Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава Х





1 См. выше, гл. II, прим. 3.

2 См. ниже, с. 352-353.

3 J. Dagens, «Hermétisme et cabale en France de Lefèvre d'Etaples à Bossuet», Revue de littérature comparée, Janvier-Mars 1961, p. 6.

4 D.P. Walker, «The Prisca Theologia in France», J.W.C.I., XVII (1954), pp. 204-25.

5 Этот комментарий опубликован вместе с «Асклепием» в собрании сочинений Фичино. Ранее его авторство приписывалось Фичино (см. выше, с. 42).

6 Существует рукопись этого сочинения: см. Thorndike, IV, р. 513.

7 Кристеллер первым «извлек на свет» документальные свидетельства о поразительной фигуре Лаццарелли и о его еще более поразительном наставнике Иоанне Меркурии да Корреджо. Судя по всему, последний считал себя своего рода Христом от герметики. В 1484 г. он ходил по улицам Рима, увенчав себя терновым венцом с надписью: «Hic est puer meus Pimander quem ego eligi» [«Ce есть сын мой Поймандр, которого я избрал»]. О Лаццарелли и «Иоанне Меркурии» см. Kristeller, «Marsilio Ficino e Lodovico Lazzarelli», впервые опубликовано в качестве статьи в 1938 г., затем дополнено и переработано в Studies, pp. 221—247; «Ancora per Giovanni Mercurio da Correggio», Studies, pp. 249—257; «Lodovico Lazzarelli e Giovanni da Correggio» в Biblioteca degli Ardenti della Città di Viterbo, 1961.

Отрывки из сочинений Лаццарелли «Crater Hermetis» [«Чаша Гермеса»]и «Epistola Enoch» [«Послание Еноха»] (последнее - об Иоанне Меркурии и его герметической миссии) опубликованы с введением и примечаниями М. Брини [М. Brini] в Test, итап., pp. 23—77.

В «Чаше Гермеса» и примыкающих к ней источниках наряду с герметическими присутствуют кабалистические элементы. Возможно, феномен Лаццарелли и «Иоанна Меркурия» до сих пор не нашел себе должного места в историческом контексте. Не исключено, что его можно отнести к полемике вокруг Пико, в центре которой стоял вопрос, подтверждают ли магия и кабала божественность Христа, — вопросу, на который папа Александр VI дал столь выразительный утвердительный ответ. В одном месте сонета, подписанного именем «Hermes Junior» [Гермес Младший] (это почти наверняка «Иоанн Меркурий»), комментатор усматривает аллюзию на Александра VI (см. Kristeller, Studies, pp. 252, 255).

8 Уокер предполагает (pp. 70—71), что процедура, описанная в «Чаше Гермеса», в известной степени подобна магической операции, при помощи


которой мастер заручается поддержкой доброго демона для своего ученика, и аналогична операции вселения демонов в идолов, описанной в «Асклепии». По сообщению Лефевра, Лаццарелли понимал процесс изготовления идолов в «Асклепии» так, «как если бы идолы были апостолами, а изготавливающий их человек — Христом» (цитируется по: Walker, «The Prisca Theologia in France», p. 241, из комментария Лефевра к «Асклепию»).

9 Walker, «The Prisca Theologia in France», pp. 234-239.

10 Corpus Hermeticum XVI (современные издатели разделили этот трактат на три части); С.Н., II, pp. 231—255. Латинский перевод Лаццарелли перепечатал с издания 1507 г. К. Базоли: С. Vasoli, «Temi e fonti della tradizione ermetica in uno scrìtto di Symphorien Champier», в Umanesimo e esoterismo, ed. E. Castelli, Padova, I960, pp. 251-259. О кодексе Витербо, содержащем рукопись перевода Лаццарелли, см. Kristeller, Studies, pp. 227 ff., а также его вышеупомянутую статью в Biblioteca degli Ardenti della Città di Viterbo.

11 Kristeller, Studies, pp. 223; Walker, «The Prisca Theologia in France», p. 209; цитаты из предисловия Вергерия [Vergerius] в Scott, I, pp. 33—34.

12 Walker, «The Prisca Theologia in France», p. 209; Scott, I, pp. 34-36.

13 Walker (Spiritual and Demonic Magic), pp. 96-106.

14 Pontus de Tyard, Deux discours de la nature du Monde et de ses Parties, Paris, 1578, p. 98 recto; перепечатано под названием The Universe, ed. J.C. Lapp, Columbia, 1950, pp. 148-149.

15 Lib. IV, cap. 1 (Ficino, p. 130).

16 Pontus de Tyard, Deux discours, etc., 1578, pp. 112 verso—113 recto (ed. Lapp, p. 169); cp. Walker, «The Prisca Theologia in France», p. 210.

17 Pontus de Tyard, Deux discours, etc., 1578, предисловие Дюперрона, sig. a iiii verso; ср. мою книгу The French Academies of the Sixteenth Century, Warburg Institute, University of London, 1947, pp. 88-89.

18 О Ballet comique см. мои книги The French Academies of the Sixteenth Century, pp. 236 ff., и The Valois Tapestries (Warburg Institute, University of London, 1959), pp. 82 ff. В статье «Poesie et Musique au Mariage du Duc de Joyeuse» (в Musique et Poésie au XVle siècle, Centre National de la Recherche Scientifique, Paris, 1954, pp. 241 ff.) я высказала предположение о наличии у такого представления магических аспектов, сравнив (р. 255) сошествие Юпитера в балете с талисманом Юпитера, принадлежавшим, как считалось, Екатерине.

19 На то, что Морне обращался к герметизму, указали У окер (Walker, «The Prisca Theologia in France», p. 209,211-212) и Дажанс (Dagens, art. cit., p. 8).


20 Morrnay, De la vérité de la religion chrétienne, Anvers, 1581, p. 38.

21 Ibid., pp. 80, 98-100.

22 Ibid., pp. 101-102.

23 Ibid., pp. 106 ff., 740 ff. Дажанс (Dagens, art. cit., pp. 9,11) обратил внимание на тот факт, что Морне связывает герметические и кабалистические учения с мистицизмом Псевдо-Дионисия.

24 Ibid., pp. 633 ff.

25 В книге The Valois Tapestries (Warburg Institute, University of London, 1959) я проанализировала провалившуюся попытку Вильгельма Оранского учредить веротерпимое государство во главе с герцогом Анжуйским. Я привела доводы в поддержку того, что сюжеты гобеленов отражают надежды этого упущенного исторического момента.

26 A Woorke concerning the trewnesse of the Christian Religion, by Philip of Mornay... begun by Sir P. Sidney, finished at his request by Arthur Golding, London, 1578, p. 27. Поскольку этот пассаж встречается в главе 3, а в предисловии Голдинг сообщает, что Сидни перевел несколько глав, прежде чем уйти на войну, возможно, и процитированный пассаж был переведен Сидни, хотя полной уверенности в этом быть не может. Мнения по этому вопросу и анализ «древнего богословия» (prisca theologia) у Морне как возможного источника для соответствующего места в «Аркадии» Сидни можно найти в: D.P. Walker, «Ways of Dealing with Atheists: A Background to Pamela's Refutation of Cecropia», Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance, ХVII (1955), pp. 252 ff.

27 В 1630 г. в Кельне вышло еще одно издание. См. Scott, I, p. 36; Dagens, art. cit., p. 7.

28 Hannibal Rosseli, Pymander Hermetis Mercurii Trismegistus, cum emmentariis, Cologne, 1630,1, pp. 322 ff.

29 Ibid., I, pp. 241 ff.

30 Ibid., I, pp. 248 ff.

31 Dagens, art. cit., p. 8.

32 На серии рисунков в Cabinet des Estampes изображена длинная религиозная процессия паломников, тянущаяся по улицам Парижа и выходящая за пределы города. Генрих III и его кающиеся confrères [собратья] принимают участие в этом паломничестве; возглавляют процессию монахи-капуцины. В статье «Dramatic Religious Processions in Paris in the Late Sixteenth Century» (Annales Musicologiques, II, Paris, 1954, pp. 215-270) я опубликовала эти рисунки и проанализировала их значение, обратив внимание (pp. 223 ff.) на важную роль, отведенную капуцинам и в рисунках, и в религиозном движении Генриха III в целом.


33 The French Academies of the Sixteenth Century и The Valois Tapestries.

34 Journal of the Warburg Institute, III (1939-1940), pp. 181-207. Ср. также The French Academies, pp. 225-229.

35 Giordano Bruno, Spaccio della bestia trionfante, dial. 3 (Dial. itaL, p. 826). Ср. «The Religious Policy of G. Bruno», p. 224; The French Academies, pp. 227— 228; и ниже, pp. 206.

36 Scott, I, p. 37.

37 «Videtur Hermes hic Trismegistus coetaneus quidem fuisse Mosy, sed paulo senior...» [«Этот Гермес Трисмегист был, видимо, современником Моисея, хотя и несколько старшим»] Введение к герметическим текстам в: Patrizi, Nova de universis philosophia; ср. Scott, I, p. 40.

38 «Poemander creationem mundi et hominis, cum Mosaica fere eandem complectìtur. Et Trinitatis mysterium longe apertius quam Moses ipse enarrat" [«Поймандр излагает сотворение мира и человека почти так же, как Моисей. А таинство Троицы он рассказывает намного яснее, чем Моисей»]. Посвящение Григорию XIV в: Patrizi, Nova de universis philosophia; ср. Scott, I, p. 39.

39 Patrizi, посвящение Nova de universis philosophia; цитируется в переводе Скотта, lac. cit.

40 Zoroaster, сочинение с отдельной пагинацией в: Patrizi, Nova de universis philosophia, p. 4 verso.

41 Ibid., loc. cit.

42 Ibid., p. 5, a также в других пассажах.

43 Patrizi, De luce, сочинение с отдельной пагинацией, открывающее издание Patrizi, Nova de universis philosophia.

44 Ibid., p. 11, etc.

45 Patrizi, De spacio physico (сочинение с отдельной пагинацией в Nova de universis philosophia), f. 109.

46 Patrizi, Pampsychia (сочинение с отдельной пагинацией в Nova de universis philosophia), pp. 54 ff. (an mundus sit animatus [одушевлен ли мир]).

47 Patrizi, Panarchios (сочинение с отдельной пагинацией в Nova de universis philosophia), pp. 9 ff.

48 Подробное описание этих неприятностей см. в: Luigi Firpo, «Filosofìa italiana e Controriforma», Rivista di Filosofia, XLI (1950), pp. 150-173; ХLII (1951), pp. 30-47.

49 См. выше, с. 150.


50 В частности, в трактате Колета о небесных чинах обнаруживается зависимость от построений Фичино: согласно последнему, девять ангельских чинов «пьют» божественные токи, которые затем нисходят в мироздание, состоящее из девяти ступеней: перводвигателя (primum mobile), зодиака и семи планет. «Nam quod novem hauriunt angelorum ordines, id novenario progressu in universa diffunditur...» [«Ибо то, что испивают девять ангельских чинов, девятистепенным прохождением разливается по вселенной»] (John Colet, Two Treatises on the Hierarchies of Dionysius, published with English translation by J.H. Lupton, London, 1869, p. 180). Дионисианский мистицизм Колета подвергся здесь влиянию фичиновского «астрологизирующего» мистицизма (см. выше, с. 114—116). Кроме того, Колет был знаком с похвалами кабале у Пико: в его работе можно найти цитаты и оттуда.

51 R.W. Chambers, Thomas More, London, 1935, pp. 93-94.

52 The Life of John Pints, Earl of Mirandula, в: The English Works of Sir Thomas More, ed. W.E. Campbell, A.W. Reed, R.W. Chambers, etc., 1931,1, p. 351.

53 More's Utopia, Robinson's translation, Everyman edition, p. 100.

54 Ibid., pp. 100-101.

55 Ibid, pp. 101-102.

56 A True and Faithful Relation of what passed... between Dr. John Dee and some Spirits, p. 397.

57 Cm. F.R. Johnson, Astronomical Thought in Renaissance England, Baltimore, 1937, pp. 134-135.

Date: 2015-09-17; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию