Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник: данные European Mortgage Federation (EMF). 46 page





 

Радуто В.И., старший научный сотрудник отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов федерального государственного учреждения "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию".

 

В статье автор исследует категорию "социальная защита", ее конституционное и законодательное измерение, связь с правоприменительной практикой в отношении различных категорий граждан.

 

Ключевые слова: социальная защита, социальная защита отдельных категорий граждан, социальная защита инвалидов.

 

The author of the article studies the category of "social protection", its constitutional and legislative essence, connection with law-application practice with regard to various categories of citizens.

 

Key words: social protection, social protection of certain categories of citizens, social protection of disabled people.

 

Определение смыслового наполнения понятия "социальная защита", обозначаемого нормами правовых актов, имеет не только научное, но и практическое значение, прежде всего в рамках:

- различного рода предоставлений, осуществляемых государством в отношении определенных социальных групп;

- функционирования систем органов и организаций;

- определения предмета отрасли права.

В данной связи необходимо отметить, что анализ положений Конституции Российской Федерации <1>, а также иных нормативных правовых актов позволяет вкладывать различное содержание в понятие "социальная защита". С точки зрения конституционных положений оно может рассматриваться как минимум в трех аспектах, принимая во внимание:

--------------------------------

<1> Российская газета. 1993. 25 дек. N 237.

 

- структуру ст. 7, неразрывность толкования ее двух частей как единого целого;

- положения ч. 1 ст. 7 и иные положения Конституции;

- положения ч. 2 ст. 7, ст. 39, ч. 1 ст. 72 Конституции.

Поскольку Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека <2>, то термином "социальная защита" могут охватываться мероприятия в области социального обеспечения <3>, здравоохранения <4>, образования <5> и т.д.

--------------------------------

<2> См.: ч. 1 ст. 7 Конституции РФ.

<3> См.: ст. 39 Конституции Российской Федерации.

<4> См.: ст. 41 Конституции Российской Федерации.

<5> См.: ст. 43 Конституции Российской Федерации.

 

Систематический анализ ч. 1 ст. 72 Конституции позволяет говорить о несколько ином наполнении термина "социальная защита", обусловливающего прежде всего обозначение неких отраслевых правовых формирований с отдельными предметами правового регулирования. В данном случае следует принимать во внимание положения ч. 2 ст. 7, а также ст. 39, выделяя обеспечение государственной поддержки инвалидов, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, поощрение благотворительности.

Анализ федеральных законодательных актов также показывает разнообразие подходов к определению смыслового наполнения понятия "социальная защита". Прежде всего это обусловлено целями правового регулирования - наличием стремления обозначить этим понятием конкретный круг мероприятий в отношении определенных лиц, отграничив его от других понятий с иным кругом мероприятий, подвергая градации полномочия.

Например, для граждан, работающих с химическим оружием <6>, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) <7>. меры социальной защиты были в терминологическом плане заменены мерами социальной поддержки, причем круг мероприятий в области социальной поддержки фактически не изменился.

--------------------------------

<6> См.: Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 46. Ст. 4538.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.

 

Следует также отметить, что в соответствии с нормами ч. 1 ст. 3 указанного Закона <8> финансовое обеспечение мероприятий по социальной поддержке граждан, занятых на работах с химическим оружием, является расходным обязательством Российской Федерации.

--------------------------------

<8> В редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

 

Аналогичная трансформация была осуществлена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и в отношении:

- граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы <9>;

--------------------------------

<9> См.: Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 32. Ст. 1861.

 

- граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча <10>.

--------------------------------

<10> См.: Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 48. Ст. 5850.

 

В этих случаях смысловое наполнение понятий "социальная защита" и "социальная поддержка" идентифицируется.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ меры в отношении инвалидов были градированы на меры социальной защиты и меры социальной поддержки. Анализ отдельных положений <11> Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <12> (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов") показывает, что градация различных мер осуществлена с целю разграничения субъектов предоставления (федеральный центр и субъекты Российской Федерации).

--------------------------------

<11> См.: ч. 2 преамбулы (введена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), ст. 2.

<12> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.

 

Обозначение понятий "социальная защита" и "социальная поддержка" нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов" <13>, иные положения закона не дают четкого представления об их смысловом наполнении, соотношении и субъектах предоставления.

--------------------------------

<13> См.: ст. 2.

 

На первый взгляд меры социальной поддержки являются частью социальной защиты, а значит, и мерами социальной защиты <14>. Вместе с тем соответствии с ч. 2 преамбулы Федерального закона "О социальной защите инвалидов" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

<14> См.: ч. 2 преамбулы, ч. 1 ст. 3, ст. 5 (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий") // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 10.

 

С другой стороны, положения п. 6 ст. 5 презюмируют предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Но ведь дополнительные меры могут предоставляться в любом случае сверх обязательных, предоставление которых при определенной позиции толкователя может осуществляться и на федеральном уровне, что по смыслу ч. 2 преамбулы не представляется возможным.

Градация мер в данном случае чрезвычайно важна, так как, например, реабилитация инвалидов в соответствии с нормами ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" является мерой социальной защиты, а значит, входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.

А если учесть, что нормы пп. 24 п. 2 ст. 26.3 <15> Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <16> обозначают полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), среди которых следует выделить социальную поддержку и социальное обслуживание инвалидов, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации <17>, можно говорить о легитимности образования правового вакуума в области реабилитации инвалидов на региональном уровне.

--------------------------------

<15> Введена как структурная часть главы IV.1 Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2709.

<16> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.

<17> См.: ч. 2 преамбулы Федерального закона "О социальной защите инвалидов".

 

Определение смыслового наполнения понятия "социальная защита" представляется также важным в рамках функционирования организационного механизма в части распределения соответствующих полномочий, установления ответственности - наличие ранее определенных систем органов и организаций в различных сферах деятельности (здравоохранения, образования, социальной защиты). В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти <18>, их функциональной направленности к органам и организациям в области социальной защиты следует относить органы и подведомственные им организации в области социального развития, продуцируя тем самым функционирование двух подсистем (здравоохранения и социального развития).

--------------------------------

<18> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 20. Ст. 2290.

 

При определенной позиции толкователя, принимая во внимание, например, положения ч. 2 ст. 7, ст. 39, п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, такое отраслевое формирование системы права, как право социального обеспечения, в свете всего вышесказанного может обозначаться как право социальной защиты или, принимая во внимание структуру федеральных органов исполнительной власти, право социального развития.

Таким образом, нормы федерального законодательства не обозначают унифицированного понятия "социальная защита". Смысловое наполнение указанного понятия должно осуществляться исходя из систематического толкования норм конкретного нормативно-правового акта применительно к конкретным видам правоотношений.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Становление советской системы здравоохранения с 1917 по 1930 гг. (историко-правовой подход)

(Печникова О.Г.)

("Социальное и пенсионное право", 2010, N 2)

Дата

05.05.2010

Информация о публикации

Печникова О.Г. Становление советской системы здравоохранения с 1917 по 1930 гг. (историко-правовой подход) // Социальное и пенсионное право. 2010. N 2. С. 16 - 19.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

С 1917 ПО 1930 ГГ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД) <*>

 

О.Г. ПЕЧНИКОВА

 

--------------------------------

<*> Pechnikova O.G. Formation of soviet system of health care from 1917 till 1930 (historical-law approach).

 

Печникова О.Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского института предпринимательства и права.

 

В статье автор исследует организационно-правовые аспекты становления системы общественного здравоохранения в советской России в период с 1917 по 1930 г.

 

Ключевые слова: охрана здоровья, система здравоохранения, профилактика, лечебная медицина, санитарно-медицинская защита.

 

The author of the article studies organizational-law aspects of formation of the system of public health care in the Soviet Russia form 1917 till 1930.

 

Key words: protection of health, system of health care, prevention, curative medicine, sanitary-medicine protection.

 

Революционные перемены и связанные с ними политические и экономические реформы в полной мере затронули все ведомства нашей страны, где "на фоне крушения всех институтов старой власти началось коренное переустройство общественных отношений, проходившее к тому же в условиях начавшейся Гражданской войны и жесточайшей экономической разрухи. В силу экономических и военных трудностей, угрозы голода и эпидемий серьезно осложнилось положение всей социальной сферы, в том числе дела охраны здоровья народа" <1>.

--------------------------------

<1> Щепин О.П. Предисловие // Министры здравоохранения: Очерки истории здравоохранения России в XX веке / Под ред. О.П. Щепина. М.: НИИ им. Н.А. Семашко РАМН, 1999. С. 18.

 

В первые годы советской власти в России свирепствовали эпидемии сыпного тифа, холеры и других инфекционных заболеваний. Повсеместно недоставало квалифицированных медицинских кадров, лечебных учреждений, медикаментов. Гражданская война и военные операции на всей территории страны усиливали разруху в промышленности и в сельском хозяйстве. Население страны голодало. Не хватало топлива. Транспорт, системы водоснабжения и канализации городов находились в запущенном состоянии, что создавало неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую ситуацию.

Борьба с эпидемиями и болезнями в масштабах нашей большой страны требовала организационного единства системы здравоохранения и ликвидации ведомственной разобщенности, создания сети государственных лечебно-профилактических учреждений и аптек, преодоления острой нехватки медицинских кадров. Все эти меры, учитывая масштабность поставленных задач, были осуществимы лишь при наличии государственной системы здравоохранения, которая была образована в 1918 г.

Создание единой государственной системы здравоохранения происходило в несколько этапов. 26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был образован Медико-санитарный отдел, его возглавил М.И. Барсуков. Отделу поручалось организовать медицинскую помощь рабочим и солдатам, перестроить медико-санитарное дело в стране и привлечь к работе всех врачей, сочувствовавших новой власти. Для решения этих задач на местах с ноября 1917 г. в районах страны при местных советах стали создаваться медико-санитарные отделы, а при некоторых народных комиссариатах - врачебные коллегии.

24 января (6 февраля) 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров был образован Совет врачебных коллегий, являвшийся высшим медицинским органом в стране, его председателем был назначен А.Н. Винокуров.

15 мая 1918 г. был выпущен первый номер официального печатного органа Совета врачебных коллегий при Совете Народных Комиссаров РСФСР - "Известия советской медицины" - первой советской медицинской газеты-журнала.

С 16 по 19 июня 1918 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов, где были заслушаны доклады, в том числе доклад Н.А. Семашко <2>, основными положениями которого являлись следующие:

--------------------------------

<2> Николай Александрович Семашко (родился в 1874 г., умер в 1949 г.) после Октябрьской революции возглавил Медико-санитарный отдел Московского совета, а с 1918 по 1930 г. руководил Наркомздравом РСФСР. См.: Семашко Н.А. Избранные произведения. М.: Гос. изд-во мед. лит., 1954. С. 11 - 16.

 

"1. Насущной организационной задачей советской медицины на местах является устранение прежних межведомственных рамок и объединение ее.

2. Лечебная медицина должна быть построена на последовательности проведения принципов: а) общедоступности и б) бесплатности.

3. Немедленно нужно заботиться о повышении качества медицинской помощи (специальные приемы, специальные амбулатории, специальные лечебницы)...

4. Очередными медико-санитарными задачами советской медицины кроме общих и обычных являются борьба с социальными болезнями (туберкулезом, венерическими), борьба с детской смертностью и т.д.

5. Только советская санитария способна бороться радикально и результативно с жилищной нуждой беднейшего населения.

6. Ввиду далеко не достаточно сознательного отношения масс населения, особенно в провинции, к вопросам здравоохранения необходимо развивать самую широкую санитарно-просветительную деятельность (беседы, лекции, выставки и т.п.).

7. Необходимо привлечение к текущей деятельности рабочих организаций в городах и деревенской бедноты в деревнях" <3>.

--------------------------------

<3> Семашко Н.А. Избранные произведения. М.: Гос. изд-во мед. лит., 1954. С. 134.

 

Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов постановил: "Исходя из положенного в основу строения Советской Республики единства государственной власти, следует признать необходимым создание единого центрального органа - Комиссариата здравоохранения, ведающего всем медико-санитарным делом" <4>.

--------------------------------

<4> Очерки истории здравоохранения СССР. М.: Медицина, 1957. С. 78.

 

26 июня 1918 г. Совет врачебных коллегий направил в Совет Народных Комиссаров докладную записку и проект Декрета о создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, ведающего всем медико-санитарным делом. 11 июля 1918 г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет "Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения".

Таким образом, на основе изучения идей Йогана Петера Франка <5>, опыта работы Комиссий С.П. Боткина <6> и Е.Г. Рейна <7> впервые в мире в ранг государственной политики были введены основные принципы развития здравоохранения, начавшие свое действие с 1918 г., прошедшие под влиянием исторического развития самого государства апробацию, осмысление и эволюцию (последняя наиболее ярко проявилась с 90-х годов), а также ставшие базисом образования современной системы здравоохранения, - это государственный характер, профилактическое направление медицинской деятельности, непосредственное участие всего населения в мерах по охране здоровья, единство науки и практики.

--------------------------------

<5> Йоган Петер Франк (родился в 1745 г., умер в 1821 г.) - австрийский врач, гигиенист, автор многотомного труда "Система всеобщей медицинской полиции" (1779 - 1819 гг.), где им была впервые высказана идея государственной организации медицинского дела под управлением "медицинской полиции". См.: Заблудовский П.Е. Развитие медицинской статистики: Исторический обзор. Лекция 1. М.: ЦОЛИУВ, 1972. С. 17 - 18.

<6> Имеется в виду Комиссия по вопросам улучшения санитарных условий и уменьшения смертности в России, созданная в 1886 г. при Медицинском совете Министерства внутренних дел. См.: Егорышев И.В. Комиссия Боткина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. N 1. С. 51 - 53.

<7> Георгий Ермолаевич Рейн (родился в 1854 г., умер в 1942 г.) - профессор акушерства и гинекологии Военно-медицинской академии, председатель Медицинского совета Министерства внутренних дел, завершивший работу Комиссии Боткина, реорганизованной в 1912 г. в Высочайше утвержденную Междуведомственную комиссию по пересмотру врачебно-санитарного законодательства, таким образом, Комиссии Боткина и Рейна с 1886 по 1916 г. занимались разработкой реформы здравоохранения в России на основе централизованной системы управления. Если Комиссия Боткина лишь определила необходимость эффективного руководства здравоохранением и создания самостоятельного органа управления делами народного здравия во главе с врачом в качестве мер "к повсеместному оздоровлению", то Комиссия Рейна впервые в истории здравоохранения разработала нормы обеспечения населения медицинской помощью, размеры финансирования и число врачей, подготовила законопроекты по организации общедоступной медицинской помощи, организации работы лечебно-профилактических учреждений, санитарной службе и борьбе с эпидемиями, медицинскому образованию, медицинскому праву, которые были объединены в сборник "Устав здравоохранения и учреждения, ведающие врачебно-санитарным законодательством". См.: Егорышев И.В. Значение Комиссии Г.Е. Рейна для здравоохранения России // Материалы съезда Конфедерации историков медицины. М.: Медицина, 2003. С. 54; Егорышев И.В. Комиссия Боткина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. N 1. С. 51 - 53.

 

Приоритетным принципом советской медицины, особенно в период ее становления, являлся ее государственный характер, что объединило вместе такие глобальные категории, как централизованное управление, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения. Бесплатность и общедоступность медицинской помощи для всего населения - это безусловная закономерность, проистекающая их данного принципа.

Учреждение в 1918 г. Народного комиссариата здравоохранения стало отправной точкой в формировании государственной системы управления здравоохранением в РСФСР.

18 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о Народном комиссариате здравоохранения, задачами которого были: "а) разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела, б) наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие мер к их неуклонному выполнению, в) издание общеобязательных для всех учреждений и граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела, г) содействие всем учреждениям Советской Республики в осуществлении медико-санитарных задач, д) организация и заведование центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера, е) финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений, ж) объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов депутатов" <8>.

--------------------------------

<8> Потулов Б.М. В.И. Ленин и охрана здоровья советского народа. 3-е изд. Л.: Медицина, 1969. С. 97.

 

Итак, уже в начале становления советской власти были учтены потребности государства в централизации, бесплатности и обеспечении необходимых льгот при оказании медицинской помощи, предоставляемой образуемой в те годы разветвленной сетью лечебно-профилактических учреждений.

В 1918 г. все курорты перешли в ведение Народного комиссариата здравоохранения. Во время Гражданской войны санаторно-курортное лечение на Кавказских Минеральных Водах приостановилось. Большую роль в его дальнейшем развитии сыграл Декрет от 18 апреля 1920 г. "О лечебных местностях общегосударственного значения", где Кавказские Минеральные Воды вновь признаны курортами общегосударственного значения. В том же году был создан Пятигорский государственный бальнеологический институт с четырьмя клиниками во всех городах-курортах, который сыграл в дальнейшем огромную роль в развитии курортного дела в России. После революции частные дачи, фешенебельные особняки, которые снимали на лето богатые курортники, составлявшие "водяное общество", были переоборудованы под санатории круглогодичного действия для рядовых граждан СССР. И уже в 1925 г. в Кисловодске функционировало 10 санаториев, в Пятигорске - 4, в Ессентуках и Железноводске - по 6 санаториев, стали строиться новые здравницы <9>.

--------------------------------

<9> См.: Лечение минеральной водой на курортах Кавказских Минеральных Вод / Под ред. Е.А. Синкевич. Минеральные Воды: Кавказская здравница, 2006. С. 5 - 6.

 

По нашему мнению, нуждается в определенном акценте классовый характер планируемых мероприятий того времени. В 1923 г. в работе "Охрана здоровья населения в эпоху диктатуры пролетариата" Н.А. Семашко писал: "В области лечебной медицины мы неуклонно шли к основной цели: обеспечить, прежде всего, рабочих (теперь мы говорим - застрахованных) всеми видами лечебной помощи... и... обеспечить возможно лучше верного союзника пролетариата - трудовое крестьянство... На этом принципе преимущественного обслуживания городского пролетариата (и беднейшего крестьянства в деревне) построена вся лечебная организация... Лучшие больницы, лучшие амбулатории, наиболее хорошо обставленные аптеки в городах обслуживают трудящихся (застрахованных), 60% государственных мест в санаториях и на курортах предоставляются членам профсоюзов и, прежде всего, рабочим вредных производств; остальные места предназначаются для учащихся, красноармейцев, инвалидов, крестьян и т.д." <10>.

--------------------------------

<10> Семашко Н.А. Избранные произведения / Под ред. П.И. Калью. М.: Медицина, 1967. С. 53 - 54.

 

Профилактическая направленность является еще одним краеугольным камнем базиса развития здравоохранения с 1918 г. до наших дней. В неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке ближайшего послереволюционного периода первыми Декретами были: от 28 января 1919 г. "О мероприятиях по борьбе с сыпным тифом"; от 10 апреля 1919 г. "О мерах борьбы с эпидемиями"; 10 апреля 1919 г. "Об обязательном оспопрививании" и "О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем"; от 18 июня 1919 г. "О санитарной охране жилищ"; от 5 ноября 1919 г. "О борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском Фронтах", от 30 декабря 1919 г. "Об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом", от 13 мая 1920 г. "О санитарно-пропускных пунктах на вокзалах города Москвы"; от 30 сентября 1920 г. "Об обеспечении населения Республики банями" и др.

Профилактика как одна из основ не только медицинской помощи, но и труда и быта была отмечена в программе развития страны в 1919 г.:

"1) решительное проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся, как то: а) оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха), б) постановка общественного питания на научно-гигиенических началах, в) организация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней, г) создание санитарного законодательства;

2) борьбу с социальными болезнями (туберкулезом, венеризмом, алкоголизмом и т.д.);

3) обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи" <11>.

--------------------------------

<11> КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. М.: Политиздат, 1970. Т. 2. С. 59.

Date: 2015-09-17; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию