Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности снижения рисков в деятельности предприятия





Проанализируем наиболее существенные виды рисков в деятельности предприятия с точки зрения возможностей их снижения. Рассматриваемые виды рисков включают как риски, связанные непосредственно с инновационной деятельностью предприятия, так и общехозяйственные и финансовые риски, присущие любой предпринимательской деятельности.

1. Риск нереализации профильной технологии предприятия из-за незаключения договора на поставку исходных продуктов.

Причины: отказ традиционных поставщиков от заключения договоров, неприемлемые для предприятия условия (в том числе цены), переход традиционных поставщиков на выпуск другой про-дукции, невозможность закупки на мировом рынке из-за слож-ностей таможенного законодательства, отсутствие валюты и т.д.

Факторы риска: чрезмерная концентрация входных материаль-ных потоков на ограниченном числе поставщиков, недиверсифи-цированность поставок, нестабильность общей социально-экономической ситуации, принятие поставщиками стратегии "максимальная прибыль сегодня – любыми средствами".

Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация производства путем расширения числа используемых или готовых к использованию технологий и видов продукции, диверсификация поставок, постоянный сбор и актуализация информации о возмож-ных поставщиках, их намерениях, осваиваемых технологиях и социально-экономической ситуации вокруг них, установление некоммерческих связей с реальными и потенциальными поставщиками, вертикальная интеграция "вниз" и квазиинтеграция (т.е. объединение отдельных функций управления), расширение и поддержание личных контактов с поставщиками, подготовка кредитных линий на случай необходимой предоплаты, создание страхового резерва исходных продуктов, приобретение предприя-тием акций предприятий-поставщиков.

2. Риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке.

Причины: непредвиденная ситуация у поставщиков, невозмож-ность производства необходимой для предприятия продукции, невозможность выполнить условия договора, принятие решения поставщиком о разрыве договора, принятие решения поставщиком об изменении условий договора: сроков, цен, объемов, требований к качеству поставляемой продукции, аварийность на транспорте.

Факторы риска: общая нестабильность социально-экономи-ческой ситуации, отсутствие традиции обязательности правовых и договорных условий, неравномерность общих темпов инфляции и валютных курсов рубля, всплески роста цен в отдельных отраслях и регионах, неравномерность динамики доходов различных слоев населения, недостаточность средств у предприятия для компенсации повышения цен поставщиком.

Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация поставок, расширение состава поставщиков, создание финансовых резервов или организация "горячих" кредитных линий на случай непредвиденных затрат, прогнозирование динамики цен, вовлече-ние традиционных поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или приобретении акций, создание страховых запасов исходных материалов, заблаго-временная разработка системы функционирования предприятия в условиях поиска альтернативных поставщиков.

3. Риск невозвращения предоплаты поставщиком.

Причины: те же, что и в случае риска невыполнения договоров о поставке, а также решение поставщика о временном или окончательном присвоении полученных в качестве предоплаты сумм, невозможность их выплаты данному предприятию по причине использования до срыва договора.

Факторы риска: кризисная ситуация во взаиморасчетах пред-приятий, слабость хозяйственного арбитража и законодательной базы, низкая правовая культура управления, гипертрофированное стремление предприятий к абсолютной минимизации риска (откуда и возникает требование предоплаты), отсутствие развитой системы страхования хозяйственных и финансовых операций.

Рекомендуемые методы компенсации: некоммерческая инте-грация, покупка и обмен акциями с поставщиком, установление неформальных личных отношений с руководством предприятия-поставщика, создание региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования, привлечение независимых организаций (банков, страховых обществ, фондов) в качестве гарантов сделок, развитие налоговых сделок.

4. Риск незаключения договоров на реализацию производст-венной продукции (риск нереализации произведенной продукции).

Причины: изменение структуры и сокращение потребности в данном виде продукции, замещение данной продукции продукцией других предприятий, моральный износ продукции, переключение спроса, снижение доходов потребителей, изменение производст-венного профиля или специализации традиционных потребителей продукции, отсутствие у предприятия полной информации о данном сегменте рынка.

Факторы риска: технический прогресс, появление новых тех-нологий; экономическая рецессия (спад), вытеснение высокораз-витых технологий более простыми; зависимость результатов при-нятия решений у потребителей от личных условий импорта, облег-чающее ввоз иностранной продукции; активизация маркетинговой деятельности конкурентов; резкий рост объемов и рентабельности производства в отрасли (способствующий притоку конкурентов).

Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация произ-водства, диверсификация структуры сбыта, создание и актуали-зация базы данных по возможным потребителям продукции, их деятельности, намерениях, тенденциях, социально-экономическом статусе и окружении, активное использование всех форм маркетинга, вертикальная интеграция "вверх", обмен акциями с традиционными потребителями и приобретение их акций, поиск технологий и методов улучшения качества продукции, разработка долгосрочной стратегии производства и информирование о ней потенциальных потребителей, освоение гибких технологий марке-тинга, позволяющих легко подключаться к новым секторам рынка.

5. Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию.

Причины: принятие решения потребителем об использовании предназначенной для оплаты суммы на другие цели; отсутствие необходимой суммы у потребителя.

Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей, неравномерное и неожиданное повышение цен отдельными предприятиями, низкая правовая культура руководителей, слабость хозяйственного арбитража.

Рекомендуемые методы компенсации: наиболее распростра-ненным методом компенсации данного вида риска является предварительная (до получения товара или услуги) оплата. Этот примитивный способ снижения риска в принципе является, по нашему мнению, вредным как для экономики страны в целом, так и для отдельных товаропроизводителей, в частности. Экономике в целом он принес кризис неплатежей, увеличение числа экономических преступлений, разрыв или снижение интенсивности хозяйственных связей, техническое ухудшение системы взаимных платежей, способствовал снижению объемов производства и реа-лизации продукции. Для отдельного предприятия необходимость предоплаты существенно ограничивает возможность приобретения необходимых исходных материалов, сужает поле хозяйственного маневра, по существу искажает нормальные пропорции между производственной и финансовой деятельностью предприятия, способствует снижению качества продукции. Поэтому более целесообразным представляется использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрестного владения акциями, страхования сделок у третьих лиц, залогов и, наконец, средств систематического информирования общественности о предприя-тиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдающих) условия договоров. По нашему мнению, создание и поддержание системы третейского контроля за выполнением договоров должно стать одной из важных задач соответствующих государственных и местных органов управления.

6. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат).

Причины: несоответствие продукции требованиям к ее качеству, невозможность использования потребителем продукции данного качества, решение потребителя о переключении на другой вид продукции или на другого поставщика.

Факторы риска: нестабильность общей социально-экономи-ческой обстановки, излишняя концентрированность выходных потоков предприятия на малом числе потребителей, недостаточный уровень менеджмента на предприятии, низкая степень культуры и правового сознания руководителей.

Рекомендуемые методы компенсации: в целом здесь работают те же методы, что и при компенсации риска неоплаты, дополнительно следует принять меры к созданию "барьеров" на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности и, в особенности, на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены отдельные виды горизонтальной интеграции, т.е. договора с конкурентами о своеобразном разделе сфер влияния. Здесь уместно еще раз подчеркнуть необходимость создания и ведения максимально полной базы данных о субъектах и процессах рынка. В состав этой базы должны входить сведения о:

* реальных и возможных потребителях продукции;

* профильных технологиях, используемых на предприятиях-потребителях;

* продукции, производимой на этих предприятиях, и ее потребителях (для товаров конечного потребления – типологию потребителей, структуру сегментов рынка, ее динамику и т.д.);

* поставщиках необходимых материалов и оборудования;

* освоенных на предприятиях-поставщиках технологиях;

* остальных видах продукции этих предприятий, потребителях этой продукции;

* необходимых исходных материалах.

Таким образом, в базе данных предусматривается анализ информации как на две ступеньки вперед (по вертикали товарных переделов), так и на две ступеньки назад. Для сбора необходимых данных целесообразно либо поддерживать постоянную связь с компаниями, которые специализируются в области бизнес-информации, либо содержать, возможно, на паях с другими предприятиями сеть информаторов.

7. Риск срыва собственных производственных планов или инновационных проектов.

Причины: непредвиденный недостаток финансовых средств, неблагоприятные погодные условия, несоблюдение технологии, технические аварии, забастовки, переход квалифицированных кадров на другие предприятия.

Факторы риска: нестабильность темпов и пропорций изменения цен, уровень предпринимательской активности в регионе и диапазон социального неравенства, недостаточные затраты на развитие устойчивых технологий.

Рекомендуемые методы компенсации: развитие технологичес-кой базы, проведение НИОКР в сфере технологии производства, разработка стратегии технологического развития и технологичес-кой безопасности в составе комплексной технико-экономической и социальной стратегии предприятия, увязка социальной стратегии с целями и возможностями предприятия, региональными условиями, создание системы технико-экономического резервирования ресур-сов.

8. Риск неверного прогнозирования ситуации и получения неправильных исходных данных.

Причины: отсутствие на предприятии необходимых традиций и системы непрерывного прогнозирования рыночной среды, неуме-ние осуществлять рыночный мониторинг, отсутствие эффективной методики прогнозирования поведения рыночных субъектов, а также мезо- и макроэкономических факторов.

Факторы риска: низкий уровень управления предприятием, отсутствие квалифицированных менеджеров, недостаточные затраты на НИОКР в области обеспечения и совершенствования управления.

Рекомендуемые методы компенсации: резкое повышение внимания к стратегическому и перспективному планированию, создание сквозной системы сбора и анализа исходной информации, прогнозирования и принятия стратегических решений, выделение средств на эти цели в составе статей распределения прибыли или кредитных средств, приглашение профессиональных консультан-тов по маркетингу и управлению, повышение квалификации административно-управленческого персонала предприятия.

9. Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.

Причины: неблагоприятное впечатление инвесторов или кредиторов относительно перспектив и возможностей пред-приятия, неожиданная утечка негативной информации, публикация порочащих предприятие сведений и данных, резкое падение курса акций предприятия в результате биржевой игры, выступления потребителей с критикой продукции предприятия.

Факторы риска: утрата контроля за "имиджем" предприятия, активные действия недобросовестных рыночных конкурентов, низкие затраты на маркетинг, в том числе на рекламу и поддержание "марки" фирмы.

Рекомендуемые методы компенсации: организация целена-правленного маркетинга, в том числе всестороннего информиро-вания потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных сторонах продукции предприятия и о предприятии в целом. Для акционированных предприятий маркетинг фирмы должен предусматривать программу индивидуальной работы с акционерами, в особенности внешними, в целях поддержания их благоприятного отношения к предприятию. Известно, что 1 рубль, вложенный в маркетинг (в пределах разумной сметы затрат), дает 100%-ный прирост прибыли. Если потребность и платежеспособ-ный спрос на продукцию предприятия являются достаточно устой-чивыми, то потенциальный инвестор в принципе всегда готов к кредитованию данного вида производства. Поэтому для внезапной отмены уже принятых решений о выделении инвестиций нужны серьезные основания, скорее всего связанные с разочарованием в уровне, квалификации и добросовестности (а иногда и недобро-совестности) кадров инвестируемого предприятия.

Теперь о специфических инновационных рисках

10. Риск неверно выбранного направления НИОКР.

Причины: неверная оценка полученного в процессе фунда-ментального исследования результата, неточный маркетинг.

Факторы риска: неполная или некачественная научно-техническая информация, непрофессиональная экспертиза на этапе выбора путей реализации результатов фундаментальных исследо-ваний, нереализуемость результата на данном этапе развития прикладной науки, неточный или недоброкачественный маркетинг, невозможность реализовать результат ОКР на технологическом уровне.

Рекомендуемые методы компенсации: диверсификация источ-ников научно-технической информации, постоянный сбор и актуа-лизация информации о завершенных исследованиях, научном оборудовании, современных технологиях и т.п., расширение и/или установление прямых контактов с исследователями и потенциаль-ными потребителями инноваций, использование внешних эксперт-ных и маркетинговых фирм.

11. Риск неверной оценки перспектив завершения НИОКР.

Причины: неверный выбор способа выполнения НИОКР, ошибка в оценке сроков, необходимых ресурсов, включая финансовые, отсутствие на предприятии необходимых традиций и системы непрерывного прогнозирования рыночной среды, неуме-ние осуществлять рыночный мониторинг, отсутствие эффективной методики прогнозирования поведения рыночных субъектов, а также макроэкономических факторов.

Факторы риска: низкий уровень научно-технической и инфор-мационной работы на предприятии, отсутствие квалифицирован-ных менеджеров и, как следствие, низкий уровень управления, недостаточные затраты на экспертизу в области совершенство-вания управления.

Рекомендуемые методы компенсации: организация целена-правленной работы по повышению уровня квалификации и добросовестности руководящих кадров предприятия, обеспечение высокого уровня научно-технической и информационной работы, привлечение высококвалифицированных экспертов.

12. Риск недостаточности материально-технической и кадровой базы.

Причины: непредвиденный недостаток финансовых средств, отсутствие собственной приборно-аналитической базы и невоз-можность использовать соответствующие базы других пред-приятий, несоблюдение технологии, технические аварии, забастов-ки, переход квалифицированных кадров на другие предприятия.

Факторы риска: недостаточный уровень финансовой работы, неудовлетворительная работа с инвесторами, слабая материально-техническая база; неудовлетворительная база данных по имеющемуся на других предприятиях научного оборудования, нарушение технологии пользования оборудованием, повлекшее его выход из строя, аварии оборудования, вызванные внутренними (износ, неудовлетворительная профилактика и т.п.) и внешними (прерывание энерго-, тепло- или газоснабжения, аварии внешних сетей и т.п.) причинами, низкий имидж предприятия, низкий уровень оплаты труда и/или дисциплины труда, уход квалифицированных кадров.

Рекомендуемые методы компенсации: создание резервных фондов, привлечение ответственных инвесторов, целенаправлен-ное совершенствование материально-технической базы, создание соответствующей информационной службы, повышение техноло-гической дисциплины, своевременное обслуживание оборудо-вания, внедрение контрактных форм найма и оплаты труда.

13. Риск масштабирования.

Причины: невозможность перенесения полученного лабораторного результата на уровень опытных или опытно-производственных установок, невозможность перенесения результата опытно-производственной эксплуатации на уровень промышленной эксплуатации.

Факторы риска: низкий уровень использования вычислитель-ной техники и современных систем автоматизированного проекти-рования, недоучет экологических факторов, низкий уровень промышленной технологии и квалификации кадров в промышленности.

Рекомендуемые методы компенсации: широкое использование высококачественных систем автоматизированного проектирования, качественная подготовка бизнес-плана в части экологического обоснования, работа с потенциальными потребителями.

14. Риск патентной нечистоты.

Причины: низкий уровень патентной информации.

Факторы риска: отсутствие специалистов по патентной информации, соответствующей информационной базы, низкая патентная культура исполнителей.

Рекомендуемые методы компенсации: привлечение постоян-ных или временных специалистов по патентной информации, создание соответствующих баз данных или обеспечение доступа к федеральным базам данных, повышение квалификации исполнителей.

15. Риск несертификации.

Причины: несоответствие введенным Правительством России специальным правилам проведения научных исследований и использования научных результатов, которые могут создать угрозу безопасности страны, здоровью населения, окружающей среде и культуре.

Факторы риска: неисполнение соответствующих специальных правил, отсутствие необходимой лицензии, несоблюдение условий информационной безопасности на использование отдельных науч-ных результатов, несоблюдение сертификационных и метроло-гических требований к результатам отдельных видов НИОКР.

Рекомендуемые методы компенсации: строгое соблюдение соответствующих специальных правил, введенных Правительством России, повышение дисциплины персонала, обеспечение качест-венной метрологической базы.

Список рекомендуемой литературы

1. Завлин П.Н., Ипатов А.А., Кулагин А.С. Инновационная деятельность в условиях рынка. – С.-Петербург: Наука, 1994.

2. Основы инновационного менеджмента. – М.: Экономика, 1999.

3. Инвестирование в инновационный бизнес. Мировая практика – венчурный капитал. – М.: Зело, 1996.

4. Интеллектуальная собственность. Сб. типовых договоров. – М.: Инфра-М, 1995.

5. Коммерциализация интеллектуальной собственности. Проблемы и решения. – М.: Дело, 1996.

6. Костина В., Краснова Г. Булочки, лавочки и инновации. Эксперт № 40 25.10.99.

7. Лынник Н.В., Кукушкин А.Г., Подшибихин Л.И. Интеллектуальная собственность и нематериальные активы. – М.: Издательство Роспатента, 1998.

8. Матвеева А. Когда выхода нет. Эксперт № 40 25.10.99.

9. Мухопад В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, управление. – М.: Издательство Роспатента, 1998.

10. Сборов Л. Процессор не пошел. Коммерсантъ Власть. № 9 09.03.99.

11. Титов В. Нет более прибыльного бизнеса, чем наука. Эксперт № 19 25.05.98.

12. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм. – М.: Дело, 1995.

13. Щербо Г. Два колеса, а посередине бизнес. Эксперт № 40 25.10.99.

Date: 2015-09-22; view: 661; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию