРЕНОНЕГАТИВНЫХ СРЕДСТВ КОРРЕЦИИ ФУНКЦИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ АДРЕНЕРГИЧЕСКИМИ НЕРВАМИ.

 

1.В соответствии с заданием определите эффект, который должен быть достигнут при гипертонической болезни, профилактики приступов стенокардии (коронарной недостаточности), тахиаритмии.

2.Назовите группу (ы) средств, которая вызывает нужный эффект.

3.Выберите подходящее вещество с необходимыми фармакодинамическими и фармакокинетическими свойствами и желательными формами выпуска.

 

Пример: лечение стенокардии.

1. Необходимо уменьшить кислородное голодание миокарда, что можно достичь снижая потребность миокарда в кислороде за счет уменьшения осуществляемой им работы.

2. Такой способностью обладают бета-адреноблокаторы.

3. Следует выбрать метопролол, как кардиоселективный бета-адреноблокатор, пригодный для перорального применения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

I. Проверка (список препаратов, домашние рецепты) и коррекция исходного уровня (самостоятельное письменное выполнение индивидуальных заданий).

II. Самостоятельная работа и разбор ее результатов.

1.Работа с тестами.

2.Решение задач.

III. Выписывание рецептов по показаниям: для купирования коллапса; для профилактики коллапса; для купирования приступа бронхиальной астмы; для лечения бронхиальной астмы; для лечения стенокардии, для лечения гипертонической болезни.

IV. Итоговый тестовый контроль.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия «Фармакология адренергических синапсов эфферентной нервной системы»

 

    Учебные пособия Место
ЭТАПЫ Время средства обучения оборудование проведения
Организационная часть. 3 мин     Учебная комната
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки. 20 мин Задания для самостоятельной работы студентов    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и разбор её результатов с коррекцией. 77 мин Тесты, графические материалы, задачи    
Итоговый тестовый контроль. 15 мин Тесты    
Подведение итогов занятия. 5 мин      

 

Date: 2015-09-24; view: 2425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию