Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные способы обеспечения безопасности инновационного предпринимательства. Управление рисками





Итак, анализ рисков проведен.

Теперь рассмотрим возможные мероприятия по компенсации риска и обеспечению оптимальной инновационной безопасности.

Многообразие способов обеспечения экономической безопас-ности инновационной деятельности можно объединить в несколько групп:

1) уклонение от риска;

2) локализация риска;

3) диссипация риска;

4) компенсация риска.

Уклонение от риска в предельном случае есть полный отказ от проектов или решений хоть немного рискованных.

Главным способом уклонения от риска можно считать переда-чу риска страховой компании (или компаниям, если страхуются различные фазы и этапы инвестиционной деятельности). Разу-меется, за уменьшение риска надо платить, следовательно, возни-кает проблема определения границы эффективных затрат (расходов) на предотвращение риска, выход на которую приведет к снижению эффективности проекта.

На практике уклонение от риска чаще реализуется в форме предпочтения в пользу менее рискованных или почти безрисковых проектов. При этом, однако, следует иметь в виду, что "серьезных начинаний без риска не бывает". Практика показывает: чем значительнее возможный результат, тем с большим риском связано решение о его принятии. В этом смысле собственно реализацию проекта можно интерпретировать как совокупность регулярных процедур уменьшения начального риска инновационного проекта.

В частности, целесообразно отказаться от услуг зарекомендо-вавших себя не вполне надежных поставщиков или от заказчиков, не соблюдающих сроки платежей, в пользу более надежных, хотя и не удовлетворяющих по каким-то иным параметрам. Анализ исполнительности поставщиков и потребителей следует проводить постоянно, так же как и поиск новых контрагентов.

Локализацию риска или его последствий можно осуществить, например, путем выделения или создания самостоятельного, так называемого венчурного предприятия для реализации принятого инновационного проекта. То есть путем сосредоточения деятельности, связанной с повышенным риском в пределах небольшого дочернего хозяйствующего субъекта. Этот способ уже давно апробирован в мировой практике крупных фирм при освоении новых видов продукции или организации нового вида услуг, когда перспективы успеха не поддаются детальному анализу, а риск вовлечения большой компании в финансовые трудности достаточно велик.

Распределение (диссипацию) риска можно применять как во времени, так и в "пространстве".

Распределение риска по времени можно использовать, если проект позволяет выделять последовательные и достаточно четко разграничиваемые этапы. В этих случаях для каждого из вычленен-ных этапов предусматривают свои меры компенсации риска, что может оказаться менее дорогостоящим. Известны несколько способов диссипации риска в "пространстве" производства и потребления:

* диверсификация деятельности, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других;

* распределение риска между смежниками – участниками инновационного процесса посредством заключения многосторон-него договора или заключения множества двухсторонних догово-ров, фиксирующих ответственность участников в случае неудачи;

* дробление рынка сбыта, т.е. увеличение количества потре-бителей продукции и распределение поставок между ними так, чтобы отказ нескольких от покупок не сорвал производственную программу в целом;

* дробление рынка поставщиков с той же целью.

Компенсация риска – наиболее сложный и тонкий инструмент обеспечения безопасности инновационной деятельности. Воз-можные пути его реализации основаны на создании системы материальных и/или информационных резервов и составлении соответствующих планов их развертывания.

Наиболее эффективным способом борьбы с риском этой группы следует признать метод "поиска гаранта". Как метод обретения или обеспечения надежности инновационной деятель-ности этот метод применим и мелкими, и крупными предприя-тиями. Так, небольшому предприятию в целях реализации инновационного замысла может оказаться полезной более или менее тесная форма интеграции (объединения) со значительно более мощным партнером. Конкретная форма интеграции может определиться на основе принципа равной взаимной полезности путем структуризации и конкретного анализа хозяйственной ситуации, разработки, оценки и сопоставления вариантов.

Создание материальных резервов на предприятии – это по существу страховка, сосредоточенная внутри самого предприятия: страховые запасы сырья, комплектующих, свободные мощности и денежные средства, контакты и связи, установленные как бы впрок, и т.п. В настоящее время ситуация меняется в том смысле, что обнаруживается явное предпочтение финансовым резервам. Для предприятия актуальной становится выработка финансовой политики, управление своими активами и пассивами, достижение их оптимальной структуры, обеспечение достаточной ликвидности вложенных средств.

Создание информационных резервов может быть реализовано, например, путем регулярного проведения прогнозирования и мониторинга социально-экономической обстановки и нормативно-правовой среды. Суть этих мероприятий заключается в прогнозе поведения возможных партнеров по реализации инновационного проекта, оценке возможных изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие будет выступать продавцом или покупателем, предвидении возможной реакции конкурентов и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.

Все эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о соответствующих процессах. Кроме того, эти данные имеют и самостоятельное значение для принятия решений в ходе реализации инновационного проекта. Другими словами, необходима организация максимально возможного мониторинга экономической и нормативно-правовой среды, ее "информати-зация" – обязательный компонент деятельности предприятия, решившего воплощать инновационный проект. В этом плане возможны многие средства: установление непосредственных контактов с источниками новых данных, приобретение актуализируемых компьютерных систем справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, покупка соответствующих услуг консультационных фирм или отдельных консультантов. При этом, разумеется, возникает задача соразмерения затрат на приобретение знаний и данных с целями и финансовыми возможностями организации.

Другим вариантом создания информационных резервов может служить способ самосовершенствования, который реализуется путем структуризации, совершенствования и использования резервов внутренней среды предприятия, на котором намечается осуществление инновационного проекта. В этом случае возможен широкий спектр мероприятий: от обучения и тренинга персонала в соответствии с его склонностями к риску, инновациям, рациональности до выработки специфической корпоративной культуры, реализации программы социального развития предприятия.

Руководители предприятия при этом должны уяснить собственный психологический тип и, если он не соответствует требованиям рыночной среды, постараться изменить его. Все это можно охарактеризовать как высвобождение внутренних ресурсов руководящего и всего остального персонала. Для решения этой задачи имеются опробованные методики и подходы, а также фирмы, специализирующиеся на услугах такого рода.

Универсальным способом в этом смысле оказывается подход, известный под названием " Стратегическое планирование иннова-ционной активности ", являющийся частным случаем "Разработки стратегии предприятия". Стратегия предприятия – это упорядочен-ная во времени система приоритетных направлений и форм использования его ресурсного потенциала, синтезирующая различные частные стратегии: товарно-рыночную, инвестиционно-финансовую, интеграционную, технологическую, инновационную. Она является единственно надежным основанием для принятия решения о том, какие приемы обеспечения безопасности лучше всего подходят данному предприятию в сфере его инновационной деятельности, т.е. какие мероприятия по компенсации риска наиболее целесообразно включать в деятельность предприятия. Одновременно разработка стратегии позволяет частично снять субъективную неопределенность, поскольку в ходе формирования стратегии руководящий персонал определяет цели, критерии, мотивы инновационной деятельности на данном предприятии.

Для обеспечения безопасности инновационной деятельности может оказаться полезным " Метод протоколов риска ". Вкратце сущность этого метода состоит в следующем. В узловых точках сетевого графика инновационного проекта экспертным путем генерируются возможные варианты решений, каждому из которых соотносят некоторые параметры риска (показатели риска). В тех случаях, когда получение количественных оценок показателей риска затруднено или невозможно, используют лингвистические переменные. Далее, на основании полученных оценок по согласованным правилам выбирается решение, вклад которого в уменьшение остаточного риска наибольший. Выбранное решение фиксируется вместе с соответствующим обоснованием выбора и необходимыми мерами по компенсации остаточного (или неучтенного) риска.

Надлежащим образом оформленные протоколы риска сохраняются весь срок жизненного цикла проекта и обязательно используются при пересмотре тех или иных решений и переоценке риска. При этом прежние протоколы не уничтожаются, так как содержат важную информацию о динамике изменения уровня риска по мере реализации проекта.

Компенсационные меры, действенные по отношению к эконо-мической среде, в пределах которой предполагается инновацион-ная активность, реализуются методом " Создания зон стабиль-ности ". Суть этого метода заключается в отодвигании границы "дикого" неорганизованного рынка с помощью горизонтальной и вертикальной интеграции, направленной на создание на входах и выходах предприятия устойчивых островков предсказуемого товарного рынка: надежного долговременного спроса и таких же поставок (закупок) изделий, необходимых для производства продукции.

Интеграция может оформляться путем заключения соответст-вующих договоров и контрактов, вступления в консорциумы, ассоциации, концерны и т.п. В процессе акционирования возможен обмен акциями, что благотворно сказывается на сближении эконо-мических интересов предприятий. Решения о вступлении в те или иные формы интеграции должны приниматься на основе всесто-роннего анализа вариантов, оценки последствий, долгосрочных перспектив и т.п. В противном случае, такие наспех созданные коа-лиции и объединения вряд ли будут надежными и долговечными.

Метод, именуемый как " Активная рыночная позиция ", заключается в формировании спроса на свою продукцию. Этой цели служат различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости, организация рекламной кампании, анализ поведения конкурентов, выработка стратегии взаимодействия с ними, разработка политики и мер управления издержками и т.п. Занятие активной рыночной позиции – это одновременно и создание частичной зоны стабильности, но методами, отличными от тех, которые используют при формировании такой зоны вокруг предприятия в целом.

На рис. 11 изображена обобщенная схема функционирования предприятия, рассматриваемого с точки зрения реального или возможного взаимодействия предприятия с его основными контрагентами. На схеме предприятие представлено в виде точки пересечения финансовых, материальных, кадровых и информа-ционных потоков, отражающих перемещение и потребление инвестиций, сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, используемой и разрабатываемой технологии, наличных и безналичных платежей, производимой продукции, и протекающих в условиях конкретной социально-экономической и географической среды. Свойства среды касаются, прежде всего, погодно-климатических факторов, имеющих особое значение для сельскохозяйственного производства, социально-демографической ситуации в регионе (трудоизбыточность или трудодостаточность по различным категориям работников), а также "имидж", престижность той или иной профессии или рода деятельности, социально-политических условий, от которых зависит обстановка в регионе, степень ориентации населения на производительный труд, уровень социальной напряженности, состояния потребительского рынка – как фактора для формирования региональных потребностей в продукции предприятия; уровня жизни населения как фактора платежного обеспечения этой потребности, покупательной способностью рубля с учетом динамики инфляции и инфляционных ожиданий; общим уровнем предпринимательской активности, характеризующим склонность людей к включению в предпринимательские инициативы.

Некоторые из экономических субъектов, представленных на рис. 11, образуют так называемые "зоны конкуренции", т.е. дислокации возможных точек соприкосновения предприятия с конкурирующими организациями. Эта конкуренция касается поставщиков исходных материалов и оборудования, потребителей продукции, получения инвестиций, займов, кредитов и участия в выгодных для предприятия инвестиционных проектах, привлечения квалифицированных кадров и оплаты их труда, технологического и информационного рынка.

 

 


Рис. 11. Обобщенная схема функционирования предприятия

В принципе, любой из потоков, связывавших предприятие с рыночной средой, может быть полностью или частично перекрыт по решению участников обмена, в том числе и ввиду действия сил конкуренции. В качестве конкурентов следует рассматривать не только предприятия, производящие ту же продукцию, но и предприятия, использующие, возможно, по другому назначению те же трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, в том числе и предприятия из других отраслей, в особенности те из них, которые могут переключиться на выпуск продукции данной отрасли.

Таким образом, функционирование предприятия с точки зрения внешних для него факторов постоянно подвержено опасности срыва или ухудшения из-за возможного нарушения необходимых для его деятельности региональных, отраслевых и межотраслевых потоков.

Вместе с тем, к рисковым факторам относятся лишь те изменения входных и выходных потоков, которые являются непредвиденными и непредсказуемыми с точки зрения предприятия. Так, если уровень инфляции стабилен в течение длительного периода, что позволяет экстраполировать его на будущее, снижение покупательной способности рубля и рост цен нельзя расценить как факторы риска. Обычно рисковые факторы характеризуются дискретностью изменений, "релейностью", наличием пороговых значений, по достижении которых поток переключается на иной режим работы.

Несмотря на то, что каналы связи предприятия с его контрагентами изображены схеме с помощью однонаправленных стрелок, в реальности практически все связи носят двусторонний характер, так что результат функционирования каждого из каналов зависит от поведения как минимум двух экономических субъектов.

В общем случае срыв работы каналов связи с каждым субъектом определяется одной или несколькими из следующих причин:

* внезапно наступившие и непредвиденные изменения окружающей субъект среды, вынуждающие его изменить условия договора с предприятием (повышение цен, изменение налогового законодательства и т.п.);

* появление более выгодных для субъекта предложений (предложение заключить более привлекательный договор, более привлекательные условия работы и т.п.);

* изменение целевых установок субъекта, связанное, например, с повышением его статуса, накоплением позитивных результатов деятельности, изменением индивидуальной или групповой психологии;

* изменение личных отношений между руководителями;

* изменение физических условий перемещения товарных, фи-нансовых и трудовых ресурсов между субъектами (аварии, из-менение таможенных условий, возникновение новых границ и т.д.).

Date: 2015-09-22; view: 1258; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию