Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Экспертиза инновационно-инвестиционных проектов





Ни один крупный инвестор не будет рассматривать бизнес-план, не прошедший соответствующую независимую экспертизу.

На экспертизе специализируется значительное количество как чисто российских, так и совместных, или даже чисто западных компаний. Отделение компании Ernst & Young в России в 1994 году даже выпустило специальное пособие для российских предпринимателей по составлению бизнес-планов.

Экспертиза инновационного проекта, как уже указывалось, включает ряд этапов:

Техническаяэкспертиза призвана проанализировать местопо-ложение предприятия и вспомогательных производств, масштаб и сроки осуществления проекта, выбор технологического процесса, осуществление инжиниринговых мероприятий, график реализации проекта и схему предприятия, оценку затрат, соответствие стандартов и норм, вопросы снабжения, технической инфраструк-туры и эксплуатации оборудования.

Маркетинговый анализ оценивает коммерческие аспекты проекта, включающие закупочную деятельность и непосред-ственно маркетинг.

Институциональная экспертиза проекта посвящена анализу и оценке деятельности агентства, ответственного за осуществление и эксплуатацию проекта, а также проблемам технической помощи и обучения.

Социальные аспекты освещают вопросы социокультуры и демографии, приемлемости проекта для местной культуры, его социальной организации и стратегии.

Экологические проблемы проекта находят свое отражение в соответствующем разделе его экспертизы. При этом может быть проведена как полная, так и ограниченная оценка воздействия проекта на окружающую среду .

Финансовые аспекты экспертизы связаны с изучением проекта на микроуровне. Анализируется рентабельность проекта, финансо-вые последствия для его участников, степень финансовой автоно-мии агентств, осуществляющих проект и стандарты финансовой деятельности (более подробно эти аспекты изложены далее).

Экономические вопросы экспертизы проекта анализируют проект на макроуровне и оценивают справедливость привлечения и использования проектом национальных ресурсов в условиях их ограниченности и конкуренции.

Анализ рисков позволяет на основе экспертизы проекта качественно описать и количественно оценить его возможные риски и, кроме того, наметить пути их снижения.

При проведении экспертизы инновационного проекта необходимо в первую очередь провести его тщательную оценку. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количественно очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно. Поэтому их целесообразно учитывать на стадии отбора проектов. Так как на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет. Вместе с тем можно выделить ряд факторов, которые имеют отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии при проведении экспертизы инновационных проектов, которые включают в себя:

* цели, стратегия, политика и ценности предприятия;

* маркетинг;

* научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

* финансы;

* производство;

* анализ рисков.

В чем же состоят критерии и условия экспертизы инновационного проекта?

Цели, стратегия, политика предприятия. Основной результат анализа инновационного проекта состоит в оценке непротиворечия целей и задач инновационного проекта целям и направлениям стратегий развития предприятия.

Маркетинг. Маркетинговые исследования рынка, связанные с данным инновационным проектом, призваны подтвердить потреб-ность рынка, выявить конкретных потенциальных потребителей. Если же конечный результат инновационного проекта – продукто-вая или технологическая инновация, то цель маркетингового исследования – спрогнозировать спрос на этот новый продукт или продукт улучшенного качества, учитывая, что в начальный период предложения его на рынке благодаря патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт, спрос на него будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Необходимо подчеркнуть, что проведение маркетин-гового исследования по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, является очень сложным процессом, так как в некоторых случаях вследствие "новизны" такой продукции инновационного проекта потенциаль-ные потребители еще не полностью осознали свою потребность в ней, что может привести маркетинговое исследование в такой ситуации с большой долей вероятности к ошибочному или даже отрицательному результату.

Непосредственно технологические инновации, предполагаю-щие повышение производительности продукта или ориентирован-ные на резкое снижение себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, требуют проведения комплексных маркетинговых исследований по оценке резервов емкости рынка предлагаемого инновационным проектом продукта или услуги.

Объем продаж – результирующий показатель успеха проекта, поэтому целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и прогноз объема продаж данного товара или услуги. Для расчета возможного объема продаж необходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.

При оценке инновационного проекта важным является выявление действительных, а также потенциально возможных конкурентов. При этом надо сравнивать с аналогами конкурентов не только продукт как результат инновационного проекта, но и ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов.

НИОКР – начальная стадия инновационного проекта. Необходимо оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Инновационный проект может быть как изолированной разработкой, так и родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Отсюда вытекает целесообразность выявления и учета возможных перспектив производства семейства продуктов и применения соответствующей технологии для дальнейших разра-боток продукта, учитывая смежные сферы его приложения. Инно-вационный проект, обладающий долгосрочными перспективами, имеет для предприятия большую привлекательность. Оценивая инновационный проект с точки зрения достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и влияние этого проекта на его бюджет.

Очень важным при оценке эффективности инновационного проекта является анализ соблюдения прав на интеллектуальную собственность. Необходимо выявить всех патентодержателей, чьи идеи реализуются в данном проекте, а также выяснить, не поданы ли конкурирующие заявки в Патентное ведомство. Стоимость приобретения лицензий (особенно – исключительных) в последнее время стремительно растет, потому оформление ваших прав на использование объектов интеллектуальной собственности может вылиться в весьма значительную сумму.

Анализ взаимовлияния инновационного проекта и окружающей среды также очень важный элемент экспертизы. В ряде случаев научно-технический проект может повлечь негативные экологические последствия, такие проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации, или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под сомнение эффективность инновационного проекта.

Финансы. При оценке инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с уже разрабатываемыми и реализуемыми инновационными проектами (портфелем), которые также требуют финансирования. Проекты, требующие значительных капитальных ресурсов, могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных, но связанных с меньшими капитальными затратами, поскольку финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Не всегда целесообразно концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке только одного проекта. Это следует делать лишь в двух случаях: когда иннова-ционному проекту гарантирован стопроцентныйтехнический и коммерческий успех, что вообще говоря маловероятно, либо в случае, когда компания создана специально для реализации отдельно взятого проекта. В других случаях выгоднее дивесифицировать ресурсы, тогда неудача при разработке одного из проектов может быть компенсирована успехом от реализации других инновационных проектов из портфеля предприятия.

В процессе финансовой экспертизы следует количественно оценить все затраты, связанные с разработкой инновационного проекта. Основные затраты, предпринимаемые до того момента, когда продукт или технологический процесс начнет давать отдачу, включают затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на создание опытного образца, капиталь-ных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем величина этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Одновременно необхо-димо выбрать возможный способ (способы) финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта.

Одной из важных проблем, стоящих перед любым предприя-тием, является правильное планирование денежной наличности, так как иногда рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате нехватки запланирован-ных финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необхо-димо сопоставить во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимых финансовых затрат.

Производство. Стадия производства, являясь завершающей стадией реализации инновационного проекта, требует тщательной экспертизы. Исследуется комплекс вопросов, связанных с обеспе-чением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Детально анализируется производ-ственный процесс с точки зрения организации системы выпуска проектируемой продукции, осуществления контроля за соблюде-нием технологических процессов, обеспечения оборудованием, достижения требуемого качества нового продукта и т.д. В тех случаях, когда предприятие не может выполнить самостоятельно некоторые работы по инновационному проекту, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков и получить примерную стоимостную оценку этих работ.

К моменту завершения стадии НИОКР и внедрения иннова-ционного проекта в производство, требуется, в первую очередь, оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг. Если на предшествующей стадии уже были выявлены те характеристики нового продукта, достижение которых, вероятнее всего, приведет к дополнительным производственным затратам, то, оценив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.

На стадии реализации инновационного проекта необходимо еще раз уточнить издержки производства нового продукта, вызванные многими факторами: цены на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологией, уровнями оплаты труда работников, капитальных вложений и объемами выпуска. Определяющее значение для успеха реализации инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу.

Анализ рисков. Построенные по любому инвестиционному проекту потоки денежных средств относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Поэтому единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что прогноз окажется неверным. Поэтому наиболее важной частью анализа становится учет последствий такой ошибки, основным инструментом которого является анализ рисков, проводимый в ходе экспертизы инновационного проекта.

В современной отечественной практике инвестиционного проектирования сравнительно недавно появилось такое понятие, как анализ проектных рисков, но, учитывая накопленный ранее весь международный опыт и основательную российскую теорети-ческую базу, анализ рисков очень быстро стал обязательным разделом любого бизнес-плана инвестиционного проекта.

В этом исследовании, завершающем экспертизу, используется почти весь массив информации по проекту (как входной, так и расчетной), сформированный на предшествующих этапах. Конечно, при проведении всей целостной проектной экспертизы необходимо использование только комплексной и достоверной информации. Но именно на этапе анализа рисков проходит проверка этой достоверности и оцениваются возможные негативные последствия ошибок. Кроме того, анализ рисков является своеобразным "переходным мостом" от экспертизы проекта к управлению его реализацией.

Методам оценки рисков будет посвящена следующая глава, а пока следует изучить вопрос управления реализацией инновационных проектов.








Date: 2015-09-22; view: 841; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию