Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Имперсонал в перфекте и плюсквам-перфекте
Нижеследующие перфектные формы являются, скорее, пассивными, чем имперсональными, в противоположность аналогичным формам презенса и имперфекта. Напомним, что у пассива (имперсонала) существуют лишь формы третьего лица. Пассив перфекта строится так: глагол olda в 3 л. ед. или мн. числа презенса индикатива (положительные или отрицательные формы) + пассивное причастие прошедшего времени на -tud / -dud (подробнее они рассматриваются в следующем уроке). Показатель -tud / -dud присоединяется: - к гласной основе одноосновных глаголов (-dud – если в основе нечётное количество слогов, -tud – если в основе чётное количество слогов); - к согласной основе, если она есть (-dud после звонких согласных и ‑tud после глухих); - к краткой гласной основе, если она есть (-tud). Meiden školha om teh tud sur’ kohenduz. – В нашей школе сделан большой ремонт. Kirj om luge tud. – Книга прочтена. Kaikiš suremb blöd om pes tud. – Самое большое блюдо помыто. Long’ ei ole völ sö dud. – Обед ещё не съеден. Nene kirjeižed oma luge tud. – Эти письма прочтены. Kaik kodiradod oma teh tud oikti. – Все домашние задания сделаны правильно. Tarbhaižed kirjad ei olgoi to dud klassha. – Нужные книги не принесены в класс.
Пассив плюсквамперфекта строится также, только вспомогательный глагол olda стоит в имперфекте: Kaik openduzliteratur oli jaga tud amu jo. – Вся учебная литература была давно поделена. Irdad lidnan keskuses ei olnugoi völ kohe tud, konz meiden kanz ajoi lebule merennoks. – Центральные улицы города ещё не были отремонтированы, когда наша семья уезжала на отдых к морю.
? 1. Некоторые филологи предлагали использовать в пассиве глагол olda только в единственном числе (kirjad om lugetud). Вепсы никогда так не скажут, поэтому мы против такого использования. 2. Если в презенсе и имперфекте можно говорить об имперсонале в том смысле, что мы имеем дело, по существу, с неопределённо-личными формами (mijal pašttas muga; siš küläs pagištas toižin), то надо ещё помнить, что, кроме этого, в вепсском языке существует целый ряд глаголов, употребляемых в безличных формах 3го лица: minai pän kibištab – у меня болит голова (букв. у меня голову болит); irdal vihmub – на улице идёт дождь (букв. на улице дождит); händast tuskištab – её тошнит; ehtha mäneb – вечереет; Ivoid haikostoiti – Ивой зевал (букв. Ивоя зевало); man jo kahoitab – землю уже подмораживает, и т. п. Эти глаголы (за исключением mända) могут употребляться только в качестве сказуемых безличных предложений и словосочетаний.
Harjoitused. 1. Käkat vepsän kel’he: Эти задания были сделаны с самого начала (ezmässai). Магазины были ещё закрыты, когда нас отвезли на станцию железной дороги. Дома построены из хорошего дерева, и в них сейчас тепло. Картошка не сварена – что же мы будем есть на обед? Я не купил инструменты (azeged), потому что они были сделаны из плохого (hond) материала. 2. Sanugat, kut saudas perfektan da plüskvamperfektan formad refleksivižes kändluses.
*** Avtobus om täuz’ rahvast. Penikaine Kol’a ištub tatan üs’kas (на коленях). Tuleb čoma emänd. Kol’a hüpähtab lavale i sanub: „Ištkatoiš, tädi!“
|